Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. оказывают на индивидов принудительное воздействие. воспроизводятся через социальные действия

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рам­ках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурны­ми изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом ин­дустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей ра­бочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и вну-трипоколенная. Межпоколенной мобильностью на­зывают перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и группо­вую. Про индивидуальную мобильность говорят, ког­да перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мо­бильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс фе-

одалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факто­ров социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности явля­ется образование. Оно играло решающую роль в про­цессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претен­довать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности явля­ется также социальный статус семьи, к которой при­надлежит человек. Многие семьи различными спосо­бами - от браков до поддержки в деловой сфере - помогают продвижению своих членов в более высо­кие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобиль­ности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно,

и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приво­дят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются бо­лее престижными.

Кроме экономических изменений усилению про­цесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене эли­ты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает извест­ный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейши­ми из которых являются такие социальные инсти­туты, как армия, семья, школа, церковь, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала, обес­печивающего вертикальную мобильность как в во­енное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбро­сти.

Церковь в прошлом была вторым после армии ка­налом вертикальной мобильности, особенно в отно­шении средней страты. В результате запрета католи­ческому духовенству жениться исключалась переда­ча церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполня­лись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в пери­оды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в сов­ременном мире являются школы. Получение обра­зования в наиболее престижных школах и универ­ситетах автоматически обеспечивает человеку при­надлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобиль­ности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX - начале XX в. в России достаточно распро-

страненным явлением был бракобедневших, но ти­тулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого бра­ка оба партнера продвигались по социальной лест­нице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подго­товлен к быстрому усвоению новых для него образ­цов поведения и образа жизни. Если же он не смо­жет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикаль­ной мобильности является собственность, как прави­ло, в виде денег - одного из самых простых и дейст­венных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе по­рождает ряд явлений, как позитивных, так и нега­тивных.

Продвижение индивида вверх способствует реали­зации его личных качеств. Если же движение проис­ходит вниз, то оно помогает выработке у человека бо­лее реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социаль­ная мобильность предоставляет возможности созда­ния новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежнос­ти, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет сво­им следствием напряженность в отношениях с окру­жающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, бо­лее дорогой машины, переезд в другой, более пре­стижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (из­менение манеры общения, усвоение новых словес­ных оборотов, новые способы проведения досуга и

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того соци­ального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия со­циальной мобильности сказываются не только на ин­дивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллек­туальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; переме­щение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя ин­дивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих инди­видов так называемое статусное беспокойство - ведь изменение статуса может произойти и в худшую сто­рону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социаль­ных группах, например, в семьях, в которых родите­ли принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

4. Социальные нормы. Социальное поведение

В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями . Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглажива­ния возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма ука­зывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим со­бой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос-ти людей. Социальные нормы складываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мере со­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы, имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы

своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм : нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, о справедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед-шие в привычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торые выражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезные формы поведе­ния. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения, установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­ла поведения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленные церковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уста­вленные или санкционированные государством,

вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация ко­торых обеспечивается авторитетом и принудитель­ной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием обществе они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом соци­альных норм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенников на охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др. Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­ских действий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет - фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и ре­лигии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появ­ляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регулято­ров.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают кор­поративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего ха­рактера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуют непрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санк-ционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации. Санкционирован-ность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных норм имеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Существуют несколько видов социальной мобильности.

1) Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность, н-р учитель стал директором) или вниз- (нисходящая мобильность(учитель- стал рабочим) по социально-экономической шкале, связанное с изменением в социальной иерархии. индивидуальный подъем, или инфильтрация

2) Горизонтальная – Географическое перемещение м\ду районами, городами и т.д или смена позиций на одном соц.-экономическом уровне, т.е. без изменения статуса (н-р рабочий завода перешел на другой завод – рабочим)

3) Индивидуальная – Перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от другиз

4) Групповая – Перемещение происходит коллективно (н-р, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу)

5) Межпоколенная - Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (н-р, сын рабочего становиться инженером)

6) Внутрипоколенная - Изменение статуса в рамках одного поколения (люди как правило, достигают статуса благодаря собственным усилиям)

7) Организованная – перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей или без их согласия.

8) Структурная – Вызванная изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (н-р, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Характеристики социальной мобильности . Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция или число страт -экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени" . Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. Эмиграция –выезд за пределы страны. Иммиграция - въезд встрану на пост место жит-ва.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Пути по которым происходит перемещение людей из одних соц групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. Это армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.

Стиль жизни как фактор социализации.

Еще одно ключевое понятие стратификации (особенно в американских исследованиях) – это стиль жизни. Это понятие, впервые введенное Вебером , относится к общей культуре или к способу жизни различных групп в обществе. Некоторые американские социологи делали акцент на стиле жизни вместо экономических факторов, и думали посредством этого обеспечить недвусмысленно немарксистский способ исследования стратификации.

Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

Стиль жизни – характер поведения человека в повседневной жизни в конкретной ситуации. Включает:регулярно воспроизводимые черты, манеру поведения, склонности, привычки, вкусы, социально психологическая сторона поведения личности.
Типы стиля жизни : 1) активно деятельный 2) творческий 3) потребительский.
Факторы, влияющие на стиль : знания, опыт, убеждения, ценностные ориентиры.

Показатели оценки: 1) устройство быта 2) режим труда и отдыха 3) организация рабочего и свободного времени 4) трата денег 5) увлечения.
На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура:

2) Влияет, поскольку кажый социальный строй, вырабатывает свой стиль жизни.

Стиль жизни- определённый тип жизнедеятельности человека , реальной или номинальной группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, традиции и обычаи. О стиле жизни судят по внешним формам бытия: организации рабочего и свободного времени, любимым занятиям вне трудовой сферы, устройству быта, манерам поведения, ценностным предподчтениям. Понятие смысл жизни акцентирует внимание на индивидуальных и групповых социально-психологических особенностях.

Стиль жизни каждого социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, стариков. Ценности и стиль жизни представителей тех или иных слоёв и групп могут становиться для людей, к ним не принадлежащим, своеобразным эталоном, кот. могут влиять на них даже больше, чем ценности групп и слоёв, к которым они принадлежат .

Уровень жизни и идеология, как факторы социализации.

Уровень экономического развития общ-ва влияет на социализацию его членов, т.к. определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи.

Уровень жизни- понятие характерезующее степень удовлетворённости материальных и культурных потребностей человека, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения и т.д

На стихийную социолизацию и самоизменение чел. экономическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоёв, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономический рост, стагнация экон-го положения, его ухудшения) влияет на ожидания, настроение, поведение. Так в стабильном, экономически высокоразвитом общ-ве США 85% опрошенных в 1994 г. полагали, что они будут жить ещё лучше. Российское общ-во, переживающее переходный периодв соц. И экон. Развитии, характеризуется экон. Нестабильностью. Поэтому ожидания россиян пессимистичны. Подобная атмосфера не лучшим образом влияет на социализацию. В то же время в дек 2005 гю опрос показал, что несмотря на высокую неудовлетворённость россиян собственным достатком (65%) возможности социальной мобильности (49%), обстановкой в стране в целом (62%), относительное большинство ощущают себя в полнее счастливо.

В аспекте социализации, значимо то, что возникла структурная бедность, характерная для значительной части населения.. Это социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями человека

Все это во многом определяет устремления как конкретных членов общ-ва, так и целых групп населения, стимулируя либо улучшить своё положение, либо фрустрацию, и как следствие- антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркомания)

Уровень жизни влияет и на социально контролируемую социализацию (воспитание) – определяет востребованность определённого количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки, уровень экономического развития определяет возможности создания благоприятных условий для человека. Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для чел. (н-р, цена ребёнка от рождения до 25 лет в 1985 г в США была 600 тыс. долларов, в России – 66 тыс. долларов- это качество питания, условия проживания и т.д))

Идеология и социолизация . Социализация в России изменилась в связи с политико идеологическими процессами, происходящими в обществе, когда на смену тоталитаризму пришёл плюрализм.

Исследования социологов (Гудков) показывают, что в российском общ-ве 4 типа идеологической ориентации

1) Либерально- прозападная – крупные города, среди людей высшего образования, людей зрелого и молодого возраста

2) Ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков – пожилые люди, низкообразованные

3) Ориентация на идею Великой России – разделяемая людьми среднего и высшего образования, среди них больше инженеров, работников аппарата управления.

4) Ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемлено-агрессивным популизмом, соединяющий радикализм имперского сознания с русским изоляционизмом. – жители средних и малых городов. Эти данные начала 1990 г.

В 2000 г.- данные изменились. Опрос старшеклассников, выросших в Новое время показал, что основные идеологические ориентации воспроизводятся. За модель общ-ва равных стартовых возможностей)общество либерального типа) выступает 36%, Идея эгалитарного гос-ва (по сути возврат к плановой экономике) 39,8% сельских и 14% городских старшеклассников, *% - за идеи Великой России.

Названные 4 типа массовых идеологических ориентаций не исчерпывают их многообразие, характеризуются переливами из одной группы в другую.

Идеологический плюрализм создал на новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека.Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеолгических ориентиров. Свобода убивает не только препятствия на пути человека, но и его подпорки (Мудрик) Это порождает неопределённость ситуации. А она в свою очередь депрессию, тревогу или агрессию.

Идеологическая неопределённость, социально- политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общ-ва влияют на воспитание. Задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют отличия.

Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во‑первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во‑вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и групповую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факторов социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности является образование. Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к которой принадлежит человек. Многие семьи различными способами - от браков до поддержки в деловой сфере - помогают продвижению своих членов в более высокие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.


Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.

Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запрета католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX - начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу‑чае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег - одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.

Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет возможности создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет своим следствием напряженность в отношениях с окружающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия социальной мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемещение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство - ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в которых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

Рациональности

осознания цели

Выдающийся немецкий социолог утверждал, что человеческую деятельность и отношения между людьми нельзя изучать методами естественных наук. Общество он рассматривал как сложное объединение, возникающее в результате согласованных действий людей. Совершая определенные действия, индивиды могут руководствоваться привычками, эмоциями, моралью, рациональным интересом и выгодой. Установите соответствие между типами социального действия, которые включает классификация М. Вебера, и примерами их реализации. 1. Торговая сделка, осуществленная в соответствии с правилами 2. Пасхальный крестный ход 3. Убийство Отелло его жены Дездемоны

Целерациональное

Традиционное

аффективное

Этот французский социолог много сделал для признания социологии как науки. Ему принадлежит работа «Метод социологии». Его социологическая теория опирается на принцип социального реализма. Задача социологии в том, чтобы найти причинно-следственные связи между социальными фактами с учетом взаимоотношений в обществе между различными группами и индивидами. Автором книги «Метод социологии» является …

Э. Дюркгейм

Этот французский социолог много сделал для признания социологии как науки. Ему принадлежит работа «Метод социологии». Его социологическая теория опирается на принцип социального реализма. Задача социологии в том, чтобы найти причинно-следственные связи между социальными фактами с учетом взаимоотношений в обществе между различными группами и индивидами. Согласно теории Э. Дюркгейма, социальные факты имеют следующие признаки …

существуют вне индивидов

оказывают на индивидов принудительное воздействие

Этот французский социолог много сделал для признания социологии как науки. Ему принадлежит работа «Метод социологии». Его социологическая теория опирается на принцип социального реализма. Задача социологии в том, чтобы найти причинно-следственные связи между социальными фактами с учетом взаимоотношений в обществе между различными группами и индивидами. Установите соответствие между факторами, вызывающими самоубийство и его типом (согласно теории Э. Дюркгейма). 1. Рассогласованность ценностной системы общества. 2. Разрыв социальных связей, одиночество и изоляция. 3. Сверхсильное поглощение индивида социальной группой.

аномическое самоубийство

эгоистическое самоубийство

альтруистическое самоубийство

Основным элементом социологического анализа П. Сорокин считал …

социальное поведение

В теории структурации Э. Гидденса утверждается, что социальные структуры

воспроизводятся через социальные действия

В линейном эксперименте участвует (-ют) _________ группа (-ы) испытуемых.

одна

Генеральная совокупность разделяется на однородные части при ________ выборке.

районированной

Поведение, направляемое смыслами, которые деятели придают предметам и людям, называется ________ действием.

социальным

Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ресурсами (благами) называется …

конкуренцией

Теория аномии как фактор девиантного поведения рассматривается в рамках ________ концепции девиации.

социологической

В ситуации дефицита, недостатка информации, или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации, возникают …

слухи

Наука, образование, культура, религия представляют _____________ сферу общества.

духовную

Согласно О. Конту, наиболее ранней стадией развития общества является …

военное господство

Неравенство и односторонняя зависимость между членами организации обусловлены __________ организации.

иерархическим строением

В современном российском обществе количество неполных семей …

увеличивается

Группа, включающая в себя большое количество членов, основанная на разных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов, называется …

большой

Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом …

социометрии

Направленное и систематическое уничтожение расовой или этнической группы называется …

геноцидом

Замечание, насмешка, злая шутка, слухи, сплетни, клевета – все это примеры __________ санкций.

неформальных негативных

Группа «неприкасаемые» была элементом _________ системы стратификации.

кастовой

Согласно __________ , доход, престиж и власть лежат в основе стратификации современного общества.

М. Веберу

Эпизодический статус отражает принадлежность к …

номинальной группе

Мобильность, описывающая повышение или, наоборот, понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего, называется …

межпоколенной

«Органическая теория» Г. Спенсера относится к ________________ концепциям социальных изменений.

Н. Я. Данилевский

Процесс научения и обучения культуре называется …

инкультурацией

Распространению коррупции в России способствует фактор культурной (-ого) …

аномии

Социологический аспект глобализации основан на _____________ общественной жизни.

интернационализации

В постсоветской России забастовочное движение достигло пика массовости в 1997 г., когда забастовками были охвачены 17 тыс. предприятий и учреждений, что является примером деятельности ______________ движения.

профсоюзного

Важная черта базисной личности современного общества …

социабельность

Процесс, который не поддается искусственному управлению, манипулированию и ускорению, называется …

социализацией

Исходные побудители деятельности человека, которые выражают недостаток (отсутствие) и желание чего-либо, называются …

потребностями

Существуют три группы законов (божеские, человеческие и общественного мнения), которым должен подчиниться человек в своем поведении и которые были выделены …

Дж. Локком

Основные положения теории социальной мобильности изложены в книге «Социальная стратификация и мобильность». Автор проанализировал процессы перемещения индивидов и групп в многомерном социальном пространстве и выделил два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. При классификации видов и форм мобильности учитываются функции социальных институтов, особенности системы стратификации и другие факторы. Автором книги «Социальная стратификация и мобильность» является …

П. Сорокин

Основные положения теории социальной мобильности изложены в книге «Социальная стратификация и мобильность». Автор проанализировал процессы перемещения индивидов и групп в многомерном социальном пространстве и выделил два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. При классификации видов и форм мобильности учитываются функции социальных институтов, особенности системы стратификации и другие факторы. В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения, выделяют _____ и _____ мобильность.

Организованную

структурную

Основные положения теории социальной мобильности изложены в книге «Социальная стратификация и мобильность». Автор проанализировал процессы перемещения индивидов и групп в многомерном социальном пространстве и выделил два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. При классификации видов и форм мобильности учитываются функции социальных институтов, особенности системы стратификации и другие факторы. Установите соответствие между содержанием термина и его понятием. 1. Перемещение индивида или группы с одного уровня социальной иерархии на другой. 2. Социально-географические перемещения с целью работы, учебы, постоянного жительства. 3. Сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

вертикальная мобильность

миграция

внутрипоколенная мобильность

Социолог Т. Веблен определил данное понятие как «привычные способы реагирования на внешние стимулы». В современной социологии устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности рассматривают как базовый элемент социальной структуры общества. Различают общие, объективные признаки данных комплексов и субъективные признаки, связанные с восприятием людей. Согласно определению Т. Веблена, привычные способы реагирования на внешние стимулы называются …

социальными институтами

Социолог Т. Веблен определил данное понятие как «привычные способы реагирования на внешние стимулы». В современной социологии устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности рассматривают как базовый элемент социальной структуры общества. Различают общие, объективные признаки данных комплексов и субъективные признаки, связанные с восприятием людей. К субъективным признакам социальных институтов относят …

Объективность

принудительность

Социолог Т. Веблен определил данное понятие как «привычные способы реагирования на внешние стимулы». В современной социологии устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности рассматривают как базовый элемент социальной структуры общества. Различают общие, объективные признаки данных комплексов и субъективные признаки, связанные с восприятием людей. Установите соответствие между примерами проявления социальных институтов и их общими признаками. 1. Икона, гимн, орден. 2. Военная присяга, клятва Гиппократа. 3. Библиотека, музей, театр.

культурные символы

кодексы поведения

утилитарные культурные черты