Жилищно коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения. Система государственного управления. Вопросы для самопроверки

Особенности коммунально-бытового водоснабжения и требования к количеству и качеству воды. Доля коммунально-бытового водоснабжения в общем водопотреб-лении невелика. Водоснабжение населения - важнейшая задача любого города или села. Отсутствие чистой питьевой воды - одна из главных причин болезней. Однако почти половина населения Мира не имеет надежных источников питьевой воды. Поэтому 80-е годы объявлены Международным десятилетием питьевого водоснабжения и санитарии. В нашей стране принцип приоритета коммунально-бытового водоснабжения закреплен в Основах водного законодательства и заключается в том, что’ в любых условиях население должно быть обеспечено-водой в первую очередь. В водохозяйственной практике в отношении коммунально-бытового водоснабжения принимают самый высокий показатель обеспеченности (97% по числу бесперебойных лет).[ ...]

Коммунально-бытовое водоснабжение связано с непосредственным потреблением воды населением (для питья, в составе пищевых продуктов), с использованием воды для хозяйственно-бытовых целей (стирка, уборка, мойка и т.п.), для удовлетворения нужд коммунальнобытового хозяйства (прачечные, парикмахерские и т.п.), городского транспорта, строительных организаций.[ ...]

Наилучшпм качеством обладают межпластовые артезианские подземные воды, имеющие очень небольшое загрязнение химическими веществами и патогенными микробами. На них мало влияют социально-бытовые (плотность населения, развитие промышленности, транспорта и т. п.) и природные (климатические, сезонные) факторы. В отличие от них грунтовые воды, расположенные неглубоко под землей, подвержены влиянию этих ■факторов, вызывающих ухудшение органолептических свойств воды (запах, цвет, мутность). Однако их качество значительно лучше, чем поверхностных вод, которые наименее пригодны для питьевого водоснабжения, так как возможность загрязнения их велика. Для приведения качества воды в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями ее подвергают специальной обработке (водоподготовке). Воду фильтруют, коагулируют (для перевода в осадок примесей), хлорируют или фторируют с целью дезинфекции, обогащают аммиаком для ■улучшения вкусовых качеств.[ ...]

Следующими особенностями коммунально-бытового водоснабжения являются равномерность потребления воды в течение года и неравномерность в течение суток. При повышении температуры воздуха потребление воды несколько возрастает, однако сезонные колебания не превышают 15...20 %. В то же время суточные колебания значительны, так как более 70 % воды потребляется днем. Обычно для учета этих колебаний в расчетах водопотребления используют коэффициент суточной неравномерности Ксут (отношение максимальной суточной нормы водопотребления к среднесуточной) и коэффициент часовой неравномерности (отношение максимальной часовой нормы водопотребления к среднесуточной). Коэффициент суточной неравномерности не превышает 1,2, в то время как Кч может достигать 1,8...2.[ ...]

Для прогнозирования водопотребления в комму-нально-бытовом хозяйстве используют данные о прогнозе численности населения и удельного водопотребления. Для прогноза удельного водопотребления чаще всего-применяют логистические модели, выбор которых обусловлен гипотезой о стабилизации удельного водопотребления в перспективе при достижении определенного, достаточно высокого уровня потребления воды. Рост водопотребления связан с развитием урбанизации и повышением степени благоустройства в сельских населенных пунктах.[ ...]

Коммунально-бытовое водоснабжение как участник водохозяйственного комплекса (ВХК). При включении коммунально-бытового хозяйства в состав участников. ВХК необходимо учитывать его требования к уровням воды в водохранилище, а также влияние на других участников ВХК.[ ...]

Расходы водоснабженческих попусков зависят от гидрологических условий, складывающихся в конкретный год. При комплексных попусках учитывают интересы всех водопотребителей, но в первую очередь (без экономического обоснования) интересы коммунально-бытового хозяйства.[ ...]

Коммунально-бытовое хозяйство как участник ВХК вступает в противоречие с такими участниками, как промышленность и орошаемое земледелие, сточные воды которых неблагоприятно действуют на качество воды. Такое же влияние оказывают сельскохозяйственное водоснабжение (особенно животноводческие комплексы), водный транспорт и рекреация. На некоторых водохранилищах, используемых главным образом для целей водоснабжения, запрещается строительство баз отдыха из-за сильного загрязнения воды при рекреационном использовании водохранилища.[ ...]

Пути экономии потребления воды в коммунально-бытовом хозяйстве. Одна из главных мер экономии потребления воды в коммунально-бытовом хозяйстве - борьба с утечками. Только в жилых зданиях утечки через санитарно-техническую арматуру могут достигать четверти объема воды, отпускаемого населению. Немалые потери воды происходят из-за повреждений водопроводных магистралей, особенно при проведении земляных работ. Средние размеры потерь составляют 20 %.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы насе­ления на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового об­служивания населения приходится 15 % общего объема предо­ставляемых платных услуг.

Систему управления бытовым обслуживанием населения об­разуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского гориспол­кома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промыш­ленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

В бытовом обслуживании выделяют девять основных от­раслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожа­ных изделий, головных уборов и изделий текстильной галан­тереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услу­ги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техничес­кое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

Основную долю в бытовом обслуживании занимают произ­водственные услуги, которые в общем объеме реализации бы­товых услуг достигают 80 %. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и че­рез специализированные организации.

В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из которых 40 % - част­ные.

Экономическая эффективность предприятий бытового об­служивания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. На­пример, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - один день.

В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006- 2010 годы.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гости­ничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и по­мещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйс­тва, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:

1) На долю жилищного хозяйства в 2010 г. приходилось 1,6% ВВП в рыночных ценах (2009 г. – 1,9%).

2) Численность занятых в ЖКХ в 2010г. составила 4,55 % от общей численности занятого населения, что в 1,7 раза больше уровня 1990 г.

3) С 2005 года ежегодно снижается показатель отпуска воды – в 2009 году он составил 541,5 млн. м 3 .

4) - С 2005 г. ежегодно снижается количество источников теплоснабжения – в 2009 году он составил 5014 единиц.

5) Ежегодно снижается суммарная мощность источников теплоснабжения (в 2009 году – 57085 Гкал/ч).

Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очис­тки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхност­ного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатыва­ют около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80 % го­родских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса сано­чистки городов. Отраслевым предприятием «Техноресурс» раз­работана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствован­ная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8-2 раза, энергопот­ребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-ана­логами, действующими сегодня в СНГ.

В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жи­лищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на пе­риод до 2015 года.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономических отношений в АПК

И продовольствия республики беларусь.. главное управление образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Горки 2012
Составила: Л. В. Пакуш, М.В. Лысенкова, Е.Н. Качановская УДК 338.26(476)078.8 ББК 65(4Бен)я73 Н35 Национальная экономика: учебно-

Экономический потенциал Беларуси
Понятие и виды потенциалов национальной экономики. Виды ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Формирование, анализ использования различных видов потенциалов национального хозяйства. Процесс

Рост национальной экономики
Понятие экономического роста. Виды и типы воспроизводства. Внешние и внутренние факторы экономического роста. Понятия "экономический рост" и "экономическое устойчивое развитие".

Хозяйственные комплексы национальной экономической системы
Образование и функционирование новых интеграционных структур - хозяйственных комплексов (отраслевых, межотраслевых). Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Ре

Формирование рыночной экономики
Основные этапы переходного периода от централизованно планируемой экономики к рыночной. Первоочередные проблемы переходной экономики и пути их решения. Промежуточные итоги рыночных преобразований в

В республике беларусь
Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления. Роль государства в рыночной экономике. Функции государства при переходе к рыночной эк

Межстрановая и мирохозяйственная интеграция
Тенденции и факторы международной экономической интеграции. Понятие международного разделения труда. Социально-экономические и политические факторы развития международного разделени

Безопасность
Экономическая безопасность в системе национальной безопасности. Глобализация мировой экономики и национальная безопасность. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь.

Научные основы национальной экономики
План 1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси». 2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. 3. Основные макроэкономические по

Национальной экономики
В последние годы национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который направлен на создание социально-ориентированной рыночной экономики. Для становления и развития д

Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики
Главная цель экономики РБ -удовлетворение материальных и духовно-культурных потребностей нации в условиях ограниченности ресурсов, повышение уровня благосостояния.

Типы национальных систем
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик или националь­ных систем хозяйствования. В основу классификации этих систем

Понятие совокупного экономического потенциала страны
Потенциал – это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и спосо

Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По сво

Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой баз для экономич

Демографический и трудовой потенциал
Демографический потенциал – численность, продолжительность жизни, рождаемости и смерти, половозрастной структуры, распределение на город и село. В современной научной литературе для характ

Качественная характеристика трудового потенциала
Качественная характеристика трудового потенциала национальной экономики прежде всего завит от качественной характеристики индивидуума (личности) и, следовательно, формируется на основе потенциала н

Количественная характеристика трудового потенциала
Основная часть физической составляющей трудового потен­циала - население трудоспособного возраста. Трудоспособный возраст определяется национальным законодательством. К трудоспособному возрасту отн

Использование трудового потенциала
Наличие высокого трудового потенциала еще не гарантирует успешное функционирование национальной экономики. Важно, насколько целесообразно и эффективно он используется. А это, прежде всего, зависит

Производственный потенциал
Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития. Производственный потенциал определяется возможностью отраслей национа

Рост национальной экономики
План 1. Экономический рост: понятие и измерения. 2. Факторы и источники экономического роста. 3. Основные модели экономического роста.


Факторы экономического роста внутренние внешнее Разовые (первичные) системные Функциональные (к

Факторы текущие, перспективные
Их сочетание, оптимизация соотношений зависит от многих условий, в том числе от целей и задач преобразований, наличие совокупности ресурсов и их источников, интеграции науки, образования и производ

Отраслевая структура национальной экономики
Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура яв

Современная отраслевая структура национальной экономики Беларуси
Традиционно в национальных экономиках выделяют 3 сектора: 1) сельскохозяйственный сектор; 2) промышленный сектор; 3) сектор услуг. Мировой ВВП по

Промышленный комплекс
Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится 26,8 % валового внутреннего продукта, 25,3 % занятого населения страны (в 2010 году)

Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетичес­кий комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов

Машиностроение и металлообработка
Данный комплекс является ведущим комплексом нацио­нальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В нем создается 22 % стоимости произв

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Структура лесопромышленного комплекса представлена следую­щими отраслями: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность. В ней создается 3,2

Легкая промышленность
Легкая промышленность обеспечивает население страны тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. Одновременно она выпускает и продукцию производственного потребления (корд, технически

Аграрно-промышленный комплекс
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) - это совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство продовольствия и промышленной продукции из сельскохозяйстивенного сырья, их хране

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики и призвано выполнять три важнейшие задачи: 1) обеспечивать население страны высококачественным

Пищевая промышленность
Это крупнейшее структурное подразделение объединяет отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и производству пищевых продуктов. Удельный вес пищевой промышленности в общем объеме промыш

Строительный комплекс
Строительный комплекс – межотраслевая система, включающая совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного

Промышленность строительных материалов
Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного компл

Транспорт и связь
Транспорт –одна из отраслей, которая формирует инфра­структуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее эле­ментов. Транспортный комплекс – совокупно

Комплекс социально-культурных отраслей
Образование. культура и искусство Образование – отрасль, которая рассматривается как сис­тема организаций и учрежде

Здравоохранение
Здравоохранение представляет собой систему государствен­ных, общественных и медицинских мероприятий, направлен­ных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение

Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт – самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкульту

Социальное обслуживание
Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной под­держки, предоставлению медицинских, психолого-педаго­гических, правовых

Розничная торговля и общественное питание
Торговля- совокупность предприятий и организаций, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 11,1 %, ч

Региональный комплекс
Целое всегда состоит из частей. Национальная экономика как целое состоит из: 1) отраслевых экономик (части по продуктивному признаку); 2) региональных экономик (части по территори

Социально-экономический комплекс Брестской области
Брестская область расположена на юго-западе Республики Беларусь в бассейнах рек Западного Буга, Немана и Днепра. Граничите Польшей и Украиной. Образована 4 декабря 1939 г. В административн

Социально-экономический комплекс Витебской области
Витебская область занимает северную часть Республики Беларусь. Граничит с Литвой, Латвией и Россией. Образована 15 января 1938 г. В административном делении область имеет следующую структу

Социально-экономический комплекс Гомельской области
Гомельская область расположена на юге Беларуси и грани­чит с Украиной и Россией. Образована 15 января 1938 г. В административном делении имеет следующую структуру: районов – 21, городов –

Социально-экономический комплекс Гродненской области
Гродненская область расположена на западе страны. Гра ничит с Польшей и Литвой. Образована 20 сентября 1944 г. В административном делении область имеет дледующук структуру: районов –17, го

Социально-экономический комплекс Могилевской области
Могилевская область расположена на востоке Беларуси. Граничит с Россией. Образована 15 января 1938 г. В административном делении область имеет следующую Структуру: районов – 21, городов –

Социально-экономический комплекс г. Минска
Город Минск – столица Республики Беларусь. Он явля­ется политическим, экономическим, научным и культурным центром Беларуси и выделяется в качестве самостоятельного социально-экономического комплекс

Возникновение административно-командной системы и причины ее кризиса
Концептуальные основы. Непосредственной реакцией на выявившуюся неспособность рыночной экономики либерального типа цивилизованно разрешать проблемы социально-экономического развити


Рынок - это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которых формируется спрос, предложение и цена на них. Важнейшими рыночными институтами являются рынки факто

Рынок труда
Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использова

Приватизация в Республике Беларусь
В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические от

Цели, функции и методы государственного регулирования
Сознательное регулирование всей экономики - одна из основ современной экономической

Структура государственного управления в Республике Беларусь
Система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и тер­риториальному принципам, включает 25 министерств, 7 го­сударственных комитет

Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование национальной экономики –

Денежно-кредитное регулирование
Денежно-кредитное регулирование включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки, рыночные операции с ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или вл

Структура финансово-кредитной системы
В настоящее время в законода­тельных актах Республики Бела­русь нет определения "кредитная система" и институциональные ас­пекты рассматриваются либо как от­дельные финансовые институты,

Создание банка развития
В целях наращивания темпов экономического роста и повышения надежности финансово-кредитной системы 21июня 2011г.был принят Указ Президента Республики Беларусь №261 “О создании открытого акционерног

Бюджетно-налоговая политика Беларуси
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах сово­купность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст

Налоговая система и пути её совершенствования
Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налог-это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физ

Из истории налогов
Налоговые курьезы. Волге 300 лет назад в России был введен знаме­нитый налог на бороду. Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие

Социальная политика государства
Социальный императивявляется обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политике вообще

Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике. Проблемы неравенства доходов
Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его производство всех факторов производства, что означает первичное (функциональное) распределение. В р

Минимальный потребительский бюджет
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального ребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования шмального потребительского бюджета. Минимальн

Система и механизм социальной защиты населения в РБ
Социальная защита- это система принципов, нормативом и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные

Роль и функции социальной защиты
Наличие развитой системы социальной защиты - признак современных развитых государств. В этих странах данная система находит выражение в системе институтов и мер, направленных на социальную поддержк

Тенденции и факторы международной экономической интеграции
Понятие экономической интеграции, ее интерпритации. Понятие «интеграция» применительно к анализу экономических процессов (явлений) стало широко использоваться во второй половине XX

Интеграционные процессы в Евразийском экономическом пространстве
В конце 2009 г. процесс интеграции на постсоветском пространстве получил новый импульс – лидеры трех стран, входящих в ЕврАзЭС, договорились об окончании формирования в 2010 г. Таможенного союза Ро

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
В 1984-85 гг. по заданию Генерального секретаря ООН была создана экспертная группа, которая выполняла иссле­дование по разработке «концепции безопасности». По ре­зультатам данного и

Виды экономической безопасности, важнейшие факторы и угрозы
Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экон

Продовольственная безопасность Республики Беларусь (по уровню производства), тыс. т
Вид продукции Го д Уровни продовольственной безопасности

Показатели и индикаторы экономической безопасности, пороговые значения экономической безопасности
Показатели и индикаторы экономической безопасности - наиболее значимые параметры, характеризующие сос­тояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность. По

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы насе­ления на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового об­служивания населения приходится 15 % общего объема предо­ставляемых платных услуг.

Систему управления бытовым обслуживанием населения об­разуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского гориспол­кома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промыш­ленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

В бытовом обслуживании выделяют девять основных от­раслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожа­ных изделий, головных уборов и изделий текстильной галан­тереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услу­ги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техничес­кое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

Основную долю в бытовом обслуживании занимают произ­водственные услуги, которые в общем объеме реализации бы­товых услуг достигают 80 %. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и че­рез специализированные организации.

В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из которых 40 % - част­ные.

Экономическая эффективность предприятий бытового об­служивания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. На­пример, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - один день.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гости­ничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и по­мещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйс­тва, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).


Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:

1) На долю жилищного хозяйства в 2012 г. приходилось 1,8% ВВП в рыночных ценах (2010 г. – 1,9%).

2) Численность занятых в ЖКХ в 2012г. составила 4,0 % от общей численности занятого населения, что в 0,9 раза больше уровня 2000 г.

3) С 2005 года ежегодно снижается показатель отпуска воды – в 2012 году он составил 538,3 млн. м 3 .

4) С 2005 г. ежегодно снижается количество источников теплоснабжения – в 2012году он составил 4096 единиц.

5) Ежегодно снижается суммарная мощность источников теплоснабжения (в 2012 году – 57062 Гкал/ч).

Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очис­тки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхност­ного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатыва­ют около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80 % го­родских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса сано­чистки городов. Отраслевым предприятием «Техноресурс» раз­работана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствован­ная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8-2 раза, энергопот­ребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-ана­логами, действующими сегодня в СНГ.

В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жи­лищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на пе­риод до 2015 года.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоят особенности отраслевого, территориального и внутрифирменного разделения труда?

2. Назовите причины перехода к Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД).

3. Перечислите важнейшие отличительные особенности клас­сификатора ОКЭД в сравнении с ОКОНХ.

4. Охарактеризуйте основные тенденции в изменении отрас­левой структуры национальной экономики Беларуси. Каким образом они увязываются с общемировыми тенденциями?

5. Какие актуальные проблемы необходимо решить в про­цессе структурной трансформации белорусской экономики?

6. Каковы роль и место промышленного комплекса в созда­нии. ВВП, формировании внешнеэкономического, научного и инновационного потенциалов национальной экономики?

7. Перечислите крупнейшие валообразующие предприятия Беларуси. Каковы важнейшие проблемы и перспективы, свя­занные с их развитием?

8. Обоснуйте основные тенденции, наблюдаемые в измене­нии структуры промышленного комплекса в разрезе отраслей и видов деятельности.

9. Что представляют собой показатели продуктивности и как они используются в структурном анализе промышлен­ности?

10. Опишите структуру топливно-энергетического комплек­са. Какова его роль в национальной экономике?

11. Какие подотрасли включает в себя топливная промыш­ленность? Назовите основные предприятия отрасли и приведи­те их краткую характеристику.

12. Охарактеризуйте структуру ГПО «Белэнерго». Какие направления его реформирования запланированы Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы?

13. Назовите типы генерирующих станций, действующих в Беларуси. Какие новые электростанции планируется по­строить?

14. Почему, по Вашему мнению, в 2006-2010 гг. снизился процент возмещения средним тарифом на энергию для населе­ния себестоимости единицы энергии?

15. Приведите определение и основные показатели топлив­но-энергетического баланса.

16. Что такое энергетическая безопасность? Какие мероприя­тия запланированы в республике по ее обеспечению?

17. Какими подотрослями и предприятиями представлена белорусская металлургическая промышленность?

18. Охарактеризуйте риски, которые несет в себе динамика мировых цен на металл, и назовите возможные меры противо­действия им.

19. Какова роль машиностроения и металлообработки в про­изводственном, трудовом, научном и инновационном потенциа­лах национальной экономики?

20. Какие основные виды деятельности и подотрасли могут быть отнесены к машиностроению и металлообработке?

21. В чем состоит роль производственной кооперации в раз­витии отрасли?

22. Какие изменения произошли в структуре собственности машиностроительных предприятий за период с 2006 по 2011 г.? Приведите примеры.

23. Назовите основные предприятия автомобильной про­мышленности и виды выпускаемой ими продукции.

24. Перечислите основные предприятия тракторного и сель­скохозяйственного машиностроения и виды выпускаемой ими продукции.

25. В чем заключается роль станкостроения в обеспечении воспроизводственных процессов машиностроительного комп­лекса? Перечислите основные станкостроительные предприя­тия Беларуси.

26. Назовите основные предприятия и виды выпускаемой продукции наукоемких отраслей машиностроения. Опишите основные проблемы в развитии этих предприятий и возможные подходы к их решению.

27. Приведите особенности экологической безопасности.

28. Как оценить величину экологического риска?

29. Какие субъекты хозяйствования относятся к категории «опасные производственные объекты»?

30. Перечислите основные направления реализации госу­дарственной политики Республики Беларусь в области про­мышленной безопасности.

31. В чем проявляются негативные экологические послед­ствия хозяйственной деятельности отраслей топливно-энерге­тического и металлургического комплексов?

32. Что представляет собой АПК республики? Какие зада­чи он решает? Какие виды экономической деятельности вклю­чает?

33. Каковы основные элементы современной аграрной поли­тики?

34. Охарактеризуйте отраслевую структуру валовой продук­ции сельского хозяйства.

35. Назовите основные тенденции развития сельского хо­зяйства республики.

36. Какие задачи стоят перед АПК Республики Беларусь в рамках Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы?

38. Назовите основные направления совершенствования струк­туры АПК и развития социальной инфраструктуры на селе.

39. Какова роль строительного комплекса в расширенном воспроизводстве?

40. В чем заключается негативная роль незавершенного строительства?

41. Опишите перспективы развития строительного комп­лекса Беларуси.

42. Какова роль транспортного комплекса в расширенном воспроизводстве?

43. Дайте общую характеристику структуры грузо- и пассажирооборота в республике.

44. Раскройте потенциальные возможности Беларуси как транзитного государства.

45. В чем состоит роль телекоммуникационного комплекса в расширенном воспроизводстве?

46. Охарактеризуйте перспективы развития телекоммуникационного комплекса Беларуси.

47. Что представляет собой комплекс социально-культурных отраслей?

48. Назовите преобразования, происходящие в отдельных отраслях социально-культурного комплекса.

49. Перечислите принципы, на которых основывается государственная политика в сфере образования в Республике Беларусь.

50. Определите особенности развития высшего образования в Беларуси.

51. Назовите принципы государственной политики в облас­ти здравоохранения в Республике Беларусь.

52. Приведите показатели, характеризующие материаль­но-техническую базу отрасли «Физическая культура и спорт» в Республике Беларусь.

53. Какие параметры характеризуют значение культуры и искусства в национальной экономике?

54. Укажите отрасли национальной экономики, образующие сферу производства товаров и сферу производства услуг.

55. Каковы функции торговли, общественного питания, бы­тового обслуживания?

56. Назовите тенденции, характеризующие результат раз­вития розничной торговли в 2006-2010 гг.

57. Какие виды и формы торговли осуществляются в Бела­руси?

58. Перечислите показатели, характеризующие результа­тивность деятельности торговли, общественного питания и бы­тового обслуживания.

59. Какие факторы, условия определяют перспективы раз­вития торговли, общественного питания и бытового обслужива­ния в 2011-2015 гг.?

60. Какие типы и виды объектов используются в практике ресторанно-развлекательного бизнеса?

61. Назовите факторы, способствующие развитию бытового обслуживания.

62. В чем состоит роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения?

63. Охарактеризуйте основные виды коммунальных услуг.

64. Опишите перспективы развития рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси.

Литература

1. Беларусь в цифрах, 2013 / Нац. стат. ком. РБ. - Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http: //aw.belal .by/russian/rss/rssl 69.php//.

3. Гусаков, В.Г. Экономика организаций и отраслей агропро­мышленного комплекса: в 2 кн. / В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Белорус, наука, 2007.

4. Здоровье населения Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. - Минсхс, 2011.

5. Интернет-портал EnergoBelarus.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energobelarus.by.

6. Интернет-сайт IndexMundi.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indexmundi.com.

7. Мясникович, М.В. Энергетическая безопасность и устой­чивое инновационное развитие - основа независимости Республики Беларусь / М.В. Мясникович // Белорус. экон. журн. – 2007. – №3.

8. Об утверждении Методических рекомендаций по применению Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности при организации государственных статистических наблюдений и подготовке сводной статистической информации // постановление Минстата РБ, 27 сент. 2006 г., № 143: в ред. Постановления Минстата РБ от 29.10.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации. РБ. – Минск, 2008.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.

Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетических, транспортных, по внешнему благоустройству.

К санитарно-техническим относятся предприятия по обслуживанию и эксплуатации водопроводных и канализационных систем, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.

Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные пиротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве - муниципальные унитарные предприятия. Преобладающей хозяйственной структурой в жилищно-коммунальном обслуживании являются многоотраслевые предприятия.

Отрасли ЖКХ по конкурентному потенциалу делятся на три сектора: 1) локально-монопольные; 2) потенциально конкурентные; 3) рыночные.

Локальные монополии - отрасли и предприятия, где по экономическим, технологическим, экологическим, естественно-территориальным причинам невозможна конкуренция. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство, в частности организации лифтового хозяйства. Затраты на выполнение услуг по технической эксплуатации и ремонту лифтов в общей стоимости жилищных услуг составляют в среднем по России свыше 10% и существенным образом влияют на общую величину их стоимости.

Потенциально конкурентные отрасли становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

Так, в коммунальном хозяйстве потенциально конкурентными являются:

  • управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;
  • привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения и объекты, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.);
  • выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);
  • проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Вполне рыночной, конкурентной отраслью является жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание.

Жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ) обеспечивают решение задач по сохранению в надлежащем состоянии жилого фонда и созданию благоприятных условий для проживания людей. Они отличаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; практически невзаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их потреблением. Объем и качество услуг непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бассейнов, уровень производительности труда.

Годовой объем жилищно-коммунальных услуг составляет около 750 млрд. руб., или 7,6% ВВП. Рынок ЖКУ стабилен и всегда востребован.

Жилищные услуги - это комплекс работ, обеспечивающих нормальное функционирование жилого дома и благоустройство придомовой территории.

Перечень жилищных услуг утверждается федеральными органами и включает:

  • содержание общего имущества жилого дома (включая подвалы, чердаки, подъезды и крыши) и придомовой территории;
  • вывоз бытовых отходов;
  • работы, выполняемые при проведении технического осмотра и обхода отдельных помещений жилых домов, включая устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнических устройств и другие работы;
  • работы, выполняемые при подготовке жатых зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;
  • ремонт общего имущества, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;
  • другие виды работ (обслуживание лифтов и т.д.).

Коммунальные услуги предоставляются в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями.

В состав коммунальных услуг включаются:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение и очистка сточных вод;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе в баллонах;
  • отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при печном отоплении);
  • утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.

Для коммунальных услуг характерными чертами являются:

  • привязка сложной инженерной инфраструктуры к территории;
  • неразрывность, строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления услуг;
  • услуги не накапливаются, недопроизводство не компенсируется более интенсивным производством в другой период;
  • процесс потребления услуг непрерывный, отказ от потребления на значительный срок, как правило, невозможен.

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство коммунальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой поставкой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, водопроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.

При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей волы, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.

Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.

Общие правовые и экономические условия жилищно-коммунального обслуживания, функциональные обязанности хозяйствующих субъектов всех форм собственности определяются муниципальным заказом.

В рамках муниципального заказа разрабатываются объемы, параметры качества и надежности обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; финансирование ЖКУ, доли оплаты потребителей и компенсации бюджетом; комплекс договоров на выполнение заказа.

Критерии качества, надежности и устойчивости поставок ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. Они опираются на установленные стандарты (ГОСТы, СНиПы, нормативы потребления, регламенты выполнения работ и др.), гарантирующие минимально необходимый уровень обслуживания. Реальное обеспечение такой гарантии подкрепляется финансовыми ресурсами.

Традиционное обслуживание базируется на ключевой рал и местного самоуправления в организации и исполнении ЖКУ. Местное самоуправление выступает в качестве представителя и потребителей ЖКУ и их поставщиков.

Муниципальные организации отвечают за выполнение всего комплекса работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, обеспечению коммунальными услугами населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. Прочие потребители заключают договоры поставки услуг непосредственно с предприятиями.

Жилищный фонд передается на баланс муниципальных предприятий. Под руководством администрации местного самоуправления они планируют объем работ, выполняют работы, взимают плату за оказываемые услуги. Управляющими подразделениями администрации являются жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др. Жилищно-эксплуатационные организации принимают плату населения за тепло, холодную и горячую воду, электроэнергию, вывоз мусора и т.п. и перечисляют деньги поставщикам ресурсов.

В жилищно-коммунальном обслуживании одновременно происходит смена организационных форм взаимодействия между органами власти, потребителями и поставщиками услуг. Используются более совершенные методы обслуживания, основанные на разделении функций, укреплении договорных отношений, конкурсном отборе подрядных организаций. Прежде всего это относится к обслуживанию жилищного фонда, которое отличается высоким потенциалом конкуренции на стороне как заказчиков, так и подрядчиков услуг.

Вначале разделение функций заказчика и подрядчика происходит в структуре администрации местного самоуправления. Функции заказчика выполняют структурные подразделения администрации местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, обеспечивающие как обслуживание жилых домов, так и их тепло-, электроснабжение. Создается служба единого заказчика, которая привлекает ремонтно-эксплуатационные предприятия или разделяется на несколько управляющих компаний, которые на конкурсной основе привлекают подрядные организации для обслуживания жилищного фонда. При этом в производстве жилищных услуг формируется конкурентная среда, рынок коммунальных услуг регулируется муниципальным заказом независимо от формы собственности коммунальных предприятий. РКЦ осуществляет сбор платежей с потребителей и перечисляет собранные средства предприятиям в соответствии с заключенными договорами.

Нередко местное самоуправление передает муниципальный заказ на весь комплекс работ многоотраслевому предприятию ЖКХ, которое становится единым генеральным подрядчиком. В этом случае отсутствуют специальные муниципальные учреждения или предприятия как посредники между муниципалитетом и подрядчиком, получающие деньги из бюджета за размещение заказа на выпал пение ЖКУ. Если функции службы заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные предприятия, то они совмещают их с функциями подрядчика

Службы заказчика созданы в более чем половине субъектов РФ. Они реализуют идею муниципального заказа как эффективной формы расходования бюджетных средств и концепцию освобождения местного самоуправления как уровня власти от хозяйственных функций.

Отношения между администрацией города (района) и заказчиком оформляются муниципальным контрактом на организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и другим потребителям, об управлении жилищным фондом и технологической частью с указанием источников и размеров финансирования услуг. В муниципальном контракте определяются основные задачи организации предоставления жилищно-коммунальных услуг всем потребителям и содержание объектов ЖКХ в соответствии с действующими нормами и правилами.

Администрация передает заказчику жилищный фонд на обслуживание, оставляя за собой функции:

  • контроля за соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
  • обеспечения соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
  • разработки и заключения договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений.

Заказчик отвечает за поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии.

Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя материальные затраты, в том числе расходы на сырье и материалы, топливо, энергию; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных средств; прочие затраты. Администрация осуществляет финансирование заказчика в виде ассигнований на заработную плату и дотаций на убытки, в том числе и на погашение разницы в тарифах, благоустройство, капитальный ремонт.

В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий-монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, поскольку рост тарифов одного предприятия-монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.

В функции службы заказчика входят ведение договорных отношений на всех уровнях оказания услуг, формирование муниципального заказа на услуги ЖКХ, организация предоставления субсидий населению по оплате услуг, контроль за предоставлением услуг и их оплатой. Заказчик заключает договоры с предприятиями - исполнителями услуг и поставщиками ресурсов. Их работа организуется по направлениям:

  • обслуживание жилищных объектов и благоустройство территории:
  • предоставление услуг коммунального хозяйства.

Проводится конкурсный отбор подрядчиков для текущего обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, определения поставщиков услуг и ресурсов. С поставщиками коммунальных услуг заключается соглашение, при этом со стороны продавца выступает коммунальное предприятие, а со стороны покупателя - заказчик и администрация муниципального образования. Причем заказчик несет ответственность перед подрядчиком в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования - в пределах сумм бюджетного дотирования коммунальных услуг.

Служба заказчика может функционировать без наличия управляющей компании или при ее учреждении. При отсутствии управляющей компании ее функции исполняет служба заказчика.

При наличии управляющей компании служба единого заказчика обеспечивает:

  • соблюдение нормативно-технических требований по содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • необходимый уровень финансирования для содержания недвижимости;
  • заключение договора с выбранной на конкурентной основе либо созданной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом, а также предоставление других услуг коммунального назначения;
  • систематический контроль за реализацией договоров.

На управляющую компанию, в свою очередь, возлагаются:

  • поддержание в надлежащем состоянии и модернизация недвижимости;
  • выбор подрядчиков на выполнение работ во вверенном ей в управление жилищном фонде;
  • заключение договоров и контроль их выполнения;
  • сбор платежей за ЖКУ с населения.

Органы местного самоуправления обязаны создавать равные условия для предоставления жилищно-коммунальных услуг всем организациям независимо от форм собственности. В частности, важно привлечение частных управляющих и подрядных организаций для преодоления монополизма муниципальных подразделений, развития конкуренции на рынке ЖКУ.

Частные организации появляются на рынке ЖКУ в результате:

  • преобразования государственных и муниципальных предприятий ЖКХ;
  • создания новых хозяйствующих субъектов;
  • развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Преобразование государственных и муниципальных предприятий ЖКХ осуществляется в форме приватизации, акционирования или поглощения (банкротства). Все указанные направления преобразований регулируются федеральным законодательством и отвечают принятому курсу на максимально возможное сокращение доли муниципальной собственности и соответственно муниципальных предприятий. Поскольку этап массовой приватизации давно пройден, речь идет о приватизации предприятий, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также приватизации управления ЖКХ. Утвержден перечень объектов ЖКХ, которые не подлежат приватизации. Данный перечень включает в основном коммунальное имущество, потеря контроля над которым считается социально опасной.

Объектами приватизации управления ЖКХ становятся ЖЭКи, ДЕЗы и другие муниципальные управленческие структуры.

Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры являются, как правило, локальными монополиями, они акционируются с сохранением в собственности местного самоуправления 100% акций. Затем акции выставляются на конкурс и по его результатам передаются в доверительное управление управляющей компании-инвестору на срок не менее срока окупаемости инвестиций в модернизацию основных фондов. Управляющей компании в доверительное управление передается количество акций не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус 1 акция.

Акционирование осуществляется под контролем органов власти субъектов РФ. В Чувашской Республике и Татарстане, например, приняты решения о полном акционировании жилищно-коммунальных предприятий в жесткие сроки. План акционирования краевых государственных предприятий реализуется в Ставропольском крае. Акционированные коммунальные предприятия включаются в региональные акционерные общества (холдинги) по направлениям деятельности. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе образована Югорская теплоэнергетическая компания.

Если муниципальные предприятия акционируются и приватизируются, то организация электро-, газо-, теплоснабжения и водоотведения не перестает быть вопросом местного значения, так как иное противоречило бы Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Поглощение - следствие конкурентной борьбы предприятий на открытом рынке. В жилищно-коммунальном хозяйстве конкурентная борьба такой острой стадии не достигла, но поглощения и здесь имеют место. Его осуществляют кредиторы на основе процедур банкротства, когда имущественные комплексы муниципальных предприятий продаются за долги. Однако долги предприятий ЖКХ - не основание для поглощения и смены собственника, так как они - результат огромного недофинансирования, экономического дисбаланса; их следует урегулировать путем реструктуризации.

Преобразование предприятий, меняя лишь их организационно- правовую форму, никак не влияет на изменение конкурентной среды, так как не вовлекаются ни дополнительные ресурсы, ни новые хозяйствующие субъекты.

Кроме того, далеко не все муниципальные предприятия в восторге от преобразований; одни из них опасаются лишиться поддержки местных администраций, другие не уверены в предсказуемости тарифной политики, которая при приватизации может измениться.

Появление на рынке новых, в том числе частных, операторов ЖКУ как следствие углубления рыночных преобразований, капиталистических отношений реально меняет ситуацию и поэтому приветствуется как органами местного самоуправления, так и при определенных условиях потребителями услуг. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлечения частного капитала в ЖКХ. Ключевым моментом здесь является введение жилищного самоуправления, передача управления жилыми домами в руки жильцов, которые получают право на выбор перечня услуг, подрядчиков и оплату их по факту предоставления.

Частные фирмы охотно берут подряды на обслуживание жилых домов, пока осуществляется бюджетное финансирование. Важно, чтобы этот рынок был привлекателен и при отмене дотаций, возможном росте платежей при повышении тарифов на услуги. Если не будет условий и возможностей получать высокие доходы, бума частного капитала в ЖКХ ожидать не приходится. Пока имущественные отношения до конца не отрегулированы, горизонт тарифного регулирования короток. Не располагает к долгосрочным инвестициям в ЖКХ и частая смена руководителей муниципальных образований, дробление районов на мелкие самостоятельные поселения. Правда, в ФАС поступают заявки на передачу коммунальных сетевых объектов в собственность или аренду. Ставка, видимо, делается на будущие доходы после смягчения тарифного регулирования.

Учитывается и имеющийся опыт коммунального обслуживания на основе муниципально-частного партнерства в форме концессионных соглашений, предусматривающих привлечение капитала в ЖКХ, его модернизацию.

Концессия - это договор долгосрочной аренды между государством (муниципалитетом) и юридическим (частным) лицом, сопровождаемый инвестиционными условиями. Объект передается в управление, однако право собственности остается за государством (муниципалитетом). Концедентом выступает муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, а концессионером - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом на основе открытого или закрытого конкурса, с победителем оговариваются все детали соглашения: сроки эксплуатации, размер платы, права и обязанности сторон и т.д. Расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно только по решению суда.

Договоры могут заключаться в расчете на различные условия взаимоотношений и выполнения работ. Так, в одних договорах предусматриваются условия:

  • о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта государственной (муниципальной) собственности:
  • об управлении объектом государственной (муниципальной) собственности, в частности доверительном управлении или аренде объектов.

Другие договоры отражают направления использования построенных объектов. К ним относятся договоры по моделям:

  • строительство - передача (ВТ);
  • строительство - эксплуатация - передача (ВОТ);
  • строительство - передача - эксплуатация (ВТО);
  • строительство - владение - эксплуатация - передача (BOOT).

Можно передавать в концессию автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метрополитен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, образовании, культуры, спорта, туризма. Органы власти заинтересованы в том, чтобы частные инвестиции пришли в пока невостребованные, ныне отстающие, но перспективные отрасли.

Новые структуры сочетают производственную деятельность с инвестированием и управлением. Инвестор не только вкладывает капитал в новые технологии, но и финансирует текущую деятельность.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписало соглашения с рядом крупных компаний и банков по вопросам взаимодействия в сфере коммунальной инфраструктуры.

Наиболее активную концессионную деятельность развернула ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), образовавшее дочерние акционерные общества в 27 регионах Российской Федерации. РАО «ЕЭС России» как основной учредитель ОАО «РКС» заключило соглашения с администрациями более 20 регионов (подписаны председателем правления РАО «ЕЭС России» как представителем одной стороны и губернаторами и главами региональных представительных органов власти как представителями другой) о передаче под управление ОАО «РКС» предприятий ЖКХ (электро- и теплоснабжающих предприятий, водоканалов и ряд других).

Предприятия «Газэнерго» (подразделения ООО «Межрегионгаз») эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции - газа. Для них это оправданно, так как даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником дальнейших инвестиций.

Реализация проектов в различных регионах и городах приведет к снижению субсидий и затрат на теплоснабжение и перераспределению высвобождаемых средств на производство других коммунальных услуг.

В настоящее время в ЖКХ много проблем, в решении которых мог бы с большой пользой поучаствовать частный бизнес. Самым неотложным является прекращение деградации жилищного фонда и коммунальных инженерных сетей. Формальная эксплуатация жилья, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию провоцируют разрушение жилищного фонда и рост потребности в жилье (так неразрывно связаны жилищно-коммунальное обслуживание и строительство). Ввиду высокого уровня износа инженерных сетей планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Огромное недофинансирование обычных домов резко контрастирует с чрезмерном роскошью обслуживания элитных городских и загородных элитных квартир и загородных домов.

В финансово благополучных регионах за счет бюджетных средств могут провести капитальные ремонт жилищного фонда, чтобы управляющие компании могли начать работу с чистого листа. В других регионах потребность в средствах не покрыть даже с помощью повышения платежей населения. Понятно и рыночно оправданно стремление бизнеса идти туда, где можно больше заработать. Но для чего больше, если абстрагироваться от социальной ответственности?

В результате приватизации промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия передали объекты жилищного фонда и социально-культурного назначения в ведение местного самоуправления. Процесс передачи жилья в муниципальную собственность продолжается, намечается передать еще 160,4 млн. м 2 , или почти 6% общего фонда жилья. Неясно, за счет каких источников местные бюджеты будут его обслуживать, если субвенции из вышестоящих бюджетов выделяются лишь на жилищные субсидии и льготы населению.

Теперь становится ясно, что освобождение бизнеса от социальной ответственности - недостаточно обоснованное решение. Сейчас время принять меры к частичному исправлению ошибки, в рамках которых следует возложить на приватизированные предприятия ответственность за обслуживание хотя бы своего бывшего фонда жилья и других социальных объектов. Ведь новые собственники предприятий в каждом городе хорошо известны.