Труд как основной ресурс фирмы. Учебник: Экономика и социология труда


ВВЕДЕНИЕ

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества в системе экономических ресурсов

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства. Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, по-лезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т. и. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химичес-ким и биологическим свойствам земля является активным ресур-сом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (на-пример, колос, вырастающий изодного зерна). Таким образом, земля -- эти один из важных источников "чистого продукта", т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. За-траты труда принято оценивать количеством отработанных че-ловеко-часов и расходами на персонал, включающими зара-ботную плату и социальные выплаты.

Капитал характеризуется техническими и экономически-ми показателями оборудования, инструментов, материалов и т. п. Деньги не считаются экономическим ресурсом, так как они не участвуют в производственном процессе (в отличие от зем-ли, труда и оборудования).

Многие авторы выделяют предпринимательские способ-ности, или предприимчивость, как отдельный вид экономи-ческих ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, уме-нии находить и применять новые научные, технические, орга-низационные, художественные, коммерческие идеи. Предпри-нимательская деятельность осуществляется в условиях значи-тельной неопределенности, объективно обусловленной изме-нениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

При использовании экономических ресурсов их собствен-ники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от пред-принимательских способностей).

Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего вре-мени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательс-кие способности -- это лишь один из видов творческих способ-ностей человека. Вследствие указанных недостатков традици-онной схемы классификации экономических ресурсов при обо-сновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоро-вье, нравственность, творческий потенциал, активность (пас-сионарность), организованность, образование, профессиона-лизм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут отно-ситься как к отдельному человеку, так и кразличным эконо-мическим системам.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производитель-ной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осу-ществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Каждая из компонент трудового потенциала является от-носительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное снимание уделялось ресур-сам рабочего времени (численности персонала). Однако раз-витие современного производства определяется в первую оче-редь такими ресурсами, как творческий потенциал, актив-ность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от пре-ступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

Таким образом, экономические ресурсы -- это компонен-ты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Именно о них в дальнейшем и пойдет речь.

Глава 1. Понятие, структура и показатели трудового потенциала

1.1 Понятие трудового потенциала

Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10--15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политиче-ских и др.) определяются качествами человека как:

* специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);

* главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника -- носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);

* члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

* первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

* второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

* третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.

1.2. Трудовой потенциал работника

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.

Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы -- это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знании и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

* психофизиологический потенциал -- способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

* квалификационный потенциал -- объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

* личностный потенциал -- уровень гражданского сознания и со-циальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного со-гласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

1.3. Трудовой потенциал предприятия

Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в произ-водстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня про-фессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходи-мых организационно -технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше сум-мы составляющих ее частей -- индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект кол-лективного труда, который превосходит сумму сил работников, дейст-вующих индивидуально.

Таким образом, если совокупность физических и духовных способ-ностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потен-циала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования кол-лектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функцио-нальных, профессиональных и других характеристик групп работни-ков и отношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный по-тенциал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появле-ние новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых опе-раций.

Квалификационная структура определяется качественными изме-нениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и от-ражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое вы-ражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и "высокой степени удовлетворенности работников своим трудом. ресурсов Дипломная работа >> Экономика

... экономической жизни. Очерки теории, Новосибирск, 1991. С.35 Г.М.Зущина, Л.А.Костин. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества . ... Н. Я. Демографическая безопасность: сущность, задачи, система показателей и механизм реализации // Вопросы статистики...

  • Экономические законы и категории (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    Эпохи. В обществе действует система экономических законов. ... затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование... их индивидуальных трудовых затрат с общественно... производственного и интеллектуального потенциала общества Экономические категории истинны, ...

  • Курсовая работа >> Экономика

    ... Трудовые ресурсы 5 1.1. Понятие трудовых ресурсов 5 1.2. Состав трудовых ресурсов 9 2. Трудовой потенциал 12 2.1. Понятие трудового потенциала 14 2.2. Экономически активное и пассивное население 3. Распределение трудовых ресурсов ... трудовые ресурсы общества . ...

  • Трудовые ресурсы и занятость муниципального образования Нижнекамского района Республики Татарстан

    Дипломная работа >> Экономика

    ... системы профессионального образования; - содействие обновлению и укреплению кадрового потенциала ... экономически активного населения, составляющего ресурс экономики. Анализ баланса трудовых ресурсов ... оценка трудовых ресурсов , которыми располагает общество , ...





  • 4. Эволюция понятий о труде.



    Виды рынка труда.

    Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью для всех лиц наемного труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами.
    Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкурентностью. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

    13. Зарубежные модели рынка труда.
    Американская
    модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается.Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

    Японская модель рынка труда – это «система пожизненного найма, предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Модель предполагает закрытый вход и выход рабочей силы и постоянно высокие затраты на нее. Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Заработная плата зависит от множества критериев (стаж, квалификация и так далее). Работодатели проявляют интерес также к другим сторонам жизни наемных работников помимо профессиональной.

    Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании с целью создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае увязана с общей экономической политикой государства.

    Понятие и формы занятости.

    Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости. Формы: трудовая занятость, нетрудовая занятость. При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда. Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

    Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.

    Принципы оплаты труда.

    1) Принцип повышения реальной заработной платы по мере роста эффективности производствапредусматривает возможность получать за свой труд заработную плату в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности труда. Отсутствие такой связи может привести к получению незаработанных денег, к инфляции, а, следовательно, к снижению реальной заработной платы.

    2) Принцип опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы означает максимизацию трудовых доходов на основе развития и повышения эффективности производства. Его нарушение приводит к выплате необеспеченных товарами и услугами денег, инфляции, развитию негативных явлений в экономике

    3) Принцип дифференциации заработной платы призван учитывать зависимость трудового вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия от организации и условий труда, района расположения и отраслевой принадлежности предприятия.

    4) Принцип равной оплаты за равный труд означает как недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту и другим признакам, так и справедливость распределения средств по трудовому вкладу каждого работника. Это одно из важнейших требований к организации оплаты труда на предприятии, заключающееся и в том, чтобы показатели, используемые для учета затрат труда наемных работников, давали возможность оценивать их количество и качество.

    5) Принцип учета воздействия рынка труда обоснован необходимостью учета условий, складывающихся на рынке труда, где формируется оценка различных его видов, широкий диапазон заработной платы в сферах трудовой деятельности, занятость населения, и в конечном счете наличие спроса и предложения на рабочую силу.

    6) Принцип простоты и доступности призван обеспечить информированность работающих и потенциальных работников о формах, системах и размере заработной платы, что позволяет им предлагать свой труд за определенную, заранее известную плату, а работодателям – предъявлять на него спрос. Расчет заработной платы должен быть простым и вполне доступным для понимания всеми работающими.

    Труд в системе экономических ресурсов.

    Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться.

    Классификация труда осуществляется по наличию в труде творческой составляющей:

    1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции, приказу, когда работник не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

    2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей, знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деятельности человека(бета-труд).

    3)Существует гамма труд(связан с духовной деятельностью).

    Труд как процесс-вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и др. одновременно.

    Труд рассматривается как важнейший экономический ресурс (фактор производства).Согласно теории факторов производства к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля (природные ресурсы), капитал(здания), предпринимательские способности(вид творческих способностей ч-ка). Экономические ресурсы связаны с доходом(з/п, рента, %,прибыль).

    Экономические ресурсы делятся на:

    1.природные ресурсы 2. трудовой потенциал 3.ресурсы, произведённые человеком.

    Трудовой потенциал определяет возможности участия человека, коллектива, предпринимателя, и общества в целом в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал оценивается на уровне индивида, коллектива, общества.

    Состояние здоровья, нравственность, творческий потенциал, организованность, образование, профессионализм.

    Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться. Содержание труда- целесообразное преображение ресурсов природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии человека.
    2. Методы исследования проблем экономики труда.
    Методы: метод количественного и качественного анализа, экспериментальный метод, сравнительный, балансовый и дельфийский метод.
    3. Место экономики труда в системе экономических наук.

    Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде(эргономика, физиология, психология, гигиена, социология и т.д), опирается на разработки и результаты исследований каждой из этих наук. На практике происходит постоянное взаимопроникновение одних научных дисциплин в другие, что обеспечивает комплексное исследование всех проблем, составляющих содержание экономики труда.Однако их объединяет объект исследования - труд человека, трудового коллектива и общества в целом. экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.
    4. Эволюция понятий о труде.
    Первоначальное определение труда как деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей доминировало в течение XX века. Особенности труда, как объекта исследования можно охарактеризовать специальным основным положением:

    1. Труд представляет собой целую деятельность по созданию различных благ и услуг которая должна быть эффективно организована.

    2. Труд является одним из условий жизнедеятельности человека и общества в целом, а так же условием эффективного функционирования любой организации.

    3. Труд не может как товар, так как не является таковым. Товарную форму принимает услуга труда.

    4. В процессе трудовой деятельности формируется система социально-трудовых отношений, составляя стержень общественных отношений на уровне национальной экономики региона, организации и человека.

    Современный автор Б.Генкин определяя труд, акцентировал внимание именно на деятельность, направленную на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. По его мнению трудовая деятельность может осуществляться не только по принуждению, но и согласно внутренней мотивации.

    В рассмотренных трудовых отношениях следует ориентироваться на концепцию развития общества. Наиболее разработана формационная концепция общественного развития. Его основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Ключевым понятием в данном подходе является общественно - экономическая формация, охватывающая все стороны общественного развития. Весь ход истории - закономерные процессы смены общественно - экономической формации: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. К.Маркс выделил шестую «азиатский способ производства», он был в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия),

    расположенных в долинах крупных рек. Формационная модель включает такие элементы: развитие производственных сил, правовые отношения общественной связи, политический строй.
    5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала.
    Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

    Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

    · состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

    · профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

    · социально-личностными характеристиками.Количественная сторонатрудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

    Труд как экономический ресурс 1. Два подхода к определению сущности заработной платы. 2. Рынки труда: 3. а) конкурентный рынок труда; 4. б) модель монопсонии. 5. 3. Влияние профсоюза на рынок труда.

    Существует два подхода к определению сущности заработной платы. По трудовой теории стоимости товаром является рабочая сила, заработная плата представляет оплату стоимости рабочей силы. По маржинализму товаром является труд и, следовательно, заработная плата – это оплата труда.

    По трудовой теории стоимости товаром является не труд, а рабочая сила. Рабочая сила – это способность к труду. Она представляет совокупность физических и интеллектуальных способностей, необходимых для создания продуктов. Труд есть процесс потребления рабочей силы.

    По трудовой теории стоимости труд не может быть товаром так как: 1. Труда нет в момент найма, есть только способность к труду, т. е. рабочая сила. 2. Труд не имеет стоимости, он является источником (создателем стоимости). Стоимость – это овеществленный общественный труд. Поэтому труд является источником стоимости, но сам стоимости не имеет (в самом процессе расходования энергии труд не застывает, не овеществляется)

    Стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств существования, необходимых для воспроизводства работника и его семьи. Эта стоимость меньше, чем стоимость создаваемая трудом рабочего. Заработная плата внешне выступает как оплата труда. В действительности она представляет оплату стоимости рабочей силы.

    По теории маржинализма заработная плата представляет собой цену такого фактора производства как труд. Цена труда определяется рынком на основе соотношения между отраслевым спросом на труд и его предложением. Для определения целесообразного количества приобретаемого ресурса труда, надо сопоставлять доход, создаваемый каждым работником с издержками на оплату труда (установленную рынком). Нужно нанимать работников до тех пор, пока не будет достигнуто равенство между доходом, создаваемым работником и издержками на его оплату. Это будет предельный работник. У этого работника MRPL =MRCL. Все остальные, нанятые до предельного работника, будут создавать MRPL>MRCL.

    Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. W (номинальная) W (реальная) = P

    Повременная заработная плата – это денежная оплата трудовой услуги в зависимости от количества отработанного времени. Сдельная заработная плата – это оплата, рассчитанная в зависимости от количества произведенной продукции.

    Преимущества повременной оплаты: – Удобна для выполнения сложных и комплексных работ; – Создает предпосылки для качественной работы. Недостатки повременной оплаты: – Не стимулирует интенсивность труда; – Требует контроля за текущей деятельностью, а не за ее результатами.

    Преимущества сдельной оплаты: – Интенсифицирует труд; – Сокращает издержки по надзору. Недостатки сдельной оплаты: – Не заинтересовывает работника в повышении качества; – Не пригодна при сложных, длительных, комплексных работах.

    Совершенно конкурентный рынок труда предполагает: – Спрос на определенный вид труда предъявляет большое число конкурирующих между собой фирм; – Многочисленные работники одной и той же квалификации и профессии предлагают данный вид труда независимо друг от друга; – Отсутствие какого-либо объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсонии), так и их продавцов (монополия); – Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль над ставкой заработной платы. Заработная плата устанавливается рынком на основе соотношения между отраслевым спросом и предложением труда.

    W SL W 1 W 2 0 DL LD L 0 LS Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции

    W B SL= MRC W 0 DL= MRP L 0 Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

    Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Основными признаками монопсонии являются: 1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда. 2. Полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, нет возможности сменить работодателя при продаже своего труда. 3. Установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля над ценой труда в интересах максимизации прибыли.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина:

    Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях СКС

    1. Эффективность труда и ее показатели

    1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

    1.2 Компоненты деятельности человека

    1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

    2. Бестарифная система оплаты труда

    3. Элементы организации рабочих мест

    Приложения

    Список использованной литературы

    1. Эффективность труда и ее показатели

    В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства, или себестоимостью, во-вторых, рыночной стоимостью. Соотношение этих двух величин по каждому виду товаров и услуг, умноженных на их объем, определяет прибыльность и рентабельность производства.

    1.1 Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов

    Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.

    Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

    Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.

    Многие авторы выделяют предпринимательские способности, или предприимчивость, как отдельный вид экономических ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические, организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности, объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

    При использовании экономических ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).

    Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего времени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательские способности - это лишь один из видов творческих способностей человека. Вследствие указанных недостатков традиционной схемы классификации экономических ресурсов при обосновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность (пассионарность), организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным экономическим системам.

    Каждая из компонент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую очередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от преступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

    Таким образом, экономические ресурсы - это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции.

    1.2 Компоненты деятельности человека

    В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным, или б-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется новационным, творческим, или в-трудом.

    Типичным примером деятельности, в которой преобладает б-труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Здесь речь идет не о способностях работника, а об объективным возможностях их реализации. Регламентированным может быть деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, б-труд может быть как физическим, так и умственным.

    Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т.д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора.

    Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет б-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет в-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.

    В соответствии с двумя компонентами труда каждый его вид можно рассматривать как точку с координатами (б;в).

    1.3 Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда

    Основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики является анализ соотношения затрат и результатов. Затраты определяются по отношению к экономическим ресурсам. Результаты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателями конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.

    Отношение в общем случае называется эффективностью. Одним из аспектов этого понятия является эффективность по Парето, характеризующая такое распределение ресурсов, при котором результат по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.

    Результаты экономической деятельности чаще всего выражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому практически важнейшими показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.

    Продуктивность определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов. Степень продуктивности труда определяется количеством продукта, получаемого на единицу времени.

    Продуктивность системы в общем случае определяется по формуле:

    где p - продуктивность;

    О - объем продукции (услуг) за определенный период времени в натуральном, стоимостном или иных измерениях;

    I - затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции.

    Для определения продуктивности по видам ресурсов используются формулы вида:

    И т.п., (3)

    где p t - продуктивность труда;

    p k - продуктивность капитала;

    Т - затраты труда (рабочего времени);

    К - затраты капитала.

    Продуктивность труда может рассчитываться на единицу рабочего времени или на одного работающего. Объем продукции и затраты труда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.

    Если производительность труда представляет собой использование только живого труда, то продуктивность предусматривает использование наряду с живым трудом и материальных ресурсов, и капитала, и информации.

    Наряду с продуктивностью при анализе производственных систем используют и другие показатели:

    действенность;

    экономичность;

    качество;

    прибыльность (доходы/расходы);

    качество трудовой жизни;

    внедрение новшеств.

    Эти показатели характеризуют:

    действенность - степень достижения целей системы;

    экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

    качество - соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;

    прибыльность - соотношение между прибылью и издержками.

    При анализе эффективности труда существенное теоретическое и практическое значение имеет соотношение прибыли от данного вида деятельности и соответствующих затрат труда. Такое соотношение В.В. Новожилов назвал рентабельностью труда. Практически этот показатель целесообразно определять как рентабельность затрат на оплату труда или как рентабельность суммарных затрат на персонал:

    где r i - рентабельность труда i-го вида;

    D i - добавленная стоимость от деятельности персонала i-й группы;

    Z i - затраты на персонал i-й группы;

    Z i * - минимально допустимое значение Z i .

    Для экономики страны величина D i соответствует доле национального дохода, полученного в результате деятельности i-го вида (в частности, это может быть вклад i-й отрасли в национальный доход). Как один из показателей рентабельности труда можно рассматривать норму прибавочной стоимости.

    В макроэкономическом аспекте рентабельность труда характеризуется прежде всего долей заработной платы в национальном доходе страны. В России эта доля существенно ниже, чем в развитых странах (по различным оценкам, в 2-3 раза), что является одной из важнейших причин низких уровней эффективности экономики и потребления материальных благ. Соотношение цен и заработной платы не обеспечивает возможности реализации научно обоснованных норм потребления для большинства граждан России. Этим и обусловлена в первую очередь социальная нестабильность российского общества.

    2. Бестарифная система оплаты труда

    С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и нетрадиционные системы оплаты труда, такие, как «бестарифная» система.

    При «бестарифной» системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия.

    Заработок зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

    Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда представлен в Приложении 1.

    В основе установления квалификационного уровня лежит показатель, определяемый как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период (обычно это 6 месяцев или год) на сложившийся на предприятии минимальный уровень оплаты труда. При выполнении данного расчета учитываются и сверхурочные часы, и неполный рабочий день.

    Проведенные расчеты должны служить лишь основой для установления квалификационных уровней. Кроме этого необходимо учитывать уровень квалификации работника, особые дарования (талант организатора, талант ведения переговоров, знание иностранных языков и т.п.), коммуникабельность, творческий потенциал, способность переключаться на другие виды работы и т.д. По полученным показателям, а также с учетом квалификационных требований к работникам различных профессий все члены трудового коллектива распределяются по определенным квалификационным группам.

    Возможен и другой подход к определению квалификационного уровня работника, исходя из совокупности показателей, характеризующих сложность выполняемой работы, интенсивность труда, условия труда (факторы окружающей среды, сменность работы), образование, производственный опыт и знания работника (см. Приложение 2).

    Таким образом, при «бестарифной» системе оплаты труда заработок работника в значительной степени зависит от конечных результатов деятельности всего трудового коллектива Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н.Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 121-124. .

    Следует отметить, что такую модель необоснованно применять для наемных работников. В рыночной экономике за выполнение нормы труда наемный работник должен получить гарантированный заработок в виде тарифной ставки (оклада) и компенсационных выплат. Применять такую систему можно только там, где трудовой коллектив объективно может нести полную ответственность за результаты работы предприятия, например, в производственном кооперативе или на предприятии с коллективной собственностью (народном предприятии) Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19. - С. 29. .

    В практике применения «бестарифных» систем оплаты труда применяется вариант, предусматривающий вилку коэффициентов по каждому квалификационному уровню. Данный вариант, если используется «перехлестный» метод построения шкалы дифференциации квалификационных уровней, позволяет уменьшить диапазон сетки оплаты труда и учитывать при установлении квалификационных уровней не только соотношение фактического размера заработной платы и минимального за базисный период на предприятии, но и качественные характеристики работника.

    Применение вилки квалификационных уровней с широким диапазоном позволяет стимулировать работников за результаты труда, сократив количество премиальных положений. Конкретная величина квалификационного уровня устанавливается с учетом индивидуальных результатов труда работника.

    Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней, а также способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих такую систему, представлены в Таблице 1 Приложения 3.

    Особенностью приведенной в таблице тарифной сетки является использование «перехлестного» метода построения интервалов по квалификационным группам. Значения интервалов перекрывают друг друга таким образом, что среднее значение интервала предыдущей группы является нижним значением для следующего интервала. В результате работник предыдущей квалификационной группы при высоких результатах труда может иметь более высокий квалификационный уровень и, соответственно, заработную плату, чем работник последующей квалификационной группы. Например, работник квалификационной группы III при высоких индивидуальных результатах труда может иметь заработок такой же, как работник по квалификационной группе V с минимальными результатами труда. Такая гибкая система при четкой оценке результатов труда обеспечивает высокую заинтересованность работников в наиболее полезном использовании своего потенциала Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 98-99. .

    3. Элементы организации рабочих мест

    Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия. Рабочее место состоит из следующих элементов:

    производственной площади;

    основного оборудования;

    устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции,

    отходов и брака;

    устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений;

    подъемно-транспортных устройств;

    * приспособлений для безопасности и удобства работы. мастера цеха расфасовки

    Рабочее место представляет собой закрепленную, за отдельным рабочим или группой рабочих, часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

    Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

    Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

    С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

    С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда.

    С экономической стороны организация рабочего места должно обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

    Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

    Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

    Размещение работника в рабочей зоне;

    Положение рабочей зоны;

    Последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

    Последовательность вхождения человека в работу;

    Появление, наращивание и снижение утомляемости.

    Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение работника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

    Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

    Список использованной литературы

    1. Заработная плата. Расчет. Учет. Налогообложение в 2003 году. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 264 с.;

    2. И.Е. Глушков. Бухгалтерский учет на современном предприятии.

    3. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. Москва: «КНОРУС», Новосибирск: «ЭКОР-книга»,2003. - 1160 с.

    Мазманова Б.Г., Управление оплатой труда: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 368 с.: ил.;

    4.Экономика предприятия: Учебник под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.;

    5. Адамчука В.В. «Организация и нормирование труда». Учебное пособие. 2003г.;

    6. Громов М.Н. «Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях». Учебное пособие, 2005г.;

    7. Кутепова К.В., Побединский Г.В. «Научная организация труда и нормирование труда». Учебник для ВУЗов, 2004г;

    8. Полгари, Ю.И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю.И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004;

    9. Климова, М.А. Заработная плата. Практическое руководство / М.А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002 ;

    10. Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда / Н.А. Загарова // Управление персоналом. - 2005. - № 19.

    Приложение 1.

    Способ расчета заработной платы по «бестарифной» системе оплаты труда

    Заработная плата работника по «бестарифной» системе оплаты труда рассчитывается по формуле:

    где: ЗП i - заработная плата i-го работника;

    ФОТ к - фонд оплаты труда (ФОТ) коллектива (предприятия, участка, цеха), подлежащий распределению между работниками (руб.);

    ККУ i - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный i-му работнику при введении «бестарифной» системы оплаты труда (в долях единицы, баллах и других условных единицах измерения);

    КТУ i - коэффициент трудового участия i-го работника, характеризующий индивидуальные результаты его деятельности заоцениваемый период;

    Т i - количество рабочего времени, отработанного i-м работником;

    n - количество работников, участвующих в распределении ФОТ.

    Коллективу структурного подразделения по результатам месячной деятельности начислен ФОТ в размере 251790,0 руб. Как эта сумма может быть распределена между 30 работниками данного структурного подразделения, показано в таблице 4.

    Сначала рассчитывается количество баллов, заработанных каждым работником, путем перемножения квалификационного уровня,

    Отработанных за месяц часов и коэффициента трудового участия. Затем определяется стоимость одного балла делением ФОТ на сумму баллов всех работников (251790: 15260 = 16,5). И, наконец, рассчитывается заработок каждого работника путем перемножения стоимости одного балла на количество начисленных баллов. В этом случае заработная плата Иванова составит:

    Аналогичный расчет делается по каждому работнику.

    Таблица 4

    Распределение коллективного ФОТ между работниками структурного подразделения по «бестарифной» системе Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 123.

    Приложение 2.

    Определение квалификационного уровня работника Полгари, Ю. И. Оплата труда и активизация инновационной деятельности персонала / Ю. И. Полгари, Н. Г. Бобрицкий. - Нн.: Юнипак, 2004. - С. 124.

    Формула расчета ККУ i-го работника:

    где: КСР j - коэффициент сложности работ (определяется как средневзвешенная величина путем деления месячных тарифных ставок по разрядам выполненной работником в базисном периоде работы на тарифную ставку 1-го разряда);

    КИТ j - коэффициент интенсивности труда (устанавливается с учетом фактически сложившихся размеров доплат за совмещение профессий и расширение зон обслуживания);

    КУТ j - коэффициент условий труда (определяется в виде процентной надбавки к коэффициенту сложности работ за вредные и опасные условия труда по результатам аттестации рабочих мест и за работу в ночное время);

    КОР z - коэффициент, характеризующий уровень образования работника (вводится повышающий коэффициент, если уровень образования работника превышает требования рабочего места);

    КЗР z - коэффициент, характеризующий производственный опыт и знания работника (определяется экспертом по стажу работы сотрудника и уровню его профессионального мастерства).

    Приложение 3.

    Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней и способ расчета заработной платы на предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты труда Климова, М. А. Заработная плата. Практическое руководство / М. А. Климова. - М.: «Налоговый вестник», 2002. - С. 99.

    Таблица 1

    Вариант построения сетки соотношений в оплате труда работников различных квалификационных уровней Климова М. А. Указ. соч. - С. 99.

    Квалификационные

    Группы работников

    Квалификационные уровни

    Вилки соотношений в оплате труда

    Среднее значение

    Коэффициента в интервале

    Служащие

    Специалисты всех

    направлений

    Руководители структурных подразделений

    Руководители предприятий и их заместители

    На предприятиях, применяющих «бестарифную» систему оплаты, заработная плата каждого работника рассчитывается по формуле:

    где: ЗП i - размер заработной платы i-го работника;

    К i - коэффициент, показывающий во сколько раз оплата труда i-го работника выше минимальной;

    Сумма значений Кi для всех работников предприятия

    Подобные документы

      Условия труда - совокупность факторов трудовой деятельности, влияющих на здоровье и работоспособность человека, эффективность производства. Оценка уровня и опасности условий труда с помощью частных показателей, обобщенной оценки; аттестация рабочих мест.

      контрольная работа , добавлен 16.09.2011

      Кадровый состав предприятия. Характеристика трудовых ресурсов. Понятие и значение производительности труда, показатели и методы ее измерения. Формы и системы оплаты труда. Анализ эффективности труда. Материальное и нематериальное стимулирование труда.

      курсовая работа , добавлен 19.12.2010

      Принципы, формы и системы оплаты труда на предприятиях. Регулирование оплаты труда на предприятиях разных форм собственности. Мотивация и стимулирование труда. Опыт предприятий по организации оплаты труда. Тендннции в оплате труда в США.

      курсовая работа , добавлен 09.12.2006

      Сущность оплаты и материального стимулирования труда рабочих на предприятии. Формы и принципы организации оплаты труда рабочих. Анализ использования труда и проблемные аспекты в отношении вопросов оплаты труда рабочих на ОАО "Волжский трубный завод".

      дипломная работа , добавлен 19.02.2012

      Понятие, структура и показатели трудового потенциала. Трудовые ресурсы общества, их измерение. Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность труда. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в России. Качество трудовой жизни.

      Организационно–функциональная структура управления. Цель, задачи и направления анализа организации труда. Анализ уровня разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, состояния нормирования труда, систем оплаты и мотивации труда.

      курсовая работа , добавлен 06.02.2013

      Характеристика предприятия и цеха ОАО "Могилёвский мясокомбинат". Содержание и задачи организации труда, планирования рабочих мест и формирования кадровых ресурсов. Разделение, кооперация и техническое нормирование труда; обслуживание рабочих мест.

      курсовая работа , добавлен 14.10.2012

      Система оплаты труда как способ исчисления размера заработной платы сотрудника в соответствии с результатами его работы или затратами труда. Эффективность сдельной формы оплаты труда. Ее особенности и основные виды. Условия повременной формы оплаты труда.

      презентация , добавлен 24.09.2012

      Оплата труда работников в системе управления персоналом: достоинства и недостатки. Объективные предпосылки создания систем оплаты труда. Виды систем оплаты труда. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Нетрадиционные системы оплаты труда, бонусы.

      курсовая работа , добавлен 19.12.2007

      Сущность, значение, элементы и особенности организации труда рабочих на предприятии. Система стимулирования рабочих. Принципы организации производственных взаимосвязей работников со средствами производства. Направления формирования эффективного работника.

    ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

    Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

    Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

    1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

    2) ослабление сечений отверстиями;

    3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

    4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

    5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

    6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

    7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

    Некоторые из указанных недостатков устранимы.

    Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

    Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

    Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

    /././. Сущность трудового процесса

    По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



    Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

    Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

    В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

    С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

    Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

    1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

    Жрецу подчинялся с охотою воин,

    Тому и другому служили умельцы,

    И люди торговые, и земледельцы,

    А им угождали покорные шудры, -

    Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

    2 См.: [Фасмер].

    населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

    Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

    Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

    Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

    Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

    1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

    Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

    Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

    Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

    Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

    Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

    ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

    В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

    Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

    Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

    Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.