Социальная политика республики беларусь. Государственная адресная социальная помощь

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением каче­ства жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связя­ми и отношениями.

Способствовать независимым СМИ и свободе информации. Объективные новости и информация, ориентированные на местный, региональный и национальный уровни, будут предоставляться онлайн-ресурсом средств массовой информации. Ведущий региональный веб-сайт будет поддерживаться, обновляться и продвигаться, чтобы информировать граждан о политических и экономических событиях в течение важного года выборов.

Содействие гражданскому и демократическому образованию. Содействовать гражданскому и демократическому образованию. Белорусская молодежь будет обучаться в рамках западных учебных программ и методов обучения. Семинары, объединяющие молодых людей и учителей для обмена опытом и передовыми методами обучения. Содействие свободным и справедливым выборам.

Субъектами социальной политики являются те, кто актив­но взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной поли­тики и реализует ее. К ним относятся государственные ведом­ства и учреждения, органы местного самоуправления, различ­ные негосударственные объединения, коммерческие структу­ры, профессиональные работники, а также отдельные гражда­не, действующие в рамках гражданской инициативы.

Содействовать свободным, справедливым и прозрачным выборам. Случаи мошенничества с выборами будут задокументированы, поданы соответствующие жалобы, а общественность сообщит о нарушениях избирательного законодательства через независимые средства массовой информации и социальные сети.

Содействие свободе СМИ. Защищать свободу информации и поддерживать независимые СМИ. Будет отслеживаться свобода СМИ по всей стране, будут зафиксированы нарушения прав СМИ, а информация о них будет широко распространена, а местные журналисты и средства массовой информации будут поддержаны.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфра­структурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приори­теты социального развития и способы их достижения по отно­шению ко всему обществу: утверждаются нормативно-право­вые акты, регулирующие общие принципы социальной полити­ки в стране; устанавливаются минимальные социальные гаран­тии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипен­дий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.

Будет расширяться и продвигаться веб-сайт, контролирующий практику государственных закупок. Будут проведены семинары для представителей гражданского общества, средств массовой информации и правительства, подготовленный и опубликованный политический документ, а также официальные консультации по этому вопросу. Будут подготовлены и распространены материалы для повышения осведомленности общественности о государственных закупках.

Содействие независимой культуре и активизму. Усилить независимую культуру, гражданскую активность и национальную идентичность. Ряд мероприятий будет проходить по всей стране, включая музыкальные выступления, публичные лекции, семинары и дискуссии по социокультурным темам. Другие программные мероприятия включают передвижные выставки, молодежный образовательный семинар, конкурс культурных инициатив и расширение веб-сайта.

Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни на­селения различных стран.

Уровень жизни - это степень обеспеченности насе­ления материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мо­тивом деятельности человека. Вполне нормально, ес­ли их рост вызывает рост уровня жизни.

Способствовать гражданской активности на местном уровне. Сообществам будет оказано содействие в повышении их влияния на процессы принятия решений местными органами власти посредством серии информационно-пропагандистских кампаний. Местные инициативы будут поддерживаться в защите и продвижении своих прав и интересов посредством консультаций, тренингов, общественных собраний и апелляций, веб-сайта и справочника.

Будет проведена конференция, круглые столы и учебный семинар. Общественность будет проинформирована через веб-сайт, социальные сети, местные независимые СМИ, листовки и буклеты. Расширение доступа к независимой информации. Расширение независимых СМИ и свобода информации. Новый мультимедийный портал и мобильные приложения для предоставления гражданам объективной информации о местных и национальных событиях будут начаты в важный год выборов. Портал будет публиковать оригинальный контент, а также электронные издания местных независимых газет.

Для оценки уровня жизни используется, как пра­вило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промыш­ленными товарами (обычно в расчете на 100семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Также будет проведен ряд тренингов по журналистике и круглых столов. Укрепление политических институтов. Чтобы помочь демократическим политическим партиям и движениям привлечь новых сторонников и углубить их взаимодействие с гражданами между выборами. Белорусским политическим партиям будет предложено разработать планы развития граждан, включая конституционные отношения, встречи с активистами и кампании «от двери до двери». Руководителям партий и активистам будет оказана помощь в более эффективном взаимодействии с нынешними и будущими сторонниками.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потреб­ляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона пи­тания и т.п.).

Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов насе­ления, динамика которого определяется уровнем за­работной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской де­ятельности и личного подсобного хозяйства, величи­ной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.

Повышение квалификации независимых журналистов. Повысить навыки независимых журналистов и руководителей СМИ. Проект организует программу ознакомительных поездок для региональных журналистов и медиа-менеджеров. Программа будет состоять из семинаров, визитов в редакцию и специализированных тренингов. Участники получат практический опыт в области редакционного и медиа управления, разработки контента, производства и распространения.

Увеличение потенциала независимых средств массовой информации и гражданского общества. Повысить навыки независимых СМИ и представителей гражданского общества. Школа данных для независимых журналистов и активистов гражданского общества будет сосредоточена на сборе, анализе, проверке и визуализации информации с открытым исходным кодом. Кроме того, эксперты проведут публичные лекции и семинары по исследованию и проверке информации.

Основные направления социальной политики

Перераспределительная деятельность в области доходов на­селения имеет конечной целью обеспечение социальной спра­ведливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются диф­ференциация налоговых ставок, изменение системы налогооб­ложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягче­ния дифференциации личных доходов в мировой практике при­меняются:

Повышение влияния белорусского третьего сектора. Создать потенциал и охват региональных организаций гражданского общества. Будет проведен ряд совещаний по планированию и оценке, а также целевые тренинги для активизации работы местных и региональных инициатив.

Повышение навыков независимых журналистов. Повысить навыки независимых журналистов. Для молодых журналистов будет организована школа аналитической журналистики, которая будет проходить обучение у известных белорусских и международных экспертов в области средств массовой информации. Будет опубликован ряд статей, посвященных необходимым реформам, и будут организованы учебные сессии и учебные поездки за рубеж.

Не облагаемый налогом вычет из дохода, который соотно­сится с принятым в стране прожиточным минимумом или ми­нимальной заработной платой;

Пропорциональное налогообложение с минимальной став­кой (10-30 %);

Прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40-50 %).

С этой же целью устанавливаются и налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной пла­ты и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объе­мах и через какие каналы реализует стабилизирующую функ­цию социальной политики. При этом наиважнейшими задача­ми являются нахождение объективного критерия предоставле­ния налоговых льгот и определение оптимального уровня нало­говой нагрузки.

Усилить гражданское общество в регионах. Будет поддерживаться офис, обслуживающий ресурсный центр и веб-сайт. Содействовать гражданскому участию и свободе информации. Будет организована серия учебных курсов гражданской журналистики. Молодым людям будут обеспечены основные навыки журналистики, в том числе теоретические и практические компоненты. Будет предложена более продвинутая тема, такая как журналистика данных, визуализация, а также видео, фото и аудио продукция. Будет продолжена серия электронных публикаций и веб-сайта.

Будет поддерживаться, развиваться и расширяться онлайн-портал, который позволяет гражданам обращаться в государственные органы и выражать общественную озабоченность по актуальным вопросам. Веб-сайт будет опубликован через презентации семинаров, брифинги для прессы, страницы социальных сетей и рекламные листовки.

С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой - реализуя социальную поли­тику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджет­ных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кро­ме того, существуют определенные границы прироста ВВП, в связи с чем объемы социальных выплат должны быть скоррелированы с экономическими возможностями государства. В противном случае могут возникнуть дефицит бюджета и спро­воцированная им инфляция.

Продвижение независимого анализа. Содействовать демократическим идеям и ценностям. Регулярный анализ будет опубликован на независимом веб-сайте, который также будет служить агрегатором аналитических текстов, созданных мозговыми центрами. Продвижение независимых региональных СМИ в Беларуси.

Содействовать качеству и жизнеспособности независимых СМИ. Продуктивная конвергенция печатного и онлайн-производства будет поощряться пилотированием инновационной стратегии технической помощи для расширения возможностей региональных СМИ. Будет создана модель для обеспечения большей устойчивости и развития независимых региональных СМИ.

Одним из направлений перераспределения доходов являет­ся также государственная ценовая политика. Все мероприя­тия в этой области базируются на наблюдении за динамикой Цен для определения ее влияния на стоимость жизни. В этих Целях исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и за тем, по необходимости, осуществляется индексация или ком­пенсация доходов населения.

Содействие местному активизму и свободе слова. Содействовать гражданской активности и свободе информации. Граждане будут проинформированы о походах правительства в тарифы на жилье и коммунальные услуги, будут опубликованы статьи по этой теме, а также совещания по успешным инициативам арендаторов.

Продвижение молодежного активизма через независимую культуру. Продвигать молодежную активность и независимую культуру. Для молодежи в Минске и регионах страны будет проведен ряд культурных мероприятий, встреч с видными деятелями, лекций, чтений, семинаров и других самостоятельных мероприятий. Будет оказана помощь в поддержке молодежной активизации и продвижении белорусского языка и культуры, а также будет поддерживаться и расширяться веб-сайт.

Индексация - это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем уве­личения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на за­ранее оговоренный процент. При этом используются корректи­рующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определя­ющие минимальные гарантии индексации. Задача индексиро­вания доходов состоит в сохранении определенного уровня жиз­ни населения в том или ином временном периоде.

Белорусским неправительственным организациям, которые стремятся зарегистрироваться на законных основаниях и работать в соседней стране, будет оказана административная и организационная помощь. Также будет проведен ряд консультаций и тренингов. Для повышения осведомленности общественности будут проведены семинары.

Обеспечение более эффективной помощи гражданскому обществу. Содействовать координации и повысить эффективность программ реализации и помощи, работающих с организациями гражданского общества Беларуси. Международная группа сторонников и исполнителей, которая собирается на регулярной основе для улучшения стратегий помощи Беларуси, будет созвана в соседней стране после серии углубленных подготовительных и последующих мероприятий.

Компенсация - это возмещение населению части дополни­тельных расходов, вызванных повышением цен на группы то­варов массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает посто­янной систематической поддержки людей.

Укрепление и защита независимых интернет-СМИ. Способствовать свободе информации и Интернета. Независимые новостные и информационные сайты будут поддерживаться и защищаться. Будет обеспечен безопасный, надежный хостинг и техническая поддержка. Новые веб-сайты будут разработаны, а существующие сайты будут переработаны. Будет проведен ряд тренингов и консультаций для профессионалов и представителей СМИ.

Укрепление гражданского общества и участия граждан в Беларуси. Будет поддерживаться и расширяться успешная платформа электронного петиции, которая помогает гражданскому обществу и гражданам в проведении информационно-пропагандистских кампаний. Будет проведена серия дискуссий за круглым столом и мероприятий по определению приоритетов, разработке стратегий, представлению результатов и планированию будущих пропагандистских кампаний.

При фиксировании роста цен на социально значимые това­ры государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денеж­но-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитова­ние отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и об­щепризнанные социальные права человека в ситуациях соци­ального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как след­ствие, заработка как источника средств к существованию. К чи­слу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, по­терю работы или кормильца, трудовое увечье или профессио­нальное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, тех­ногенного и военного характера.

Усиление региональных молодежных инициатив. Увеличить потенциал и гражданскую деятельность молодежных инициатив. Региональным молодежным активистам, инициативам и организациям будет оказана помощь. Будет поддерживаться веб-сайт, расширяться региональная сеть, организовываться тренинги для укрепления участия и добровольчества, поддерживаться региональное развитие и проводиться мероприятие по гражданским сетям.

Поддержка ведущего независимого медиа-выхода. Ведущая независимая газета будет по-прежнему выпускаться и распространяться еженедельно. Будет поддерживаться и развиваться онлайн-издание печатной газеты. Поддержка независимого журнала. Содействовать свободному и информированному обмену идеями и мнениями по важным социальным, политическим, экономическим и культурным вопросам, касающимся Беларуси и евроатлантического мира. Печатный выпуск независимого белорусскоязычного журнала будет по-прежнему публиковаться и регулярно распространяться в течение важного года выборов.

Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные зав­траки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов представляют собой ее натуральную форму.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное об­служивание.

Социальное страхование - это система компенсации насе­лению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работода­телей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы за­страхованных - это специально устанавливаемый налог, кото­рый не зависит от величины заработка. Отчисления нанимате­лей на эти цели относятся последними на издержки и возмеща­ются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построен­ным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматрива­ются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств социального страхования могут осуществ­ляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным на­правлением является пенсионное обеспечение. В мире сущест­вуют два основных вида пенсионных систем:

1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работаю­щее население финансирует потребности пенсионеров);

2) систе­мы накопительного характера, при которых работающее насе­ление вкладывает средства в специальные фонды для последу­ющего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Беларуси используется система первого типа. В соответст­вии с ней пенсии делятся на:

а) трудовые (страховые), финан­сируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);

б) социальные, выпла­чиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).

Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенса­ции дополнительных расходов в определенных случаях. Посо­бия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчаст­ным случаем на производстве, профессиональным заболевани­ем и т.д.

Особое место занимают пособия по безработице, основное на­значение которых состоит в недопущении резкого падения до­ходов временно не занятых работников. Финансирование вып­лат осуществляется из средств государственного бюджета и Го­сударственного фонда содействия занятости.

Социальнаяпомощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других ис­точников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социально­го страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспе­чение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.

Одним из основных направлений социальной помощи явля­ются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффектив­ные системы адресной социальной помощи, по подсчетам эко­номистов, в состоянии охватить до 10-15 % населения. В на­шей стране адресная социальная помощь оказывается, если со­вокупный среднемесячный доход семьи за три последних меся­ца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции - компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возмож­ностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно по­лезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безна­личных жилищных субсидий для малоимущих категорий насе­ления.

Социальное обслуживание - это создание условий для со­циальной адаптации людей, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации, путем оказания социальной поддержки, пред­оставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливо­сти, доступности, конфиденциальности и добровольности. Ус­луги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пен­сионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, ос­тальным - на условиях частичной оплаты. К числу социаль­ных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хо­зяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приуса­дебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

Следует отметить, что ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя пре­жде всего государство, перераспределяя уже распре­деленные доходы.

В целом распределение трудовых доходов воздействует на уровень жизни населения в двух основных формах – как распределение между работниками и неработающими (иждивенцами) и как распределение внутри совокупности работников.

› Социальная политика

Социальная политика Беларуси: ориентация на человека

Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать - на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок - на бесплатное образование.

В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.

Семья и дети под защитой государства

Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.

В Республике Беларусь по данным переписи населения проживают более 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн. - семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей.

В стране функционирует доказавшая свою эффективность система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Предоставление правовых гарантий начинается еще до рождения ребенка. Беременным женщинам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, оплачивается отпуск по беременности и родам (126-160 календарных дней). Работающей матери или отцу, другим родственникам ребенка предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с сохранением рабочего места. Отпуск может быть использован полностью либо по частям.

В период нахождения в социальном отпуске выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, причем независимо от занятости и доходов родителей, т.е. практически всем семьям. Размеры пособия составляют: на первого ребенка - 35 процентов среднемесячной заработной платы работников по республике; на второго и последующих детей - 40 процентов; на ребенка-инвалида в возрасте до 3-х лет - 45 процентов.

Всего в стране назначается 11 видов пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

Для обеспечения сбалансированным питанием детей раннего возраста в малообеспеченных семьях предоставляется бесплатное питание детям первых двух лет жизни. Причем при рождении двойни и более детей этот вид государственной адресной помощи предоставляется независимо от доходов семьи. Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются бесплатными лекарствами.

Особой заботой государства пользуются многодетные семьи. Значительные государственные инвестиции направляются для улучшения жилищных условий данной категории семей, предоставления льготного (бесплатного) питания в учреждениях образования, др.

Система правовых гарантий и льгот семьям с детьми постоянно совершенствуется. В 2015 году введена масштабная социальная программа - семейный капитал (единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей).

Наряду с мерами материальной поддержки на законодательном уровне предусмотрены правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового, налогового, пенсионного законодательства.

Важную роль в укреплении семейных ценностей, повышении престижа семьи играют общественные и религиозные объединения.

Государственная адресная социальная помощь

С 2001 года в республике создана система государственной адресной социальной помощи, которая направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и призвана обеспечить поддержание доходов малообеспеченных граждан на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - БПМ).

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». В рамках системы адресной помощи предоставляется пять социальных выплат, которые охватывают значительное число нуждающихся граждан.

Кстати, в 2014 году получателями государственной адресной социальной помощи стали 217,8 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 424,8 млрд. рублей, за 9 месяцев 2015 года получателями помощи стали 189,2 тыс. человек на сумму 404,6 млрд. рублей.

Социальная защита пожилых людей и инвалидов

Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантировано право . Сегодня в Беларуси пенсии получает почти треть населения (более 27 процентов).

В республике назначаются и выплачиваются трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца (в том числе сиротам), за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении 60 лет, женщинам по достижении 55 лет (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Исходя из общих направлений социальной политики в рамках специальных государственных программ проводится работа по оказанию поддержки нуждающихся в ней различных категорий граждан. Оказывается содействие в поддержании их жизненного уровня, решении социально-бытовых проблем, социально-психологической и медицинской реабилитации.

Особое внимание уделяется социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, одиноким пожилым гражданам и инвалидам. С учетом проведенных обследований условий жизни и состояния здоровья удовлетворяются их потребности в улучшении жилищных условий, технических средствах социальной реабилитации, ремонте жилья, средствах телефонной связи.

Ветераны войны, труда и инвалиды имеют ряд льгот, а также право оздоровления в санаториях системы Министерства труда и соцзащиты. Содержание 4 санаториев на 864 места осуществляется за счет республиканского бюджета.

Санатории работают круглогодично со 100-процентной загрузкой и ежегодно в них поправляют свое здоровье более 16,5 тысяч человек.

Во всех санаториях создана необходимая безбарьерная среда, в санаториях «Белая Вежа», «Ясельда» и «Вяжути» созданы условия для проживания и организации лечения инвалидов-колясочников.

Санатории Минтруда и соцзащиты социально ориентированы и, как правило, в них оздоравливаются граждане, которым по законодательству предоставлено право бесплатного санаторно-курортного лечения (в основном это инвалиды 1 и 2 группы). На условиях частичной оплаты стоимости путевки проходят курс санаторно-курортного лечения ветераны труда и инвалиды 3 группы.

Наличие современного медицинского оборудования позволяет на высоком уровне проводить оздоровление граждан в соответствии с профилями санаториев. К услугам оздоравливающихся представлен широкий перечень физиотерапевтических, диагностических процедур. Медицинское оборудование постоянно обновляется.

Укрепляется материально-техническая база санаторно-курортных организаций, в период 2009 - 2015 годов дополнительно введено в эксплуатацию 223 места, проведены реконструкции зданий водогрязелечебниц в санаториях «Белая Вежа», «Березина» и «Ясельда», лечебного корпуса в санатории «Березина», котельной в санатории «Вяжути», построен бассейн в санатории «Ясельда».

Социальное обслуживание

В каждом административном районе республики созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - что соответствует государственному социальному стандарту в области социального обслуживания.

Социальные услуги нуждающимся гражданам и семьям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Посредством социального обслуживания нуждающиеся нетрудоспособные граждане обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в том числе на дому, с учетом их индивидуальных потребностей.

Оказание услуг на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания. Численность граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.) на 1 октября 2015 г. составила 87,6 тыс. человек.

С целью осуществления круглосуточного и дневного ухода за нетрудоспособными гражданами в центрах функционируют 61 отделение круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2 173 места и 87 отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста.

Для оказания содействия инвалидам в восстановлении или компенсации нарушенных (утраченных) вследствие заболевания способностей к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни в центрах работают 152 отделения дневного пребывания для инвалидов, которые на постоянной основе посещают более 4 тыс. человек.

Для развития трудовых навыков в таких отделениях работают 253 реабилитационно-трудовые мастерские, более 1200 кружков (секций) по интересам.

При внедрении новых форм социальной работы с населением в Республике Беларусь приоритеты отданы стационарозамещающим формам социального обслуживания, как наиболее экономичным и отвечающим потребностям находящихся в трудной жизненной ситуации граждан.

Для оказания услуг сопровождаемого проживания в структуре территориальных центров социального обслуживания населения создаются соответствующие отделения.

В рамках услуг почасового ухода за малолетними детьми оказывается помощь по уходу за ребенком-инвалидом в неполных семьях, в том числе кратковременное (в течение дня) освобождение родителей от ухода за ним.

В регионах республики по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов активно внедряются новые формы жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для сельской местности характерны такие инновационные формы работы для граждан пожилого возраста как дома самостоятельного (совместного) проживания, «приемные семьи».

Сеть государственных учреждений социального обслуживания осуществляют стационарное социальное обслуживание. Функционирует 80 домов-интернатов для престарелых и инвалидов: 47 психоневрологических домов-интернатов (12,6 тыс. человек); 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа (4,0 тыс. человек); 10 детских для 1,7 тыс. детей-инвалидов и молодых инвалидов.

В стационарных учреждениях социального обслуживания оказывается широкий спектр социальных услуг: консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных услуг и иных.

Сегодня нуждающиеся граждане могут воспользоваться такими новыми формами социального обслуживания, как:

  • предоставление социальных услуг по краткосрочному проживанию (до 1 месяца) пожилых людей и инвалидов на платной основе;
  • предоставление услуг по пребыванию пожилых людей и инвалидов в отделениях повышенной комфортности на платной основе с проживанием в 1-2 местных номерах с удобствами и другими дополнительными услугами;
  • услуга социальной передышки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов;
  • сопровождаемое проживание инвалидов с целью оказания содействия им в подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений, адаптации к условиям быта и трудовой деятельности.

В рамках эксперимента, проводимого в г. Минске, граждане получают на условиях договоров пожизненного содержания с иждивением: на дому - комплекс социальных услуг, а в домах-интернатах - в том числе с проживанием.

Начиная с 2013 года, законодательством Республики Беларусь в сфере социального обслуживания населения предусмотрено внедрение государственного социального заказа. Государственный социальный заказ определен как механизм привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов.

В 2015 году основным исполнителем государственного социального заказа выступает Белорусское Общество Красного Креста, которое оказывает медико-социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам.

Социальная реабилитация инвалидов

В республике инвалиды, дети-инвалиды составляют 5,8 % населения. Задача государства и общества - социальная поддержка инвалидов, реализация их права на достойную жизнь, труд и отдых.

Социальная защита инвалидов - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. В ходе ее реализации создана законодательная база правового обеспечения решения проблем инвалидности, реализуется ряд государственных социальных программ. Для координации политики в отношении проблем инвалидности образован Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов, в состав которого входят первые лица республиканских органов государственного управления, занимающихся вопросами труда и социальной защиты, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, общественных объединений инвалидов и других неправительственных организаций. Возглавляет Республиканский межведомственный совет Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.

Важнейшей составной частью системы социальной защиты инвалидов является поддержание уровня их материального обеспечения (пенсионные и страховые выплаты), проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитаций, обеспечение занятости на рынке труда, обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, оказание материальной помощи.

Особое место в области социальной реабилитации инвалидов занимает вопрос обеспечения их техническими средствами социальной реабилитации.

В соответствии с законодательством обеспечение инвалидов I и II группы техническими средствами социальной реабилитации осуществляется бесплатно и на льготных условиях за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее — РУП БПОВЦ) является предприятием по оказанию протезно-ортопедической помощи населению и изготовлению более 70 процентов наименований изделий, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации.

Более 80 процентов средств реабилитации производится по индивидуальным заказам с одновременным обслуживанием состоящих на учете граждан медицинским персоналом отделения амбулаторного протезирования головного предприятия и медицинским персоналом филиалов РУП БПОВЦ.

В республике ежегодно обеспечиваются протезно-ортопедическими изделиями более 41 тыс. человек.

Возрастают требования к созданию необходимых условий для свободного перемещения инвалидов в окружающей среде.

Определенный вклад в решение многих проблем инвалидов внесен государственными программами: Комплексной программой социального развития на 2011-2015 годы (состоит из трех подпрограмм: «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов», «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания»); Государственной программой по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 - 2015 годы.

Целью и основными задачами государственных программ являются улучшение качества жизни инвалидов и их социальная интеграция в общество путем реализации мер по восстановлению и компенсации нарушенных или утраченных способностей, обеспечения занятости на рынке труда; совершенствования отечественной реабилитационной индустрии; приобщения инвалидов к художественному творчеству, физической культуре и спорту; обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц к объектам социальной инфраструктуры.

В республике сформирован комплекс технических нормативных правовых актов (технические регламенты, технические кодексы, государственные стандарты, технические условия), позволяющий при проектировании зданий и сооружений выполнять базовые нормы по созданию безбарьерной среды.

Требования действующих строительных норм и правил являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, юридических и физических лиц, осуществляющих разработку проектно-сметной документации. Законодательством республики определена ответственность за невыполнение норм безбарьерной среды при проектировании, строительстве и приемке объектов.

Многими отечественными организациями освоены и серийно производятся подъемные платформы вертикального и наклонного перемещения, подъемники боковые с ручным приводом. Сборные модульные пандусы изготавливаются по заказам.

За 2011-2014 годы работы по созданию безбарьерной среды выполнены более чем на 7800 объектах. В рамках совершенствования системы транспортного обслуживания закуплено около 1000 единиц низкопольного пассажирского транспорта.

Поэтапно осуществляются работы по созданию безбарьерной среды в аэровокзальном комплексе РУП «Национальный аэропорт Минск», в Минском метрополитене. Белорусской железной дорогой за 2011-2014 годы приобретено 16 современных электропоездов и 3 дизель-поезда.

При проведении ремонта существующей улично-дорожной сети производится понижение бордюрного камня в местах переходов. Обеспечивается установка дорожных знаков, светофорных объектов, оборудованных звуковыми сигналами.

Развивается система коммуникационного и информационного обеспечения инвалидов по зрению, слуху. Ведущими республиканскими телерадиокомпаниями проводится работа по обеспечению доступности информационной среды.

Белорусский союз женщин: мы в ответе за детский смех и счастье стариков

Беларусь входит в первую тридцатку стран по таким показателям, как представительство женщин в органах законодательной власти и участие женщин в процессе принятия решений. 29,7% от общего состава Национального собрания (законодательного органа страны) - женщины. Их число среди государственных служащих всех уровней управления составляет 68,5%.

Белорусские женщины занимают активную жизненную позицию и не ждут, когда их проблемы будет решать государство. Многие принимают непосредственное участие в общественной жизни страны, невзирая на работу и даже высокие государственные посты, а также домашнюю занятость. Свои интересы они отстаивают в рамках работы более 30 общественных объединений, самое авторитетное из которых - Белорусский союз женщин - было создано 14 декабря 1991 года. В рядах данной организации более 180 тыс. женщин.

Белорусский союз женщин содействует повышению роли женщин в принятии управленческих решений, их активному всестороннему участию в реализации задач построения сильной и процветающей Беларуси.

Первичные организации Союза созданы во всех регионах республики, в городе и на селе, практически на каждом крупном предприятии, во многих других трудовых коллективах и учебных заведениях.

В состав исполнительного органа этого общественного объединения - Президиума Белорусского союза женщин - входят самые известные в стране женщины, в том числе занимающие важные государственные посты, руководящие крупными бизнес-компаниями.

Цель Союза - содействие в защите прав и законных интересов женщин, семьи и детей, обеспечении достойного положения женщины в обществе, повышении роли женщин в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны.

Активистки Белорусского союза женщин занимаются защитой прав женщин и детей, организацией просветительской и консультационной деятельности, содействуют укреплению семьи, охране и улучшению здоровья женщин, повышению качества жизни всех граждан Беларуси. В частности, в течение года руководство Белорусского союза женщин проводит прием по личным вопросам и консультации женщин и членов их семей по вопросам трудового, жилищного законодательства, семейного права, социальной защиты женщин и детей. Велика их роль в духовно-нравственном возрождении общества и сохранении культурного наследия Беларуси.

Именно по инициативе Белорусского союза женщин в нашей стране был учрежден День матери, который отмечается ежегодно 14 октября. Созданы и активно работают клуб «Деловые женщины Беларуси», клуб женщин-ученых, отделение «Сельчанка». Под эгидой Союза ежегодно проходят республиканские конкурсы «Женщина года», «Лучшая многодетная семья», на которых чествуют женщин, добившихся успехов в профессиональной, общественной и благотворительной деятельности, воспитавших прекрасных детей. Совместно с Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения участницы общественного объединения проводят благотворительные акции «Здоровье женщины — здоровье нации», «Наши дети».

Еще одно направление деятельности БСЖ - женская дипломатия: подписаны соглашения о сотрудничестве и налажена активная работа с союзами женщин ряда зарубежных стран, в том числе России, Украины, Литвы, Вьетнама, Индии, Кореи, Кубы, Ливии, Сирии. Совместно с зарубежными посольствами в 2013 году реализуется информационный проект «Женщины зарубежья» о жизни и положении в обществе женщин разных стран.

Белорусский Красный Крест

В 2018 году будет отмечается 155 лет со времени основания Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет более 400 млн человек, выполняющих свою миссию в 176 странах мира. Единственной национальной организацией Красного Креста, которая оказывает содействие государству в осуществлении гуманитарной деятельности на всей территории страны, является республиканское общественное объединение Белорусское Общество Красного Креста . Задачи организации — защищать и улучшать жизнь и здоровье уязвимых слоев населения, мобилизуя гуманитарный потенциал общества и гарантируя уважение к личности.

С 2013 года при поддержке Министерства труда и социальной защиты местные исполнительные и распорядительные органы Гродненской и Витебской областей в рамках проекта «От инноваций в социальной сфере - к новому качеству жизни» БОКК начал апробацию механизма государственного социального заказа по оказанию медико-социальных услуг одиноким нетрудоспособным гражданам в Новополоцке и Гродно. Сотрудники организации оказывают медицинские и социальные услуги на дому нетрудоспособным гражданам, имеющим противопоказания для обслуживания Территориальными центрами социального обслуживания населения. Инновационной площадкой выбран Ленинский район Гродно.

В минувшем году более 20 тыс. волонтеров провели в Беларуси 3700 мероприятий. 6 тыс. волонтеров - это актив организации, которые сами проявляют инициативу, вносят и реализуют интересные и полезные для белорусского общества проекты. 80% волонтеров - молодые люди.

Кроме того, в ближайшее время организация планирует увеличить штат сестер милосердия, которых на данный момент насчитывается 111. Летом 2013 года в Минске состоялась торжественная церемония награждения уникальной медалью медицинских сестер милосердия имени Флоренс Найтингейл трех белорусских женщин: Гейцевой Ольги Адамовны, Терешиной Тамары Михайловны, Семушиной Изольды Антоновны, которые посвятили свою жизнь медицинской помощи и уходу за тяжелобольными, нуждающимися и одинокими стариками. Этим женщинам присущи высшие человеческие качества: доброта, милосердие, сострадание, сочувствие и соучастие.

В 2015 году Красный Крест в г.Минске оказал гуманитарную помощь почти 11 тыс. гражданам.

Общество добрых сердец: 28 лет добра и милосердия

Уже не одно десятилетие тысячам белорусских ребятишек помогают волонтеры Республиканского общественного объединения «Белорусский детский фонд» . В 1988 году начало работу белорусское отделение Советского детского фонда имени В.И. Ленина. Белорусский детский фонд стал его правопреемником в 1991-м. На сегодняшний день в Республике работает 6 областных, 73 зарегистрированных или поставленных на учет районных отделений Белорусского детского фонда.

Основная цель деятельности этой общественной организации - защита прав и интересов детей, оказание им материальной, моральной и другой помощи и поддержки. В первую очередь, это:

  • дети-сироты;
  • дети, находящиеся под опекой;
  • дети из детских домов семейного типа;
  • инвалиды;
  • больные дети;
  • маленькие жертвы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • одаренные дети.

Многие программы Белорусского детского фонда стали неотъемлемой частью жизни белорусского общества. Неоднократно в поддержку деятельности Белорусского детского фонда принимались специальные постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Основные программы фонда:

«Детское сердце» . Осуществляется в рамках совместного проекта Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Международного благотворительного фонда «Детское сердце» (Мемфис, США) во главе с его медицинским директором - кардиохирургом Вильямом Новиком. За 12 лет в рамках программы состоялся 21 визит зарубежных специалистов, в ходе которого прооперировано 443 ребенка из малообеспеченных семей, из пострадавших от Чернобыльской катастрофы районов, из числа социально-незащищенных; более 1 800 маленьких белорусов получили квалифицированные консультации. В составе международных бригад принимали участие специалисты из 11 стран мира: США, Канады, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, России.

«Теплый дом» . Сегодня под его эгидой действует 41 «теплый» дом семейного типа. Здесь материнским теплом согреваются более 600 детей-сирот. За этот период для 36 детских домов семейного типа куплены благоустроенные коттеджи, 5 семьям оказана помощь в достройке государственного или собственного жилья. Всем семьям оказана помощь в ремонте, приобретении мебели, бытовой техники и др. Общая площадь жилых помещений, купленных Белорусским детским фондом, составила 8 488,4 м2, а общая стоимость проекта (оказанной помощи) - $1 419 282, или, по курсу валюты на январь 2013 г. , более Br12 млрд.

«Радуга надежды» — это реабилитационно-оздоровительная смена для детей, больных онкологическими заболваниями. С 1992 года она проходит на базе Национального оздоровительного центра «Зубренок». За 19 лет оздоровление и реабилитацию прошли более 1500 детей.

С 1991 года Белорусский фонд проводит акцию «Наши сердца - больным детям». С 1994 года она поддержана Правительством Республики Беларусь и проходит как всебелорусская акция «Наши дети». Акция рассчитана на детей, которые по разным причинам вынуждены встречать Новый год и Рождество в больничных палатах. Сотрудники и волонтеры Фонда посещают больных детей, организуют для ребятишек утренники, долгожданные встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, дарят подарки. Более 15 000 детей каждый год в канун Рождества и Нового года получают подарки от Белорусского детского фонда.

«Я вижу» новая программа Фонда помощи детям с различными патологиями зрения.