Таможенное законодательство краткий курс. Г. Пилипчук - Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф

«Гражданина, утверждавшего, что он перевозит 30 кг муки, заставили печь блины прямо в аэропорту».

История таможни – это практически история торговли, и во все времена таможенные сборы были одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, соблюдение мер таможенного регулирования, ограничений и запретов, в соответствии с действующим Законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.


При этом осуществляя пополнение бюджета государства за счет перевозимых или поступающих товаров на территорию РФ, люди часто сталкиваются с проблемами прохождения таможенного контроля, которые возникают не только за не предоставление документов, но и в результате непомерно высоких сборов и налогов, которые приходится уплачивать таможенным органам, не зависимо от установленных норм.

Для того, чтобы товар поступил на территорию РФ, необходимо составить и подготовить «пакет» документов позволяющий покинуть ему пункт таможенного контроля. С действующим Законодательством в области Таможенного дела для каждой отдельной страны действуют свои нормы и установленные правила. Часто люди, пытаются самостоятельно разрешить вопросы, связанные с поставкой и получением груза находящегося на таможенном пункте контроля, однако, чтобы оформить все документы правильно, избежать потери времени, финансов и собственных нервов, требуется немалый опыт. И если физические грузы – то есть личный багаж, - зачастую оформляются с проблемами, то, что и говорить о грузах коммерческих поступающих для юридических лиц.

Если учитывать сложность таможенного законодательства, постоянно вносимые в законодательство изменения, неоднозначную трактовку многих актов, да и просто огромные массивы информации в Таможенном Кодексе, то обычному предпринимателю не хватит никакого времени для того, чтобы отследить все изменения и, более того, привести всю свою документацию в соответствие ими. Российское Таможенное Законодательство, к сожалению, достаточно труднопонимаемое и требует особенного внимания от всех участников процесса.

Ненадлежащее оформление сопроводительной документации на груз приводит не только к задержкам, срыву сроков поставок и излишним расходам, но и юридическим проблемам – ведь нарушение Таможенного законодательства сурово карается.

Ошибки растаможивания грузов обычно влекут за собой неприятные последствия и дополнительные траты - это и расходы на сопровождение товара, и расходы на его содержание на складах, и повышение сборов, и что хуже всего возможная порча товара при несоответствующих условиях хранения. Кроме того, нарушения, допущенные при оформлении – даже без злого умысла, - могут иметь серьезные последствия, не только административного характера, но возникновение проблем, которые возникают при дальнейшей продаже товаров на территории Российской Федерации.

Обращаясь в Правовой Центр «Вектор» Вы получите БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по таможенному праву!

Наши ЮРИСТЫ и АДВОКАТЫ по таможенным делам защитят Вас и Ваших близких и помогут детально разобраться в Вашем вопросе, связанном с таможенными органами.

Специалисты по таможенным делам Правового Центра «Вектор» окажут Вам следующие услуги:

Консультация по таможенным вопросам

Составление документов по таможенным правоотношениям

Анализ возникшей ситуации

Подбор нормативно-правовой базы по таможенным делам

Подбор судебной практики по спорам с Таможенной службой

Урегулирование спора с таможней в досудебном порядке

Защита в суде по таможенным делам

Выезд юриста или адвоката в таможенный орган

Истребование справок и иной документации из таможенной службы

Иные вопросы по таможенному законодательству

Заявления и жалобы в ФТС и иные таможенные органы

Перемещение любого груза через таможню Российской Федерации - это сложный процесс, сопровождаемый рядом сложных действий, включая декларирование товара, который вывозится или ввозится на ее территорию. Этот процесс может сопровождаться большим количеством проблем, не знание тонкостей которых, требует привлечения юристов по таможенным вопросам.

Каждый шаг по оформлению перемещения груза через таможню - это отдельная процедура, тщательно прописанная в основном законодательном акте, регулирующем данную отрасль - Таможенном кодексе РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ, а также других нормативных документах.

В свою очередь, все вопросы, связанные с пересечением грузом российской границы, как раз и охватываются сферой действия таможенного права. По причине сложности данных норм и неоднозначности их толкования, в нашей стране на этапе их реализации проблемы у частных лиц возникают практически на каждом шагу. Вот лишь некоторые из них, с которыми чаще всего обращаются к нашим юристам по таможенному праву:

  • Необоснованная корректировка таможенной стоимости со стороны субъекта властных полномочий
  • Незаконные требования по уплате таможенных платежей
  • Возбуждение уголовных тел в таможенной сфере
  • Необоснованные требования внести изменения в таможенные декларации
  • Административные правонарушения в таможенной сфере

Почему лучше обратиться к юристам

Все, кто хоть раз сталкивался с перемещением товаров через границу Российской Федерации, хорошо знают, к чему может привести задержка, связанная с растаможиванием груза. Более того, законодательство по данному вопросу очень запутанное и часто меняется. Поэтому для того, чтобы быстро и эффективно справляться со всеми ситуациями, возникающими на таможне, лучше всего привлекать юриста по таможенному праву, который каждый день имеет дело с данными вопросами и отслеживает все изменения в этой отрасли права.

Например, для некоторых видов товаров, в зависимости от кода ТН ВЭД, необходимо подтверждать их целевое назначение согласно Таможенному тарифу РФ. Его можно получить, в частности, в Россельхознадзоре, Минтрансе, Минпромэнерго и других органах путем подачи необходимой документации в установленном порядке. Чтобы разобраться в таких сложных таможенных вопросах, человеку, не занимающемуся активно юридической практикой, придется потратить много времени. Кроме того, вряд ли он сможет завершить всю процедуру без ошибок, которые обернутся ему лишь массой ненужных дополнительных трудностей.

Поэтому обращение за бесплатной юридической консультацией может сэкономить массу времени, усилий и денег, ведь квалифицированный юрист по таможенным вопросам сразу сориентирует вас в нужном направлении деятельности и подскажет, каких подводных камней следует избегать в первую очередь.

Юристы по таможенному праву обладают высокой компетенцией и многолетним практическим опытом, чтобы защитить ваши права и законные интересы и предоставить необходимую помощь с таможенным оформлением того или иного груза, а также предупредить расторжение соглашений и споры в судах, связанные невыполнением или просрочкой выполнения условий договора.

Услуги компании «Юрист-эксперт 24»:

  • Бесплатные юридические консультации юристов по таможенным вопросам.
  • Представление интересов клиента в делах об административных правонарушениях, в частности, согласно статьей 16.1, 16.2 и прочих статьей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  • Обжалование требований таможенного органа об уплате платежей
  • Обжалование решений таможенного органа о классификации
  • Проведение мероприятий по досудебному порядку урегулирования таможенных споров
  • Помощь юриста по таможенному праву с возвратом уплаченных таможенных платежей в судебном порядке
  • Защита интересов клиентов по уголовным делам, связанных с нарушением таможенных норм
  • Обжалование решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости

Юристы по таможенным вопросам - профессионалы своего дела и готовы помочь вам решить проблему любой сложности. Для этого вам следует лишь набрать наш номер и получить бесплатную профессиональную консультацию практикующего юриста по таможенным вопросам - будьте уверены, решение ситуации будет именно в вашу пользу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Дать сравнительную характеристику правового положения таможенного брокера и декларанта

Одним из главных действующих лиц в таможенных правоотношениях является декларант. Действующее таможенное законодательство определяет декларанта как лицо, перемещающее товары, и таможенного брокера (посредника), декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства от собственного имени. Декларирование (в таможенном праве) - это заявление таможенному органу по установленной законодательством форме о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах.

Таким образом, в качестве декларанта, в общем случае, могут выступать два лица - лицо, перемещающее товары и самостоятельно их декларирующее, и таможенные брокер, являющийся декларантом товаров, которые непосредственно перемещались через границу другим лицом.

В отношении таможенного брокера (представителя) идентификационными признаками выступают:

а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;

б) включение в Реестр таможенных брокеров;

в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами в силу обязанности, вытекающей из закона или договора;

г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций;

д) наличие в штате не менее двух работников - специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

Даже поверхностное исследование действующего таможенного законодательства показывает, что в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного брокера от статуса представляемых лиц - декларанта и лиц, несущих обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров: таможенный брокер (представитель) не приобретает статус представляемого лица. Однако при ближайшем рассмотрении такая позиция законодателя оказывается недопустимо противоречивой, так как в таможенных правоотношениях декларант отделяется от таможенного брокера не более чем представляемое лицо от своего представителя в любых правоотношениях. Противоречие объясняется недостаточно четкими определениями, содержащимися в таможенном законодательстве, а именно - декларантом выступает не лицо, осуществляющее декларирование товаров, что было бы наиболее логичным, а лица, имеющие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на таможенной территории.

Различие статусов таможенного брокера и декларанта приходится искать в основном в области их обязанностей и ответственности, поскольку при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении, точнее, в его части, связанной с таможенными режимами и иными таможенными процедурами обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Совершение таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иные обязанности, которые возлагаются только на лицо, обязанное к совершению операций по выпуску товаров, перевозчика или иное лицо. Таким образом, обязанности таможенного брокера определяются законодателем на стадии помещения товаров под таможенные режимы.

Декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В отношении последней обязанности таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.

Приведенные положения дают возможность утверждать, что, во-первых, различие статуса таможенного брокера и декларанта сводится к ограничению обязанностей таможенного брокера. Во-вторых, на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности рассматриваемых субъектов.

Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. Соответственно, отношения брокера и декларанта строятся на основе заключенного договора комиссии.

Деятельность брокера по отношению к декларанту носит посреднических характер, экономический статус таможенного брокера как посредника установлен в рамках регулирования таможенного дела и не носит абсолютный характер, а относится исключительно к правоотношениям, возникающим в рамках таможенного дела, а не в рамках имущественного оборота, регулируемого гражданским законодательством.

2. Рассчитайте таможенную стоимость партии текстильных изделий, поставляемых по договору купли-продажи из Копенгагена в Москву. Базисные условия - ФОБ аэропорт Копенгагена, размер партии - 1000 кг., цена товара - 9 долларов на кг. Транспортные издержки: упаковка 10 долларов, доставка в аэропорт отправления - 25 долларов, перевозка от аэропорта отправления до порта назначения 725 долларов, вывоз из аэропорта назначения 100 долларов, страхование 14 долларов

Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому осуществим оценку таможенной стоимости товара исходя из указанного метода.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию

Размер партии - 1000 кг.* 9 = 9000 долларов

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Соответственно, в цену включается:

Упаковка - 10 долларов

Доставка в аэропорт отправления - 25 долларов

Перевозка от аэропорта до порта - 725 долларов

Вывоз из аэропорта - 100 долларов

Страхование - 14 долларов

Таким образом, таможенная стоимость товара составляет: 9000+10+725+100+25+14=9874 долларов. Подлежит перерасчету в рубли.

3. Определите код товара согласно товарной номенклатуре ВЭД: шины для грузовых автомашин индексом нагрузки более 121:9:00Р200 -4 0

таможенный брокер декларант законодательство

Определение кода искомого товара осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Искомый товар состоит в группе 40. «Каучук, резина и изделия из них», подгруппе 4011 - шины резиновые новые.

Имеет код 4011 20 900

4. Нарядом пограничных войск был задержан гражданин России Шапошников в районе села Кудряевка Исилькульского р-на Омской области, который двигался на автомобиле ГАЗ - 3 110 в направлении села Карагандинское р. Казахстан. При досмотре в багажнике автомобиля был обнаружены запасные части к автомобилям и средства ухода за автомобилем. Материалы по делу об административном правонарушении были переданы на Исилькульский таможенный пост для разрешения по существу. Квалифицируйте деяние. Правомерны ли действия наряда?

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

В соответствии с ТК ТС перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Можно предположить, что Шапошников проезжал не через пункт пропуска через границу. Соответственно, действия Шапошникова можно классифицировать как совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ - Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1 Кодекса, рассматривают таможенные органы.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Соответственно, данное правонарушение правомерно может быть рассмотрено начальником Исилькульского таможенного поста. Протокол в соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ также составляют указанные органы. В соответствии с действующим законодательством пограничные войска не вправе составлять протокол о совершении рассматриваемого правонарушения. Поэтому в этой части (составление материалов дела, протокола) их действия нельзя признать правомерными.

С писок использованных источников

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17))

4. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2015.

5. Моисеев В.Н. Таможенная пошлина в системе обязательных платежей М., 2010

6. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования М., 2011.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности, формы и порядок таможенного декларирования. Анализ проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления. Правонарушения, связанные с недостоверным декларированием товаров. Развитие электронного таможенного декларирования в России.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2015

    Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита. Схемы информационного взаимодействия при контроле транзита товаров. Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2013

    Предмет, понятие и сущность таможенного права. Место таможенного права в системе правовых наук. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела. Установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения процедуры таможенного оформления, правовая регламентация декларирования товаров. Понятие и виды таможенного режима, его использование во внешнеторговой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2011

    Путь развития таможенного законодательства. Становление правового регулирования таможенного дела независимого Казахстана. Формирование таможенной инфраструктуры, связанной с безопасностью страны. Создание благоприятных условий для развития торговли.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2015

    Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права, основные критерии их классификации.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    реферат , добавлен 01.10.2013

    Таможенное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и соотношение с другими отраслями права. Правовое регулирование таможенного дела, источники таможенного права, международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Характеристика Таможенного кодекса Таможенного союза; положения, регулируемые на наднациональном уровне: основные процедуры - транзит, платежи, контроль, временное хранение товаров. Сравнительный анализ ТК ТС и Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.