Государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Фундаментальные исследования. Особенности социальных внебюджетных фондов РФ

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Уткин Э. А. Денисов А. Ф.

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

Внебюджетные фонды муниципальных образований.

Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:

Валютный фонд;

Фонд финансовой поддержки территорий;

Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

Фонд развития области;

Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.

Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

Развития территории области;

Социальной поддержки населения;

Областной администрации;

Экологический;

Развития жилищного строительства и др.;

Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.

Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.

Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.

Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.

Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:

отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;

средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

средства, предназначенные на компенсационное озеленение;

средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.

Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:

Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;

Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;

Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;

Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;

Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;

Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;

Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.

Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:

Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;

Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;

85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;

Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;

Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;

25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;

3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;

Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;

Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.

В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

Постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;

Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;

Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;

Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.

В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Государственный бюджет и внебюджетные фонды

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства . Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты . У государств с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) - наряду с государственным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики . Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений при одновременном обременении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата , дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.

Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти . Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета правительство после отчета может быть отправлено в отставку.

Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги , на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов их построения, а также форм и методов их взимания образует налоговую систему.

Среди расходных статей государственного бюджета основными являются затраты на социальные услуги и пособия. Функциональное назначение этих статей расходов заключается в обеспечении относительно равных условий в получении гражданами страны услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малоимущих слоев населения; обеспечении гарантированных законом минимальных условий жизнедеятельности человека , сглаживании дифференциации социальных групп населения.

Важное место в расходах бюджета отводится затратам на хозяйственные нужды как средству поддержания экономической конъюнктуры, хозяйственной активности, обеспечения развития отдельных отраслей, сфер, территорий , проведения государственных инвестиционных программ и проектов.

Значительный удельный вес в расходной части государственного бюджета занимают расходы на военные нужды, как прямые, так и косвенные (пособия и пенсии инвалидам войн , ветеранам, проценты по военным долгам), а также на содержание государственного аппарата и органов правопорядка .

Особого внимания заслуживает статья расходов, связанная с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов. Во всех промышленно развитых странах в последние 10-15 лет расходы бюджета по этой статье существенно увеличились и в абсолютном, и в относительном их измерении.

Внебюджетные фонды

Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды. Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования , пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Наиболее распространенными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги , отчисления из бюджета , специальные взносы. Примером специального фонда в нашей стране может служить Пенсионный фонд РФ.

Специальные фонды могут иметь как временный, так и постоянный характер. Они все шире используются как средство регулирования социальных отношений.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит и профицит

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета . Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства , что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.

Виды бюджетного дефицита

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики .

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства , направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги , государственные заимствования.

Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата , армии и т.д.

Источники покрытия бюджетного дефицита

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику . Дело в том, что размещение государственных ценных бумаг может иметь принудительный характер, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйственных субъектов. При свободном размещении государственных займов на рынке ссудных капиталов происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств . Эмиссия государственных ценных бумаг к тому же вызывает повышение уровня процентных ставок, а это, несомненно, негативно скажется на инвестиционных возможностях реального сектора экономики - спрос на денежный капитал упадет. В результате возникнет так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций .

Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект наиболее явно и с разрушительной силой проявляется при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при недоиспользованных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности. При этом нельзя забывать, что в последнем случае найдет свое проявление инфляция . Однако при активизации хозяйственной деятельности, расширении занятости, увеличении предложения товаров и услуг она все-таки является меньшим злом, если в данном случае ее можно назвать таковым.

Способы регулирования государственного бюджета

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета .

Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов . Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и низводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов , которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов , либо сокращения государственных расходов , либо сочетания того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции .

Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Государственный долг

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем.

Виды и последствия государственного долга

Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам , а также международным финансовым организациям.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики . Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов , что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг . В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Управление государственным долгом

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства , связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа.

Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Сущность налогов и их функции

Решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности , но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала , протекционизма национальной экономики , регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества . Именно в процессе возникновения и развития системы денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих все расширяющихся функций, и формировалась финансовая система.

Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимо выделить прежде всего фискальную, регулирующую и контролирующую функции.

Фискальная функция

На первое место необходимо поставить фискальную функцию как первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления государства потребовал средств для выполнения им тех или иных функций в обществе . Это историческая предопределенность первичности фискальной функции. Содержательная предопределенность первичности этой функции связана с необходимостью первостепенного обеспечения возможности экономического существования государства, без чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового.

Следовательно, первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция, суть которой заключается в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата , обороны страны и той части сферы нематериального производства, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня своего развития.

Как можно заметить, из фискальной функции налогов объективно вытекает их распределительная (перераспределительная) функция. Посредством этой функции происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. В частности, это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики . Социальный характер налоговой системы связан с направлением значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция

В условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов . Представить себе экономику, не регулируемую государством , невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той

или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса . Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий , упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли , направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.

В регулирующей функции налогов следует выделить прежде всего стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей . Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке , проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов . Подобным образом создается и фонд обязательного медицинского страхования .

Особое место занимает подфункция воспроизводственного назначения, которая направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция

Наконец, необходимо выделить контролирующую функцию налогов , которая позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.

Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль , уровень оплаты труда , изменения количественного и качественного состава предприятий и др.

Принципы налогообложения и классификация налогов

Субъект, носитель и объект налога

В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо , на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль . Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов - посредством занижения цен на них.

Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет . Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путем вычитания из нее суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

Прямые и косвенные налоги

По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги - это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль , ресурсные платежи, налоги на

имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги представляют собой завуалированную форму платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Поэтому формальным плательщиком налога выступает продавец (субъект налога), тогда как реальным субъектом налогообложения является покупатель (носитель налога). Данный налог является частью цены в виде надбавки к ней. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость.

Исторически косвенные налоги претерпели эволюцию в направлении от однократного налогообложения на стадии конечного потребления (производства) к многократному налогообложению в процессе прохождения всех стадий хозяйственного оборота. Конкретное воплощение данной тенденции проявилось в налоге с оборота, а затем в налоге на добавленную стоимость, что, однако, далеко не означает полное вытеснение одних другими.

Налоговая ставка и принципы построения налогообложения

В системе налогообложения определяющую роль играет налоговая ставка, или величина налога , взимаемая с единицы объекта налогообложения. Перед ними все должны быть равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация должна проводиться по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям . Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности , так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Выбор динамики налоговой ставки определяет принцип построения налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Пропорциональное налогообложение указывает на индифферентность налоговой ставки в отношении величины получаемого налогоплательщиком дохода .

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение налоговой ставки в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика. В результате применения принципа прогрессивного налогообложения рост доходов той или иной группы населения приводит к тому, что при достижении ими определенного уровня доходов они автоматически переходят в группу налогоплательщиков с более высокой налоговой ставкой.

Регрессивное налогообложение характеризуется обратной зависимостью между налоговой ставкой и объектом налогообложения: по мере увеличения дохода налогоплательщика налоговая ставка уменьшается. Данный принцип построения налогов находит наибольшее применение в сфере косвенного налогообложения.

Налоговые ставки и бюджетные поступления

Уровень налоговых ставок значительно влияет и на доходную часть бюджета . Постепенное повышение налоговых ставок способствует налоговым поступлениям, но до тех пор, пока налоговое бремя не станет избыточным - тогда налоговые поступления в государственную казну начинают сокращаться.

Наиболее солидным теоретическим обоснованием функциональной зависимости поступлений в бюджет от налоговой ставки является положение А. Лаффера, согласно которому чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий существенно снижает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост. Это в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 31.1).

Рис. 31.1. Кривая Лаффера: зависимость доходов госбюджета от уровня налоговой ставки.

Без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако нельзя забывать, что на инвестиции, помимо налоговых ставок, влияет множество других факторов. Важнейшее место среди них занимают особенности промышленного цикла, соотношение спроса и предложения, уровень процентных ставок, состояние фондового рынка .

Выводы

1. Финансовая система - это вся совокупность отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет, который представляет собой объем и структуру доходов (доходная часть) и расходов (расходная часть).

2. Бюджеты бывают сбалансированными, дефицитными и профицитными. Для сбалансированного бюджета характерно равенство между доходной и расходной его частями. Если расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит. При обратном соотношении между доходной и расходной частями бюджета имеет место бюджетный профицит. Бюджетный дефицит может быть активным (при форсировании государственных расходов и снижении налогов с целью активизации хозяйственной деятельности) и пассивным (при снижении поступления государственных доходов в результате ухудшения хозяйственной деятельности).

3. При определенных обстоятельствах государство вынуждено прибегать к заимствованиям путем выпуска долговых обязательств , займов. Сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, долговым обязательствам называется государственным долгом. Он подразделяется на внутренний (при размещении займов внутри страны) и внешний (при размещении займов и заимствованиях за рубежом).

4. Источниками пополнения доходной части бюджета являются прежде всего налоги - безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Основными функциями налогов являются фискальная (формирование бюджета), распределительная, регулирующая и контролирующая. По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения, косвенные налоги закладываются в цены, и реальным их плательщиком выступает покупатель. Доходная часть бюджета в значительной степени зависит от уровня налоговых ставок, т.е. процентной доли, приходящейся на налогооблагаемую сумму. Теоретическим обоснованием функциональной зависимости поступлений в бюджет от налоговой ставки является положение (кривая) Лаффера, согласно которому рост поступлений в бюджет происходит до достижения определенного уровня налоговой ставки, превышение которого ведет уже не к росту, а к сокращению поступлений в бюджет.

Финансовая система состоит из двух частей: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный (федеральный) бюджет главное звено финансовой системы, являющееся централизованным фондом денежных средств, находящихся в распоряжении правительства . Он выступает как финансовый план, состоящий из доходов и расходов. В современных условиях Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на 3 года.

В настоящее время через каналы государственного бюджета в экономически развитых странах перераспределяется в среднем от 1/4 до 1/2 валового внутреннего продукта, в Российской Федерации – 18%. Государство, аккумулируя значительные финансовые ресурсы в бюджете, обеспечивает функционирование органов государственной власти, определяет направления экономического и социального развития страны, вырабатывает приоритетные краткосрочные и долгосрочные программы в социально-экономи­ческой сфере. Так, в Российской Федерации разработаны и реализуются национальные проекты: «Развитие АПК», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье». На реализацию этих проектов государство выделило сотни миллиардов рублей из Федерального бюджета. Например, только на закупку и передачу в лизинг техники и оборудования для животноводства и промышленного рыболовства в 2006-2007 гг. было выделено 2 млрд р.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на конъюнктуру рынка, объем совокупного спроса и предложения путем увеличения или уменьшения государственных расходов, изменения ставок налогов, ограничения денежной эмиссии и т.д. В связи с научно-технической революцией в последние десятилетия наблюдается возрастание роли бюджета в изменении структуры экономики. Увеличиваются инвестиции в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и решение социальных задач. Концентрация финансовых ресурсов на стратегически важных направлениях экономики позволяет ускорять рост производительности общественного труда, повысить эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, полнее удовлетворять потребности населения.

В условиях научно-технической революции возросла роль сферы услуг в развитии экономики, происходит интеллектуализация производственной деятельности людей. Развитие услуг, связанных с получением образования, медицинским обслуживанием, социальным обеспечением, культурным и физическим развитием, возможно только при участии финансирования из государственного бюджета. Вышеперечисленные приоритетные национальные проекты отражают мировую тенденцию – увеличение вложений в человека как главного фактора экономического прогресса.

К доходам бюджета относятся:

    налоги (прямые и косвенные);

    проценты по кредитам;

    доходы от прибыли предприятий, от приватизации, от ценных бумаг, госпошлины, гербовый сбор и т.д.

Главным источником госбюджета являются налоги . Они составляют до 85% всех доходов, а остальные – неналоговые (дивиденды, доходы от сдачи в аренду и т.д.).

К налоговым доходам относятся:

    федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;

    инвестиционный налоговый кредит.

Структура налоговых доходов представлена на рис. 22.1.

Рис. 22.1

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ к неналоговым доходам относят:

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности :

    доходы от размещения временно свободных средств бюджетов;

    проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов;

    доходы от сдачи в аренду имущества;

    доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных платежей государственных унитарных предприятий;

    доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности;

    доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;

    разовые платежи за пользование недрами, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов .

    Административные платежи и сборы за выполнение определенных функций.

    Штрафы, санкции, возмещение ущерба.

    Доходы от внешнеэкономической деятельности.

    Прочие неналоговые доходы.

К расходам относятся затраты на содержание аппарата госуправления, на вооружение, госзакупки товаров и услуг, на образование, здравоохранение, социальные пособия, на инновационные технологии, выплаты по госдолгу, предоставление кредитов и т.д.

Конкретизация расходов бюджета ведется по следующим разделам:

    общегосударственные вопросы;

    национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

    национальная экономика;

    жилищно-коммунальное хозяйство;

    охрана окружающей среды;

    образование;

    культура, кинематография и средства массовой информации;

    здравоохранение, физическая культура и спорт;

    социальная политика;

    межбюджетные трансферты;

    целевые программы.

Исходя из экономического содержания бюджетные расхо­ды делятся на текущие ,служащие для обеспечения функцио­ни­рования органов государственной власти и местного самоуп­равления, а также бюджетных учреждений и для оказания финансовой поддержки другим бюджетам и отдельным отрас­лям на текущее обеспечение, и капитальные , направленные на обеспечение инновационной деятельности.

В Российской Федерации принят Федеральный бюджет на 2008-2010 гг. (табл. 22.1).

Расходы на национальную экономику в 2010 г. составят 482,1 млрд р.; образование, соответственно, – 339,4; здравоохранение и спорт – 268,9; расходы инвестиционного характера без учета национальных проектов – 682,0; развитие сельского хозяйства с учетом дополнительно выделенных средств – 79,6 млрд р. Трансферты внебюджетным фондам составят 1 трлн 846,1 млрд р. Рост расходов Федерального бюджета в 2010 г. по сравнению с 2007 г. в номинальном выражении составит 142,6%, а в реальном – 118,1%.

Расходы производятся в соответствии с бюджетными назначениями – суммами, утвержденными парламентом по всем статьям расходов. Перечень статей доходов и расходов определяется бюджетной классификацией , которая также утверждается законодательно.

Расходы носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием . Основное требование к бюджету – сбалансированность, т.е. равенство доходной и расходной частей.

Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений есть бюджетная система .

Организация бюджетной системы и принципы её построения называются бюджетным устройством, которое определяет взаимоотношения между звеньями бюджетной системы по формированию, распределению и использованию бюджетных средств.

Структура бюджетной системы любой страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. Двухъярусную структуру – государственный и местный бюджет – имеют страны с унитарным устройством. США, ФРГ и Россия, являющиеся странами федерального устройства, имеют трехъярусную бюджетную структуру: государственный, региональный (субъектов РФ или штатов) и местный (бюджет земли).

В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

    федеральный бюджет;

    21 бюджетов субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

    около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства .

Следовательно, государственный бюджет является не только бюджетом центрального (федерального) правительства, но и представляет собой совокупность всех уровней государственных и административно-территориальных властей. Задачей всех бюджетов является реализация экономических функций государства. Все виды бюджета состоят из доходной и расходной частей.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть административно-территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – это налог на имущества предприятий, местные налоги, налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Они поступают в соответствующие бюджеты.

Регулирующие доходы средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов .

Дотации твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов .

Субвенции средства строго целевого назначения, передаваемые в нижестоящие бюджеты или юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе для целевых расходов .

Субсидии средства, передаваемые в нижестоящие бюджеты, физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов .

Трансферты средства, поступающие из федеральных и региональных фондов финансовой поддержки регионов.

Кредитные ресурсы средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них .

К бюджету государства относятся также различные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет . Эти фонды находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. В России существует более 30 государственных внебюджетных фондов, образованных за счет целевых отчислений, а в США насчитывается более 800 подобных фондов. К ним относятся: федеральный дорожный фонд, фонд развития таможенной системы, фонд развития налоговой системы и налоговой службы, фонд борьбы с преступностью, экологический фонд и т.д. Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования образуют единый социальный фонд и т.д.

До недавнего времени они функционировали независимо от бюджета, имели собственные источники поступлений в виде обязательных взносов пропорционально к фонду оплаты труда предприятий. Но сейчас эти фонды (кроме пенсионного) консолидированы в бюджет и их источником стал единый социальный налог. Они также могут стать негосударственными, частными фондами. Такая система существует в США (рис. 22.2).

Рис.22.2

Все государственные внебюджетные фонды вместе с консолидированным бюджетом образуют бюджет расширенного правительства . В принципе к бюджету расширенного правительства относятся доходы и расходы предприятий государственного сектора.

Такие фонды расширяют возможности вмешательства государства в происходящие социально-экономические процессы, минуя бюджет и парламентский контроль. Следовательно, посредством внебюджетных средств государство сглаживает остроту бюджетного дефицита и стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).