Составные части мировой транспортной системы. Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда. Определение высоты сооружения

В данной главе раскрываются роль и место мировой транспортной системы в современной мировой экономике. Анализируются основные направления развития мирового транспортного комплекса под воздействием научно-технического прогресса, раскрываются роль и место основных видов транспорта в современной мировой экономике, а также региональные аспекты развития мировой транспортной системы. Характеризуется состояние транспортного комплекса России и рассматриваются основные проблемы его функционирования и развития.

Понятие мировой транспортной системы и ее роль в мировой экономике

Мировая транспортная система представляет совокупность национальных транспортных систем, включающих все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн. км. Ее быстрое развитие в XX в. стало возможным в значительной степени благодаря финансированию государством транспортного строительства практически во всех странах. Определяющее значение для развития мировой транспортной системы во второй половине XX в. имел быстрый технологический процесс в период научно-технической революции 60-70-х гг.., вошедший в историю под именем «транспортная революция”.

В мировой транспортной системе в соответствии с классификацией ООН принято различать следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, речной, воздушный, трубопроводный.

Применяются и другие классификации по отдельным критериям :

  • по способу передвижения: сухопутный, водный, воздушный, специальный;
  • характеру движения: транзитный, внутрихозяйственный, местный, дальний;
  • применению силы тяги: сплавной, парусный, гужевой, паровой, электрический, дизельный, газотурбинный, атомный.

Каждый из данных видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки, которые зависят от экономических условий и конъюнктуры, как в отдельной стране, так и в мировом хозяйстве. Существует понятие «транспортный узел», в котором соединяются разные транспортные системы: морские, речные, железнодорожные, автомобильные, воздушные. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд тонн грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках кроме морского транспорта участвуют свыше 650 млн автомобилей, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Лидирует по грузоперевозкам в мировой экономике морской транспорт, по пассажироперевозкам — автомобильный.

Экономические критерии работы транспорта. Основными экономическими критериями оценки работы транспорта, обусловливающими выбор того или иного вида для доставки продукции, являются:

  • объем перевозок — количество перевозимого груза тем или инымвидом транспорта;
  • грузооборот — произведение количества перевезенного груза надальность перевозки (исчисляется в тонно-километрах или тонно-милях — в морском транспорте);
  • соотношение видов транспорта в грузовых перевозках. Характеризует уровень территориальной концентрациипроизводства и динамику ее изменения;
  • пассажирооборот — произведение количества перевезенныхпассажиров на дальность перевозки. Исчисляется в пас.-км илипас.-милях (в морском транспорте). Характеризует транспортнуюподвижность населения, отражающую степень урбанизации,уровень миграции и динамику перемещений;
  • стоимость перевозки, которая зависит от характера груза и конъюнктуры рынка каждого отдельного вида транспортных услуг;
  • транспортёмкость — соотношение грузооборота к единице ВВП(в мировой практике к 1 долл. ВВП);
  • транспортная составляющая (доля расходов па транспортировку)в стоимости конечной продукции;
  • грузопоток — совокупность грузов, перевозимых в определенномгеографическом направлении. Различают фактический, плановый и прогнозируемый грузопотоки. Он характеризуется структурой (распределением грузов по примерно однородным группам), направлением, дальностью и объемом перевозок, а также степеньюих равномерности в зависимости от сезонности, форс-мажорных обстоятельств и т.д.;
  • соотношение пассажирских и грузовых перевозок в экономике страны и мировой экономике в целом.

Имеются и другие критерии, которые зависят от конкретного вида транспорта.

Транспортные издержки могут достигать по некоторым видам продукции более 50% цены товара, поэтому выбор наиболее дешевого, надежного и доступного вида транспорта имеет определяющее значение во внешнеэкономической деятельности. В настоящее время получили широкое распространение интермодальные и мультимодальные перевозки, призванные максимально приблизить груз к пункту заказчика (от двери к двери).

Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций, и затраты но перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов. В начале XXI в. число экспедиторских фирм в мире превысило 100 тыс. и занято в них около 15-20 млн работников. На их долю приходится более 75% отправок грузов в интермодальных перевозках.

Сырьевые, топливно-энергетические монополии, располагающие собственным флотом и подвижным составом, не нуждаются в услугах экспедиторов, но даже оставшиеся 20% отправок грузов в смешанных и чисто океанских линейных сообщениях, организуемых судоходными и железнодорожными компаниями, не обходятся без участия в них экспедиторов. По свидетельству судовладельцев в США, половину работ по организации перевозок выполняли у них миддлмепы — экспедиторы, а в Европе при осуществлении судовладельцами интермодальных перевозок экспедиторы контролировали на этих направлениях 30% европейских доставок контейнеров наземными видами транспорта.

Современные направления развития мировой транспортной системы

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеэкономических связей требуют нового подхода к развитию транспорта, перераспределения грузовых и пассажирских потоков. Рост внешней торговли требует качественного пересмотра транспортной составляющей.

Крупные ТНК просчитывают транспортные издержки маршрутов движения товаропотоков по всем направлениям, самое пристальное внимание уделяется анализу и прогнозам политического развития стран и регионов, обладающих большим транзитным потенциалом. Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки в начале будущего столетия будут сосредоточены в треугольнике США — Европа Дальний Восток.

Во многом благодаря глобализации многолетние усилия по рационализации и удешевлению технологий транспортных операции увенчались успехом.

Если в перевозках массовых, сырьевых (навалочных, насыпных, наливных) грузов это привело к укрупнению партий товаров, то в перевозке генеральных грузов (промышленной продукции, полуфабрикатов и т.д.) это вызвало гораздо более значительные преобразования.

По мере роста промышленного производства в мире удельный вес генеральных, или тарно-штучных грузов, в общем объеме перевозимых товаров увеличивался. В середине XX в. генеральные грузы составляли уже не менее 25% общего тоннажа всех перевозимых в международной торговле товаров. Затраты на перевозку, грузовые операции и складирование этих грузов были очень значительны и они стали серьезно тормозить развитие торговли, а в конечном итоге и производство. Выход был найден в юнитизации отправок, в унификации грузовых мест, сведении их к нескольким стандартным единообразным тинам, к тому же максимально удобным для транспортировки, погрузочно-разгрузочных операций и складирования. Основным новшеством явилось создание контейнера, т.е. стандартной емкости для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Стали применяться также трейлеры, пакеты, поддоны и т.д.

Укрупнение и стандартизация грузовых мест позволили использовать специализированные транспортные средства (суда- контейнеровозы на морском транспорте), механизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции. В результате были облегчены и удешевлены все звенья процесса доставки генеральных грузов от производителя до потребителя. Сократились сроки доставки и улучшилась сохранность грузов, что также благотворно сказалось на конечной цене промышленной продукции. Побочным, но немаловажным следствием явилось то, что во многих случаях стала экономически целесообразной перевозка промышленных грузов на очень большие расстояния. Контейнерные перевозки сейчас играют существенную роль на магистральных направлениях международной торговли между Европой и странами АТР, между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией.

Контейнеризация и в целом юнитизации создали предпосылки для ускорения прогресса на транспорте: автоматизации многих работ, создания системы слежения за продвижением грузовых партий. Поэтому к моменту появления электронной техники стала возможна широкая компьютеризация многих транспортных процессов, а в последнее время и резкое сокращение сопроводительной документации. Это также упростило и удешевило перевозку товаров.

За вторую половину XX в., сеть железных дорог и внутренних водных путей сократилась, длина автомобильных дорог выросла почти в 2, а воздушных путей — в 3 раза. В то же время протяженность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов увеличилась в 4,2 раза, а магистральных газопроводов — в 6,5 раз. Как эти процессы повлияли на развитие мировой экономики?

Региональные аспекты развития мировой транспортной системы

На развитие транспорта в конкретной стране или регионе в основном воздействуют целый ряд факторов, основными из которых являются:

  • пространственный фактор, т.е. характеристика территориистраны или региона, позволяющая или не позволяющая реализоватьтранспортный потенциал;
  • транспортный потенциал данной страны или региона(существующий и перспективный), его доля в ВВП страны;
  • оптимальные экономические критерии работы транспорта и др.

К началу XXI в. в сфере транспорта лидировали США, ЕС и Япония (к последней по ряду показателей приблизились Китай, Республика Корея).

В региональном отношении положение складывается следующим образом.

Северная Америка (благодаря США) является регионом с весьма высоким уровнем развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Совокупные ежегодные расходы, связанные с транспортом, составляют в США 11-11,5% от ВВП страны. Исторический экскурс, суэцкий канал значительно сократил расстояние между Европой и странами Индийского океана (по сравнению с прежним путем вокруг Африки). Панамский капал был открыт для судоходства в 1914 г. Соединив Атлантику с Тихим океаном, он резко сократил расстояния между портами восточного и западного побережья Америки, а также сделал экономически обоснованными многие перевозки между Европой и Тихоокеанскими портами Америки, а в отдельных случаях даже Дальнего Востока. В перспективе освоение Северного морского пути даст России значительные преимущества по доставке грузов из Европы в Азию и в обратном направлении.

Страны Европы (в первую очередь государства ЕС) в совокупности являются основным участником международной товарной торговли. Примерно 1/4 объема мировых морских перевозок грузов приходится на государства Западной и Центральной Европы. Весьма значителен также объем внутриевропейских перевозок.

Объединительные процессы в Европе, особенно после присоединения к ЕС Болгарии и Румынии в 2007 г. (после чего Европейский союз увеличился до 27 стран-участниц), сопровождаются поисками новых, наиболее выгодных схем работы на транспорте.

В Японии внутренние перевозки по грузообороту соответствуют развитым странам США.

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
    1. Мировая транспортная система

    Транспорт, в современных условиях, выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил, и обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов.

    Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9 %, а в занятости 3-8 %. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом грузовых и пассажирских перевозок и путей сообщения. Однако рост перевозок опережает рост путей сообщения.

    Мировая транспортная система состоит из следующих видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт.

    По структуре мирового грузо - и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8 % грузооборота и 80 % пассажирооборота от общего мирового объема.

    Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франция. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США – 600 автомобилей на 1000 жителей. Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

    Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного, Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери».

    На железнодорожный транспорт приходится 16 % грузооборота и 11% пассажирооборота. Наибольшая протяженность железных дорог в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

    На трубопроводный транспорт приходится 11 % грузооборота. Лидерами по протяженности нефте - и газопроводов являются США и Россия. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России – это «Дружба», «Союз», «Прогресс» и др.

    Важной составляющей мировой транспортной системы, является морской транспорт, выполняющей межконтинентальные перевозки. На него приходится 62 % грузооборота. Морской транспорт обеспечивает 98 % внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90 % всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

    По тоннажу морского флота лидирует следующие страны: Либерия, Панами, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с представлением так называемых дешевых флагов. Дело в том, что морские суда фиксируются по флагу регистрации. В этом случае ведущие позиции занимают страны открытой регистрации, относящиеся к развивающимся странам. Ведущими странами регистрации выступают Либерия, Панама, Багамы.

    Судовладельцы, регистрирующие свои суда под удобными флагами, получают преимущества в конкурентной борьбе за счет более низких налогов и заработной платы. Подобная практика создает проблемы для других судовладельческих компаний промышленно развитых стран.

    Речной транспорт, на который приходится 3 % грузооборота, наиболее развит в странах: США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидирует по грузообороту речного транспорта.

    В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

    На воздушный транспорт приходится 1 % грузооборота и 8 % пассажирооборота. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в странах: США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

    Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к возникновению многовидовой транспортной структуре и усилению взаимодействия между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок, за счет которых значительно повысилась эффективность использования транспорта, поднялась производительность труда.

    Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими факторами они привели к образованию многовидовых и общих транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции.

    Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и мировом уровнях составляют транспортную систему. В то же время транспортные системы различных группировок стран имеют существенные различия. В основном это выражается в разном уровне их развития и особенностях социально-экономической организации.

    Преобладающие позиции на рынках транспортных услуг занимает транспорт промышленно развитых стран. Транспортные системы развитых стран характеризуются следующими показателями:

    Общая протяженность транспортной сети составляет 78 % от мировой;

    На них приходится 74 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети составляет 50 – 60 км на 100 кв. км территории;

    Характеризуется высоким техническим уровнем;

    Тесным взаимодействием всех видов транспорта;

    Сложной конфигурацией транспортной сети;

    Высокой «подвижностью» населения.

    Характерными чертами транспортных систем развивающихся стран являются:

    Общая протяженность транспортной сети 22 % мировой;

    26 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети – 5- 10 км на 100 кв. км;

    Невысокий технический уровень;

    Преобладание одного - двух видов транспорта;

    Низкая «подвижность» населения;

    Преобладание транспортных линий, соединяющих главный центр с районами экспортной специализации.

    Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных лини и множество морских трасс различной протяженности.

    Под влиянием НТП в мировой транспортной системе постоянно происходят существенные изменения. В перспективе предполагается:

    Строительство на железнодорожном транспорте ряда новых, в основном скоростных, линий;

    Увеличение количества аэропортов и протяженности внутренних авиалиний;

    Для развития внутреннего водного транспорта в ряде стран проведение гидротехнических работ и реконструкции портов;

    Увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

    В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие, и создаваться новые средства и системы для бесперегрузочных сообщений.

      Международное регулирование транспорта и связи

    Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов.

    Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений.

    В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.

    В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.

    Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН.

    В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др.

    На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях.

    Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам.

    Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций.

    Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях.

    Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта.

    Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации, железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний.

    Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.

    Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз.

    Контрольные вопросы

      Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи?

      Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг.

      Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система?

      Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи?

    Единая Транспортная Система

    Определение высоты сооружения.

    Геодезические разбивочные работы.

    Генеральный план.

    Геодезическая разбивочная основа для строительства.

    Состоит из двух частей:

    а)разбивочная сеть строительной площадки готовится в период инженерных изысканий,

    б) внешняя разбивочная сеть здания.

    Разбивочная основа подразделяется на плановую и высотную. Все работы выполняются на основе генерального плана и стройгенплана. При проектировании разбивочной основы учитывают:

    а) расположение объектов,

    б) геологические процессы,

    в) места проложения инженерных сетей.

    Разбивочная строительная сеть может быть в виде красных линий застройки и строительной сетки.

    Красной линией называют границу квартала с улицей, за которую на уровне земли не должны выступать в сторону улицы никакие части здания.

    Пункты геодезической разбивочной сети закрепляются на местности специальными центрами.

    Генплан представляет собой технический документ размещения на топографическом плане существующих и намеченных для строительства зданий и сооружений. Генплан создается на основе топографических планов масштаба1:500, 1:1 000, 1:2 000. На генплане кроме постоянных зданий и сооружений наносятся все вспомогательные и временные сооружения. На генплане должны быть нанесены ситуация, рельеф, красные линии застройки.

    Цель этих работ заключается в перенесении проектов зданий с плана на местность (в натуру). Разбивка сооружений и зданий выполняется как в плане, так и по высоте. При разбивке различают два этапа:

    а) вынос в натуру главных (основных) осей сооружения. Для определения общего расположения здания на местности,

    б) детальная разбивка для возведения здания.

    Главные оси выносят при строительстве зданий и сооружений сложной конфигурации. Главные оси представляют собой две взаимно перпендикулярные линии.

    Основными осями называют линии, определяющие внешний контур здания. Главные и основные оси разбивают на местности, используя пункты плановой разбивочной сети.

    h 1 = d tgν 1

    h 2 = d tgν 2

    d = l Cosν

    H = h 1 +h 2 = d (tgν 1 + tgν 2)

    ν 1 и ν 2 -- углы наклона

    Измеряем расстояние l , а затем рассчитываем горизонтальное проложение d .

    Качество мировой транспортной системы в целом и качество транспортных систем отдельных государств принято оценивать следующими интегральными показателями:

    Транспортоемкость;

    Транспортная подвижность населения;

    Соотношение грузовых и пассажирских перевозок;

    Соотношение видов транспорта при перевозке различных видов грузов и пассажиров.



    В мировой транспортной системе определяющее значение имеют морской, ж/д, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта, которые обеспечивают международный грузооборот.

    Речной транспорт в большинстве случаев имеет внутригосударственное значение. В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки массовых грузов на дальние расстояния. Морской транспорт обеспечивает перевозки более 80% объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозку грузов в международных морских сообщениях до 150 млрд.долларов ежегодно, что составляет около 10% стоимости мирового экспорта.

    Ж/д, речной и автомобильный транспорт широко используются в основном во внутригосударственных перевозках и внутриконтинентальной внешней торговле. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

    Морской транспорт

    Морской транспорт – важная составляющая часть мировой транспортной системы. Морские суда транспортируют главным образом наливные, навальные, насыпные, грузы на расстояния от 8 до 10 тысяч километров. Последнее десятилетие стремительно растут контейнерные перевозки. Общий тоннаж мирового торгового флота превышает 800 млн.тонн. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль здесь играют страны первой десятки, и основными из них являются: Либерия, Панама, Япония.

    Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии, объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах и зарплате.

    В мире насчитывается более 2,5 тысяч контейнеровозов общей грузоподъемностью 50 млн.тонн. И на эти суда приходится 10% мирового тоннажа.

    В собственности 30-ти ведущих судоходных компаний мира более 960 судов.

    Общее число морских портов на всех океанах и морях превышает 2700.

    Бóльшая часть перевозок осуществляется по Атлантическому океану.

    В настоящее время в мире сформировались три центра экономического развития: Западная Европа, Восточная Азия, Северная Америка.

    На побережьях азиатского континента от Японии до Сингапура расположены важнейшие центры мирового промышленного производства, там же находятся более 100 морских портов, 40 из них перерабатывают 50% всех объемов мировой торговли.

    Китай является лидером в данном регионе по объемам производства и торговли. Гонконг – самый крупный контейнерный порт мира. Крупнейшие европейские порты: Гамбург, Роттердам обрабатывают на много меньше грузов. Контейнерные потоки проходят между портами Европы, Азии и США на тех направлениях, где сконцентрирована мировая торговля.

    1 – Азия и Дальний Восток – Тихоокеанское побережье США и Канады;

    2 – Азия – западное и северное побережья Европы;

    3 – Азия – Средиземноморье;

    4 – Азия – Атлантическое побережье Северной Америки;

    5 – Азия – Индия, Пакистан, Бангладеш;

    6 – Восточная Азия – Северо-Восточная Азия;

    7 – Восточная Азия – Юго-Восточная Азия;

    8 – Дальний Восток – Средний Восток;

    9 – Европа – Средиземноморье;

    10 – Европа – Атлантическое побережье Северной Америки.

    По этим 10 направлениям перевозится более 70% всех контейнерных грузов. Всего же в мире существует 175 морских направлений, более мелких, по которым движутся контейнеры.

    Железнодорожный транспорт

    Несмотря на снижение его доли в перевозках, он остается важнейшим видом сухопутного транспорта. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1300 тыс.км. Размещение железных дорог отличается большой неравномерностью. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половинный общей длины железных дорог приходится на США, РФ, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию, Бразилию.

    По густоте ж/д сети выделяются страны Европы. 22,2% всех мировых ж/д находятся на территории США, в РФ – 8,3%, в Китае – 5,6%.

    По железным дорогам России перевозится около 20% мирового грузооборота и 15% пассажирооборота. По числу электрифицированных ж/д первенство принадлежит России. На территории РФ функционируют около 4000 ж/д станций.

    Автомобильный транспорт

    Его универсальность заключается в возможности перевозить грузы или пассажиров от двери до двери. Протяженность мировых автодорог постоянно растет и уже превышает 24 млн.км.

    Примерно половина автодорог приходится на США, Индию, РФ, Китай. Самого высокого уровня автомобилизации достигли США, где на 1000 жителей приходится 600 автомобилей. Этим видом транспорта выполняются внутриконтинентальные перевозки больших объемов.

    Воздушный транспорт

    Это самый динамичный вид транспорта. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар. Ее опорными точками являются 5000 аэропортов, крупнейшие из которых пропускают десятки млн.пассажиров ежедневно. В межконтинентальном пассажирском сообщении воздушный транспорт вышел на 1 место в мире, почти полностью вытеснив морской. Самые главные воздушные державы мира: США, РФ, Япония, Великобритания, Франция, Канада и Германия.

    В последние годы развиваются грузовые перевозки воздушным транспортом через специальные терминалы. Это снижает себестоимость перевозки грузов более чем в 2 раза по сравнению с перевозками грузов на пассажирских самолетах, что раньше использовалось часто.

    Трубопроводный транспорт

    В страны Западной Европы по трубопроводам из России поступают нефть и газ. Благодаря территориальному разрыву и быстрому росту добычи нефти и газа получил развитие трубопроводный транспорт.

    Международные транспортные коридоры (МТК)

    Для повышения эффективности внешней торговли и транзитных связей международные организации и заинтересованные Европейские и Азиатские страны приступили к формированию единой системы МТК.

    В мировой транспортной системе насчитывается более 300 транспортных узлов.

    Мировой транспортной системе присущи следующие тенденции развития:

    Углубление специализации транспортного процесса по грузам и направления доставки, поскольку опережающими темпами растет спрос на узкоспециализированные транспортные средства, новые виды упаковок, специализированные терминалы;

    Слияние транспортных и экспедиционно-распределительных центров, создание крупных международных транспортно-распределительных центров в узлах, обеспечивающих стыковку морского, воздушного и сухопутного видов транспорта, имеющих надежные каналы связи;

    Повышение надежности перевозок, в том числе путем создания дублирующих транспортных коммуникаций мирового значения, МТК, в том числе по территории РФ, позволяющих обходить нестабильные «горячие точки» на Ближнем Востоке, в Центральной Америке и Центральной Азии;

    Рост специализированных контейнерных перевозок.

    Мировая транспортная система - глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

    Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

    Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

    В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

    Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

    Речной транспорт - ежегодно перевозится более 1,5 млрд. т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

    Железнодорожный транспорт - общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс. км. (перевозится более 3,7 млрд. т. груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс. км. в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

    Автомобильный транспорт - мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

    Воздушный транспорт - бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.

    Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

    Трубопроводный транспорт - общая мировая протяженность достигла 450 тыс. км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.

    >> Мировая транспортная система

    Глава 7

    География мирового транспорта

    § 1. Мировая транспортная система

    Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Транспорт составляет основу географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

    Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

    Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км (рис. 47). Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам - свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам - более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам - более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).

    Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.

    В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы - развитых и развивающихся стран.

    Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

    Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.

    Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.

    В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России - одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

    Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки