Субъекты таможенно-правовых отношений. М.Л. ЗавражныхТаможенное право России

  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.


    Любая отрасль законодательства имеет свою терминологию. Придание отдельному термину определенного смысла (для целей данной правовой отрасли) во многом упрощает построение юридических фраз (конструкций). Поэтому, чтобы последующее восприя-тие таможенных правил было более предметным, необходимо рассмотреть содержание отдельных ключевых понятий.
    Таможенная территория и таможенная граница РФ.
    Таможенная территория Российской Федерации представляет собой Государственную территорию России, а также находящи - еся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикциюл в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    На Государственной территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то есть для предоставления определенных преимуществ (таможенных льгот).
    Например, для таможенных целей статус особых экономических зон имеют Калининградская область и город Магадан.
    Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы особых экономических зон, искусственных островов, установок и сооружений (находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации) являются таможенной границей.
    Таким образом, таможенная граница Российской Федерации может не совпадать с Государственной границей и, как следствие, появляются несколько таможенных границ:
    внешняя (пределы территорий искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации);
    внутренняя (пределы особых экономических зон).
    Кроме того, в случае создания таможенного союза2 и объединения таможенных территорий государств-участников таможенного союза в единую таможенную территорию пределы последней
    " См.: Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807; Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 19 янв.
    2 В соответствии с пунктом 25 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под таможенным союзом понимается единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21 «Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях», 32 «Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов», 38 «Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ», 39 «Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования» ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.
    также могут не совпадать с Государственной границей Российской Федерации.
    Перемещение через таможенную границу Российской Фе-дерации.
    Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.
    С перемещением связано возникновение таможенно-правовых отношений. Другими словами, с момента приобретения товаром статуса перемещаемого права пользования и распоряжения им ограничиваются соответствующими требованиями таможенного законодательства.
    При ввозе товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации - перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации и завершается выпуском товаров (принятием таможенным органом решения о возможности использования избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры). Соответственно товар, находящийся в процессе таможенного оформления, рассматривается как перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации.
    При вывозе товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации - перемещение начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, рассматриваемых как непосредственно направленные на вывоз товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории Российской Федерации, и завершается фактическим пересече-нием товарами (транспортными средствами) таможенной границы Российской Федерации (вывозом товаров).
    Таким образом, перемещение характеризуется началом, периодом времени и завершением. То есть можно вести речь о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах (транспортных средствах) и перемещенных (выпущенных таможенными органами после ввоза или пересекших таможенную границу при вывозе).
    Товары.
    Товаром в целях таможенного законодательства является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имуще- ство, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
    В таможенном отношении товар - это:
    предмет таможенного оформления и таможенного контроля (пункт 1 ст. 14 ТК РФ);
    объект обложения таможенными пошлинами, налогами (ст. 322 ТК РФ).
    Главными признаками товаров выступают:
    движимость;
    перемещаемость через таможенную границу Российской Федерации.
    Примечательно, что отдельные объекты гражданских прав, такие, например, как результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не охвачены понятием товаров, применяемым в таможенных целях.
    Вместе с тем при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю и учету при исчислении налоговой базы для взимания таможенных платежей.
    Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей.
    1. Обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов (стоимость прав на поль- зование объектами интеллектуальной собственности учитывается при определении таможенной стоимости товаров)".
    Недопущение:
    приостановления процессов создания объектов интеллектуальной собственности на территории РФ и их вовлечение в хозяйственный оборот;
    подрыва легальной индустрии товаров;
    создания угрозы безопасности потребителей;
    подрыва авторитета государства и, как следствие, уменьшение инвестиционной привлекательности страны.
    Защита интересов правообладателей.
    Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны:
    с физической подделкой (то есть вместо одного товара, за-явленного на упаковке, предлагается иной продукт, например, вместо коньяка - крашеный спирт, вместо духов - туалетная вода или иной пахучий раствор и тому подобное);
    с несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом продукции;
    с несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый «параллельный импорт»).
    Для защиты публичных интересов (интересов государства) при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы наделены компетенцией привлечения к административной ответственности, например, по фактам:
    недостоверного декларирования (часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ);
    нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (часть 1 ст. 7.12 КоАП РФ);
    незаконного использования товарного знака (ст. 14.10 КоАП
    РФ).
    Для защиты частных интересов, то есть интересов обладателей исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания, а также обладателей прав пользования наименованием места происхождения товара - таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (ст. 393 ТК РФ).
    В соответствии с главой 38 ТК РФ, положения которой основаны на принципах охраны интеллектуальной собственности, содержащихся в Соглашении ГАТТ/ВТО по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), схематично такая модель выглядит следующим образом.
    Владелец любого зарегистрированного товарного знака, знака обслуживания, обладатель авторского или смежного права, права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель) обращается в Федеральную таможенную службу (Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений) с заявлением о защите его прав.
    Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности (объектам авторского права, объектам смежных прав, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров), причем в рамках одного объекта возможно несколько их видов, например, товарных знаков или объектов авторских прав.
    ФТС России рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты прав правообладателя и включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр ФТС России. Данный Реестр подлежит опубликованию ФТС России в своих официальных изданиях.
    За включение в Реестр объектов интеллектуальной собственности плата не взимается (абзац 2 пункта 1 ст. 395 ТК РФ). Предельный срок нахождения в Реестре ФТС России и, соответственно, принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, не должен превышать пяти лет.
    При этом правообладатель должен принять меры по обеспечению исполнения возможных обязательств, обусловленных необходимостью возмещения имущественного вреда заинтересованному лицу (декларанту, собственнику, получателю товаров), причинен-ного приостановлением таможенным органом выпуска товаров.
    Способ обеспечения может быть любой, предусмотренный гражданским законодательством РФ, но сумма обеспечения обязательства должна быть не Ниже 500 тыс. руб. (пункт 2 ст. 395 ТК РФ).
    Таможенные органы на местах (таможни, таможенные посты) осуществляют контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности.
    При выявлении товаров, указанных правообладателем как кон-трафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 рабочих дней).
    приостановлении выпуска товаров и его причинах уведомляются декларант и правообладатель. Причем одновременно с этим таможенный орган сообщает указанным лицам их взаимные адреса и наименования (пункт 2 ст. 397 ТК РФ).
    При подтверждении правообладателем факта подделки таможенный орган принимает меры по привлечению к ответственности декларанта и дальнейшая судьба контрафактной продукции (арест, изъятие, конфискация) зависит от решения соответствующего уполномоченного органа.
    В случае если товары оказались подлинными, правообладатель несет ответственность за причиненный декларанту (собственнику товаров) имущественный вред (пункт 3 ст. 397 ТК РФ)".
    Следующей неотъемлемой таможенно-правовой характеристикой товара является его принадлежность к российскому или иностранному ".
    Принадлежность товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения в рамках отдельных таможенных режимов или таможенных процедур (временного хранения, внутреннего таможенного транзита):
    мер тарифного и нетарифного регулирования;
    запретов и ограничений неэкономического характера.
    Например, поместить под таможенный режим реимпорта (обратного ввоза в РФ) можно товары, которые на момент вывоза имели статус российских (подпункт 1 пункта 1 ст. 235 ТК РФ). В свою очередь, использование режима реимпорта предусматривает (пункт 1 ст. 234 ТК РФ):
    освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
    неприменение к товарам запретов и ограничений экономи-ческого характера.
    Под таможенный режим переработки на таможенной террито-рии могут помещаться только иностранные товары (пункт 1 ст. 173, пункт 3 ст. 174 ТК РФ), с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
    Временное хранение - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК РФ).
    В целом, российские товары - это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации. То есть свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства.
    Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать:
    полное производство товаров на территории РФ;
    выпуск товаров для свободного обращения на территории РФ (то есть товар, изначально произведенный за рубежом, после ввоза в РФ и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус российского);
    изготовление в РФ товаров из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ.
    Важно подчеркнуть, что при вывозе российских товаров за пределы таможенной территории РФ они утрачивают статус российских и рассматриваются как иностранные.
    В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 ТК РФ все товары, не отвечающие критериям российских, - являются иностранными.
    В отличие от российских товаров иностранные товары всегда находятся на таможенной территории РФ под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например, могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения товаров или требованиями таможенных режимов.
    Кроме определения принадлежности товара к российскому или иностранному, для целей таможенного регулирования (например, таможенно-тарифного регулирования), имеет значение конкретная страна (группа стран) происхождения иностранных товаров.
    Данная детализация применяется к иностранным товарам:
    а) происходящим из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), который предоставляется Российской Федерацией на основании заключенного двухстороннего торгового соглашения (например, США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др.);
    б) происходящим из стран, которым Российская Федерация не предоставляет режима наибольшего благоприятствования (например, Алжир);
    в) происходящим из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);
    г) происходящим из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);
    д) происходящим из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);
    е) произведенным на территории свободной таможенной зоны (на свободном складе) ;
    ж) имеющим статус российских на момент их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации;
    Таким образом, схематично принадлежность товара к российскому или иностранному, а также учет страны его происхождения можно представить в следующем виде:
    ТОВАР
    Российский Иностранный:
    (находящийся на таможенной а) происходящий из страны,
    территории РФ в свободном в торгово-политических отношениях обращении) с которой РФ предоставляет режим
    наиболее благоприятствуемой нации (РНБ); б) происходящий из страны, которой РФ не предоставляет режима наибольшего благоприятствования; в) происходящий из развивающейся страны;
    г) происходящий из наименее развитой страны;
    д) происходящий из стран СНГ; е) произведенный на территории свободной таможенной зоны (на свободном складе); ж) бывший (вывезенный) российский товар
    Отдельно от товаров в ТК РФ (как и в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») рассматриваются транспортные средства, которые задействованы в международных перевозках пассажиров и грузов.
    Однако если целью перемещения транспортного средства является его купля-продажа, обмен (бартер), дарение, аренда (лизинг), обеспечение нормальной работы представительств зарубежных компаний, находящихся на территории Российской Федерации, то оно подпадает под понятие товара.
    Таможенные операции и таможенные процедуры.
    Таможенные операции - это отдельные действия, совершаемые участниками таможенных правоотношений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
    Порядок осуществления конкретных таможенных операций, включая статус товаров для таможенных целей, обусловлены соответствующей таможенной процедурой.
    Так, например, таможенные операции по доставке иностранных товаров и транспортных средств (перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации) с места ввоза до места таможенного декларирования охвачены процедурой внутреннего та-моженного транзита.
    Помещение товаров на склад временного хранения, собственно хранение товаров, включая особенности совершения с ними отдельных действий (осмотр, пересчет, отбор проб для проведения экспертных исследований), выпуск товаров со склада - объединены таможенной процедурой временного хранения товаров.
    Операции, связанные с заявлением по установленной форме сведений о перемещаемых товарах, в том числе в соответствии с требованием конкретного таможенного режима или специальной таможенной процедуры, являются таможенным декларированием (пункт 1 ст. 124 ТК РФ).
    Таким образом, все возможные таможенные операции можно разделить на несколько групп.
    Операции, предшествующие таможенному декларированию.
    Операции таможенного декларирования, а также таможенные операции, обусловленные требованиями по завершению таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (пункт 2 ст. 60 ТК РФ).
    Таможенные процедуры, в свою очередь, согласно ТК РФ разделены на три относительно самостоятельные группы.
    Процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств (подраздел 1 раздела II ТК РФ).
    Таможенные режимы (подраздел 2 раздела II ТК РФ).
    Специальные таможенные процедуры (подраздел 3 раздела II ТК РФ).
    Важно иметь в виду, что таможенные операции и процедуры не всегда могут применяться последовательно, сменяя друг друга. ТК РФ предусматривает отдельные случаи поглощения одними таможенными процедурами других.
    Например, особенности таможенного оформления товаров - в общем и таможенного декларирования в частности, обусловленные конкретной специальной таможенной процедурой, могут превалировать над общим порядком совершения таможенных операций (таможенных процедур). Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 310 ТК РФ, а также пунктом 2 ст. 314 ТК РФ таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита не приме- няются в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
    Выпуск товаров.
    Выпуск товаров - это действие таможенных органов, выра-жающееся в принятии юридически значимого решения и заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом или специальной таможенной процедурой.
    В ТК РФ предусмотрена отдельная глава 16, посвященная выпуску товаров. Понятие выпуска товаров является наиболее общим.
    Дальнейшая конкретизация выпуска зависит от вида таможенного режима, в соответствии с которым товар выпускается, специ-альной таможенной процедуры или других особенностей выпуска, обусловленных необходимостью соблюдения заинтересованным лицом определенных требований.
    Таким образом, возможны несколько вариантов выпуска товаров.
    1. Условный выпуск на таможенной территории Российской Федерации (ст. 151 ТКРФ).
    Условный выпуск может быть сопряжен с требованиями по соблюдению определенных ограничений прав пользования и распоряжения условно выпускаемыми товарами. Например:
    условный выпуск товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных платежей (ввоз гуманитарной помощи, ввоз товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями);
    условный выпуск товаров, помещенных под таможенные режимы, предусматривающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.);
    условный выпуск товаров без предоставления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензии, сертификаты соответствия требованиям технических стандартов).
    Наряду с ограничениями прав пользования и распоряжения условно выпускаемыми товарами, а также соблюдением требований по предоставлению необходимых разрешительных документов варианты условного выпуска могут ограничиваться только выполнением обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов.
    Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 151 ТК РФ товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
    Выпуск для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (снятие с товаров всех запретов и огра-ничений со стороны таможенного законодательства, например выпуск в соответствии с таможенными режимами реимпорта - пункт 2 ст. 234 ТК РФ, выпуск для внутреннего потребления - пункт 1 ст. 164 ТК РФ, ввоз товаров в РФ физическими лицами - пункт 6 ст. 282 ТК РФ).
    Выпуск российских товаров, подлежащих убытию с таможенной территории Российской Федерации. То есть выпуск товаров, помещенных под таможенный режим, предусматривающий их непосредственный вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации, например, режим экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории.
    Таможенные льготы.
    С выпуском товаров связано еще одно понятие, которое в таможенной терминологии в самостоятельном (общем) виде не упоминается. Однако его признаки присутствуют практически во всех основных институтах - это таможенные льготы.
    Как правило, под льготой принято понимать предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
    В ТК РФ, равно как и в других документах, содержащих нормы таможенного права, общего понятия льгот не дано, последние лишь упоминаются в связи с определенными преимуществами, на-пример, освобождениями от уплаты таможенных платежей (см. пункт Зет. 131ТКРФ).
    Придерживаясь понятия о льготах вообще, таможенные льго-ты можно обозначить как определенные преимущества, предоставляемые в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.
    Льготами по уплате таможенных платежей охвачены:
    а) тарифные льготы (преимущества, предоставляемые в связи с уплатой таможенной пошлины, которые выражаются в освобождении от такой уплаты, применении сниженной ставки таможенной пошлины, возврате ранее уплаченной таможенной пошлины);
    б) налоговые льготы (акциз, НДС, от обязанности уплаты которых плательщик может быть освобожден);
    в) льготы по уплате таможенных сборов (например, освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров).
    Льготы по таможенным платежам также можно разделить по основаниям предоставления:
    тарифные преференции (льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товаров);
    льготы, предоставляемые в зависимости от вида товаров (например, от уплаты таможенной пошлины, НДС освобождаются валюта, ценные бумаги);
    льготы, предоставляемые в зависимости от цели ввоза товаров (гуманитарная помощь);
    льготы для отдельной категории иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения);
    избранный таможенный режим (таможенный склад, транзит и др.);
    стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превыша-ет 5000 рублей (подпункт 2 пункта 2 ст. 319 ТК РФ).
    Льготы в области таможенного оформления могут быть обусловлены:
    минимальным перечнем необходимых для таможенных целей документов и сведений (см. пункт 2 ст. 63 ТК РФ);
    сокращением времени на производство таможенных формальностей (см. ст. 67 ТК РФ);
    возможностью осуществления отдельных таможенных операций и таможенных процедур на объектах участников внешнеэкономической деятельности (см. пункт 3 ст. 68 ТК РФ) .
    Совершенствование таможенных процедур и таможенных операций, осуществляемых в рамках таможенного оформления товаров, постепенно ведет к «размыванию» таможенных льгот в этой области. Отдельные преимущества уже не рассматриваются как исключения из общих правил, а становятся обычными способами таможенного оформления (декларирования) товаров и транспортных средств.
    К таким особенностям таможенного оформления можно отнести:
    предварительное таможенное декларирование товаров;
    декларирование товаров в электронной форме;
    декларирование товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода.
    Преимущества при проведении таможенного контроля предусматривают освобождение от определенных его форм, например, таможенного досмотра товаров и транспортных средств (см. ст. 386 ТК РФ).
    Таможенное законодательство может допускать применение таможенных льгот как по отдельности, так и одновременно по таможенным платежам, таможенному контролю и таможенному оформлению товаров. Например, при перемещении товаров физическими лицами не для предпринимательских целей («зеленый коридор») или в случаях освобождения от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.
    Сроки.
    Таможенное право, состоящее из норм, главным образом, процедурного характера, регулирует деятельность, связанную с прохождением таможенных формальностей, пользованием и распоряжением товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а также деятельность в области таможенного дела.
    Соответственно, важное значение имеют определенные временные рамки или сроки, в пределах которых заинтересованные лица вправе реализовывать свои субъективные права.
    Под сроком в таможенном праве следует понимать период времени, в течение которого необходимо или возможно совершать определенные юридически значимые действия.
    Значимость сроков в таможенном регулировании подтверждается наличием в ТК РФ отдельной статьи 9 «Порядок исчисления сроков, установленных Таможенным кодексом РФ».
    В соответствии с пунктом 1 ст. 9 ТК РФ сроки в ТК РФ определяются:
    периодом времени (например, 15 дней для подачи таможенной декларации на ввозимые в РФ товары - пункт 1 ст. 129 ТК РФ; 2 месяца - срок временного хранения товаров - абзац 1 пункта 1 ст. 103 ТК РФ; 3 года - срок хранения товаров на таможенном складе - пункт 1 ст. 218 ТК РФ);
    днем наступления конкретного события (например, при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации - пункт 2 ст. 329 ТК РФ; до убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган необходимые документы и сведения - абзац 1 пункта 3 ст. 120 ТК РФ).
    Исчисление сроков осуществляется в соответствии с ГК РФ, если ТК РФ не установлен специальный порядок их исчисления (пункт 2 ст. 9 ТК РФ).
    В соответствии с ТК РФ сроки могут устанавливаться:
    а) в годах (например, сроки действия таможенных режимов или возможного применения таможенных режимов; сроки действия свидетельств о включении в Реестры владельцев СВХ, таможенных складов, таможенных перевозчиков, срок давности для взыскания или возврата таможенных платежей);
    б) в месяцах (например, срок хранения товаров на СВХ, срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пла-тежей);
    в) в сутках (например, предельный срок хранения на СВХ товаров, запрещенных к ввозу в РФ, составляет трое суток - пункт 1 ст. 13ТКРФ);
    г) в днях (например, сроки проверки таможенной декларации, документов и товаров - пункт 1 ст. 359 ТК РФ);
    д) в часах (например, сроки оформления завершения внутреннего таможенного транзита - пункты 1-3 ст. 92 ТК РФ).
    С практической точки зрения представляет интерес деление всех предусмотренных ТК РФ сроков нареальные и формальные.
    Дело в том, что существование сроков не только предоставляет временную возможность реализации определенных прав, но и призвано дисциплинировать участников таможенных правоотношений, причем последнее в равной степени относится как к заинтересованным лицам, так и к таможенным органам.
    Реальность сроков прямо указывает на негативные последствия их несоблюдения для соответствующих участников таможенных правоотношений (в том числе потенциальных). Например, несоблюдение годового срока обращения в таможенный орган с целью подтверждения страны происхождения товара лишает лицо возможности восстановления льготного порядка уплаты таможенной пошлины (пункт 3 ст. 38 ТК РФ).
    Пропуск трехлетнего срока возврата на таможенную территорию РФ ранее вывезенных российских товаров лишает лиц (потенциальных участников таможенных правоотношений) возможности применения таможенного режима реимпорта (подпункт 2 пункта 1 ст. 235 ТК РФ).
    Нарушение таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов предусматривает начисление на не возвращенную в установленный срок сумму таможенных пошлин, налогов процентов по ставке рефинансирования ЦБ России за каждый день нарушения срока возврата (пункт 4 ст. 355 ТК РФ).
    Формальные сроки позволяют только косвенно предполагать возможность наступления негативных последствий для лиц, которым предписано соблюдение данных сроков в соответствии с ТК РФ.
    Например, сроки проверки таможенным органом таможенной декларации, иных документов и товаров (пункт 1 ст. 359 ТК РФ), сроки проведения таможенным органом общей таможенной ревизии (абзац 4 пункта 2 ст. 376 ТК РФ).
    В приведенных примерах последствия несоблюдения сроков проведения таможенного контроля могут корреспондироваться со ст. 365 ТК РФ, которая предполагает возможность возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Каковы цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации?
    Какими органами осуществляется таможенное регулирование в Российской Федерации?
    Кто наделен компетенцией в области руководства и осуществления таможенного дела в Российской Федерации?
    Какова система таможенных органов Российской Федерации?
    Какие таможенные органы непосредственно участвуют в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации?
    Какова компетенция таможенных органов в области правоохранительной деятельности?
    В чем заключается содержание контрольной деятельности таможенных органов?
    Какие услуги таможенные органы вправе оказывать заинтересованным лицам?
    В каком порядке можно обжаловать незаконные действия (бездействие), решения таможенных органов и их должностных лиц?
    Какие отрасли российского законодательства регулируют отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации?
    С какими юридическими фактами связано возникновение таможенных правоотношений?
    Кого следует относить к участникам таможенных правоотношений?
    Какие существуют виды деятельности в области таможенного дела?
    Какие органы вправе издавать нормативные правовые акты в области таможенного дела?
    Какие можно выделить принципы таможенного права и каковы последствия их несоблюдения?
    Каковы особенности таможенно-правового регулирования (методы таможенного права)?
    Что понимается под запретами и ограничениями экономического характера?
    В каких случаях таможенная и Государственная границы могут не совпадать?
    Какими общими признаками характеризуется товар, рассматриваемый в таможенных целях?
    Какие факторы придают товару статус российского?
    Какие правовые последствия связаны с фактом перемещения товара через таможенную границу?
    В каких случаях применяется условный выпуск товаров и каковы его правовые последствия?
    Как соотносятся понятия «таможенные операции» и «таможенные процедуры»?
    В каких таможенно-правовых институтах применяются таможенные льготы и как они себя проявляют?
    ДЛЯ каких целей в таможенном праве применяется страна происхождения товара?
    Порядок определения, исчисления и юридическое значение сроков в таможенном праве.
    В чем разница между консультированием и принятием таможенными органами предварительных решений?
    В каких случаях и в каком порядке таможенные органы контролируют объекты интеллектуальной собственности?

    12.02.2015

    Правовой отдел

    Правовой отдел (далее - Отдел) входит в состав службы правовых и имущественных отношений (далее - Служба) является структурным подразделением Центральной базовой таможни (далее - таможня), созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне, обеспечения законности в её деятельности.

    Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами таможни.

    Работа Отдела строится на основе планов работы таможни, Службы и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела утверждается начальником таможни, по согласованию с начальником Службы и формируется с учетом планов работы ФТС России и таможни.

    Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности Отдел соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

    ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

    1. Правовое обеспечение деятельности таможни, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ею своих функций.

    2. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком структурными подразделениями таможни.

    3. Обеспечение правовой защиты интересов таможни в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

    4. Представление интересов таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

    5. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни по правовым вопросам.

    6. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

    7. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

    8. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц и работников таможни.

    9. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни.

    10. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц и работников таможни.

    ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

    1. Подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке (анализирует, проводит правовую экспертизу) совместно с другими структурными подразделениями таможни проекты правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни.

    2. Проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию таможни.

    3. Анализирует и обобщает судебную и правоприменительную практику таможни.

    4. Подготавливает и вносит на рассмотрение начальника таможни и Правового управления ФТС России по согласованию с начальником Службы предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене.

    5. Принимает меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

    6. Подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности таможни для направления их в установленном порядке в Правовое управление ФТС России.

    7. Осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России правовых актов таможни.

    8. Осуществляет систематизированный учет и хранение поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов ненормативного характера, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии.

    9. Оказывает по поручению начальника таможни (Службы) помощь структурным подразделениям таможни, их должностным лицам и работникам по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

    10. Обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможню, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к дисциплинарной ответственности, увольнении с государственной службы (работы).

    11. Участвует совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;

    12. Рассматривает и согласовывает проекты конкурсных документаций, документаций об аукционе, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

    13. Участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств.

    14. Представляет интересы таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

    15. Обеспечивает судебную защиту интересов таможни при рассмотрении судами дел с участием таможни в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

    16. Принимает меры совместно с отделом бухгалтерского учета и контроля таможни по возмещению материального ущерба, причиненного таможне.

    17. Участвует по поручению начальника таможни (Службы) в служебных проверках в таможне и подготавливает в пределах компетенции Отдела заключения по материалам служебных проверок.

    18. Рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями таможни ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

    19. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    , Chrome

    Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в Таможенном кодексе КР: таможенный орган и лица.

    Под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.

    Понятие лица включает в себя физических и юридических лиц, которые могут быть кыргызстанскими или иностранными. Под кыргызстанскими лицами понимаются юридические лица, которые находятся в КР и созданы в соответствии с законодательством КР, и физические лица, постоянно проживающие в КР, в том числе, зарегистрированные

    в качестве индивидуальных предпринимателей. В качестве иностранных лиц рассматриваются все иные лица, которые не подпадают под категорию кыргызстанских лиц. Выделение кыргызстанских и иностранных лиц имеет свои правовые последствия. Так, лишь кыргызстанскими лицами могут быть декларанты, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и некоторые другие.

    Исходя из положения Конституции КР, что таможенное регулирование находится в ведении государственного центра, Таможенный кодекс КР устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности.

    Для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности по руководству в области таможенного управления образована государственная таможенная служба КР, являющаяся государственным органом исполнительной власти.

    ФТС КР осуществляет возложенные на него функции непосредственно или через свои территориальные органы, к которым относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, наделенные правами и обязанностями при проведении соответствующих таможенных процедур. Таможенный кодекс КР допускает создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может не включать в себя правомочия по проведению таможенных процедур либо они могут осуществлять такие процедуры лишь в отношении определенных категорий товаров, например, нефти и нефтепродуктов, расщепляющихся материалов, драгоценных камней и т.д.

    Являясь субъектом таможенного правоотношения, таможенные органы, обладающие государственно-властными полномочиями, занимают особое место в возникшем таможенно-правовом отношении, поскольку они представляют государство. В тоже время другие субъекты такого правоотношения находятся в юридически неравном положении. Обладая правами проведения проверки документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра и т.д., таможенные органы инициируют возникновение правоотношений.

    Участие в таможенном правоотношении как обязательной стороны таможенного органа не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что такое правоотношение может возникнуть лишь по инициативе таможенного органа. Активной стороной во многих случаях выступают другие субъекты. Например, при ввозе товаров на таможенную территорию перевозчик, выполняя возложенную на него обязанность, доставляет товары в таможенный орган, тем самым инициируя возникновение правоотношения. При обжаловании действий таможенного органа инициатива такого поведения находится на стороне субъекта, полагающего, что его права нарушены соответствующими действиями или бездействием таможенного органа.

    Наряду с таможенными органами субъектами таможенных правоотношений являются физические и юридические лица.

    В правовом значении под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди этой категории лиц следует выделить физических лиц, правовое положение которых определяется их служебным положением в таможенном органе. В Таможенном кодексе КР присутствуют должностные лица таможенных органов, действия или бездействие которых заинтересованные лица вправе обжаловать в установленном порядке.

    Таким образом, должностные лица таможенных органов могут выступать в качестве субъектов таможенных правоотношений. В то же время должностными лицами таможенных органов является юридически ограниченный круг лиц, который определяется соответствующим законодательством.

    Рассматривая правовое положение физических лиц в таможенной сфере, следует иметь в виду, что в соответствии с Конституцией КР иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами КР, кроме случаев, установленных государственным законом или международным договором. Таможенный кодекс КР в ряде положений определяет в качестве субъектов таможенных правоотношений только кыргызских лиц. Так, лишь российскими лицами могут быть декларанты, которые могут быть и физическими лицами. В то же время это ограничение не носит абсолютного характера. Таможенный кодекс КР допускает, что декларантами могут быть иностранные физические лица при перемещении через таможенную границу товаров для личных нужд или пользующиеся льготами.

    Возможность вступления граждан в таможенно-правовые отношения связывается с наличием право-дееспособности. В соответствии со статьей 60 Конституции КР гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Возраст, с которым связывается возникновение таможенно-правовой дееспособности гражданина, в Таможенном кодексе КР четко не определен.

    Вопросы о возрасте рассматриваются в главе «Перемещение товаров физическими лицами», в частности, товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим. Анализируя данную норму можно прийти к выводу, что физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, может выступать в качестве декларанта, т.е. он обладает дееспособностью и своими действиями может приобретать и осуществлять права и создавать для себя и исполнять обязанности таможенно-правового характера.

    Таможенный кодекс КР в ряде положений устанавливает, что права и обязанности граждане могут приобретать через своих представителей. Таможенный кодекс КР содержит положения, в соответствии с которыми представители могут принимать участие в проведении таможенного оформления, осуществлять операции с товарами, находящимися на временном хранении и т.д.

    Наряду с физическими лицами субъектами таможенных правоотношений могут выступать юридические лица, которые должны отвечать признакам, указанным в Гражданском кодексе КР.

    Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятся и к юридическим лицам, которые могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Возникновение право-дееспособности юридического лица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    В качестве субъектов таможенно-правовых отношений могут выступать перевозчики, экспедиторы, владельцы складов временного хранения, декларанты, таможенные брокеры, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, другие заинтересованные лица.

    Нормы таможенного права определяют правовой статус лиц, который основывается на положении, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом КР.

    Лица, перемещающие товары и транспортные средства либо осуществляющие операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, обязаны представлять документы, необходимые для таможенного контроля. Лица, перечисленные в Таможенном кодексе КР, обязаны по требованию таможенных органов представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах.

    В целях налогообложения и обработки экономической информации лица обязаны представлять таможенные декларации.

    Лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, общественной безопасности, здоровья населения и потребителей товаров, ветеринарных и фитосанитарных норм и т.д. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль соблюдения соответствующего законодательства и могут применять к его нарушителям меры, принудительного воздействия, например, запретить выпуск товаров, обязать вывезти товары, запрещенные к ввозу.

    Таможенный кодекс КР содержит положения, которые обязывают лиц получить в таможенных органах документы, на основе которых возможно занятие определенным видом деятельности. Так, деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров допускается при условии включения их в Реестр таможенных перевозчиков, владельцев складов и т.д.

    Наличие общего в содержании таможенно-правового статуса субъектов правоотношений в таможенной сфере сочетается с его особенностями, имеющимися в статусе физических и юридических лиц. Правовое положение физических и юридических лиц различно. Таможенный кодекс КР отдельно регулирует перемещение физическими лицами товаров, предназначенных для личного пользования, соответственно права и обязанности таких лиц существенно отличаются от прав и обязанностей юридических лиц, которые перемещают товары и транспортные средства в целях предпринимательской деятельности. Так, деятельность таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных брокеров допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров.

    Таможенный кодекс КР определяет компетенцию таможенных органов, которые не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность лиц. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения законодательства, регулирующего таможенно-правовые отношения. В ряде случаев нормы Таможенногокодекса КР содержат запрещения для таможенных органов требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу, например, сведений, не предусмотренных законом.

    Таможенный кодекс КР содержит гарантии соблюдения прав субъектов рассматриваемых правоотношений. Данные гарантии связываются с возможностью обжалования действий или, наоборот, бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Закон устанавливает два порядка обжалования: судебный и по подчиненности таможенных органов и их должностных лиц. Допускается обжалование нормативных правовых актов. Такие правовые акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций могут быть обжалованы в Верховный Суд КР в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд КР в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Таможенно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и по кругу участников этих отношений. Они носят комплексный характер, что обусловлено таким же характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования.

    Таможенно-правовые нормы, если они порождают правоотношения, реализуются в конкретных общественных отношениях – таможенных отношениях. Таможенными отношениями, как мы уже говорили, следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права, и следует считать таможенно-правовыми отношениями.

    Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей (когда субъективное право одного субъекта корреспондирует с обязанностью другого и наоборот) составляет структуру любых пра­воотношений. Отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения.

    Таким образом, мы можем охарактеризовать таможенно-правовые отношения как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в этом определении нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела (как делают некоторые авторы), поскольку эта их характеристика в скрытой форме там уже присутствует – она входит в понятие «таможенно-правовая норма».

    Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.

    Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотноше­ния имеют строго определенную структуру, то есть составные части. Такими частями являются: субъекты таможенного права (то есть участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (то есть то, по поводу чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений.

    Понятие и виды субъектов таможенного права будут рассмотрены нами позднее при изучении соответствующей темы курса. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела.



    Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.

    Непосредственным объектом таможенных правоотношений являются поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).

    Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), то есть фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, то есть меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

    По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять: на материальные и процессуальные; на первичные и вторичные; на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; на порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и на иные виды.

    К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.

    Первичные таможенно-правовые отношения – это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).

    Таможенно-правовые отношения могут возникать:

    а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);

    б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости – и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);

    в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

    Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются, как известно, юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.

    Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия соответственно нарушают эти требования. К числу неправомерных относится также и бездействие субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т.п.).

    По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами, и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными, или юрисдикционными, правоотношениями.