Концепция реализации экологической политики. Экологическая политика. Проблемы экологии. Государственная экологическая политика. Чётко определённые задачи политики

В данной главе анализируются теоретические основы экологической политики, ее инструментов, компонентов и механизмов. Кроме того, дается описание экономических последствий наличия в стране экологических проблем, а также характеризуются системы управления качеством окружающей среды, контроля и мониторинга ее состояния.

Экологическая политика: понятие, виды, принципы

Экологическая политика - это сравнительно новый вид государственной политики стран мира, а также направление деятельности различных политических, экономических, государственных и негосударственных организаций. На формирование и развитие экологической политики различных государств и регионов оказывает влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми можно считать уровень экономического и социального развития общества, уровень влияние экологических проблем на развитие страны, уровень развития производства и масштабы использования природных ресурсов, а также уровень экологической грамотности и культуры населения. Особенности формирования экологической политики связаны, в первую очередь, с тем этапом развития, на котором страна находится. Процесс формирования региональной экологической политики также зависит от политических установок в обществе и системы государственного устройства.

Мы можем определить экологическую политику, как направление деятельности государственных и общественных организаций, нацеленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и решение экологических проблем. Однако, необходимо разграничивать понятие «экологическая политика» с точки зрения глобального и регионального уровней. В глобальном масштабе «экологическая политика» - это комплекс мер и акций международно-политических и общественных организаций, основной целью которых является рассмотрение глобальных экологических проблем с точки зрения влияния этих проблем на социально - экономическое развитие всего общества, а также с учетом имеющихся ресурсов и их распределения. Региональная экологическая политика по набору функции схожа с глобальной, однако она рассматривает влияние экологических проблем с точки зрения одного континента, страны или региона.

В современном мире большое внимание уделяется региональной экологической политике, в особенности с точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Региональная экологическая политика является одной из важнейших составляющих государственной политики большинства развитых стран. В данном случае мы можем говорить об элементах государственной экологической политики. Среди них можно выделить цели, механизмы и инструменты реализации, приоритеты и затраты на осуществление. Государственная экологическая политика основывается на экономических и социальных задачах всей государственной политики, а также зависит от степени оказываемого влияния экологическими проблемами и природными катастрофами на развитие страны, уровня научно - технического прогресса и возможностей применения его достижений для решения экологических проблем. Социальная экологическая политика чаще всего рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение экологической грамотности населения, и регулирующих отношение населения страны к использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что уровень экономического развития страны и состояние окружающей среды тесно взаимосвязаны. Обеспечение высоких темпов роста без проведения мероприятий по охране окружающей среды приведет к деградации окружающей среды, а также окажет влияние на жизнь и здоровье людей, что в свою очередь, приведет в долгосрочной перспективе к еще более негативным последствиям.

Процесс реализации экологической политики включает в себя три ступени:

  • · Разработка нормативно - правовых актов, административно - контрольных мер, прямого регламентирования со стороны государственных органов;
  • · Создание институтов экологического контроля и мониторинга;
  • · Разработка и внедрение инструментов экономического стимулирования, связанного с развитием различных рыночных механизмов и направленного на экологизацию хозяйственной деятельности экономических агентов.

Основными инструментами экологической политики являются административные и экономические методы. К экономическим методам можно отнести различные способы стимулирования пользователей природных ресурсов к разработке, использованию и усовершенствованию ресурсосберегающих технологий, а также побуждения их к использованию более экологически чистых методов организации и осуществления производственной деятельности. К таким методам непосредственно можно отнести инструменты ценовой и фискальной политики, программы субсидирования государством различных экологических программ, а также продажу прав на загрязнение. К числу административных методов относятся система штрафов, законодательное регулирование, экологические платежи, установление норм предельно допустимых выбросов для различных источников загрязнения окружающей среды, включая электростанции, промышленные предприятия и автотранспорт.

Существует и более детальная классификация методов экологической политики. В социальной экологии выделяют следующие механизмы экологической политики: законодательно - правовые, экономические, политические, образовательные и научно - технические. Законодательно - правовые методы в данном случае рассматриваются как набор законодательных актов и нормативно - правовых документов, которые регулируют отношения между государством, обществом и природой, а также устанавливают штрафы за загрязнение окружающей среды. Под научно - техническими методами понимается набор знаний и технологий, способствующих предотвращению и решению экологических проблем. Под политическими методами понимаются действия политических партий и организаций по благоустройству природоохранных комплексов, заповедников. Особое место занимают образовательные меры, так как их основной задачей является воспитание общества в духе бережного отношения к природе.

Процесс реализации экологической политики осуществляется субъектами экологической политики, к числу которых относятся: государства, экономические агента, политические партии и организации, негосударственный организации и научно - исследовательские и образовательные учреждения.

К целям экологической политики относятся: достижение результатов в области охраны окружающей среды и решение как региональных, так и глобальных экологических проблем, рациональное природопользование, сохранение здоровья населения и уменьшения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека, применение экологических отношений для решения других задач государственной политики. Для осуществления данных целей необходимо, в первую очередь, решить ряд важнейших задач:

  • · разработка, усовершенствование и освоение населением методов рационального использования природных ресурсов, а также экологически чистых методов производства;
  • · формирование в обществе системы ценности окружающей среды и понимание ограниченности природных ресурсов;
  • · воспитание населения с осознанием стратегии глобального устойчивого развития;
  • · разработка системы безопасной утилизации отходов;
  • · обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества продуктов питания;
  • · снижение риска катастроф природного и техногенного характера.

Для решения выше описанных задач, государству необходимо разработать четкую экологическую политику, а также способствовать финансовому и материальному обеспечению изучения состояния окружающей среды и биологического разнообразия, созданию эффективной системы мониторинга за состоянием окружающей среды и ее компонентов, разработке методов по контролю за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов, финансированию и поддержке использованию компаниями энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Одним из направлений экологической политики также является уменьшение ущерба, наносимого природной среде от антропогенной деятельности. Такой ущерб можно разделить на исчисляемый и условно - исчисляемый ущерб.

К исчисляемому ущербу относятся экономический и социально - экономический виды ущерба. Экономический ущерб - это затраты государства на ликвидацию последствий природных бедствий и катастроф, потери общества в результате недополучения результатов лесохозяйственной, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, снижение урожайности и как следствие усиление продовольственной проблемы, затраты на поддержание и восстановление равновесия в экосистемах, потери топлива, сырья и материалов.

К социально - экономическому ущербу относятся затраты на сохранение рекреационных ресурсов, увеличение численности людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также последствия от миграции населения, вызванной ухудшением состояния окружающей среды.

Условно-исчисляемый ущерб -- это увеличение патологических изменений в человеческом организме, рост числа людей, которые страдают аллергиями с детства, а также эстетический ущерб, наносимый населению, от изменения вида окружающих ландшафтов вследствие загрязнения окружающей среды.

Правильная интерпретация экономического ущерба от экологических проблем необходима практически во всех сферах экономической деятельности. Она позволяет оценить эффективность экономики региона или страны в целом, а также способствует развитию таких рыночных механизмов контроля за состоянием окружающей среды, как экологическое страхование. Отсутствие качественной оценки экологического ущерба приводит к тому, что природопользование исключается из состава факторов, которые определяют общую эффективность экономики.

1. Экологическая политика.

Управление окружающей средой основная задача природообустройства, так как природообустройство является основным инструментом в системе управления окружающей средой.

Система управления, в соответствии с ГОСТ Р ИСО, включает следующие звенья: экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок(мониторинг и аудит) и корректирующие действия , а также анализ со стороны руководства. Все эти действия должны приводить к «постоянному улучшению» окружающей среды.

Для успешности управления свою «Экологическую политику» должны предъявлять все уровни управления, начиная от государства и кончая хозяйствующим субъектом и просто гражданином. Демонстрация успешной экологической политики необходима, для того чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии надлежащей системы управления окружающей средой.

В области природообустройства демонстрация экологической политики наиболее важна, так как эта отрасль наиболее «плотно» взаимодействует с окружающей средой. Поэтому, любая организация по природообустройству должна создать, внедрить, поддерживать или улучшить систему управления окружающей средой. Вместе с тем она должна удостовериться в «справедливости» своей экологической политики. Для этого нужно продемонстрировать соответствия своей экологической политики интересам других организаций и граждан и добиться одобрения (сертификации или регистрации) своей экологической политики обществом (внешней организацией, например при экологической экспертизе проекта природообустройства).

Эта процедура обычно начинается с самостоятельного определения соответствия системы управления окружающей средой юридическим и техническим нормативам, например, «Закону по охране окружающей среды » или ГОСТам серии ИСО 14000.

В узком смысле, под экологической политикой подразумевается – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью . Это служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологическим показателем называется – «детализированное требование в отношении экологической эффективности, выражаемое количественно (там, где это реально), предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей ».

Итак, экологическая политика должна:

    соответствовать характеру и масштабу деятельности организации учитывать вид продукции или услуг и соответствовать воздействиям на окружающую среду; включать обязательства в отношении соответствия природоохранному законодательству и регламентам; включать обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращать ее загрязнение; предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа (такие показатели, например, могут входить в структуру мелиоративного режима); документально оформляться, внедряться, поддерживаться руководством и доводиться до сведения всех сотрудников, а также быть доступной для общественности.

Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и совершенствования системы управления окружающей средой на всех уровнях хозяйственной деятельности. Политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы на основе установки плановых показателей качества окружающей среды, в частности выполнения мелиоративных режимов природообустройства. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее понимали внутренние и внешние участники хозяйственной деятельности. Она должна периодически совершенствоваться (анализироваться и пересматриваться).

1.1 Экологическое обоснование на различных этапах природообустройства.

Обеспокоенность человечества своим будущим возникла примерно в средине ХХ века. Это было время достаточно благополучное. Закончилась «Вторая мировая война», экономика стран стабилизировалась, появились накопления, которые можно было вкладывать не только в национальный бизнес. Возникли транснациональные компании. Инвесторам необходимо было получить ответ на вопрос в какую отрасль, в какое направление следует вкладывать капитал для получения максимальной прибыли. Ответ надеялись получить в результате моделирования глобальных социально-экономических процессов.

Группа модельеров-прогнозистов, так называемый «Римский клуб», попыталась ответить на поставленные вопросы. Ответ формировался в виде прогноза развития Мира при различных стратегиях поведения человечества в период от 1970 до 2020 года.

В моделях были выбраны следующие ключевые переменные – изменение численности человечества, изменение количества невозобновимых ресурсов, изменение уровня питания, изменение загрязнения окружающей среды . В результате моделирования получилось, что наиболее тревожным показателем, приводящим к существенной смертности в мире, оказывалось загрязнение.

Международному сообществу необходимо было решиться на то, что капиталы необходимо вкладывать не для улучшения существующего уровня жизни, не для обогащения, а для сохранения жизни человека на Земле. Осознание этого события, в дальнейшем привело к возникновению различных экологических движений, которые потребовали изменения законодательства.

Наибольшее опасение у международного сообщества вызывали «большие проекты», связанные с изменением природы, т. е. проекты существенного перераспределения природных ресурсов по территории, например, при нефте - и газодобыче или переброске стока рек, проекты мелиорации и а также проекты, приводящие к загрязнению природной среды.

Естественной реакцией на эту угрозу было ограничение деятельности опасной для человека, которая реализовалась во многих странах в виде экологического контроля, за намечаемой хозяйственной деятельностью (НХД).

Влияние хозяйственной деятельности на природную среду многообразно. Это, в первую очередь, влияние на абиотическую среду, а потом, через нее, на биотическую.

Примерная схема такого влияния показана на рис 1. «Схема влияния намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду».

Из рисунка видно, что деятельность человека влияет на основные географические сферы (атмосферу, гидросферу, литосферу), через них на почву, далее на флору и фауну и в результате на человека.

Любая деятельность человека строиться по определенному плану, проходит ряд этапов. Таких этапов, по крайней мере, пять – планирование, проектирование, строительство, эксплуатация и ликвидация объекта хозяйственной деятельности.

Каждому этапу должна соответствовать определенная процедура оценки возможного влияния хозяйственной деятельности. Так, например, на первичных стадиях планирования можно применять стратегическую оценку воздействия на окружающую среду , на стадии проектаоценку воздействий на окружающую среду (ОВОС) и его экологическую экспертизу , на стадии эксплуатации действующего объекта экологический мониторинг и экологический аудит .

Однако они все могут быть объединены в процедуру экологической оценки.

Процедуру экологической оценки в проектном анализе можно формализовать в виде блок-схемы, показанной на рис.2

На рисунке 2 можно проследить последовательность процедур на этапе проектирования и эксплуатации. Начиная с блока «Анализ ситуации в стране и анализ программ развития региона, характеристика состояния окружающей среды». Далее следуя по ходу часовой стрелки можно видеть как материалы исследований (блок «Первичное изучение среды») превращаются в «Детальную проработку проекта» и передаются на «Экспертизу». При положительном заключении экспертизы проект переходит в стадию реализации.

На этом этапе представление кредитов связывается с соглашением по охране окружающей среды и природных ресурсов. В дальнейшем должны осуществиться меры по охране природы , и проведен мониторинг их эффективности. На стадии завершения проекта проводиться оценка его результатов посредством аудита и мониторинга действующего предприятия.

Рассмотрим более подробно этапы проектирования и в связи с этим отдельные процедуры экологической оценки. Основным принципом любой экологической оценки является его превентивность, т. е. возможные ущербы должны быть установлены на самых ранних стадиях.

2 Основные этапы «проектирования» хозяйственной деятельности.

Общую структуру проектирования хозяйственной деятельности можно представить в виде блок-схемы, показанной на рисунке 3 «Основные этапы «проектирования» хозяйственной деятельности». На этом рисунке показано, что комплексную экологическую оценку (экспертизу) нужно проводить последовательно на всех стадиях реализации НХД.

1. Необходимость экспертизы юридических норм. Юридические нормы существенным образом влияют на социальное, экономическое, политическое и нравственное состояние общества. Неправильные юридические законы могут оказать губительное воздействие на окружающую среду и, следовательно, на биотическое сообщество. Например, принятие поправок к Конституции, позволяющих ввозить радиоактивные отходы (вещества) на территорию РФ из других стран.

2. Прогноз развития народного хозяйства. Прогнозы развития народного хозяйства составляются на 10-20 лет вперед и определяют жизнь страны, нынешних и последующих поколений. Если направление, выбранное в прогнозах развития, ошибочно, то это может привести к катастрофическим последствиям вплоть до распада страны.

Рис 1 Схема влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Рис. 2 Процедура экологической оценки в проектном анализе (цит. по)

3. Особенности экспертизы технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это обязательный предпроектный документ, поэтому оценка экономической эффективности и экологической безопасности его может существенно повлиять на дальнейшее прохождение проекта, так как именно на стадии ТЭО определяется общая сумма затрат на проект, которая потом может корректироваться только в сторону уменьшения.

3.1. Экономическая экспертиза ТЭО. Экономическая экспертиза ТЭО направлена на установление соответствия проектных решений действительным экономическим издержкам. Например, во многих проектах не учитываются издержки, связанные с переработкой и ликвидацией отходов; издержки, связанные с затратами на ликвидацию производства (например, ликвидация вооружений)

3.2. ТЭО и проекты хозяйственной деятельности в сопредельных государствах. В этих проектах особого внимания экспертов заслуживает трансграничные вопросы использования или изменения качества природных ресурсов. В большинстве случаев в этих проектах решаются вопросы в интересах одного государства без учета интересов другого, хотя следовало бы учитывать интересы и тех, и других.

3.3. Материалы по созданию добывающих и перерабатывающих отраслей. В этих материалах надо обращать внимание на решения (издержки), связанные с уничтожением почвенного покрова (затраты на его восстановление), затраты на восстановление (ущербы от исчезновения) отдельных видов животных. Загрязнение окружающей территории.

4. Проекты международных договоров. Необходимо оценивать экологические последствия производства продукции и экологические последствия деятельности по выданным лицензиям.

Экологическая оценка (экспертиза) первых четырех этапов хозяйственной деятельности достаточно сложна и поэтому не всегда проводится. Следовательно, при разработке и экспертизе этих этапов нужно обращать особое внимание на экологические последствия и разрабатывать методы экономической оценки этих последствий.

5. Экспертиза проектно - технической документации. Общие положения : при экспертизе технической документации, в первую очередь, должен быть рассмотрен раздел проекта, называемый «Оценка воздействий на окружающую среду» (ОВОС). Этот раздел в проекте является обязательным. При рассмотрении раздела ОВОС рассматривается правильность мето дики оценки, достоверность исходных материалов, правильность выводов из полученных оценок. Кроме того должна быть рассмотрена оценка экологического влияния в аварийных ситуациях и при ликвидации производства.

6. Экспертиза материалов по созданию особо охраняемых территорий. При проведении такой экспертизы необходимо, в первую очередь, обращать внимание на правильность выделения границ этой территории. Более правильным будет выделение по бассейну реки, т. е. бассейновый принцип выделения природной территории.

7. Экспертиза проектов и схем рационального использования природных ресурсов. В ходе выполнения этой экспертизы необходимо обращать внимание, в первую очередь, на доступность природных ресурсов биотическим сообществам, т. е. доступность (рациональное использование) природных ресурсов не только для человека, но и для биоты. Необходимо в этих проектах делать оценку ущербов, которые могут быть нанесены биоте.

8. Документы по изменению функционального статуса территории. Эти документы требуют особого внимания, так в них могут затрагиваться большие территории, например, территории происхождения этноса или места рекреации местных жителей. Например, перевод земель лесного фонда в земли поселений или перевод оленьих пастбищ в земли другого назначения.

Рис 3 Основные этапы проектирования хозяйственной деятельности.

9. Другие документы, обосновывающие хозяйственную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Этот пункт как бы резервирует место для новых или пока еще не существующих документов, не вошедших в выше перечисленные.

На основании изложенного выше, проведем классификацию инструментов реализации экологической политики в области природообустройства. Классифицировать инструменты можно в зависимости от уровня (этапа) хозяйственной деятельности (см. Табл. 1).

Классификация инструментов реализации экологической политики в области природообустройства.

Табл. 1

Этапы хозяйственной деятельности

Инструменты реализации экологической политики

1. Законодательство (законотворчество)

Экологическая оценка.

2. Планирование

Стратегическая оценка воздействий на окружающую среду (СОВОС), Оценка риска деятельности.

3. Проектирование

ОВОС и экологическая экспертиза.

4. Строительство.

Экологический мониторинг

5. Эксплуатация объекта.

Мониторинг и аудит.

6. Реконструкция или ликвидация объекта хозяйственной деятельности

ОВОС и экологическая экспертиза. Экологический мониторинг

3 Экологическая оценка и инструменты ее реализации.

Экологическая оценка более важна на самых ранних стадиях планирования НХД. В условиях рыночной экономики это стадия кредитования будущей деятельности в размерах страны, региона или отдельного проекта. Эксперты Всемирного Банка так определили это понятие. Экологическая оценка, или оценка воздействия на окружающую среду : обширные исследования, выполняемые страной - заёмщиком для Всемирного Банка по операциям которые могут оказать значительное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Оценка воздействий – это процесс анализа и оценки воздействия любого мероприятия (реализации политики или законодательства в области энергетики или сельского хозяйства , плана городского развития, строительства мелиоративной системы и т. д.) на окружающую среду (или на местное сообщество, культуру, экономику и т. д.).

Оценка воздействия является одним из неотъемлемых элементов системы управления окружающей средой, поскольку она дает знания и информацию о наличии и масштабах воздействия. Без знания и понимания отрицательного воздействия на окружающую среду было бы невозможно спланировать и эффективно внедрить меры по охране биотического сообщества и защите здоровья населения.

Оценка воздействия является составным элементом всех этапов и процессов управления. Наибольшая роль ее при процессе принятия решений и процессе определения приоритетов. При этом особое внимание уделяется тем видам деятельности , которые серьезно воздействуют на окружающую среду. Это особенно важно в условиях ограниченности ресурсов и возможностей по предотвращению, отрицательных последствий.

Наибольшую пользу оценка воздействий может принести на ранних стадиях процесса планирования. Например, при разработке планов, программ и стратегий для предотвращения негативного влияния НХД и решения различных экологических проблем. Такую оценку можно назвать стратегической оценкой.

3.1 Стратегическая Оценка Воздействия на Окружающую Среду (СОВОС)

Стратегическая оценка воздействия на окружающую среду (СОВОС) – достаточно новый подход, который хотя и базируется на концепции и принципах ОВОС, но в отличие от нее предполагает оценку комплексного воздействия на окружающую среду плана, программы, политики или проекта законодательного акта правительства .

Основная цель СОВОС заключается в обеспечении учета и оценки окружающей среды до принятия политики, стратегий, программ, планов и законодательства. Иными словами, СОВОС должна применяться на стадии, когда лица, отвечающие за принятие решений, еще способны учесть возможное воздействие определенной стратегии на окружающую среду и повлиять на ход событий.

СОВОС может распространяться на такие области, как торговля, налогообложение, сельское и рыбное хозяйство , энергетика, транспорт и т. д. Так, СОВОС может проводиться для оценки национальной энергетической, промышленной или сельскохозяйственной политики, территориальных планов развития на различных уровнях (района или округа), проектов национального законодательства в различных областях (обращение с отходами, потребление) и т. д.

Как правило, Стратегическая Оценка направлена на анализ и оценку следующих факторов:

    решение существующих проблем состояния окружающей среды и здоровья в рамках рассматриваемой стратегии; анализ целей и задач стратегии с экологической точки зрения; вклад стратегии в достижение экологической устойчивости; ключевые альтернативы стратегии; воздействие предлагаемых по всем вариантам (решений) мер на окружающую среду и здоровье; оценка системы мониторинга, потенциального воздействия стратегии на окружающую среду и здоровье.

В проведении СОВОС обычно используются два подхода: оценка воздействия и оценка ожидаемых результатов.

Оценка воздействия исходит из предпосылки, что до принятия окончательного решения необходимо оценить любое воздействие рассматриваемой стратегии и ее альтернатив на окружающую среду и здоровье. Сам процесс осуществления такой оценки (появление нового знания) может повлиять на окончательное решение.

Другой подход – оценка ожидаемых результатов – ставит целью ответить на вопрос о том, насколько эффективно учитываются экологические интересы на всех стадиях планирования стратегии и насколько они адекватны целям и задачам стратегии по сравнению с возможными альтернативами.

Обычно стратегии, программы и планы создают строгие правила для принятия решений на более низком уровне (при реализации проектов на местах), поэтому разработчики должны обеспечить информацией общественность. Они должны создать условия для реализации ее права на участие в процессах планирования и разработки таких документов. Это может быть сделано либо через общественные организации, либо через выбранные органы (Советы, Думы и т. п.)

В любом случае СОВОС должна проводиться при эффективном участии населения при условии, что население располагает объективной информацией, и комментарии (пожелания) населения обязательно принимаются во внимание.

В том случае, если реализация стратегии может оказать воздействие на окружающую среду другой страны, то власти и общественность затрагиваемой страны должны быть заранее информированы обо всех значительных потенциальных трансграничных формах воздействия стратегии, иметь возможность принять участие в ее обсуждение и высказать свои пожелания.

В рамках СОВОС должны быть учтены пожелания других стран при принятии решений страной, планирующей осуществление оцениваемой стратегии.

Это обстоятельство учитывается в европейском и международном законодательстве, где признается важность демократичности СОВОС. В рамках ЕС действует Директива 2001/42/EC по стратегической оценке воздействия на окружающую среду. Она имеет непосредственную юридическую силу для 31 европейского государства (стран-участниц и стран-кандидатов ЕС) и требует введения общих подходов.

Однако ни в одной стране СОВОС не используется комплексно, т. е. на всех уровнях разработки стратегических документов – политики, планов, программ.

В ряде стран СОВОС используется на уровне разработки политики (например, в Канаде, Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Польше и Словакии), или при разработке законодательства и подзаконных актов (Дания, Нидерланды).

В большинстве случаев СОВОС используется только в отношении планов или программ. Основными секторами, на которые направлена СОВОС, являются сферы прирородообустройства: землепользование , водный сектор, обращение с отходами, транспорт и энергетика.

В некоторых странах СОВОС во многом базируется на видоизмененных процедурах ОВОС и проводится как дополнительное мероприятие, оказывающее реальное влияние на процессы планирования и разработки программ.

В новых независимых государствах (ННГ) “схожей” с СОВОС является система государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), которая имеет статус национального закона в ряде стран (Беларуси, Грузии, Казахстане, Молдове, России, Туркменистане, Украине).

ГЭЭ проводится в отношении проектов, но также и для стратегической деятельности, в том числе планов развития, отраслевых программ и политики, юридических норм, наборов обязательных правил, имеющих отношение к охране окружающей среды. Вместе с тем процедура ГЭЭ, к сожалению, не требует участия общественности и иногда не имеет строгой юридической силы для разработки документов стратегического развития.

3.2 Оценка Воздействий на Окружающую Среду (ОВОС).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) формировался как интегрированный системный процесс. Концепция ОВОС была впервые введена в США, с принятием Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды 1969 года. ОВОС, как правило, используется для выявления отрицательного воздействия планируемого проекта на окружающую среду до его одобрения и реализации, а также для планирования соответствующих мер по сокращению или предотвращению такого воздействия.

Рассматриваемый проект (например, строительство плотины или шоссе, осушение болот или орошение земель для расширения сельскохозяйственных угодий) обычно является одним из элементов более широкой программы развития.

В большинстве стран Европы и некоторых странах бывшего СССР ОВОС имеет статус национального закона.

По своим функциям и особенностям ОВОС - инструмент превентивного характера, а не метод решения уже возникшей проблемы. Поэтому Оценка Воздействия на Окружающую Среду - процесс, который гарантирует, что все экологические последствия от реализации хозяйственной деятельности приняты во внимание перед тем, как решение реализовано.

Процедура ОВОС дает возможность провести анализ возможных воздействий на окружающую среду и документировать их в виде отчета. После этого провести общественные слушания по рассмотрению отчета, принять во внимание все комментарии граждан и представить отчет с окончательным решением и, наконец, информировать общественность об этом решении.

Главные цели ОВОСа в контексте природообустройства следующие:

    оценить направление и глубину изменений в окружающей среде при осуществлении проекта; оценить возможные изменения в природных и антропогенных экосистемах; определить пути минимизации негативного влияния на окружающую среду и биоту; предложить альтернативы с различными экологическими последствиями; предотвратить ухудшение среды обитания, реализуя возможные альтернативные решения и принимая меры по уменьшению негативного влияния; ознакомить людей, принимающих решения, с возможными последствиями осуществления намечаемого проекта; огласить общественности причины согласия на реализацию проекта и возможные экологические последствия; способствовать сотрудничеству между заинтересованными сторонами; стимулировать дальнейшее участие общественности в процессе принятия решений, связанных с хозяйственной деятельностью.

ОВОС всегда проводится на начальной стадии разработки проекта (это обязательная процедура для проектов, перечисленных в национальном законодательстве по ОВОС). Процедура ОВОС координируется компетентным органом (например, Министерством природных ресурсов, Комиссией по ОВОС, уполномоченным департаментом местного правительства и т. д.).

Детальность оценки воздействий на разных стадиях принятия решений неодинакова. Несколько отличаются и цели. Так, при проведении оценки при выборе площадки строительства, разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства целями являются:

Всестороннее рассмотрение всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием; поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.

Как было показано выше, хозяйственная деятельность влияет практически на все сферы Земли, поэтому оценка воздействий осуществляется в отношении следующих объектов: флора, фауна, почва, воздух, вода, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими.

3.2.1 Функциями ОВОС являются:

1. выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;

(в) последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

2. выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

3. формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;

Таким образом, ОВОС является инструментом принятия решений. Результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества и экосистемы с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.

3.2.1 ОВОС базируется на следующих принципах:

1. Обязательность . Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для следующих видов объектов хозяйственной деятельности – 1. Нефтеочистительные заводы. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами 3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии . 5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов. 6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более. 8. Нефте - и газопроводы с трубами большого диаметра. 9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1350 тонн. 10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов. 11. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более. 13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку. 14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля. 15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе. 16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 17. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки. 18. Крупные животноводческие комплексы мощностью: 1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более; 2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более; 3) молочные - 1200 коров и более. 19. Звероводческие комплексы. 20. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и более. 21. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. 22. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в этот перечень (в том числе и многих видов деятельности по природообустройству) обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) ". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.

2. Превентивность. ОВОС применяется в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования.

3. Вариантность . При оценки воздействий на окружающую среду должны быть рассмотрены альтернативные проектные решений и предложены, при необходимости, новые варианты.

4. Комплексность. Интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений.

5. Гласность . Доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта.

6. Ответственность. О тветственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

3.2.2 Порядок проведения ОВОС

Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности. Оно представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

Вся документация по ОВОС подготавливается заказчиком намечаемой деятельности через разработчика или специалистами по проведению ОВОС.

Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

· Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

· Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

· Разработка заданий на проектирование , изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

· Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

· Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

· Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

· Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию .

Изображенная на рис. 3.2 модель системы управления отражает основные принципы экологической политики предприятия.

1. Обязательства и политика . Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.


В плане реальной деятельности система экологического управления будет осуществлять данный процесс в виде цикла, изображенного на рис. 3.4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и значение экологической стратегии организации; система, функции и принципы экологического управления и менеджмента. Характеристика ОАО "АТП" в г. Лесной, разработка экологической политики автотранспортного предприятия, перспективы ее реализации.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Задачи и функции экологического менеджмента электросетевых предприятий. Этапы разработки экологической политики "МЭС Восток". Специфика воздействия электросетевых компаний на окружающую среду. Внедрение элементов системы экологического менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Задачи и функции экологического менеджмента. Экологическая политика предприятия. Общая характеристика деятельности промышленного предприятия. Производственно–экологический контроль состояния природной среды, организация экологического мониторинга.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Экологический паспорт как документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов и степени воздействия производства на них. Особенности оформления экологического паспорта промышленного и сельскохозяйственного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2011

    Сущность Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Принципы создания, компоненты и структура системы экологического управления согласно стандартам ИСО. Формирования экологической политики предприятия и экологическая сертификация.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Концептуальная схема построения системы экологического менеджмента. Правила ведения экологического паспорта предприятия. Механизм управления эколого-экономическими системами. Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате снижения выбросов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2012

    Требования по ведению экологического паспорта предприятия. Оценка производства с точки зрения рационального использования природных ресурсов. Разработка декларации безопасности промышленного объекта. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на предприятии.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Экологический фактор в жизнедеятельности общества. Характеристика экологической ситуации в Республике Беларусь. Понятие экологической стратегии, ее значение. Механизм формирования экологической стратегии и политики предприятия ГЛХУ "Чаусский лесхоз".

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

Введение

Рассматривая различные типы экосистем, следует отметить, что стратегию развития любой экосистемы определяет экологическая политика системы. Разработка экологической политики направлена на решение главной задачи - обеспечение устойчивости параметров состояния среды обитания при различных видах воздействий на нее. В научно-технической и учебной литературе не принято рассматривать предприятие как локальную экологическую систему, взаимодействующую с экосистемами высших рангов. Рассматривают экологическую деятельность предприятия как природопользователя и источника загрязнений окружающей среды.

Следует рассматривать предприятие как автономную экологическую систему, основанную на его хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду, в соответствии с терминологией международных экологических стандартов. Стратегию развития экологической деятельности предприятия определяет его экологическая политика, направленная на обеспечение устойчивого состояния окружающей среды при осуществлении предприятием определенной хозяйственной деятельности. Реализация экологической политики предприятия осуществляется с помощью специальной организационной структуры управления экологической деятельностью - экологического менеджмента предприятия. В дополнение к основным видам экологической деятельности всех типов экосистем - природопользованию и природоохранной деятельности на уровне предприятия - необходимо развивать новые направления экологической деятельности, имеющие непосредственное влияние на повышение результатов его финансового и социально-экономического состояния, осуществление хозяйственной деятельности. Эти новые направления связаны с обеспечением конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции и социального развития предприятия, а также с включением его экологической деятельности в автоматизированную систему управления.

Экологическая политика предприятия

Международные документы по стандартизации рекомендуют следующее определение экологической политики - это заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью предприятия, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая политика согласно стандартам определяет цели и задачи экологической деятельности, охват экологизацией организационных структур менеджмента предприятия, обязательства предприятия по охране окружающей среды. В конечном счете соблюдение этих условий определяет эффективность экологического менеджмента предприятия.

Экологический менеджмент предприятия является частью менеджмента хозяйственной деятельности, одним из направлений рыночных отношений предприятия. На рисунке 1 показана структура управления рыночной хозяйственной деятельностью предприятия. Важно отметить, что экологический менеджмент в данной структуре управления входит в менеджмент предприятия и его руководитель является заместителем генерального директора (управляющего, менеджера) предприятия. В составе такой команды управления экологический менеджмент может выступать и в качестве юридического лица.

С учетом некоторой аналогии с маркетинговыми исследованиями, формированием портфеля заказов на производство и реализацию конкурентоспособной продукции и бизнес-планированием документально оформленная экологическая политика предприятия должна учитывать влияние следующих факторов:

анализа внешних условий экологической деятельности с учетом особенностей региона, территории, предприятия;

здержек экологической деятельности и источников их покрытия;

енсации потерь от наносимого ущерба при воздействии загрязняющих выбросов в атмосферу, воду, почву, воздействии выбросов на флору и фауну, оценке эффективности воздействий;

мероприятий по диагностике и предотвращению аварийных ситуаций и катастроф;

комплектующих, топливно-энергетических ресурсов, условий хранения и транспортировки энергоносителей, расходных материалов и веществ;

анализа жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями охраны окружающей среды;

чения работников предприятия по проблемам экологизации хозяйственной деятельности.

Считается, например, что экологическая политика предприятия должна учитывать следующие требования:

образование и внедрение специализированной структуры управления;

обязательность выполнения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

льности предприятия, связанными с охраной окружающей среды и техникой безопасности, санитарным состоянием условий производства и обеспечением качества и безопасности продукции;

общедоступность документированной экологической политики для персонала предприятия и других заинтересованных участников его хозяйственной деятельности;

оценку и мониторинг соответствия экологических параметров хозяйственной деятельности предприятия и ее взаимодействия с окружающей средой.

Заметим, что эти требования, как и рассмотренные выше факторы, положенные в основу экологической политики предприятия, не противоречат положениям экологического менеджмента экосистем. Существует главная проблема экологической политики экосистем и предприятий, которая до сих пор остается за рамками нормативно-методических основ экологической политики. Суть проблемы состоит в следующем.

Если принять за аксиому положение о том, что экологическая безопасность общества и среды обитания характеризуется устойчивостью параметров состояния компонентов экосистем, то необходимо располагать нормативами этих параметров в виде допустимых равновесных диапазонов изменения этих параметров. Такое нормирование необходимо осуществлять, прежде всего, для планетарной экосистемы и продолжить его далее последовательно для национальных и региональных экосистем. Эти нормативы определят допустимые воздействия на параметры состояния компонентов экосистем. Таким образом, предоставляется возможность составить своеобразный экологический кадастр допустимых воздействий, а также для каждого вида воздействия на параметр состояния компонента экосистемы установить стоимостный эквивалент обеспечения допустимого воздействия и стоимостный эквивалент компенсации нанесенного ущерба среде обитания при допустимом воздействии на отдельные компоненты системы и па систему в целом. Предприятие является частью региональной экосистемы. Поэтому нормативно-методической базой экологической политики предприятия мог бы служить экологический кадастр данного региона. Этот кадастр можно было бы положить и в основу планирования экологической деятельности предприятия.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При этом абсолютное большинство экологических действий связаны с природопользованием и охраной окружающей среды.

При разработке экологических программ и проектов разных уровней принципиальное значение имеет обоснованность критериев и допустимых нормативов при оценке степени опасности воздействия результатов хозяйственной деятельности на окружающую среду, масштабов этой опасности, ее интенсивности и длительности, а также компенсации от нанесенного ущерба в материальном и денежном выражении. Опасность хозяйственной деятельности предприятия заключается в состоянии инженерных коммуникаций, в процессах использования топливно-энергетических и природных ресурсов, в наличии шумов и вибраций, излучений, в освещенности рабочих мест и в других источниках воздействия на окружающую среду и персонал предприятия. Состояние таких источников контролируется с помощью диагностики и экологического мониторинга. Диагностика связана с оценкой основного и вспомогательного технологического оборудования, учетом, хранением, транспортировкой и утилизацией отходов производства, идентификацией загрязнения окружающей среды материалами, веществами, соединениями химических элементов при взаимодействии которых с другими химическими элементами образуются новые вредные вещества.

С учетом положений экологической политики и на основе экологических программ и проектов, их экспертизы, плана экологических мероприятий, мониторинга состояния окружающей среды, нормативов потребления ресурсов и финансовых средств разрабатывается экологическая программа предприятия. Это главный исполнительный документ экологического менеджмента предприятия. Основные элементы экологической программы предполагается использовать при составлении экологического паспорта природопользователя (предприятия), содержание которого приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Экологический паспорт промышленного предприятия

Направление экологической деятельности

Оценка состояния

Экологические нормативы

Природопользование

Нормативы потребления природных ресурсов

Текущие и капитальные затраты

Охрана окружающей среды

Нормативы допустимых воздействий и их источники

Текущие и капитальные затраты. Запасы и резервы

Экологизация технологии производства продукции

Нормативы экологической безопасности продукции. Технические регламенты

Плановая норма прибыли от производства и реализации конкурентоспособной, экологически чистой продукции

Информационное обеспечение экологической деятельности

Система управления СОБЭП

Оценка эффективности экологического менеджмента предприятия

Экологическая безопасность при нештатных и аварийных ситуациях

План мероприятий

Оценка возмещения экологического вреда

Экологическое состояние предприятия

Сертификация АСОКП, СОБЭП

предприятия

Нормативы затрат на сертификацию

Положения экологической политики и структура экологической программы предприятия зависят от использования обоснованных критериев экологичности хозяйственной деятельности. В качестве таких критериев рассматривают экологически чистое производство, экологически чистую продукцию, экологически безопасную окружающую среду при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.

В интересах обеспечения конкурентоспособности продукции, в интересах товаропроизводителей и потребителей наиболее важным является критерий экологической чистоты продукции. Он требует комплексной оценки. Такая оценка производится на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на этапе подготовки к производству и при серийном производстве продукции, на этапах ее эксплуатации и утилизации. Такая оценка не только носит количественный анализ экологичности продукции, но и охватывает различные направления хозяйственной деятельности, связанные с определением источников и видов воздействий на окружающую среду, включая анализ последствий воздействий на окружающую среду на территории региона производства продукции, а также на территории ее использования по назначению.

Рассматривается и воздействие продукции на окружающую среду, которое оценивается по уровню опасности, длительности воздействия (кратковременное, или импульсное, периодическое, непрерывное, аварийное), характеру воздействия (прямое, косвенное, кумулятивное) и учитывает территориальный фактор. Анализ этих воздействий распространяется не только на продукцию, но и на условия ее производства, на состояние воздушного и водного бассейна предприятия, земельного участка и прилегающей к предприятию территории санитарно-охранной зоны.

Требование экологической чистоты (безопасности) продукции предполагает максимально возможное исключение из производства токсичных материалов и веществ, сырьевых компонентов, которые могут переходить в неизменном виде в готовую продукцию или образовывать вторичные вредные вещества при взаимодействии, например, со вспомогательными материалами. Эти требования в конечном счете направлены на устранение выбросов токсичных веществ в окружающую среду.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт И СО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, но снижению вредного воздействия: На окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Система управления качеством продукции и система управления охраной окружающей среды должны сосуществовать не параллельно при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, а совместно и на паритетных основах. Основной функцией экологического менеджмента предприятия следует считать обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности с учетом всех направлений экологической деятельности предприятия. При этом система управления экологической безопасностью должна быть совмещена с системой обеспечения качества продукции как в части нормативных требований к продукции и условиям ее производства, так и в части применяемых методов и средств мониторинга, контроля измерений и испытаний, а также в части подтверждения соответствия продукции установленным требованиям качества и экологической безопасности на этапе эксплуатации продукции. Дополнительными функциями такой системы являются природопользование и охрана окружающей среды, экологический мониторинг этих направлений, действия в условиях нештатных и аварийных ситуаций, связанных с нерегламентированными выбросами, сбросами и отходами производства. Следовательно, значительная часть экологических требований и действий может осуществляться в системе обеспечения качества продукции и менеджментом качества и экологическим менеджментом совместно.

Именно совмещение функций, а не поглощение экологической системы системой качества, является вполне оправданным не только по общенормативным требованиям экологической безопасности, общеметодическим подходам к решению практических задач, общетехнологическим средствам измерений и испытаний. Оно подтверждено также комплексностью и системностью решения этой задачи. Система управления экологической безопасностью создается на базе системы управления качеством продукции с использованием унифицированных информационных компьютерных технологий, в частности технологий штрихового кодирования. Напомним, что система обеспечения качества продукции как система обеспечения ее конкурентоспособности создается в интересах товаропроизводителей и потребителей, а система обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности (включая систему охраны окружающей среды) предприятия создается в интересах устойчивого развития общества и среды обитания.

Экологическая политика предприятия должна содержать также требования к подтверждению соответствия продукции, условий ее производства и безопасности окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Подтверждение соответствия, проводимое в добровольной или обязательной формах, рассматривается как акт общественного признания экологической безопасности предприятия, производимой им и реализуемой продукции, как рейтинговый имидж предприятия. Кроме того, если выпускаемая продукция входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, то без документов о таком подтверждении она не допускается на рынок потребления. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям безопасности, утверждается Правительством Республики Беларусь. Отсутствие таких документов на эту категорию продукции является дополнительным препятствием для свободной конкуренции, получения инвестиций, лицензирования, квотирования, участия в тендерах на разработку программ и проектов.