В каком случае отечественные пользователи потеряют доступ к зарубежной сети. Реальна ли угроза «отключения» России от интернета? Могут ли российские власти отключить русский интернет от глобальной сети

Технически готова к отключению от глобальной сети. В атмосфере напряжённости, царящей в отношениях с Западом, такой поворот не кажется утопичным.

Экономика

Для большинства из нас ежедневное посещение Интернет-страниц связано с развлечением и получением информации. Однако возможность обращаться к серверам за границей - важная составляющая современного бизнеса. Дело касается не только хранения данных, личных и корпоративных, но и установленных связей с зарубежными партнерами.

В современной мировой экономике скоростное соединение и возможность обмена данными играет ключевую роль во всех без исключения хозяйственных сферах, поэтому отключение от общего Интернета будет означать утрату российской экономикой открытости и настоящую самоизоляцию.

Значительный урон будет нанесён биржам, функционирование которых напрямую зависит от ситуации на иностранных площадках. В значительной степени отключение от всемирной сети отразится и на инвестиционной привлекательности российской экономики, так как зарубежные вкладчики не смогут осуществлять эффективное управление и получать постоянную информацию о российских рынках.

Пострадают и отечественные программисты: они не смогут выполнять заказы по разработке и корректировке иностранных заказов, а также участвовать в международных проектах. Все это окажет губительное влияние на перспективы цифровизации российской экономики.

Разрыв постоянной связи усложнит работу российскому агропромышленному комплексу, который опирается на иностранные компании в деле приобретения значительной доли семян для посева, хотя этот аспект постепенно исчезает в рамках программы импортозамещения.

Отсоединение от Интернета касается многих производств, приобретающих заграничное оборудование и комплектующие и экспортирующих свои товары. Действительно, коммерческие связи будут восстановлены по новым каналам, однако это обернётся потерей столь дорогое времени и, разумеется, значительными убытками.

Примеры новейшей истории

В новейшей истории можно найти примеры тяжёлого урона, нанесённого краткосрочным отключением интернета. Так, в 2005 году в одном из портов Кении неаккуратно брошенный якорь оставил без интернет-соединения шесть африканских стран. За неделю, пока продолжались ремонтные работы, только кенийская экономика не досчиталась 500 млн долларов.

Схожая ситуация сложилась и в Египте в 2011 году, когда в ходе беспорядков на площади Тахрир правительство отключило Интернет. В результате, во все время изоляции страна теряла по 18 млн долларов в день.

Затраты на связь

Одновременно с установлением связей по новым каналам, России придется решать проблему с многочисленными заграничными представительствами страны, связь с которыми значительно осложнится. Возвращение к масштабному использованию шифрованных сообщений или диппочты потребует больших затрат от российского МИД .

Разрыв Интернет-соединения приведёт к утрате связи с многочисленной русской диаспорой и поставит крест на проектах воссоединения «русского мира». Наконец, принимая решения о переходе на автономную сеть, Россия должна будет вовлечь в неё страны СНГ и ЕАЭС , что в условиях ориентации многих из них на внешние рынки кажется невыполнимой задачей.

Возможно ли это?

Список сфер, на которые губительным образом скажется отключение Интернета можно продолжать и дальше. Но может ли правительство, осознавая последствия отключения, пойти на изоляцию? Важно понимать, что советник президента сделал своё заявление в оборонительном контексте, подчеркнув, что Россия готова к такому развитию событий, при котором американская сторона отключит нашу страну сама.

Российское руководство видит угрозу в подобном положении, так как Интернет является детищем американской разведки и, таким образом, может контролироваться из-за океана. Однако на данный момент этот контроль можно назвать лишь косвенным, так как раздачей доменных имён занимается международная некоммерческая организация ICAAN.

Несмотря на то, что компания должна была ранее согласовывать свои действия с министерством торговли, она отказывала в блокировке доменов КНДР , Ирана и Сирии . Попытки лишить российских собственников IP адресов приведёт к сбоям в работе всей системы и значительным материальным потерям по всему миру.

В России на данный момент существует возможность блокировать нежелательные иностранные сайты по требованию Роскомнадзора , обратившись с соответствующим требованием к интернет-провайдерам. Пока подобные меры лишь отдалённо напоминают «Великий китайский фаерволл», или «золотой щит», блокирующий всю нежелательную информацию.

Важно понимать, что многие иностранные компании, не желая терять огромный китайский рынок, пошли на уступки правительству и согласились фильтровать поступающие данные.

Ещё одним оборонительным шагом со стороны России стал закон 2014 года, запрещающий хранение персональных данных россиян за границей. Несмотря на запрет, часть компаний и организаций не отказалась от размещения. Именно эти данные пострадают больше всего, в случае, если Интернет всё-таки будет отключён.

Сложно представить, что решение об отключении целой страны от мировой сети будет безболезненным для США . С одной стороны, это нанесёт удар по коммерческим интересам американских граждан, что будет неблагоприятно воспринято в Сенате и Конгрессе.

Наконец, Россия интегрирована в глобальную экономику гораздо сильнее, чем Иран или КНДР, против которых пытались применять аналогичные меры американские власти. В памяти дельцов с Уолл-Стрит ещё свежи воспоминания о кризисе, вызванным дефолтом России в 1998 году.

Новые реалии

Заявление советника президента свидетельствует о наличии у России своей собственной независимой сети, аналога Интернет, которая окажется чрезвычайно важной для обмена информацией в огромной стране. Хотя мы привыкли воспринимать всемирную Сеть как пространство, доступное каждому на равных началах, она уже не является таковой.

В декабре 2017-го года Федеральная комиссия по коммуникациям проголосовала за отмену введённого президентом Обамой принципа «Сетевой нейтральности». Этот шаг означает, что теперь интернет-провайдеры получат возможность ускорять или замедлять работу тех или иных сайтов по собственному усмотрению.

Однако на деле отмена «нейтральности» приведёт к настоящей цензуре, предоставив возможность буквально изымать из доступа неугодные сайты. По мнению экспертов, это станет концом независимого Интернета и, возможно, приведёт к созданию аналогов в других странах. Среди возможных альтернатив управляемому Интернету называют и русские сети.

На днях в Государственную думу был внесен законопроект об обеспечении автономной работы российского сегмента интернета. Авторы инициативы отметили, что проект подготовлен «с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года стратегии национальной кибербезопасности США». Для защиты России предлагается создание инфраструктуры, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов при «невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет».

Это не первая инициатива России по укреплению своего цифрового суверенитета. В ноябре 2017 г. Совет безопасности России поручил Минкомсвязи и МИД России заняться созданием в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) собственной «системы дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS)», которая бы не зависела от контроля международных организаций ICANN, IANA и VeriSign и могла бы обслуживать запросы пользователей стран БРИКС «на случай сбоев или целевых воздействий». До этого, в 2014 г., Минкомсвязи также проводило учения по устойчивости рунета к внешним угрозам, рассказывал «Коммерсанту» гендиректор компании «Технического центра Интернета» (ТЦИ) Алексей Платонов в 2016 г. ТЦИ, в частности, занимается поддержкой DNS-инфраструктуры рунета.

Чей интернет?

Прообразом интернета была сеть ARPANET, созданная Агентством министерства обороны США по перспективным исследованиям (DARPA) и объединившая компьютеры американских исследовательских центров по всей стране. Однако процесс передачи данных необходимо было систематизировать. Этим занималась команда исследователей из Калифорнийского университета. В октябре 1998 года была создана Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN). Помимо функций IANA, организация вместе с Инженерным советом интернета (IETF) занялась дальнейшим развитием протоколов и архитектуры глобальной сети. Правительство США в лице Министерства торговли заключило с ICANN контракт, по которому правительству предоставлялось место в одном из комитетов корпорации, что позволяло накладывать вето на ее решения.

Корпорация отвечает за развитие интернет-стандартов и делегирует полномочия по регистрации доменов пяти региональным интернет-регистраторам (RIR). Российский сегмент обслуживается регистратором RIPE NCC с офисами в Амстердаме и Дубае. В него входят национальные регистраторы, которые платят членские взносы, формируют совет директоров и выбирают управляющего директора. Контракт ICANN и правительства США регулярно продлевался. Формально все действия Корпорации согласовывались с американскими чиновниками. Во время своего последнего срока Барак Обама поддержал намерение ICANN не заключать новый контракт с правительством. Осенью 2014 года министр связи Николай Никифоров анонсировал создание дублирующих элементов инфраструктуры для повышения безопасности рунета. Интернационализировать ICANN призывала и Еврокомиссия.

На встрече лидеров БРИКС в Аргентине президент России благодарил Бразилию, Индию, КНР и ЮАР «за поддержку российской инициативы …по активизации скоординированных действий в ООН по теме управления Интернетом и обеспечения международной информационной безопасности», имея в виду предложенный Россией проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам глобальной кибербезопасности . В российской резолюции, в частности, сказано: «все государства должны играть одинаковую роль и нести равную ответственность за международное управление Интернетом, обеспечение безопасности, бесперебойности и стабильности его функционирования». Россия напоминает, что суверенитет в киберпространстве странам нужен для защиты прав собственных граждан, что входит в обязанность государств. Во-вторых, ради собственной (государственной) безопасности. Рискованно отдавать ключевые элементы управления Интернетом на аутсорсинг - хотя бы потому, что от работоспособности Интернета зависит, будет ли работоспособна национальная экономика. Относительно кибератак разница в подходах такова: США стремятся ввести в практику международных отношений правила ведения кибервойны, в то время как предложения России имеют целью её предотвращение. Американская «киберстратегия» провозглашает намерение США «принуждать» государства, военной силой в том числе, к «ответственному поведению» в киберпространстве.

Реальна ли угроза «отключения» России от интернета?

На рассмотрение в Государственную думу РФ внесли законопроект об обеспечении автономной работы российского сегмента интернета. По сути, обсуждают отключение России от мирового интернета. Это произойдет в том случае, если страну отключат от глобальной инфраструктуры мирового интернета. Об этом говорится в документе, опубликованном на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.

О «Великом российском файерволе»

Проект данного закона в нижнюю палату парламента внесли: глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой.

Политики хотят, чтобы операторы связи минимизировали объем передаваемых за рубеж данных. И создали контролируемые точки подключения российского сегмента интернета к зарубежным сетям. Такие меры обеспечат возможность централизованного управления трафиком, которым между собой обмениваются российские пользователи при «возникновении угрозы» со стороны западных стран.

Отключение России от мирового интернета

Авторы законопроекта планируют ввести ряд изменений в федеральный закон «О связи». Причиной внесения изменений стал «агрессивный характер принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». Парламентарии ссылаются на то, что президент США декларирует принцип «сохранения мира силой».

«Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании. Якобы Россия, Иран, Северная Корея провели ряд безответственных , которые нанесли ущерб американским и международным компаниям, нашим союзникам и партнерам. И не понесли соответствующего наказания. Что могло бы сдерживать кибератаки в будущем», — следует из пояснительной записки к проекту.

Парламентарии уверены, что России «необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети интернет в России. Повышения надежности работы российских интернет-ресурсов».

Закон определяет правила маршрутизации трафика, организует контроль за их соблюдением. Кроме того, он создает возможность минимизации передачи данных, которыми обмениваются российские пользователи, за рубеж.

Как новый закон отразится на операторах связи

Если законопроект «о Великом российском файерволе» примут, то операторам и провайдерам придется задействовать инструменты для определения источника трафика. Они смогут ограничить трафик к запрещенных ресурсам не только по сетевому адресу (что можно обойти с помощью VPN, Tor и анонимайзеров), но и через полный запрет пропуска исходящего трафика.

Автономную работу российского рунета парламентарии предлагают обеспечить путем создания национальной системы DNS-серверов. На сегодняшний день законопроект зарегистрирован и направлен на рассмотрение Председателю Государственной Думы.

Закон о «Великом российском файерволе» пожалуй, это самый грандиозный проект по регулированию интернета за 2018 год. Есть мнение, что его могут принять уже к февралю. И начать отключения, ссылаясь на угрозу со стороны Украины и терроризм. Если закон пройдет, то Россию ждет новая веха в истории Рунета. Она будет характеризоваться полным отсоединением отечественного цифрового рынка от мира. Это отключение России от мирового интернета. Таким образом, страна медленно, но верно катится в сторону Ирана и Северной Кореи.

Ярослав Дубовиков, исполнительный директор оператора связи ОТК (Объединенная телекоммуникационная корпорация): «Важно понимать, если инициатива будет принята и будут попытки блокировки зарубежного интернет-трафика, то это отразится еще и на телефонии. Многие операторы уже перешли на IP-транзит голосовых вызовов. Все это приведет к блокировке передачи данных не только в виде картинок, видео, текстов, но и в формате привычных телефонных звонков».

Советник российского президента по интернету Герман Клименко считает, что Россия должна быть готова к возможной ситуации с отключением от мировой сети. Об этом он заявил в интервью RT.

По мнению советника, Россия должна быть готова к непредвиденным обстоятельствам, особенно на фоне «тектонических сдвигов в сторону ухудшения» отношений с европейскими странами.

Герман Клименко

Советник президента по интернету

Наши западные партнёры отключили Крым от работы сервисов Google и Microsoft. Равно как и владельцы доменов, проживающие в Крыму, потеряли то, что наработали. Наша страна должна быть готова к тому, что её отключат от мирового интернета - высока вероятность «тектонических сдвигов» в наших отношениях с Западом в сторону ухудшения. Поэтому перед нами стоит задача отрегулировать российский сегмент интернета, чтобы защититься от подобных сценариев. Важно, чтобы в России продолжала работать электронная почта, телеграф, телефон, социальные сети.

Так советник президента объяснил появление законопроекта о регулировании Рунета, подготовленный Минкомсвязи и направленный на защиту критически важной для России инфраструктуры.

Законом о регулировании Рунета в СМИ называют пакет поправок в закон «О связи», которые должны защитить российский интернет. Соответствующий законопроект еще в ноябре был вынесен на общественное обсуждение на портале проектов нормативных правовых актов regulation.ru. Документ вводит ряд новых понятий, определяющих, что такое российский интернет и из каких компонентов он состоит.

MasterTux , 2016 год

В частности, «российский национальный сегмент интернета» определяется как совокупность сетей, систем и ресурсов интернета, размещенных в РФ и зарегистрированных в соответствии с ее законодательством. Сюда же относятся ресурсы национальной доменной зоны.ru, .рф, а также все ресурсы, закрепленные за РФ международными договорами. Под «инфраструктурой российского национального сегмента интернета» подразумеваются все средства связи под юрисдикцией РФ, и объединяющие их сети.

Особое внимание в законопроекте уделяется понятию критической инфраструктуры. Под этим понимаются сети, системы и ресурсы интернета, работа которых влияет на устойчивость и защищенность инфраструктуры российского сегмента интернета. К критической инфраструктуре относят национальную доменную зону ru, .рф, систему точек обмена трафиком, инфраструктуру автономных систем интернета и государственную информационную систему (ГИС) обеспечения безопасности работы российского интернета. Регулировать использование критической инфраструктуры будет федеральный орган связи по согласованию с органами безопасности.

Законопроект также устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции РФ и использующие IP-адрес, обязаны представить сведения для размещения в Государственной ифнормационной системе (ГИС). Порядок предоставления сведений определяет правительство, оно же выбирает оператора системы.

Напомним, что еще в 2014 г. Совет безопасности поручил ряду ведомств озаботиться безопасностью интернета. В принятой в декабре 2014 г. «Военной доктрине РФ» было зафиксировано, что «наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации». В числе основных внешних опасностей для России в документе были отмечены такие, как использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.


bykst , 2014 год

Чуть ранее, в июле 2014 г. были приняты поправки в «Закон об обработке персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», в соответствии с которым иностранные компании должны хранить информацию о российских пользователях только на территории РФ. 1 августа 2014 г. вступил в силу так называемый Закон о блогерах, предусматривающий обязательную регистрацию в Роскомнадзоре авторов интернет-ресурсов с посещаемостью более 3000 человек в сутки.

В мае 2016 года Минкомсвязи опубликовало поправки в госпрограмму «Информационное общество», которые в том числе касаются защиты российской интернет-инфраструктуры. По планам министерства к 2020 г. 99% российского интернет-трафика должно передаваться внутри страны по сравнению с 70% в 2014 г.

Кроме того, Минкомсвязи планирует дублировать в России 99% критической инфраструктуры интернета. В 2014 г. этот показатель равнялся нулю, а в этом году должен достичь 40%, следует из документов Минкомсвязи.

«Предложенные Минкомсвязи меры поддерживают цифровую безопасность страны, - гендиректор регистратора доменных имен Reg.ru Алексей Королюк газете «Ведомости». - Если маршрут российского трафика пролегает через другие страны, при желании его можно не только остановить, но и подменить". С другой стороны, они также приближают Россию к модели китайского интернета, закрытого от внешнего мира. «Предложенных Минкомсвязи мер недостаточно для отключения России от внешнего мира, - возражает Королюк. - Помимо дублирования критической инфраструктуры интернета и русификации трафика понадобится ограничить список внешних каналов».


Georgia National Guard , 2014 год

Отделение российского сегмента интернета от глобального маловероятно, считает собеседник «Ведомостей» в одном из крупных телекомоператоров. Это нанесет колоссальный ущерб как рядовым пользователям, так и бизнесу. Очевидно, что при этом в России будет работать урезанная версия интернета, перестанут обновляться операционные системы мобильных устройств, а IT-системы крупного бизнеса потеряют связность с иностранными системами.

Между тем, ограничение использования Интернета на территории отдельных государств в последние годы становится все более распространенной практикой. Это явление даже получило особое название – «балканизация интернета», по аналогии с политическим термином «балканизация», который используется в значении «распада». Балканизацией Интернета называют превращение глобальной сети во множество локальных сетей, границы между которыми устанавливаются искусственно на уровне национальных законодательств и государственного регулирования Интернета. Под термином «балканизация Интернета» понимается не только распад всемирной паутины, но и возникновение конфликта между образовавшимися частями, зачастую на идеологической, политической и религиозной основе.

Наиболее активными «балканизаторами Интернета» сегодня считаются Китай, Куба и Иран. В частности, официальное разрешение на цензуру в Интернете позволяет Китаю в целях обеспечения информационной безопасности блокировать доступ ко всем иностранным ресурсам во время проведения особенно важных государственных мероприятий. Кроме того, китайское правительство ведёт постоянный мониторинг запросов в поисковых системах и при введении «подозрительных» словосочетаний, может отключить пользователя от доступа к данному сайту на несколько минут. Ещё одним признаком обособления китайской части всемирной сети является запрещение таких ресурсов, как YouTube, Facebook, Twitter, на территории КНР. Кроме того, недавно правительство Китая призвало пользователей Интернета зарегистрироваться в полиции.


geralt , 2016 год Иран

Блоггеров, критикующих правительство или религиозных фигур этой страны, задерживает полиция и с ними проводятся "разъяснительные беседы". Правительство требует, чтобы каждый человек, который ведет свой блог в Иране, регистрировала этот ресурс в Министерстве Искусства и Культуры. Правительство блокирует сайты, где критикуется режим правления. Особенно контролируются сайты из области защиты прав женщин, кроме того, блокируются интернет-магазины.

Саудовская Аравия

Около 400 тысяч сайтов блокируется правительством этой страны. В число заблокированных входят сайты политической, социальной и религиозной тематик. Согласно исследованию, проведенному еще в 2004 году, Саудовская Аравия чрезвычайно агрессивно относится к сайтам с порнографией, игровым сайтам, и сайтам, где обсуждается мусульманство.

Интернет в Северной Корее

Информационная и экономическая замкнутость страны позволила северокорейским властям решить проблему с нежелательной информацией в Сети радикально – Интернет просто «отрубили» по всей стране. В 2000 году по инициативе правительства КНДР в качестве суррогата сети интернет, была создана национальная сеть Кванмен – яркий пример интранета. Рядовым пользователям (которых и так немного – из-за дороговизны компьютера это в основном номенклатурщики) предлагается его аналог – внутренняя «сетка», охватывающая всю страну.


eastnews.ru

В этом «аналоге», как говорят знакомые с проблемой люди, все то же самое, что и в «большом» Интернете – сайты, чаты, форумы. Правда, типичной для западного и российского сегментов анархией или даже свободой там и не пахнет – в точном соответствии с оруэлловской идеей, информация мониторится цензорами. Специфика страны – информация прочитывается ВСЯ, практически без исключения.

«Рунет будет полностью обособлен к 2020 году», - :

В целом, и лет 5 назад отмечалось, что Россия с очень большой долей вероятности пойдет по пути Китая в деле контроля на собственным сегментом интернета. Война на Украине и Холодная война с США лишь подстегнут этот процесс.

При длительном конфликте (что на данном этапе наиболее вероятно), силовые структуры и контролирующие органы власти будут стремиться к максимизации контроля над инфраструктурой рунета и его цифровым содержанием. Как и в Китае, это не будет полная цензура (в отличие скажем от КНДР, где местный интернет полностью автономен), но уровень контроля будет неизбежно возрастать, что в условиях войны является объективной данностью.

Можно также отметить, что "информационные окопы" в интернете возводить начали еще со второй половины "нулевых", что явилось следствием реакции различных государств на цветные революции первой волны, где роль интернета в свержение различных автократических или демократических режимов для многих (и в том числе для свергаемых режимов) оказалась неожиданной. Китай в этом плане со своим "великим Китайским файрволом" продемонстрировал, как надо обрубать нежелательные каналы информации без тотальной цензуры. В России этот опыт начали перенимать еще при Медведеве, но лишь при 3-м сроке Путина стала видна системная работа в этом направлении. Тут стоить помнить, что и Китай и Россия выстраивают сугубо оборонительные системы, в то время как США по-прежнему ориентируются на использование интернета для системных информационно-психологических атак и в этом плане инициатива тут по-прежнему у США, хотя столь вольготных условий для использования интернета, как это было в "нулевых", у США уже нет, так как механизмы цветных переворотов за прошедшие годы тщательно изучались заинтересованными органами.


U.S. Army CERDEC , 2013 год

Контроль над интернетом со стороны правительств находящихся в проблемных отношениях с США, это в том числе результат изучения действий самих американцев, хотя конечно, одним только обособлением Рунета эти выводы не ограничиваются - контроль над иностранными НКО, усиление контроля над федеральными СМИ, статус иностранных агентов, расширение полномочий силовых структур - все это следствие усиливающейся конфронтации, где Кремль недвусмысленно реагирует на открытые угрозы со стороны США сменить режим в России.

Тут надо понимать, что запретительный зуд имеет весьма яркие негативные стороны, так как чем больше запретов, тем больше они порождают недовольных среди аполитичных граждан, поэтому противник может наоборот стремиться к тому, чтобы размытая угроза вынуждала власти вводить все новые и новые запреты, по сути культивируя недовольство своими же действиями направленными на его недопущение. Поэтому для властей ситуация весьма сложна - с одной стороны надо купировать потенциальные угрозы, с другой стороны можно легко перегнуть палку и сыграть на руку противнику. В этом плане, китайский опыт контроля над интернетом достаточно гибок в плане совмещения более-менее свободного доступа с четко очерченными границами цензуры. К чему то подобному мы в ближайшие годы и будем идти.

____________________________

Конечно, существует механизм, который позволял бы отключить российский сегмент интернета от глобальной сети.

Рассказывает специалист по компьютерным сетям Владимир Фомин:

Инициативы по отключению РФ от глобального интернета может исходить от правительства какой-то другой страны, например, США.

Когда инициатива об отключении страны исходит от другого государства, обычно речь заходит о ICANN, это организация, которая выдает доменные адреса. Теоретически, она может отобрать домены ru. Но даже если это и произойдет, нельзя считать этот случай отключением страны от интернета, постольку поскольку при передаче данных оборудование не оперирует доменными именами, а оперирует IP-адресами. И по IP-адресу можно будет достучатся до любого сервера вне страны.

Также заходит речь о RIPE - организация, которая выдает IP-адреса. Если представить, что RIPE отберёт IP-адреса, выданные российским телекоммуникационным компаниям, то это повлияет на работу всего интернета в мире. Да и политика RIPE противоречит такой ситуации.

Между тем, по данным исследования ВЦИОМ проведенном в 2015 году, 58% согласны на полное отключение доступа к сети в случае чрезвычайных ситуаций. Исследование ставит вопрос о полном отключении доступа в интернет. Такая постановка вопроса может быть связана с тем, что Россия в настоящее время технически и организационно не готова к созданию проекта национального фаервола, блокирующего попадание в российский сегмент сети всей нежелательной информации, по образцу китайского «Золотого щита».

Кремль продолжает готовить массовое сознание российского населения к перспективе информационной изоляции страны от мира.

Советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко второй раз с начала марта заявил о возможности отключения страны от мирового интернета и пообещал, что этот процесс пройдет "незаметно" для тех, кто уже сейчас перешел на использование отечественных продуктов в сети.

"Те, кто пользуется "Яндексом", "Мэйлом" и "Рамблером", вообще не заметят, что что-то произошло", - пообещал Клименко. Он добавил, что это же касается и людей, которые "пользуются отечественными программными продуктами: например, в России разработана и существует собственная операционная мобильная система. Напомним, неделей ранее Клименко объявил о технической готовности российской инфраструктуры к отключению от глобального интернета.

"Если завтра наши коллеги отключат нас от рубильника, <...> аппаратно-программно нет никаких противопоказаний, чтобы мы жили хорошо и нормально, даже если нам объявят такую войну", - говорил он.

По его словам Клименко, уже сейчас работает российский сегмент сети, который создан по указу президента специально для чиновников: "Все госучреждения находятся за большим таким "китайским файрволом". То, чем всех нас пугают. Но пока все живы".

Сложности, как считает советник президента, возникнут у лишь у тех, кто "хостил свои домены за рубежом, хранил свои данные за рубежом, хотя есть постановление хранить здесь".

Он напомнил, что еще в 2010 году постановлением правительства РФ было указание перейти на отечественное программное обеспечение в течение пяти лет.

В октябре президент РФ Владимир Путин поручил профильным Минкомсвязи и МИДу попытаться договориться со странами БРИКС о создании отдельного интернета, независимого от уже существующего. Для этого необходимо создать собственную систему корневых серверов доменных имен (DNS), которая бы "дублировала" уже существующую, была бы независима от контроля международных организаций и защищала российских пользователей от "целевых воздействий" и "доминирования США", говорилось в поручении.

По данным ВЦИОМа, идею отдельного интернета для России поддерживает 81% населения. При этом 58% одобряют создать альтернативную сеть со странами БРИКС. Еще 23% считают, что оптимальным вариантом был бы полностью изолированный от внешнего мира интернет, существующий лишь в границах самой России.

Каждый четвертый из поддержавших эту идею "затруднился ответить" о причинах своего решения. Среди тех, у кого объяснения есть, большинство (49%) сослались на то, что отдельный интернет "повысит уровень безопасности" в стране и станет "лучшей защитой от международных хакеров".