Политические отношения и политическая практика. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Процесс осознания политических интересов непрерывен. На уровне обыденного осознания этот процесс происходит в форме выработки политических знаний, оценок, ориентаций, которые, в свою очередь, детерминируют практическую деятельность, социальную активность и гражданскую позицию.

Для реализации своих коренных интересов посредством государственной (политической) власти, определенные социальные группы создают свои политические партии.

Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность. В то же время эти качества присущи и гражданину в системе однопартийной диктатуры.

Одна из форм участия – это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системе власти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Еще по теме Политические отношения и политическая практика.:

  1. Понятие политики, ее сущность и функции. Власть и властные отношения в политике.К.Маркс и М. Вебер о политике и политических отношениях в обществе.Политическая социология и политология - науки, изучающие политическую сферу жизни общества.Государство как основной политический институт. Признаки государства, характеристики государства, функции государства.Гражданское общество и правовое государство.
  2. § 2. Политическая практика индусских националистических организаций. Идеология Хиндутвы на политической арене.

Институт принятия политических и управленческих решений на различных уровнях в органах государственной власти является ключевым узлом в управлении важнейшими сферами общественной жизни. Более того, политику в собственном смысле слова невозможно представить без механизмов подготовки, принятия и реализации решений. Сама политика в той или иной степени является результатом механизмов и процессов принятия решений.

Сущность и основные составляющие политического решения

Характер и содержание принимаемых властными структурами политических и административных решений указывают на цели, механизмы и средства осуществления государственного управления. С помощью института принятия и реализации решений от будничных до жизненно важных для данного общества обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих, воспроизводство самой политической системы, а также контроль над различными видами ресурсов, находящихся в распоряжении общества и государства. Политические решения играют незаменимую роль в качестве инструмента предотвращения или разрешения разного рода внутренних и внешних конфликтов.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач органов государственной власти. Можно утверждать, что политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия решения. И оттого, насколько продуманным, обоснованным и отвечающим реальному положению вещей данное решение является, зависит успех или неудача, а также репутация и авторитет того или иного политического деятеля, политических институтов и организаций, самого политического режима.

Все разнообразие решений в зависимости от их значимости и статуса можно разделить на стратегические, принимаемые высшим политическим руководством страны, разного рода административно-управленческими органами центрального и регионального уровней, органами местного самоуправления, а также высшими и низовыми органами политических партий и общественных организаций и др. Решения можно разделить на политические и административные, жизненно важные для всего общества, касающиеся тех или иных категорий населения, каких-либо отдельно взятых регионов, тех или иных сфер общественной жизни и т.д.

Решающая роль в разработке и принятии долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития страны, принадлежит высшему политическому руководству страны, высшим органами государственной власти в лице законодательного собрания, главы государства и его аппарата, правительства и судебных органов. Речь идет о политическом управлении делами всего общества. В данном контексте государство призвано обеспечить функционирование и развитие основных сфер жизни людей, создать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся жизнедеятельность общества, в том числе и экономической системы.

Это - решения общенационального значения, обязательные для исполнения всеми без исключения органами и звеньями государственного аппарата и гражданами. Важнейшая функция государства в этом контексте состоит в обеспечении целостности и единства институтов и органов, выполняющих разнообразные функции управления.

Здесь определяющее значение приобретают политические приоритеты, стоящие перед государством. Под политическими приоритетами подразумеваются особо выделенные установки и ориентиры, которым придается первостепенное значение и которые ставятся во главу угла при выработке основных направлений социально-экономического, технологического и культурного развития страны. Именно исходя из них определяются стратегические интересы государства на международной арене. Решения, принимаемые в различных государственно-административных структурах, должны полностью соответствовать общей стратегической линии государства.

Политическое решение является одним из важнейших инструментов управления обществом, и в этом плане оно должно отвечать интересам всего общества и стать реальным воплощением ключевого принципа политики как искусства возможного. Среди множества политических решений, принимаемых в государстве, можно выделить разного рода законы, постановления, указы, распоряжения исполнительных органов, итоги всенародных голосований на парламентских, президентских и иных выборах и т.д.

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

    участие в делах государства;

    историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;

    политика - наука государственного управления (В.И. Даль) Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;

    политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);

    политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

    Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

    Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

    Подбор и расстановка кадров

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика - внешняя - она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например - те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите о том, что Государственная дума обсудила и приняла(или не приняла) в первом чтении новый Налоговый Кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного Кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы не были. Если мы учимся в школе. То нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты - нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины - мы заинтересованы в том. Чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры людей преклонного возраста. Разрешить все эти сомнения и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов и задача государства найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы. Вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов и призвана решать национальная политика .

Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет она в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политич. идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политич. психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем.

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости,инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т.п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология как наука использует различные методы исследования:

    Институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации

    Системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни

    Сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов

    Исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов

    Социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом

    Нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу

4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская или иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Ноа Уэбстер

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия».

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление , воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

· Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

· Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

· Подбор и расстановка кадров

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Внешняя политика включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству. (Более подробно этот вопрос рассмотрен в параграфе «Функции государства»). Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политика представляет в целостном виде деятельность , направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Задание: Приведите примеры реализации внутренней и внешней политики государства, используя знания по истории

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации : партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, социальной справедливости, инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические –на основе коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан, государственной опеке, использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Задание: на основе исторических примеров проиллюстрируйте виды политических систем

В зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом, можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политической системы и составляющих ее институтов.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий: политика, политическая система, политическая деятельность, политические отношения, политический лидер

2. Что в себя включает политическая деятельность? Приведите примеры политической деятельности.

3. Что такое политическая система? Каковы элементы политической системы?

4. Какие основания классификации политических систем Вам известны? Объясните, используя исторические примеры.

Задания:

1. Работа с текстом:

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». «Политика... означает стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которая она дает».

Вопросы :

- На основании предложенного текста определите главный смысл понятия «политика».

- Какие субъекты политики названы в тексте? Приведите примеры их политической деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _________________- это и «деятельность органов __________, объединений граждан и отдельных лиц, направленная на отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к ___________, ее об­ладанием и осуществлением», и «участие в делах государства».

Фрагмент 2. ___________ политик - тот, кто сумел соблюсти свои _____________, сочетая их с интереса­ми других, кто сумел обрести __________ над ситуацией, над собой, над другими.

Фрагмент 3. _________________ (переводе с латинского означает «за­конность») - означает признание права на управление и со­гласие подчиняться ________________; способность власти формировать убеждение в оптимальности и справедливости существующих политических институ­тов для данного общества.

3. Продолжите высказывания:

Политика – искусство, так как ___________________________________

Политика – наука, потому, что ___________________________________

Политика сродни бизнесу, поскольку _____________________________

Политика похожа на спорт, когда ________________________________

4. Работа с цитатами: Выберите одну цитату из предложенных. Выскажите свое отношение к позиции автора. Обоснуйте на основании исторических примеров.

А) «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики» ()

Б) «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном философском и нравственном понимании всей жизни как личной, так и общественной» (Э. Бенеш)

В) «Политика – это неустанный выбор из двух зол» (Д. Морли)

Г) «Все, что является нравственным злом, является злом и в политике» ()

Д) «Путь к облагораживанию политики – в усилении ее соответствия положениям религии» (Фома Аквинский)

Е) «Искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций)

Ж) «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя» (К. Маркс)

5. Подготовьте развернутый ответ по теме «Политическое сознание и политическое поведение ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования
  • Программа развития - компетентностная модель школьного образования
  • Школьные учебные программы - по этике и праву, граждановедению , правоведению и обществознанию
  • Школьная целевая комплексная программа - духовно-нравственное воспитание школьников
  • Программа внеурочной деятельности младших школьников - срок реализации 2011-2015 гг

Общество

  • Информационное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
  • Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству

Проекты по теме:

Основные порталы, построенные редакторами

Домашний очаг

Дом Дача Садоводство Дети Активность ребенка Игры Красота Женщины (Беременность) Семья Хобби
Здоровье : Анатомия Болезни Вредные привычки Диагностика Народная медицина Первая помощь Питание Фармацевтика
История : СССР История России Российская Империя
Окружающий мир : Животный мир Домашние животные Насекомые Растения Природа Катаклизмы Космос Климат Стихийные бедствия

Справочная информация

Документы Законы Извещения Утверждения документов Договора Запросы предложений Технические задания Планы развития Документоведение Аналитика Мероприятия Конкурсы Итоги Администрации городов Приказы Контракты Выполнение работ Протоколы рассмотрения заявок Аукционы Проекты Протоколы Бюджетные организации
Муниципалитеты Районы Образования Программы
Отчеты : Документная база Ценные бумаги
Положения : Финансовые документы
Постановления : Рубрикатор по темам Финансы города Российской Федерации регионы по точным датам
Регламенты
Термины : Научная терминология Финансовая Экономическая
Время : Даты 2015 год 2016 год
Документы в финансовой сфере в инвестиционной Финансовые документы - программы

Техника

Авиация Авто Вычислительная техника Оборудование (Электрооборудование) Радио Технологии (Аудио-видео) (Компьютеры)

Общество

Безопасность Гражданские права и свободы Искусство (Музыка) Культура (Этика) Мировые имена Политика (Геополитика) (Идеологические конфликты) Власть Заговоры и перевороты Гражданская позиция Миграция Религии и верования (Конфессии) Христианство Мифология Развлечения Масс Медиа Спорт (Боевые искусства) Транспорт Туризм
Войны и конфликты : Армия Военная техника Звания и награды

Образование и наука

Наука : Контрольные работы Научно-технический прогресс Педагогика Рабочие программы Факультеты Методические рекомендации Школа Профессиональное образование Мотивация учащихся
Предметы : Биология География Геология История Литература Литературные жанры Литературные герои Математика Медицина Музыка Право Жилищное право Земельное право Уголовное право Кодексы Психология (Логика) Русский язык Социология Физика Филология Философия Химия Юриспруденция

Мир

Регионы : Азия Америка Африка Европа Прибалтика Европейская политика Океания Города мира
Россия : Москва Кавказ
Регионы России Программы регионов Экономика

Бизнес и финансы

Бизнес : Банки Богатство и благосостояние Коррупция (Преступность) Маркетинг Менеджмент Инвестиции Ценные бумаги : Управление Открытые акционерные общества Проекты Документы Ценные бумаги - контроль Ценные бумаги - оценки Облигации Долги Валюта Недвижимость (Аренда) Профессии Работа Торговля Услуги Финансы Страхование Бюджет Финансовые услуги Кредиты Компании Государственные предприятия Экономика Макроэкономика Микроэкономика Налоги Аудит
Промышленность : Металлургия Нефть Сельское хозяйство Энергетика
Строительство Архитектура Интерьер

Лекция 12

Контрольные вопросы и защита работы

Методика и порядок выполнения работы

Аппаратура и материалы

Для выполнения лабораторной работы необходима следующая аппаратура и материалы:

Персональный компьютер, содержащий микропроцессор модели Intel 804486 и выше;

Жесткий магнитный диск емкостью 1Гбайт и выше;

Операционная система семейства Windows версии не ниже 98;

Табличный процессор EXCEL.

1. Включить компьютер.

2. Загрузить программу EXCEL.

3. Создайте три ведомости заработных плат соответственно для отделов: отдел1, отдел2, отдел3 на трех листах в одной книге следующего вида:

В таблице должно быть 10 записей.

На следующем листе создайте сводную таблицу:

Сводная ведомость выдачи заработной платы сотрудникам по ООО «Компьютерный мир»

4.Сохраните книгу в своей папке, имя выберите произвольно.

1.Форма отчета – письменная.

2.Описать выполнение работы при выполнении лабораторной работы.

3.Продемонстрировать данную работу на ПК.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1.Расскажите о методе переноса данных из одной таблицы в другую?

2.Чем отличается метод копирования данных с помощью команд Правка, Копировать от рассмотренного метода в данной лабораторной работы?

3. Как размножить значения по всей сводной таблице?

4. Как с помощью Мастера функций воспользоваться формулой вычисления среднего значения?

5 Какие еще возможности предоставляет Мастер функций?

1) Политическая деятельность.

2) Политическое лидерство.

3) Типология лидеров.

1) Политическая деятельность. Функционирование политической системы - это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Государство, например, как еще отмечал М. Вебер, естькомплекс специфических совместных действий людей.

Понятие деятельности охватывает все многообра­зие форм активного отношения людей к окружаю­щему миру - природному и социальному, включа­ющему целесообразное изменение его в соответствии с человеческими потребностями. Каждая сфера жиз­ни общества (экономическая, социальная, духовная и т. д.) характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как и общест­венных отношений.



Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политической сферы жизни. Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность - это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть - управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленая на укрепление данной политическое системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); системная или внесистемная и т. д. М. Вебер, говоря о составе политической деятель­ности, подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существующих отношений господства».

Если говорить об институтах, входящих в политическую систему, то деятельность каждого из них имеет естественные признаки и, прежде всего, различные средства их достижения. Каждый политический и общественный институт по сути своей представляет определенную систему деятельностей.

Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и, наконец, самого процесса активности.

Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу.

Действие отдельного человека приобретает политический смысл постольку, поскольку включено в систему общественных отношений и является элементе групповой деятельности. Есть и иная точка зрения на содержание политической деятельности. По М. Веберу, политическое действие (как любое социальное действие, можно понять, исходя только из поведения отдельных людей.

В отличие от других субъектов социального дей­ствия субъект политической деятельности характе­ризуется, в первую очередью тем, что он всегда вы­ступает в виде организованной (в той или иной фор­ме и степени) общественной силы. Политические силы, действующие в данной ситуации, в данном полити­ческом процессе, - это всегда так или иначе орга­низованные социальные группы, классы, слои, на­циональные общности, наконец, международные объ­единения (государственные союзы, движения и т.п.). Политическое действие в любом случае является дейст­вием групп людей (а не отдельных, разрозненных индивидов), объединенных определенной общей це­лью и руководствующихся общими правилами «игры». Высшей формой организации по­литической деятельности являются политические ин­ституты, включая государство и политические партии.

2) Политическое лидерство. Неравное положение участников политической жизни в политической иерархии обусловлено разной степенью близо­сти их к власти и возможности принимать стратегические ре­шения, а также способности влиять на социальные изменения. Даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других приоритетом по своему влиянию на общество. Личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером. В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения цельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом. Таким образом, фактическое значение проблемы лидерства связано с поиском эффективных форм руководства и управления социальными процессами.

Теории лидерства. Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания прогресса социальной системы в целом.

Понять феномен лидерства и его эволюцию можно, проанализировав его составляющие: 1) характер лидера; 2) его политические убеждения; 3) мотивацию политической деятельности; 4) свойства его сторонников и всех взаимодействующих с ним политических субъектов; 5) конкретно-историческую ситуацию прихода лидера к власти; 6) технологию осуществле­ния лидерства. Целостная и многогранная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, услож­нения социальных взаимосвязей, актуализирующих конкрет­ные функции лидера.

В примитивных обществах функции лидера прояв­ляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физиче­ского выживания общинников. Сами лидеры предстают в образе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными достоинствами. Так, Платон изображал ли­дера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, лю­бовью к истине. По его представлениям, лидеру присуши скромность, благородство, справедливость, великодушие, ду­ховное совершенство.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привне­ся в нее идею богоизбранности лидеров, в отличие от простых смертных.

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Характер лидера Н. Макиавелли выводил из взаимодействия прави­теля и подданных. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Следовательно, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качест­вами. От природы человеку дано меньше, нежели он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

Стимулом к активной деятельности является неудовлетво­ренность. Дело в том, что люди всякий раз желают большего, но не всегда могут этого добиться. Разрыв между желаемым и действительным порождает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его жадным, завистливым и ко­варным, поскольку желание получить превышает наши силы, а возможностей всегда недостает. В результате появляется не­довольство тем, чем человек уже владеет. Подобное состояние Н. Макиавелли назвал неудовлетворенностью. Именно она способствует превращению желаемого в действительное.

Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли выделил обеспечение общественного порядка и стабильность в обществе; интеграцию разнородных интересов и мобилизацию населения на решение общезначимых задач. В целом теория лидерства Н. Макиавелли построена на четырех положений (переменных): 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

В дальнейшем исследователи лидерства особое внимание сосредоточили на тех или иных составляющих этого многогран­ного явления: либо на чертах и происхождении лидера; либо на социальном контексте его лидерства, т. е. социальных условиях прихода к власти и осуществления лидерства; либо на характере взаимоотношений лидера и его сторонников; либо результатах взаимодействия между лидером и его последователями в определенных ситуациях. Акцент в анализе лидерства на той или иной переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства. Среди наболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт, теорию ситуативного анализа, ситуативно-личностную теорию,интегративную теорию лидерства.

В теории черт (К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс и др.) лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей.

Теория черт возникла в начале XX в. под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, объяснявшего природу лидерства с позиций наследственности. Основная идея такого подхода – утверждение о том, что если лидер обладает особыми качествами отличающими его от сторонников, то эти качества можно выделить. Данные качества передаются по наследству.

Высшие должностные лица воспринимаются как исключительные в значениях домини­рующей политической культуры и ментальности, население приписывает им те или иные добродетели. Психологическая интерпретация лидерства акцентирует внима­ние и на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа 3. Фрейда, который трак­товал политическое лидерство как сферу проявления подавлен­ного либидо - бессознательного влечения сексуального характера.

Анализ деструктивного типа политического поведе­ния с чертами мазохизма и садизма дал американский психолог Э. Фромм в работе «Некрофилы и Адольф Гитлер». Используя метод психобиографии, Э. Фромм проследил, начиная с раннего детства, процесс формирования деструктивного политического лидерства вождя фашистской Германии.

Однако выделение феномена лидерства из совокупности психологических черт личности или из его мотиваций и побуждений (сознательных и бессознательных) не в состоянии ответить на вопросы практического характера, связанных с характеристикой конкретных лидеров.

Преодолеть психологическую трактовку лидерства пыталась теория ситуационного анализа , согласно которой лидер появляется в результате стечения обстоятельств места, времени и других. В жизни группы в различных ситуациях выделяются отдельные индивиды, превосходящие других по крайней мере одним каким-то качеством. И поскольку именно данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку человек, обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства рассматривает лидера как функцию определенной ситуации, подчеркивая относительность черт, присущих лидеру, и предполагая, что качественно отличающиеся обстоятельства могут востребовать качественно различных лидеров.

Попытки избежать крайностей в трактовке феномена лидерства (либо с позиции теории черт, либо в рамках теории ситуационного анализа) объективно требовали расширения границ анализа факторов формирования лидирующих позиций и обусловливающих содержание властного воздействия. Эти попытки привели к появлению личностно-ситуативной теории. Ее Сторонники личностно-ситуативной теории (Г. Герт и С. Милз) пвытались преодолить недостатки вышеизложенных теорий. Среди переменных лидерства, позволяющих познать его природу, они выделяли четыре фактора: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следоватъ за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) правовые и институциональные условия его деятельности.

Американский политолог Маргарет Дж. Херманн расшири­ла число переменных, позволяющих, по ее мнению, глубже раскрыть существо лидерства, включив: 1) основные полити­ческие убеждения лидера; 2) политический стиль лидера; 3) мотивы, которыми руководствуется лидер; 4) реакцию лиде­ра на давление и стресс; 5) обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя; 6) пред­шествующий политический опыт лидера; 7) политический климат, в котором лидер начинал свою политическую карьеру.

Таким образом, от одностороннего психологизма в анализе лидерства политическая наука перешла к более целостному ис­следованию данного феномена с использованием социологиче­ских подходов.

Социологическая трактовка природы ли­дерства больше сосредоточивает внимание на анализе взаимодей­ствия лидера и его последователей. Она позволяет выявить техно­логию эффективного лидерства, понять логику политического поведения лидера.

В рамках ингетративного подхода в последнее время домини­руют мотивационные концепции лидерства и теории, акцентирую­щие внимание на специфике политических стилей. Последнее направление позволяет выявить предсказуемость действий поли­тического лидера и их возможную эффективность.

Несмотря на различия в трактовке лидерства, в понимании его природы, оно рассматривается как постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от ряда переменных: от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников.

3) Типология лидеров и их функции. Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение ли­деров на основе тех или иных признаков.

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лиде­ра и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификацион­ного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа гос­подства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, гла­ва рода, монарх.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность личности, в исключительные качества данного че­ловека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характе­ризуется личной преданностью подданных человеку и их ве­рой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, пре­вращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи ­лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера - это лидер-знаменосец . Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В.И. Ленина, Мартина Л. Кинга и др.

Второй собирательный образ лидера - лидер-служитель . Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он - агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели (Л.И. Брежнева, К.У. Черненко).

Третий образ – лидер -торговец . Существенная черта его за­ключается в способности убедить. Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желани­ем их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

Четвертый образ - лидер-пожарный . Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адек­ватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в со­временных обществах может быть отнесено именно к этому типу.

Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие ти­пы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный , хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения (И.В. Сталин, Иван Грозный).

Демонстративный политический стиль характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демон­страциям, он охвачен страстным желанием нравиться, посто­янно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, на­слушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообла­дания, столкнувшись с критикой в свой адрес (А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий, В.В. Жириновский).

Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер­мином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое жела­ние делать все наилучшим образом, независимо от возможно­стей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабо­чен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестан­дартные методы. (Л.И. Брежнев).

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность принимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие (Николай II).

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В.И. Ленина (до революции 1917 г. - «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).

Выделенные как «идеальные» указаные политические стили встречаются достаточно редко, они выступают как тенденции. Они обусловлены ментальностью и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентаций, свойственных лидерам.