Таможенная территория рф. Понятие и правовой режим таможенной территории и таможенной границы таможенного союза

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить еле-дующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.

34. Особенности перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу рф

При перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу РФ первоначально устанавливается назначение этих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц являются товарами для личного пользования.

Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 281 ТК РФ).

Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления (п. 3 ст. 281 ТК РФ).

Товары, включая транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования через таможенную границу РФ, подлежат помещению на склад временного хранения в следующих случаях:

1) по просьбе указанных лиц;

2) если немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов (п. 3 ст. 285 ТК РФ).

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ (п. 1 ст. 286 ТК РФ).

Декларированию в письменной форме подлежат товары, включая транспортные средства:

1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;

4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;

5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством РФ;

6) транспортные средства (п. 2 ст. 286 ТК РФ). Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме (п. 3 ст. 286 ТК РФ).

Лекция №2. Правовое регулирование перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины.

Вопросы:

1. Понятие «таможенной территории» и «таможенной границы».

2. Соотношение понятий «товар» и «транспортное средство» в таможенном законодательстве Украины.

3. Порядок перемещения через таможенную границу Украины личных вещей граждан.

4. Порядок перемещения товаров через таможенную границу Украины субъектами ВЭД.

5. Двухканальная система таможенного контроля: «зеленый» и «красный» коридоры (ст.366 ТКУ).

6. Порядок перемещения валюты через таможенную границу Украины.

7. Налогообложение товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины гражданами.

8. Порядок ввоза гражданами на таможенную территорию Украины пищевых продуктов, алкогольных и табачных изделий.

9. Запреты и ограничения относительно перемещения отдельных товаров через таможенную границу Украины.

Вопрос №1. Понятие «таможенной территории» и «таможенной границы».

При осуществлении перемещения товаров и тр-х ср-в между странами, важное значение имеет точное и правильное определение таможенной территории и таможенной границы. Неточность в этом приводит к возникновению конфликтов при пересечении границы.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В ТК Украины (ст..9) дается следующее определение таможенной территории – территория Украины, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также территории свободных таможенных зон, искусственные острова, установки и сооружения, создаваемые в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины.

Однако общее правило территориального действия таможенного права не является абсолютным. Оно сочетается с принципом экстерриториальности. Экстерриториальность выступает в форме исключений из таможенной территории отдельных территорий, на которых таможенной право не действует. Такими исключениями являются территории свободных таможенных зон (в целях применения статей Раздело 5 и 9).

Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без применения установленного таможенно-тарифного регулирования, административного режима внешнеторговых отношений и других требований таможенного права. С точки зрения таможенного права территории свободных таможенных зон считаются заграницей.

Экстерриториальность свободных таможенных зон закреплена в ст.9 ТК Украины «Территории специальных таможенных зон считаются находящимися вне пределов таможенной территории Украины».

Пределы таможенной территории государства определяются таможенной границей: таможенная граница – граница таможенной территории. Согласно ст.10 ТК Украины таможенная граница Украины совпадает с государственной границей, за исключением пределов искусственных островов, установок и сооружений, создаваемых в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины. Границы обозначенных островов, установок и сооружений, составляют таможенную границу Украины.

Государственная граница представляет собой реальную линию на местности и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной границы.

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница. таможня административное правонарушение штраф

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенном Кодексе РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 -- 16 ТК РФ (ст. 58 -- 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров -- в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК -- устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных

Введение

1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

2. Прибытие товаров на таможенную территорию

3. Внутренний таможенный транзит

4. Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Подобно всем правовым нормам нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей (п. 1 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 ст. 2 ТК РФ).

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 2 ТК РФ).

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей (п. 4 ст. 2 ТК РФ).

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ (п. 5 ст. 2 ТК РФ).

1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории .

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне .

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена в внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности .

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8 - 16 ТК РФ (ст. 58 - 154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).

2. Прибытие товаров на таможенную территорию

Положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст. 69-78).

Согласно ст. 69 ТК РФ, прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

Положения ст. 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

760руб.

Введение

Понятие таможенной территории и таможенной границы.

Фрагмент работы для ознакомления

5) «Установки и сооружения», упомянутые в п. 3 ст. 2, могут быть надводными и подводными, наземными и подземными, размещаться на искусственных островах и т.д.
Таким образом, нормы таможенного законодательства в пространстве распространяют свое действие лишь на таможенную территорию российского государства.
2. Особенности таможенной границы,
соотношение с государственной границей
Таможенная граница представляет собой границу таможенной территории. С ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере, территориальные пределы действия таможенного законодательства.
Понятие «таможенная граница» не совпадает с понятием «государственная граница». Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации»16. Данное определение выражает правовой статус и пространственные пределы государственной территории России во всех физических сферах на суше, воде, в недрах и в воздушном пространстве.
Следующая функция заключается в том, что государственная граница, разделяя, размежевывая сопредельные государства территориально, обозначая пределы их суверенитета, одновременно выполняет функцию их соприкосновения и регулирования взаимодействия друг с другом17.
Третья функция – функция объединительная, социально-политического «пояса, стягивающего» субъекты и другие территории Федерации. Для всех субъектов Российской Федерации ее государственная граница означает единство территории, являющейся естественным условием их существования. Все они пользуются в пределах этой территории богатством и ресурсами через соответствующие общегосударственные механизмы концентрации и распределения с учетом условий жизни и интересов каждого субъекта.
Четвертая функция – функция передового рубежа защиты национально-государственных интересов, обеспечения национальной безопасности18. Защита национально-государственных интересов, обеспечение национальной безопасности осуществляется целой системой государственных и общественных организаций и учреждений на разных уровнях, различными средствами и на разных рубежах.
Пятая функция – функция места «первой пробы» государства на прочность, его военной, экономической и других видов безопасности.
Рубеж между национальной и мировой экономикой проходит по таможенной границе. В отличие от государственной границы таможенная граница – линия, ограничивающая таможенную территорию.
Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:
– государственная граница – реальная линия на местности, а таможенная граница – условная, воображаемая линия;
– государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
– государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства Российской Федерации как формы выражения таможенного права19.
Систематическое толкование п. 4 и п. 5 ст. 2 Таможенного кодекса и норм Закона о границе позволяет сделать ряд выводов:
1) таможенная граница Российской Федерации представляет собой совокупность пределов:
– всей таможенной территории РФ;
– территорий исключительных экономических зон и континентального шельфа;
– территорий особых экономических зон;
– внешних пределов искусственных островов, сооружений, установок, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
2) Государственная граница Российской Федерации:
– не совпадает с таможенной границей;
– очерчивает и территорию особых экономических зон, находящихся на территории Российской Федерации;
– не может быть определена с учетом пределов территорий исключительной экономической зоны, континентального шельфа и т.п.
Таким образом, под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ.
Принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением таможенных союзов, анклавов, эксклавов и некоторых других), что закрепляется непосредственно в текстах таможенных законов и международных соглашениях. На всем протяжении внешней таможенной границы действует специальный административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, а ее охрана осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками.
Внутренние таможенные границы образуют периметры экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ. Они проходят в глубине таможенной территории страны. По правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд на которую осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенниками совместно с администрацией соответствующей зоны.
С помощью понятия «таможенная граница» могут создаваться юридические конструкции, позволяющие взимать таможенные налоги с товаров до момента их перемещения через таможенную границу (в отдельных случаях пошлины могут взиматься даже с товаров, предназначенных не для внешней торговли, а исключительно для внутреннего потребления), а также наоборот – не облагать таможенными налогами товары, уже перемещенные через таможенную границу.
Примеры того, как товары облагаются таможенными налогами, не перемещаясь через таможенную границу, заслуживают особого внимания. Они имеют большое значение для государств, активно участвующих в международном экономическом сотрудничестве и развивающих кооперационные связи в промышленности. Так, например, предприниматель, выступающий в качестве кооперанта по соглашению о международном сотрудничестве, продает товар иностранному партнеру, который должен использовать его в совместном инвестиционном проекте, реализуемом на территории государства – продавца товара.
Объект купли-продажи подвергается таможенному обложению на основании предположения, что товар вывозился на пределы таможенной территории и был на нее возвращен. Таким образом, экспортные (если они существуют) и импортные налоги должны быть уплачены до момента потребления товара. Юридическая фикция, состоящая в признании товара, не изменяющего своего физического местонахождения, дважды пересекшим таможенную границу (один раз по пути в страну покупателя, второй раз – возвращаясь в страну продавца, где он должен быть использован в совместном инвестиционном проекте), применяется, во-первых, с целью экономии на транспортных, страховых и иных расходах (поскольку фактического перемещения товара не состоялось), во-вторых, для использования различных льгот, предусмотренных внешнеторговым законодательством ряда стран. Так, кооперант, продавший товар своему иностранному партнеру, может получить экспортную премию, предъявив соответствующим финансовым органам таможенную декларацию, подтверждающую фиктивный вывоз товара. Если внутренние цены на продаваемые товары выше мировых, продавец в качестве компенсации за разницу цен получит экспортную премию. В то же время благодаря фиктивному вывозу и повторному ввозу товара обеспечиваются равные условия предпринимательства на одной таможенной территории. Если бы инвестор не уплатил импортных налогов и иных причитающихся таможенных платежей, то он необъективно был бы поставлен в более выгодное экономическое положение, чем любой другой импортер, ввозящий аналогичный товар из-за границы.
Примеры того, как товары, уже перемещенные через таможенную границу, не облагаются налогом, известны российскому законодательству и таможенным системам большинства зарубежных стран. Режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли позволяют не взимать таможенные платежи и не применять мер экономического воздействия по отношению к товарам, перемещенным через границу и помещенным под вышеуказанные таможенные режимы.
Особенность таможенная права состоит и том, что, распространяясь в принципе на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
3. Создание Таможенного союза как аспект расширения таможенной территории и таможенных границ
В условиях глобализации мировой экономики особую актуальность и значимость приобретают вопросу углубления интеграционных процессов как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве. Принимая решение о создании той или иной интеграционной группировки, руководители государств Содружества Независимых Государств исходят из как сугубо экономических интересов, так и оценки усиливающихся процессов глобализации, тенденций развития мировой торговли, финансовой сферы, энерго- и ресурсообеспечения, наличия внешних угроз и др. Поэтому заключенное 19 декабря 2009 г. соглашение между президентами России, Беларуси и Казахстана о создании с 1 января 2010 г. Таможенного союза, а также о формировании в рамках этого союза единого экономического пространства к 2012 году представляется вполне закономерным процессом.
Таможенный союз является интеграционным институтом, необходимым для создания единого рынка без границ, формирования соответствующей макроэкономической политики и системы коллективного регулирования социально-экономических процессов в его рамках.
Сотрудничество в Таможенном союзе, в который в настоящее время входят Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, требует формирования его правовой базы с учетом девяти правовых аспектов:
– единого таможенно-тарифного регулирования;
– единого торгового режима в отношениях с третьими странами;
– единого порядка нетарифного регулирования в отношении третьих стран;
– применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
– создания единого регулирующего органа;
– унификация таможенного законодательства;
– формирования единой таможенной территории;
– создания органа по разрешению споров;
– единых принципов и правил конкуренции, единых позиций в отношении естественных монополий, единой политики субсидирования и иных форм государственной поддержки20.
Каждый из указанных аспектов в свою очередь требует конкретизации. Так, единая таможенная территория предполагает разработку Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе или разработку Таможенного кодекса Таможенного союза, предусмотренную процессом унификации таможенного законодательства.
Согласно Проекту Таможенного кодекса Таможенного союза по состоянию на 24 сентября 2009 г. 1. единую таможенную территорию таможенного союза должны составлять территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза21. При этом внутренней таможенной границей являются пределы единой таможенной территории каждой из стран, одновременно являясь пределами таможенной территории другой страны. Внешняя таможенная граница представляет собой пределы единой таможенной территории стран-участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз.
Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев дали поручения разработать необходимые документы к 1 июля 2011 года. Далее правительства трех стран совместно с комиссией таможенного союза должны будут обеспечить выполнение Плана действий и в установленные сроки информировать Межгосударственный совет ЕврАзЭС, высший орган таможенного союза на уровне глав государств.
В рамках ЕЭП начнут действовать все основные элементы, присущие этому интеграционному объединению. А именно: согласованная экономическая политика, включающая единые принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единые правила в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Государства-участники обеспечат свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы.
В документе, посвященному созданию ЕЭП, отмечается, что участники выступают за вступление в организацию других партнеров. Кроме того, было подтверждено стремление к вступлению всех трех государств в ВТО.
Президенты договорились учитывать баланс интересов и способствовать решению самых сложных вопросов. Как было отмечено, таможенный союз будет способствовать росту взаимной торговли трех стран. Главы государств пришли также к единому мнению о необходимости скорейшего принятия мер по формированию полноценного единого таможенного пространства.
К июлю 2011 года у трех стран появится общая таможенная граница. Главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Иными словами, вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. Ведь, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7-7,5 млрд. рублей.
Таким образом, в скором времени на постсоветском пространстве появится новая структура, которую Москва пытается выстроить с 1995 года.
Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
В области таможенного дела нередко используются такие термины, как таможенная территория и таможенная граница. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладанию ею над ними исключительной юрисдикцией.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России.

Список литературы

"Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты
1.Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодатель-ства РФ. 1997. №48. Ст. 5493.
2.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законо-дательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
3.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (принят ГД РФ 25.04.2003) (ред. от 24.11.2008) // СПС «КонсультантП-люс».
4.Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18 июня 1993 г. №5221-1) // Российская газета. 21 июля 1993. №138.
5.Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17. Ст.594.
6.Закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 (ред. от 28.06.2009) «О таможен-ном тарифе» // СПС «КонсультантПлюс»
7.Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 5) // Собрание законодательств РФ. 1995. №49. Ст. 469
8.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собра-ние законодательства РФ. 15.12.2003. №50. Ст. 4850
9.Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономи-ческих зонах в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2005. №30. Ч. II. Ст. 3127.

Литература
10.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 504 с.
11.Маренков Н.Л. Рыночная экономика. М.: Изд-во Национального инсти-тута бизнеса, 2003. 624 с.
12.Милютин А.А., Сукуров Н.Н. Проблемы и перспективы формирования правовой базы Таможенного союза // Евразийская интеграция: эконо-мика, право, политика. 2007. №1. С. 59-60.
13.Паламарь Н.Г. Концепция формирования государственной территории и государственной границы Российской Федерации: постановка про-блемы // Безопасность Евразии. 2007. №3. С. 329-344.
14.Проект Таможенного кодекса Таможенного союза (по состоянию на 24.09.2009). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?ID=1455037
15.Таможенное право: Учебник / Гравина А.А. и др.; отв. ред. А.Ф. Нозд-рачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Пра-вительстве Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2007. 688 с.
16.Трошкина Т.Н. Таможенная территория и таможенная граница // Нало-говый вестник. 2003. № 5. С. 129-132.
17.Хрешкова В.В. Значение Федерального закона «Об особых экономиче-ских зонах в Российской Федерации» в развитии таможенного законо-дательства // Таможенное дело. 2007. №2. С. 29-31.
18.Шерстнев А.Д. Вопросы теории. Функции государственной границы. Научно-информативный сборник ФПС РФ. 2000. №32. С. 255-263.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.