Дополнительная. Пути повышения эффективности трудовой деятельности. Групповые формы труда. Конвейер

Ручной, физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме человека. Вместе с тем при ручном труде отмечается повышение напряжения физических сил и увеличение энергетических затрат организма рабочего. Для данной формы труда характерны низкая производительность, а также длительный до 50 % рабочего времени отдых. К ней относится работа грузчика, каменщика, кузнеца и др.

Примеханизированном труде усложняется программа действий, уменьшается объем мышечной деятельности. При выполнении данного труда требуются специальные знания и двигательные навыки, так как рабочий обслуживает различные станки и машины. Вместе с тем большое число простых, однообразных движений ведет к монотонности труда.

Частично автоматизированный труд более прогрессивен по сравнению с предыдущими видами. Основные операции по изготовлению изделий выполняются на станочном оборудовании. Человек подает материал для обработки, пускает в ход механизм станка, извлекает обработанную деталь. Отрицательные моменты - монотонность, заданный станком ритм работы, утрата творческого начала.

Автоматизированный труд связан с управлением механизмами. Применяются пульты управления, которые в одних случаях требуют от человека частых активных действий, в других - постоянно находиться в состоянии готовности к действию.

Пригрупповом, конвейерном труде детали при помощи конвейера подаются на рабочие места. Технологический процесс дробится на отдельные операции, выполняющиеся в строгой последовательности и в заданном ритме коллективом рабочих, которые осуществляют свою деятельность синхронно и тратят на выполнение работы одинаковое количество времени. Чем меньше времени затрачивается на выполнение той или иной работы, тем она монотоннее и проще. Кроме того, сборщику навязывается ритм работы, относительно несложной, а иногда и очень упрощенной, длительное пребывание в определенной позе (часто сидя). Нередко труд на конвейере требует напряжения зрения, выполняется в условиях скопления большого числа рабочих в одном помещении. Монотонность, вынужденная поза, напряжение зре ния и др. - отрицательные свойства конвейерного труда, приводящие к утомлению и быстрому нервному истощению человека.

Умственный труд делится: наоператорский, управленческий, творческий, труд медработников, преподавателей, студентов. При нем происходит напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы человека.

Умственный труд заключает в себе специальности, относящиеся к сфере материального производства (инженеры, операторы, диспетчеры и др.), а также профессии врача, педагога, артиста, работа которых не сопровождается производством материальных благ.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, так как работник контролирует работу машин.

Управленческий труд - труд руководителей. Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решения и разрешение конфликтных ситуаций.

Творческий труд писателей, композиторов, артистов, художников и др. - наиболее сложная форма труда, требующая большого объема памяти, внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медработников характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения. Вследствие постоянного контактирования с людьми, у них отмечается дефицит времени для принятия правильного решения.

Для труда учащихся и студентов характерны переработка большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти и внимания, стрессовые ситуации. Отрицательный момент умственного труда - гипокинезия , являющаяся одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у человека.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Физиолого-гигиеническая оценка условий труда

Белорусский государственный медицинский университет.. кафедра гигиены труда.. м в галицкая т и петрова соболь и п семенов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мотивационная характеристика темы
Внедрение новых технологических процессов, проведение комплексной механизации и автоматизации производства преобразуют условия труда, характер и содержание трудовой деятельности. В современном прои

Учебный материал
Физиология труда -раздел гигиены труда, изучающий изменения функционального состояния организма и разрабатывающий средства организации трудового процесса, предупреждающи

Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности
Независимо от характера производственной деятельности, обязательным внешним проявлением трудового процесса является двигательная активность человека, в процессе которой происходит взаимодейс

Двигательный аппарат и основные мышечные действия
Механическая энергия, необходимая для выполнения трудовых операций, получается в результате экзотермической реакции расщепления АТФ на аденозиндифосфорную и фосфорную кислоты. Процесс превращения х

Физиологические сдвиги в организме при физической работе
Производственная деятельность человека связана с переходом организма на новый, рабочий уровень функционального состояния систем и органов, обеспечивающий возможность выполнения труда. При этом осно

Физиологическое нормирование трудовой деятельности
Необходимость регламентации напряжения физиологических функций обусловлена тем, что как перенапряжение отдельных органов и систем, так и недостаточная их нагрузка неблагоприятно отражаются на состо

Гигиенические критерии оценки условий труда в зависимости от тяжести и напряженности трудового процесса
Нагрузка на организм при труде, требующем мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, классифицируется как тяжесть труда - характеристика тру

Работоспособность человека
Эффективность труда зависит от двух главных факторов: нагрузки и работоспособности. Общая нагрузка состоит из следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места

Физиологические методы исследования состояния организма
Исследование функционального состояния ЦНС К специфическим методам оценки функционального состояния высшей нервной системы относятся исследования подвижности нервных

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Степень учащения пульса характеризует реактивность организма и позволяет судить об интенсивности нагрузки: чем тяжелее работа, тем больше частота пульса. Для характеристики мышечной работы следует

Исследование внешнего дыхания
Функциональное состояние дыхательного аппарата оценивают при помощи количественных (частота, глубина дыхания, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких), так и качественных (ритм) показателе

Исследование мышечной работоспособности
Для оценки состояния мышечной системы могут быть использованы методы эргографии, динамометрии, электромиографии, хронаксиметрии, электротреморометрии и др. Эргография. При

Исследование теплового состояния организма
Тепловое состояние - результат процессов терморегуляции. Терморегуляция представляет собой совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры тела в определенных границ

Утомление, теории возникновения и меры его профилактики
Утомление-состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и

Пути сохранения работоспособности и повышение производительности труда. Научная организация труда
Основным направлением в профилактике утомления и повышении работоспособности является механизация трудоемких работ, автоматизация технологического процесса, усовершенствование ручного инструмента (

Хронометражные исследования
Проведение психофизиологических исследований на производстве сочетают с хронометражными наблюдениями, которые позволяют выявить динамику работоспособности в течение рабочего дня, время воздействия

Методика проведения физиологических исследований на производстве
На начальном этапе определяются цели исследований: - изучение влияния новых форм трудовой деятельности на организм человека; - определение тяжести и напряженности труда;

Показатели тяжести труда
№ п/п Показатели Фактические значения Класс 1. 1.1. 1.2. Физическая динамическая нагрузка

Термины и определения
Виды (формы) труда - совокупность физиологических систем, участвующих в трудовом процессе, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность. Ведущий производственный фактор

Все виды труда можно разделить на две группы: физическая, где преобладает мышечная деятельность, и умственная, где доминирует мыслительная деятельность. Такое разделение достаточно условно, поскольку ни один из видов труда не может происходить без деятельности ЦНС. Но такое разделение необходим, поскольку эти два вида труда имеют свои особенности. Существует такая классификация трудовой деятельности:
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этих форм становится все меньше, поскольку они связаны с тяжелым физическим трудом (землекопы, лесорубы, косари и т.д.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса. Названы профессии требуют значительных энергетических затрат. Хотя такая физический труд и развивает мышечную систему человека, она вызывает ряд негативных последствий. Основной из них - социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности требуется значительное напряжение физических сил человека.
2. Механизированные формы труда - это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты механизированных форм труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшая роль крупных мышц в пользу мелких, задача которых состоит преимущественно в развитии точных и быстрых движений.
Осложнения программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3. Групповые формы работы (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, освобождение работника от вспомогательных операций, синхронизация работы всех ее участников. Эта форма работы отличается монотонностью однообразных трудовых процессов. Величину такта - интервал времени между операциями - можно принять за меру монотонности. В связи с этим высокая нагрузка приходится на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с различными свойствами нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.
4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах работы механизация производственного процесса выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а руководит им, обеспечивает его бесперебойную работу. Основной особенностью деятельности работника является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние назвали «оперативным покоем» (А. А. Ухтомский, 1927). Эта трудовая доминанта направлена на дальнейшую деятельность, Уровень «оперативного покоя» бывает разным в зависимости от ответственности будущей работы, отношение к ней, срочности действий, индивидуальных свойств рабочего. Сохранение состояния «оперативного покоя» - большая нервная работа.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Различают два основных рабочих ритмы. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию. Сложные формы - деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.
6. Формы интеллектуального труда. С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд очень разнообразна, и программы могут быть разные по качеству и сложности. С одной стороны, это постоянная, простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, счетоводы и др.)., А с другой - переменная, сложная программа действий, которой придерживается талантливый ученый, выдающийся конструктор (творческая работа).

Особенности умственного труда

Умственным считается работа, связанная с приемом и переработкой информации. Она требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, особенно второй сигнальной системы, но действительно умственная (творческая) деятельность вовсе не исключает возможности физических напряжений, даже крупных.
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора - группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы-наблюдатели, операторы-исполнители, операторы-технологи и др.).. Для исследования этих профессий, очень распространены в современном производстве, виннк даже новый раздел науки - инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.
2. Управленческий труд - руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, в частности, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального значения и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы большое количество различных качеств (политических, организаторских, деловых, профессиональных, личных), широкий круг знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы работы характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузки, возможность конфликтных ситуаций.
3. Творческая работа - одна из сложнейших форм деятельности человека, ибо она требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы. Для их работы характерны создания новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других профессий), значительный объем памяти, пристальное внимание, что повышает уровень нервно-эмоционального напряжения. Кроме того, нерегламентированных график деятельности.
4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медицинского работника в них есть общие черты, связанные с постоянными контактами с людьми, преимущественно больными, повышенной ответственностью, часто - дефицитом информации для принятия правильного решения.
5. Труд учащихся и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания (особенно ее концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- групповые формы труда - конвейер . Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесс а на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

- формы труда, связанные с дистанционным управлением . При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;



- формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

1.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДEЯТЕЛЬНОСТИ

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процесс ах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без кислорода "(анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кдж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека

Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ . Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12….16 ч после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5 ... 10 % уровень основного обмена, в положе стоя - на 10 .. .15, при вынужденной неудобной позе - на 40 .. .50 %.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4 ... 125, при легкой физической работе - 408 ... 583, при тяжелой физической работе - 583 ... 875 Вт.

При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15 ... 20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных - на 60 .. .100 %.

Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека:

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам

I-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2 - приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональн6й патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4 - приводящие к возникновению выраженныx форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие нa протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы:

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две: lа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и lб, при которой энергозатраты составляют 140-174 Вт. К категории lа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории lб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: Па, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и Пб, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующих определенных физических усилий. К категории Пб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

1.4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10..12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15 ... 20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5 ... 10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы, перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального ритма работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 .. .10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17 часы). У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп».

Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более

целесообразен пассивный в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению·настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки."


Все виды труда условно делятся в основном на 2 группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, и умственный труд с преобладанием умственной и творческой деятельности. Условность этих делений на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без регулирующей деятельности ЦНС и, прежде всего, коры головного мозга человека.
В настоящее время существуют следующие виды трудовой деятельности: труд, требующий значительной мышечной активности, механизированные виды труда, автоматизированные и полуав- томатизированные, групповые (конвейерные) работы, труд, связанный с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной активности.
В настоящее время их можно отнести к уходящим, так как связанные с тяжелым физическим трудом (землекопов, лесорубов, кузнецов, а в сельском хозяйстве ручная косьба и молотьба) выполняются автоматическими и полуавтоматическими машинами, комбайнами, роботами.
Применение значительных мышечных усилий имеет место и в ряде других профессий, в которых полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, например, при обслуживании внутризаводского транспорта, при некоторых видах конвейерного труда.
Эти работы характеризуются повышенными энергетическими тратами - 4000-6000 ккал и выше, а в механических единицах могут доходить до 200000-300 000 кгм в смену. Хотя физический труд развивает мышечную систему человека и благоприятствует обменным процессам, тем не менее он вызывает ряд отрицательных последствий. Основное из них заключается в социальной неэффективности физического труда. Для достижения сколько-нибудь оправдывающей себя производительности (весьма малой по сравнению с механизированной формой данного вида труда) требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил че-ловека. По некоторым расчетам при работах с расходом энергии 8 ккал/мин время на отдых при оптимальном режиме труда должно составлять 50% от общего рабочего времени. Другой недостаток в физиологическом плане состоит в том, что любой физический труд всегда односторонне развивает мышечную систе- му. Рабочий стереотип, многократно повторяемый, включает в дело лишь определенные и одни и те же группы мышц. Нередко последние получают гипертрофированное развитие.
В связи с усовершенствованием орудий труда тяжелый мускульный груд отступает на последнее место. Он не должен иметь место в массовом производстве и его применение может быть оправдано в индивидуальных ситуациях при отсутствии механизированных средств для работы.
Механизированные формы труда. К таким формам труда относятся многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические траты в этих группах профессий колеблются в пределах 3000-4000 ккал/сут, а механическая работа может сжигать 100 000 кгм в смену.
Отличительными чертами механизированных форм труда по сравнению с формами труда, требующими значительных мышечных напряжений, являются снижение и иное применение мышечного компонента в работе и усложнение программы действий. Что касается первой черты, то механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев на дистальные, уменьшает роль крупных мышц в работе и увеличивает значение более мелких мышечных групп. Эта перестройка вызывает качественные изменения в функциях двигательного аппарата. Если от крупных мышц требуются значительные усилия, то задача мелких мышц состоит преимущественно в развитии скорости и точности движений. Другая отличительная черта заключается в том, что дистальные звенья имеют большее количество степеней свободы по сравнению с проксимальными. Следовательно, активность дистальных звеньев может дать большее разнообразие в двигательных актах и тонкую градацию мышечных напряжений, необ-ходимых для управления механизмами.
Усложнение программы действий связано с двумя обстоятельствами. Обслуживание механизмов требует знания их конструкции. Кроме того, механизация позволяет совершенствовать технологию обработки предмета труда. Нередко исполнительным функциям предшествуют планирование работы, расчеты по чертежам. Повышается квалификация работника, удлиняются сроки обучения. Особенность обучения по сравнению с профессиями мускульного труда состоит в том, что здесь недостаточно тренировки двигательного аппарата, протекающей по физиологическим закономерностям упражнения в значительной мере независимо от воли и сознания человека. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений. Типичным примером механизированного труда является токарная работа по металлу. В этой области надо различать индивидуальное, мелкосерийное и крупносерийное производство.
Характерной чертой этих трех форм организации труда является увеличение фактора монотонности от первой к последней. В индивидуальном производстве центр тяжести работы токаря в программировании его деятельности, двигательные функции играют вспомогательную роль, хотя сами движения должны быть достаточно отработаны и точны. Работа в целом не носит моно-тонного характера. В мелкосерийном производстве повторяемость рабочих операций увеличивается, повышается скорость работы, но возрастает и монотонность. Благоприятным фактором является смена содержания труда, связанная с разными партиями изделий: изменяются характер и последовательность движений. Наконец, в крупносерийном производстве двигательная функция выступает на первое место и, как правило, упрощается, фактор монотонности преобладает в работе, программирующая деятельность сводится к минимуму. Таким образом на примере работы токаря мы имеем широкий диапазон изменений в содержании деятельности, который может характеризовать различные виды механизированного труда, от высших и сложных его форм до полуавтоматического производства.
Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. В этих формах труда получает дальнейшее выражение механизация производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса собственно обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь, изделие. Главная характерная черта этих работ - монотонность. Работа не требует специальной квалификации. Она адресована к двигательному аппарату, от которого требуется скорость и точность. Примером таких работ может служить штамповка одних и тех же деталей. С физиологической точки зрения подобным работам должна быть дана отрицательная оценка. Бессодержательность труда, оставляющая высшие кортикальные центры без «цели», ограниченное и одностороннее использование двигательного аппарата превращают человека в дополнительный к станку несложный механизм.
Автоматизация, как уже было сказано, резко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает просто дополнять механизм, а переходит к управлению им. Теперь основная задача работника заключается в обеспечении бесперебойной работы механизма. Рождается новая профессия наладчика, требующая детального знания обслуживаемого агрегата. По своему уровню знаний наладчик сложных механизмов приближается к инженерно-техническому персоналу. Другая особенность при переходе к автоматизации состоит в том, что один работник в состоянии обслужить несколько механизмов. В руках наладчика сосредоточиваются десятки механизмов: в одних случаях не связанных между собой, в других - объединенных в поточные линии. Вмешательство человека в работу автоматов многообразно как по содержанию, так и по времени. Одни механизмы требуют частого вмешательства и относительно простых действий, другие автоматы рассчитаны на длительную непрерывную работу (их повреждение требует от работника сложной программы действий). Примером первых может служить ткацкий станок. Он стоит как бы на границе между полуавтоматом и автоматом. Операция смены шпуль характеризует его как полуавтомат, операция ликвидации обрывов нитей позволяет причислить его к автоматам. Примером вторых могут быть автоматы, штампующие металлические детали из длинных лент (например, при изготовлении перьев для письма).
Основной чертой деятельности работника во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакции. Такое функциональное состояние А. А. Ухтомский обозначил термином «оперативный покой». Под ним понимается трудовая доминанта, направленная на предстоящую деятельность. Уровень оперативного покоя бывает различным в зависимости от ответственности предстоящей работы, от отношения к работе, от срочности действий, от индивидуально-типологических свойств работника. Сохранение состояния оперативного покоя - большой нервный труд. Он тем больше, чем меньше вероятность раздражителя, сигнализирующего вступление в действие. Длительное отсутствие сигнала о начале очередного действия на фоне гиподинамии ведет к снижению лабильности и к иррадиации парабиотического торможения в нервных центрах.
Многостаночное обслуживание как одна из форм управления автоматами требует участия высших кортикальных центров по переработке информации, ведущей к построению логических связей.
Групповые формы труда (конвейеры). Типичным видом групповых форм труда являются конвейеры. Дифференциация труда привела к необходимости пространственного объединения рабочих, выполняющих последовательные циклы обработки какого- либо изделия. Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, требующая минимум времени для их выполнения. Существенной частью конвейера следует считать систему передачи изделия по ходу его обработки от одного рабочего к другому. Наиболее распространенной является транспортерная лента, доставляющая изделие к работнику.
Наблюдается стремление освободить последнего от вспомогательных операций по взятию изделия на рабочее место для обработки и откладыванию его на ленту для передачи следующему работнику. Дело в том, что при большой дифференциации труда длительность вспомогательной операции начинает превышать время самой обработки изделия. Прилагаются усилия к тому, чтобы обработка изделия происходила без его снятия с ленты.
Другая тенденция заключается в том, чтобы максимально ме-ханизировать основную операцию, упростив двигательную функцию работника. Обе тенденции ведут к усилению гиподинамии, отрицательно сказывающейся на функциональном состоянии организма человека.
Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников. Она определяет такт работы конвейера. Величину такта, т. е. интервал времени, предоставляемый работнику для выполнения очередной операции, можно принять за меру монотонности. Чем меньше этот интервал, тем монотоннее работа, тем проще и автоматизированное. содержание операции. Известно определение ритма как великого экономизатора сил, однако это преимущество конвейера входит в противоречие с бессодержа-тельностью труда при крайних формах его дифференциации. Отсюда следует вывод о необходимости внедрения на конвейере оптимальных ритмов, средних величин интервалов времени на обработку изделия. Критерием оптимального темпа должны стать содержательность операции, в известной степени законченное по цели разнообразие действий работника. Таким образом, фактические нормы диктуют необходимость укрупнения операций там, где допущена их чрезмерная дробность. Более подробно об этом изложено в главе VIII в разделе «Конвейерный способ труда».
Вместе с тем во внимание должно быть принято физиологически правильное понимание ритма работы. Особенностью организма человека как сложной саморегулирующейся системы является естественная вариативность реакций в определенном диапазоне. Поэтому математически точная ритмовка действия, сопутствующая пульсирующему типу конвейера, неблагоприятна для поддержания работоспособности человека на высоком уровне.
Крупнейшим фактором, отвергающим постоянство ритма на конвейере, является динамика работоспособности человека как фазнопротекающий процесс. Сменяющие друг друга фазы - враба- тываемость, устойчивый характер работоспобности, утомление, конечный порыв - принципиально требуют переменного ритма работы.
Формы труда, связанные с дистанционным управлением. С физиологической точки зрения представляется целесообразным различать две основные формы управления производственным процессом на расстоянии. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других - редких. Такая классификация преследует цель подчеркнуть два функциональных состояния человека, отличных друг от друга. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Там, где к оператору поступает разнообразная информация без длительных периодов ожидания, человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. Очевидно, что чем больше его участие, тем менее автоматизирован процесс управления. В качестве примера элементарной формы дистанционного управления может служить профессия крановщика. Раздражители, программирующие его действие, поступают непосредственно в зрительный и слуховой анализаторы, вызывая моторную реакцию - манипулирование кнопками и рычагами. В пульте управления крановщика отсутствует сенсорное поле со специально закодированными сигналами - это моторный пульт. Очевидно, к этому типу пультов можно отнести также профессии шофера, тракториста. На следующем этапе развития дистанцион-ных форм управлення пульт оснащается сенсорным полем - предмет труда исчезает из поля зрения человека, заменяется закодированным сигналом. Производственный процесс теперь требует алгорптмпровапия. Естественно строить классификацию таких пультов но степени сложности перекодирования сигналов - процесса, лежащего в основе переработки информации. Одни сигналы прямым образом связаны с определенными действиями - это тип простого кодирования, когда показание стрелки о повышенном напряжении пара в котле требует действия, направленного на его снижение. Другие сигналы требуют правильного выбора действий из ряда возможных, заложенных в общей программе производственного процесса. Такова деятельность диспетчера на производстве, транспорте.
Прогресс форм дистанционного управления следует усматривать в постепенном освобождении человека от роли оперативного звена в системе управления. Очевидно, что это достигается на путях автоматизации производственного процесса, т. е. в перенесении процессов регулирования в саму систему.
Освобождение человека от роли участника дистанционных форм управления выражается в переходе его на роль наблюдателя за автоматизированным процессом и вмешательства в работу автомата в экстренных случаях. Нередко мы приходим к форме дистанционного управления, характеризующейся состоянием выраженного оперативного поля. Примером могут служить некоторые пульты управления в производстве с высокой автоматизацией технологического процесса. Можно думать, что в той или иной степени функции наблюдения и контроля за работой автоматов останутся незаменимыми для человека.
Формы интеллектуального труда. Можно выделить две основные формы труда в области умственной, интеллектуальной деятельности человека: профессии, занятые в сфере материального производства и вне его, такие, например, как связанные с научной деятельностью, с деятельностью в области прикладных знаний (врачи, учителя) или в области литературы и искусства (писатели, артисты, художники). Основанием к такой классификации служит процесс постепенного сглаживания различий между физическим и умственным трудом. Сфера материального производства все в большей степени требует приложения сил в плане его технизации и организации. Отсюда разнообразные профессии инженерного профиля, среди которых можно выделить два типа: один, связанный с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы), и другой, в задачи которого входит осуществление эксплуатационных функций (инженеры, техники, мастера, диспетчеры, операторы и др.). К последнему примыкают работники, выполняющие учетные функции (бухгалтеры, статистики и т. д.). Интеллектуальный труд, сопровождаемый незначительной мышечной активностью, энергетически наиболее экономен. Суточные затраты энергии превышают основной обмен лишь на 600-1000 ккал, составляя 2400-2800 ккал. Эта экономия обусловлена гиподинамией и не является положительным признаком. Мозговая деятельность лишена «поддержки со стороны мышц», что ведет к отрицательным последствиям, если компенсаторные акты организма оказываются неэффективными (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания).
С физиологической точки зрения интеллектуальная деятельность основывается на сложной активности мозгового субстрата, в результате которой формируются связи между абстрактными сигналами (у человека словами), опосредующими действитель-ность. Учение о доминанте А. А. Ухтомского и учение об условных рефлексах И. П. Павлова закладывают фундамент для будущей физиологии мышления, механизмы которого ждут своего объяснения.
Современный этап характеризуется разработкой проблем формирования простейших связей между внешним, закодированным (абстрактным) сигналом и реакцией на него.
Накопленный в настоящее время материал показывает, что в процессе формирования новых связей образуются комплексы отраженных в мозговом субстрате сигналов, приобретающих черты устойчивости и экономности в их воспроизведении. Это - сформированные доминанты или динамические стереотипы. Это - выработанные программы действий.
Любая профессия требует усвоения определенных программ действий. Основные черты интеллектуального труда - сложность и переменность программы действий. Эти. черты и должны служить путеводной нитью при дальнейшей классификации внутри двух принятых нами форм интеллектуального труда.
Понятие «сложность программы» можно рассматривать относительно алфавита (количества) сигналов--раздражителей физических или абстрактных (представление, понятие), с которым имеет дело работник. Чем больше сигналов разного содержания и значения, тем сложнее выбор правильного действия. Однако если алфавит постоянен, то в результате опыта возможна выработка стереотипа, облегчающего труд: действия приобретают черты автоматизма. Другая черта программы - переменность - здесь имеется в виду динамичность программы в смысле включения новых сигналов, изменения их кода, включения старых. Это ведет к формированию новой программы, поскольку все компоненты ее взаимно связаны между собой.
Формирование различных программ связано с увеличением фонда долгосрочной памяти, материал которого также вступает в действие при выполнении текущей программы (в порядке следов). Указанные критерии носят общий характер, поддающийся конкретизации на настоящем этапе в модельных условиях, па- пример при экспериментальном пульте управления, имитирующем разные стороны интеллектуального труда.
В качестве отправных точек для группировки разных форм этого вида труда возможно принять следующие: 1) постоянная программа дсііствня, 2) переменная программа действия. В первом случае достигается высокая степень стереотипности в действиях. Во втором случае преобладает процесс формирования все новых н новых программ (процесс творчества) с возможностью стерео- тпппаанип отдельных элементов программ. Внутри этих 2 групп возможна классификация по степени сложности программ и их динамичности. Таким образом, фланги широкого фронта форм интеллектуального труда будут характеризоваться следующими чертами. На одном - постоянная, простая программа действий, создающая более или менее законченный, монотонный стереотип. Примером таких профессий являются профессии телеграфистов, счетоводов и др. На другом - переменная, сложная программа действий, которой руководствуются талантливый ученый, выдающийся конструктор, формирующие новые программы действий, устанавливающие новые связи явлений.
Если первый фланг тесно связан с крайне дифференцирован-ными формами труда, то второй близко соприкасается с деятельностью в области искусства, с творчеством, охватывающим сознательную или бессознательную сферу жизни человека.
Особое положение в этой классификации занимает управленческий труд, например, труд директоров предприятий, объединений, нередко весьма сложный, требующий огромного напряжения со стороны ЦНС, коры головного мозга, усиления многих функций организма человека.

Классификация основных форм трудовой деятельности человека.

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком

энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

I б при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые

сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.

Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими

условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.

Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированный труд - это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.

Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и

производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.

Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.



Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой

утомляемости.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж

(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек - машина", в отличие от системы "человек - человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций

управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-

эмоциональному напряжению. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.