Системный анализ и управление работа. Куда можно трудоустроиться после окончания учебы? Общая характеристика направления подготовки и предназначение выпускника

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Говоря простыми словами - системный аналитик - это специалист по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем. Он выясняет «почему что-то не так», обосновывает «что и как надо сделать», показывает «что должно получиться» и «что с этим потом делать».

Область профессиональной деятельности такого специалиста включает в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для повышения эффективности проектирования и комфортности управления сложными объектами.

Специалист в области системного анализа и управления в информационных технологиях способен решать такие профессиональные задачи как: применение Web-технологий при удаленном доступе в системах распределенных вычислений; системно-аналитическая постановка задач математического, физического и других видов моделирования процессов и объектов, управление ими; проведение предварительного технико-экономического и системно-аналитического обоснования проектных и конструкторских решений; проектирование и конструирование систем, устройств и баз данных с использованием современных технологий проектирования.

Студенты профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» в ходе обучения получают отличную математическую подготовку; овладевают современными информационными технологиями, а также аппаратными и программными средствами автоматизации.

Выпускники профиля обладают широким спектром компетенций. Они способны разрабатывать модели объектов и процессов различной физической природы; создавать алгоритмическое и программное обеспечение систем автоматизации и управления; руководить коллективом исполнителей.

Кем работать (трудоустройство)

Выпускники профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» востребованы в престижных областях промышленности и экономики (нефтегазодобывающая, машиностроительная, телекоммуникационная). Также они успешно трудоустраиваются в крупных банках и других финансовых организациях, консалтинговых компаниях, компаниях-интеграторах программного обеспечения.

Магистратура

После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программе «Управление в технических системах» (профиль: «Компьютерное моделирование и обработка информации в технических системах»).

Участие в реальных проектах

В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .

Студенты профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» участвуют в ряде интереснейших разработок:

  • Разработка многоуровневой модели адаптивной подвески легкового автомобиля с учетом дорожного рельефа. Разработка позволит повысить адаптивность и надежность подвески, уменьшить износ ее ходовых частей, а также улучшить общую управляемость автомобиля.
  • Разработка многоуровневой модели системы бойлерного отопления с регулировкой температуры. Данная разработка позволит повысить уровень автоматизации отопления жилого помещения, а значит и снизить затраты времени и средств при достижении оптимального температурного режима.
  • Разработка настольного макета энергонезависимой системы уличного освещения, работающей в автономном режиме. Разрабатываемая система состоит из миниатюрной солнечной батареи и ветряного винта. По солнечному и ветряному каналу поступающая энергия преобразуется в постоянное напряжение на аккумуляторе. Разработка может применяться как элемент городского освещения и как экономичный источник настольного света.

Это далеко не полный перечень проектов ГПО профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.

План учебного процесса направления подготовки 27.03.03 "Системный анализ и управление", профиль "Системный анализ и управление в технических системах"

1 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык - + - 180 104 76
Физическая культура и спорт - - - 72 70 2
Математика + - - 468 216 252
Физика - + - 432 180 252
Программирование + - - 216 108 108
Информатика + - - 144 54 90
Информационные технологии - + - 72 36 36
Инженерная графика - + - 108 72 36
2 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
История + - - 108 44 64
Иностранный язык + - - 180 104 76
Физическая культура и спорт - + - 72 70 2
Математика + - - 468 216 252
Физика + - - 432 180 252
Русский язык и культура речи - + - 72 26 46
Вычислительные машины, системы и сети - + - 180 88 92
Введение в профессию - + - 108 54 54
Профессиональный английский язык - + - 72 36 36
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - + - 108 - -
3 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Математика + - - 468 216 252
Физика + - - 432 180 252
Экономика - + - 108 46 62
Компьютерная графика - + - 108 54 54
Базы данных + - + 216 90 126
Дискретная математика - + - 144 72 72
- - - 328 280 48
4 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Философия - + - 108 44 64
Культурология - + - 108 44 64
Математическая логика и теория алгоритмов + - - 144 74 70
Теория вероятностей и математическая статистика + - - 108 64 44
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Пакеты прикладных программ - + - 216 102 114
Информационно-управляющие системы в технологических процессах (ГПО-1) - + - 216 102 114
Защита и передача интеллектуальной собственности - + - 72 36 36
Патентоведение - + - 72 36 36
Научно-исследовательская работа - + - 108 - -
Электротехника, электроника и схемотехника + - - 144 80 64
5 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Метрология и технические измерения + - - 108 46 62
Теоретическая механика + - - 108 54 54
Микропроцессорные устройства - + - 144 72 72
Системное программное обеспечение + - - 108 54 54
Математические основы теории систем + - - 216 108 108
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - - - 328 280 48
Управление в организационных системах - + - 216 108 108
Анализ и оптимизация технических устройств и систем (ГПО-2) - + - 216 108 108
6 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Правоведение - + - 108 44 64
Менеджмент - + - 72 26 46
Социология + - - 108 46 62
Теория автоматического управления + - - 252 144 108
Экология - + - 72 34 38
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Основы проектирования систем и средств управления + - - 108 54 54
Надежность программно-аппаратных систем + - - 108 54 54
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая практика) - + - 216 - -
Теория и проектирование информационных систем - + - 216 102 114
Синтез управляющих программ микроконтроллеров на моделях (ГПО-3) - + - 216 102 114

Кафедра «Математика и моделирование» ведет подготовку бакалавров и магистров по направлению 220100 «Системный анализ и управление»:

Дисциплины направления 62: 220100 «Системный анализ и управление» - бакалавры:

  1. Математика (Линейная алгебра, Аналитическая геометрия, Математический анализ)
  2. Теория вероятностей, Математическая Статистика, Случайные процессы,
  3. Математическое программирование).
  4. Математическая физика.
  5. Вычислительная математика.
  6. Системный анализ и принятие решений.
  7. Эконометрика.
  8. Теория информационных систем.
  9. Теория автоматического управления.
  10. Математическое моделирование.
  11. Интеллектуальные технологии и представление знаний.
  12. Математические основы системного моделирования.
  13. Теория игр и статистических решений.
  14. Системное моделирование.
  15. Исследование операций.
  16. Базы данных и экспертные системы.

Дисциплины направления 68: 220100 «Системный анализ и управление» - магистры:

  1. Современные проблемы системного анализа и управления.
  2. Компьютерные технологии в науке.
  3. Системный анализ информационных комплексов.
  4. Функциональный анализ.
  5. Геоинформационные системы.
  6. Интеллектуальные информационные системы.
  7. Корпоративные информационные системы.
  8. Теория систем.
  9. Синергетика

Общая характеристика направления подготовки и предназначение выпускника:

В последние годы многие крупные компании начали замену старых принципов организации новыми. Это связано с оптимизацией и автоматизацией основных бизнес-процессов, производимых за счет внедрения систем ERP, MRP и других. Бизнес-аналитик, которого иногда называют системным аналитиком, играет в этом одну из ключевых ролей.

Профессия "Системный аналитик"

Как выглядит управление основными бизнес-процессами компании или ее подразделения без участия отдела системного анализа или системного аналитика для небольшого подразделения? Руководитель, как лицо, принимающее решение, на основе стратегии деятельности компании ставит задачи подразделениям и следит за их выполнением.
Для правильного позиционирования компании на рынке и достижения лучших показателей деятельности руководитель компании должен, на основе анализа результатов деятельности компании, вести правильную политику в областях деятельности компании: инвестиционной, технической, социальной, кадровой и других.
Показателей, которые характеризуют все виды деятельности компании, как правило, достаточно много, поэтому для выбора правильной стратегии деятельности руководителю необходим орган для сбора данных, анализа результатов деятельности и научного обоснования в принятии тех или иных решений.
В крупных компаниях, понимая необходимость указанной деятельности, широко внедряются информационные технологии, базы данных и создаются специализированные вычислительные центры, основной задачей которых остается сбор данных и составление оперативных отчетов о деятельности. Базы данных постоянно обновляются, но для принятия решений используется только мизерная часть накопленных данных.
Для объективного обоснования принимаемых руководителем решений необходимо использование всего объема накопленной информации, методов математического моделирования деятельности компании, а также методов научного обоснования оптимальных по заданному критерию решений.
Постановка задач анализа данных непосредственно программистам не приводит к желаемым результатам, поскольку программисты, как правило, не знакомы с математическими методами моделирования деятельности и зачастую используют при разработке собственные модели, лишь (в лучшем случае) согласовав ее с конечными пользователями. По мнению некоторых экспертов, при подобном подходе вскоре наступает момент, когда либо модели перестают соответствовать требованиям реального бизнеса, либо проекту начнут угрожают внутренние противоречия.
Ключевая роль системного аналитика в проекте автоматизации компании заключается в разработке непротиворечивой и полной модели требований бизнеса к внедряемому программному обеспечению. Это задача требует от специалиста не только описательных способностей, но и незаурядных коммуникативных навыков для выяснения потребностей руководителей компании на всех ее уровнях.
Как правило, сначала системный аналитик собирает требования к новому программному продукту (математической модели), после чего разрабатывает техническое задание на создание программного обеспечения, проектирует документальное оформление системной и программной архитектур ИТ-системы, ставит задачи на разработку и тестирование. По окончании же проекта объясняет правила работы пользователям и решает проблемы функционирования на всех стадиях жизненного цикла созданной системы.

Образование

На сегодняшний день «готовых» системных аналитиков учебные заведения России пока не выпускают. Чаще всего сегодняшний бизнес-аналитик получает одно высшее образование или несколько, а затем совершенствуется и проходит дополнительное обучение.
Высшее образование, полученное в одном вузов по специальностям, связанным с информационными технологиями или экономикой, может стать начальной ступенью на пути к освоению профессии системного аналитика. Сегодня нередко в этой профессии встречаются люди с высшим математическим образованием, а также с дипломами в тех областях, в которой они работают. Необходимые для профессии знания по бизнес-моделированию часто приобретаются в рамках дополнительного образования.
Курсы по системному моделированию и методологии создания программных систем предназначены для системных аналитиков и направлены на обучение программным продуктам, без которых невозможен специалист высокого уровня. Стоит отметить, что чаще остальных в вакансиях системных аналитиков встречаются требования о знании следующего программного обеспечения: MS Visio, All Fusion, ARIS, Rational Suite, стандартов IDEF, DFD, UML и языка SQL.

Смежные карьеры

В связи с тем, что вузы подготовку системных аналитиков не ведут, то смежной фактически может являться любая специальность. Безусловно, для участия в процессе автоматизации необходимы современные знания в сфере ИТ. Технари испытывают меньше проблем с техническими вопросами, гуманитариям же проще проводить многочасовые переговоры с заказчиками.
Если желание освоить данную профессию велико, но знаний ИТ-технологий немного, то стоит начинать карьеру с позиций помощника системного аналитика или стажера, постепенно погружаясь в сферу автоматизации бизнеса.

Обязанности системного аналитика

Работа системного аналитика состоит в решении нескольких задач:

1. разработка полной и непротиворечивой модели бизнес-процессов компании на основании общения с клиентами

Навыки коммуникации заслуживают отдельного внимания по той причине, что не менее 35% времени бизнес-аналитика занято общением с коллегами и клиентами. Сбор информации для создания бизнес-модели может быть проведен с использованием следующих видов общения:

  • анкетирование
    Как правило, используется на начальном этапе обследования или для оценки итогов проекта. Требует наличие навыков составления и обработки анкеты: постановки задачи, формулировки вопросов и интерпретации результатов.
  • переписка
    Используется достаточно часто и экономит время и деньги при работе с удаленными клиентами, при согласовании и обсуждении деталей и хорошо формализуемых задач. Требует аккуратности и педантичности, хорошего знания языка, соблюдения стиля и этикета, умения обсуждать в переписке один вопрос с различными адресатами.
  • интервью
    Форма общения с клиентом, позволяющая получить максимум информации, особенно при хорошей предварительной подготовке и проведении нескольких раундов встреч. Хороший интервьюер умеет заинтересовать клиента, помочь ему подготовиться к встрече при помощи предварительных вопросов, успевает задать основные вопросы в ограниченное время и не теряет информацию между полученными ответами и отчетом о работе.
  • совещания и переговоры
    Это то место, где принимаются судьбоносные для проекта решения, и опытный бизнес-аналитик должен уметь помочь своей компании добиться «нужных» решений.
  • работа с документами-источниками Конечно же, это не вид общения, однако данной работы бизнес-аналитику практически не удается избежать. Здесь важно понять технологический процесс и выявить в описании нестыковки или неточности, требующие уточнения.

2. разработка технического задания для реализации заложенных требований

Знания предметной области, а также владение зарекомендовавшими себя нотациями: IDEF, UML, DFD и другими – позволяет бизнес-аналитику решить задачу непротиворечивости и целостности составляемой им модели. Умения работать с современными программными продуктами – MS Word, Excel, PowerPoint, MS Visual Studio, PowerDesigner, Aris, VSS, Project, CASE-средства, Bug tracking, ARIS, Rational Suite, All Fusion, С++, Java – позволит специалисту внести единообразие в общение как с клиентом, так и с разработчиками. Как правило, в компании имеются принятые стандарты описания бизнес-процессов, а потому новоиспеченному системному аналитику необходимо быстро их освоить. При помощи этих инструментов нужно спроецировать запросы клиента на понятный разработчикам язык.

Для специалистов данной области важным является знание архитектуры стандартного решения компании-поставщика и принципы современных архитектур информационных систем в целом. Слова «клиент-сервер», «распределенная архитектура» и «асинхронный обмен сообщениями» должны быть для него понятны. Более того, бизнес-аналитик должен быть в состоянии изложить неспециалисту основные черты, достоинства и ограничения различных видов архитектур. В свою очередь, ему приходится пояснять разработчикам, как разрабатываемая бизнес-модель ложится на имеющееся решение.

3. документирование архитектуры бизнес-процессов

По мере получения информации от клиента и моделирования исследуемых процессов системный аналитик ведет документацию. Только полнота и актуальность всех участвующих в проекте документов позволят при необходимости вовлечь в него новых сотрудников. Иначе при увольнении бизнес-аналитика вместе с ним «уплывают» и знания, полученные на этапе общения с клиентом.

4. объяснение правил работы с системой пользователям

Особая роль принадлежит системному аналитику на этапе внедрения программного обеспечения в реальный бизнес-процесс. Здесь и открываются все узкие места как модели, так и архитектуры предлагаемого клиенту решения. Важно уметь вовремя увидеть сложности и, имея гибкую модель и не менее гибкое решение, совершить своевременные доработки по запросам заказчика.

Навыки

Ключевыми навыками для системного аналитика являются:

  • Способность быстро понять требования и определить их приоритет, а также рассказать о технических решениях и их влиянии на бизнес понятным клиенту языком.
  • Умение в различных проектах следовать принятой методологии, нотациям и формам документов. Также важными являются навыки работы с соответствующим программным обеспечением.
  • Способность к коллективной работе с другими аналитиками в случае, если над проектом трудится команда.
  • Умение, сохраняя творческий стиль работы, соблюдать дисциплину в отношении ведения документов, версий, протоколов и готовность трудиться в команде с архитекторами, разработчиками, тестировщиками.
  • Навык убедительно демонстрировать компетенцию компании в определенной области, по итогам краткого разговора составить представление о клиенте и его требованиях к решению.

Если говорить о личностных качествах, то системному аналитику важно быть педантичным и исполнительным, кроме того, чувствовать зону своей ответственности в проекте и не вмешиваться как в финансовые, так и в политические вопросы.

Плюсы и минусы

К несомненным плюсам специальности системного аналитика относятся:

  • Достаточно высокий уровень оплаты труда.
  • Уникальность каждого проекта требует индивидуального подхода, что дает специалисту возможность показать свои творческие способности.
  • Результат работы не заставит себя ждать – ощутимая польза видна сразу же, как только рабочий процесс в компании выводится на новый уровень.
  • За счет навыков коммуникативного общения во время проектов в разных организациях происходит расширение круга полезных знакомств.

К минусам профессии стоит отнести следующее:

  • Работа системного аналитика не всегда проходит в одном городе, потому представители этой профессии должны быть готовы к командировкам.
  • Разногласия, споры с клиентом являются следствием его непонимания отличия одной системы от другой, а, кроме того, низкой эффективности постановки им задачи.
  • Весьма часты истории, когда пользователи весьма негативно относятся к внедрению новой информационной системы в компании, тогда бизнес-аналитику приходиться терпеливо и упорно объяснять ее пользу и преимущества, что отнимает время и нервы.

Оплата труда

Уровень заработной платы системных аналитиков ныне колеблется в пределах от 45000 до 150000 рублей в месяц. При этом средний размер компенсации весьма высок и составляет около 60 000 рублей в месяц, что косвенно можно считать свидетельством дефицита специалистов на рынке труда. Приведенные цифры достоверны для Москвы, в регионах же уровень оплаты труда бизнес-аналитиков несколько ниже столичного.

Перспективы

Сейчас системные аналитики очень востребованы, в особенности это касается банковского и инвестиционного секторов. Перспективным для системного анализа являются также финансовые корпорации и топливно-энергетические комплексы. Кроме того, высока востребованность данных специалистов в компаниях-интеграторах, занимающихся полным циклом автоматизации и модернизации процессов компаний-заказчиков.
Понятие реинжинеринга (оптимизация и автоматизация) бизнес-процессов возникло чуть более 20 лет назад на Западе, в России же оно вошло в обиход совсем недавно. Однако с тех пор потребность в специалистах, способных проводить комплексный реинжиниринг, росла и росла. Достигнут ли сегодня пик в спросе на подобных специалистов? В связи с общим низким уровнем автоматизации как частных, так и государственных компаний думается, что потребность в системных аналитиках с годами будет только увеличиваться.

27.03.03 Системный анализ и управление профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами

"Системный анализ в экономике является одним из самых востребованных научных направлений в России, равно как и одним из самых неисследованных"

Предлагаем вам ознакомиться со сборником Часто Задаваемых Вопросов касающихся направления 27.03.03 Системный анализ и управление (собрано и отредактировано из вопросов, задаваемых студентами и их родителями во время "Дней открытых дверей", в социальной сети "В Контакте" и звонков в Деканат экономического факультета).

Что такое системный анализ?
Исходя из научного определения - это метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными исследуемой системы, и который опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, математических, экономических, статистических методов. Если проще - системный анализ это прикладная производная от научного направления, зародившегося в начале ХХ века (одним из основоположников является выдающийся отечественный экономист А.А. Богданов), основывающегося на том, что весь мир представляет собой совокупность сложноорганизованных систем разных типов (технических, экономических, социальных, физических, химических и пр.), подход и принципы работы с которыми должен быть иным, чем те, которые применялись до начала ХХ века. В СССР наиболее близким к данному понятию является "кибернетика", но в отличии от западных стран, в СССР был акцент на технические, нежели социально-экономические системы. Системный анализ и управление является следующим этапом развития теории управления, которую Россия пытается перенять и научиться использовать для решения собственных проблем (в т.ч. и экономических).

А профиль: "Системный анализ и управление экономическими процессами"?
По своей сути, системный анализ и управление как метод познания может быть применим везде. В технических системах, в математических, в экономических, в социальных и пр. Российское понимание (отличное от западного) имеет тенденцию воспринимать "систему" непосредственно как техническую, что расходится с мировым опытом, наработанным в данном направлении. Название профиля означает, что основным объектом изучения бакалавра являются именно экономические процессы и системы, а не технические, инженерные, химические и пр. Остальные профили подготовки (в случае, если соответствующие факультеты будут заинтересованы в их реализации) будут преподаваться на соответсвующих факультетах. Экономический факультет ФГБОУ ВПО "КубГУ" занимается подготовкой специалистов в области системного анализа и управления именно экономическими процессами.

Получается, у меня будут только экономические дисциплины?
Нет. Существует единый для всего системного анализа и управления перечень дисциплин. В соответствии с ним студенту преподается установленный набор точных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (с полным перечнем можно ознакомиться ниже) которые отнюдь не всегда экономические (история, иностранный, философия и пр.). Но профильные дисциплины, характер практики, тематика написания выпускных квалификационных (дипломных) работ и пр. будут на экономическую тематику, при применении инструментария системного анализа и управления. Таким образом студент получает, фактически, двойную квалификацию. С одной стороны он обучается по, формально, инженерному направлению, с другой – сферой применения является экономика. В СССР подобное называлось инженер-экономист, хотя было искусственно заужено в сторону технических систем. На западе наиболее близкая к подобному направлению квалификация называется "экономическая кибернетика" или "экономический инжиниринг".

Так я буду инженером? Мне говорят, что все направления, начинающиеся с цифр 27 (инноватика, управление качеством и системный анализ и управление) являются инженерными. Это так?
И да, и нет. Вы будете инженером, но в западном, а не в российском понимании. Дословно, слово инженер переводится с французского как "способность, изобретательность". Концепция того, что изобретать можно только в области техники - это российское понимание, отличное от зарубежного. В западных странах "инженер" более широкое понятие. Инженер (или, более верно, инжиниринг) за рубежом применяется во всех отраслях наук и знаний, когда вы начинаете изобретать новые методы, будь это техника, экономика, социология, квалиметрия, психология, физика, химия или филология. Поэтому да, вы будете инженером в западном понимании, в том, как от нас требует структура болонского процесса (бакалавриат + магистратура) к которой мы перешли. О старосоветском понимании инженера как человека, который занимается изобретением технических средств, и только этим, можно забыть. Понятие инженер становится намного шире. Так что да, вы будете инженером в западном понимании, но вы не будете инженером в том виде, как это практиковалось в Советском Союзе (это вполне закономерная путаница при коренной перестройке всей системы образования, на самой активной стадии которой мы сейчас находимся).

Что будет написано в моем дипломе? Мой диплом такой же полноценный как на других бакалавриатах? Я смогу получить красный диплом?
В вашем дипломе будет написано: бакалавр по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление. Профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами. Плюс, студенту направления 27.03.03 Системный анализ и управление присваивается специальное звание "бакалавр-инженер" (не путать с квалификацией). Разумеется, ваш диплом абсолютно полноценный, университет имеет все соответствующее лицензионное обеспечение (иначе Министерство образования не даст бюджетных мест). Никаких различий в форме диплома на разных направлениях бакалавриата нет. Вы можете получить красный диплом, если выполните соответствующие требования во время обучения (отсутствие оценок "удовлетворительно" за весь период обучения, процент оценок "хорошо" менее 25 от всего количества оценок, государственные экзамены сданы с оценкой "отлично").

Зачем нужен системный анализ в экономике?
Большинство современных экономических и управленческих методов имеют в своей основе именно кибернетическую природу. По факту - используемые сейчас в современной экономической практике методы (SWOT и PEST-анализы, модель Портера (простая и модифицированная), EFAS, диаграммы Омаэ, матрицы балансов жизненных циклов, ценностей и целей, возможностей, матрицы БКГ, McKinsey, Томпсона и Стрикленда, деловые экраны Ансоффа и Константинова, трехмерные модели Абеля, методы Делфи, количественной оценки, РАЗУ, морфологические матрицы) - это методы разработанные западной наукой в ХХ веке, и просто "перенятые" в современную экономическую практику России. Где используется инструментарий системного анализа и управления в России? Он используется везде. Но из-за того, что Россия, фактически, не участвовала в разработке этих методов - системный анализ как дисциплина остается недооцененным. Нужен ли он сейчас? Зависит от того, насколько быстро и качественно будет происходить интеграция России с окружающим миром, и насколько мы будем способны разрабатывать собственные, адаптированные под наши нужды методы управления экономическими процессами, а не перенимать чужие.

Приведите хоть один пример, как системный анализ может помочь в жизни, например, города.
Самый простой пример, который приходит на ум - система общественного транспорта в частности, или вся система дорог и коммуникаций в целом. Что такое общественный транспорт, если смотреть на нее глазами системного аналитика? Это сложноорганизованная система при многофакторном воздействии. Почему в развитых странах при большей загруженности дорог автомобилями и меньшем количестве территорий проблема с пробками стоит не так остро, как в отдельных городах и регионах России? Данные вещи формализуются, просчитываются, и проверяются на устойчивость заранее, на основе специально разрабатываемых под условия каждого города/системы моделей-тренажеров. Их разработка и является одной из профессиональных компетенция бакалавра Системного анализа и управления. Именно для этого и нужны системные аналитики. Проблемы, встречаемые в России (как на предприятиях, так и на уровне города или страны) давным-давно решаются развитыми в данной области странами инструментарием системного анализа, а не "методом научного тыка". Освоением инструментария их решения и занимается направление 27.03.03 Системный анализ и управление.

Почему мне не пойти физиком, инженером, или обычным экономистом?
Кем вам быть - решать только вам. Системный анализ особое, инновационное направление, причем не только в России, но и в мире (достаточно посмотреть, кому и за что вручали Нобелевскую премию по экономике за последние годы - это все приложения системного анализа в экономических науках, но не чистая экономика). Разумеется, нахождение "на передовой" как в научном, так и в учебном плане сопряжено со сложностями. Основные научные открытия, перспективные места работы и возможности заработка возникают, как правило, в новых, "неразведанных" отраслях научного знания. Ещё 4-е года назад не существовало должности "Системный аналитик". А сейчас существует. Просто экономист использует в реальной жизни методы, разрабатываемые экономистами-кибернетиками, а в условиях России на данный момент – зарубежными экономистами-кибернетиками. Потенциальная потребность на рынке данных специалистов крайне высока. Насколько быстро она станет реальной – вопрос скорости интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Но то, что данная потребность себя проявит – неизбежно.

Если сравнивать направление 27.03.03 Системный анализ и управление в КубГУ, и в других ВУЗах Краснодара - почему в КубГУ лучше?
Ответить сложно, потому как КубГУ единственный ВУЗ в южном федеральном и северо-кавказском федеральном округе (кроме ЮФУ в г. Ростов-на-Дону), осуществляющий подготовку по данному направлению.

Вот краткий фильм о кафедре мировой экономики и менеджмента

Где я буду проходить практику? У меня нет знакомств в данной сфере (да и вообще в экономической сфере).
Практика проходится студентами на 3-м и 4-м курсе. Экономический факультет имеет большой пакет договоров на прохождение учебной и производственной практики с ведущими банками, страховыми и коммерческими организациями, администрациями муниципальных округов г. Краснодара и Краснодарского края. Вопрос места прохождения практики не является проблемным для экономического факультета. Проблемой является возвращение студентов после их трудоустройства (после прохождения практики студенту (если он хорошо себя проявил) могут предложить остаться работать) обратно на учебу.

Что такое "прикладной" бакалавриат? И чем он отличается от простого бакалавриата?
В рамках очередного этапа по гармонизации с зарубежной системой образования, сейчас в России проводится эксперимент по внедрению т.н. "прикладного бакалавриата" (то, что раньше было просто бакалавриатом - теперь называется "академический бакалавриат"). Поскольку сейчас система образования России находится в процессе реформ, и процесс по внедрению "прикладного бакалавриата" - экспериментальный (в соответствии с приказом МинОбра КубГУ - это экспериментальная площадка по внедрению прикладного бакалавриата в нашей стране), четких границ и, самое главное, нормативных документов, которые бы их установили - нет. Можно сказать что на прикладном бакалавриате больший объем производственной и учебной практик, но в настоящий момент отличия между академическим и прикладным бакалавриатом крайне незначительны. В ближайшие годы, после выхода соответствующей нормативной документации - ситуация изменится.

Я хочу более подробно почитать про системный анализ и управление. Какие ссылки вы можете посоветовать?
Институт системного анализа Российской Академии Наук - http://www.isa.ru/
Институт проблем управления Российской Академии Наук - http://www.ipu.ru/
Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук - http://www.cemi.rssi.ru/
Это наиболее авторитетные из действующих сайтов, затрагивающие тематику системного анализа и управления.

Учиться сложно?
Если вы пришли учиться - то нет. Не бывает ситуаций когда человек посещает занятия, делает домашние задания, соблюдает дисциплину и получает предвзятое отношение на экзамене или зачете. Из опыта общения со студентами могу сказать - если студент действительно работает, то проблем у него не возникает вообще. Если студент не ходит на пары, не выполняет домашние задания, не выполняет отработки домашних заданий - проблемы на сессии вполне закономерны. Тогда такой студент начинает громче всех кричать, что его незаслуженно обидели. Не бывает случаев, когда студент нормально относится к учебе и не получает адекватный результат.

В школе изучался немецкий/французский язык. На направлении Экономика сказано, что я могу выбрать любой язык, чтоб продолжить свое обучение. На Системном анализе и управлении я смогу это сделать?
Разумеется. Правила едины для всего экономического факультета. Вы можете выбрать в качестве изучения основного иностранного языка (наиболее популярный выбор, хотя возможны и другие вариант): английский/немецкий/французский/испанский. Учебный процесс осуществляют преподаватели с факультета романо-германской филологии, и соответствующих кафедр (английской, немецкой, французской филологии и пр.).

Везде говорится, что я могу получать большое количество стипендий. Это только для направления Экономика и Менеджмент, или это возможно везде?
Это возможно в рамках любого направления экономического факультета. Для экономического факультета нет деления на студентов "первого" и "второго" сорта - каждый студент может претендовать на получение именных стипендий, выдаваемых разными организациями. Более того, закаленные Системный аналитики за 2012-2013 г. показали одни из лучших результатов (в процентном выражении) по выигрыванию различных конкурсов, получения призов и денежных поощрений. Так, студент направления Системный анализ и управление Григорий Булин занял II-е место в Международной студенческой олимпиаде по налогам 2013 г. обогнав студентов спец. Налоги и налогообложение, а студент Максим Макаров получил наибольшее количество грамот и поощрений в краевой олимпиаде по финансовым рынкам. Студенты Григорий Булин, Ирина Качаева и Мария Ластовецкая являются получателями стипендии Правительства РФ. Это помимо всяких мелких побед, вроде международной конференции "Наука, творчество, инновации молодых ученых КубГУ", где студенты направления Системный анализ и управление в одной из секций заняли все призовые места (Максим Макаров - I место, Роман Фисенко - II место, Виктория Герич - III место).

После окончания я смогу поступить в магистратуру на другое направление? Или я должен буду учиться только в рамках Системного анализа до конца?
Конечно можете. Порядок поступления в магистратуру един для всех, и определяется сдачей экзамена. Вы можете поступить на Экономику, Менеджмент, Торговое дело или любую другую специальность (вовсе не обязательно экономического или технического уклона). В этом и смысл реализации Болонского процесса (бакалавриат + магистратура). Но для начала окончите бакалавриат.

Где работать? Вообще, где работают выпускники?
Выпускники по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление работают по очень широкому спектру областей, начиная от аналитических отделов крупных корпораций, и заканчивая отделами логистики и IT-отделами. Перечень компаний очень широк, начиная от крупных ритейлерских сетей, заканчивая коммерческими банками и государственной службой. Выпустившиеся студенты, в настоящее время, работают в следующих компаниях: Бош Термотехника, METRO Cash&Carry, Philip Morris International, Лаборатория Гемотест, 1С, Тандер, Нефтеперерарабывающий завод г. Армавира, Роснефть, Yota, Альфа-Банк, ВТБ 24, Банк "Уралсиб", Кубаньэнерго, Администрация МО г.Краснодар, Администрация Краснодарского края, РосТехНадзор и пр. Список компаний постоянно расширяется и обновляется. Студенты, выбравшие научную карьеру продолжают своё обучение в магистратуре и аспирантуре (в т.ч. КубГУ, СпбГУ, ЛЭТИ и др.).

А что с аспирантурой? Я смогу стать кандидатом или доктором экономических наук?
Нет никаких формальных преград для того, чтоб вы продолжили свое обучение в аспирантуре, а, со временем, и в докторантуре. Более того, в паспорте научных специальностей ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присутствует отдельный научный шифр, отлично подходящий под тематику системного анализа и управления: 08.00.13 - Экономико-математические методы и модели. Но вы можете выбрать абсолютно любое направление обучения как в рамках экономических, так и в рамках других наук. Ваше направление бакалавриата здесь никакой роли не играет - только ваше желание и научные интересы. Но, для начала, закончите бакалавриат и магистратуру.

Какие предметы я буду изучать при поступлении на направление Системный анализ и управление?
Предметы разделены на три цикла. Набор 2014 г. будет изучать следующие дисциплины:
Философия
История
Иностранный язык
Безопасность жизнедеятельности
Математика, в т. ч.:
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Дискретная математика и математическая логика
Математический анализ
Теория вероятностей и математическая статистика
Линейное программирование
Теория игр и исследование операций

Экономика
Физика
Химия
Русский язык и культура речи
Информатика
Теоретическая механика
Экология
Инженерная и компьютерная графика
Теория информационных систем
Базы данных
Метрология, стандартизация и сертификация
Материаловедение
Теоретические основы электротехники и электроники
Теория автоматического управления
Вычислительная математика
Моделирование систем
Системный анализ, оптимизация и принятие решений
Теория и технология программирования
Управление в организационных системах
Интеллектуальные технологии и представление знаний
История и концепции управления экономическими системами
Микроэкономика
Концепции современного естествознания
Макроэкономика
Правоведение
Статистика
Инновационная экономика
Архитектура электронно-вычислительных машин
Логика
Математическая экономика
Бухгалтерский учет
Финансовая математика
Финансы и кредит
Налоги и налогообложение
Бизнес-планирование
Экономический анализ
Логистика
Контроллинг в экономических системах
Корпоративные информационные системы
Криптография и информационная безопасность
Финансовый анализ
Методы и средства проектирования информационных систем
Экономическая кибернетика
Бизнес-анализ
Управление проектами
Социология
Теория системного анализа и управления
Психология и педагогика
История Кубани
Системология
Пакеты прикладных программ в инженерных расчетах
Эконометрика
Информационные технологии в системном анализе
Системный анализ в экономике
Экономико-математические методы и модели
Оптимальное управление динамическими системами
Анализ финансовых рынков
Финансовый менеджмент
Web-программирование

Есть физика и химия. В школе с ними было не очень хорошо. Плюс меня пугает обилие математики. Меня не отчислят?
Как показывает практика – результаты в школе отнюдь не показатель для учебы студента в ВУЗе. Множество примеров, когда в школе студент учился средне, а в ВУЗе стал учиться на отлично, так и наоборот. В университете совершенно другая система подачи информации, требования, и, в т.ч. уровень преподавателей, реализующих данные дисциплины. По опыту прошлых курсов могу сказать, что студенты, как правило, отчисляются не за физику или химию, а за профессиональные дисциплины, обеспечивающие облик будущего специалиста, и освоение которых возможно только благодаря общей культуре мышления выработанной, в т.ч., и благодаря естественнонаучному циклу. Ну а что касается математики - она присутствует в любой экономической или управленческой специальности. Если посмотреть биографии великих экономистов - целая плеяда их была, по-образованию - математики, но выбравшие родом своей деятельности экономику. Уместно вспомнить две взаимоисключающие цитаты велики ученых: "Я начал заниматься физикой по причине того, что экономика показалось мне слишком сложной" (Макс Планк, основатель квантовой физики); "Я подумывал заниматься экономикой, но мне показалось это слишком просто" (Бертран Рассел, выдающийся математик и философ, лауреат Нобелевской премии). Схожие цитаты (хотя их достоверность не гарантирована) приписывают выдающемуся экономисту Джону М. Кейнсу и гениальному физику А. Эйнштейну. Так что здесь главное - не бояться и работать.

Кто меня будет учить?
Направление Системный анализ и управление закреплено за кафедрой (зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист РФ, декан экономического факультета Шевченко Игорь Викторович ). Разумеется, для обучения привлекаются лучшие преподаватели со смежных факультетов, так, преподавание физики осуществляют ведущие доценты и профессоры физико-технического факультета, химии - факультета химии и высоких технологий, математики - математического факультета, программирования - факультета компьютерных технологий и прикладной математики и пр. Профильность факультетов полностью соблюдена. Ситуации, когда у вас филолог ведет экономику, а экономист преподает физику, не возникнет.

Среди преподавателей (неполный список по всем циклам учебного плана):

Алеников Александр Сергеевич , канд. экон. наук, доцент каф. экономики и управления инновационных системы (КубГУ, НН);
Андрафанова Наталья Владимировна , канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (РГУ, математика);
Бекирова Севилия Зауровна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, экономика труда);
Библя Галина Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (СГУ, прикладная информатика);
Бондарев Дмитрий Геннадьевич
Борисов Сергей Алексеевич, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, правоведение);
Вукович Галина Григорьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Гайденко Станислав Викторович , канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой вычислительной математики и информатики (МГУ, математика);
Дармилова Женни Давлетовна , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Ставропольский политехнические институт, экономика и организация автомобильного транспорта);
Долгов Александр Петрович , канд. экон. наук, доцент каф. Мировой экономики и менеджмента (МИЭИ, инженер-экономист);
Дробышевская Лариса Николаевна
Жаркова Оксана Михайловна , канд. физ.-мат. наук, доцент каф. теоретической физики и компьютерных технологий (ТомГУ; физика, оптика и спектроскопия);
Зарецкий Александр Дмитриевич , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Высшая школа КГБ СССР);
Засядко Ольга Владимировна , канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Калайдин Евгений Николаевич , д-р физ.-мат. наук, профессор каф. теоретической экономики (МГУ, прикладная математика);
Калайдина Галина Вениаминовна , канд. физ-мат. наук, доцент каф. прикладной математики (МГУ, механика);
Касьянов Валерий Васильевич , д-р ист. наук, д-р социол. наук, профессор, зав. каф истории России (Ростовский-на-Дону государственный университет, история);
Катрюхина Анна Борисовна , преподаватель каф. мировой экономики и менеджмента (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin University of Applied Sciences, Wirtschafts- und Rechtswissenschaften);
Качанова Ирина Александровна , канд. физ-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (Донецкий национальный университет, прикладная математика);
Кизим Анатолий Александрович , д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Киселева Анна Александровна , канд. полит. наук, доцент каф. экономики и управления инновационными системами (КубГУ, политология);
Кочиева Анна Казбековна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГАУ, ГМУ);
Кутер Михаил Исаакович , д-р экон. наук, профессор, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных (МЭСИ, организация механической обработки экономической информации);
Кузнецова Светлана Львовна , канд. хим. наук, доцент каф. общей, неорганической химии и ИВТ (КубГУ, химия);
Лежнев Виктор Григорьевич , д-р физ.-мат. наук, профессор каф. математических и компьютерных методов (МГУ, прикладная математика);
Луценко Евгений Вениаминович , д-р экон. наук, профессор каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, теоретическая физика);
Мирошникова Надежда Ивановна , канд. экон. наук, доцент каф. экономического анализа, статистики и финансов (РИНХ, финансы и кредит);
Милета Валентин Иванович , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Николаева Наталья Александровна , канд. хим. наук, доцент каф. аналитической химии (КубГУ, стандартизация и сертификация);
Павленко Ирина Анатольевна, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, география);
Письменская Наталия Дмитриевна , д-р хим. наук, профессор каф. физической химии (КубГУ, химия);
Пономаренко Ирина Николаевна , д-р филол. наук, профессор каф. современного русского языка (КубГУ, филология);
Пономоренко Людмила Викторовна , канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, маркетинг);
Попова Галина Ивановна , канд. пед. наук, доцент каф информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Сидоренко Наталия Сергеевна , канд. филос. наук, доцент каф.философии (КубГУ, востоковедение);
Свистунов Юрий Анатольевич , д-р техн. наук, профессор каф. экономики и управления инновационными системами (КСХИ, гидромелиорация);
Степаненко Евгений Антонович , канд. техн. наук, доцент каф. интеллектуальных информационных систем (Военная инженерная академия им. Ф.Э. Дзержинского);
Тумаев Евгений Николаевич , д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. каф. теоретической физики и компьютерных технологий (КубГУ, физика);
Тюфанов Валерий Александрович , канд. экон. наук, преподаватель каф. экономического анализа, статистики и финансов (КубГУ, финансы и кредит);
Фощан Галина Ивановна , канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Янковская Лариса Константиновна , канд. физ.-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (МГТУ им. Баумана);

У меня ещё есть вопросы. Как мне их задать?
Можете спросить у ответственного за направление Системный анализ и управление на Экономическом факультете, зам. зав. кафедрой Мировой экономики и менеджмента Аленикова Александра Сергеевича: Адрес «В Контакте».

Профессия системного аналитика — это одна из современных сфер деятельности, включающая в себя решение организационных задач с помощью системного анализа. В широком плане невозможно описать эту профессию.

Системный аналитик в ИТ-сфере чаще всего занимается задачами автоматизации процессов. Он собирает информацию у всех участников производственного процесса, обрабатывает ее и досконально описывает функционал программного обеспечения. В общих чертах, системный аналитик отвечает за техническую постановку задачи разработки ПО.

От специалиста требуются знания в сфере информативных технологий, менеджмента, экономики и сферы деятельности компании, для которой решаются задачи.

Места работы

Сейчас должность системного аналитика очень востребована в организациях, занимающихся проектами в сфере информационных технологий:

  • разработчики и компании-интеграторы программного обеспечения;
  • консалтинговые компании;
  • крупные финансовые организации;
  • телекоммуникационные фирмы.

История профессии

Профессия в России возникла совсем недавно. Ее появление связано напрямую с повышением спроса на автоматизацию процессов в крупных фирмах. Потребности бизнеса создали спрос на разного рода специалистов: программистов, ИТ-архитекторов, консультантов, бизнес-аналитиков и системных аналитиков.

Обязанности системного аналитика

Вот список должностных обязанностей системного аналитика:

  • сбор, анализ и документирование требований (интервьюирование заказчиков);
  • взаимодействие с заказчиками и экспертами предметных областей;
  • разработка технического задания (ТЗ) и постановка задач;
  • построение необходимых моделей, алгоритмов, прототипов;
  • проектирование программного обеспечения и комплексных систем;
  • координация разработки, тестирования, приемки и внедрения ПО;
  • тестирование и устранение ошибок при разработке ПО.

Также функции системного аналитика могут включать программирование и работу с базами данных.

Требования к системному аналитику

В список основных требований к системному аналитику входит:

  • высшее техническое образование (желательно в сфере информационных технологий);
  • опыт работы по специальности не менее полутора лет;
  • владение английским языком;
  • знание ПК на высоком уровне.

Иногда выдвигаются дополнительные требования:

  • знание нотаций IDEF0‚ IDEF1X‚ EPC;
  • опыт работы с SAP;
  • знание современных веб-технологий (например, SOAP, ASP.NET);
  • умение составлять SQL-запросы и работать с БД.

Образец резюме

Как стать системным аналитиком

Для того чтобы стать системным аналитиком необходимо иметь высшее образование в сфере ИТ или экономики. Однако, для эффективной работы нужен опыт и понимание принципов автоматизации деятельности компаний. По этой причине карьеру аналитика начинают обычно с консультанта или программиста.

Зарплата системного аналитика

Заработная плата системного аналитика, состоит из фиксированного оклада и премий, выплачиваемых по завершению определенных этапов проекта. Уровень заработка специалистов варьируется около 50 — 150 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата системного аналитика составляет 70 тысяч рублей в месяц.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Говоря простыми словами - системный аналитик - это специалист по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем. Он выясняет «почему что-то не так», обосновывает «что и как надо сделать», показывает «что должно получиться» и «что с этим потом делать».

Область профессиональной деятельности такого специалиста включает в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для повышения эффективности проектирования и комфортности управления сложными объектами.

Специалист в области системного анализа и управления в информационных технологиях способен решать такие профессиональные задачи как: применение Web-технологий при удаленном доступе в системах распределенных вычислений; системно-аналитическая постановка задач математического, физического и других видов моделирования процессов и объектов, управление ими; проведение предварительного технико-экономического и системно-аналитического обоснования проектных и конструкторских решений; проектирование и конструирование систем, устройств и баз данных с использованием современных технологий проектирования.

Студенты профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» в ходе обучения получают отличную математическую подготовку; овладевают современными информационными технологиями, а также аппаратными и программными средствами автоматизации.

Выпускники профиля обладают широким спектром компетенций. Они способны разрабатывать модели объектов и процессов различной физической природы; создавать алгоритмическое и программное обеспечение систем автоматизации и управления; руководить коллективом исполнителей.

Кем работать (трудоустройство)

Выпускники профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» востребованы в престижных областях промышленности и экономики (нефтегазодобывающая, машиностроительная, телекоммуникационная). Также они успешно трудоустраиваются в крупных банках и других финансовых организациях, консалтинговых компаниях, компаниях-интеграторах программного обеспечения.

Магистратура

После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программе «Управление в технических системах» (профиль: «Компьютерное моделирование и обработка информации в технических системах»).

Участие в реальных проектах

В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .

Студенты профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях» участвуют в ряде интереснейших разработок:

  • Разработка многоуровневой модели адаптивной подвески легкового автомобиля с учетом дорожного рельефа. Разработка позволит повысить адаптивность и надежность подвески, уменьшить износ ее ходовых частей, а также улучшить общую управляемость автомобиля.
  • Разработка многоуровневой модели системы бойлерного отопления с регулировкой температуры. Данная разработка позволит повысить уровень автоматизации отопления жилого помещения, а значит и снизить затраты времени и средств при достижении оптимального температурного режима.
  • Разработка настольного макета энергонезависимой системы уличного освещения, работающей в автономном режиме. Разрабатываемая система состоит из миниатюрной солнечной батареи и ветряного винта. По солнечному и ветряному каналу поступающая энергия преобразуется в постоянное напряжение на аккумуляторе. Разработка может применяться как элемент городского освещения и как экономичный источник настольного света.

Это далеко не полный перечень проектов ГПО профиля «Системный анализ и управление в информационных технологиях». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.

План учебного процесса направления подготовки 27.03.03 "Системный анализ и управление", профиль "Системный анализ и управление в технических системах"

1 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык - + - 180 104 76
Физическая культура и спорт - - - 72 70 2
Математика + - - 468 216 252
Физика - + - 432 180 252
Программирование + - - 216 108 108
Информатика + - - 144 54 90
Информационные технологии - + - 72 36 36
Инженерная графика - + - 108 72 36
2 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
История + - - 108 44 64
Иностранный язык + - - 180 104 76
Физическая культура и спорт - + - 72 70 2
Математика + - - 468 216 252
Физика + - - 432 180 252
Русский язык и культура речи - + - 72 26 46
Вычислительные машины, системы и сети - + - 180 88 92
Введение в профессию - + - 108 54 54
Профессиональный английский язык - + - 72 36 36
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - + - 108 - -
3 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Математика + - - 468 216 252
Физика + - - 432 180 252
Экономика - + - 108 46 62
Компьютерная графика - + - 108 54 54
Базы данных + - + 216 90 126
Дискретная математика - + - 144 72 72
- - - 328 280 48
4 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Философия - + - 108 44 64
Культурология - + - 108 44 64
Математическая логика и теория алгоритмов + - - 144 74 70
Теория вероятностей и математическая статистика + - - 108 64 44
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Пакеты прикладных программ - + - 216 102 114
Информационно-управляющие системы в технологических процессах (ГПО-1) - + - 216 102 114
Защита и передача интеллектуальной собственности - + - 72 36 36
Патентоведение - + - 72 36 36
Научно-исследовательская работа - + - 108 - -
Электротехника, электроника и схемотехника + - - 144 80 64
5 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Метрология и технические измерения + - - 108 46 62
Теоретическая механика + - - 108 54 54
Микропроцессорные устройства - + - 144 72 72
Системное программное обеспечение + - - 108 54 54
Математические основы теории систем + - - 216 108 108
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - - - 328 280 48
Управление в организационных системах - + - 216 108 108
Анализ и оптимизация технических устройств и систем (ГПО-2) - + - 216 108 108
6 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Правоведение - + - 108 44 64
Менеджмент - + - 72 26 46
Социология + - - 108 46 62
Теория автоматического управления + - - 252 144 108
Экология - + - 72 34 38
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Основы проектирования систем и средств управления + - - 108 54 54
Надежность программно-аппаратных систем + - - 108 54 54
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая практика) - + - 216 - -
Теория и проектирование информационных систем - + - 216 102 114
Синтез управляющих программ микроконтроллеров на моделях (ГПО-3) - + - 216 102 114