Отрицательный внешний эффект проявляется в. Экономические внешние эффекты в примерах. Внешние эффекты и производство общественных товаров

Глава 17. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ.

"…загрязнение - это издержки, связанные с

осуществлением производственной

деятельности. Однако эти издержки имеют

один отличительный признак: их груз падает

на людей, которые не давали на это

согласия. Короче говоря, загрязнением

называются издержки, навязываемые другим

без их согласия". (Пол Хейне)

Изучаемые вопросы

Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные затраты. Микроэкономический анализ внешних эффектов. Интернализация внешнего эффекта. Экономический подход к экологии. Транзакционные издержки.Теорема Коуза. Проблемы регулирования внешних эффектов, в том числе загрязнения окружающей среды. Меры государственного регулирования внешних эффектов: административно-командные, судебные, штрафные санкции, лицензирование сброса отходов.

====================================================================

Внешний эффект имеет место, когда действия на отдельном рынке некоторого домашнего хозяйства или какой-либо фирмы непосредственно увеличивают издержки (отрицательный внешний эффект ) или выгоды (положительный внешний эффект ) каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Еще переводят этот термин как экстерналии , точнее это не перевод, а просто калька с английского оригинала (externalities).

Внешний эффект – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки или выгоды некоторых третьих лиц, не участвующих в самой сделке.

Иными словами внешний эффект – это воздействие рынка на третьих лиц в виде уменьшения или увеличения их доходов, которое не компенсируется за счет изменения цен на этом рынке.Производил один, покупал другой, а пострадал третий - такова суть отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты - это пример несостоятельности рынка, когда рыночное ценообразование и мотив прибыли не обеспечивают рационального использования ресурсов общества. При наличии внешних эффектов рынок не способен обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.

Общественные и частные затраты. В случае отрицательного внешнего эффекта общество несет дополнительные затраты (так называемые экстернальные затраты ) по сравнению с частными затратами производителя товара. Поэтому общественные затраты превышают частные. В случае положительного внешнего эффекта общество получает дополнительные выгоды (так называемые экстернальные выгоды ). Тем самым общественные затраты меньше частных на величину денежной оценки этих выгод.

Загрязнение окружающей среды является наиболее важным примером отрицательного внешнего эффекта. Действительно, сброс загрязнений часто выгоден производителю, так как уменьшает его издержки по сравнению с ситуацией, при которой очистка отходов обязательна. Но загрязнение негативно сказывается на населении и на некоторых фирмах. Экономисты говорят, что в таких случаях общественные затраты могут быть выше цены. Поэтому фирма, загрязняющая окружающую среду, получает прибыли за счет убытков всего общества. Общественные затраты включают помимо затрат фирмы еще и затраты на очистку.

ПРИМЕР 17-1. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ.

Допустим, что затраты на топливо, производственное оборудование и труд составляют 100 долларов на каждую тонну стали. Эти затраты называются частными затратами , поскольку они покрываются самим сталелитейным заводом. Для того чтобы продолжать заниматься бизнесом, сталелитейный завод должен получить, по крайней мере, по 100 долларов за тонну стали.

Однако частные затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность, усиливает коррозию металлоконструкций вблизи завода. Все это относится к экстернальным затратам на производство стали, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами - людьми, не являющимися ни продавцами, ни покупателями как стали, так и каких-либо исходных компонентов, необходимых для ее производства. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью затрат на производство стали.

Предположим, что ущерб от загрязнения всех видов равен 20 долларов на каждую тонну произведенной стали. Сложив 100 долларов внутренних затрат и 20 долларов внешних затрат, мы получим общую величину альтернативной стоимости стали, равную 120 долларам за тонну. Эта цифра отражает стоимость факторов производства, использованных непосредственно заводом, плюс стоимость факторов, уничтоженных загрязнением или отвлеченных от других способов использования.

Если цена стали будет устанавливаться на основе предложения и спроса, то ее равновесное значение на этом весьма конкурентном рынке в долгосрочном периоде будет близко к 100 долларам за тонну, что как раз покрывает частные затраты, к которым экономическая теория относит и нормальную прибыль. В результате потребители стали получат ложный сигнал: цена сообщает им, что производство одной тонны стали оборачивается значительно меньшими затратами факторов производства национальной экономики, чем это происходит в действительности. В итоге потребители стали будут использовать больше стали, чем следует. Они будут менее склонны искать заменители стали, использовать вторичное сырье, конструировать продукты с таким расчетом, чтобы в них было использовано меньше стали и т.д. Короче говоря, рынок не справится с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию. .

Внешние эффекты весьма разнообразны. Например, это ухудшение качества жизни в микрорайоне в результате строительства новых 16-и этажных домов или увеличение зарплаты воспитателей в детских садах по причине ввода в действие новой текстильной фабрики. Примером положительного внешнего эффекта может служить ремонт фасада своего дома. Все ваши соседи выиграют от этого, в том числе, и чисто экономически, так как стоимость их домов возрастет, хотя вы, возможно, не принимали в расчет такие последствия. Важно понимать, что и положительные внешние эффекты не обеспечивают рационального использования ресурсов.

ПРИМЕР 17-2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ПЧЕЛОВОДСТВА.

Штат Мэн, середина 1980-х годов. Урожай ягод огромен. В этом заслуга миллионов трудолюбивых маленьких созданий, доставляемых аж из Флориды. Сборы черники, клюквы, ежевики и многого другого не были бы так обильны, если бы не медоносные пчелы, которые опыляют эти культуры. Здешние крупные ранчо и фермы зависят от пчеловодов. Они привозят пчел, чтобы поддержать работу местных маленьких трудяг и тем самым способствовать урожаю.

Это может быть очень выгодным бизнесом. Один пенсильванский пчеловод получит прибыль в 60 000 долларов в год за доставку 1500 ульев для опыления черники в штате Мэн и яблонь в Пенсильвании. И он сохраняет весь мед, что, в сущности, удваивает его прибыль. В прошлом году по стране владельцы пчелиных семей получили более 40 млн. долларов за то, что доставили фермам 1 млн. ульев. Медоносные пчелы на самом деле очень ценны. Недавнее исследование, проведенное в Корнелльском Университете по просьбе Национального Комитета Пчеловодства, делает вывод, что каждый доллар, потраченный на опыление, возвращает по крайней мере 60 долларов в виде дополнительной продукции.

Без такого рынка услуг опыления пчеловоды ограничили бы количество ульев до величины, при которой предельные затраты просто равнялись бы предельному доходу от продажи меда. Внешняя выгода для производителей фруктов не входила бы в подобные расчеты. Когда владельцы пчел получают возможность иметь дополнительный доход от продажи услуг по опылению, они увеличивают количество ульев. Это выгодно не только пчеловодам и садоводам, но и потребителям, которые получают больше и меда, и фруктов.

Обратите внимание, что увеличение использования пчел для повышения выигрыша от положительного внешнего эффекта было достигнуто без участия государства.

Образование, культура, здравоохранение и фундаментальная наука не производят чистых общественных благ, но дают обществу в целом и каждому его члену большие положительные внешние эффекты. Здравоохранение, наука, культура и образование обладают большим потенциалом положительного внешнего эффекта: чем выше уровень вашего образования и здоровья, чем выше уровень науки и культуры, тем лучше всем нам. Именно поэтому государство во всех развитых странах финансирует и стимулирует развитие этих сфер. Там, где рынки в этих сферах недопроизводят услуги, государство должно тратить средства на поддержку социальной сферы при условии, что рост доходов, вызванный дополнительным внешним эффектом, будет больше расходов. К сожалению, у государства не всегда есть эти средства и в большинстве случаев затруднительно оценить дополнительный внешний эффект.

Микроэкономический анализ внешних эффектов . Рассмотрим пример. На берегу прекрасного уникального Плещеева озера в Переяславле-Залесском находится химический комбинат, производящий, в частности, кинопленку "Свема". Отрицательные внешние воздействия имеют место тогда, когда комбинат сбрасывает сточные воды. Отрицательный эффект возникает потому, что у химического комбината при принятии производственных решений нет стимулов учитывать внешние дополнительные издержки, которые вызываются убытками рыбаков и туристических фирм, потребителей воды и любителей природы, увеличением заболеваний и снижением продолжительности жизни. С общественных позиций использование ресурсов исходя только из интересов комбината характеризуется как неэффективное. Чтобы уяснить это рассмотрим кривые спроса и предложения кинопленки "Свема". Поскольку производитель кинопленки "Свема" является, скорее всего, ценоискателем, то эта кривая спроса имеет отрицательный наклон. Хотя наши выводы не изменились бы и для фирмы - ценополучателя.

Предположим, что общественные затраты, связанные с изменениями окружающей среды возрастают с выпуском пленки. Покажем на рис. 17-1 соответствующую кривую предельных экстернальных затрат как MEC (от англ. Мarginal Еxternality Сost). Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции, как вам уже известно, представляет собой кривую предельных издержек (MC). Эти издержки можно суммировать, получая тем самым кривую общественных издержек: MSC = MC + MEC. Новая точка равновесия показывает, что комбинат с общественных позиций производит слишком много продукции (Q’ e < Q e) и продает пленку по цене ниже необходимой для возмещения общественных издержек (P’ e < P e). Поэтому производство пленки считается неэффективным.

MSC = MС + MEC

Рис.17-1. Типичная интернализация отрицательного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные издержки (MSC), с учетом отрицательного внешнего эффекта, а именно экстернальных затрат (MEC). Рыночное равновесие без интернализации внешнего эффекта (Е P) и с его интернализацией (Е S).

Переход из точки E в точку E S называется интернализацией внешнего эффекта . При интернализации все затраты учитываются в цене продукции. О чем свидетельствует целесообразность повышения цен на пленку и снижения объемов ее производства? О том, что расплачиваться за очистку озера должны не все налогоплательщики, а только потребители пленки. Действительно, почему вы должны за это платить, если не имеете отношения к кинопленке. Хотя если вы смотрите фильмы, то, в конечном счете, платить придется вам. Трудно учесть все последствия загрязнений даже государству. Тем не менее, налоги на загрязнения может ввести только оно. Поэтому государственного вмешательства не избежать.

Интернализация внешнего эффекта заключается в изменении цены и объема продаж на рынке таким образом, чтобы максимизировать общественное богатство.

Тот же эффект сокращения загрязнений в принципе можно достичь с помощью снижения спроса. Но затраты на это могут быть намного выше. Поэтому назовем этот способ интернализации нетипичным. Именно этим способом «зеленые» добились сокращения потребления меховых изделий.

E MSC = MC – MEB

Рис.17-2. Интернализация положительного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные затраты (MSC), с учетом положительного внешнего эффекта, а именно экстернальных выгод (MEB).

В случае положительного внешнего эффекта общественные затраты должны быть уменьшены на сумму выгод третьих лиц (см. рис.17-2).

Без государственного или иного вмешательства на рынках, порождающих отрицательные внешние эффекты, при неизменном спросе с точки зрения всего общества производится слишком много продукции по слишком низкой цене, а на рынках, вызывающих положительные внешние эффекты, производится слишком мало продукции по слишком высокой цене.

С точки зрения получателей выгод от положительного внешнего эффекта важно добиться большего объема производства. Это можно сделать не только за счет сдвига кривой предложения, но и за счет роста спроса. Аналогично получатели убытков от отрицательного внешнего эффекта могут добиться уменьшения своих убытков за счет уменьшения спроса на рынке, генерирующем отрицательный внешний эффект.

На практике точного решения достичь практически невозможно. Например, в случае загрязнения окружающей среды кривая MEC зависит от того, насколько точно мы оцениваем потери от сброса сточных вод. И здесь без экологических данных не обойтись. Но эти данные постоянно уточняются и с развитие науки, и с установлением экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, и с меняющимися взглядами науки и общества на то, что является загрязнением, а что нет.

Некоторые потери, связанные с загрязнением окружающей среды, рынок позволяет оценить и делает он это очень наглядно. Недвижимость в экологически неблагополучных зонах дешевеет. Допустим на берегу Плещеева озера жила бабушка в просторной избе. В!960-е годы до строительства химического комбината ей предлагали большие деньги за этот дом. В 1990-е годы она решает продать свой дом. С учетом инфляции бабушка рассчитывает получить миллионов сто, а предлагают не более 10-и. Кому нужен дом на берегу грязного озера?

Экономический подход к экологии. Экономисты считают, что все можно оценить деньгами. Экологи утверждают, что природа бесценна. И тот, и другой подход имеют свои резоны. Денежная оценка охраны окружающей среды помогает экономистам лучше использовать ограниченные ресурсы для охраны окружающей среды. Тем не менее, и экологи, и экономисты исходят из того, не все поддается оценке, по крайней мере, достаточно точной.

Хотя было бы неплохо вернуть окружающую среду в изначально чистое состояние, очистительные работы стоят дорого. Деньги, расходуемые на эти работы, могли бы быть использованы как-нибудь иначе. В таком случае, видимо должно быть установлено некоторое равновесие между нежелательным загрязнением окружающей среды и ее дорогостоящим очищением. Эту проблему, как и многие другие, теоретически решают на основе маржинального анализа.

С каждой дополнительно очищенной единицей загрязнения окружающей среды обычно маржинальная (предельная) общественная выгода имеет тенденцию к уменьшению. Это следствие закона уменьшения предельной отдачи (производительности) факторов. В то же время, предельные затраты на очищение окружающей среды имеют тенденцию к росту. Если общество располагает точной информацией о суммарной общей выгоде и о затратах на сохранение окружающей среды, оно может приблизиться к оптимальному уровню экологической активности, при котором маржинальная общественная выгода равна маржинальным общественным затратам.

Теорема Коуза (1960 г.) Внешние эффекты в принципе всегда могут быть компенсированы соответствующими налогами и государственными выплатами, призванными покрыть разрыв между предельными частными и предельными общественными издержками. В последние годы утверждение Пигу, что государственное вмешательство в форме налогов и субсидий требуется всякий раз, когда частный и общественный продукт расходятся, оспаривалось Рональдом Коузом и его последователями.

Возможен и другой механизм сокращения неэффективности, вызванной загрязнением окружающей среды или иными отрицательными внешними эффектами. На первый взгляд, предложенный Коузом подход парадоксален. Рассмотрим пример. Допустим, что предельный общественный продукт Ярославского шинного завода меньше, чем его предельный частный продукт. Страдают в первую очередь люди, попавшие в зону загрязнения. Тем не менее, ни одна ярославская семья не заинтересована в том, чтобы заплатить заводу, дабы он переместилась в другое место, где общественный продукт был бы выше за счет сокращения вредного воздействия загрязнений, поскольку частные издержки превысили бы частные выгоды. Однако, вполне возможно, что все живущие в зоне загрязнения смогли бы все вместе заплатить за перенос шинного производства из Ярославля в другое место. Заметим, что в этом вполне абстрактном примере пришлось бы платить не только владельцам завода, но и тем, кто живет в предполагаемом месте размещения завода. Это может быть сделано, если выгоды от перемещения для жителей, страдающих сейчас от выбросов Ярославского шинного завода, превзошли бы издержки. Если эти жители не смогут перенести завод, то за них это может сделать государство, обложив налогом заинтересованных жителей (понятно теперь, что не всех). Таким образом, возможен не только государственный путь решения проблем внешних эффектов, но и негосударственный, рыночный, договорной путь. Каковы его возможности? В чем его плюсы и минусы?

ЭКОНОМИКА В ЛИЦАХ: РОНАЛЬД КОУЗ

"В дни моей молодости говаривали, что, если глупость

слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее

можно спеть. В современной же экономической теории

ее можно облечь в математическую форму".

(Рональд Коуз )

Экономистов иногда обвиняют в том, что они зачастую выражают свои модели в абстрактных математических или графических формах и теряют связи с реальным миром экономических институтов. О Рональде Коузе этого сказать нельзя. В своих оригинальных работах и редактируемом им журнале "Право и экономика" Коуз установил живую связь между реальными и аналитическими экономическими институтами. В подходе Р. Коуза выбирается какой-либо экономический институт и ищется ответ на два связанных вопроса:

1. Каково влияние данного экономического института на распределение средств и ресурсов?

2. Какова эволюция данного экономического института с точки зрения его воздействия на распределение средств?

Рональд Коуз родился в 1910 г. в Лондоне, где и получил образование. С самого начала своей карьеры занимался проблемами экономических институтов. Его статья о природе фирм была опубликована в 1937 г. и принесла ему международное признание. Он переехал в США и преподавал в Университетах Буффало, Вирджинии и Чикаго. В 1961 г. в журнале "Право и экономика" появилась его известная статья "Проблемы социальной стоимости". Изучение права и экономики в то время еще едва ли существовало как независимая специализация в рамках каждого из этих направлений, а журнал "Право и экономика" только появился на свет.

Пробный анализ Коуза сути правовых норм и законов как экономического института возбудил большой интерес к проблеме, как среди экономистов, так и юристов. Экономический анализ юридических актов вскоре стал отдельно существующей областью исследования. В последующие десятилетия все ведущие юридические школы ввели в свой штат экономистов и предлагали своим слушателям курсы лекций по этому направлению научных исследований.

В 1991 г. Р. Коузу была присуждена Нобелевская премия за исследования по проблемам транзакционных издержек и прав собственности.

Рональд Коуз утверждает, что обычно существует возможность торговли между теми, кому выгодны внешние издержки и теми, кто несет дополнительные внешние потери. В качестве примера он приводит известный пример Пигу с железной дорогой, которая вредит окрестным полям. Аргумент Коуза состоит в том, что если бы владельцы железной дороги могли бы торговаться с фермерами, собственность которых граничит с железнодорожной полосой, то фермеры могли бы заплатить сумму достаточную для того, чтобы закрытие этой ветки было бы для ее владельцев приемлемым. Для этого данная сумма должна быть меньше, чем приобретаемые фермерами выгоды. При этом издержки заключения сделки не принимаются в расчет. Но рыночный механизм и не работает по Коузу потому, что эти издержки, названные транзакционными (см. главу 9), часто слишком высоки. Объем взаимовыгодного обмена, который происходит в обществе, ограничен транзакционными издержками.

Теорема Коуза заключается в том, что если эти издержки малы, то стороны могут договориться вне зависимости от распределения прав собственности, лишь бы эти права были четко определены.

При незначительных транзакционных издержках сами агенты будут иметь мотивы вступать в добровольные соглашения для того, чтобы переложить издержки загрязнений и других отрицательных внешних эффектов с жертв на виновников. В результате величина национального продукта не зависит от того, кто и как будет отвечать за загрязнение в результате частных переговоров. Если издержки заключения сделки столь велики, что теорема Коуза неприменима, то нет оснований утверждать, что правительственное вмешательство поправит дело. "Несостоятельность правительства" следует сопоставить с "несостоятельностью рынка". Необходимость четкого разграничения прав собственности глубоко проникла в сознание экономистов. Идеи Коуза "завоевали экономический мир" и везде, включая Россию, идет интенсивное институциональное строительство, принимающее во внимание взгляды Коуза и других выдающихся экономистов ХХ века.

ПРИМЕР 17-3. ТЕОРЕМА КОУЗА.

Рассмотрим, каким образом с помощью добровольного соглашения можно справиться с проблемой загрязнения окружающей среды в идеальном мире без транзакционных издержек. В таком мире полная информация о причинах и последствиях загрязнения доступна всем бесплатно. люди честно делятся информацией о том, насколько они страдают от загрязнения или насколько им выгодно устранение его последствий. Они добровольно соблюдают любые соглашения, которые они заключают.

Предположим, что в нашем идеальном мире есть озеро, которым владеет Озеров, а на берегу озера расположен химический завод, принадлежащий Заводчикову. Сточные воды завода губительно действуют на рыбу. Для простоты предположим, что никто больше не страдает от загрязнения. Что делать?

Необходимо определить поточнее права собственности. Допустим, что владение озером включает право получать возмещение потерь от загрязнения. Поэтому Озеров информирует Заводчикова об ущербе, который причиняет рыбе загрязнение воды. Заводчиков признает обязательства что-то делать. После обсуждения проблемы они приходят к одному из нескольких возможных соглашений:

1. Заводчиков соглашается прекратить загрязнение. Для этого он либо установит очистные сооружения, либо закроет завод. Смотря какой из способов потребует меньше расходов.

2. Заводчиков соглашается компенсировать Озерову стоимость рыб, погибших от загрязнения. Для обеих сторон такой выход будет предпочтительнее снижения уровня загрязнения если стоимость погибших рыб меньше, чем затраты на борьбу с загрязнением.

3. Заводчиков соглашается купить рыбу за цену, приемлемую для Озерова. После этого он управляет объединенным «рыбным и химическим» предприятием таким образом, чтобы получить максимум прибыли, устанавливая очистные сооружения или нет.

Предположим иное распределение прав. Владение заводом включает право выливать отходы в воду озера. И если Озеров обратится к Заводчикову с просьбой о возмещении ущерба от загрязнения, то Заводчиков не обязан что-то предпринимать. При этом возникает другой набор возможных результатов их переговоров:

1. Озеров уплачивает Заводчикову согласованную сумму, чтобы прекратить загрязнение, либо установив очистные сооружения, либо закрыв завод, то есть сделать то, что требует меньше расходов.

2. Озеров покупает завод за цену, приемлемую для Заводчикова, а затем управляет объединенным предприятием так, чтобы получить максимум прибыли.

3. Обе стороны соглашаются, что стоимость рыб, погибших от загрязнения, меньше чем затраты на борьбу с загрязнением. В таком случае никаких действий не предпринимается.

Таким образом, "загрязнение устраняется не путем устранения ущерба окружающей среде, что невозможно в принципе, а путем разрешения разногласий относительно прав собственности". (Пол Хейне)При этом, переговоры между обеими сторонами всегда приводят к оптимальной величине загрязнения, которая не обязательно будет сведена на нет. Это достигаются вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права на собственность. Например, если выгодно установить на заводе очистные сооружения, то изначальное определение прав собственности укажет кому - Озерову или Заводчикову - нести расходы на покупку оборудования, но в любом случае оно будет установлено.

Проблемы интернализации внешних эффектов. При каких условиях, если такие существуют, добровольное рыночное соглашение приведет к эффективному контролю за загрязнениями окружающей среды? В реальном мире транзакционные затраты никогда не равны нулю. Однако иногда они достаточно малы, чтобы позволить решить проблемы внешних эффектов посредством свободного обмена.

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .


Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.

Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.

Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».

«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.


Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.

В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.

В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.

В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

На территории Российской Федерации. Рынок - это особенная сфера деятельности, где строятся товарные взаимоотношения между продавцами и покупателями. Внешние эффекты в рыночной экономике играют немаловажную роль. Взаимосвязь между производителями и конечными потребителями основана на децентрализованном механизме ценового сигнала.

Что собой представляют внешние эффекты?

Экономика - это совокупность отношений, которые складываются в производственной, распределительной и потребительской системах. Внешние эффекты в экономике - это влияние деятельности конкретного агента, который беспокоится о благосостоянии жителей России, поэтому контролирует деятельность производителей. Все товары должны быть экологически чистыми и произведены в соответствии с государственными стандартами.

При отрицательных внешних эффектах третье лицо, которое не было вовлечено в сделку, будет нести определенные убытки. Сюда не относятся продавцы и покупатели. Положительные внешние эффекты - это получение выгоды третьими лицами. Цена и рыночная стоимость являются наилучшими носителями информации в области рыночной экономики. Таким образом, участники рыночных отношений смогут получить релевантный сигнал, а также провести координированные усилия. При наличии негативного эффекта от товара или предоставления услуг торговая деятельность не будет приносить ожидаемого дохода, а их общая стоимость не отразит интересы каждого участника. В таком случае не будет оптимальным.

Действия отрицательных и положительных внешних эффектов

Чтобы максимально правильно оценить влияния внешнего эффекта на текущее рыночное равновесие, необходимо составить точный график спроса и предложений. Спрос - это готовность покупателя оплачивать стоимость товара или услуги. Он может выбирать из разнообразных вариантов, чтобы удовлетворить свой потребительский интерес. Таким образом, отображаются все частные предельные выгоды.

Благодаря товарообороту продавцы имеют возможность отразить все издержки для анализа производственного процесса. Внешние эффекты в рыночной экономике способствуют определению неучтенных интересов третьих лиц, которых принято называть экстернами.

Роль отрицательных внешних эффектов на производстве

Вредно для здоровья людей. И в первую очередь отмечено влияние такой отрасли, как экономика. Отрицательный внешний эффект заключается в том, что большинство крупных промышленных заводов грешит сливом сточной воды в ближайшие реки. Происходит выброс в атмосферу такого как диоксид углерода. Он попадает в окружающую среду и негативно влияет на самочувствие людей. Вследствие этих явлений значительно ущемляются их интересы. Жители мегаполисов и небольших поселков не могут купаться в речной воде или дышать чистым воздухом. Земляные участки заражаются, а рыба гибнет в воде. Все перечисленные факторы и эффекты не учитываются в окончательной цене продукции, которую выпускают заводы.

Именно поэтому необходимо позаботиться не только о качестве изготавливаемой продукции, но и следить за чистотой окружающей среды. Выброс вредных веществ в атмосферу и воду влечет за собой серьезные последствия.

Понятие внешних эффектов в современном мире

Сегодня в рыночных отношениях можно наблюдать прямые и неопосредованные связи, которые подразумевают воздействие одного агента на результат деятельности другого. Это и есть внешние эффекты в экономике. Стоит отметить, что такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным.

Стали принимать во внимание потому, что каждый человек хочет жить в чистой окружающей среде. Граждане Российской Федерации хотят, чтобы за производителями и крупными фабриками был установлен контроль, потому что выбросы могут оказывать негативное влияние на общее состояние других людей.

Внешние эффекты в экономике могут развиваться между потребителями и производителями товаров. Пример положительного эффекта - это внешняя отделка зданий, чтобы они имели ухоженный и привлекательный вид. Прохожие люди смогут любоваться фасадом и не волноваться, что он находится в аварийном состоянии. Негативные эффекты заключаются в том, что во время производственного процесса товаров происходит загрязнение окружающей среды.

Регулирование внешних эффектов

В некоторых случаях существующие рыночные механизмы не предоставляют необходимых ресурсов для человека, чтобы были рационально покрыты все потребности. Возникают ситуации между продавцом, покупателем и производителем, которые считаются провальными или несостоятельными. В таком случае рынок не может справиться со всеми возложенными на него функциями. Именно по этой причине в полном объеме не обеспечиваются производственные блага. Внешние эффекты в экономике и их регулирование осуществляется при помощи тщательного анализа.

Специалистами рассматриваются воздействия изменения цен на все рыночные сферы деятельности. Например, увеличение показателей производимого объема кирпича может значительно сказаться на изготовлении и товарообороте бетона. Именно по этой причине необходимо постоянно контролировать последствия собственной деятельности. Субъект хозяйствования не должен наносить ущерб другим фирмам и потребителям.

Плата за внешние эффекты

Снижение прибыли на рынке может наступать в том случае, когда отсутствует плата за внешние эффекты. Плата не производится, если на рынке отсутствуют конкретные ресурсы или блага, которые стали причиной реализации внешнего ресурса.

Огромную и немаловажную роль играет плата за внешние эффекты в экономике. Примеры можно привести разные, в зависимости от ситуации. Если фабрика по производству бумаги использует неограниченное количество чистой речной воды, то руководителям не приходится покупать ее. В конечном результате не производится плата за использованный ресурс. В то же время местные жители города, рыболовы или купальщики не имеют возможности использовать реку для своих целей. В таком случае речная вода становится ограниченной для пользования, потому что у нее нет собственника и она должна иметь свободный доступ для всех. Но во время производственного процесса фабрика по изготовлению бумаги не берет во внимание все возникающие внешние эффекты и занимается выпуском товаров в неэффективном объеме.

Теорема Коуза

Проблема внешних эффектов в экономике имеет традиционный подход для дальнейшего решения. Американский экономист и деятель Рональд Коуз в 1991 году получил звание нобелевского лауреата. Он написал статью под названием «Проблема социальных издержек». В ней были четко обозначены проблемы внешних эффектов, которые касаются и потребителей, и производителей.

Отрицательный внешний эффект в большинстве случаев проявляется во время развития конкуренции между участниками, которые используют природные ресурсы. Особенно это касается тех случаев, когда у каждого субъекта отсутствуют права на использование природного источника. Нобелевский лауреат и экономист сделал вывод, что любые внешние эффекты можно интернализовать при помощи закрепления прав собственности на конкретные объекты. Процесс обмена владения правами может осуществляться в том случае, когда они не повлекут за собой большие трансакционные издержки. Благодаря такому механизму задействуются все стороны взаимоотношений, чтобы найти эффективное решение.

Аспекты теоремы Коуза

Можно выделить несколько основных положений:

  • Стоимость договора между участниками должна быть невысокой. То есть установленная сумма не становится главным препятствием для достижения конкретной цели соглашения. Эти отрицательные эффекты, которые подразумевают появление загрязнения атмосферы, влияют на общее самочувствие и здоровье жителей. Именно поэтому участникам важно договориться между собой и решить все проблемы.
  • Привести в действие теорему Коуза можно в том случае, когда каждый владелец предприятия имеет возможность идентифицировать все источники нанесенного ими ущерба для окружающих людей. Предприниматель должен самостоятельно и легально устранить ущерб, а также все последствия. Когда права на чистый воздух были законодательно оформлены, становится трудно определить, чья производственная деятельность нарушает соглашение. Внешние эффекты в российской экономике помогут предпринимателям избежать возникновения озоновой дыры и в атмосфере.

Интернализация внешнего эффекта

Чтобы заставить предпринимателей и субъектов хозяйственной деятельности следить за всеми выбросами в атмосферу, необходимо интернализовать все внешние эффекты. Интернализация представляет собой полное объединение абсолютно всех субъектов деятельности.

Сегодня существует и другой распространенный способ, который поможет предпринимателю следить за чистотой окружающей среды. Действующим государством могут быть внесены поправки в законодательные акты, чтобы фирмы и компании оплачивали все затраты, которые требуются на восстановление чистоты окружающей природы.

Корректирующий налог возлагается на каждую партию выпуска товара, который позволяет уравнять все предельные частные общественные затраты. Таким образом, можно заставить предпринимателя правильно относиться ко всем внешним затратам.

Внешние эффекты (экстерналии) - это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Внешние эффекты возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного товара (услуги) не отражает или реальных издержек производства, или его истинных достоинств с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает даровую выгоду. Внешние эффекты в рыночной экономике присутствуют всегда, их существует великое множество.

Внешние эффекты классифицируют по ряду признаков: характеру воздействия на третьих лиц - отрицательные и положительные; источникам возникновения - производственные и потребительские; объектам воздействия - производство и потребление; сфере действия - локальные, общие, глобальные. Все они действуют как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Отрицательный внешний эффект - это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект - не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимула для учета внешних эффектов, так как это может повысить цену и уменьшить объем производства и продаж. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, поскольку уменьшает величину спроса.

В обществе существуют эффекты, обусловленные «отсутствующими рынками», т.е. имеющие внерыночный характер. Так, не существует рынка чистого воздуха, поэтому за его использование производителям ничего не надо платить. Установить право собственности на так называемые свободные блага (воздух, море, реки) невозможно, и поскольку никто не является их собственником, цена этих благ равна нулю, поэтому нельзя заставить фирмы оплачивать их использование.

В некоторых случаях возникают трудности с нахождением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственными за кислотные дожди? И захотят ли они учесть внешний эффект в своих издержках?

Практика показывает, что формы проявления отрицательных внешних эффектов многообразны. Так, работа ТЭЦ вызывает у населения, проживающего в непосредственной близости, хронические заболевания легких, бронхит, ларингит, рак. Производство минеральных удобрений на химических комбинатах, загрязняя воздух и водоемы, приносит вред туристическим фирмам, уменьшая число туристов, опасающихся неблагоприятной экологии. Строительство нового завода в густонаселенном жилом квартале приводит к усилению интенсивности движения грузового транспорта, повышению уровня шумов и др.

В России вклад отраслей промышленности в загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферу) всей промышленностью характеризуется следующими данными: нефтедобыча и нефтепереработка - 24,09%; электроэнергетика - 21,7%; цветная металлургия - 20,5%; черная металлургия - 13,7%; угольная промышленность - 4,8%; газовая промышленность - 3,7%; стройматериалы - 2,8%; химическая промышленность - 2,5%; машиностроение - 2,2% .

Из 35 самых загрязненных мест мира восемь находятся в России. Это Кольский полуостров, Республика Коми, озеро

Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск . Последние три населенных пункта входят в десятку самых загрязненных мест на планете .

Вследствие огромных объемов вредных выбросов в атмосферу две трети россиян дышат воздухом, не соответствующим международным нормам. Загрязнение окружающей среды наносит огромный ущерб здоровью, ведет к снижению работоспособности, дополнительным затратам на лечение и профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства - появлению новой социально-экономической категории граждан - экологических беженцев. Ухудшается качество окружающей среды, которая сегодня рассматривается как важнейшее потребительское благо, от которого зависит уровень благосостояния. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в России составляет порядка 6-8% от ВВП .

Отрицательные внешние, или побочные, эффекты называют издержками перелива. Это означает, что некоторые издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемешаются» к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. Никто им их не компенсирует.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (total private cost) - TPC - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (total external cost) - TEC - затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (total social cost) - TSC - образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, т.е. TSC = TPC + ТЕС.

C отрицательным внешним эффектом (рис. 11.1) связаны предельные внешние издержки (marginal external cost) - МЕС, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (marginal private cost) - MPC - дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные издержки (marginal social cost) - MSC - это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта издержки производства для общества превышают издержки производства частных производителей.

Рис. 11.1. Внешний отрицательный эффект

Рассмотрим отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве товаров. Известно, например, что одно из первых мест по объему загрязнения окружающей среды занимает черная и цветная металлургия. Производство чугуна сопровождается образованием шлаков, которые содержат тяжелые металлы, мышьяк, сурьму, другие примеси. Воздух загрязняется на расстоянии 15-25 км, температура выбросов очень высока - от 300-400 до 800°С. Сточные воды предприятий черной металлургии наносят ущерб водным ресурсам. Объем загрязнения окружающей среды растет вместе с ростом производства. При этом третьи лица, а не предприятия металлургической промышленности, несут издержки, связанные с преодолением последствий отрицательных внешних эффектов, т.е. предельные частные издержки MPC меньше предельных социальных издержек MSC. Это имеет существенное значение для определения оптимального объема производства.

На рис. 11.1 предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек МРС. Кривая спроса на товар - D - отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную

Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благотворно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.

Во всех этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива (имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением

товаров, перемещаются к третьим лицам или обществу в целом без компенсации с их стороны).

Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.

Предельная частная ши индивидуальная выгода (marginal private benefit) - MPB - выгода, получаемая индивидом, от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) - MEB - выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (marginal social benefit) - MSB - общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.

Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства.

Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом. Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рис. 11.2 показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, т.е. если MEC = 0.

Рис. 11.2. Положительный внешний эффект

Производство промышленных роботов может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждого дополнительно произведенного робота корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение промышленных роботов в этом случае увеличится. Кривая спроса сдвинется вправо в положение D 2 . Она отражает предельную общественную выгоду: D 2 = MSB = MPB + МЕВ. Новое равновесие установится в точке E 2 при социально оптимальном количестве роботов Q 2 (Q 2 > Qi) и цене P 2 . Производство роботов в объеме Q 2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и предельной социальной выгоды, а цена P 2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.

Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.

Итак, в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) наблюдаются потери эффективности. Они могут быть устранены путем частных решений либо государственным регулированием внешних эффектов.

Основные способы частных решений - это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок. Рассмотрим их подробнее.

1. Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Допустим, в окрестностях мясокомбината находится река, богатая рыбой, которая от сброса вредных отходов мясокомбината гибнет в больших количествах. Здесь наглядно проявляется эффект издержек перелива. Издержки обосновавшегося там рыболовецкого предприятия растут с увеличением производства мяса, что в конечном счете может грозить предприятию банкротством. При условии слияния этих двух экономических субъектов для мясокомбината внешний эффект превратится во внутренний. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы от рыбной ловли и продажи рыбы и возможные убытки от сокращения объема производства мяса. Надо учесть и затраты на строительство очистных сооружений. Если экономический анализ показывает, что ожидаемые доходы в результате слияния указанных выше субъектов больше суммы их доходов до слияния, то общая эффективность увеличится и внешний эффект будет устранен.

2. Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон. Предположим, что туристическая база расположена в живописном месте на опушке хвойного леса. Владелец лесного участка осуществляет вырубку хвойных деревьев для строительства скотоводческой фермы. Это создает отрицательный внешнией эффект для турбазы: ухудшается экология, скот нарушает покой отдыхающих. Проблемы, связанные с внешнем эффектом, могут быть решены, если владелец лесного участка и владелец турбазы организуют совместный туристический бизнес. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности.

3. Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования частных лиц университетам и другим учебным заведениям позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.

4. В некоторых случаях проблему внешних эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто такие правила нарушает, применяются соответствующие законы.

5. Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов.

Нобелевский лауреат Р. Коуз доказал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов, число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы.

Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 г. Они получили название теоремы Р. Коуза.

Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др.

Он полагал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, то экономические субъекты смогут скоординировать внешний эффект вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. При взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство, и внешний эффект устраняется. Р. Коуз отмечал, что если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, то их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.

Современная экономическая теория утверждает, что именно исходные права определяют сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения.

Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся: высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого;

масштабы решаемых проблем (в частности, экологических), выходящих за рамки рынка.

Рынок не всегда и не в полной мере может справиться с внешними эффектами. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.

Государство измеряет внешние эффекты в денежной форме, изымает часть доходов у инициаторов внешних эффектов, перераспределяет доходы в пользу тех лиц, которые несут ущерб, не учтенный рынком, и таким образом улучшает их благосостояние. Государственное регулирование внешних эффектов ведет к перераспределению ресурсов, изменяет структуру цен.

Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.

1. Прямое регулирование деятельности фирм или индивидов. Допустим, металлургический и целлюлозно-бумажный комбинаты осуществляют ежегодные сбросы вредных отходов в реку в одинаковом объеме по 600 т. Можно установить для них одинаковую максимальную величину сбросов, например до 400 т. Реакция на такое предписание может быть разной и в значительной мере будет зависеть от затрат на строительство дополнительных очистных сооружений.

Если издержки по уменьшению вредных сбросов велики, то полученные предписания могут не достигнуть цели. Кроме того, при достижении установленной нормы сброса до 400 т в год у производителей исчезнет стимул дальше сокращать их объем. Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.

2. В решении проблемы контроля за загрязнением окружающей среды используется также законодательный подход, опирающийся на Гражданский кодекс. Принимаются законы об охране окружающей природной среды, устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение.

3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог Пигу). Как отмечалось ранее, налогообложению подлежит деятельность, приводящая к отрицательным экстерналиям. Величина налога определяется внешними издержками на каждую единицу производимой продукции - MEC и объемом производства - Q.

Введение корректирующего налога означает:

Установление цены на загрязнение;

Распределение загрязнения среди предприятий, у которых наиболее высоки издержки по уменьшению вредных выбросов;

Стимулирование деятельности предприятий по освоению новых технологий, повышению эффективности производства и сокращению объема производства до социальнооптимального уровня, при котором MSC = MSB·,

Привлечение правительством средств, необходимых для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью и здоровьем человека. Возникают трудности, связанные с выяснением точного источника загрязнения, а также с доказательством факта нанесения ущерба. Для выбора уровня налога исключительно важное значение имеет точное определение величины внешних предельных издержек, которые бы адекватно отражали внешний отрицательный эффект. Уровень налога зачастую определяется в ходе острых экономических и политических дискуссий.

4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект (субсидия Пигу). Оно устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме, не удовлетворяющем общественные потребности. Установление субсидий требует достоверной информации о субъектах субсидирования, о размерах предельных внешних выг од, получаемых третьими лицами. Зачастую это связано с высокими трансакционными издержками.

5. Государство применяет также процедуру экологического аудита, который означает проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (нормативов, межгосударственных стандартов).

Отрицательные внешние эффекты часто связаны с загрязнением окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды как следствие НТП и бурного роста промышленного производства сегодня приобрела глобальный характер. К концу XX в.

загрязнение окружающей среды поставило человечество на грань экологической катастрофы.

В различных регионах мира действует Программа ООН по окружающей среде, в соответствии с которой государственная политика защиты окружающей среды в разных странах должна основываться на введении эффективного природоохранного законодательства, а также законодательства, определяющего ответственность за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба. Однако до сих пор во многих странах такое законодательство отсутствует.

Вместе с тем регулирующая роль государства в экологической сфере укрепляется. В результате проведения природоохранных мероприятий в странах Западной Европы, США, Японии удалось улучшить экологическую ситуацию. Эта проблема ждет своего решения в глобальном масштабе.

Для оценки качества окружающей природной среды сегодня проводится мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Осуществляется контроль за загрязнением окружающей среды. Он означает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. Государственная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды должна сбалансировать предельные общественные выгоды контроля (MSB) с предельными общественными издержками (MSC) для его осуществления.

Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относятся, например, установление предельно допустимых норм вредных выбросов, введение платы за выбросы, создание рынка прав на загрязнение.

Регулирование выбросов вредных веществ в биосферу предполагает введение государственных стандартов по выбросам. Стандарты представляют собой установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах, т.е. для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и, соответственно, определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК). Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом или привлечением к уголовной ответственности. Однако стандарты по вредным выбросам не решают в полной мере проблему охраны окружающей среды. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда концентрация вредных веществ в воздухе городов уже превышает ПДК. Тогда для предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ - BCB, что означает снижение их норм и ослабляет ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды.

Устанавливаемые стандарты не учитывают различия в затратах, осуществляемых фирмами для уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Вызывает трудности регулирование выбросов, исходящих от передвижных источников загрязнения. Между тем 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспорта. Стандарты не учитывают различий в экологической ситуации городов и сельской местности, не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм. Кроме того, в разрешенных объемах можно сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно.

Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Теория внешних эффектов уделяет данной проблеме большое внимание, поскольку оптимальное загрязнение рассматривается в качестве важнейшего ориентира экологической и социальной политики. Идея оптимального загрязнения подвергается критике с разных сторон. Дело в том, что несложно определить затраты на уменьшение вредных выбросов. Методика их расчетов разработана. Что касается определения величины социальных издержек, то дело обстоит не так просто. Нелегко получить достоверные данные об издержках загрязнения среды. Как учесть вред, причиненный природной красоте, а также ущерб, нанесенный здоровью людей? Проблема усложняется недостаточной разработанностью и использованием экологических прав.

Тем не менее оптимальный объем загрязнения определяется. Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 11.3 иллюстрирует эффективный уровень выбросов, или оптимальный объем загрязнения, - Q. Он достигается в точке E при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100% выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.

C переходом к политике предотвращения экологической деградации акцент в экономической деятельности государств сме-

стался с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов в вопросах регулирования экстерналий.

Рис. 11.3. Определение эффективного уровня выбросов

Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это отчисления, взимаемые с фирмы, за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель таких платежей - компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования, развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер.

Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта суще- CTBeHHqe значение имеет создание рынка «прав на загрязнение». Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий S абсолютно неэластично (рис. 11.4). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы, или полностью устраняют выбросы, то они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена Р\ устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например, фирма предъявила спрос на 20 000 лицензий Q, разрешающих выброс 20 000 кг вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов, вследствие чего часть лицензий может

быть продана другим фирмам. Таким образом создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим, количество продаваемых лицензий составит 10 000 Q, а цена за 1 кг выбросов вредных веществ вырастет до 2200 руб. (см. рис. 11.4).

Рис. 11.4. Рынок «прав на загрязнение»

Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. Перспективы для его формирования открыла Конференция ООН по изменению климата, завершившаяся в июле 2001 г. в Бонне. На этом рынке осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов на ближайшие 20-30 лет оценивается специалистами в 700-1200 млрд долл.

Первые межгосударственные сделки по покупке углеродных квот осуществлены между США и Коста-Рикой, между Финляндией и Канадой. В Великобритании и Дании создана пилотная национальная система торговли квотами. Углекислый газ стал биржевым товаром, квоты на его сокращение продаются на Чикагской торговой бирже .

Фирмы могут напрямую торговать углеродными квотами. Так, канадская Trans Alta Corporation купила квоту на 24 тыс. т углекислого газа у германской энергокомпании Hamburgische Electrizitaetwerke.

Разрабатываются инвестиционные проекты, в соответствии с которыми инвесторы вкладывают средства в снижение выбросов углекислого газа за пределы своей страны. Это так называемые проекты совместного осуществления (СО). Они реализуются лишь в странах, принявших обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В России насчитывается 20 таких проектов .

Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Рынок не обладает механизмом, который мог бы это осуществить. Без введения корректирующих налогов, без разрешений на загрязнение окружающей среды и других подобных мер не удалось бы включать побочные издержки в издержки внутренние. Уровень цен был бы занижен, распределение использованных ресурсов осуществлялось бы без учета общественной потребности.

Однако принятие решений о государственном регулировании внешних эффектов должно основываться на анализе издержек и выгод. Это очень важно, так как регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка.

Положительные и отрицательные внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии)– это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (еше раз напомним,не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не на­ходят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размеще­нию благ в экономике.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются не­гативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использова­ние определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неяв­но используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чис­тый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для дан­ной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и МЕС) (на рис.5 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Рис. 5

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитыва­ются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновес­ные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недо­оценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного то­вара:

Qp > Qs, а Рр < Ps.

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и же­лания порождающих их своими действиями субъектов.

Положительные внешние эффекты являются позитивными воздействия­ми участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (ТЕВ и МЕВ) (на рис. 6 предполагается наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Рис.6

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в за­ключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные це­на и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при та­ком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизвод­ство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продук­ции:

Qp < Qs и Рр < Ps.

Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обна­руживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям "мертвого груза". Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис. 18.5 и 18.6. В этом смысле между поло­жительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и то, и другое отрицательно влияет на экономику, не говоря о многочисленных вне­экономических негативных последствиях внешних эффектов, например эколо­гических.

Выявленные возникновением экстерналий недостатки в работе ры­ночного механизма нередко связаны просто с отсутствием определенных рын­ков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специ­фических ресурсов и неоплачиваемому производству определенных благ. Это ведет, например, к чрезмерному загрязнению окружающей среды при производ­стве минеральных удобрений. Такое положение вызывается тем, что осуществ­ление имеющих внешние эффекты действий (например, производство сульфа­тов, связанное с выбросом сернокислого газа в атмосферу) по сути дела оз­начает в неявном виде использование производителями права на совершение по­добных действий. А это означает в сущности наличие права собственности на со­ответствующий ресурс или продукт, какой бы особый вид этот ресурс не при­нимал (в нашем примере это право на чистый воздух). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сдел­ках. Таким образом, неопределенность, размытость подобных прав собственности может являться препятствием в эффективной работе рыночного механизма и нередко вызывает столкновение интересов различных групп экономических субъектов (в нашем примере - производителей и потребителей минеральных удобрений, с одной стороны, и живущих рядом с таким заводом людей, с дру­гой стороны). Следовательно, четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналий.