Гончарное дело для начинающих в домашних условиях. до начала профессиональной работы с гончарным ремеслом лучше обучиться этому делу у квалифицированных специалистов. Выучив необходимую теорию, получив навыки мастерства и попрактиковавшись, можно приступа

Для взрослых

Для занятия на гончарном круге к категории взрослых я отношу людей в возрасте старше 15 лет.

Я приглашаю всех желающих раскрыть свои таланты, попробовать свои силы в этом увлекательном занятии не зависимо от подготовки.

Для детей

Познакомиться с гончарным кругом я приглашаю детей от 10 лет.

В мастерской стоит профессиональный гончарный круг. Чтобы работать на нем требуется определенная физическая сила.

Для маленьких детей больше подойдут занятия по лепной керамике.

Осторожно - ногти!

Гончарное дело несовместимо с длинным маникюром и нарощенными ногтями!

Проверено на практике. Дамам с длинными ногтями будет проблематично, а если честно, практически не реально освоить гончарный круг.

С длинными ногтями придется расстаться, как это ни прискорбно. И лучше это сделать дома.

1. Практические навыки"

Вы получите практические навыки работы с глиной, навыки работы на гончарном круге.

В течение всего дня вы можете сколько угодно работать за гончарным кругом.

Все теоретические материалы я буду давать вам в перерывах работы с кругом - чтобы руки отдохнули.

2. Изделие, созданное вашими руками

Я не могу гарантировать вам, что в течение первого занятия вам удастся создать свое изделие. У кого-то получается сделать не одно изделие, у кого-то нет.

Но я приложу все усилия, чтобы оно у вас получилось!

Вы не сможете сразу после занятий забрать свое изделие - его надо высушить и обжечь. На это уходит примерно неделя.

Я обожгу ваши изделия без вашего участия и вы сможете через неделю его забрать.

3. Индивидуальные занятия

Не надо ждать набора группы. Занятия проводится индивидуально. Всё внимание мастера - только вам!

Цены для взрослых

Цена одного дня занятий (6 часов) для одного взрослого - 4"5000 рублей.

В стоимость входит все необходимое - инструменты и оборудование, глина, глазури, ангобы, обжиг.

Если вы приехали с семьёй или друзьями, то каждый человек получает скидку 20%.

Цены для детей

Исходя из практики, ребенок не сможет выдержать полноценное по времени и объему программы занятие, рассчитанное на 6 часов.

Поэтому для детей до 15 лет одно занятие длится 3 часа. Стоимость такого занятия - 2500 рублей.

Для детей разработана особая программа, где меньше времени уделяется теоретической части и больше практической работе с глиной как на гончарном круге, так и освоению основных приемов лепки из глины. Если гончарный круг будет для ребенка слишком сложным, то мы займемся ручной лепкой простых сосудов.

Знакомство с этапами создания гончарных сосудов

Вы познакомитесь с основными этапами создания гончарных изделий - создание изделий на гончарном круге, сушка, обжиг, декорирование.

Знакомство с древнерусской технологией декорирования

Я расскажу вам о старинной русской технологии декорирования гончарных изделий. Вы узнаете что такое лощение, молочение, черный, обварной и масляный обжиг.

Древнерусские формы керамики

Вы узнаете о таких сосудах, как кумочка, кандюшка, елейник, кухля, кашник, латка, гречишник и многих других.

Это небольшая, но увлекательная экскурсия в прошлое, знакомство с бытом русского народа XVI - XVII веков.

Знакомство с глиной"

Вы узнаете:

  • Где брать гончарную глину?
  • Какая глина подходит для работы с гончарным кругом?
  • Как хранить глину?
  • Как подготовить глину к работе.

Работа на гончарном круге

Я покажу вам основные приемы работы на гончарном круге - центровка, формирование дна, поднятие стенок.

И вы под моим наблюдением попробуете проделать то же самое. В итоге должен получиться простой сосуд - чашка, миска или вазочка.

Ручная обработка изделия

Мы это проделаем вместе - приделаем ручку, воспользуемся специальными штампиками или гончарной петлей для декорирования

Знакомство с современными методами декорирования

Существует очень много разнообразных методов декорирования керамических изделий. Многие методы пришли к нам из глубины веков и из разных стран. Рассказать и показать все методы за одно занятие просто не реально. Это может быть целый отдельный курс. Но я обязательно вкратце расскажу об основных популярных методах, применяемых современными мастерами.

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

Мало кто может предположить, что на таких мелочах, как статуэтки, фотоальбомы, часы, магнитики на холодильник, горшочки и вазочки, можно заработать достаточно внушительные деньги.

Однако это действительно так. В России сувенирная торговля приносит весьма ощутимую прибыль, и прогнозы относительно дальнейшего развития этого бизнеса весьма радужные. Получается, что собственная гончарная мастерская вполне способна принести вам стабильный и немалый доход.

Организация бизнеса

Если вы решили организовать свой собственный бизнес, то должны понимать, что тут есть определенные тонкости. Гончарная мастерская может быть открыта при наличии всего 10 тысяч долларов, что можно считать не таким уж большим вложением. Вам потребуется отыскать помещение, площадь которого должна составлять 50-80 квадратных метров.

Если вас интересует, как оборудовать гончарную мастерскую в частном доме, то стоит понимать, что при наличии такой свободной площади это уже вполне реально. Вам потребуется и небольшой склад, где будут храниться готовые изделия. Необходимо приобрести и некоторое оборудование, а именно: весы, с помощью которых будет точно дозироваться глиняная масса, печь для обжига изделий, гончарный круг, а также машину для замеса. Для создания рамок для фотографий и магнитов на холодильник потребуется запастись разнообразными формочками.

Особенности

Если вас заинтересовала гончарная мастерская, то вам следует знать, что технология производства не является слишком сложной, как это может показаться с первого взгляда. Сначала осуществляется замес глины, при этом для каждого вида продукции она может быть разных сортов – красная, белая, с примесями известняка, песка и прочего. После замешивания производится выкладывание глины в гончарный круг, в формы или на лепную доску. После того как изделие подсохнет, его отправляют в печь.

Итак, составляя бизнес-план гончарной мастерской, стоит понимать, что организовать бизнес в одиночку не получится. У вас должны работать квалифицированные работники. Вовсе не обязательно искать профессионалов, тут важно, чтобы у каждого были свои обязанности и фронт работ. Для изготовления одного горшка обычно требуется около двух часов времени.

Финансовая сторона вопроса

Естественно, гончарная мастерская требует определенных денежных вложений. Как уже было отмечено, они необходимы для аренды помещения и приобретения оборудования и инструментария для работы. По мере развития бизнеса можно будет приобретать новые формочки, чтобы осваивать изготовление и другой продукции.

Технология гончарного производства

Чтобы произвести изделие из глины, ее сначала требуется замесить. Для разных изделий можно использовать разные виды сырья, что будет влиять на их качество. Далее осуществляется процесс формирования. Для этого применяются формы, гончарный круг и лепная доска. После завершения формирования требуется подсушить изделие, а потом подвергнуть его обжигу. Важно хорошо знать технологический процесс. Из-за плохого качества лепки или неправильного определения времени на первоначальную просушку может оказаться, что 20-30% вашей продукции будет бракованной.

Организация производственного процесса

Итак, если оборудование для керамической мастерской у вас уже имеется, и оно размещено в помещении, то следует знать, что за процесс производства не стоит браться одному. Вам потребуется несколько специалистов, с помощью которых можно будет организовать и наладить непрерывный производственный процесс. Это не должны быть супер-мастера, так как вам важно развивать бизнес, а не наживать конкурентов.

Каждый из них должен взяться за свой участок работ. Первый осуществляет замес глины, для чего потребуется еще и глиномесительная машина, второй формирует будущие изделия, а задачей третьего будет обжиг. Когда каждый из них добьется в своей операции должного профессионализма, их совместная работа приведет к высокому качеству работы.

Один горшок производится примерно 2 часа, при этом на замес и на формовку уходит по 10 минут, а обжиг составляет остальное время.

Источники дохода

Итак, гончарная мастерская должна приносить доход. А за счет чего? Формованные глиняные изделия находят своего покупателя всегда. Однако не всегда бывает легко договориться с представителями супермаркетов или владельцами сувенирных лавок. Могут появиться разнообразные накладные расходы в форме откатов.

Помимо этого, для поставщика условия реализации продукции не всегда оказываются выгодными. В том случае, если партия товаров одного наименования превышает тысячу штук, можно попробовать стать поставщиком для российской сувенирной сети. Если продукция реализуется в небольшой магазин, то ее объем должен быть меньше.

Если у вас есть гончарная мастерская, то можно на ее базе открыть учебные курсы. Очень много людей готовы заплатить за такое занятие, чтобы отдохнуть от своей повседневной жизни. Когда вы сможете привлечь людей и заинтересовать их гончарным делом, то постепенно вы можете задуматься об организации курсов по повышению квалификации.

Далее потребуется проводить разнообразные конкурсы, выставки, соревнования. Однако для такой школы гончарного мастерства потребуются дополнительные затраты. Занятия должны организовываться в помещении, расположенном в пределах досягаемости общественного транспорта. Ученикам потребуются дополнительные материалы и оборудование.

Владелец гончарной мастерской вполне может заинтересоваться и еще одним источником дохода – это изготовление глиняных изделий на заказ. Вполне возможно, что вы получите заказ на внутреннее оформление помещения, что считается большой удачей: это может быть интерьер ресторана, театра, бара, загородного дома.

Идеальный вариант

Цех работает над производством крупных партий гончарной продукции, которая реализуется супермаркетам и оптовикам. Школа непрерывно занимается обучением и проводит курсы мастерства. Отдельно работает производство новых товаров малыми партиями. А предприниматель всегда контролирует качество изделий и следит за всеми процессами. Если человек занят собственным делом, которое любит, все это оказывается вполне возможным. Такой и должна быть идеальная гончарная мастерская.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.