Деятельность с целевыми средствами. О целевом использовании денежных средств. Целевое финансирование и его значение в бюджетных организациях

Грамотное руководство осуществляется на основе применения нескольких методик управления. Их необходимо гармонично сочетать для достижения поставленных целей. Существуют базовые и дополнительные методики, которые помогают управленцу направлять имеющиеся ресурсы организации в правильное русло.

Метод управления - это определенный способ воздействия, который позволяет организовать работу коллектива или единичного субъекта. Эти приемы применяют для осуществления координации работы, повышения эффективности результатов при помощи создания оптимальной системы мотивации.

Общее понятие

Метод управления - это воздействие, которое оказывает субъект управления на подчиненные ему объекты. Чаще всего это способы управления, которые применяет руководитель при координации работы вверенного ему коллектива.

Все существующие подходы к организации деятельности структурных единиц или всего предприятия должны применяться комплексно. Они базируются на неразрывных и гармоничных отношениях. Чтобы эффективность таких воздействий была высокой, руководитель должен глубоко вникнуть в основы законов функционирования конкретного производства. При определении оптимального соотношения методов управления необходимо учитывать также филогенетические и онтогенетические закономерности развития всей системы.

Классификация

Методы управления деятельностью организации делятся на группы по нескольким основным признакам. В первую очередь следует выделить подходы косвенного и прямого воздействия. Ко второй группе относятся приказы и стимулы. При их применении предполагается получение непосредственного результата. Косвенные подходы к управлению необходимы для создания качественных условий для трудовой жизни и высокой результативности персонала.

Также существуют методы неформального и формального влияния. На соотношение количества тех или иных подходов влияет выбранный руководителем стиль управления. Формальная координация работы трудового коллектива обеспечивается документальными нормами и требованиями. При неформальном способе управления проводится воспитательная работа сотрудников, обеспечивается определенная психологическая атмосфера внутри коллектива. Начальник выбирает тот или иной стиль общения со своими подчиненными.

Традиционные методы

Традиционно методы управления персоналом выделяют в 3 основные группы. На это влияют закономерности, которые присутствуют на производстве, а также особенности отношений между всеми членами трудового коллектива. Существуют организационные, экономические и социально-психологические методы управления. Организационные подходы основываются на дисциплине, власти руководителя и определенных взысканиях за невыполнение своих обязанностей сотрудником.

Экономические подходы, наоборот, при помощи системы вознаграждений обеспечивают необходимую старательность, рвение работников. Это материальная мотивация к достижению ими целей организации.

Социально-психологические подходы базируются на оказании морального воздействия. Убеждением, лозунгами, мотивацией трудовой коллектив настраивается на необходимость достижения стратегических целей.

Современными считаются такие подходы, как экспериментирование, моделирование, а также экономико-математическое планирование и т. д.

Принципы управления

Принципы и методы управления являются основополагающими факторами при выборе тактики руководства трудовым коллективом. Помимо основных подходов координации деятельности сотрудников, начальник должен следовать определенным правилам и нормам. К основным принципам управления относятся плановость и научный подход, демократичность централизации и руководство от первого лица.

К принципам управления также относится единство распорядительности, отбор или подбор кадров, а также правильная их расстановка в соответствии с уровнем квалификации и умениями. Также применяются сочетания коллегиальности и индивидуального управления, децентрализации и централизации власти.

При работе руководитель должен подчиняться принципам функциональной, целевой и линейной координации. Обязательным является контроль исполнения выдвинутых начальством предложений, указаний и приказов.

Административные методы

Административные методы управления персоналом основываются на воздействии руководителя при помощи определенных приемов на сложившуюся ситуацию. Такое влияние может быть непосредственным или косвенным. Эти подходы позволяют координировать деятельность трудового коллектива.

Административные методики руководства позволяют обеспечить четкое выполнение приказов начальства, усилить дисциплину и порядок. Однако применять исключительно организационные и распорядительные приемы нецелесообразно. Их сочетают с экономическими методами.

Распорядительные и организационные подходы подразумевают издание устных или письменных приказов, оперативных указаний. Также в эту группу входит осуществление контроля выполнения предписаний руководства. Такие методы регламентируются актами хозяйственного и трудового законодательства.

Особенности административных подходов

Административные методы управления проектами, персоналом и предприятием в целом существуют в трех формах. К ним относятся согласительные подходы (разрешение, консультация), обязательные предписания (запрет, приказ) и пожелания (советы).

Директивы при этом способе управления четкие и адресованы конкретному работнику. Их выполнение является обязательным. Если сотрудник проигнорировал административные формы координации деятельности, это считается прямым нарушением трудовой дисциплины. Это определенное принуждение. Невыполнение приказов, распоряжений влечет за собой взыскание с виновного лица. Причем формы подчинения не должны вызывать у членов трудового коллектива чувства униженности или досады. Прогрессивные методы не приводят к стрессу и раздражительности. Они должны носить благожелательный характер.

Компоненты административных методов

Административные, распорядительные методы управления предприятием включают в себя несколько компонентов. К их числу относятся виды, типы воздействий и конкретный адресат. Также выполняется четкая постановка задания, сроки его выполнения. Определяются прочие критерии выполнения требований начальства. Устанавливается ответственность работника в случае невыполнения конкретного задания. После этого производится инструктаж субъекта или группы лиц, которым предназначено предписание или приказ.

Наличие всех этих компонентов определяет метод воздействия как административный подход. Он позволяет четко координировать все стадии деятельность организации, решать поставленные задачи для достижения стратегических целей компании.

Система при этом становится управляемой и развивается гармонично. Одной из характерных особенностей этого подхода является прямая взаимосвязь подчиненного и руководителя.

Экономические подходы

Рассматривая основные методы управления, следует уделить особое внимание экономическим подходам. Они занимают в системе координации деятельности сотрудников организации центральное место. Это объясняется тем, что в основе взаимоотношения подчиненных и руководства лежат материальные потребности и интересы.

К основным экономическим приемам относятся хозрасчет, анализ, ценообразование, планирование, финансирование. При этом коллектив организации распоряжается существующими материальными фондами самостоятельно. Это относится также и к полученному доходу компании, заработной плате. При этом сотрудники могут гармонично удовлетворять свои финансовые интересы.

Перечисленные выше методы применяются в сочетании с административным управлением, иначе дисциплина внутри трудового коллектива будет снижаться. Поэтому руководство совмещает метод кнута и пряника для достижения целей вверенной им организации.

Разновидности экономических подходов

Экономические методы управления организацией включают в себя ряд подходов. Одним из них является планирование. Этот подход определяет стратегию, задачи и пути их выполнения внутри компании. Такой метод позволяет выбрать из всех существующих вариантов наиболее эффективное направление развития.

Анализ как экономический метод управления позволяет оценить основные показатели деятельности организации. Это позволяет создавать благоприятные условия для работы компании, устранять сдерживающие развитие факторы.

Хозрасчет предоставляет возможность максимально удовлетворять экономическую и материальную заинтересованность всех членов трудового коллектива в процессе улучшения производства. Также этот подход повышает ответственность сотрудников на всех уровнях за результат их работы.

Ценообразование производится менеджером на основе стремления к максимизации нормативной прибыли. Также большой эффективностью характеризуется такой подход, как финансирование. Это позволяет поощрять отдельные подразделения или сотрудников, в работе которых больше всего заинтересована организация.

Социально-психологические подходы

Психологические методы социального управления во многом обеспечивают результативность деятельности организации. Грамотный руководитель обязательно учитывает такие факторы. При выборе методики воздействия на отдельных членов трудового коллектива он подбирает максимально действенный подход. При этом получается сформировать группу сотрудников с одинаковыми целями и задачами.

На 85 % успех предприятия зависит от умения руководителя работать с людьми. К каждому сотруднику требуется найти свой подход. Это позволяет значительно увеличить стремление работника достигнуть общей цели. В этом случае он ощущает свою ответственность перед всем коллективом и своим начальником и хочет решить поставленные перед ним задачи максимально качественно и эффективно.

Средства социально-психологического воздействия

Психологическая система методов управления представляет собой специфические подходы влияния на личность и ее отношения с другими членами коллектива, а также социальные процессы в группе.

Сюда относится моральная мотивация к выполнению работником своих профессиональных обязанностей. Она превращает поставленные задачи в осознанный долг, потребность работника. Основными приемами подобных воздействий являются личный пример (авторитет), также эффективным является убеждение.

Формы социально-психологического воздействия

Психологический метод управления - это один из самых тонких подходов к координации деятельности организации. Руководитель должен быть эрудированным и обладать высоким уровнем профессиональной подготовки. От того, насколько правильно применяет начальник существующие методы управления, зависит успех работы компании.

Основными формами такого воздействия считаются планирование развития коллектива в социальном плане, убеждение, соревнование между членами коллектива, участие трудящихся в процессах управления. Также популярной является практика выполнения особых ритуалов и обрядов, которые устанавливаются сотрудниками самостоятельно.

Рассмотрев существующие подходы к координации деятельности организации, можно сказать, что метод управления - это необходимое воздействие руководителя на вверенный ему трудовой коллектив с целью достижения максимальной эффективности компании.


В настоящее время человечество входит в новую эру своего развития. Информатизация, информационные технологии, телекоммуникация и связь становятся символами прогресса, а степень их реализации и внедрения в повседневную жизнь человека - оценкой уровня развития общества. Действительно, от оперативности, своевременности получения информации и ее достоверности зависят функционирование экономики, возможности органов государственной власти и управления выполнять возложенные на них функции и обязанности, обороноспособность страны, а в отдельных случаях - жизнь и здоровье человека.
Очевидно, что бесперебойная и качественная работа такой сложной сетевой структуры, как связь, зависит прежде всего от того, насколько надежным и эффективным будет управление ею. При этом эффективным управление будет лишь тогда, когда нормально функционирует вся система управления, включая ее “вертикальные” и “горизонтальные” (в том числе и “внутрипроизводственные”) элементы.
В первом случае речь идет о взаимосвязи и взаимодействии по всей иерархии управления, начиная с правительства Российской Федерации (РФ), ответственного за нормальное функционирование и развитие средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей на всей территории страны, и кончая цехом (участком, подразделением, рабочим местом) предприятия, перед которым стоят более скромные, но не менее ответственные задачи.
Во втором случае речь идет об управлении комплексом связи области, края, республики в составе РФ вне зависимости от того, кому принадлежит имущество хозяйствующих субъектов (государству, частному физическому или юридическому лицу), предоставляющих услуги связи на территории региона. Немаловажную роль играет и выполнение функций управления на конкретном предприятии связи вне зависимости от организационно-правовой формы, вариантов его организации и структуры управления.
Отрасль “Связь” относится к числу инфраструктурных отраслей, обеспечивающих потребности в услугах и средствах связи населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности, правопорядка и иных юридических лиц. Без средств связи, современной системы управления невозможно и нормальное функционирование материального производства, которое является основой жизни общества. В этих условиях управление производством с использованием средств и сетей телекоммуникаций становится важнейшим элементом всей системы общественных отношений. Поэтому внимание к этой отрасли не случайно.
Управление представляет собой функцию системы управления по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью организации целенаправленного функционирования (деятельности) объекта (ов) управления.
Система управления - это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих определенную целостность (единство), что позволяет выделить их в самостоятельную систему. В наиболее общем виде система управления состоит из управляемой, управляющей и информационной подсистем (рис.2.1).
Под управляемой подсистемой следует понимать совокупность объектов управления, механизма реализации управляющих воздействий и обратных связей. Под обратными связями понимаются формирование и передача в управляющую подсистему выходных параметров подсистемы, т.е. формирование и передача данных о состоянии и функционировании объекта в виде установленной отчетности.
Управляющая подсистема представляет собой совокупность субъекта управления, механизмов и методов выработки целей, конт-


доля и оценки состояния и функционирования объектов управления, «также механизма и методов управления и коррекции параметров управляемой подсистемы.
Информационная подсистема представляет собой комплекс каналов связи, технических и программных средств, государственной статистической отчетности и регламента ее представления.
Под внешней средой понимаются потитическая ситуация, положение в экономике страны, нормативно-законодательное обеспечение и другие факторы, отражающиеся на формировании целей и выработке управленческих решений.
При функционировании сложных систем возможно отклонение указанных выше фактических параметров от ожидаемых или запланированных. Своевременное выявление и устранение тенденций в отклонении от желаемых результатов, постоянные корректирующие воздействия на основе информации обратной связи характеризуют надежность системы управления. Чрезмерные отклонения фактических результатов от планируемых могут привести к потере управления и полной разбалансированности системы. Эта ситуация отражает, например, состояние системы, коща цели ее функционирования становятся недостижимыми и требуется либо пересмотр целей с учетом реальных возможностей системы, либо изменение механизмов и методов контроля и управления в соответствии с этими целями.
Таким образом, функция управления распределяется между указанными выше подсистемами системы управления.
Процесс управления - это универсальная, циклически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных элементов (видов) управленческой деятельности, общая практически для всех управленческих задач. Указанная последовательность образует управленческий цикл, который включает в себя:
сбор информации, анализ существующего состояния объекта управления, внешней среды, определение целей, возможностей и путей их достижения;
принятие управленческого решения;
выполнение управленческого решения и контроль за его реализацией.
Предметом управленческой деятельности (управленческого труда) могут быть:
производство (например, производство услуг связи, включая и управление вспомогательными службами, непосредственно не связанными с предоставлением услуг потребителям) и такие его составляющие, как производственный процесс (например, процесс передачи сообщений от отправителя до адресата) и средства (орудия) труда, например технические средства связи;
факторы производства;
собственность (право собственности на имущество предприятий связи, право собственности или право пользования земельными участками, право пользования интеллектуальной собственностью и др.).
Вопросу управляемости сетей связи сегодня уделяется большое янимание по ряду причин, одной из которых является то, что на смену ситуации, когда услуги связи предоставляли только государственные предприятия, подведомственные Министерству связи РФ, пришло положение, когда наряду с последними услуги оказывают частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности, т.е. с государственной долей в уставном капитале, в том числе с государственным контрольным пакетом акций, ведомственные предприятия.
С одной стороны, это расширяет возможности отрасли по удовлетворению спроса на услуги и средства связи, а с другой - значительно усложняет задачу по управлению и координации деятельности комплекса связи страны, поскольку очевидно, что методы воздействия на государственные, частные и иные предприятия не могут быть идентичными. Изменения в составе объектов управления, обусловленные переходом отрасли к рыночным отношениям, требуют постоянной коррекции (эволюции) системы управления.
Условно процесс изменений в системе управления в отрасли можно подразделить на два этапа. На первом этапе (до начала 90-х годов) имела место довольно “жесткая” система управления предприятиями связи, что позволяло органам государственного управления активно вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность предприятий. С начала 90-х годов ситуация в отрасли изменилась. Начало второго этапа сопровождалось изменением функций органов государственного управления и преобразованием их в органы государственного контроля и регулирования. Изменился и характер воздействий на деятельность предприятий связи. В этих условиях государственные органы утратили возможность вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, все большее значение приобретали методы косвенного воздействия на объекты управления.
Трудно сегодня говорить о временных рамках второго этапа. Важно понять вектор направленности реформы, предусматривающий эволюционный переход от “жестких” мер воздействия к более “мягким”, от системы и методов непосредственного воздействия на объект управления к системе и методам косвенного регулирования его деятельности. Изменяются характер и методы воздействия, что и находит отражение в том, что основной задачей реформы системы управления в отрасли связи является формирование так называемой системы контроля и регулирования.
Одним из направлений изменений в системе управления связью в указанный период было осуществление структурной перестройки в отрасли, в ходе которой сформировались три самостоятельные сферы связи: Федеральная почтовая служба; государственные предприятия телевидения, радиосвязи и радиовещания; предприятия электрической связи, подлежащие последующей приватизации путем акционирования. Основной задачей такого разделения отрасли была потребность в полной мере задействовать имеющийся рыночный (коммерческий) потенциал отрасли с целью стабилизации ее финансового положения и активизации инвестиций в ее развитие.
Таким образом, целью управления (регулирования) в отрасли связи является обеспечение бесперебойного и качественного функционирования средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей и на всей территории страны.
К основным принципам управления (регулирования) в отрасли можно отнести обеспечение:
возможности государства влиять на деятельность предприятий отрасли вне зависимости от их формы собственности и ведомственной подчиненности;
необходимого и достаточного государственного управления (регулирования) при одновременном расширении самостоятельности предприятий в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью;
доступности услуг и средств связи для всех категорий потребителей и на всей территории страны;
эффективного использования ресурсов связи (трудовых, материальных и финансовых), в том числе ограниченных национальных ресурсов - трафика, формируемого при эксплуатации сети связи общего пользования Доходов, получаемых операторами связи при применении соответствующих технических средств), частотного и орбитального ресурсов;
интересов Российской Федерации и ее субъектов (областей, краев, республик), государства и предприятий связи, предприятий и собственников их имущества (например, акционеров, если предприятие является акционерным обществом), а также интересов работников предприятий;
единой технической политики, единой направленности в развитии всего комплекса связи и пропорциональности в развитии отдельных его составляющих посредством системности в управлении (регулировании), оптимизации взаимосвязи и взаимодействия всех элементов системы.
В зависимости от того, что является предметом управления, каково состояние объекта управления на данный момент времени и каковы цели управления, выбираются те или иные способы воздействия. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления (регулирования) можно подразделить на следующие основные группы:
  1. Организационно-административные (директивные) методы, которые имеют особое значение для управления в связи. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международных договоров и соглашений, законодательства Российской Федерации и ее субъектов, Указы и распоряжения президента Российской Федерации, постановления и распоряжения правительства РФ и подотчетных ему федеральных органов государственного управления, ведомственные нормативные акты, приказы министра связи Российской Федерации и руководителей предприятий связи (подразделений и филиалов). Особая роль в этих условиях отводится Министерству связи, в функции которого входит контроль за выполнением указанных нормативно-законодательных актов в отрасли. Указанные методы важны еще и потому, что позволяют сформировать единые правила, регламент Деятельности в области связи на всей территории Российской Федерации, имеющие в условиях рыночной экономики особое значение.
  2. Экономические методы, позволяющие воздействовать на участников производственного процесса через налоговую, кредитную, тарифную, таможенную политику и другие рычаги макроэкономического свойства. На уровне микроэкономики, т.е. на предприятии, указанные методы реализуются через распределение прибыли, установление заработной платы, внутреннюю систему наказания, поддержки и стимулирования работников предприятия (премии, ссуды, бонусы, опционы, штрафы и др.).
  3. Социально-психологические методы, отличающиеся многообразием в своих проявлениях и преследующие две цеди. Первая - это создание на предприятии и в отрасли в целом социальнопсихологического климата, способствующего выполнению целей, поставленных перед системой управления. В качестве примеров реализации указанных методов можно привести следующие: освещение передового опыта работы в отраслевой прессе; развитие социальной сферы на предприятиях связи. Вторая цель - подготовка (переподготовка), подбор и расстановка работников (служащих), реализуемая посредством методов обучения и управления персоналом (тренинг, тестирование, социологические исследования и др.).
Разделение указанных выше методов воздействия в определенном смысле условно. Так, приказ начальника предприятия о поощрении работника представляет собой метод административного воздействия и одновременно является мерой экономической (если речь идет о премии) и (или) социально-психологической (если речь идет о вынесении благодарности). Непросто подразделить методы управления (регулирования) на “жесткие" и “мягкие”. Например, повышение налоговой составляющей затрат является проявлением косвенного регулирования, но при определенных условиях может привести к банкротству и ликвидации предприятия, что будет иметь прямые последствия для собственника имущества (предприятия, коллектива его работников).
Бее методы управления (регулирования) являются методами прямого или косвенного принуждения и стимулирования, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому при выборе тех или иных методов необходимо учитывать все возможные последствия их реализации. Важно, чтобы сиюминутные политические цели не превалировали над целями экономической стратегии, не препятствовали достижению указанных выше целей управления (регулирования) в отрасли.
Подводя итог сказанному выше, отметим, что переход к рыночной экономике, реформа в системе управления отраслью связи не затрагивают основ управления как такового, но вносят кардинальные изменения в цели и принципы управления, характер воздействий на объекты, что находит отражение в выборе соответствующих методов и организации управления (регулирования).

Функции, принципы и методы являются важнейшими элементами системы управления. Если функция означает «что делать», то принципы - «как делать».

Функция (дословно - действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения, специализации труда в сфере управления.

Анри Файоль выделил пять универсальных функций:

  • предвидение;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координация;
  • контроль.
  • стратегическое планирование;
  • планирование реализации стратегии;
  • организация взаимодействия и полномочия;
  • построение организации;
  • мотивация;
  • контроль.

Нетрудно заметить, что по своей сущности они почти не отличаются от предложенных А. Файолем.

Все эти функции не претерпели существенных изменений и до настоящего времени, поэтому их можно назвать классическими.

В современной отечественной экономической литературе к общим функциям управления относят планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Их взаимосвязь показана на рис. 11.4.

Рис. 11.4.

Кратко рассмотрим сущность этих функций.

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с прогнозированием и планированием в организации в целом и ее структурных подразделениях. Процесс стратегического планирования представлен на рис. 11.5.

Функция планирования не случайно занимает первое место, так как прежде чем управлять предприятием, необходимо знать его миссию и цели. Планирование позволяет предвидеть состояние предприятия в будущем и понимать, что нужно сделать для достижения поставленных целей, какие препятствия могут оказаться на этом пути, и быть готовым к их преодолению.


Рис. 11.5.

Организация - вторая функция управления, ее задача - формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы.

Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными подразделениями организации.

Основная задача этой функции - создание действенной системы управления с учетом наилучшего использования имеющихся ресурсов и достижения поставленной миссии.

Мотивация - деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения ее миссии.

Теории мотивации базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами его поведения, следовательно, и деятельности.

Согласно теории А. Маслоу потребности человека можно разделить на пять групп:

  • физиологические, необходимые для выживания человека (еда, вода, одежда, отдых и т.д.);
  • безопасность и уверенность в будущем (защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем);
  • социальные (необходимость в социальном окружении, общении с людьми, чувство «локтя» и поддержки);
  • уважение, признание окружающих и стремление к личным достижениям;
  • самовыражение, т.е. потребность в собственном росте и реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три - вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (рис. 11.6).

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере их удовлетворения, и потребностей более высоких уровней.

Самая высокая - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.


Рис. 11.6.

Руководитель должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

Контроль и координация. Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления, практически важная и сложная его функция. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.

Контроль - непрерывный процесс выявления отклонений от заданных параметров или стандартов во всех сферах деятельности предприятия, направленной на выполнение его миссии.

Основная цель контроля - предупредительная, заключающаяся в своевременном выявлении проблем и корректировке деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Контроль можно рассматривать как важнейший атрибут совершенствования системы управления на предприятии.

Контроль должен быть всеобщим. Это - одна из важнейших его особенностей. Каждый руководитель независимо от своего ранга должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально это не поручал. Контроль - функция управления, которую должен выполнять каждый сотрудник фирмы от руководителя организации до рядового исполнителя.

Контроль - это, по сути, выявление допущенных ошибок, а, как известно, умные люди на ошибках учатся.

В китайской книге «Н Цзинь» (3000 лет назад), т.е. задолго до возникновения науки управления, написано: «Когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их».

Вот почему без контроля система управления любого предприятия не может совершенствоваться и становиться более эффективной.

Различают предварительный, текущий и заключительный контроль.

Сущность предварительного контроля заключается в проверке состояния организации до начала выполнения запланированной цели или выпуска новой продукции. Предварительный контроль должен отвечать на вопрос: «Готово ли предприятие к выполнению определенной цели, и что нужно еще сделать, чтобы не было сдвигов при реализации запланированной цели?».

Текущий контроль осуществляется на стадии реализации поставленной цели. Его задача заключается в том, чтобы процесс реализации цели осуществлялся в строго запланированное время с наименьшими затратами и надлежащим качеством.

Заключительный контроль осуществляется после реализации запланированной цели или какого-либо инвестиционного проекта и должен отвечать на вопрос: «Насколько полно и качественно достигнута поставленная цель, какие допущены ошибки, дефекты, и почему?».

Заключительный контроль необходим для того, чтобы не повторять допущенные ошибки впредь и для выявления слабых сторон системы управления с целью ее дальнейшего совершенствования, т.е. он работает на перспективу.

Контроль и координация как функции управления тесно связаны между собой, поэтому многие ученые объединяют их в одну функцию и называют ее «контроль».

В этом имеются определенные положительные моменты.

Координация - непрерывный процесс, направленный на поддержание всей системы управления в работоспособном состоянии путем своевременного устранения всех дефектов и ошибок, выявляемых в результате контроля. Контроль и координация - непрерывный и постоянно действующий процесс.

Принятие решений является составной и важнейшей частью управленческой функции.

Искусство управления в первую очередь заключатся в умении принятия правильного решения и реализации его на практике. Руководитель любого ранга наделен правом принимать управленческие решения в рамках своих функциональных обязанностей. В учебной литературе управление трактуется как выбор альтернативы. Имеются и более развернутые трактовки этого понятия.

Управленческое решение - выбор альтернативы, осуществленный в рамках должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее есть некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать (см. табл. 11.1).

Таблица 11.1

Классификация управленческих решений

Классификационный признак

управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные

Нетипичные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые

Некорректируемые

Характер использованной информации

Детерминированные

Вероятностные

Метод разработки решения

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные

Технология принятия решения складывается как бы из двух частей:


Рис. 11.7.

Теорией и практикой выработана определенная последовательность действий по принятию и реализации управленческого решения, т.е. технология этого процесса.

Рис. 11.8.

Процесс принятия решения начинается, когда становится очевидной необходимость какого-то руководящего действия, и промедление с его реализацией может отрицательно повлиять на результаты работы предприятия.

При этом руководитель должен убедиться, что существует действительно проблема, а не проявление симптома какого-либо негативного явления, который с течением времени сам по себе исчезнет без всякого вмешательства.

Для повышения эффективности управленческих решений необходимо ответить на следующие вопросы:

  • определена ли истинная проблема;
  • на достижение какой цели направлено решение;
  • когда оно должно быть принято;
  • какие существуют сдерживающие факторы;
  • каков будет эффект, если не принимать никакого решения;
  • какая информация необходима;
  • стоит ли делегировать принятие решения?

Кроме того, в учебной литературе приводятся пять рекомендаций по принятию решений и их претворению в жизнь: анализировать, консультироваться, осуществлять, поддерживать общение, проверять.

Важнейший момент в выработке научно обоснованного решения совещание. Именно на совещании руководитель может не только выяснить сущность рассматриваемой проблемы, но и разработать возможные пути ее решения.

Теорией и практикой выработаны определенные правила для проведения совещаний с целью повышения их эффективности.

Правило первое. Совещание должно проводиться только в случаях его строгой производственной необходимости. На нем следует рассматривать очень важную проблему, решение которой требует коллективного разума. Частые совещания на предприятии, как правило, негативный признак, свидетельствующий об их неэффективности и нерациональном использовании рабочего времени руководителями и специалистами.

Правило второе. Время проведения и повестка дня совещания должны быть заранее известны его участникам, чтобы у них была возможность более тщательно подготовиться к нему.

Правило третье. Должен быть четко прописан регламент проведения совещания: время для доклада, время для выступающих. Председатель совещания должен не только четко соблюдать регламент, но и следить, чтобы выступающие говорили по существу рассматриваемой проблемы.

Правило четвертое. На совещание должны приглашаться только лица, причастные к рассматриваемой проблеме, которые действительно способны выработать правильное управленческое решение. Приглашение лиц по принципу «чем больше участников, тем лучше» в данном случае неприемлемо.

Правило пятое. К проведению совещания руководитель должен тщательно готовиться. Это касается и сбора необходимой объективной информации о состоянии рассматриваемого вопроса, и проработки возможных управленческих решений.

Правило шестое. На совещании должна быть создана доброжелательная обстановка, позволяющая каждому участнику при желании объективно высказаться по существу рассматриваемой проблемы и возможных путях ее решения. Критика нежелательна, так как в этом случае руководитель совещания может не услышать от участников объяснения объективных причин возникновения рассматриваемой проблемы и рекомендаций, как ее надо решать.

Критериями эффективности любого совещания могут быть:

  • длительность его проведения;
  • принятие научно обоснованного решения и возможность его реализации с наименьшими затратами и в кратчайшее время.

Первый критерий не нуждается в особых комментариях, так как давно известно, что участники совещания могут эффективно работать не более 1,5 часов. Отсюда вывод - продолжительность совещания не должна превышать это время.

Принципы управления («как делать») - обобщающие теоретические положения, апробированные практикой, которыми следует руководствоваться в управленческой деятельности для достижения поставленной цели с меньшими затратами.

Исследованиями в области принципов управления занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые (Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Т. Гастев и др.).

Основные принципы А. Файоля перечислены в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.): разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива, честь мундира.

Трудно возразить против каждого из них...

Известный американский промышленник Генри Форд (начало XX в.), положивший начало научной организации производства, сформировал ее основные принципы. Приведем некоторые из них:

  • не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому;
  • прошлое полезно потому, что указывает нам путь и средства к дальнейшему развитию;
  • кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность;
  • поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа предприимчивости;
  • моя цель - простота;
  • если цены на товары выше, чем доходы потребителей, их надо привести в соответствие доходам;
  • понижение заработной платы в государственном масштабе есть дурная финансовая политика, ибо она снижает спрос на товары.

Большинство из этих принципов актуальны и сегодня. Правда, с некоторыми из них можно поспорить. Например, риска действительно не следует бояться, но его необходимо учитывать и управлять им с целью его минимизации, в противном случае можно оказаться банкротом.

Ранее мы уже отмечали, что в Японии всякими путями прививается чувство патриотизма к своей стране, обществу, фирме, в том числе через принципы управления.

В качестве примера приведем принципы японских фирм:

  • не забывай выгоду ради долга, но, получая ее, помни о долге;
  • наилучшее качество работы - на службу обществу;
  • прежде чем создавать вещи, необходимо создавать кадры;
  • своим трудом улучшаем жизнь и создаем лучшее общество.

Некоторые из этих принципов скорее похожи на лозунги, но,

но-видимому, эго неважно: лишь бы они работали на благо всего общества и каждой фирмы.

В современных условиях российским предприятиям очень не хватает подобных японских принципов-лозунгов, особенно второго и четвертого.

В СССР (при плановой экономике) рекомендовалось использовать при управлении следующие принципы: демократического централизма, единоначалия и коллегиальности, планового ведения хозяйства, материальной заинтересованности, ведущего звена, экономии, эффективности и др.

Некоторые из них не утратили свою значимость и сейчас, так как являются классическими и приемлемыми для любой формы хозяйствования, но применительно к рыночной экономике. Особо следует остановиться на принципе «ведущего звена» (Ленинский принцип). Суть его заключается в том, что на любом уровне управления при решении какой-либо проблемы всегда необходимо находить основную объективную причину ее появления, что позволит, в свою очередь, найти ведущее звено и для ее решения.

Основными принципами (лозунгами) социалистического хозяйствования были и такие:

  • «Все - во имя человека, для его блага»;
  • «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Эти принципы-лозунги по своей сути являются неплохими, но, к сожалению, они так и не были реализованы.

К другим принципам управления можно отнести:

  • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
  • принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности; и др.

На практике необходимо не только знать все эти принципы, но и использовать при управлении предприятием.

Методы управления экономикой - это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления.

В экономике принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами: административные, экономические и социально-психологические. Все они тесно связаны между собой и порой их очень трудно разграничить.

Административные (командные ) методы основаны на принуждении, а управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд, инструкций и др. Наиболее приемлемы такие методы в армии, милиции, службах безопасности и т.д. Нельзя обойтись без административных методов и на предприятии, а их эффективность зависит от разумности и научной обоснованности приказов, распоряжений, директив. Административные методы управления наиболее целесообразны, когда достижение поставленной цели нельзя решить при помощи экономических и социально-психологических методов.

Экономические методы основаны на воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи различных рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставление всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.).

Важный признак экономических методов управления - переход от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали». Это означает, что управляющее воздействие на объект управления оказывается не только и не столько со стороны вышестоящего органа, сколько со стороны смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель.

Такие управляющие воздействия фиксируются в виде взаимных обязательств, в договорах, соглашениях, контрактах. Экономические методы играют определяющую роль в управлении экономикой рыночного типа.

Социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей.

У каждого человека существует определенная система взглядов на труд, собственность, деньги, экономические отношения, правила экономического поведения. Это можно назвать экономической психологией или моралью. Социально-психологическое управление заключается в том, чтобы воздействовать на психологию людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с желанием субъекта управления. При таком подходе управляющая установка со стороны субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится самоустановкой исполнителя, его убеждением.

Социально-психологические методы по своей значимости и действенности не уступают экономическим, а в определенных условиях могут быть даже более эффективными.

Процесс управления предприятия условно можно разделить на три части: управление техникой; управление экономикой; управление трудовым коллективом. Считается, что самым сложным делом является управление людьми. Каждый человек неповторим и имеет как положительные черты, так и отрицательные. Задача руководителя - познать каждого своего подчиненного в психологическом плане, а затем незаметно воздействовать на него в таком направлении, чтобы его положительные черты развивались, а отрицательные исчезали. Это важно не только для становления и развития отдельной личности и всего коллектива, но и для пользы фирмы.

Основная задача социально-психологических методов заключается в создании здорового психологического климата в коллективе, что, в свою очередь, является основой для эффективной работы предприятия.

Социально-психологические методы управления можно назвать и воспитательными, так как они призваны воспитывать каждого сотрудника в духе преданности фирмы, активизации творческой деятельности во благо фирмы и общества в целом.

Наибольших успехов в применении социально-психологических методов достигла Япония. В этой стране любовь и уважение к труду, преданность своей фирме, патриотизм впитаны с молоком матери. Японцы сами добровольно отказываются от отпуска, если дела на фирме идут плохо. В Японии практически не нужны производственные контролеры - японец не унизится до того, чтобы «проталкивать» брак.

Успехи Японии в научно-технической сфере, экономике и других областях в значительной мере обусловлены разумным использованием социально-психологических методов в управлении на всех уровнях. К сожалению, в России роль и значение применения этих методов недооценивается, что является существенным резервом для роста национальной экономики.

ОТВЕТ: Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект, для достижения поставленных организацией целей.

Метод - способ достижения цели.

Методы управления (МУ):

Организационно-административные (или распорядительные). Основаны на прямых директивных указаниях. Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Это методы принуждения. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это не выгодно исполнителю. Цель использования (назначение) - определить цель, задачи и функции каждого звена, место и роль каждого человека, порядок функционирования работников и подразделений, регулировать организационные отношения в коллективе. В основе этого метода лежат организационные законы. Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект, через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти МУ создают благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывают целенаправленное воздействие на объект управления. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению.

В рамках организации возможны 3 формы проявления организационно-административных методов:

Обязательные предписания (приказ, запрет и т.п.);

Согласительные (консультация, компромисс);

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушения исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Организационно-административные методы - методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями, по сути, распорядительное влияние руководителя на коллектив в целом и личность в частности).

Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

Экономические методы.

Цель использования (назначения) - создание условий для наиболее полного удовлетворения экономических интересов и потребностей каждого работника и в целом организации.

Поставленные цели достигаются воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются точные условия, при которых трудовой коллектив и его сотрудники побуждаются к эффективной работе экономическим стимулированием.

На современном этапе усилилась роль экономических рычагов и стимулов, но без организационно-административного воздействия никакие экономические методы не смогут существовать.

Социально-психологические методы.

Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи, т.е. поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критерием эффективности и качества работы - человеческого фактора.

Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

К моральным и деловым качествам руководителя, использующего эти методы, предъявляют высокие требования. Он должен обладать организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

В качестве форм социально-психологического воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, экономические соревнования, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как методы управления и как форма участия трудящихся в управлении и т.д.

Необходимость использования в практике управления организацией этих методов очевидна, т.к. они позволяют своевременно учитывать мотивы действия и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и закономерностей управления и отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений и по поводу содержания основных принципов управления. Классификация принципов основывается на отражении каждым из них различных сторон отношений управления и соответствует общим целям повышения эффективности производства и социального развития коллектива.

Основные принципы управления

  • 1. Принцип оптимального сочетания централизации в управлении означает передачу ответственности за решение конкретных задач и необходимых для этого полномочий другому лицу, стоящему ниже на служебной лестнице. Эта практика позволяет снизить напряжение в труде работников, ускорить профессиональный рост сотрудников, усилить творческое начало в работе, существенно сократить время, необходимое для своевременной реакции на возмущающие факторы в работе. Передача части ответственности ведет к увеличению объема работы и большему риску для человека, принимающего ее. Естественно, что данный работник заслуживает дополнительного вознаграждения.
  • 2. Сочетание централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования принципа единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней, а также персональную ответственность исполнителей за выполнение конкретных решений.

  • 3. Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение и планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы управленческие действия в отношении персонала осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления персоналом означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.
  • 4. Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием (в виде текущих и перспективных планов) пронизаны все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
  • 5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Это важнейший принцип руководства персоналом: обеспечение ответственности каждого работника за результаты его труда.
  • 6. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе персонала непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

7. Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотивации.

Поведение человека всегда мотивировано. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

8. Одним из важнейших принципов современного управления является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений.

Методы управления - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Существует несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы:

  • - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • - экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • - социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-административные методы управления . Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов. Причем административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательств.

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

  • - обязательные предписания (приказ, запрет и т.д.);
  • - согласительные действия (консультация, разрешение компромисса и т.д.);
  • - рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.).

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это не выгодно исполнителю. По существу, организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Экономические методы управления . Им отводится центральное место, и это обусловлено тем, что отношения управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказа, директивы, указания), сколько экономическим стимулированием. Используя личную экономическую заинтересованность персонала, можно добиться поставленных целей.

Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые помогают выполнять напряженные плановые задания.

Социально-психологические методы управления . Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и др.). Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование и т.д.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы менеджмента - это основные, исходные, общие положения, закономерности, определяющие управленческие связи, отношения, действия различных элементов, факторов управленческой системы при постановке и достижении целей организации. Каждый принцип в менеджменте можно одновременно представить и как процесс, и как результат. Классические принципы менеджмента были сформулированы представителем классической административной школы, руководителем крупной французской угледобывающей компании Анри Файолем: 1.Разделение труда. Специализация работ для эффективного использования рабочей силы, менеджеров (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающих). Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях, рост производительности труда. 2.Полномочия и ответственность. Полномочия приказывать всегда порождают ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность. 3.Дисциплина . Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, позволяя работать спокойно. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Дисциплинарные правила должны быть четко определенными и обязательными для всех. 4.Единоначалие . Чтобы наилучшим способом обеспечивать четкость и эффективность команд в организации, подчиненный в одно и то же время не может иметь больше одного начальника. Подчиненный получает приказы только от одного начальника и отвечает только перед одним начальником. 5.Единство действий, направления . Усилия каждого, каждой группы должны быть скоординированы и направлены в одну сторону, в рамках одной цели, объединены единым планом и иметь одного руководителя. 6.Подчиненность индивидуальных интересов общим . Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании. Совместные действия, работа одной командой - это необходимое условие успеха, роста эффективности, победы в конкурентной борьбе. Сотрудничество породило японское экономическое чудо. Единение, коллективизм, пропагандируемые в СССР, вопреки другим факторам, позволяли добиваться больших целей. 7.Вознаграждение персонала. Вознаграждение соответствует выполненной работе. Перевыполнение заданий поощряется. Это обеспечивает верность и поддержку работников. Адекватная система оплаты труда позволяет работнику ощущать ту значимость, которую его труд имеет для организации. 8.Централизация . Соответствующая степень централизации будет зависеть от конкретных условий и должна служить делу, достижению целей. Централизация власти сочетается с делегированием части полномочий сверху вниз тем, кто может нести ответственность за выполнение работы. 9.Иерархическая (скалярная) цепь . Это цепь руководителей сверху донизу («цепь начальников»). Это неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.10.Порядок. Материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах в положенное время. Место для всего, и все на своем месте. Отсутствие порядка и норм поведения приведет к анархии, которую не одобряют ни руководители, ни подчиненные. Без четкого порядка большинство людей чувствуют себя неуютно. Порядок точно определяет, чем они должны заниматься и когда.11.Справедливость . Одинаково справедливое отношение и уважение ко всем работникам, на всех уровнях скалярной цепи. Это сочетание доброты и правосудия. Являясь результатом доброты и законности, справедливость приводит к преданной и лояльной службе. 12.Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Людям необходимо предоставить время, чтобы узнать свою работу. Менеджер должен всегда заботиться о том, чтобы удержать на своем участке трудолюбивых работников. Средний работник или руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительнее выдающегося, талантливого менеджера, который «летает» с места на место.13.Инициатива . Поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Инициатива позволяет чувствовать себя активной частью организации. Она повышает производительность и должна поддерживаться руководством. Менеджер должен быть сам инициативен и должен поощрять инициативу работников.14.Кастовый, корпоративный дух . Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий. Совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха. Единство - это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы, обеспечивает единство усилий.

Функции управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. А.Файоль сформулировал пять универсальных функций менеджмента (менеджера): планирование, организация, руководство, координация и контроль . Развитие менеджмента подсказало, сформировало и расширило перечень функций. Обзор современной литературы позволяет выделить следующие функции менеджмента : ПЛАНИРОВАНИЕ - состоит в выборе целей стратегии и тактики поведения предприятия. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – это процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции (выбор альтернативы). ОРГАНИЗАЦИЯ-функция управления, целью которой является достижение миссии, задачей - формирование структуры организации. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - это инвестирование в развитие и совершенствование преданного и хорошо обученного персонала. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ - КОММУНИКАЦИИ - это передача и обмен информацией социального опыта; это связующий процесс обмена качественной, полной, точной, надежной, понятной, актуальной информацией. СТИМУЛИРОВАНИЕ, МОТИВАЦИЯ - процесс сознательного выбора человеком поведения под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. РУКОВОДСТВО - механизм осуществления руководителем взаимодействия групп и личности на выполнение общих задач и достижение цели, тесно связанный с концепциями власти, личности, их влиянием. КОНТРОЛЬ -процесс определения, оценки и информирования об отклонениях действительных значений от заданных или совпадении результатов. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – возникает по исполнению полномочий, т.е. задач и функций, возложенных должностью. Ответственный руководитель - это облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами человек, с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям. КООРДИНАЦИЯ - это упорядоченная, согласованная организация групповых усилий с целью обеспечения единства действий для достижения общей цели; Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В специальной литературе чаще всего используются следующие критерии методов менеджмента: Методы командно-административные (организационно-распорядительные) основаны на принуждении. Управляющие воздействия тут имеют вид законов, директив, постановлений приказов, инструкций, распоряжений, команд. Методы побуждения распадаются на два: Экономический метод - стимулирование опирается на мотивы, интересы людей, на экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управленческих воздействий со стороны субъекта управления. В этом методе влияние со стороны субъектов управления на объект оказывается в форме экономических стимулов - побудителей, таких как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения (плата за отсутствие невыходов, в том числе по болезни; доплата за стаж; плата за обучение); предоставление льгот (льготное питание); смягчение ограничений; снабжение дефицитными ресурсами; расширение экономической свободы; передача в собственность имущественных ценностей и др. Социально-психологические методы - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей, побуждающего их действовать в соответствии с желанием, просьбой субъекта управления. Эффективность и действенность социально-психологических методов управления очень сильно зависит от воспитания; от заложенной в человека морали; экономической психологии; определенной системы взглядов на труд, собственность, деньги, богатство, экономических отношений; предпочтений; приоритетов; установок.