Индекс физического объема врп показывает. Оценен уровень регионального природопользования Республики Башкортостан на основе усовершенствованной формулы расчета - индекс «зеленого ВРП». Зачем осуществляется расчет ВРП

Экономический статус каждого субъекта Российской Федерации делает актуальным применение самых разных инструментов для оценки экономического благосостояния, финансового баланса и условий конкуренции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Данные инструменты крайне необходимы для реализации эффективной федеральной политики, которая направляется на ликвидацию диспропорций межрегионального типа, на укрепление целостности экономики и политики. Самостоятельность регионов приводит к актуализации региональной политики и к значимости такого показателя, как региональный валовый продукт.

Информационное обеспечение с помощью ВРП

Процветание становится позывом к разработке региональных управленческих решений с современными подходами к информационному обеспечению и экономической обоснованности. Оптимальной основой для анализа характеристик рыночной экономики комплексного типа выступает система национальных счетов, или СНС. На региональном уровне СНС выступает в формате СРС (система региональных счетов). Центральная позиция в СНС принадлежит валовому внутреннему продукту, или ВВП. Региональный аналог ВВП в СНС - это региональный валовый продукт, или РВП. Данный показатель показывает уровень экономического развития, является своеобразным отражением итогов экономической деятельности каждого из хозяйствующих субъектов в рамках региона. ВРП используется в качестве основы для формирования региональных счетов.

Зачем осуществляется расчет ВРП?

На территории России расположено порядка 89 административно-территориальных образований, локализованных в разных временных поясах, отличающихся географическим положением и уровнем экономического и социального развития. ВВП отражает лишь общую ситуацию в стране, не давая четко увидеть, как обстоят дела в разных ее уголках, что исключает вероятность принятия объективных решений. Государство заинтересовано в данных, которые способны комплексно охарактеризовать обстановку в каждом отдельном уголке страны.

Дифференцированная которой выступает региональный валовый продукт, позволяет выработать подходящую экономическую политику и оценить эффективность принятых решений не на уровне страны, а на уровне регионов. С помощью динамики ВРП, в комплексе со стоимостными и натуральными показателями, удается установить направленность и интенсивность экономических процессов, которые могут на межрегиональном уровне послужить сильным толчком к развитию. ВРП играет большую роль в расчетах макроэкономических показателей и в реформировании межрегиональных отношений. Показатель служит ориентиром в процессе распределения средств из «Фонда финансовой поддержки субъектов региона РФ».

Так что же такое ВРП?

Региональный валовый продукт является, по сути, обобщенным характеризирующим уровень экономического развития региона. Он отражает и характеризует процесс производства товаров и услуг. Объем ВРП говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе. На первых стадиях внедрения показателя в экономический анализ данные публиковались с учетом рыночных цен. Оценка ВРП в формате основных цен существенно отличается от оценки в рыночных ровно на величину чистых налогов на продукты. Субсидии не учитываются. ВРП в доминирующих цехах отражает сумму добавленных стоимостей в основных ценах с ориентацией на определенный вид экономической деятельности.

Структура ВРП, или Что в него входит

Валовой региональный продукт рассчитывается с учетом основной цены, которая выходит в расчете на единицу товара или услуги. Налоги не учитываются, но во внимание берутся субсидии на продукты. Валовая рассчитывается в каждом отдельном сегменте экономической деятельности в качестве разницы между выпуском товаров или услуг и их промежуточным потреблением. За суммарная цена выпуска товаров и услуг в рамках одного региона и является объемом выпущенной продукции. В выпуск включаются уже реализованные товары с услугами по рыночной стоимости. Для расчета используется среднее значение. учитывается в валовый выпуск, но только по себестоимости. Промежуточное потребление включает стоимость товаров с услугами, которые полностью используются при производстве в течение отчетного периода. Основной капитал для подсчета промежуточного потребления не играет роли. Расходы на итоговое использование ВРП включают расходы на домашние хозяйства, на государственные учреждения, на коллективные услуги. Оценивая объем валового регионального продукта и его структуру, можно определить источники финансирования конечного потребления.

Варианты расчета

В условиях современной экономики принято использовать несколько вариантов расчета ВРП. Производственный метод расчета показателя используется на стадии производства. Он является, по сути, суммой валовой добавленной стоимости, которая формируется каждой институциональной единицей-резидентом в области экономической территории региона. Валовый региональный продукт, расчет которого основан на разнице между выпусками товаров и услуг и их промежуточным потреблением, сформирован на основе цен на товары и услуги, полностью употребляемые при производстве, проводится на уровне отраслей и секторов экономики региона. ВРП может быть рассчитан и на основе текущих рыночных цен путем их сопоставления.

Отличие ВВП и ВРП

Валовой региональный продукт, который рассчитывается по каждому из регионов, имеет существенные отличия от ВВП. Разница между показателями - это объем добавочной стоимости. Сюда можно отнести:

  • Нерыночные коллективные услуги государственных органов: оборона, управление.
  • Нерыночные услуги, финансирование которых осуществляется из бюджета, но информация о них не доступна на региональном уровне.
  • Услуги финансовых учреждений, деятельность которых практически всегда выходит за рамки одного региона.
  • Услуги, связанные с внешней торговлей, данные по которой собраны на Федеральном уровне.

Валовый продукт: особенности показателя

Разницу между показателями ВВП и ВРП формируют расходы на оплату налогов в связи с импортом и экспортом. Эту величину весьма проблематично подсчитать в силу ее специфики и неравномерной интеграции между отдельными регионами. Валовый региональный продукт по регионам рассчитывается на протяжении 28 месяцев. Методика SAC позволяет получить более быстрый результат. Правительство использует множество механизмов, позволяющих отслеживать динамику и рост показателя. Интересен тот факт, что в сумме все показатели ВРП не соответствуют ВВП, что определяется спецификой расчетов и исключением добавочных стоимостей.

На основе каких данных рассчитывается ВРП?

Многогранная структура валового регионального продукта определяет использование одновременно большого количества источников для подсчета значений параметра. Так, в странах СНГ эксперты учитывают регистры предприятий и отчеты о производстве и реализации товаров с услугами, отчеты о затратах на производство. Во внимание берутся выборочные обследования и специальная отчетность регионального уровня. Расчет проводится по отчетам занятости и на базе обследований каждого отдельного сегмента экономики, на основании обследования бюджетов домашних хозяйств. Весомыми источниками информации выступают данные налоговых органов и банковская статистика, отчеты общественных организаций и данные по выполнению разных видов бюджета.

ВРП на практике России

Валовый региональный продукт по регионам России в полном объеме характеризует уровень развития области и сопоставляется с показателями макроуровня. Он играет роль территориального фактора развития социальных и экономических процессов. В основе расчета значения используются методологические принципы СНС, разработка которых проводилась в рамках ФСГС. Публикация результатов после их предварительного утверждения также осуществляется на уровне ФСГС.

Прогнозирование валового регионального продукта проводится на основании данных собранных со всех резидентов региональной экономики. Это могут быть корпорации, квазикорпорации и домашние хозяйства, у которых центр экономического интереса расположен непосредственно в рассматриваемом регионе. Впервые расчет и анализ валового регионального продукта был проведен в 1991 году по 21 региону. Начиная с 1993 года в расчетах принимали участие все регионально-территориальные органы власти. С 1995 года оценка и расчет ВРП является обязательным условием реализации «Федеральной программы». Только с 1997 года началась оценка динамики показателя. Он дает основания для реализации правильной экономической политики в сфере производства и промышленности, на долю которых практически во всех регионах приходится от 60 до 80 процентов всего объема ВРП.

ВРП рассчитывается территориальными органами государственной статистики согласно единой методологии, разрабатываемой в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации.

Органами государственной статистики согласно единым методологическим принципами составляются таблицы «затраты-выпуск». Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью СНС, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Основными показателями таблиц «затраты-выпуск» являются:

Выпуск товаров и услуг;

Промежуточное потребление;

Валовая добавленная стоимость;

ВРП может быть рассчитан следующими тремя методами:

Производственным;

Распределительным;

Конечного использования (таблица 1).

Таблица 1 ? Методы расчета ВРП

Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства.

Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов производства, выявления относительного уровня экономического развития региона. Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости (ВДС).

Согласно методу конечного использования ВРП определяется как сумма следующих компонентов:

Расходы на конечное потребление товаров и услуг;

Валовое накопление;

Чистый экспорт товаров и услуг.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств, расходы учреждений государственного управления и расходы некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

Расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

Потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее;

Потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Под валовым накоплением понимается приобретение за вычетом выбытия резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Приобретение активов включает покупки, бартер, получение капитального использования, капитальный ремонт. Выбытие активов показывается как отрицательное приобретение. Изменение запасов материальных оборотных средств - это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятия из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения её в запасах.

Чистое приобретение ценностей. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т.е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т.п.

Экспорт и импорт товаров и услуг - экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами. Экспорт и импорт представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров.

При определении распределительным методом ВРП включает следующие виды первичных доходов:

Оплату труда наемных работников;

Чистые налоги на производство и импорт;

Валовую прибыль и валовые смешанные доходы.

Оплата труда наемных работников - это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемному работнику в обмен на работу, выполненную в течении отчетного периода.

Чистые налоги на производство и импорт определяются как разница между налогами на производство и импорт и субсидиями на производство и импорт. Налоги на производство и импорт - это обязательные платежи, взимаемые органами государственного управления с предприятий в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Сюда входят налоги, такие как: НДС, акцизы, налоги на продажи, налог с оборота, налоги на отдельные виды услуг, прибыли фискальных монополий, налоги на импорт, экспорт, таможенные пошлины, налоги на землю, средства производства и рабочую силу.

Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы - прибыль и доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт. В данном случае измеряется прибыль (убыток), полученная от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, этот вид дохода содержит элементарное вознаграждение за работу, который не может быть отделён от дохода владельца или предпринимателя, в этом случае валовую прибыль называют смешанным доходом.

После рассмотрения трех методов расчета ВРП и выявления основных показателей, составляющих ВРП, можно сделать предположение об их влиянии на номинальный объем ВРП. Данные показатели являются показателями, формирующими ВРП. Однако, существенное влияние на рост объема ВРП оказывают не только эти показали, его формирующие, но и внешние факторы: инвестиционная деятельность, основные фонды в экономике, эффективность производства.

Наиболее общее представление о тенденциях в экономическом развитии страны может быть получено на основе анализа темпов роста физического объема ВВП, аналогом которого на региональном уровне является темп роста физического объема ВРП. Индекс физического объема ВРП? относительный показатель, характеризующий изменение объема ВРП в текущем периоде, оцененный в ценах базисного периода.

где? ВРП текущего периода в базисных ценах (реальный объем ВРП);

ВРП базисного периода в базисных ценах.

Индекс-дефлятор ВРП оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

Индекс-дефлятор ВРП? отношение ВРП в текущих ценах к объему ВРП в постоянных ценах предыдущего года.

Принято исчислять индекс по формуле Пааше, то есть путем взвешивания по продукции отчетного года.

статистический валовый региональный продукт

где? ВРП текущего периода в текущих ценах (номинальный

объем ВРП).

Переоценка в сопоставимые цены показателей ВРП осуществляется органами статистики с использованием метода прямого дефлятирования путем деления ВРП текущего периода на индекс цен, то есть:

Чистая отрасль - это совокупность произведенных единиц, производящих преимущественно однородную продукцию.

Индекс физического объема ВРП - относительный показатель, характеризующий изменение объема валового регионального продукта в текущем периоде, оцененной в ценах базисного периода. Этот индекс показывает - на сколько увеличился физический объем ВРП (т.е. исключается влияние цен).

=, гдe (2)

∑ p1q0 - ВРП в текущем периоде;

∑ p1q0 - ВРП в базисном периоде.

Индекс-дефлятор ВРП - отношение ВРП, исчисленного в фактически действовавших ценах, к объему ВРП, исчисленного в постоянных ценах базисного периода. Характеризует среднее изменение цен в экономике за определенный период.

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых организациях, на рынках и через неорганизованную торговлю, организациях бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования и др., а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме, произведенных для собственного конечного использования, полученных в качестве оплаты труда или гуманитарной помощи.

Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы государственного управления на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство и другие.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам.

Для анализа изменения валового регионального продукта за определенный период (в первую очередь - год) рассчитывается темп реального ВРП. При этом темп реального ВРП по отношению к предыдущему периоду (году) рассчитывается в сопоставимых ценах предыдущего периода (года).

Реальный ВРП = (4)

Не менее важным являются показатели уровня доходов населения:

1) Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

) Располагаемые денежные доходы - денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.

) Реальные денежные доходы - денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Показатель в целом по Российской Федерации рассчитывается с 1992 г., по субъектам Российской Федерации - с 1994 г.

) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, работающих, в экономике определяется делением начисленного фонда заработной платы на среднегодовую численность работающих.

) Социальные пособия, получаемые работающими, из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

Важным показателем является индекс промышленного производства в общем виде он рассчитывается следующим образом:

Qt/Q0 х100, где (5)

и Q0 - соответственно физический объем выпуска товара за период t и за базовый период.

Показатели, отражающие, эффективность межбюджетных отношений в регионе можно условно разделить по двум критериям:

1) Критерии региональной самостоятельности;

Другое по теме

Рыночная конкуренция сущность, виды и значение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший «организм», состоящий из большого количества разных финансовых, информационных, коммерческих и производственных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - « ...

В настоящее время отсутствует единая практика адекватной стоимостной оценки природных ресурсов и эколого-экономического ущерба от хозяйственной деятельности человечества. Однако существует показатель позволяющий оценить уровень эколого-экономического развития региона. В данном случае речь идет о показателе природоемкости, позволяющей оценить эффективность использования природных ресурсов во всей цепи воспроизводственного процесса, от первичного использования ресурсов, и продукции полученной на их основе, до конечной стадии технологического процесса, связанного с преобразованием природной среды.

В условиях актуализации проблем экологизации промышленности расчет данного показателя позволит оценить уровень регионального природопользования в Республике Башкортостан. До недавнего времени экологизация промышленности преимущественно осуществлялась экстенсивно (путем очистки выбросов и сбросов), а не путем их предотвращения. Однако в последние годы в республике наблюдается тенденция улучшения эколого-экономических показателей, которые мы наглядно представили, рассчитав значения показателя «природоемкость» (таблица 1). Для этого автором в основу была принята существующая методика расчета. Опираясь на приведенную формулу, была предложена усовершенствованная модель расчета, с учетом более широкого круга экологических проблем и оцениваемая в последующем как индекс «зеленого» ВРП.

Таким образом, получилась следующая формула расчета индекса «зеленого»ВРП:

Z – индекс«зеленого» ВРП;

А - объем загрязняющих атмосферу веществ;

B - объем загрязненных сточных вод;

C - объем образования отходов;

GRP – валовой региональный продукт.

Полученные результаты расчета индекса «зеленый» валовой региональный продукт Республики Башкортостан приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика индекса «зеленого» ВРП Республики Башкортостан на 2010 – 2013 годы

Таким образом, вышеприведенные расчеты показали, что в период с 2010 – 2013 гг. наблюдается тенденция значительного снижения индекса «зеленый» ВРП. При этом известно, что чем ниже значение исследуемого показателя (природоемкости), тем эффективнее работает экономика региона или отрасли. На основе данных таблицы, мы видим, что с каждым годом происходит увеличение ВРП, но вместе с тем объемы веществ загрязняющих природу существенно снижаются. По нашему мнению, подобная тенденция к снижению стала причиной стабилизации индекса «зеленого» ВРП, что позволяет судить о сокращении значений показателя природоемкости. Также снижение показателя произошло, возможно, ввиду снижения объемов добычи минерально-сырьевых ресурсов. В подтверждение вышесказанного приведем показатели удельных загрязнений и природоёмкости экономики, полученные значения которых позволяют сделать вывод о снижении антропогенной нагрузки на природные объекты.

Таблица 2- Динамика показателей удельных загрязнений и природоемкости экономики республики Башкортостан на период 2010-2013 годы

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Использовано воды, тыс.
Использовано земли, тыс.га. 14294,7 14294,7 14294,7 14294,7
Объем добычи твердых полезных ископаемых, тыс. тонн 4357,4 4360,2 4565,4 4650,4
Объем добычи нефти, млн.тонн 14,1 14,4 15,1 15,4
ВРП,тыс.руб.
Водоемкость 0,00104 0,00088 0,00073 0,00071
Землеемкость 0,000019 0,000015 0,000012 0,000012
Удельный вес добычи твердых полезных ископаемых 0,0000057 0,0000046 0,0000039 0,0000040
Удельный вес добычи нефти 0,000018 0,000015 0,000013 0,000013

Таким образом, на основе авторских расчетов выявлено, что в Республике Башкортостан наблюдается тенденция снижения значений индекса «зеленого» ВРП, что позволяет судить об уменьшении антропогенной нагрузки на природные объекты республики, что также наглядно видно на основе выше представленных значений удельных загрязнений и природоемкости экономики Республики Башкортостан.

Разработаны рейтинги устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа, на основе различных методик исчисления. Результаты первого рейтинга получены на основе усовершенствованного индекса «зеленого ВРП». Второй рейтинг составлен на основе индекса «скорректированные чистые накопления», который позволил сопоставить полученные данные при ранжировании регионов по степени промышленного воздействия на природную среду.

Несомненно, экологические проблемы имеются во всех регионах ПФО, однако территории различимы по уровню данных проблем свойственных определенной территории. Различия кроются в том, что регионы Приволжского федерального округа характеризуются очень высокой дифференциацией по уровню своего развития, связанной с их отраслевой специализацией, во многом определяемой историческими предпосылками и особенностями индустриального развития в советские годы. В этой связи считаем важным, оценить уровень регионального природопользования, как основной составляющей экологической безопасности региона. Составление эколого-экономического рейтинга позволит выявить потенциальных лидеров устойчивого развития ПФО - для использования лучших региональных практик.

Рейтинг составлен на основе приведенного ранее индекса «зеленого» ВРП (формула 1). На основе имеющихся данных, рассчитали исследуемый показатель. В результате получили следующие данные, представленные в таблице 3.

На основе полученных данных, проранжировали регионы ПФО по эффективности использования природных ресурсов. Полученные результаты привели на рисунке 1.

На первом месте в эколого-экономическом рейтинге оказалась Чувашская республика что, по-видимому, оправдано тем, что данный регион имеет относительно малые объемы загрязнения и значения ВРП. Соответственно промышленная производительность региона минимальна, что и обусловливает низкие объемы использования природных ресурсов.

Интересен результат Республике Татарстан, которая в рейтинге заняла второе место. Несмотря на высокие показатели ВРП, а также объемы загрязняющих веществ индекс « зеленого» ВРП составил 0,00000030, что говорит об эффективности использования природных ресурсов региона с минимальными внешними эффектами (экстерналиями).

По данным рейтинга о наличии условий рационального природопользования наиболее применимо для Нижегородской, Самарской областей, занимающих в рейтинге третьи и пятые места соответственно. Данный вывод мы делаем ввиду высоких показателей объема ВРП, и средних значений объема загрязнения окружающей среды.

Высокие места в рейтинге для Удмуртской республики, Кировской, Саратовской, Пензенской областей и для республик Марий Эл и Мордовия обусловлены относительно низкими значениями показателей ВРП, что влечет за собой использование небольшого объема ресурсов.

Нельзя не отметить, то, что 13 место в рейтинге заняла Республика Башкортостан со значением в 0,0000040. Безусловно, в сравнении с другими регионами ПФО РБ не в полной мере эффективно использует имеющиеся возможности, обусловленные природно-географическими особенностями. Однако развитие республики направлено по пути устойчивого развития, поскольку значение индекса «зеленого» ВРП только в 2010 было равно 0, 000063. Таким образом, улучшение условий регионального природопользования в период с 2010-2013 годы составило 37%.

На последнем месте в рейтинге по индексу «зеленого» ВРП стоит Оренбургская область, где сложились наихудшие условия регионального природопользования, что грозит экологической безопасности, как самого региона, так и приграничных территорий. В регионе сложилась серьезная проблема по объему образования отходов, которая требует безотлагательного решения, что непременно должно быть принято во внимание региональной властью.

При разработке второго индекса проанализирован мировой опыт оценки устойчивого развития, и за основу расчета выбран оптимальный, с точки зрения авторов, показатель – индекс «скорректированные чистые накопления», который является результатом коррекции валовых внутренних накоплений. Индекс «скорректированных чистых накоплений» является одним из наиболее проработанных индикаторов устойчивого развития, которые характеризуют социальное и экологическое «качество» экономического роста, т.е. рост экономики при обеспечении социального развития и сохранения окружающей среды.

природный и человеческий капиталы, являются основой национального богатства, на основании оценки которого производится сравнение регионов по устойчивости экологического развития.

Итак, приведем формулу расчет вышеописанного показателя применимый для регионов Российской Федерации:

СЧН = ВН – ИД – ИПР – УЗОС + РЧК + ЗОС + ООПТ, где (2)

СЧН - скорректированные чистые накопления;

ВН – валовые накопления основного капитала;

ИД – инвестиции в основной капитал по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых»;

ИПР – истощение природных ресурсов;

УЗОС – ущерб от загрязнения окружающей среды;

РЧК – расходы бюджета на развитие человеческого капитала;

ЗОС – затраты на охрану окружающей среды;

ООПТ – оценка особо охраняемых природных территорий.

Расчет всех составляющих показателя СЧН позволит рассчитать эколого-экономический индекс, который определяется по нижеприведенной формуле:

ИСЧН = СЧН/ ВРП· 100%, где (3)

ИСЧН -индекс скорректированных чистых накоплений (эколого-экономический индекс);

СЧН – скорректированные чистые накопления;

ВРП – валовой региональный продукт.

В результате проведенных расчетов получили следующие результаты индекса « скорректированных чистых накоплений» для регионов ПФО.

На основе полученных данных вышеприведенной таблицы, получили следующие результаты рейтинга для регионов ПФО, которые представлены на рисунке 2.

По итогам рейтинга на первом месте оказалась Республика Мордовия. Однако лидирующие позиции для данного региона весьма условны, поскольку основной отраслью материального производства выступает сельское хозяйство. Ввиду слабого развития по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» отсутствуют необходимые для расчета статистические данные. То есть эколого-экономический индекс в 52 % следует считать условным, так как в наиболее общем виде величина национального богатства не уменьшена на объемы добываемых ресурсов.

В данном случаи наиболее полную картину по данному региону отображает предыдущий рейтинг, в котором Республика Мордовия заняла десятое место.

На втором месте расположилась Чувашская республика, стоит отметить, что в предыдущем рейтинге данная территория оказалась на первом месте. Индекс «скорректированных чистых накоплений» составил 44,7%. Республика характеризуется низким объемом вредных выбросов в атмосферу и занимает 3-е место среди всех регионов ПФО по абсолютному ущербу от загрязнения окружающей среды.

Расположение следующих регионов: Пензенская область, Ульяновская область, Кировская область, Республика Марий Эл, Нижегородская область на третьем, четвертом, пятом, шестом и седьмом местах обусловлено незначительными объемами истощения природных ресурсов что, впрочем, определяется отсутствием на территории регионов значимых запасов минерально-сырьевых полезных ископаемых. При этом абсолютное значение скорректированных чистых накоплений находится на невысоком уровне, что обусловлено невысоким уровнем развития экономики инизким объемом ВРП региона.

Отметим, что в ходе составления рейтинга было отмечено, что чем выше уровень ВРП, тем более низкое положение занимает регион. Так приведем в пример Республики Татарстан и Башкортостан, которые расположились на 8 и 9 местах соответственно. Это одни из немногих регионов, которые отличаются довольно высоким уровнем экономического развития. Республика Татарстан входит в число лидеров по отношению валового накопления основного капитала к ВРП. Для Республики Башкортостан свойственны относительно высокие расходы на развитие человеческого капитала, а также наличие ООПТ. На данных территориях ущерб от экономической деятельности, связанный с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, полностью компенсируется инвестициями в человеческий капитал, наличием ООПТ и другими мероприятиями.

Самарская область и Пермский край, у которых индекс «скорректированных чистых накоплений» составляют 31,9 % и 30,8 % расположились на 10 и 12 местах соответственно. На данных территориях довольно высокий ущерб от загрязнения окружающей среды. Кроме того, в регионе сокращаются запасы леса, что ведет к снижению природного капитала. Эти потери на фоне низкого объема валовых накоплений, являются основными факторами, обусловившими низкое значение эколого-экономического индекса.

Последнее место в рейтинге (как и в предыдущем) Оренбургская область занимает 14-е место по эколого-экономическому индексу. Индекс «скорректированных чистых накоплений» составил 21,8% к ВРП. Основным показателем, оказавшим негативное воздействие на позиции области по индексу, является значительное истощение природных ресурсов, которое значительно снижает валовое накопление основного капитала, т.е. природные ресурсы изымаются без дальнейшего воспроизводства, что снижает природный капитал. Однако это характерно практически для всех субъектов РФ с низким значением эколого-экономического индекса.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11