Труд как процесс и как экономический ресурс. Ресурсы. Роль труда в обществе и развитии человечества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:

Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях СКС

1. Эффективность труда и ее показатели

1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

1.2 Компоненты деятельности человека

1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

2. Бестарифная система оплаты труда

3. Элементы организации рабочих мест

Приложения

Список использованной литературы

1. Эффективность труда и ее показатели

В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства, или себестоимостью, во-вторых, рыночной стоимостью. Соотношение этих двух величин по каждому виду товаров и услуг, умноженных на их объем, определяет прибыльность и рентабельность производства.

1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.

Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.

Многие авторы выделяют предпринимательские способности, или предприимчивость, как отдельный вид экономических ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические, организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности, объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

При использовании экономических ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).

Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего времени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательские способности - это лишь один из видов творческих способностей человека. Вследствие указанных недостатков традиционной схемы классификации экономических ресурсов при обосновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность (пассионарность), организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным экономическим системам.

Каждая из компонент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую очередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от преступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

Таким образом, экономические ресурсы - это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции.

1.2 Компоненты деятельности человека

В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным, или б-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется новационным, творческим, или в-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает б-труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Здесь речь идет не о способностях работника, а об объективным возможностях их реализации. Регламентированным может быть деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, б-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т.д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора.

Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет б-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет в-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.

В соответствии с двумя компонентами труда каждый его вид можно рассматривать как точку с координатами (б;в).

1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

Основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики является анализ соотношения затрат и результатов. Затраты определяются по отношению к экономическим ресурсам. Результаты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателями конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.

Отношение в общем случае называется эффективностью. Одним из аспектов этого понятия является эффективность по Парето, характеризующая такое распределение ресурсов, при котором результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.

Результаты экономической деятельности чаще всего выражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому практически важнейшими показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.

Продуктивность определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов. Степень продуктивности труда определяется количеством продукта, получаемого на единицу времени.

Продуктивность системы в общем случае определяется по формуле:

где p - продуктивность;

О - объем продукции (услуг) за определенный период времени в натуральном, стоимостном или иных измерениях;

I - затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции.

Для определения продуктивности по видам ресурсов используются формулы вида:

И т.п., (3)

где p t - продуктивность труда;

p k - продуктивность капитала;

Т - затраты труда (рабочего времени);

К - затраты капитала.

Продуктивность труда может рассчитываться на единицу рабочего времени или на одного работающего. Объем продукции и затраты труда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.

Если производительность труда представляет собой использование только живого труда, то продуктивность предусматривает использование наряду с живым трудом и материальных ресурсов, и капитала, и информации.

Наряду с продуктивностью при анализе производственных систем используют и другие показатели:

действенность;

экономичность;

качество;

прибыльность (доходы/расходы);

качество трудовой жизни;

внедрение новшеств.

Эти показатели характеризуют:

действенность - степень достижения целей системы;

экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

качество - соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;

прибыльность - соотношение между прибылью и издержками.

При анализе эффективности труда существенное теоретическое и практическое значение имеет соотношение прибыли от данного вида деятельности и соответствующих затрат труда. Такое соотношение В.В. Новожилов назвал рентабельностью труда. Практически этот показатель целесообразно определять как рентабельность затрат на оплату труда или как рентабельность суммарных затрат на персонал:

где r i - рентабельность труда i-го вида;

D i - добавленная стоимость от деятельности персонала i-й группы;

Z i - затраты на персонал i-й группы;

Z i * - минимально допустимое значение Z i .

Для экономики страны величина D i соответствует доле национального дохода, полученного в результате деятельности i-го вида (в частности, это может быть вклад i-й отрасли в национальный доход). Как один из показателей рентабельности труда можно рассматривать норму прибавочной стоимости.

В макроэкономическом аспекте рентабельность труда характеризуется прежде всего долей заработной платы в национальном доходе страны. В России эта доля существенно ниже, чем в развитых странах (по различным оценкам, в 2-3 раза), что является одной из важнейших причин низких уровней эффективности экономики и потребления материальных благ. Соотношение цен и заработной платы не обеспечивает возможности реализации научно обоснованных норм потребления для большинства граждан России. Этим и обусловлена в первую очередь социальная нестабильность российского общества.

2. Бестарифная система оплаты труда

С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и нетрадиционные системы оплаты труда, такие, как «бестарифная» система.

При «бестарифной» системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия.

Заработок зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда представлен в Приложении 1.

В основе установления квалификационного уровня лежит показатель, определяемый как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период (обычно это 6 месяцев или год) на сложившийся на предприятии минимальный уровень оплаты труда. При выполнении данного расчета учитываются и сверхурочные часы, и неполный рабочий день.

Проведенные расчеты должны служить лишь основой для установления квалификационных уровней. Кроме этого необходимо учитывать уровень квалификации работника, особые дарования (талант организатора, талант ведения переговоров, знание иностранных языков и т.п.), коммуникабельность, творческий потенциал, способность переключаться на другие виды работы и т.д. По полученным показателям, а также с учетом квалификационных требований к работникам различных профессий все члены трудового коллектива распределяются по определенным квалификационным группам.

Возможен и другой подход к определению квалификационного уровня работника, исходя из совокупности показателей, характеризующих сложность выполняемой работы, интенсивность труда, условия труда (факторы окружающей среды, сменность работы), образование, производственный опыт и знания работника (см. Приложение 2).

Таким образом, при «бестарифной» системе оплаты труда заработок работника в значительной степени зависит от конечных результатов деятельности всего трудового коллектива Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н.Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 121-124. .

Следует отметить, что такую модель необоснованно применять для наемных работников. В рыночной экономике за выполнение нормы труда наемный работник должен получить гарантированный заработок в виде тарифной ставки (оклада) и компенсационных выплат. Применять такую систему можно только там, где трудовой коллектив объективно может нести полную ответственность за результаты работы предприятия, например, в производственном кооперативе или на предприятии с коллективной собственностью (народном предприятии) Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19. - С. 29. .

В практике применения «бестарифных» систем оплаты труда применяется вариант, предусматривающий вилку коэффициентов по каждому квалификационному уровню. Данный вариант, если используется «перехлестный» метод построения шкалы дифференциации квалификационных уровней, позволяет уменьшить диапазон сетки оплаты труда и учитывать при установлении квалификационных уровней не только соотношение фактического размера заработной платы и минимального за базисный период на предприятии, но и качественные характеристики работника.

Применение вилки квалификационных уровней с широким диапазоном позволяет стимулировать работников за результаты труда, сократив количество премиальных положений. Конкретная величина квалификационного уровня устанавливается с учетом индивидуальных результатов труда работника.

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней, а также способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих такую систему, представлены в Таблице 1 Приложения 3.

Особенностью приведенной в таблице тарифной сетки является использование «перехлестного» метода построения интервалов по квалификационным группам. Значения интервалов перекрывают друг друга таким образом, что среднее значение интервала предыдущей группы является нижним значением для следующего интервала. В результате работник предыдущей квалификационной группы при высоких результатах труда может иметь более высокий квалификационный уровень и, соответственно, заработную плату, чем работник последующей квалификационной группы. Например, работник квалификационной группы III при высоких индивидуальных результатах труда может иметь заработок такой же, как работник по квалификационной группе V с минимальными результатами труда. Такая гибкая система при четкой оценке результатов труда обеспечивает высокую заинтересованность работников в наиболее полезном использовании своего потенциала Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 98-99. .

3. Элементы организации рабочих мест

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия. Рабочее место состоит из следующих элементов:

производственной площади;

основного оборудования;

устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции,

отходов и брака;

устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений;

подъемно-транспортных устройств;

* приспособлений для безопасности и удобства работы. мастера цеха расфасовки

Рабочее место представляет собой закрепленную, за отдельным рабочим или группой рабочих, часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда.

С экономической стороны организация рабочего места должно обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

Размещение работника в рабочей зоне;

Положение рабочей зоны;

Последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

Последовательность вхождения человека в работу;

Появление, наращивание и снижение утомляемости.

Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение работника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

Список использованной литературы

1. Заработная плата. Расчет. Учет. Налогообложение в 2003 году. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 264 с.;

2. И.Е. Глушков. Бухгалтерский учет на современном предприятии.

3. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. Москва: «КНОРУС», Новосибирск: «ЭКОР-книга»,2003. - 1160 с.

Мазманова Б.Г., Управление оплатой труда: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 368 с.: ил.;

4.Экономика предприятия: Учебник под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.;

5. Адамчука В.В. «Организация и нормирование труда». Учебное пособие. 2003г.;

6. Громов М.Н. «Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях». Учебное пособие, 2005г.;

7. Кутепова К.В., Побединский Г.В. «Научная организация труда и нормирование труда». Учебник для ВУЗов, 2004г;

8. Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004;

9. Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002 ;

10. Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19.

Приложение 1.

Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда

Заработная плата работника по «бестарифной» системе оплаты труда рассчитывается по формуле:

где: ЗП i - заработная плата i-го работника;

ФОТ к - фонд оплаты труда (ФОТ) коллектива (предприятия, участка, цеха), подлежащий распределению между работниками (руб.);

ККУ i - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный i-му работнику при введении «бестарифной» системы оплаты труда (в долях единицы, баллах и других условных единицах измерения);

КТУ i - коэффициент трудового участия i-го работника, характеризующий индивидуальные результаты его деятельности заоцениваемый период;

Т i - количество рабочего времени, отработанного i-м работником;

n - количество работников, участвующих в распределении ФОТ.

Коллективу структурного подразделения по результатам месячной деятельности начислен ФОТ в размере 251790,0 руб. Как эта сумма может быть распределена между 30 работниками данного структурного подразделения, показано в таблице 4.

Сначала рассчитывается количество баллов, заработанных каждым работником, путем перемножения квалификационного уровня,

Отработанных за месяц часов и коэффициента трудового участия. Затем определяется стоимость одного балла делением ФОТ на сумму баллов всех работников (251790: 15260 = 16,5). И, наконец, рассчитывается заработок каждого работника путем перемножения стоимости одного балла на количество начисленных баллов. В этом случае заработная плата Иванова составит:

Аналогичный расчет делается по каждому работнику.

Таблица 4

Распределение коллективного ФОТ между работниками структурного подразделения по «бестарифной» системе Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 123.

Приложение 2.

Определение квалификационного уровня работника Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 124.

Формула расчета ККУ i-го работника:

где: КСР j - коэффициент сложности работ (определяется как средневзвешенная величина путем деления месячных тарифных ставок по разрядам выполненной работником в базисном периоде работы на тарифную ставку 1-го разряда);

КИТ j - коэффициент интенсивности труда (устанавливается с учетом фактически сложившихся размеров доплат за совмещение профессий и расширение зон обслуживания);

КУТ j - коэффициент условий труда (определяется в виде процентной надбавки к коэффициенту сложности работ за вредные и опасные условия труда по результатам аттестации рабочих мест и за работу в ночное время);

КОР z - коэффициент, характеризующий уровень образования работника (вводится повышающий коэффициент, если уровень образования работника превышает требования рабочего места);

КЗР z - коэффициент, характеризующий производственный опыт и знания работника (определяется экспертом по стажу работы сотрудника и уровню его профессионального мастерства).

Приложение 3.

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней и способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты труда Климова, М. А. Заработная плата. Практическое руководство / М. А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 99.

Таблица 1

Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней Климова М. А. Указ. соч. - С. 99.

Квалификационные

Группы работников

Квалификационные уровни

Вилки соотношений в оплате труда

Среднее значение

Коэффициента в интервале

Служащие

Специалисты всех

направлений

Руководители структурных подразделений

Руководители предприятий и их заместители

На предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты, заработная плата каждого работника рассчитывается по формуле:

где: ЗП i - размер заработной платы i-го работника;

К i - коэффициент, показывающий во сколько раз оплата труда i-го работника выше минимальной;

Сумма значений Кi для всех работников предприятия

Подобные документы

    Условия труда - совокупность факторов трудовой деятельности, влияющих на здоровье и работоспособность человека, эффективность производства. Оценка уровня и опасности условий труда с помощью частных показателей, обобщенной оценки; аттестация рабочих мест.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Кадровый состав предприятия. Характеристика трудовых ресурсов. Понятие и значение производительности труда, показатели и методы ее измерения. Формы и системы оплаты труда. Анализ эффективности труда. Материальное и нематериальное стимулирование труда.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Принципы, формы и системы оплаты труда на предприятиях. Регулирование оплаты труда на предприятиях разных форм собственности. Мотивация и стимулирование труда. Опыт предприятий по организации оплаты труда. Тендннции в оплате труда в США.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2006

    Сущность оплаты и материального стимулирования труда рабочих на предприятии. Формы и принципы организации оплаты труда рабочих. Анализ использования труда и проблемные аспекты в отношении вопросов оплаты труда рабочих на ОАО "Волжский трубный завод".

    дипломная работа , добавлен 19.02.2012

    Понятие, структура и показатели трудового потенциала. Трудовые ресурсы общества, их измерение. Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в России. Качество трудовой жизни.

    Организационно–функциональная структура управления. Цель, задачи и направления анализа организации труда. Анализ уровня разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, состояния нормирования труда, систем оплаты и мотивации труда.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Характеристика предприятия и цеха ОАО "Могилёвский мясокомбинат". Содержание и задачи организации труда, планирования рабочих мест и формирования кадровых ресурсов. Разделение, кооперация и техническое нормирование труда; обслуживание рабочих мест.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2012

    Система оплаты труда как способ исчисления размера заработной платы сотрудника в соответствии с результатами его работы или затратами труда. Эффективность сдельной формы оплаты труда. Ее особенности и основные виды. Условия повременной формы оплаты труда.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Оплата труда работников в системе управления персоналом: достоинства и недостатки. Объективные предпосылки создания систем оплаты труда. Виды систем оплаты труда. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Нетрадиционные системы оплаты труда, бонусы.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2007

    Сущность, значение, элементы и особенности организации труда рабочих на предприятии. Система стимулирования рабочих. Принципы организации производственных взаимосвязей работников со средствами производства. Направления формирования эффективного работника.





4. Эволюция понятий о труде.



Виды рынка труда.

Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью для всех лиц наемного труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами.
Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкурентностью. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

13. Зарубежные модели рынка труда.
Американская
модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается.Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

Японская модель рынка труда – это «система пожизненного найма, предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Модель предполагает закрытый вход и выход рабочей силы и постоянно высокие затраты на нее. Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Заработная плата зависит от множества критериев (стаж, квалификация и так далее). Работодатели проявляют интерес также к другим сторонам жизни наемных работников помимо профессиональной.

Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании с целью создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае увязана с общей экономической политикой государства.

Понятие и формы занятости.

Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости. Формы: трудовая занятость, нетрудовая занятость. При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда. Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.

Принципы оплаты труда.

1) Принцип повышения реальной заработной платы по мере роста эффективности производствапредусматривает возможность получать за свой труд заработную плату в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности труда. Отсутствие такой связи может привести к получению незаработанных денег, к инфляции, а, следовательно, к снижению реальной заработной платы.

2) Принцип опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы означает максимизацию трудовых доходов на основе развития и повышения эффективности производства. Его нарушение приводит к выплате необеспеченных товарами и услугами денег, инфляции, развитию негативных явлений в экономике

3) Принцип дифференциации заработной платы призван учитывать зависимость трудового вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия от организации и условий труда, района расположения и отраслевой принадлежности предприятия.

4) Принцип равной оплаты за равный труд означает как недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту и другим признакам, так и справедливость распределения средств по трудовому вкладу каждого работника. Это одно из важнейших требований к организации оплаты труда на предприятии, заключающееся и в том, чтобы показатели, используемые для учета затрат труда наемных работников, давали возможность оценивать их количество и качество.

5) Принцип учета воздействия рынка труда обоснован необходимостью учета условий, складывающихся на рынке труда, где формируется оценка различных его видов, широкий диапазон заработной платы в сферах трудовой деятельности, занятость населения, и в конечном счете наличие спроса и предложения на рабочую силу.

6) Принцип простоты и доступности призван обеспечить информированность работающих и потенциальных работников о формах, системах и размере заработной платы, что позволяет им предлагать свой труд за определенную, заранее известную плату, а работодателям – предъявлять на него спрос. Расчет заработной платы должен быть простым и вполне доступным для понимания всеми работающими.

Труд в системе экономических ресурсов.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться.

Классификация труда осуществляется по наличию в труде творческой составляющей:

1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции, приказу, когда работник не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей, знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деятельности человека(бета-труд).

3)Существует гамма труд(связан с духовной деятельностью).

Труд как процесс-вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и др. одновременно.

Труд рассматривается как важнейший экономический ресурс (фактор производства).Согласно теории факторов производства к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля (природные ресурсы), капитал(здания), предпринимательские способности(вид творческих способностей ч-ка). Экономические ресурсы связаны с доходом(з/п, рента, %,прибыль).

Экономические ресурсы делятся на:

1.природные ресурсы 2. трудовой потенциал 3.ресурсы, произведённые человеком.

Трудовой потенциал определяет возможности участия человека, коллектива, предпринимателя, и общества в целом в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал оценивается на уровне индивида, коллектива, общества.

Состояние здоровья, нравственность, творческий потенциал, организованность, образование, профессионализм.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться. Содержание труда- целесообразное преображение ресурсов природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии человека.
2. Методы исследования проблем экономики труда.
Методы: метод количественного и качественного анализа, экспериментальный метод, сравнительный, балансовый и дельфийский метод.
3. Место экономики труда в системе экономических наук.

Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде(эргономика, физиология, психология, гигиена, социология и т.д), опирается на разработки и результаты исследований каждой из этих наук. На практике происходит постоянное взаимопроникновение одних научных дисциплин в другие, что обеспечивает комплексное исследование всех проблем, составляющих содержание экономики труда.Однако их объединяет объект исследования - труд человека, трудового коллектива и общества в целом. экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.
4. Эволюция понятий о труде.
Первоначальное определение труда как деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей доминировало в течение XX века. Особенности труда, как объекта исследования можно охарактеризовать специальным основным положением:

1. Труд представляет собой целую деятельность по созданию различных благ и услуг которая должна быть эффективно организована.

2. Труд является одним из условий жизнедеятельности человека и общества в целом, а так же условием эффективного функционирования любой организации.

3. Труд не может как товар, так как не является таковым. Товарную форму принимает услуга труда.

4. В процессе трудовой деятельности формируется система социально-трудовых отношений, составляя стержень общественных отношений на уровне национальной экономики региона, организации и человека.

Современный автор Б.Генкин определяя труд, акцентировал внимание именно на деятельность, направленную на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. По его мнению трудовая деятельность может осуществляться не только по принуждению, но и согласно внутренней мотивации.

В рассмотренных трудовых отношениях следует ориентироваться на концепцию развития общества. Наиболее разработана формационная концепция общественного развития. Его основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Ключевым понятием в данном подходе является общественно - экономическая формация, охватывающая все стороны общественного развития. Весь ход истории - закономерные процессы смены общественно - экономической формации: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. К.Маркс выделил шестую «азиатский способ производства», он был в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия),

расположенных в долинах крупных рек. Формационная модель включает такие элементы: развитие производственных сил, правовые отношения общественной связи, политический строй.
5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала.
Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

· состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

· профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

· социально-личностными характеристиками.Количественная сторонатрудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Тема 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Понятие о труде

Предмет экономики труда

Задачи экономики труда

Понятие о труде

Английский экономист Альфред Маршал писал в своей работе «Принципы политической экономии»: «Всякий труд имеет свой целью произвести какой-либо результат. … Поэтому труд можно определить как сякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

А.Маршал не труд вообще (затраты энергии), а в первую очередь труд созидательный, который участвует в создании экономического продукта.

Основываясь на вышесказанном можно дать определение понятию труд. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей человека.

Труд можно рассматривать как процесс и как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс – вид деятельности человека по производству экономических продуктов (ресурсов, благ, услуг), которые необходимы для потребления в домашнем хозяйстве, общественном производстве или для экономического обмена.

Труд как вид экономических ресурсов – возможность участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эта возможность определяется как трудовой потенциал, характеризующий в свою очередь труд с качественной и количественной сторон.

Качественная сторона труда - потенциальные возможности человека к труду,определяется:

· состоянием здоровья и физической дееспособностью человека;

· уровнем образования и квалификации человека.

Количественная сторона труда - реализация потенциальных возможностей человека трудиться,определяется:

· продолжительностью рабочего дня;

· интенсивностью труда.

При изучении экономики труда и представлений о человеке, как субъекте экономической жизни необходимо раскрытие понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», составляющих их элементов, а также факторов формирования и использования. Рассмотрим основные понятия:

1. Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ, носителем которых является работник, главная производительная сила.

2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, дающими возможность трудиться в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой располагает общество. Если говорить о России, то в состав трудовых ресурсов включают:

1. Население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1-ой и 2-ой группы, льготной категории пенсионеров):

Мужчины 16 – 59 лет,

Женщины 16 – 54 года;

2. Население старше и моложе трудоспособного возраста занятое в общественном производстве.

3. Человеческие ресурсы трудоспособное население, материальный носитель человеческого потенциала.

4. Человеческий потенциал – степень развития физических и духовных способностей человека. Структура понятия человеческий потенциал включает два уровня:

· первый, базовый уровень – физическое, психическое, социальное здоровье;

· второй, деятельностный уровень – физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциал.

Формирование человеческого потенциала происходит в течение всей жизни человека с момента рождения. По мере развития человека проявляются и развиваются его природные и приобретенные способности, происходит становление его потребностей. Человек, как носитель потенциала, с одной стороны, адаптируется к внешней среде, с другой стороны, изменяет её.

5. Человеческий капитал – мера способности человека получать доход на основе своих качеств, особенно таких качеств как образование и квалификация. Таким образом, человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря обучению, образованию, практическому опыту. Человеческий капитал один из основных факторов дифференциации заработной платы.

Следовательно, рассматривать понятия рабочая сила, трудовые и человеческие ресурсы необходимо с точки зрения их участия в трудовой деятельности, учитывая наиболее значимые характеристики:

· уровень образования и интеллектуального развития;

· степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);

· способность к творчеству и самосовершенствованию;

· уровень информационно-технологической подготовки;

· креативность.

Можно сделать вывод, что среди социальных приоритетов трудовая деятельность человека занимает особое место. Это объясняется следующим, трудовая деятельность человека:

1. Составная часть естественных производительных сил страны, ее богатство.

2. Важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, его потребность.

3. Основное и главное условие экономического роста.

Предмет экономики труда

Развитие экономики основывается на постоянном совершенствовании разделения труда. Разделение труда это объективный процесс трудовой деятельности. Разделение труда бывает: естественное (стихийное), технологическое и общественное (целенаправленные). Результатом последних двух является рост производительности общественного труда.
С появлением товарного производства экономика обретает особую форму разделения труда в единстве процессов специализации и кооперирования, что означат развитие экономики от низших к высшим формам.

Таким образом, предметом всех наук о труде является труд как целесообразная деятельность человека во всех формах её проявления.

Современный этап развития наук о труде характеризуется гуманитарным подходом к трудовой деятельности человека, то есть к личности работника, условиям проявления его творческих способностей.

Предметом экономики труда является система социально- экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством в области организации труда.

Экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления, то есть изучает проблемы:

· рынков труда и занятости;

· повышения производительности и эффективности труда;

· вознаграждения за труд;

· взаимодействия субъектов труда;

· планирования численности;

· управления трудом.

Таким образом, экономика труда это система знаний о труде (трудовой деятельности человека), который является основным предметом изучения и анализа. Труд рассматривается как основной фактор производства и взаимосвязи с человеческими ресурсами.

Задачи экономики труда

Рассмотрев предмет экономики труда можно сформулировать основные задачи экономики труда. Приоритетными задачами экономики труда являются:

Исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

Определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста;

Исследование показателей и методов измерения производительности труда;

Оценка систем управления трудом в организации;

Анализ формирования и использования трудовых ресурсов в организации и обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

Изучение механизмов государственной и социальной политики и оценка её воздействия на качество трудовой жизни;

Рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем;

Анализ дифференциации заработной платы, обусловленной качественными особенностями рабочей силы и различиями в условиях труда;

Раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

Раскрытие сущности и содержания организации труда в организации;

Исследование сущности, типов и содержания социально- трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Исследование научных основ организации труда.

Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны (в процессе организации труда).

Место экономики труда в системе экономических наук о труде

Система наук о труде включает множество разнообразных и относительно самостоятельных экономических наук. Все эти экономические науки объединяет, прежде всего, объект исследования -труд человека, коллектива и общества в целом. Поэтому становление и развитие наук о труде проходило во взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленных развитием человеческого общества.

Ещё раз повторим вывод предыдущего вопроса - экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

К числу наук о труде, кроме экономики труда, относят следующие науки:

Физиология труда - изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека. Учитывая, что человек имеет физиологические границы своих возможностей, существует необходимость изучения влияния труда на состояние человеческого организма. Физиология труда является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности.

Нормирование труда -исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, норм оплаты труда, численности работников в соответствии с количеством единиц оборудования в конкретных условиях. Результаты позволяют снижать утомляемость работников, обеспечивают заинтересованность работников в результатах своего труда, являются основой обеспечения благоприятных условий труда и в итоге оптимизации производственных и трудовых затрат.

Психология труда - изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к трудовой деятельности. Формируя трудовой коллектив необходимо учитывать способности работников, степень эмоциональности, жизненной активности, коммуникабельности, самооценки. Результаты психологических исследований используют при профессиональной ориентации и подготовке, для разработки систем мотивации и стимулирования труда, как инструментуправления трудовыми конфликтами.

Социология труда – изучает взаимоотношения людей и социальных групп в процессе труда. Социология труда исследует демографические различия людей, различия в их образовании и квалификации, особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Это позволяет определить особенности трудового поведения и эффективно управлять трудовым коллективом, разрабатывать кадровую политику для организации.

Эргономика - изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства и разрабатывает научные основы рационализации трудовых процессов. Эргономика и экономика труда тесно взаимосвязаны, эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами, а экономика труда ставит перед эргономикой задачи по снижению напряженности труда и утомляемости работника, тяжести труда, снижению и экономии рабочего времени.

Наука о безопасности труда – изучает создание на производстве безопасных и здоровых условий труда. Особую значимость результаты исследований имеют для вредных и опасных производств, экстремальных условий труда (добывающая, химическая металлургическая промышленность, ядерная энергетика, строительство крупных сооружений, мостов). Безопасность труда разрабатывает систему норм и нормативов параметров производственной среды, обеспечивающих благоприятные условия труда и предупреждающих возникновение и развитие профессиональных заболеваний, а также меры социальной защиты работника в случае неблагоприятных условий труда.

Демография – изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение по регионам страны, что позволяет удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах в текущем периоде и в перспективе.

Управление персоналом (человеческими ресурсами) - изучаетсистему управления персоналом (человеческими ресурсами) организации, их стратегическое планирование, эффективного использования трудового потенциала персонала организации. Реализация трудового потенциала осуществляется путем подбора, обучения, вознаграждения персонала организации. Эффективность управления трудовым коллективом определяется оптимальным стилем управления, кадровой политикой, проведением маркетинга персонала, исследованием кадрового потенциала и потребности в персонале.

Организация труда – изучает основы проектирования трудовых процессов и рабочих мест, оптимизации, разделения и кооперации труда. Организация труда обеспечивает эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворение потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право - изучает юридические основы трудовых отношений, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ). Трудовое право определяет правовые нормы труда, права и обязанности субъектов трудовых отношений, дифференциацию оплаты труда, служит основой социальной защиты работников. Трудовое право позволяет разрешать трудовые конфликты.

Кроме выше перечисленных наук, экономика труда связана с такими науками как макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг персонала, статистика труда, экология человека, экономика предприятия.

Таким образом, комплекс наук о труде обеспечивает научную основу его организации, позволяющую удовлетворять потребности и интересы всех субъектов социально-трудовых отношений.


Маршал А. Принципы политической экономии. Ч.1.- М.: Прогресс, 1983. - С.124 - 125.

Экономика труда: учебник / Под ред. Ю.П. Кокина и П.Э. Шлендера.- 2-е из. - М.: Магистр, 2010. С.57.

Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/ под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003. С.10.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

По определению А. Маршалла труд ,- это «всякое ум­ственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от са­мой проделанной работы. [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Мар­шалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораз­до больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосред­ственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального ре­зультата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же рабо­ту, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, веро­ятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы эконо­мии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев счита­ет, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной не­обходимости».

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны тру­да связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячеле­тий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

За последние 150-200 лет принципиально изменилась структура ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и струк­тура населения. Если в прошлом веке более двух третей насе­ления Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, пред­приниматели и т. д. Как показывают расчеты, имен­но те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наи­больший вклад в увеличение национального богатства разви­тых стран.

Современная экономическая теория все большее внима­ние уделяет комплексному исследованию затрат времени че­ловека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, кото­рый, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и обществен­ные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов вре­мени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рас­сматривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основ­ными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ и ресурсов; его содержанием является целесообразное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это причины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека ». Это понятие характеризует все виды человеческой активности: работа, принятие пищи, посещение театров, прогулки в лесу и т. п.

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность че­ловека» в общем случае относится к сфере физиологии. Соци­ально-экономические аспекты деятельности связаны с причи­нами, побуждающими человека тратить время и энергию на производство благ и ресурсов, необходимых домашнему хо­зяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприя­тию, обеспечивающему удовлетворение потребностей обще­ства через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опре­деление.

Труд как процесс - это деятельность человека по произ­водству благ и ресурсов для потребления в домашнем хозяй­стве или для экономического обмена, или для того и другого.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определе­нии Маршалла, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей работни­ка. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. А. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существу­ют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы челове­ка, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позабо­титься о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребле­ния, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распре­деление» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью про­изводства и его фактором» [Маршалл. Т. 1. С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предприни­мательские способности.

Единственным объяснением существующей классифика­ции экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических про­цессов.

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деле­ние множества экономических ресурсов на три вида.

1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Таким образом, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

Без нужных людей ни одна организация не может достичь своих целей и выжить.

Из опыта руководителя

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которых нужно размещать, мотивировать их деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление персоналом - это самостоятельная сфера деятельности руководителей.

От квалификации решений в системе подбора, обучения, перемещения и материального поощрения работников зависят в значительной степени экономические результаты деятельности любой организации.

На малом предприятии проблемы управления персоналом решаются от случая к случаю, когда возникает потребность. Крупное предприятие может успешно функционировать только при наличии системы управления персоналом. Организуется и поддерживается эта система специализированными подразделениями, где работают соответствующие высококвалифицированные специалисты. Результативность системы управления персоналом зависит от знаний принципов всеми работниками, от активного участия в ее деятельности всех руководителей объединения. Трудовые ресурсы отличаются специфичностью по многим признакам:

Возможность отказа от условий труда.

Увольнение.

Забастовки и протесты.

Изменение эффективности труда.

Причастность к системе переподготовки и обучения.

Территориальная привязанность.

Социальная неоднородность.

Зависимость от закона «перемены труда».

В 1799 г Василий Иванович Прохоров и его шурин Ф. И. Резанов основали товарищество «Прохоровская трехгорная мануфактура» в виде ситценабивной фабрики в Москве. Через пять лет они купили у князя Хованского фабричное производство с земельным участком, где развернули производство ситца.

С 1813 г В. И. Прохоров стал единственным владельцем семейного предприятия. Семья Прохоровых развивала производство, и оно очень быстро стало одним из ведущих предприятий России. С 1843 г мануфактура приступила к выделке ситцев машинным способом. В 1914 г ее основной капитал составлял 8,1 млн руб. На средства товарищества содержались техническое училище с шестилетним сроком обучения, вечерне-воскресная школа на 500 человек, детский сад, больница, роддом, летний санаторий для рабочих. Изделия фирмы имели право использовать изображение герба России. Они неоднократно получали золотые и серебряные медали на престижных выставках в России и за ее пределами. В 1900 г на Всемирной выставке Прохоровская трехгорная мануфактура удостоилась высшей награды - Гран-при за качество продукции и заботу о рабочих.

Человек очень чувствителен и отзывчив на поощрения и взыскания, его нельзя обманывать. У него достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с делами. Человек нуждается в смысле жизни и готов пожертвовать чем-то ради него, но ему необходимы свобода, развитие в процессе труда, ощущение успеха. Многие из этих признаков меняются во времени, поэтому и система управления персоналом постоянно изменяется и совершенствуется.

При изучении труда как экономического ресурса выделяют его основные признаки.

Этот ресурс требует воспитания, обучения и содержания. Его состояние характеризуется квалификацией, численностью, физическим и моральным состоянием. Использование труда оценивается через длительность и интенсивность. Затратами на труд выступают: заработная плата, материальное дополнительное поощрение и социальные выплаты. Показателем результата труда является прирост общественного богатства. А его эффективность рассчитывается как соотношение результата и затрат, т. е. прирост общественного богатства от трудовой деятельности, соотнесенный с затратами на личное потребление.

С понятием «квалификация рабочей силы» связаны следующие термины:

квалификация - степень общей и профессиональной специальной подготовки;

специальность - вид деятельности в рамках профессии;

профессия - род занятий человека, использующий определенные общие и специальные знания и навыки. Определяется профессия характером и содержанием труда;

Качество трудовой жизни работника формируется в зависимости от методов разделения труда, содержания операций на рабочем месте, психологических взаимоотношений в коллективе, общего уровня образования сотрудников предприятия.

Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника и его партнеров. Это ведет к росту эффективности труда, улучшению самочувствия работающих.

Показателями качества трудовой жизни принято считать:

справедливость вознаграждения;

безопасность труда;

комфортность условий труда;

возможность самовыражения;

правовую защищенность;

открытость взаимоотношений;

общественную полезность труда.

Трудовой ресурс определяется специфическими показателями оценки уровня жизни:

уровень здоровья - средняя продолжительность жизни и коэффициент смертности;

уровень питания - среднесуточное потребление в пищу количества килокалорий, граммов белков, жиров и углеводов, приходящееся на душу населения;

уровень обеспеченности жильем - наличие фактического количества квадратных метров жилой площади на душу населения;

уровень культуры населения - среднее число лет обучения и объема воспитания на душу населения;

порог бедности - доход, необходимый для обеспечения жизненных минимальных потребностей равно потребностям биологического выживания личности, семьи;

минимальный продовольственный набор - часть прожиточного минимума, равна сумме затрат на питание;

индекс человеческого развития - средняя величина, состоящая из валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования, соотнесенная к уровню принятого в качестве стандарта для сравнения;

индекс уровня жизни - отношение суммы индивидуального дохода работника к сумме прожиточного минимума, утвержденного государством для региона его проживания.