Машиностроительный комплекс китая. Промышленность Китая: отрасли, специализация. Инвестиции в промышленность Китая. Главные особенности тяжелой индустрии Китая

Энергетика. Китай занимает одно из ведущих мест в мире по производству энергоносителей и по выработке электроэнергии. Энергетика Китая - угольная (его доля в топливном балансе 75%), также используется нефть и газ (в основном искусственный). Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (3/4), в основном работающих на о-г угле. На ГЭС приходится 1/4 вырабатывается электроэнергии. Действуют две АЭС, 10 примитивных станций, в Лхасе построена геотермальная станция.

Черная металлургия - базируется на собственной железной руде, коксующемся угле и легирующих металлах. По добыче железной руды Китай занимает I место в мире, по выплавке стали - И место. Технический уровень отрасли низкий. Наибольшее значение имеют такие крупнейшие в стране комбинаты как в Аньшане, Шанхае, Брошена, а также в Бзнси, Пекине, Ухане, Тайюане, Чунцине.

Цветная металлургия. Страна обладает крупными запасами сырья (1/2 произведенного олова, сурьмы, ртути экспортируется), но алюминий, медь, свинец, цинк импортируются. На севере, юге и западе Китая представлены добывающие и обогатительные комбинаты, а на востоке завершающие стадии производства. Основные центры цветной металлургии находятся в провинциях Ляонин, Юньнань, Хунань, Ганьсу.

Машиностроение и металлообработка - занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, быстро развиваются электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

Ведущие подотрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в крупных городах (главные центры - Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

Легкая промышленность- традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль- текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

Пищевая промышленность - для страны с таким большим населением является исключительно важной, лидируют переработка зерна и масличных культур, развито производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.

Промышленность

До революционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и неразвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась ее отраслевая структура.

Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разве данные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходится на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находится вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходится 21% производства топливо энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходится более 21% всей производимой промышленной продукции. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Сельское хозяйство

В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным поставщиком сырья для легкой промышленности (70%). Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того, в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком.

Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются, прежде всего, на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства. Один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство.

Основные показатели экономического развития

Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином (Deng Xiаорing), уже приносят зримые плоды.

По данным китайской статистики, с 1978 по 2002 годы ВВП страны в текущих ценах вырос в 28 раз (с 362,4 до 10.267,2 млрд. юаней, или с 43,8 до 1.240 млрд. долл. - в среднем за год на 9,8%). Фактически намеченное удвоение ВВП на 1980-2000 годы было выполнено на 5 лет ранее, а к 2001 году намеченный показатель был превышен более чем на 50%. В соответствии с обычными методиками подсчета, страна имеет шестую по величине экономику в мире. Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют (Рurchаsing-роwer Раrity) - методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, - то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США (китайское правительство не признает данный факт из тактических соображений). ВВП на душу населения увеличился в 21 раз (с 379 юаней в 1978 году до 7.977,6 юаней в 2002 году, или с 45 до 964 долл.). Тем не менее, по данному показателю Китай отстает и от развитых, и от многих развивающихся стран: например, только в 1997 году этот показатель в Китае составил 740 долл., тогда как в Японии, США и Австралии в 1993 году он равнялся 34.211, 25.385 и 15.044 долл. соответственно, причина чего состоит в большой численности населения Китая при относительно низком уровне экономического развития и высоком удельном весе сельского населения.

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны. Если в 1978 году на первичную сферу приходилось 29,8%, на вторичную - 48,2% и на сферу услуг - 23,7%, то в 2001 году 49,2, 18 и 32,8% соответственно.

За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83.700 государственных предприятий в городе и 264.700 колхозов в деревне, производивших 80,8 и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118.000, производили 33,9, коммерческие фирмы - 36,6, частные предприниматели - 12,9 и совместные предприятия - 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1.000 человек.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, величина которого была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 году до 3,3% ВВП в 2002 году, в стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции: например, если в 2002 году наблюдалась дефляция 99,2%, то в следующем году - инфляция 0,6%.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения иностранных инвестиций, достигнувшим в 2000 году 47 млн. долл.

Номинальный располагаемый доход на душу городского населения, составляющего 36% китайцев, увеличился от 1.510 юаней в 1990 году до 8.472 юаней в 2003 году, а с учетом роста цен - в 2,6 раза. Номинальный располагаемый доход на душу сельского населения вырос со 686 юаней до 2.622 юаней, в реальном же исчислении - в 3,8 раза.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в город положение с занятостью является крайне напряженным: в частности, с 1978 по 2002 годы число зарегистрированных безработных увеличилось от 5.300 до 7.500 тыс. чел., а безработица выросла от 5,3 до 7%.

Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить противоречие между среднедушевыми и абсолютными показателями экономического развития страны и проблему экстенсивного типа экономического роста, что в настоящее время обуславливает низкую по международным критериям эффективность экономики.

Основные отрасли производства можно представить в виде "Китайской модели экономики" (см. Приложение 2).

Транспорт

Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети Chinа Rаilwаys составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км).

В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.

Размер колеи 71 898 км ж/д путей - 1435 мм (18 115 км из которых электрифицированы), 3 600 км промышленных путей имеют размер 1000 и 750 мм. В 2004 году на балансе Chinа Rаilwаys числилось 15 456 локомотивов.

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км). Среди известных дорог - Каракорумское шоссе и Бирманская дорога.

В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. Суммарный оборот Китая превышает 2890 млн тонн. По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае. В 2004 году торговый флот Китая составил 3497 судов.

Длина китайских рек, озёр и каналов доступных для навигации оценивается в 140 тыс. км, по которым в 2003 году было перевезено около 1,6 трлн т груза и 6,3 трлн пассажиров на км в более чем 5100 внутренних портов.

В результате бурного роста гражданской авиации (CААC) к 2007 году Китай располагал примерно 500 аэропортами, 400 из которых имели асфальтированные ВПП. С увеличением числа аэропортов, увеличилось и число авиаперевозчиков.

Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.

Туризм

Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDР (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Промышленность Китая, без сомнения, одна из самых развитых – по общему количеству промышленных предприятий и числу занятых в них работников страна занимает первое место в мире. С начала 21 века Китай является мировой промышленной сверхдержавой.
Основные центры Китайской промышленности — Цзянсу, Шанхай, Ляонинь, Шаньдунь, Гуандунь, Чжецзянь. Основу экономики страны составляет тяжелая промышленность.
Так стремительно развиваться как сейчас китайская промышленность начала после провозглашения в 1949 году КНР и перехода от традиционной аграрной экономики к индустриальной. С 1979 года китайское правительство стремится к большей открытости, так как для модернизации и дальнейшего развития производства требуются иностранные инвестиции. Также принимаются такие меры для привлечения иностранных инвесторов как налоговые льготы законодательное разрешение заграничным компаниям создавать в Китае холдинги.

Топливно-энергетический комплекс

Основу электроэнергетики Китая составляет уголь, ежегодно в стране его добывается свыше 1 млрд. тонн. Самые крупные угольные бассейны находятся на севере и северо-востоке Китая, всего около 100 крупных добывающих центров и свыше десяти тысяч более мелких шахт.
75 % энергии в Китае вырабатывается на ТЭС. Однако, в последнее время идёт развитие гидроэнергетики, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на экологии страны. Основным источником гидроэлектроэнергии является река Янцзы.

Нефтедобыча

Китай четвертая в мире страна по величине добычи нефти, а также является её активным экспортёром. Наиболее богатые нефтью районы – север, северо-восток и северо-запад, также развита добыча в шельфовых зонах Желтого и Южно-Китайского морей. Несмотря на такой высокий уровень добычи, Китай остаётся одним из ведущих в мире импортёров нефти, по прогнозам доля импортной нефти в будущем будет только возрастать, являясь одной из проблем китайской экономики.

Металлургия Китая.

Китай занимает первое место в мире по производству черных металлов. В стране есть свои запасы железной руды, на которых основана отрасль, однако они небогаты, так как содержат лишь около 30% железа. Также присутствуют запасы коксующегося угля и легирующих металлов, которые являются важным сырьём для чёрной металлургии. Центрами черной Китая являются Аньшань, Шэньян, Пекин, Баотоу, Тянцзинь, Ухань.
Развита и цветная металлургия, так как в стране обнаружены достаточно богатые запасы меди, сурьмы, оловянных руд и других более редких цветных металлов. Так, китайские запасы марганца и молибдена имеют мировое значение. Предприятия этой отрасли требуют высокого уровня развития технологии, поэтому расположены в развитых областях.

Машиностроение Китая.

Машинстроение в Китае – одна из наиболее развитых и важных отраслей специализации. Машиностроительные предприятия располагаются в основном рядом с крупными торговыми узлами, такими как порты, а также в крупных промышленных центах и неподалёку от сырьевых баз. В настоящее время позиции страны как крупнейшего на мировом рынке производителя машиностроительной продукции только укрепляются.
Одним из самых развитых в мире является китайское станкостроение – ежегодно экспортируется около 1 миллиона станков, в их числе очень высокотехнологичное оборудования с автоматическими системами управления.

Автомобилестроение

Относительно недавно, лишь с 1990х годов стремительно развивается китайская автомобильная промышленность. С 2009 года КНР является самым крупным производителем автомобилей в мире и производит в два раза больше чем второй и третий(США и Япония) вместе взятые. Местные марки, например BYD, Lifan, Geely, Chery, Great Wall и еще множество менее известных, являются очень многочисленными и составляют примерно половину всех продаваемых автомобилей. Остальные производятся на общих с крупными иностранными концернами предприятиях. Подавляющее большинство производимых автомобилей используются внутри страны, а не идут на экспорт. Большой приоритет в стране уделяется разработке более экологичных автомобилей и электромобилей, что позволяет обеспечивать и дальнейший рост отрасли.

Судоостроение

Судостроение, как и многие другие стратегически важные отрасли, в Китае находится под государственным контролем. Государственная судостроительная корпорация называется CSSC, в нее входят более 20 верфей, 67 заводов и 30 НИИ. Ориентировано китайское судостроение в основном на экспорт, за счёт больших объёмов производства и дешевой рабочей силы эта отрасль экономически очень выгодна.
В Китае наблюдается большая потребность в пассажирском авиатранспорте, поэтому страна собирается развивать именно это направление. В стране есть собственная гигантская государственная компания AVIC, занимающаяся также разработками в военной авиации и вооружении.
С 2003 года Китай является третьей мировой космической сверхдержавой: в стране производятся и запускаются космические корабли, в том числе и пилотируемые. По количеству проводимых запусков Китай уступает только России, обгоняя США. Китайская космическая программа очень амбициозна и включает в себя такие цели как разведка космического пространства, использование его в мирных целях и защита национальных интересов Китая.

Электронная промышленность Китая.

В Китае производится подавляющее большинство всей электроники и мобильной техники мира, включая такие известные бренды как Apple, Dell, HP. В Китае расположены не только предприятия по сборке техники, но и по её разработке. Существуют в стране и собственные производители электроники, однако по производительности они, как правило, сильно уступают иностранным, хотя их качество и не такое низкое, как принято считать. На сегодняшний день существуют китайские фирмы-производители качественных и известных на мировом рынке смартфонов, такое как Lenovo, ZTE, Xiaomi, Meizu. Обширно развито и производство копий и подделок мировых брендов.

Химическая промышленность Китая.

В настоящее время химическая промышленность Китая активно развивается и страна выходит в мировые лидеры. В химической промышленности развиты много отраслей, в частности, производство азотных и фосфорных удобрений, химия органического синтеза и полимеров. Развитая горно-химическая промышленность обеспечивает эти отрасли сырьём. Темпы роста выпуска химической продукции растут из года в год, что закрепляет за Китаем звание одного из мировых лидеров в этой отрасли. Расширяется и внутренний рынок, так как химические продукты необходимы для всех отраслей промышленности Китая, таких как машиностроение и производство упаковки. Из-за этого спрос превышает предложение, и на внутреннем рынке возникает дефицит химических продуктов, что приводит к расширению доли иностранных корпораций, более развитых в научно-техническом плане, чем местные, в химической промышленности Китая.

Лесная промышленность Китая

Китай – один из самых крупны потребителей древесины в мире, из-за чего в стране очень остро стоит проблема нехватки лесных ресурсов. Государственная политика по охране лесов очень активна, так как из-за высоких объёмов промышленного производства с экологией и качеством воздуха в частности в стране большие проблемы. Заключается она в увеличении площадей новых лесопосадок и запрете вырубки во многих районах. Так, в районе реки Янцзы после сильного наводнения 1998 года запрещена вырубка деревьев на 50 лет. В планы входит полный отказ от вырубки естественных лесов Китая и заготовка древесины, выращенной на специальных плантациях. Пока же Китай вынужден импортировать огромные объёмы древесины из-за границы. В свою очередь, страна является крупнейшим экспортёром деревянной продукции, такой как мебель и игрушки. Также развито и бумажное производство, являющееся специализацией страны с давних времен.

Лёгкая промышленность Китая.

Лёгкая промышленность в Китае тоже очень развита, главные её отрасли – пищевая и текстильная.
Текстильная отрасль представлена предприятиями по производству шерсти, льна и конопли на севере Китая и шёлка и джута – на юге. Китай занимает первое место в мире по экспорту одежды из х\б тканей, в стране расположены производства многих международных фирм. Как и в электротехнической отрасли, широко распространён контрафакт и подделки брендовых вещей. Китайская легкая промышленность играет очень важную роль в экономике страны и является одной из самых крупных по объемам производства. Такое развитие обусловлено доступностью основных факторов производства: Китай очень богат дешевыми трудовыми ресурсами, также развито и производство тканей, как натурального хлопка, так и синтетических волокон. Одним из преимуществ Китая перед другими экспортёрами в отрасли — наличие иностранных инвестиций и выгодные для них экономические условия.

Пищевая промышленность

Больше всего предприятий пищевой промышленности Китая расположено на юго-западе страны. Эта отрасль также очень развита – Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии с 80х годов прошлого века, несмотря на огромные размеры своего внутреннего рынка. На сегодняшний день страна является крупным экспортёром морепродуктов и рыбы, а также фруктов и овощей. Исторически развита чайная промышленность — с 19 века Китай не теряет свой статус одного из главных поставщиков чая. Размещены предприятия чайной отрасли в основном исторически, так как собранное сырье необходимо сразу перерабатывать, что делается на уже построенных заводах.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.

Обрабатывающие отрасли КНР имеют перед добывающими секторами небольшое преимущество. Ведь земли у Китая не так много, а сырье всегда можно покупать за границей. Зато по количеству фабрик и заводов Китай практически впереди всей планеты. Всего 360 отраслей – именно из такого числа областей и состоит промышленность Поднебесной.

История китайской промышленности

Индустриализация страны началась вместе с провозглашением Китайской Народной Республики в 1949 году. Казалось бы, что с этого периода промышленность Китая должна была развиваться семимильными шагами. Но темп ее развития был достаточно медленным из-за закрытости китайской культуры.

Лишь в 1979 КНР стало государством с открытыми границами. Тогда же правительство смоделировало 4 экономические зоны для привлечения иностранных инвесторов:

  • Шанхай;
  • Чжухай;
  • Шаньтод;
  • Хайкоу.

В этих зонах были созданы все условия, чтобы запустить в работу максимальное количество заводов и фабрик. Сегодня их число также неуклонно растет.

Первыми партнерами Китая стали предприниматели Штатов, Гонконга и Тайваня. Затем многие другие страны присоединились к выгодному экономическому сотрудничеству.

1984 – это год открытия 18 портовых городов для партнеров из-за границы. Затем и внутренние города Китая небольшого масштаба распахнули свои двери для иностранцев.

Важным шагом перед выходом на международную торговую арену стало признание авторского права и создание соответствующего закона. Затем недвижимость, транспорт, услуги, розница и телекоммуникации также были открыты для иностранных инвестиций. После прохождения перечисленных выше этапов Китай стал торговым гигантом, способным легко и непринужденно выдерживать международную конкуренцию.

Промышленность: основные отрасли

Легкая промышленность в КНР – это еда и текстиль. Продукцию из текстиля на территории страны производят 23 тысячи предприятий. Многие товары из текстиля поставляются за границу. Но и для самого Китая объемы такого производства вполне приемлемы. Масштабы производства способны обеспечить население достаточным количеством товаров повседневного спроса.

В пищевом производстве задействовано 65 тысяч предприятий. Что и говорить, а поесть китайцы очень любят, поэтому их пищевая промышленность так сильно развита. На сегодняшний день, правительство Поднебесной выделяет огромные дотации для развития данной отрасли.

Фрукты, овощи, рыба и другие морепродукты – вот основные товары для экспорта в разные страны. Этой продукции в Китае в избытке, и ее излишки успешно продают за рубеж.

Добывающая промышленность Китая не сводится к добыче нефти, газа и урана. В Поднебесной успешно проводят добычу угля, заготавливают древесину, руду, марганец, железо и цинк.

На территории этого государства находятся значительные запасы редкоземельных металлов. Молибден, ванадий и сурьма являются лидерами среди редких ископаемых, добываемых в Китае.

Обрабатывающая промышленность представлена в виде нефтеперерабатывающих производств, а также в виде металлургических заводов.

Машиностроение, как отдельная отрасль, в Поднебесной выражено меньше, чем, например, в Японии. Зато довольно развиты судостроение и авиакосмическая промышленность.

Электронная промышленность и высокие технологии находятся в стране немного севернее Пекина. Там построена «силиконовая долина» на китайский манер.

Производство оружия любого вида – это обязательная программа любой страны. Китай разрабатывает подводные лодки, ракеты, авианосцы, а также термоядерные бомбы, как и все государства мира.

Промышленность: перспективы

Проблема государственных экономических секторов промышленности – это огромное количество персонала с низким коэффициентом эффективности.

Для решения проблемы привлекаются специалисты из-за рубежа, повышается доступность профильного образования. В частных фирмах с производительностью дела обстоят не плохо. В иностранных компаниях работают намного эффективнее, чем на местных заводах. Аналитики считают, что такое положение дел обусловлено местным отношением к труду и уровнем престижа организации.

Не все государственные предприятия в полной мере обеспечиваются правительственными заказами. Из года в год конкуренция только возрастает, и китайские производители начинают ориентироваться на внутренний рынок, отправляя на экспорт только высокотехнологичные и дорогостоящие товары.

Китайские промышленники все чаще скупают зарубежные активы, такие шаги поощряются государством, ведь чем больше иностранных производств удастся привлечь на территорию Китая, тем устойчивее станет вся экономика в целом.

Перспективы развития промышленности в данном государстве достаточно высокие. Эта страна не так тяжело переживала кризисные годы, как европейские страны, именно благодаря развитой сети собственных производств.

В чем секрет китайской промышленности?

До возникновения КНР страна была практически полностью аграрной. Затем за короткий срок китайцы сумели выстроить огромную промышленную сеть, стали лидирующими производителями в некоторых областях, завоевали свое место под солнцем на мировом рынке.

Как им удалось добиться такого ошеломительного успеха? Ответ прост – ресурсы и трудолюбие сыграли в данном успехе не последнюю роль. Большое значение на пути к благосостоянию имела и идеология китайцев. Единая идея и гордость за свою страну помогли им вырваться вперед в экономической гонке. К тому же, большая численность населения помогла обеспечить новые фабрики и заводы персоналом.

Китай – государство, где промышленность удивляет своим размахом. В Поднебесной существуют не только промышленные города, но и целые промышленные области, которые полностью удовлетворяют внутренние запросы страны, и производят достаточно, чтобы отправить товар на экспорт. Феномен китайского экономического успеха и сегодня исследуется учеными и финансистами со всего света.