Промышленность тяжелое машиностроение станкостроение и. Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

К металлоемким отраслям относят и производство оборудования для угольной промышленности. Крупные центры производства горношахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефте- и газодобывающих районах - на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры. Одним из крупнейших центров по производству турбин для гидроэлектростанций является завод "Электросила" в Санкт-Петербурге; Таганрогский завод "Красный котельщик" производит половину всех паровых котлов РФ. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики потребовало организации производства оборудования для атомных электростанций; так, в Санкт-Петербурге выпускают атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускают небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России в зарубежных странах. Такие предприятия работают в Коломне (Центральный район), Воронеже (Центрально-Черноземный район), Новосибирске (Западно-Сибирский район).

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Строительство современных судов требует установки на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении большое развитие получило кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Основные Центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря - Санкт-Петербург, Выборг, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов - атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск, специализирующиеся на производстве лесовозов.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где АО "Красное Сормово" выпускает суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река - море", суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Значительная металлоемкость определила размещение его вблизи металлургических баз. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный район), электровозы - в Новочеркасске (Северо-Кавказский район), маневровые тепловозы - в Муроме и Людинове (Центральный район). В Демихово начато производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от импорта этой продукции из Латвии.

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этого фактора стало развиваться вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и в Мытищах - вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеров и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Смотрите также:


Машиностроение - ведущая отрасль народного хозяйства; высокоразвитое машиностроение является основным звеном материально-технической базы современного народного хозяйства, условием его интенсивного развития. Машиностроение всегда считалось отраслью, определяющей научно-технический прогресс, а потому по уровню развития этой отрасли судят о степени развитости того или иного государства.

Машиностроение включает в свой состав:

Машиностроения - своеобразная отрасль. Она не зависит в своем размещении от природных условий и природных ресурсов, но зато зависит от социально-экономических факторов, т.е. от уровня развития социальной сферы, науки, уровня квалификации населения, условий транспорта и т.д.

К особенностям машиностроения относят:

1. Машиностроение – отрасль высочайшей специализации, т.к. любое, даже простое изделие состоит из множества деталей, которые невозможно произвести на одном предприятии. Поэтому ведущей формой организации производства является специализация производства, а, следовательно, кооперирование. Этой отрасли также свойственны концентрация и комбинирование.

2. Вся продукция машиностроения отличается высокой точностью изготовления и на производство какого-либо изделия требуется большое количество научных разработок, поэтому машиностроение является отраслью наукоемкой и трудоемкой.

3. Ряд отраслей машиностроения требует при размещении большого количества металла, а потому производства располагаются вблизи металлургических баз.

Обобщая вышесказанное, отраслям машиностроения для успешного своего развития необходимо выполнение следующих условий:

1. наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

2. наличие развитой научной базы и научного потенциала;

3. наличие развитой и надежной транспортной сети;

4. наличие крупных металлургических баз;

5. наличие потребителя.

Машиностроение является самой многочисленной отраслью народного хозяйства, а потому существует много вариантов размещения. Однако по степени потребления металла и уровню трудоемкости и энергоемкости все отрасли машиностроения условно можно разделить на три группы:

1. отрасли тяжелого машиностроения;

2. отрасли общего машиностроения;

3. отрасли среднего машиностроения.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей отличается большим потреблением металла, относительно невысокой трудоемкостью и энергоемкостью. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку, так и заводы, сочетающие эти отрасли с монтажом привозного оборудования в результате кооперирования. В отрасли имеются узкоспециализированные заводы (гидротурбинные, судостроительные), так и универсальные, выпускающие различные виды продукции («Уралмашзавод» в Екатеринбурге).

К отраслям тяжелого машиностроения относят следующие:

Производство металлургического оборудования;

Производство энергетического оборудования;

Производство горношахтного оборудования;

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования;

Морское и речное судостроение;

Железнодорожное машиностроение.

Производство металлургического оборудования включает в себя производство оборудования для добычи руды, доменного, сталеплавильного, прокатного производств. Отрасль является крупным потребителем металла, а потому развивается вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции. Центры: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре; Краматорск, Мариуполь; Алма-Ата.

Производство энергетического оборудования . Эта отрасль занята производством паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов для отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически эта отрасль возникла и развивалась в крупных центрах машиностроительных баз при наличии высококвалифицированных кадров. Центры:

1. Санкт-Петербург (производство гидротурбин для ГЭС, газовых турбин, атомных реакторов для АЭС – «Ижорские заводы»);

2. Екатеринбург (производство газовых турбин);

3. Сызрань (производство гидротурбин);

4. Таганрог, Подольск, Белгород, Бийск, Барнаул (производство паровых котлов);

5. Хабаровск (производство паровых турбин);

6. Волгодонск (завод атомного энергетического машиностроения).

Крупной подотраслью является дизелестроение , представляющее собой производство дизелей и дизель-генераторов для автомобилей, тракторов, локомотивов, морских и речных судов. Центры: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пенза, Саратов, Балаково, Троицк, Екатеринбург, Барнаул, Хабаровск, Харьков, Рига.

Производство горношахтного оборудования (производство машин для разведки, открытого и подземного способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых для предприятий черной и цветной металлургии, химической, угольной промышленностей, а также промышленности строительных материалов). Предприятия данной отрасли размещаются в крупнейших угольных базах страны:

1. производство экскаваторов: Екатеринбург, Красноярск, Краматорск

2. производство угольных комбайнов: Шахты, Горловка, Караганда

3. производство подъемных машин и лебедок для работы в шахтах: Екатеринбург, Донецк, Краматорск

4. производство шахтных электровозов: Кыштым, Ясногорск (Тульская область)

5. производство шахтных вагонеток: Пермь

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования. Продукция данной отрасли выпускается небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий. Центры: Коломна, Воронеж, Новосибирск.

Судостроение. Современное судостроение России представлено выпуском судов определенного назначения – танкеров, сухогрузов, пассажирских, рыболовных, лесовозных судов, контейнеровозов, паромов и т.д. - с разными типами судовых двигателей (теплоходы, паротурбоходы, атомоходы и т.д.). Сложность современных судов предполагает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно велика роль кооперированных связей между предприятиями-смежниками, которые поставляют не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Продукция данной отрасли нетранспортабельна, ее невозможно перевозить, а потому главными условиями для размещения судостроительных предприятий являются:

1. наличие потребителя (т.е. близость речных, морских и океанических побережий)

2. наличие высококвалифицированных кадров

3. наличие крупных машиностроительных баз

Морское судостроение

Самый крупный центр морского судостроения в России сложился на Балтийском море в Санкт-Петербурге (заводы «Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Здесь выпускаются первоклассные пассажирские лайнеры, грузопассажирские, наливные суда, ледоколы-атомоходы, научные суда. Другим крупным центром балтийского судостроения выступает Калининград, судоремонт основан в Выборге. В странах Балтии судостроение и судоремонт находятся в Таллинне и Клайпеде.

Вторым важным районом судостроения является Черноморский. Ведущие здесь центры – Николаев, Керчь, Херсон – которые полностью отошли к территории Украины, производят сухогрузные и наливные суда, рыболовные суда, контейнеровозы. Судоремонтные заводы расположены в Поти, Новороссийске, Батуми, Одессе, Севастополе.

Крупными центрами судостроения в России также являются Архангельск на Белом море, Мурманск – на Баренцевом море. В этих центрах производят лесовозы. Морские суда для Каспийского моря сооружаются в Астрахани. На Дальнем Востоке центрами судостроения и судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение

Представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Городец, Бор), Двине (Великий Устюг), Печоре (Щельяюр), Оби (Тюмень), Енисее, Лене (Киренск, Усть-Кут, Качуг), Амуре (Благовещенск).

Железнодорожное машиностроение . Эта отрасль отличается высокой металлоемкостью, а потому размещается вблизи крупных металлургических баз.

Ведущим центром железнодорожного машиностроения является Центральный экономический район: Коломна, Муром, Людиново (тепловозостроение), Брянск (производство изотермических вагонов), Тверь (пассажирское вагоностроение), Мытищи (электропоезда для метро). На размещение предприятий в этом районе оказали влияние исторические факторы. Именно с этого района начала складываться железнодорожная сеть страны и вследствие этого в районе появились первые локомотивостроительные заводы.

Другие центры:

Санкт-Петербург, Тбилиси (электропоезда для метро)

Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Абакан, Луганск (производство грузовых вагонов)

Усть-Катав (производство трамваев)

Новочеркасск (производство электровозов)

Рига (производство электропоездов)

Общее машиностроение

Включает в свой состав отрасли, отличающиеся средними нормами потребления металла и энергии. Общее машиностроение объединяет отрасли, специализирующиеся на производстве технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, целлюлозно-бумажной, легкой, пищевой, строительной отраслей хозяйства, сельскохозяйственных машин. Предприятия общего машиностроения размещены на территории России практически повсеместно, но в зависимости от народнохозяйственной специализации данного экономического района.

Сельскохозяйственное машиностроение

Размещение предприятий сельскохозяйственного и тракторного машиностроения в целом соответствует размещению и специализации сельского хозяйства, региональным условиям возделывания культур. Поэтому предприятия размещены практически во всех экономических районах страны, но основные мощности располагаются в Северо-Кавказском, Поволжье, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском.

Центры: Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск (производство зерноуборочных комбайнов), Днепропетровск, Тернополь (производство свеклоуборочных комбайнов), Рязань (картофелеуборочные комбайны), Бежецк (льноуборочные комбайны), Ташкент (хлопкоуборочные комбайны), Воронеж, Сызрань, Новосибирск, Омск, Курган (разные отрасли сельскохозяйственного машиностроения).

Тракторостроение: Владимир, Липецк, С.-Петербург, Волгоград, Рубцовск, Барнаул, Челябинск, Брянск, Чебоксары; Харьков, Днепропетровск, Ташкент, Павлодар.

Среднее машиностроение

Эта отрасль объединяет предприятия малой металлоемкости, повышенной энергоемкости и трудоемкости. В состав этой группы включают следующие отрасли:

Автомобилестроение

Авиационную и ракетно-космическую промышленность

Электротехническую промышленность

Приборостроение и радиотехническую промышленность

Станкоинструментальную промышленность

Производство ЭВМ, робототехники, электроники и т.д.

Предприятия этой группы отраслей узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи с другими машиностроительными предприятиями. Отрасли потребляют большое количество цветных металлов, резины, стекла. В своем размещении эта группа отраслей требует наличия высокоразвитой транспортной сети, научных кадров и разработок.

Автомобилестроение .

По объему производства, а также по стоимости основных фондов автомобилестроение является крупнейшей отраслью машиностроения, представленной 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов. Именно в этой отрасли наиболее ярко выражена специализация заводов и прослеживаются обширные связи по кооперации.

Отрасли отличается высокой наукоемкостью и трудоемкостью. Учитывая эти особенности, современные предприятия отрасли сосредоточены в старопромышленных районах европейской части, которые отличаются высококвалифицированными кадрами, сетью научно-исследовательских институтов, высоким уровнем автоперевозок (потребительский фактор), а также крупными транспортными узлами, на путях массовых потоков сырья, материалов, комплектующих изделий. К таким районам относятся Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы.

Центры автомобилестроения:

Центральный район:

Москва (производство грузовых (ЗИЛ) и легковых «Москвич», автомобилей)

Ликино (производство автобусов)

Серпухов (производство микролитражных автомобилей)

Волго-Вятский район:

Нижний Новгород (производство грузовых и легковых автомобилей)

Павлово (производство автобусов)

Саранск (производство автосамосвалов)

Поволжье:

Набережные Челны (производство грузовых «КамАЗ», микролитражных автомобилей)

Тольятти (производство легковых автомобилей «ЛАДА»)

Ульяновск (производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности)

Энгельс (производство троллейбусов)

Миасс (производство грузовых автомобилей)

Ижевск (производство легковых автомобилей)

Курган (производство автобусов)

Украина: Кременчуг (грузовые автомобили), Запорожье (микролитражные автомобили), Львов (производство автобусов), Беларусь: Минск, Жодино (грузовые автомобили), Балтия: Рига (производство микроавтобусов), Армения: Ереван (производство автобусов, грузовых автомобилей), Грузия: Кутаиси.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность

В этой отрасли кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, поставляющие разные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование.

Предприятия отличаются исключительно высоким уровнем квалификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где есть опытные кадры, специализированные НИИ и КБ, а также предприятия-смежники. Центры:

Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М)

Смоленск (Як-42)

Воронеж (Ил-86, Ил-96-300)

Таганрог (Ту-334)

Казань (Ил-62)

Ульяновск (Ту-204, Ан-124)

Самара (Ту-154, Ан-70)

Саратов (Як-42)

Омск (Ан-74)

Новосибирск (Ан-38)

Киев, Харьков, Ташкент.

Вертолеты производят в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ.

Ракетно-космическая промышленность выпускает различного типа орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников, космические корабли многоразового использования. Центры: Москва, Омск, Красноярск, Калининград. На долю России приходится 85% мощностей авиакосмического комплекса бывшего СССР.

Электротехническая промышленность

Эта отрасль машиностроения производит генераторы к паровым, газовым, гидравлическим турбинам, электродвигатели различной мощности переменного и постоянного тока, силовые трансформаторы и преобразователи, светотехническое и электротермическое оборудование. Производство отличается высокой науко- и трудоемкостью, а потому требует при размещении квалифицированных кадров, специализированных НИИ и проектных организаций. Центры: Москва, С.-Петербург, Чебоксары, Саранск, Екатеринбург, Новосибирск, Минусинск, Харьков.

Станко-инструментальная промышленность

Включает производство металлорежущих станков, металлообрабатывающего инструмента, производство станков с программным управлением. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных центрах страны: Москва, С.-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.



Введение…………………………………………………………….…2

Глава I. Место машиностроения в едином народном хозяйстве РФ.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно – технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства.

Индустриализация вызвала создание многих новых отраслей машиностроения. Под влиянием научно – технического прогресса выделились в самостоятельные отрасли электротехника и электроника, приборостроение, вычислительная техника и т.п..

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществление научно – технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

§2 Место тяжелого машиностроения и приборостроения в едином народно – хозяйственном комплексе страны и машиностроении.

Современное машиностроение представляет собой множество взаимосвязанных отраслей и производств.

Отрасль машиностроения представляет собой совокупность производственных объединений и предприятий, для которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно – технической базы, специфичность состава кадров и условий труда.

Признаком, сыгравшим решающую роль для объединения предприятий в отрасль тяжелое машиностроение, явилась необходимость использовать крупногабаритное оборудование в связи с крупными размерами и большим весом выпускаемых изделий.

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость выделяют тяжелое, общее, среднее и приборостроение (см. таблица 1)

Если выделением в отрасль тяжелого машиностроения послужила металлоемкость, то для приборостроения главным фактором было трудоемкость производства и малая металлоемкость, необходимость для производства наличие высококвалифицированных кадров.

В составе приборостроения выделяют:

Производство средств вычислительной техники;

Приборов контроля и регулирования технологических

процессов;

Электроизмерительных приборов;

Оптических и оптико – механических приборов и ап-

паратуры;

Приборов для измерения механических величин;

Приборов времени (часовая промышленность);

Приборов для автоматизации и механизации инжене-

рного и управленческого труда;

Приборов для медицины, физиологии и биологии.

Тяжелое машиностроение включает в себя производство металлургического, горного и подъемно – транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других крупногабаритных и металлоемких изделий.

Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла (заготовка – механическая обработка – сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения.

В связи с необходимостью решения задач по техническому перевооружению всех отраслей народного хозяйства необходимо реконструировать машиностроительный комплекс и, прежде всего производство станков, другого технологического оборудования и приборов, снизить материалоемкость, производительность труда и фондоотдачу.

Таблица № 1


Глава II . Факторы и особенности, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения.

Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроения.

1. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.

2. Объемы капитальных вложений, источники их финансирования.

3. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.

4. Базовый уровень развития науки и техники.

5. Пути сообщения и транспортная сеть.

6. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.

7. Форма организации производства.

8. Масштабы и структура потребления продукции.

9. Транспортабельность сырья и готовой продукции.

10.Экологическая обстановка в регионе.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико – экономической специфики производства, и прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли тяготеют к районам высокой технологической культуры, обладающими высокими технологическими кадрами.

В машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья и места потребления готовой продукции является оптимальный вариант для размещения тяжелого машиностроения. Приборостроение в основном зависит от наличия трудовых ресурсов. Различие степени влияния разных факторов на размещение и развитие отраслей тяжелого машиностроения и приборостроения, определяет их различное размещение по территории Российской Федерации.

§1. Факторы определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий характерны производства связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является оборудование для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного, сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий в близи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск на Амуре.

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение, металлообработку, а также ремонт машин и оборудования. В данной отрасли имеется около 120 подотраслей и производств + малая металлургия.

Машиностроение в России имеет характерные особенности:

1) в России машиностроение утяжелённое, ибо мы создаём машины для машин.

2) высокая степень милитаризованности (военная техника)

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

  • Металлоемкое производство
  • Наукоемкое и трудоемкое машиностроение

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Машиностроительный комплекс подразделяется по стадиям технологического процесса:

  1. заготовка
  2. механическая обработка
  3. сборка

Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам. Сборочные связаны с местами потребления.

Предприятия по механической обработке имеют факторы:

  • Сырьевой
  • потребительский
  • транспортный

Оптимальный вариант размещения предприятий машиностроения - это совпадение источника сырья с местами потребления готовой продукции.

Важные факторы:

  • специализация – процесс обособления отдельной отрасли и чёткого разделения труда между предприятиями отдельно взятой отрасли.
  • кооперирование – организованная длительная взаимосвязь отдельных специализированных предприятий по совместному изготовлению продукции.

Типы специализации : предметная, подетальная (производство запчастей), технологическая (производство литья, кузнечно-прессовых изделий), функциональная (ремонтные работы)

Подотрасли машиностроения:

1. Тяжёлое и энергетическое машиностроение.

Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного, и подъёмно-транспортного оборудования, а также производство других металлоёмких крупногабаритных изделий. Также предприятия ориентируются на крупные сырьевые или металлургические базы и места потребления готовой продукции.

Крупнейшие районы тяжелого машиностроения - Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.

В стороне от источников сырья исторически сложились центры тяжёлого машиностроения в Спб и пригородах. Также есть в Воронеже, Поволжье и т.д.

Предприятия по производству тяжёлых станков и кузнечно-прессового оборудования размещены вне металлургических баз и ориентированы на потребителя. (Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск, Иваново)

Энергетическое машиностроение.

Оно специализируется на производстве дизелей, энерг.установок, паровых котлов и турбин, генераторов, атомных реакторов.

СПБ-турбостроение котлы и тд. Волгодонск, Колпино-турбины для атомных электростанций. Паровые котлы: Белгород, Барнаул, Таганрог. Дизели для судов:Хабаровск, СПБ, Нижний Новгород. Дизели для тепловозов и электростанций: Коломна, Балаково, Пенза.

2. Общее машиностроение.

Характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением простых, но крупных по размерам заготовок. Сюда входит:

  • транспортное машиностроение
  • производство технологического оборудования для промышленности и строительства
  • с/х машин без тракторостроения

ЖД машиностроение.

3 группы производств:

  • вагоностроение (грузовое, пассажирское, изотермическое, думпкаров, вагоны для электричек, метро, трамвайные вагоны)
  • локомотивостроение (производство магистральных тепловозов, маневрово промышленных тепловозов, тепловозов для узкоколейных жд)
  • электровозостроение

Жд машиностроение возникло в центральном районе (центр и С-З), но позже переместилось к источникам сырья (металл и древесина)

Маневрово-промышленные тепловозы: Калуга, Муром, Брянск. Тепловозы для узкоколейных жд: Камбарка (Удмуртия). Электровозы: Новочерскасск

Тепловозы делаются поштучно.

Почти все центры по производству локомотивов размещаются в пределах европейской части.

Производство пассажирских вагонов: Тверь, СПБ, Калининград, Торжок, Вышний Волочёк, Тихвин. Вагоны для электричек: Калининград, СПБ. Производство трамваев: Усть-Катав, пос. Демехово. Вагоны для метро: Мытищи, СПБ. Магистр. и грузовые вагоны: Абакан, Новоалтайск, Нижний Тагил. Изотермические вагоны: Брянск. Думпкары: Калининград, Урал.

Судостроение. (главный центр СПБ)

Охватывает судостроение, судовое машиностроение. Делится на речное и морское. Важнейшие центры морского судостроения: СПБ, Выборг, Мурманск, Владивосток, Астрахань. Речного: Нижний Новгород (красное сормово), Пермь, Красноярск, Волгоград, Благовещенск, Тюмень, Тобольск

С/Х машиностроение.

Основным фактором размещения является потребитель. Специализация предприятий находится в прямой зависимости от специализации с /х-ва данного региона.

Производство льноуборочных комбайнов: Бежецк (Тверская обл) Зерноуборочных: Рязань, Тула, Таганрог, Ростов, Красноярск.

3. Среднее машиностроение.

Включает: автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, машинное оборудование средних габаритов.

Автомобильная промышленность.

Грузовые авто: Поволжье. По выпуску легковых автомобилей: Поволжье, Центральный, С-З и Волго-Вятский.

Автобусы: Ликино-Дулёво, Голицино. Троллейбусы: Энгельс. Тракторостроение: СП, Петрозаводск, Челябинск, Владимир, Липецк.

Станкостроение.

1.Производство металлорежущих станков (Урал)

2. Деревообрабатывающие станки (Татарстан, Коломна, Дмитров, Егорьевск, Рязань)

3. Кузнечно-прессовое оборудование.

4.Автоматических и полуавтоматических линий.

5.Станочных узлов и станконормалей.

6. Инструментальное производство.

4. Электротехника и приборостроение (точное машиностроение)

самая наукоемкая отрасль машиностроения; самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения; высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);

1) Рязань, Калуга, Подольск, Александров

2)С-З: Многоотраслевое машиностроение (!) СПБ, Нижний Новгород, Псков, Великие Луки

3) Поволжье: Пенза, Ульяновск

4) Урал (Уфа, Пермь, Челябинск, Екб, Ижевск)

5) Западная Сибирь (Барнаул, Омск, Томск)

На машиностроение приходится 35 % стоимости мировой продукции, след. 1/3 людей в мире задействована в машиностроении.

На США приходится 30% стоимости машиностроительной продукции. 15% Япония, 10% Германия, 6% Россия, 3 % на Китай.

Современными машиностроительными заводами обладают: Гонконг, Тайвань, Сингапур, Турция, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика

По масштабам производства:

1. Сев. Америка

2.Зап. Европа (Германия (!))

3.В. и Ю-В. Азия

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин. При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран - Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения - производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом - развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы - США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления.

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • - Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге).
  • - Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске).
  • - Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы).
  • - новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Атоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Свердловск, Орск). Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань), литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-Западный, Уральский и Западно-Сибирский районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах.

Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаравске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский - Прокопьевск; Уральский - Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский - Черемхово). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях.

Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге, Оби, Енисее, Амуре. Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Техническое перевооружение железнодорожного транспорта сказалось и на размещении предприятий по производству локомотивов и вагонов.

Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоёмкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов. Поэтому производство локомотивов и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все еще сохраняет главные черты своего первоначального размещения.

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).