Финансовая ревизия. Ревизия как основной метод финансового контроля. Методы и приемы финансово-экономического контроля

Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизия призвана установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использование»» материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и Используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

27. Общая классификация ревизий.

Ревизии классифицируются по различным признакам.

В зависимости от ревизующих органов различают ревизии: 1) вневедомственные. Осуществляют органы государственного и общест­венного контроля, наделенные контрольными правами по отношению ко всем организациям независимо от их ведомственной подчиненно­сти (налоговые и другие органы); 2. ведомственные. Назначаются распоряжением руководителя выше­стоящей организации или учреждения и проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств, ведомств, служб; 3. внутрихозяйственные. Осуществляются работниками объединения в отношении деятельности внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии назначаются органами ведомственного, государствен­ного и общественного контроля и осуществляются ими одновременно.

- По признаку полноты проверки различают следующие ревизии: 1. полную. Охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности организации; 2. частичную. Охватывает лишь отдельные виды деятельности или хо­зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производст­венные и т. п.).

- По организационному признаку ревизии бывают: 1. плановыми - проводятся за определенный период времени (один, два или три года), охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предусмотрены соот­ветствующим планом; 2. внеплановыми - проводятся в отдельных случаях, по разным причи­нам: выявление недостач; наличие сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях; контроль качества ревизии и т. п.; 3. перманентными - проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях.

- В зависимости от звенности ревизуемых объектов ревизии подразделяются: 1. на отраслевые - включают проверку деятельности организаций всей отрасли (легкой промышленности, здравоохранения и пр.); 2. сквозные - проводятся, когда ревизуется деятельность всех организа­ций одного звена управления; 3. однозвенные - проводятся, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена, например склада.

- Исходя из полноты проверки хозяйственных операций различают следую­щие ревизии: 1. сплошные - проверка всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период; 2. выборочные - проверка хозяйственных операций и записей в учетных регистрах только за определенные ревизором промежутки времени; 3. комбинированные - сочетают сплошные и выборочные проверки от­дельных хозяйственных операций.

- В зависимости от полноты проверки деятельности организации ревизии подразделяются: 1. на комплексные - проводятся с целью проверки торговой и финансо­во-хозяйственной деятельности организации и ее структурных под­разделений бригадой специалистов различных профессий. Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет вы­явить все недостатки деятельности организации, вскрыть резервы улучшения ее производственной и финансовой деятельности; 2. некомплексные, т. е. ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, проводимые одним ревизором; 3. тематические - проводятся при проверке отдельных сторон деятель­ности предприятия, отрасли для детального изучения некоторых во­просов хозяйственно-финансовой деятельности. Темами таких реви­зий, например, могут быть: "Ревизия сохранности имущества", "Реви­зия состояния расчетов", "Ревизия кассовых операций".

- По источникам контрольных данных различают следующие ревизии: 1. фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объ­ектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесооб­разности использования ресурсов обычно в ходе осуществления хозяйственных операций; 2. документальные – проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой чаще всего форму последующего контроля.

Перечисленные виды ревизий при рациональной их организации обеспечивают сохранность имущества, предупреждают факты злоупотреблений, повышают эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности.

Ревизия — ϶ᴛᴏ основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Стоит заметить, что она проводится на месте и базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на базе заранее составленной программы работы ревизоров, кᴏᴛᴏᴩые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с планом, кᴏᴛᴏᴩый составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при кᴏᴛᴏᴩых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏдятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Стоит заметить, что он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. В случае если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Ревизия — это основной метод , она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Cтраница 1


Финансовая ревизия осуществляется в соответствии с правилами финансового регламента одним или несколькими Договаривающимися государствами или внешними ревизорами, назначаемыми с их согласия Ассамблеей.  

Контрольный регистрационный журнал, по крайней мере частично, позволяет проследить за прохождением товаров через систему, как того и требуют нормальные процедуры финансовых ревизий.  

Для обеспечения основной задачи - перевозки пассажиров и грузов - железная дорога осуществляет планирование, финансирование, анализ и контроль производственно-хозяйственной деятельности линейных организаций, внедрение и укрепление хозяйственного расчета, организацию и ведение бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности, а также внутриведомственные финансовые ревизии, проведение мероприятий по увеличению доходности, повышению производительности труда и снижению себестоимости перевозок.  

В функции треста в части руководства производствен но-хозяйственной деятельностью фабрик механизированного учета входят: методологическое и техническое руководство обработкой учетных материалов, разработка и издание необходимых инструкций по технике обработки необходимых учетных материалов, подбор и распределение руководящих кадров, приобретение и распределение машин и оборудования, производственные и финансовые ревизии фабрик механизированного учета, составление установленных законом сводных балансов и отчетов о деятельности фабрик.  

Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.  

Ревизии природоохранных мероприятий проводятся в основном сотрудниками собственных департаментов, а также внешними консультантами. Ревизии природоохранных мероприятий не являются финансовыми ревизиями, но их результаты помагают определить величины расходов, связанных с природоохранной деятельностью.  

Финансовые органы контролируют составление бюджета, проверяют финансовые планы, сметы и бюджеты, анализируют отчеты, ведут обследования финансовой работы на местах. Существует также специальный аппарат для проведения финансовых ревизий - Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, контрольно-ревизионные управления мин-в финансов союзных республик и их органы на местах. На эти управления возложен контроль: за соблюдением законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и Советов депутатов трудящихся, за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими бюджетных и собственных средств; за исполнением государственного бюджета мин-вами и центральными учреждениями СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями, хозяйственными организациями и предприятиями и за выполнением ими обязательств перед бюджетом; за правильным и экономным использованием бюджетных ассигнований, за соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы, правильным образованием и использованием внебюджетных средств; за работой финансовых органов по исполнению государственного бюджета, а также деятельностью органов государственного страхования; за соблюдением учреждениями Госбанка правил исполнения государственного бюджета.  

Центральная Ревизионная Комиссия за отчетный период установила, что руководящие партийные органы на местах систематически проверяют состояние дел с уплатой членских взносов и принимают необходимые меры к устранению имеющихся в этой работе недостатков. Немалую помощь оказывают партийным органам и ревизионные комиссии, которые, помимо финансовых ревизий, проводят также проверку поступления членских взносов в первичных партийных организациях.  

В ФРГ Федеральное министерство финансов осуществляет контрольные функции через все отделы по направлению их работы, поскольку специализированных отделов контроля в Министерстве нет. Сравнивая финансовую юрисдикцию этих органов, можно выделить ряд общих положений: а) финансовые ревизии министерств, ведомств и других государственных учреждений; б) контроль за правильным ведением бухгалтерского учета во всех звеньях системы государственных финансов; в) инспекции исполнения государственных расходов, их соответствия расходной части бюджета, правильности назначения и наличия соответствующих кредитов.  

Особое значение при этом придается финансовому состоянию фирмы, во многом определяющему, какую стратегию выберет ее руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить имеющиеся и потенциальные уязвимые места организации. Как правило, он проводится методами финансовой ревизии.  

Стандарты отчетности используются на завершающем этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской ревизии. В зависимости от сферы и целей аудитор ские отчеты могут составляться в следующих формах: а) вывод - для заключений аудитора по результатам финансовой ревизии; б) отчет - для заключений аудитора по результатам проверки хозяйственной деятельности; в) письмо - для управляющих организациями; г) замечания - для дирекций небольших фирм и предприятий.  

Цель контроля состоит в проверке выполнения установленных принципов, принятых планов, действующих инструкций. Функция контроля заключается в разработке критериев оценки выполнения поставленных задач, промежуточном и итоговом анализе эффективности их решения, общей оценке деятельности, а также экономической целесообразности расходов. Сегодня функциями финансового контроля, кроме Департамента контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, наделены и другие государственные органы: налоговые службы, казначейства, Контрольно-ревизионное управление Администрации Президента Российской Федерации, Счетная палата как орган финансово-бюджетного контроля по линии законодательной ветви власти. Осуществляются финансовые ревизии и проверки также министерствами и ведомствами, Государственными внебюджетными фондами, другими структурами.  

К участию в этом контроле надо привлечь само население в качестве понятых, которые должны присутствовать при всех операциях. Вот в чем будет заключаться пролетаризация нашего государственного аппарата, вот как мы будем учить рабочий класс управлять страной, не сажая его в главкожи, главбумы и пр. Поэтому социалистический контроль должен быть декретирован в ином виде. Бумажный контроль должен отойти в область предания. Исполнительный комитет выбирает свою ревизионную комиссию, которая производит финансовую ревизию, а государственный контроль должен производиться на других началах.  

Страницы:      1