Дептранс о реформе столичного транспорта: городской, общественный, удобный

» (до 2004 года - ГУП «Зеленоградский автокомбинат»). Новомосковский и Троицкий округа в значительной степени также обслуживаются ГУП «Мострансавто » Московской области.

Метрополитен Москвы

Общее среднесуточное количество пассажиров Московского метрополитена - около 9 млн человек. В среднем дважды в день и чаще метро используют 1,8 млн человек в будние дни и около 465 тысяч человек в выходные дни.

В среднем ежедневно проводят в метро не менее часа 1,8 млн человек в будний день и 1,3 млн человек - в выходной. Кольцевой линией в будние дни пользуются около 80 % пассажиров метро (3,9 млн человек), пересадки используют около 3,2 млн москвичей (66 % пассажиров метро).

Наибольший пассажиропоток приходится на Таганско-Краснопресненскую , Замоскворецкую , Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии метро: в будний день ими пользуется около 3,1 млн человек.

Среднесуточный пассажиропоток Московского метрополитена около 32 тыс. человек на километр линии и около 52 тыс. человек на станцию.

Наземный и надземный рельсовый транспорт

Это линии рельсового транспорта, проложенные на эстакадах , а также на поверхности и в открытых выемках. Включает в себя легкорельсовый транспорт , городские поезда , монорельс .

Наземные и надземные линии метрополитена

«Аэроэкспрессы»

Подвесная монорельсовая дорога может быть построена от подмосковного города Видное до московского района Южное Бутово. С таким предложением выступила строительная компания «Мортон», застраивающая микрорайоны в Видном и Бутово. Протяженность дороги составит 14 км, она сможет перевозить 2 тыс. пассажиров в час, её проектирование уже началось .

Трамваи Москвы

Начало эксплуатации трамваев относится к 1899 году. В 2009 году перевезено 230 млн пассажиров .

Конка

Московская троллейбусная сеть на сегодня является крупнейшей в мире: около 1300 км одиночного контактного провода (более 550 км линий по оси улиц), около 1600 троллейбусов (в том числе около 50 сочленённых машин), более 90 маршрутов, 8 парков. Дальнейшее развитие троллейбуса будет выражено в строительстве небольшого числа новых линий и одного нового парка.

В 2009 году перевезено 346 млн пассажиров .

Автобусы Москвы

По данным на начало 2014 года, на долю автобуса в Москве приходилось 27,2 % перевезённых пассажиров .

Маршрутные такси Москвы

Первоначально (в советские времена) маршрутные такси в Москве использовались преимущественно для подвоза пассажиров от станций метро к популярным объектам городской среды: паркам , выставочным центрам, крупным магазинам. Начиная с 1990-х годов, сеть маршрутных такси была значительно расширена, создано много новых маршрутов на востребованных направлениях. Крупнейшим оператором в настоящее время является Автолайн .

Такси Москвы

В 2015 году услугами московского такси воспользовались 100 млн пассажиров по сравнению с 70 млн в 2014 году . Ежедневно в 2015 году услугами такси пользовались 260 тыс. пассажиров, а количество разрешений на таксомоторную деятельность достигла 55 тыс. В Москве 43 % такси - жёлтого цвета. Все автомобили такси должны быть перекрашены в жёлтый цвет к 2018 году. Уровень обеспеченности такси в Москве в настоящее время оценивается как низкий и составляет 4,5 автомобиля такси на 1 тыс. населения.

Развитие системы оплаты в общественном транспорте г. Москвы

9 июня 1872 года в Москве появился первый общественный транспорт. Им стала линия конно-трамвайной городской железной дороги. Стоимость проезда зависела от расстояния. За место в салоне нужно было заплатить от 10 до 15 копеек и от 5 до 8 копеек стоила поездка на крыше вагона. 6 апреля 1899 года в Москве было открыто трамвайное движение с минимальным тарифом на проезд - 5 копеек. Регулярно автобусы стали ходить в Москве с 8 августа 1924 г., а троллейбусы - с 15 ноября 1933 года. До 1961 г. стоимость на проезд в общественном транспорте зависела от расстояния маршрута и могла достигать 1 рубля. Маршрутное такси появилось в 1930-х годах; поездки на нём стоили ещё дороже.

С 15 мая 1935 года для перевозки пассажиров был открыт московский метрополитен. Стоимость проезда на метро составляла 50 копеек, но была снижена в течение 1935 г. сначала до 40 копеек за поездку, потом до 30 копеек, а следом за этим были введены абонементы. С 16 августа 1948 года стоимость проезда на метро возросла до 50 копеек.

После деноминации советского рубля, прошедшей 1 января 1961 года, поездка в метро до 2 апреля 1991 года стала стоить 5 копеек. С 1 января 1961 г. до 27 мая 1985 г. одна поездка на автобусе стоила 5 копеек, в троллейбусе - 4 копейки и в трамвае - 3 копейки. С 1985 по 1991 год билеты на проезд в наземном транспорте в Москве стоили одинаково - 5 копеек. Появились месячные абонементы на проезд в метро стоимостью в 3 рубля и «единый» проездной на наземные и подземный общественный транспорт стоимостью в 6-7 рублей. С 1961 года поездка на маршрутном такси стоила 15 копеек.

В связи с высокой инфляцией в начале 1990-х годов цены на общественный транспорт поднялись. Поездка на метро со 2 апреля 1991 г. стала стоить 15 копеек. Турникет вместо одной пятикопеечной монеты стал принимать три пятикопеечных монеты подряд или одну пятнадцатикопеечную монету. Для удобства граждан в 1992 году были введены сначала металлические, а затем пластиковые жетоны, которые принимались турникетами до февраля 1999 года. С 1 марта 1992 г. проезд на метро стал стоить 50 копеек, а с 24 июня 1992 г. - 1 рубль. 20 сентября 1995 г. жетон на проезд в метро стоил уже 1000 рублей. После деноминации рубля 1 января 1998 года тариф на проезд в метро составлял 2 рубля.

Начиная с сентября 1997 года оплата проезда стала осуществляться с помощью карт с магнитной полосой, с 1 января 2008 года проезд был возможен только при помощи бесконтактных карт.

С 2004 по 2011 год стоимость проезда на метро каждый год увеличивалась на 2-3 рубля. За этот период цена выросла с 10 до 28 рублей за поездку. В 2000-е годы поездка на наземном общественном транспорте стоила на 2-3 рубля меньше, чем на метро. В 2011 году была установлена единая цена билетов на автобус, троллейбус и трамвай - 25 рублей за поездку.

С 2 апреля 2013 г. в Москве началась реформа системы оплаты проезда в общественном транспорте . Стали появляться единые бесконтактные проездные билеты, действующие как в метро, так и в наземном общественном транспорте. Были введены в использование билеты «90 минут», которые позволяют совершить 1 поездку на метро и неограниченное число поездок на наземном общественном транспорте за полтора часа.

2 апреля 2013 года появилась электронная карта-кошелек «Тройка ». Карта «Тройка» представляет собой пополняемый электронный кошелек для оплаты проезда на всех видах транспорта. Также для оплаты общественного транспорта в Москве используются бумажные билеты «Единый» или ТАТ, которые можно приобрести в кассе метрополитена, в киосках Мосгортранса или у водителя. За время проведения реформы в Москве появилась гибкая система тарифов. На транспортную карту «Тройка» теперь можно записать любой бумажный билет из действующих тарифов - «Единый», «90 минут» или ТАТ, а также абонементы на проезд в пригородных поездах . Пополнить карту можно онлайн, с помощью SMS , в банкоматах и терминалах, с помощью электронных кошельков, через социальные сети и в кассах «Аэроэкспресс» . На сегодняшний день в Москве открыто около 4 тысяч точек прямого пополнения карты «Тройка» и 32 тысячи - удалённого пополнения .

С 1 февраля 2015 года были введены новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Стоимость одной поездки на метро по карте «Тройка» выросла с 28 до 30 рублей, а на наземном общественном транспорте - с 26 до 29 рублей. Стоимость бесконтактного проездного билета на метро, автобусы, троллейбусы и трамваи выросла на 25 %: c 40 до 50 рублей за поездку. Повысились тарифы на проездные с лимитом поездок, а цены на месячные и трёхмесячные проездные без лимита поездок, наоборот, снизились. Тарифы на проезд в Москве утверждаются Региональной энергетической комиссией Москвы и постановлениями Правительства Москвы .

В 2015 году в столице началась реформа наземного общественного транспорта. В микроавтобусах и маршрутных такси стала действовать единая система оплаты проезда. Пассажиры для проезда стали пользоваться транспортными картами «Единый», «ТАТ», «Тройка» и «90 минут». В микроавтобусах и маршрутных такси стали устанавливать валидаторы . Льготникам был предоставлен бесплатный проезд. По словам Сергея Собянина , реформу планируют полностью завершить в первом полугодии 2016 года .

Однако в не столь удачном положении оказались льготники Московской области . 18 июня 2015 года Московской областной Думой был принят закон, по которому с 1 августа 2015 года были отменены льготы на бесплатный проезд в столичном общественном транспорте подмосковным пенсионерам, ветеранам труда и пенсионерам военной службы . В ответ на принятие закона в ряде городов Подмосковья (в частности, в Долгопрудном , Домодедово , Балашихе , Мытищах) в июле 2015 года прошли протестные митинги .

Междугородный автобусный транспорт в Москве

Автовокзалы Москвы

  • Московский автовокзал - старейший и крупнейший автовокзал в Москве.
  • Автовокзал «Южные ворота » - самый молодой автовокзал, обслуживается Службой эксплуатации и развития автовокзалов ГУП «Мосгортранс».

Автостанции Москвы

Служба эксплуатации и развития автовокзалов ГУП «Мосгортранс » :

«Русские автобусные линии»:

  • Станция метро «Новоясеневская »

«Межрегионавтотранс»:

  • Станция метро «Комсомольская »: Рязанский переулок , 13, стр.1
  • Станция метро «Павелецкая »: Дубининская улица , д. 9/3, стр. 1
  • Станция метро «Черкизовская »: Окружной проезд , влад. 2а, стр. 1
  • Станция метро «Бульвар Дмитрия Донского »: Старобитцевская улица , вл. 2А

«РЖД-Трансфер»:

  • Станция метро «Динамо »: Ленинградский проспект , 37, к. 6
  • Станция метро «Каширская »: 2-й Котляковский переулок , д. 1, стр. 99

«Мострансавто»:

  • Станция метро «Выхино »: улица Хлобыстова , 7

«Альянс-автовокзал»:

  • Станция метро «Царицыно »: 6-я Радиальная улица , вл. 16

Водный речной транспорт в Москве

Речной транспорт в Москве и округе использует Москву-реку и систему Канала имени Москвы до реки Волга . От Северного речного вокзала ходят в основном круизные (ранее также и пригородные) пассажирские теплоходы , а Южный речной вокзал для пассажирских перевозок практически не используется (для грузовых судов используются Южный речной порт , Северный речной порт и вспомогательный Западный речной порт).

К городскому общественному водному транспорту в пределах Москвы относятся речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров суда. Городской водный транспорт Москвы практически не имеет регулярных пассажирских маршрутов и полностью перешёл в сферу туристическо-экскурсионного транспорта. В период навигации на Москва-реке работают несколько таких маршрутов «речного трамвая».

Северный речной вокзал

Северный речной вокзал (Химкинский речной вокзал) Московского речного пароходства - один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным). Расположен на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, 51).

Северный речной вокзал был построен одновременно с каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев , В. Ф. Кринский , скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н. Я. Данько и др). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - «порта пяти морей».

Железнодорожный транспорт в Москве

Планируется сооружение трёх вокзалов (Евровокзала , Вокзала для аэроэкспрессов на Комсомольской площади , Южного вокзала на площади Рогожской заставы).

Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского и Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций . В названиях большинства из этих станций при вокзалах (кроме Рижской и Бутырской) присутствует слово «пассажирская».

Аэропорты Москвы

Шереметьево

Быково

Ранее внутренний и затем международный бывший четвёртый московский аэропорт Быково был закрыт в 2010 году и исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации в 2011 года.

Правительство Москвы объявило, что развитие общественного транспорта - одна из главных задач правительства Москвы. Об этом журналу «За рулем» рассказал заместитель мэра столицы Максим Ликсутов (см. ЗР №6/2015). Цель реформ - дать автомобилистам альтернативу и предоставить им возможность с комфортом передвигаться на общественном транспорте. К примеру, начиная с осени все частные перевозчики будут включены в общегородскую систему. Будут установлены новые стандарты качества обслуживания пассажиров, среди которых - точное выполнение графика движения автобусов, комфорт для пассажиров и удобство маршрута, а также доступность для маломобильных граждан.

ЗР: В чем суть новой транспортной модели наземного городского пассажирского транспорта Москвы?

Заместитель начальника Управления развития транспортных коммуникаций столичного Департамента транспорта Сергей Смирнов:

Суть новой системы - в интеграции частных перевозчиков в общегородскую систему перевозок. При этом основными принципами новой модели являются повышение транспортной доступности социально значимых объектов, введение единых билетных решений, как для частных перевозчиков («Тройка», ТАТ, «90 минут», «Единый», льготы, предусмотренные в общественном транспорте). Кроме того, речь идет о декриминализации отрасли частных перевозок, о соблюдении стабильности расписания, об устранении дублирующих маршрутов и создании новых - востребованных горожанами.

Перевозчики переходят на работу по государственным контрактам и в рамках контракта берут на себя обслуживание определенных маршрутов. Правительство Москвы возьмет на себя основные расходы на перевозку пассажиров в наземном транспорте. Департамент транспорта Москвы будет определять стандарты качества обслуживания пассажиров, планировать развитие всей транспортной инфраструктуры. Реализовывать новую модель (проводить конкурсы, контролировать частных перевозчиков) будет ГКУ «Организатор перевозок». Согласно условиям госконктракта, перевозчики будут нести материальную ответственность, в том числе и за соблюдение графика перевозок.

На какой стадии сейчас находится реформа?

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы успешно завершил первый этап реформы: опубликованы все конкурсы, их 63 на 211 маршрутов в 9 округах столицы.

Впереди проведение торгов по 62 конкурсам (один уже состоялся, и на днях мы планируем подписание контракта с первым перевозчиком новой модели), заключение государственных контрактов с перевозчиками-победителями, выход последних на маршруты и контроль их работы городом. Выход перевозчиков на маршруты запланирован на осень 2015 года.

В какую сумму обойдется бюджету Москвы реформа НГПТ?

Частные перевозчики-победители конкурсов в течение пяти лет должны будут перевезти 1,44 млрд пассажиров и проделать транспортную работу в 434 млн километров. На реализацию новой модели до 2020 года планируется выделить более 47,5 млрд рублей.

Чем новая модель выгодна для частных перевозчиков?

Новая модель управления учитывает интересы частных перевозчиков. Доля рынка частных перевозчиков в наземном транспорте (примерно 30%) будет сохранена.

Работа по государственным контрактам позволит им обеспечить стабильное функционирование бизнеса в условиях текущей экономической ситуации - перевозчики смогут сохранить весь необходимый кадровый состав и соблюдать все стандарты транспортного обслуживания.

У перевозчиков появится возможность сконцентрироваться на качестве услуг, а не количестве пассажиров. У компаний не будет необходимости до предела набивать транспорт пассажирами, перевозить людей в плохих условиях, чтобы заработать больше. Перевозчики получат право размещать рекламу на подвижном составе и получать от нее доходы - и вся прибыль от рекламы будет отходить перевозчику.

Что от этого получат пассажиры?

Поездки на транспорте нового вида станут комфортнее и безопасней для москвичей. Транспорт будет работать по понятным и удобным правилам.

Во-вторых, перевозчику нельзя будет взять «убитую» маршрутку со спинками сидений, приклеенными скотчем, и выпустить ее на маршрут. А еще нельзя будет возить людей, нарушая правила и пренебрегая нормами безопасности, хамить пассажиру - все то, что мы видим в маршрутках сейчас, уйдет в прошлое, потому что от соблюдения требований государственного контракта и удовлетворенности пассажиров будет зависеть дальнейшая возможность работы перевозчика.

И третье важное изменение - весь наземный транспорт будет принимать к оплате билеты городского билетного меню. Льготные категории граждан смогут воспользоваться своими льготами, а для экономически активных пассажиров стоимость проезда снизится на 30%.

Обязательное условие - транспорт должен быть адаптирован для маломобильных граждан и пассажиров с колясками.

В чем причины реформы? Какие проблемы поможет решить новая модель?

На сегодняшний день сфера частных перевозок работает не в интересах пассажиров - коммерческие перевозчики нацелены лишь на получение максимальной прибыли, при этом они не несут ответственности за безопасность перевозок и качество обслуживания. Это обычные маршрутки под видом заказных автобусов.

Проезд в маршрутках сегодня стоит дороже , чем в городских автобусах.

В маршрутках не предусмотрено никаких льгот для студентов, школьников, пенсионеров, социально незащищенных граждан.

Водители автобусов частных перевозчиков зачастую нарушают ПДД и подвергают опасности жизни пассажиров. Каждый год в московских маршрутках более 200 человек получают ранения и попадают в больницы.

Большая часть подвижного состава коммерческих перевозчиков не соответствует требованиям безопасности и экологическим нормам. Их морально устаревший, а часто и просто неисправный подвижной состав неудобен для пассажиров. Почти половина (40%) маршруток не оборудована кондиционером, подавляющее большинство - не адаптировано для перевозки маломобильных граждан. Именно поэтому мы внедряем новую модель управления наземным транспортом в Москве - все перевозчики будут работать по единым стандартам по обеспечению безопасности движения, тарифной политике, качеству обслуживания.

Какие требования будут предъявляться к коммерческим перевозчикам? Каковы санкции за невыполнение?

Строгие требования будут предъявляться к водителям и подвижному составу. Большинство автобусов частных перевозчиков будут низкопольными, оборудованы системами климат-контроля и пр. Перевозчик может заключить контракт с городскими властями только с транспортными средствами не старше двух лет, что приведет к постепенному обновлению состава. Власти города также автоматически будут контролировать соблюдение расписания, количество автобусов на линии и даже необходимую температуру воздуха в салоне. За невыполнение рейсов, невыдачу билетов или их продажу по тарифам, не соответствующим городским, предусмотрены штрафы. За грязный салон или несоблюдение расписания транспортная компания недополучит положенные ей деньги. В случае ДТП по вине перевозчика, в котором есть погибшие, с частником расторгнут контракт.

Кто будет контролировать соблюдение требований к перевозкам?

Контроль исполнения государственного контракта будет осуществляться как автоматически, так и вручную. Так, например, данные автоматических замеров скоростного режима, соблюдения расписания и маршрута будут поступать в единый информационный центр . А чистота салона, наличие билетов, соблюдение тарифов будут проверяться комиссиями, сформированными из представителей ГКУ «Организатор перевозок», перевозчика и других ответственных организаций (например, префектуры или ГИБДД). Представители перевозчика будут приглашаться на проверки. Все пассажиры смогут оценить качество сервиса на маршрутах и оставить жалобу через городские сервисы - приложение «Мобильная приемная», портал «Наш город». Пассажиры могут обратиться на горячую линию Департамента транспорта или ГКУ «Организатор перевозок».

Что будет, если перевозчик не сможет выполнить свои обязательства и в установленные сроки выйти на маршрут? Кто подстрахует пассажиров?

Мы надеемся, что выигравшие конкурс перевозчики отнесутся с большой ответственностью к возложенным на них обязательствам. Помимо этого, еще до выхода на маршрут перевозчик подвергается ряду проверок - наличие автопарка, соглашений, соответствие требованиям госконтракта. На случай же, если вопреки всем мерам предосторожности перевозчик все же не выйдет на маршрут - предусмотрена процедура замены на время устранения недостатков посредством автотранспорта Мосгортранса. Но мы рассчитываем, что это будет крайней мерой, и к ней не придется прибегать.

Учитываются ли в ходе реформы НГПТ мнения москвичей-пассажиров? Каким образом?

В основе эффективности реформы наземного городского транспорта - постоянный активный диалог Департамента с гражданами. Так, в марте по итогам онлайн-голосования граждан на портале «Активный гражданин» были запущены новые ночные маршруты от Лубянской пл. до Новокосино, Люблино и Марьино. Именно за эти направления проголосовали москвичи. Ранее через портал «Активный гражданин» был проведен сбор пожеланий к новой модели наземного городского транспорта. На их основе было принято базовое для реформы постановление «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве», устанавливающее единые требования к перевозкам на городских маршрутах. Москвичи активно участвуют в реформировании маршрутной сети города. В рамках краудсорcинг-проекта «Наши маршруты» предложено свыше полутора тысяч идей по оптимизации маршрутов наземного транспорта. По результатам голосований на проекте выбрано и одобрено 9 новых маршрутов наземного транспорта. Шесть из них уже внедрены.

Мы стараемся ориентироваться на потребности москвичей . К примеру, жители не поддержали идею отмены или сокращения маршрута № 901 до станции метро «Кантемировская», и маршрут остался прежним. И таких примеров конструктивного диалога Департамента с жителями - более чем достаточно.

Мы, со своей стороны, надеемся, что реформа городского пассажирского транспорта действительно позволит разгрузить дороги. Если передвигаться на общественном транспорте будет комфортно, автобусы будут ходить точно по расписанию, а маршруты станут удобными, полагаю, большинство автовладельцев остановят свой выбор именно на городском транспорте.