Решение о ликвидации юридического лица. Процедура ликвидации юридического лица. Сведения, которые необходимо указать в документе

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением. Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.
Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.
И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов. Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.
Ликвидация — вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.
В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.
В частности, ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.
Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления. Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона. Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать. Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.
Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации. Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.
Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:
1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;
2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;
3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;
4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:
1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;
2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;
3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц
При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.
Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.
Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).
К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).
При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.
Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.
Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.
Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды. Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.
Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.
Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.
Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Олег Кратько,
арбитражный управляющий

Согласно Гражданскому кодексу, процедура ликвидации юрлица обозначает полное прекращение его деятельности и не предусматривает переход прав и обязанностей в порядке правопреемственности. На это указывает 61 статья Гражданского кодекса РФ. В результате сведения о предприятии исключаются из официального реестра.

В процессе ликвидации необходимо ориентироваться на ГК РФ и ФЗ-129, которые полностью регламентируют действующий порядок закрытия компаний и предпринимателей. В частности, здесь прописываются такие положения:

  • перечень оснований для закрытия;
  • как и кем принимается данное решение;
  • правила уведомления контролирующих органов;
  • обязанности компании по публикации сведений о закрытии в СМИ;
  • порядок утверждения и полномочия ликвидационной комиссии;
  • как формируется ликвидационный баланс и какие сведения в нем отображаются;
  • какие документы понадобятся для закрытия;
  • регламент внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Есть также специальные нормативно-правовые акты, которые закрепляют правила ликвидации с учетом специфики организационно-правовых форм организации: для ООО это ФЗ-14, ОАО – ФЗ-208, банков – ФЗ-395-1.

Кто принимает решение о закрытии предприятия?

Инициатором ликвидации и субъектом, принимающим решение о ликвидации, может выступать как руководящий состав компании, так и внешние лица.


В случае, когда решение о прекращении деятельности юридического лица является добровольным и принимается по инициативе собственников, то процедура его принятия должна быть прописана во внутренней документации компании (в частности, в уставе).

Здесь указывается субъект, в компетенции которого находятся вопросы ликвидации. Это может быть решение единоличного учредителя, собрания участников, совета директоров и учредителей.

При ликвидации ОАО решение должны поддержать не менее ¾ всех акционеров.

Если компания не способна исполнить свои обязательства перед кредиторами, налоговыми органами и внебюджетными фондами, то она обязана объявить о своем банкротстве и подать соответствующее заявление в Арбитражный суд. В такой ситуации эта роль закрепляется за руководителем, а согласие всех участников общества не является обязательным.

Постановление о ликвидации может принять Арбитражный суд. Конечно, такое решение судья принимает не по своей инициативе, а на основании заявления, поступившего от заинтересованных лиц. Это могут быть кредиторы, другие юрлица, прокурор, инвесторы, органы местного самоуправления, Налоговая инспекция и пр. В зависимости от правового основания для ликвидации отличатся и субъекты, которые вправе заявить в суд. Например, при грубом нарушении налогового законодательства закрыть компанию вправе только ФНС.

Виды ликвидации юридического лица

Условно разделяют следующие виды ликвидации юрлица:

  • добровольная (самоликвидация);
  • принудительная;
  • альтернативная (реорганизация).

В первом случае решение о закрытии предприятия принимают сами учредители, во втором – суд.

Самоликвидация может быть обусловлена утратой интереса к данному виду бизнеса, отсутствием перспектив для его развития, низкой нормой прибыли, достижением целевых показателей и пр.

Если собственники компании могут руководствоваться абсолютно любыми мотивами закрытия предприятия, то для принудительной ликвидации нужны веские правовые основания. К таковым относятся:

  • нарушение законодательства в процессе регистрации юрлица (внесение в учредители умершего лица);
  • ведение лицензируемой деятельности без соответствующего разрешения;
  • грубые нарушения законодательства;
  • нарушение НКО цели создания.

Эти основания приведены в Гражданском кодексе, но не являются исчерпывающими. Некоторые правовые акты содержат и другие причины, которые требуют ликвидации предприятия. В частности, это нарушение законодательства в части оборота наркотических средств, снижения чистых активов ниже размера уставного капитала и пр.

Альтернативная ликвидация подразумевает реорганизацию юрлица путем смены собственников, слияния с другим юрлицом или поглощения более крупной организацией. Все неисполненные обязательства переходят к правопреемникам.

Пошаговая инструкция ликвидации организации

Процедура закрытия юрлица представляет собой длительный процесс. Приведем пошаговую инструкцию ликвидации компании.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации юрлица и формирование ликвидационной комиссии

Когда учредители приняли решение закрыться, они обязаны оформить его по всем требованиям законодательства. В частности, составить и подписать официальный протокол собрания или решение единственного собственника.

После чего у них будет три дня для уведомления налоговой о ликвидации. В противном случае может быть наложен штраф 5000 р.

Желательно до передачи уведомления в ФНС сформировать ликвидационную комиссию, так как в отношении нее также требуется получить одобрение от налоговиков. В ее состав обычно входят руководитель, юрист, бухгалтер, учредители.

К уведомлению по установленной форме прикладываются решение о ликвидации и уведомление о создании специальной комиссии. При положительном рассмотрении представленных документов ФНС выдает компании свидетельство о том, что она находится в состоянии закрытия и делает соответствующую отметку в ЕГРЮЛ (о том, что на предприятии действует ликвидационная комиссия).

Информацию о ликвидации налоговики обязаны передать во внебюджетные фонды в том числе и пенсионный, самостоятельно об этом факте компании уведомлять их не нужно.

С указанной даты компания не может выступать учредителем других юрлиц и вносить корректировки в уставные документы.

Предприятие должно уведомить банк о составе сформированной комиссии. Это потребует переоформления подписи в карточке на председателя комиссии закрытия предприятия и лица, ответственного за подпись бухгалтерской документации.

Этап 2. Объявление о ликвидации юрлица

По закону на юридическое лицо возложена обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации в СМИ. Это делается для того, чтобы все кредиторы смогли объявить о наличии денежных или имущественных требований к зарываемой компании. За публикацию подобных сообщений в РФ отвечают «Вестник госрегистрации» и «Вестник ВАС» (в последнем публикуются крупнейшие предприятия). Сообщения размещаются на платной основе.

  • полное наименование;
  • ОГРН, ИНН и КПП;
  • адрес юрлица;
  • сведения о принятом решении закрытии предприятия, его дата и номер;
  • порядок, сроки и адрес приема кредиторских требований.

Для публикации в журнал потребуется представить бланк-заявку, копию решения о ликвидации/назначении комиссии, оплаченную квитанцию стоимости сообщения, сопроводительное письмо, доверенность.

Этап 3. Уведомление работников компании и центра занятости

О своих планах по ликвидации юридического лица нужно обязательно оповестить всех сотрудников минимум за два месяца до их увольнения. Под увольнение попадают в данном случае абсолютно все сотрудники, независимо от их статуса.

В случае закрытия крупного предприятия и массового сокращения дополнительно оповещается центр занятости. Сюда передаются данные о каждом сотруднике, его стаже и квалификации.

До официального увольнения компания должна выплатить всем сотрудникам зарплату и положенные пособия.

Этап 4. Личное уведомление каждого кредитора

Публикация сообщения в СМИ не снимает с компании обязанностей по уведомлению каждого кредитора о своем решении ликвидироваться. Это нужно сделать в письменной форме.

Этап 5. Налоговая и иные проверки

Юрлицо, которое предполагается закрыть, скорее всего, подвергнется выездной налоговой проверке. Обычно эта процедура занимает 2-3 месяца. Поэтому компаниям рекомендуется не закрывать предприятие как минимум три года, сдавать нулевые балансы и только потом заявлять о ликвидации. По закону налоговики могут проверять документацию только за последние три года.

При выявлении недоимок по налогам, налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности. Он обязан будет перечислить не только долги по налогам, но и штрафы, пени в бюджет.

Помимо Налоговой, проверку организации могут инициировать внебюджетные фонды: ФСС и ПФР.

Этап 6. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Перед этим ликвидационная комиссия осуществляет выявление дебиторской задолженности, производит сверку по расчетам и инвентаризацию имущества. При необходимости комиссия проводит судебную и претензионную работу с должниками. Все эти мероприятия необходимы для формирования денежной массы, которая пойдет на расчёты с кредиторами.

К промежуточному ликвидационному балансу не предъявляется жестких требований. В нем отображаются сведения обо всех активах компании, кредиторских требованиях и результатах их рассмотрения. Право утверждения баланса принадлежит учредителям.

Сам промежуточный баланс вместе с уведомлением передается в регистрирующий орган. Отметка о его получении появляется в ЕГРЮЛ.

Этап 7. Погашение требований кредиторов

Теперь наступает очередь погашения кредиторских требований. Первоначально оплачиваются доги за причинения морального вреда, затем – по зарплате и вознаграждения и, наконец, приходит очередь уполномоченных организаций и кредиторов.

Если денежных средств на счетах предприятия оказалось недостаточно для погашения всего объема обязательств, то ликвидационная комиссия должна предпринять меры по продаже имущества компании и наполнению денежной массы. Когда даже этот шаг не помог и денег для погашения всех долгов после продажи имущества не хватило, комиссия обязана обратиться в суд для признания предприятия банкротом.

Этап 8. Составление ликвидационного баланса

После погашения всех кредиторских требований создается окончательный ликвидационный баланс по форме №1 ОКУД. После его согласования с налоговиками, компания может быть исключена из ЕГРЮЛ.

Оставшееся на балансе имущество разделяется между учредителями.

Отличия реорганизации от ликвидации юридического лица

Реорганизация – это преобразование и переустройство организационной структуры юрлица при сохранении имущества и производственного потенциала. Реорганизация, с одной стороны, является способом как прекращения работы юридического лица, а с другой, способом возникновения новых.

Реорганизация предприятия – это по сути одна из форм его ликвидации. Ее ключевой отличительной чертой является тот факт, что при закрытии все права и обязанности компании, ее имущество переходят к правопреемнику, хотя юрлицо при этом не перестает функционировать. Тогда как в ходе классической ликвидации права и обязанности не переходят к правопреемникам, а имущество может быть распределено между учредителями.

В остальном реорганизация и ликвидация – достаточно схожие понятия. Она может производиться по решению юридического лица или уполномоченных органов. В последнем случае государственные инстанции вправе потребовать разделить или выделить компанию при регулярном нарушении антимонопольного законодательства, превышении определенного размера активов.

Реорганизация, как и иные способы закрытия компании, имеет свои сильные и слабые стороны. В числе ее ключевых преимуществ можно отметить:

  • процедура занимает меньше времени (до 3-4 месяцев) и менее трудоемкая;
  • ее можно провести даже при условии небольшой задолженности перед кредиторами и налоговиками;
  • отсутствует налоговая проверка;
  • процедура исключает риски уголовного преследования и претензии от государственных инстанций.

Несмотря на положительные моменты, не лишена реорганизация и недостатков. Основным минусом является переход обязанностей к правопреемнику. Он должен будет погасить все долги компании. Перед слиянием также потребуется получить справку из ПФР об отсутствии долгов у каждой компании, что может спровоцировать проверку.

Виды реорганизации предприятия

Статья 57 разделяет пять видов реорганизации. В их числе слияние, преобразование, присоединение, выделение и разделение.

При присоединении в результате влияния в юрлицо других компаний оно утрачивает признаки самостоятельности. При слиянии несколько компаний укрупняются за счет прекращения работы нескольких юридических лиц.

В результате преобразования происходит изменение организационно-правовой формы бизнеса. При разделении одно юрлицо дробиться на несколько мелких компаний. При выделении компания также уменьшается, но за счет сокращения ее имущественного баланса, численности и пр.

Ликвидация с помощью банкротства

В некоторых случаях компанию можно ликвидировать только с помощью банкротства. Данный механизм разработан специально для защиты интересов кредиторов при неплатежеспособности компании.

Ликвидация при помощи банкротства имеет смысл при наличии у предприятия крупных недружественных кредиторов и при рисках привлечения учредителей к субсидиарной ответственности.

Процедура ликвидации через процедуру банкротства является обязательной только в том случае, если на недвижимое имущество компании наложен арест, задолженность перед кредиторами была обеспечена залоговым обеспечением, у компании есть задолженность по налогам.

Процедура банкротства вводится только по решению Арбитража на основании рассмотрения заявления, поступившего от собственников компании, ее кредиторов или Налоговой инспекции. После начала процедуры банкротства назначается временный управляющий, который ответственен за процесс конкурсного производства. Оно предполагает опись и реализацию всего имущества должника на торгах. Вырученные средства идут на оплату его работы и судебных издержек, а также на погашение требований кредиторов в соответствии с предусмотренной законом очередностью.

После завершения конкурсного производства считается, что все обязанности перед кредиторами исполнены и компания больше ничего им не должна, даже если фактически средств на все выплаты не хватило.

Ликвидация через банкротство завершается исключением юрлица из ЕГРЮЛ.

Документы для ликвидации предприятия

В процессе ликвидации компании необходимо собрать следующие документы:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • выписка из ЕГРИП;
  • справка из Росстата о кодах статистики;
  • уведомление о решении самоликвидироваться (Р 15001);
  • уведомление о создании ликвидационной комиссии (Р 15002);
  • уведомление о промежуточном балансе (Р 15003);
  • решение о ликвидации;
  • окончательный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины (800 руб.).

В ходе процедуры могут потребоваться и иные документы.

Увольнение работников по ТК РФ при ликвидации предприятия

Трудовой кодекс позволяет уволить работодателю абсолютно всех работников без исключения. В их числе лица, которые находятся в отпуске, на больничном, беременные, женщины в декрете или отпуске по уходу за ребенком.

Процедура ликвидации предприятия для работников стартует с вручения им уведомления об увольнении. Оно выдается под расписку и минимум за два месяца. Это правило относится как к штатным работникам, так и к совместителям.

С увольняемыми работниками предприятие обязано рассчитаться в последний день и работы. До этого периода им на общих основаниях выплачивается зарплата и начисляются все положенные надбавки.

При расторжении трудового договора на основании ликвидации сотрудники имеет право получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Сроки ликвидации и стоимость процедуры

Фиксированных значений сроков и стоимости ликвидационной процедуры нет. Данный аспект зависит от ряда факторов:

  • размера задолженности компании;
  • балансовой стоимости активов;
  • объема работ, которые нужно выполнить;
  • вид выбранной процедуры ликвидации.

Ликвидация может занимать от 2 недель до 1,5 лет. Наиболее длительной считается процедура банкротства. Реорганизация ООО займет 3-5 месяцев, смена руководящего состава и учредителей – до месяца, а только гендиректора – 2 недели.

Дешевле всего обойдется смена директора: в 10-60 тыс.р. Смена всех руководителей уже может стоить до 80 тыс.р. Стоимость реорганизации может варьироваться в диапазоне 40-60 тыс.р.

Самоликвидация – это процедура уже более дорогостоящая, за нее нужно заплатить от 40 тыс.р. до 1 млн.р. Банкротство будет стоить как минимум 250 тыс.р.

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением. Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.
Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.
И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов. Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.
Ликвидация - вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.
В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.
В частности, ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.
Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления. Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона. Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать. Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.
Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации. Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.
Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:
1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;
2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;
3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;
4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:
1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;
2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;
3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц

При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.
Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.
Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).
К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).
При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.
Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.
Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.
Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды. Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.
Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.
Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.
Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Законодательством установлены основания ликвидации юридического лица. Закрепление в законе необходимо для придания устойчивости их существованию, а также для устранения произвола и возможных злоупотреблений в отношении этих субъектов, защиты их участников и кредиторов.

Ликвидация юрлица может осуществляться в нескольких формах. Рассмотрим те из них, для которых требуется соответствующее решение.

Формы или виды ликвидации

Хотя Гражданский кодекс РФ не выделяет их в таком виде, на практике различают следующие формы ликвидации юрлиц:

  • добровольную;
  • принудительную (по решению суда);
  • вынужденную;
  • вследствие признания юрлица банкротом;
  • на основании федерального закона.

Решение о ликвидации юридического лица

Это наиболее частое основание для добровольной формы ликвидации.

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@ .

Получив информацию, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

С этого момента недопустимы:

  • госрегистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого юрлица;
  • госрегистрация юрлиц, учрежденным указанным юрлицом;
  • госрегистрация юрлиц, возникающих при его реорганизации.

Действия по ликвидации юрлица его учредителями (участниками) совершаются за счет его имущества, а при недостаточности последнего - за их счет солидарно (