Ревизия как основной метод финансового контроля. Учет и анализ финансовых результатов деятельности автотранспортной организации. Контрольные функции Федеральной налоговой службы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

Контрольная работа

Дисциплина: финансовое право

на тему: РЕВИЗИЯ, КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Работу выполнил:

Мартынова О.В.

ВОЛЖСКИЙ 2013

Введение

1. Понятие и сущность ревизии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов - часть финансового управления, которая включает в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Целью финансового контроля выступает получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия эффективных управленческих решений.

Методы финансового контроля наиболее значимы, т.к. от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. При этом, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Актуальность данной темы несомненна, ведь ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период. Именно в ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным при осуществлении других способов финансового контроля. В отличие от них ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, определенные права и обязанности лиц, деятельность которых проверяется, а также порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Целью работы является исследование ревизии, как основного метода финансового контроля.

В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

Раскрыть содержание и дать определение понятию ревизии

Рассмотреть порядок программы проведения ревизии

Определить особенности проведения отдельных видов ревизии

Объектом данного исследования является ревизия, как основной метод финансового контроля.

Предметом исследования выступают особенности ревизии и общественные отношения, затрагивающие ее.

Теоретической основой работы послужили научные статьи и работы отечественных юристов и экономистов таких как Волков А.Г., Чернышева Е.Н., Иванова Е.Л., Крохина Ю.А., Шуплецова, Ю.И. и др., а также материалы периодической печати и интернет-ресурсов.

Нормативная основа работы включает в себя законодательные акты РФ, комментарии к ним, а так же подзаконные и иные нормативно-правовые акты РФ.

Методологической базой исследования явились структурно-функциональный, сравнительно-правовой, общенаучный и другие частные методы.

Структура работы определена задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

ревизия контроль финансовый законность

1. Понятие и сущность ревизии

В статье 267.1 Бюджетного Кодекса РФ указываются методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, в числе которых указана ревизия.

Под ревизией в Бюджетом Кодексе понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013).

Другими словами, ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель ревизии -- осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;

12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение. Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г. - с. 79.

Ревизия максимально охватывает все стороны хозяйственной деятельности субъекта и сочетает в себе различные приемы осуществления финансового контроля.

Классификации ревизии осуществляется по следующим категориям:

1. По способу назначения выделяют плановые и внеплановые ревизии.

Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, наличии данных о невнимательности, нарушениях и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.

2. По степени охвата данных различают сплошные, выборочные и комбинированные.

Сплошные ревизии предназначены для проверки всех хозяйственных операций проверяемой организации за период, прошедший после последней ревизии.

Выборочная ревизия -- разновидность сплошной. В этом случае ревизуется выборочно не вся хозяйственно-финансовая деятельность проверяемой организации, а лишь интересующий ревизоров круг вопросов за соответствующий промежуток времени. Выборочная ревизия может быть предназначена для проверки состояния складского хозяйства, порядка оформления приема, выдачи и списания материалов или для проверки кассовых и банковских операций, включая оплату нарядов рабочим и т. д. за проверяемый период времени. Выборочные ревизии проводят как в плановом, так и внеплановом порядке в зависимости от цели и назначения такой ревизии.

При комбинированном охвате данных, документы одних типов (например, кассовые ордера) изучаются сплошным порядком, а документы других типов (например, путевые листы) рассматриваются выборочно.

3. По степени охвата подконтрольного объекта различают полную, частичную, комплексную и тематическую ревизии.

Полная (сплошная) охватывает проверку всей документации за весь ревизуемый период;

Частичная ревизия так же затрагивает всю документацию, но ограничиваются более коротким промежутком ревизуемого времени. Примером может выступить квартальная ревизия.

Комплексная - охватывает комплекс взаимосвязанных документов производственной и финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Тематическими ревизия проводится в целях проверки состояния отдельных направлений экономической и социальной деятельности хозяйствующего субъекта для детального изучения конкретных вопросов, выявления и устранения в них недостатков. В качестве примера можно указать ревизию фондов специального назначения.

При документальной ревизии выполняется проверка и контроль первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, нормативной и другой документации.

Фактическая ревизия основывается на изучении фактического плана проверяемых объектов, за данными их проверки в натуральном выражении, т.о. она не может быть всеохватывающей.

При производстве ревизии принимают участие эксперты и специалисты. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России; Федеральное казначейство Минфина России; территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По окончании проведения ревизии составляется акт, в который вносятся результаты проверки. Шуплецова Ю. И. «Финансовое право: конспект лекций» - 3-е изд. доп. и перераб./ Учебное пособие -- М.: Юрайт-Издат, 2009. - с. 36.

2. Программа проведения ревизии

Проведению ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, а также изучить имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущей ревизии и тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характеризующую работу и финансовое состояние.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Исходя из программы ревизии и записей, сделанных в рабочей тетради, разрабатывается план ее проведения, который включает в себя перечень предстоящих работ в хронологическом порядке, приемы и способы их выполнения и при необходимости фамилии исполнителей.

План ревизии представляет собой рабочий документ ревизионной группы или индивидуального исполнителя, который составляется руководителем этих групп или исполнителем и подлежит утверждению руководителем органа, назначившего данную ревизию или проверку. В соответствии с этим планом выполняется весь комплекс контрольно-ревизионных работ, связанных с осуществлением данной ревизии.

Программа ревизии может включать в себя данные разделы:

Цель ревизии. При разработке цели ревизии определяются ее охват подконтрольного объекта, т.е. будет ли она, например, являться полной или частичной, при этом, часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений экономического субъекта, его дочерние предприятия и филиалы. Так же определяются главные задачи ревизии, которые могут в себя включать анализ финансового состояния, проверку эффективности использования внеоборотных активов и т.д.

Состав ревизионной группы. В данном разделе указывается перечень лиц, участвующих в проведении ревизии.

Сроки и место проведения ревизии. Указывается начальные и конечные время и дата проведения ревизии, ее возможные промежуточные сроки и месторасположение ревизуемых объектов.

Вопросы подлежащие проверке. В данном разделе определяются проверяемые направления финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и организация их проверки (сроки, способ и методы проверки и т.д.).

Формы документального оформления ревизии. Прилагаются образцы рабочих документов.

Ревизующие организации составляют перспективные и текущие планы

проведения ревизий.

Перспективные планы составляются на несколько лет (три, пять и более). Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного органа.

Текущие планы составляют на календарный год с разбивкой по кварталам. В первую очередь ревизии планируются в тех организациях, в которых продолжительное время их не было, имеются недостатки и сигналы о злоупотреблениях. Составлению планов предшествует изучение отчетности организаций, материалов ранее проведенных ревизий и т.д.

Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки. Мещеряков С.А. «Контроль и ревизия» / Учебное пособие / М: Санкт-Петербург, 2008 г. - с. 44

После проведения необходимой подготовительной организационной работы, которая помимо программы проведения ревизии включает в себя обследования проверяемого предприятия, ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

О направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;

О применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;

О направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;

О предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования). Крохина Ю.А. «Финансовое право России» - 3-е издание, переработанное и дополненное / Учебное пособие /М: Норма Москва, 2008 г. - с. 158.

В проведении ревизии можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный - включает в себя составление программы ревизии и ознакомление с ревизуемым экономическим субъектом.

2. Проведение ревизии - ознакомление со свободной документацией, журналами - ордерами, требующими детального исследования, проверка операций по первичным учетно-бухгалтерским документам.

3. Оформление результатов ревизии - составляется акт с результатами ревизии, который имеет силу закона в следственной и судебной практике. На основе данного акта проверяемая организация обязана незамедлительно устранить недостатки, выявленные в ходе ревизии.

4. Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии - проверка исполнения решения по данным отчетности, либо на предприятии, получение письменных отчетов и т.д.

Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений. При этом систематически изучают и обобщают материалы ревизий, после чего на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.

3. Особенности проведения отдельных видов ревизии

Ревизия может охватывать не только весь спектр деятельности организации, но и ёё отдельные направления. Например, рассмотрим особенности проведения ревизии кассы и кассовых операций экономического субъекта.

Ревизия кассы -- это проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций с наличными денежными средствами и другими ценностями, хранящимися в кассе хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия кассы может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка и является элементом внутреннего контроля в организациях и предприятиях.

Ревизия кассы и кассовых операций подразделения представляет собой существенную составную часть ревизии в целом.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным ЦБ РФ от 22.09.93 г. №40, в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная ревизия кассы.

Ревизия кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производится их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями). Волков А.Г., Чернышева Е.Н. «Контроль и ревизия»/ Учебное пособие /М: Москва, 2011г. - с. 96

Кассовые операции подразделения являются одним из важнейших участков его финансово-хозяйственной деятельности и учётной работы. Денежные средства, составляющие предмет кассовых операций, используются при расчётах с юридическими и физическими лицами; кассовая наличность подразделения, её размеры и степень сохранности служат своего рода введением в финансовую жизнь подразделения.

Именно ревизия кассовых операций является наиболее важной по нескольким причинам:

Денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов подразделения;

Денежные операции носят массовый и распространённый характер;

Подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности подразделения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап проверки является достаточно трудоёмким.

В то же время кассовые операции однообразны, а методы или процедуры проверки достаточно просты.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются следующие: кассовая книга; отчёты кассира; приходные и расходные кассовые ордера; журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей; книга учёта выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчёты.

Необходимо иметь в виду, что операции по движению денежных средств проверяются сплошным порядком.

К проверке кассовых операций руководитель ревизионной бригады, исходя из объёма работы, может привлекать ассистентов (членов ревизионной бригады, соответствующих специалистов из других подразделений). В то же время категорически не допускается привлечение к проверке кассовых операций специалистов ревизуемого подразделения и подчинённых ему подразделений.

Для проведения проверки кассовых операций в подразделении запрашиваются кассовые книги за ревизуемый период, а также сшивки всех кассовых документов за этот период.

Отдельно ревизору следует проверить полноту и своевременность оприходования поступающих в кассу денежных средств. Для этого необходимо произвести сплошную сверку данных выписок банка (дата, сумма) с данными в приходных кассовых ордерах, кассовой книге и журнале учёта приходных и расходных кассовых документов (при поступлении денег из банка). Также необходимо сверить данные приходных кассовых ордеров с данными в кассовой книге и журнале учёта кассовых документов (при поступлении денег от физических и юридических лиц).

В процессе ревизии кассовых операций в части проверки кассовых документов ревизору следует подвергать логическому контролю все проверяемые кассовые операции, все приложенные к кассовым ордерам и ведомостям оправдательные документы. Кассовые операции, как правило, отражают хозяйственные, имущественные, расчётные и иные виды действий ревизуемого подразделения. Это делает информацию, получаемую при проверке кассовых операций, важным элементом в дальнейшем проведении ревизии других участков финансово-хозяйственной деятельности подразделения.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением наличных денежных средств в кассе хозяйствующего субъекта могут являться:

1. Отсутствие налаженной системы проведения внезапных проверок кассы с полным пересчётом денежной наличности и других ценностей, находящихся в кассе;

2. Формальное проведение таких проверок:

Назначение в инвентаризационную комиссию постоянно одних и тех же лиц

Проведение проверок в заранее известные отчётные даты (когда кассир может подготовиться к проверке)

Отсутствие у кассира навыков подготовки к проверке кассы, (что свидетельствует о том, что такая процедура не является для него обычной);

3. Отсутствие договора с кассиром о полной материальной ответственности (в этом случае недостача денежных средств в кассе не будет иметь юридических последствий);

4. Факты подписания кассовых ордеров вместо руководителя и главного бухгалтера другими лицами без письменного распоряжения руководителя хозяйствующего субъекта;

5. При временном отсутствии кассира (отпуск, лечение) -- возложение его функций на другого работника без письменного распоряжения руководителя и без заключения с этим работником договора о полной материальной ответственности.

Завершающим этапом ревизии кассы является обобщение, рассмотрение и реализация ее результатов.

Составляется акт, в котором указываются нарушения, недостатки или положительные стороны деятельности ревизуемого экономического субъекта. Акт ревизии является основанием для принятия решений по установленным нарушениями и недостатками, в том числе, для разработки мероприятий по устранению последних. От квалифицированного освещения и обобщения в акте фактов выявленных нарушений и недостатков зависит качество ревизии.

Заключение

Итак, ревизия представляет собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности и является основным методом финансового контроля.

Ревизия проводится на хозяйствующих субъектах с целью осуществления контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их достоверности и целесообразности.

Ревизию могут проводить разные контролирующие органы, в особенности финансовые и органы государственного управления, которые проверяют подведомственные организации. Одним из основных ревизуемых органов является Счетная Палата РФ. Также ревизионные проверки могут быть проведены по указанию других компетентных органов, служб, т и т.д.

Проведение ревизии? это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт должен содержать вводную и описательную части. Заключительный раздел акта -- информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них.

На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

Исходя из всего этого, можно сказать, что проведение ревизии на предприятии - это наиболее эффективный способ контроля над осуществлением финансовых и хозяйственных операций с целью подтверждения их обоснованности, а также над имуществом организации и использованием ресурсов, как материальных, так и трудовых. Проверка позволяет выявить, насколько компетентными в своей отрасли являются наемные управляющие, соответствует ли их работа основным требованиям организации.

Ревизия - комплекс сложных процедур, от результатов которых во многом зависит дальнейшая эффективность работы предприятия или его филиала.

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013)

2. "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)

3. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. «Контроль и ревизия»/ Учебное пособие / М: Москва, 2011г.

4. Иванова Е.Л. «Контроль и ревизия. Конспект Лекций» / Учебное пособие / М: «Ньютон», 2009 г.

5. Крохина Ю.А. «Финансовое право России» - 3-е издание, переработанное и дополненное / Учебное пособие / - М: Норма Москва, 2008 г.

6. Мещеряков С.А. «Контроль и ревизия» / Учебное пособие / М: Санкт-Петербург, 2008 г.

7. Шуплецова Ю.И. «Финансовое право: конспект лекций» - 3-е изд. доп. и перераб. Учебное пособие /М.: Юрайт-Издат, 2009 г.

8. Интернет-портал: «Википедия. Свободная энциклопедия»: http://ru.wikipedia.org/

9. Интернет-портал «Правовая система нового поколения Референт»: http://www.referent.ru/

10. Интернет-портал «Экономическая библиотека. Финансы и бизнес»: http://economedu.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие налогового контроля как разновидности финансового контроля. Особенности правового регулирования и организации выездной налоговой проверки. Роль налогового контроля в едином механизме контрольно-надзорной деятельности государства в налоговой сфере.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2013

    Значение финансового контроля для соблюдения установленного правопорядка в процессе деятельности государственными и общественными органами, физическими лицами. Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей в органах МВД РФ.

    лекция , добавлен 10.07.2015

    Понятие, сущность и формы налогового контроля. Камеральная проверка, порядок ее проведения. Построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Формальная, логическая и арифметическая проверка документов на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Значение документальной ревизии в процессе расследования уголовных дел, ее законодательное закрепление и основания для проведения. Вынесение постановления о производстве ревизии. Составление акта документальной ревизии с соответствующими приложениями.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Правовая характеристика налогового контроля. Эволюция налогообложения и налогового контроля в РФ, понятие и значение налоговой проверки как его основной формы осуществления. Виды налоговых проверок и правонарушений и ответственность за их совершение.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2010

    Сущность административного контроля и его отграничение от надзора. Нормативное правовое регулирование осуществления контроля в административном праве России. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности ОВД.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2015

    Понятие и значение судебного контроля за законностью уголовном процессе. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора. Особенности судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса. Взаимодействие следователя с органами дознания.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Анализ контрольной деятельности государства. Сущность и классификация видов государственного контроля. Механизм осуществления контроля Президента РФ. Особенности контроля органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2012

    Понятие налогового контроля. Виды и формы налогового контроля. Камеральная и выездная налоговая проверка. Осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Направления совершенствования налогового контроля.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие государственного финансового контроля. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.

Cтраница 1


Финансовая ревизия осуществляется в соответствии с правилами финансового регламента одним или несколькими Договаривающимися государствами или внешними ревизорами, назначаемыми с их согласия Ассамблеей.  

Контрольный регистрационный журнал, по крайней мере частично, позволяет проследить за прохождением товаров через систему, как того и требуют нормальные процедуры финансовых ревизий.  

Для обеспечения основной задачи - перевозки пассажиров и грузов - железная дорога осуществляет планирование, финансирование, анализ и контроль производственно-хозяйственной деятельности линейных организаций, внедрение и укрепление хозяйственного расчета, организацию и ведение бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности, а также внутриведомственные финансовые ревизии, проведение мероприятий по увеличению доходности, повышению производительности труда и снижению себестоимости перевозок.  

В функции треста в части руководства производствен но-хозяйственной деятельностью фабрик механизированного учета входят: методологическое и техническое руководство обработкой учетных материалов, разработка и издание необходимых инструкций по технике обработки необходимых учетных материалов, подбор и распределение руководящих кадров, приобретение и распределение машин и оборудования, производственные и финансовые ревизии фабрик механизированного учета, составление установленных законом сводных балансов и отчетов о деятельности фабрик.  

Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.  

Ревизии природоохранных мероприятий проводятся в основном сотрудниками собственных департаментов, а также внешними консультантами. Ревизии природоохранных мероприятий не являются финансовыми ревизиями, но их результаты помагают определить величины расходов, связанных с природоохранной деятельностью.  

Финансовые органы контролируют составление бюджета, проверяют финансовые планы, сметы и бюджеты, анализируют отчеты, ведут обследования финансовой работы на местах. Существует также специальный аппарат для проведения финансовых ревизий - Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, контрольно-ревизионные управления мин-в финансов союзных республик и их органы на местах. На эти управления возложен контроль: за соблюдением законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и Советов депутатов трудящихся, за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими бюджетных и собственных средств; за исполнением государственного бюджета мин-вами и центральными учреждениями СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями, хозяйственными организациями и предприятиями и за выполнением ими обязательств перед бюджетом; за правильным и экономным использованием бюджетных ассигнований, за соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы, правильным образованием и использованием внебюджетных средств; за работой финансовых органов по исполнению государственного бюджета, а также деятельностью органов государственного страхования; за соблюдением учреждениями Госбанка правил исполнения государственного бюджета.  

Центральная Ревизионная Комиссия за отчетный период установила, что руководящие партийные органы на местах систематически проверяют состояние дел с уплатой членских взносов и принимают необходимые меры к устранению имеющихся в этой работе недостатков. Немалую помощь оказывают партийным органам и ревизионные комиссии, которые, помимо финансовых ревизий, проводят также проверку поступления членских взносов в первичных партийных организациях.  

В ФРГ Федеральное министерство финансов осуществляет контрольные функции через все отделы по направлению их работы, поскольку специализированных отделов контроля в Министерстве нет. Сравнивая финансовую юрисдикцию этих органов, можно выделить ряд общих положений: а) финансовые ревизии министерств, ведомств и других государственных учреждений; б) контроль за правильным ведением бухгалтерского учета во всех звеньях системы государственных финансов; в) инспекции исполнения государственных расходов, их соответствия расходной части бюджета, правильности назначения и наличия соответствующих кредитов.  

Особое значение при этом придается финансовому состоянию фирмы, во многом определяющему, какую стратегию выберет ее руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить имеющиеся и потенциальные уязвимые места организации. Как правило, он проводится методами финансовой ревизии.  

Стандарты отчетности используются на завершающем этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской ревизии. В зависимости от сферы и целей аудитор ские отчеты могут составляться в следующих формах: а) вывод - для заключений аудитора по результатам финансовой ревизии; б) отчет - для заключений аудитора по результатам проверки хозяйственной деятельности; в) письмо - для управляющих организациями; г) замечания - для дирекций небольших фирм и предприятий.  

Цель контроля состоит в проверке выполнения установленных принципов, принятых планов, действующих инструкций. Функция контроля заключается в разработке критериев оценки выполнения поставленных задач, промежуточном и итоговом анализе эффективности их решения, общей оценке деятельности, а также экономической целесообразности расходов. Сегодня функциями финансового контроля, кроме Департамента контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, наделены и другие государственные органы: налоговые службы, казначейства, Контрольно-ревизионное управление Администрации Президента Российской Федерации, Счетная палата как орган финансово-бюджетного контроля по линии законодательной ветви власти. Осуществляются финансовые ревизии и проверки также министерствами и ведомствами, Государственными внебюджетными фондами, другими структурами.  

К участию в этом контроле надо привлечь само население в качестве понятых, которые должны присутствовать при всех операциях. Вот в чем будет заключаться пролетаризация нашего государственного аппарата, вот как мы будем учить рабочий класс управлять страной, не сажая его в главкожи, главбумы и пр. Поэтому социалистический контроль должен быть декретирован в ином виде. Бумажный контроль должен отойти в область предания. Исполнительный комитет выбирает свою ревизионную комиссию, которая производит финансовую ревизию, а государственный контроль должен производиться на других началах.  

Страницы:      1

Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизия призвана установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использование»» материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и Используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

27. Общая классификация ревизий.

Ревизии классифицируются по различным признакам.

В зависимости от ревизующих органов различают ревизии: 1) вневедомственные. Осуществляют органы государственного и общест­венного контроля, наделенные контрольными правами по отношению ко всем организациям независимо от их ведомственной подчиненно­сти (налоговые и другие органы); 2. ведомственные. Назначаются распоряжением руководителя выше­стоящей организации или учреждения и проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств, ведомств, служб; 3. внутрихозяйственные. Осуществляются работниками объединения в отношении деятельности внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии назначаются органами ведомственного, государствен­ного и общественного контроля и осуществляются ими одновременно.

- По признаку полноты проверки различают следующие ревизии: 1. полную. Охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности организации; 2. частичную. Охватывает лишь отдельные виды деятельности или хо­зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производст­венные и т. п.).

- По организационному признаку ревизии бывают: 1. плановыми - проводятся за определенный период времени (один, два или три года), охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предусмотрены соот­ветствующим планом; 2. внеплановыми - проводятся в отдельных случаях, по разным причи­нам: выявление недостач; наличие сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях; контроль качества ревизии и т. п.; 3. перманентными - проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях.

- В зависимости от звенности ревизуемых объектов ревизии подразделяются: 1. на отраслевые - включают проверку деятельности организаций всей отрасли (легкой промышленности, здравоохранения и пр.); 2. сквозные - проводятся, когда ревизуется деятельность всех организа­ций одного звена управления; 3. однозвенные - проводятся, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена, например склада.

- Исходя из полноты проверки хозяйственных операций различают следую­щие ревизии: 1. сплошные - проверка всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период; 2. выборочные - проверка хозяйственных операций и записей в учетных регистрах только за определенные ревизором промежутки времени; 3. комбинированные - сочетают сплошные и выборочные проверки от­дельных хозяйственных операций.

- В зависимости от полноты проверки деятельности организации ревизии подразделяются: 1. на комплексные - проводятся с целью проверки торговой и финансо­во-хозяйственной деятельности организации и ее структурных под­разделений бригадой специалистов различных профессий. Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет вы­явить все недостатки деятельности организации, вскрыть резервы улучшения ее производственной и финансовой деятельности; 2. некомплексные, т. е. ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, проводимые одним ревизором; 3. тематические - проводятся при проверке отдельных сторон деятель­ности предприятия, отрасли для детального изучения некоторых во­просов хозяйственно-финансовой деятельности. Темами таких реви­зий, например, могут быть: "Ревизия сохранности имущества", "Реви­зия состояния расчетов", "Ревизия кассовых операций".

- По источникам контрольных данных различают следующие ревизии: 1. фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объ­ектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесооб­разности использования ресурсов обычно в ходе осуществления хозяйственных операций; 2. документальные – проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой чаще всего форму последующего контроля.

Перечисленные виды ревизий при рациональной их организации обеспечивают сохранность имущества, предупреждают факты злоупотреблений, повышают эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр». Существует много определений понятия «ревизия». Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее произведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.

По мнению В. А. Хмельницкого «ревизия представляет собой пересмотр реально выполненных финансовых операций и хозяйственных процессов, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности, в сопоставлении с установленными законодательными нормами, правилами, нормативами, инструкциями и т. д. Для установления их законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности».

Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля - ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия - это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.

В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности и т.д.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций - не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, не комплексные и тематические.

Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера - ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Не комплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Не комплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются ревизии, проводимые в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие - сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции - выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах (рис. 2.1.).

По результатам проведённой ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.

Рис. 2.1. Классификация видов ревизии

2. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.

3. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.

4. Личное ознакомление с объектом.

5. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

6. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

7. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.

8. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.

Взамен ежегодных аудиторских проверок на предприятиях концерна «Беллегпром», куда входит и предприятие ОАО «Белфа», по Указу Президента Республики Беларусь №602 «Об осуществлении ведомственного контроля на предприятиях и в организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности» проводятся проверки службой ведомственного контроля концерна.

На основании Указа Президента Республики Беларусь № 602 «Об осуществлении ведомственного контроля на предприятиях и в организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности» в порядке эксперимента было создано Республиканское унитарное предприятие «Служба ведомственного контроля Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности».

Основными задачами Службы является обеспечение соблюдения предприятиями и организациями, которые входят в состав концерна на правах членства, законодательства Республики Беларусь, защита интересов государства, предприятий и их собственников, информационное обслуживание и консультирование в рамках компетенции Службы, повышение эффективности экономической деятельности концерна.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными документами Республики Беларусь.

Служба является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и действует на основании настоящего Положения и Устава, утвержденного концерном «Беллегпром».

Служба координирует свою деятельность по осуществлению ведомственного контроля с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и ежеквартально информирует его о результатах деятельности.

В компетенцию Службы входит:

проведение проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и документов предприятий с целью оценки достоверности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций законодательству республики Беларусь;

осуществление контроля за исполнением предприятиями нормативных актов Республики Беларусь, регулирующих отношения государственной и иных видов собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

в пределах своей компетенции представление администрации проверяемых предприятий рекомендаций и обязательных для исполнения указаний об устранении выявленных нарушений в установленный срок;

принятие мер по пресечению злоупотреблений и других правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства, предприятиям и собственникам, оказание им помощи и содействия в повышении эффективности деятельности, правильности расчетов с бюджетом;

осуществления контроля за выполнения приказов и распоряжений председателя концерна «Беллегпром», решений Совета председателя концерна «Беллегпром» и Совета концерна «Беллегпром», сохранностью и использованием государственного имущества на предприятиях концерна;

информирование руководства проверяемых предприятий и собственников о выявленных нарушениях;

осуществления информационного обслуживания предприятий и их консультирование, разработка ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля.

Служба имеет право:

получать от государственных и иных организаций (включая Национальный банк и государственные налоговые органы) информацию, необходимую для выполнения возложенных на неё функций;

при необходимости вносить на рассмотрение председателя концерна «Беллегпром», Совета председателя концерна «Беллегпром» и Совета концерна «Беллегпром» информацию о выявленных нарушениях и предложения для принятия необходимых мер по их устранению, привлечению к ответственности должностных лиц, а также для принятия решений о направлении материалов проверок в соответствующие государственные органы;

при необходимости привлекать к проверкам на договорной основе специалистов.

Ревизионной службы в объединении нет. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия в составе не менее трех человек избирается ежегодно очередным собранием акционеров. По решению собрания полномочия ревизионной комиссии могут быть возложены на ревизора. Членами ревизионной комиссии не могут быть генеральный директор, члены дирекции. На заседании ревизионной комиссии каждый ее член имеет по одному голосу. Решения ревизионной комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Регламент работы и проведения заседаний ревизионной комиссии определяет ее председатель, если собранием акционеров не установлено иное. Протокол заседания ревизионной комиссии подписывается всеми ее членами, присутствующими на заседании. В случае несогласия с принятым решением член ревизионной комиссии обязан подписать протокол и приложить к нему свое особое мнение, выраженное в письменной форме.

Председатель ревизионной комиссии избирается из числа его членов. Заседание ревизионной комиссии по избранию ее председателя проводится в день проведения собрания акционеров, на котором избрана ревизионная комиссия.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью Общества, его предприятий, филиалов и представительств, а также генерального директора и должностных лиц Общества. Ревизионная комиссия осуществляет проверку по итогам за год, а также во всякое время по поручению собрания акционеров, наблюдательного совета, по собственной инициативе или по требованию акционеров, владеющих в совокупности 10% акций.

Лица, деятельность которых проверяет ревизионная комиссия, не принимают участие в соответствующих проверках. Ревизионная комиссия представляет результаты проверки наблюдательному совету и собранию акционеров. Без заключения ревизионной комиссии собрание акционеров не вправе утверждать годовой бухгалтерский баланс Общества.

Ревизионная комиссия обязана потребовать созыва собрания акционеров, если по выявленным ею фактам решение может быть принято только собранием. Вопросы, внесенные ревизионной комиссией в наблюдательный совет, должны быть рассмотрены последним в 14-тидневный срок.

Члены ревизионной комиссии могут присутствовать на заседании наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Должностные лица Общества должны своевременно предоставлять ревизионной комиссии по ее требованию документы о деятельности Общества, пояснения. Членам ревизионной комиссии за выполнение возложенных на них обязанностей выплачивается за счет средств Общества вознаграждение в размере, установленном собранием акционеров, и им возмещаются расходы по командировкам, связанным с проведением проверок, заседаний ревизионной комиссии и собраний акционеров.

Полномочия члена ревизионной комиссии прекращается досрочно по решению собрания акционеров, а также в случае его письменного заявления.

Сам процесс ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций - подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов- регламентирован Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности Министерства промышленности Республики Беларусь №235 . Ревизия проводится на основании письменного предписания руководителя контролирующего органа, в данном случае, РУП «Служба ведомственного контроля концерна «Беллегпром» (приложение А). В предписании указывается фамилия, имя, отчество ревизора, который направляется для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности; ревизуемый период; срок ее проведения. Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого объекта, его бухгалтерской и статистической отчетности, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших жалоб и другой текущей информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации. Подготовительная работа проводится в два этапа - в контролирующей организации, где составляется Примерный перечень вопросов ревизии финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации (приложение Б). Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии. При необходимости ревизии проводятся по постановлениям органов предварительного следствия или определениям судов. Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию. И в ревизуемой организации- где составляется рабочий план ревизионной группы. Специалисты функциональных отделов привлекаются для проведения ревизии на срок от 5 до 10 дней.

Руководитель ревизионной группы обязан предъявить документ, подтверждающий его полномочия, руководителю ревизуемой организации и ознакомить его с задачами предстоящей ревизии. После этого осуществляется инвентаризация денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе предприятия, по окончании которой составляется акт инвентаризации наличия денежных средств. Руководитель ревизуемой организации обязан представить членов ревизионной группы ответственным должностным работникам своей организации, обеспечить ревизоров помещением для нормальной работы издать приказ по организации о том, чтобы должностные лица ревизуемой организации выполняли все требования и распоряжения ревизующих, вытекающие из общих задач проведения ревизии. Эту информацию руководитель ревизуемой организации может довести до сведения подчиненных путем проведения совещания с руководителями отделов и структурных подразделений, на котором представляются члены ревизионной группы, сообщаются цели, задачи ревизии.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Обязательной инвентаризации при проведении ревизии подлежат расчеты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, принятые на ответственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчетности, по окончании которой составляются акты, например, акт проверки наличия бланков строгой отчетности, акт проверки исполнительных документов, находящихся на исполнении (приложения В, Г).

Результаты контрольных проверок должны учитываться в Книге контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; охрану территории предприятия и т.п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей и денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям и др. В процессе обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям. К проведению обследования могут привлекаться соответствующие специалисты, которые участвуют в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, например, о наличии охранно-пожарной сигнализации. На ОАО «Белфа» проводилась проверка выполнения юридическим лицом условий и правил осуществления охранной деятельности, по окончании которой был составлен акт, где указано, что замечаний по выполнению условий и правил осуществления охранной деятельности не выявлено (приложение Д)

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры приступают к исследованию финансовых операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия. Регистрация установленных фактов в рабочей тетради должна проводиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, ревизором на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (акт ревизии) (приложение Е)

Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной части указываются: полное наименование документа (акта), дата и место его составления: основание для проведения ревизии (дата и № предписания о назначении ревизии, название организации, издавшей приказ), ее начало и окончание; состав ревизионной группы (должность, фамилия имя, отчество каждого лица, осуществлявшего ревизию); наименование ревизуемого предприятия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финансовой деятельности за который проводилась ревизия; фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Если в ревизуемом периоде произошла смена руководящих работников, в акте указываются фамилия лица, занимавшего ранее должность, и время его работы, а также фамилия лица, назначенного на должность, плата назначения. Это необходимо для объективного установления меры ответственности за нарушения и недостатки, вскрытые ревизией. Назначение вступительной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия, и что собой представляет объект ревизии. Это имеет важное юридическое значение при использовании такого документа в качестве источника доказательства. Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушении, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объединения) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставятся соответствующая римская цифра и сто название.

Акт ревизии составляется грамотно, и должен быть написан деловым языком. Акт ревизии, как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) -- плюс по одному экземпляру в каждый адрес. При вручении руководителю ревизуемого предприятия акта ревизии берется расписка, данная им на первом экземпляре: «один экземпляр акта комплексной ревизии со всеми перечисленными и нем приложениями получил» (подпись, дата). Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначивший ревизию, а второй -- остается в делах предприятия. Вскрытые ревизией факты злоупотреблении, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т.д. В случае обнаружения недостач, растрат, злоупотреблений и других недостатков материально ответственные и должностные лица представляют ревизору письменные объяснении по существу вскрытых фактов недостач и излишков денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений и злоупотреблений. Такие объяснения позволяют тщательно изучить тот пли иной факт, предотвратить включение в акт ревизии не полностью проверенные нарушениям являются подтверждением установленных фактов нарушении. Письменные объяснения прилагаются к основному акту ревизии. Все приложения к основному акту ревизии обязательно нумеруются: в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему. Обычно все приложения остаются при первом экземпляре акта, который направляется в организацию, осуществляющую ревизию. К экземпляру акта, передаваемому ревизуемому предприятию, прилагаются копии лишь тех документов, на которых имеются подписи должностных лиц предприятия.

Если же в процессе проведения ревизии не установлено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических нарушений, бесхозяйственности и т. п. - результаты ревизии оформляются путем составления справки (приложение Ж). В 2010 году на ОАО «Белфа» проводилась выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, прочих вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов по ОАО «Белфа», результатом которой было составление справки, так как не было выявлено нарушений (приложение И).

Результаты ревизии докладываются ревизором на производственном совещании специалистов, руководителей отдельных служб и подразделении предприятия, где они обсуждаются. Принятые решения оформляются протоколом с приложением в необходимых случаях перечня мероприятии, подлежащих выполнению по результатам проведенной ревизии. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу же после ее окончании. В этом случае к акту ревизии прилагается изданный по предприятию (объединению) приказ, а также выписка из протокола производственного совещания.

При выявлении хищений ценностей в крупных размерах и других уголовно наказуемых действий, требующих принятия срочных мер, в ходе ревизии составляется промежуточный акт, которым по решению вышестоящей организации, назначившей ревизию, перелается следственным органам.

По результатам ревизии ревизор разрабатывает выводы и предложения. Выводы должны основываться только на фактах, изложенных в акте ревизии, а предложения вытекать из этих выводов. Выводы не должны повторять содержание акта. В них дают оценку основных нарушений, установленных ревизией, и излагают, в чем конкретно состоит вина должностных лиц.

Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по ее результатам. В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относится: получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефонной, телефакса и др.) и т.п.

В ОАО «Белфа» за 2010 год зарегистрировано 28 проверок, в том числе: Гомельское областное управление РЦ по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения; ИМНС по Жлобинскому району; Жлобинское отделение «Энергонадзора»; РУП «Служба ведомственного контроля концерна «Беллегпром»; Жлобинская зональная инспекция по контролю за ценами; Районный центр занятости населения Жлобинского РЦ; ФСЗН; Гомельский ЦСМС; Жлобинская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды; республиканский трудовой арбитраж; РУП БелГИМ, орган по сеттификации продукции, услуг, персонала; Отделение ОАО»Белпромстройбанк»; Гомельская областная инспекция Комитета по ценным бумагам и др.

Ревизия — ϶ᴛᴏ основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Стоит заметить, что она проводится на месте и базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на базе заранее составленной программы работы ревизоров, кᴏᴛᴏᴩые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с планом, кᴏᴛᴏᴩый составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при кᴏᴛᴏᴩых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏдятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Стоит заметить, что он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. В случае если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.