Что относится к субъектам естественных монополий. Правовой статус субъектов естественной монополии. Чем отличается естественная монополия от искусственной

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(Ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.

Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № «О газоснабжении в РФ» и др23.

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы :

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Транспортировка газа по трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии.

Как уже указывалось, надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на ФАС.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий определены статьями 10, 11 Закона о естественных монополиях, специальными Положениями

Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъекта естественных монополий:

1) ценовой метод

При котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами27. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифом.

2) неценовой метод

Который предусматривает:

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта.

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно «подвижными». Иными словами, по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики, однако формально эти сферы определяются только на уровне закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.

Естественной монополией являются железнодорожные перевозки. В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор. Железнодорожные перевозки состоят из большого количества различных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и проч.).

Основная задача государственного тарифного регулирования - сокращение перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте, в том числе за счет сближения уровня тарифов, действующих в различных видах сообщения.

К естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов - производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт.

Государственное регулирование в этой сфере призвано обеспечить финансовую сбалансированность деятельности субъектов естественных монополий с учетом покрытия затрат на осуществление соответствующих видов деятельности и инвестиционных затрат в развитие объектов инфраструктуры морских портов при обеспечении конкурентоспособности российских портов. Ставки портовых сборов устанавливаются исходя из валовой вместимости судов (брутто-регистровый тоннаж) и дифференцируются в зависимости от типов судов и видов плавания.

Тарифы на услуги, оказываемые в речных и морских портах, являются предельно максимальными, поэтому субъекты естественной монополии вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пасса- жирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

3. Естественную монополию составляют услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, т.е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугородного телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.

Субъектами естественной монополии в этой сфере являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ОАО «Дагсвязьинформ», ОАО «Уралсвяз- информ» и др.

4. В нефтяной отрасли естественной монополией является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые. Магистральный нефтепровод (или «главная труба») предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления, т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочной нефтебазы, пункта налива. Магистральные и промысловые нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и проч.). Однако законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. С одной стороны, для их различия можно применять СНИПы и ГОСТы, в соответ-ствии с которыми трубопроводы строились. Хотя зачастую нефтепроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных.

С другой стороны, в некоторых регионах существует только один нефтепровод и, даже если он является промысловым, деятельность его владельца, очевидно, можно признать естественной монополией.

Несколько лет назад в Государственной Думе рассматривался проект закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Планировалось, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте было определено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривался как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделяется по отдельным объектам. Предусматривались некоторые ограничения в пользовании магистральными тру-бами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не были определены.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из не-скольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута, сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).

5. В газовой промышленности к естественной монополии относится транспортировка газа как по магистральным, так и по распределительным трубопроводамМагистральные газопрово-ды входят в газотранспортную систему компании «Газпром» и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране практически весь газ добывается на севере Западной Сибири, а большинство основных потребителей расположены в европейской части. Поэтому трубопроводный транспорт является единственным экономически оправданным способом доставки природного газа. Субъекты естественной монополии в этой сфере - газотранспортные организации, эксплуатирующие магистральные трубы, и газораспределительные организации, владеющие распределительными сетями. В настоящее время государством устанавливаются тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, магистральным газопроводам-отводам, газораспределительным сетям, а также на снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям.

Естественной монополией являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии, которые представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами. Эти услуги оказываются посредством совокуп-ности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и проч. Субъектами естественной монополии в данной сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. В частности, государство устанавливает размеры платы за услуги по организации функционирования и развития единой энергетической системы для РАО «ЕЭС России»; индикативные цены и тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке электроэнергии для ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» и др.

Сферой деятельности естественных монополистов являются и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электро- энергетике. Они представляют собой комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энер- гопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обя-зательным требованиям. Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются системный оператор Единой энергетической системы России (ОАО «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы») и другие субъекты, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений (ОАО «Иркутская электросетевая компания», ОАО «Башкирэнерго», ЗАО «Новосибирский диспетчерский центр»).

8. Еще одна сфера естественной монополии - это услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Они являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. К объектам инфраструктуры внутренних водных путей относятся гидротехнические сооружения, в частности шлюзы, порты, судостроительные и судоремонтные предприятия и пр. Поскольку на содержание и развитие внутренних водных путей нужны инвестиции, в виде дополнительного источника финансирования в 2006 г. были введены сборы за их использование (например, маячный, навигационный, корабельный сборы; плата за аварийно-спасательное обеспечение, стоянку судов на якоре, лоцманскую проводку судов и пр.).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 10.05.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.09.2015, N 0001201509100008) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.11.2016, N 0001201611150024);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030008).
____________________________________________________________________

________________

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;

перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;

перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;

перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;

перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. *1.6)

2. Министерству транспорта Российской Федерации в установленном порядке по согласованию с Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой:

а) разработать и утвердить до 1 декабря 2009 года порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

б) разработать и утвердить в 6-месячный срок перечень сборов, взимаемых с судов непосредственно в каждом речном порту (портовых сборов), а также перечень сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.*2.2)

3. Внести в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти , утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст.997; 1996, N 7, ст.690; N 32, ст.3942; 1997, N 27, ст.3232; 1998, N 32, ст.3907; 2001, N 7, ст.656; N 26, ст.2680; N 36, ст.3561; 2002, N 15, ст.1431; 2004, N 51, ст.5184; 2008, N 1, ст.3; N 7, ст.597), следующие изменения:

а) абзацы десятый и одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Услуги в аэропортах".

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2004 года N 116 "Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст.869).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..

1. Настоящее Положение определяет:

а) цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы);

б) основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) правила государственного регулирования тарифов.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 .

"субъект регулирования" - субъект естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абззац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

3. Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях:

а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек;

б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) повышение качества оказываемых услуг.

4. Государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

5. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

6. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

7. Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.

Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

8. Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 .

9. Принципы дифференциации тарифов определяются органом регулирования с учетом условий оказания услуг субъектами регулирования, влияющих на размер расходов, связанных с оказанием этих услуг.

10. Государственное регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования.

11. Государственное регулирование тарифов осуществляется с применением следующих методов регулирования:

метод экономически обоснованных затрат;

метод сравнения аналогов (для аэропортов).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет выбор метода государственного регулирования тарифов для аэропортов исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов с учетом особенностей, изложенных в методических указаниях (методиках) по вопросам государственного регулирования тарифов для конкретного метода регулирования.
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153 .

12. Для расчета тарифов методом экономически обоснованных затрат определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153 .

а) расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, в том числе:

расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

б) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 .

г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

13. Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Выявленные по данным отчетности средства по отдельным статьям расходов, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.

13_1. При применении метода сравнения аналогов производится сопоставление расходов на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах с расходами на аналогичные услуги на сопоставимых рынках услуг в аэропортах и (или) сопоставление капитальных затрат на строительство объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, подлежащих государственному регулированию, со стоимостью строительства сопоставимых объектов.
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153)

14. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования и внедрения новых технологий при определении размера необходимой валовой выручки в течение периода окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения указанного периода расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения в результате реализации этих инвестиционных проектов.

В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования в аэропортах и внедрения новых технологий при реализации субъектом регулирования инвестиционной программы, необходимой для осуществления регулируемых услуг в соответствии с текущим состоянием материально-технической базы и перспективами развития субъекта регулирования, необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности его деятельности, регулируемые тарифы на услуги субъектов регулирования в аэропортах устанавливаются на долгосрочный период продолжительностью не менее 3 лет (далее - долгосрочные тарифы).

Долгосрочные тарифы устанавливаются при условии одобрения Правительственной комиссией по транспорту инвестиционных проектов по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153 .

14_1. Хозяйствующие субъекты, реализующие инвестиционные проекты по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов и планирующие после их завершения осуществлять оказание в аэропортах услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, вправе представить в Федеральную антимонопольную службу предложения по установлению долгосрочных тарифов на такие услуги, которые будут применяться после введения в отношении указанных хозяйствующих субъектов государственного регулирования (далее - предложение об установлении долгосрочных тарифов).

Предложение об установлении долгосрочных тарифов при наличии решения Правительственной комиссии по транспорту об одобрении соответствующего инвестиционного проекта по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропорта, используемых для оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, Федеральной антимонопольной службой направляется в Правительство Российской Федерации с проектом решения Правительства Российской Федерации об одобрении такого предложения.
(Пункт дополнительно включен с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153)

14_2. Установление долгосрочных тарифов, которые будут применяться после введения в отношении указанных в пункте 14_1 настоящих Правил хозяйствующих субъектов государственного регулирования, осуществляется Федеральной антимонопольной службой на основании решения Правительства Российской Федерации об одобрении предложения об установлении долгосрочных тарифов и с учетом ограничения совокупной тарифной нагрузки на пользователей услуг в аэропортах, определяемой Федеральной антимонопольной службой в соответствии с методическими указаниями (методиками) по вопросам государственного регулирования тарифов.
(Пункт дополнительно включен с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153)

15. Федеральная антимонопольная служба утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 .

16. Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.*16)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 .

17. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - ..)

18. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..) .

19. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

20. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

21. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

22. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

23. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

24. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

25. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

26. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

27. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

28. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

29. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

30. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

31. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

32. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

33. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

34. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 ..)

Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров

14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта
(Пункт дополнительно включен с 11 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 751)

Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

1. Обеспечение безопасности плавания и порядка в порту

2. Предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта

3. Обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка)

4. Комплексное обслуживание флота

5. Услуги буксиров

6. Погрузка и выгрузка грузов

7. Хранение грузов

8. Обслуживание пассажиров

Перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

1. Обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям

2. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации

5. Обеспечение прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям

6. Обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям

Перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

1. Погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)

2. Хранение грузов

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2008 года N 293

ПЕРЕЧЕНЬ
услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов

2. Предоставление аэровокзального комплекса

3. Обеспечение авиационной безопасности

4. Обслуживание пассажиров

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 599)

6. Хранение авиационного топлива (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 599)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В отдельных ситуациях государственным заказчикам разрешено проводить закупки товаров или услуг у естественных монополий. Этот термин экономической теории достаточно емкий. Специалистам, производящим закупки в рамках 44-ФЗ, необходимо понимать, что такое монополии и по какой схеме проводить у них закупки, ведь это может существенно снизить трудозатраты и оптимизировать расход средств организации.

Что представляют собой монополии

Термином монополия обозначают хозяйственные объединения, которые являются собственностью отдельных физических лиц. При этом, они осуществляют единоличный контроль над отдельными отраслями рынка и имеют возможность устанавливать на нем цены. Основной целью монополий должно стать экономическое развитие страны.

Для монополий характерны следующие признаки:

  1. Покупатель может приобрести товар исключительно у компании-монополиста. Других продавцов на рынке нет.
  2. Таким фирмам нет необходимости тратить средства на рекламу.
  3. Монополист имеет возможность на свое усмотрение выставлять цены на рынке и в дальнейшем их корректировать.
  4. При попытке других компаний вторгнуться на рынок монополиста, они сталкиваются с искусственно создаваемыми барьерами: экономическими или юридическими.

Если монополистом становится одна компания, то такую монополию называют частной. Иногда несколько организаций сливаются в одну для формирования монополии и вытеснения конкурентов с рынка.

Специалисты выделяют несколько основных разновидностей монополий:

  1. Закрытые. Они полностью изолированы от конкурентов. Для этого применяются юридические барьеры, защита патентами или институтами авторских прав и так далее.
  2. Естественные. В этом случае долгосрочные издержки становятся минимальными только после того, как фирма становится единственным участником рынка.
  3. Открытые. В эту группу входят монополии, при которых на определенное время единственная компания становится эксклюзивным продавцом определенных товаров.
  4. Чистые. Ситуации, при которых на рынке существует только один продавец товара. Причем остальные организации не могут предложить даже близлежащих аналогов.

Чистые монополии признаются на сегодня самым редким явлением, ведь современный рынок базируется на принципах конкуренции. Государственные контракты разрешено заключать с субъектами естественных монополий.

Какие компании относят к естественным монополиям

Причины формирования естественных монополий могут быть различными. Одной из них стал механизм трансформации старых предприятий СССР. Они были ориентированы на плановую экономику и занимали лидирующие позиции в секторе. На их основе образовывались новые компании. Владельцем большей части акций осталось государство, но к развитию привлекались и частные инвестиции. В результате такие фирмы стали монополистами в своей отрасли.

Другой причиной появления монополий стала необходимость огромных вложений для открытия крупного предприятия. Владелец такой компании заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и занять весь рынок. Для этого ему приходится выискивать ресурсы, которые станут уникальными, например, возводить платную магистраль.

К субъектам естественных монополий относят компании из следующих отраслей:

  1. Атомная промышленность.
  2. Добыча сырья.
  3. Железнодорожные перевозки.
  4. Авиастроение.
  5. Подача электрической энергии.

В российских реалиях монополистами часто становятся лидирующие акционерные общества. Примерами таких компаний становятся: Газпром, РЖД, Почта России, Росатом и другие.

Заключение контрактов с естественными монополиями

Приобретение товаров и услуг у субъектов естественных монополий является частным случаем закупки у единственного поставщика. На них распространяется действие статьи 93 44-ФЗ. При этом закупки у монополий имеют несколько ключевых особенностей:

  1. Для них не нужно составлять отчет, в котором приводится обоснование выбора поставщика.
  2. Нет необходимости предусматривать оплату обеспечения исполнения контракта.
  3. Не потребуется привлекать экспертные организации при приемке поставленных товаров или услуг.
  4. В контракт не нужно будет вписывать расчеты и обоснования выбранной цены.
  5. Отсутствует необходимость уведомлять о закупке контролирующие органы.

Чтобы заказчик мог легко отыскать контрагента, ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий. Однако отсутствие информации в этом реестре не говорит о том, что монополиста в конкретном регионе не существует. Качество ведения этого списка на данный момент нельзя признать удовлетворительным. Рейтинг 4.90 (5 Голосов)