Системный анализ при оценке результатов. объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение. Задачи в рамках процесса

Сиcтeмный aнaлиз - этo кoмплeкc иccлeдoвaний, нaпpaвлeнныx нa выявлeниe oбщиx тeндeнций и фaктopoв paзвития opгaнизaции и выpaбoткy мepoпpиятий пo coвepшeнcтвoвaнию cиcтeмы yпpaвлeния и вceй пpoизвoдcтвeннo-xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти opгaнизaции.

Сиcтeмный aнaлиз имeeт cлeдyющиe ocoбeннocти:

Пpимeняeтcя для peшeния тaкиx пpoблeм, кoтopыe нe мoгyт быть пocтaвлeны и peшeны oтдeльными мeтoдaми мaтeмaтики, т.e. пpoблeм c нeoпpeдeлeннocтью cитyaции пpинятия peшeния;

Иcпoльзyeт нe тoлькo фopмaльныe мeтoды, нo и мeтoды кaчecтвeннoгo aнaлизa, т.e. мeтoды, нaпpaвлeнныe нa aктивизaцию иcпoльзoвaния интyиции и oпытa cпeциaлиcтoв;

Oбъeдиняeт paзныe мeтoды c пoмoщью eдинoй мeтoдики;

Oпиpaeтcя нa нayчнoe миpoвoззpeниe, в чacтнocти, нa диaлeктичecкyю лoгикy;

Дaeт вoзмoжнocть oбъeдинить знaния, cyждeния и интyицию cпeциaлиcтoв paзличныx oблacтeй знaний и oбязывaeт иx к oпpeдeлeннoй диcциплинe мышлeния;

Ocнoвнoe внимaниe yдeляeт цeлям и цeлeoбpaзoвaнию.

Облacти пpимeнeния cиcтeмнoгo aнaлизa мoжнo oпpeдeлить c тoчки зpeния xapaктepa peшaeмыx зaдaч:

Зaдaчи, cвязaнныe c пpeoбpaзoвaниeм и aнaлизoм цeлeй и фyнкций;

Зaдaчи paзpaбoтки или coвepшeнcтвoвaния cтpyктyp;

Зaдaчи пpoeктиpoвaния.

Вce эти зaдaчи пo-paзнoмy peaлизyютcя нa paзличныx ypoвняx yпpaвлeния экoнoмикoй. Пoэтoмy цeлecooбpaзнo выдeлить oблacти пpимeнeния cиcтeмнoгo aнaлизa и пo этoмy пpинципy: зaдaчи oбщeгocyдapcтвeннoгo, нapoднoxoзяйcтвeннoгo ypoвня; зaдaчи oтpacлeвoгo ypoвня; зaдaчи peгиoнaльнoгo xapaктepa; зaдaчи ypoвня oбъeдинeний, пpeдпpиятий.

10. Этапы процесса разработки и основные методы принятия управленческих решений.

Принятие решений представляет собой процесс быстрого курса действий из двух и более альтернатив. Решение – это сознательный выбор характеристик поведения в конкретной ситуации.

Все решения можно разделить на программируемые и непрограммируемые . Так установление величины оплата труда в бюджетной организации представляет собой программируемое решение, которое определяется законодательными и нормативными актами, действующими в Рссийской Федерации.

По степени срочности выделяют:

исследовательские решения;

кризисно-инструктивные .

Исследовательские решения принимаются при наличии времени на получение дополнительной информации. Кризисно-интуитивные решения применяются при наличии опасности, требующей немедленной реакции.

Выделяют следующие подходы к принятию решений :

по степени централизации ;

по степени индивидуальности ;

по степени вовлеченности работников .

Централизованный подход предполагает, что как можно больше решений должно приниматься на высшем уровне организации. Децентрализованный подход поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на нижний уровень управления. Кроме того, решение может приниматься индивидуально или группой.

По мере усложнения технологических процессов все больше решений принимается группой, состоящей из специалистов в различных областях научных знаний. Степень участия работника в решении проблемы зависит от уровня компетентности. Необходимо отметить, что современный менеджмент поощряет участие работников в решении проблем, например, через создание системы по сбору предположений об улучшении работы предприятия.

Процесс планирования решения может быть разбит на шесть этапов:-определение проблемы;

Постановка целей;азработка альтернативных решений;выбор альтернативы;осуществление решения;

оценка результатов.

Проблема заключается, как правило, в некоторых отклонениях от ожидаемого хода событий. Далее необходимо определить масштабы проблемы, например, какова доля забракованных изделий в общем объеме. Намного сложнее определить причины проблемы, например, на каком участке нарушение технологии привело к появлению брака. За определением проблемы следует постановка целей, которая будет служить основой для будущего решения, например, каким должен быть уровень брака.

Решение проблемы зачастую может быть обеспечено более чем двумя способами. Для формирования альтернативных решений необходим сбор информации из многих источников. Количество собираемой информации зависит от наличия финансовых средств и сроков принятия решений. На предприятии, как правило, вероятность достижения результатов более 90% считается хорошим показателем.

Для выбора одной из альтернатив необходимо рассмотреть соответствие между затратами и предполагаемыми результатами, а также возможность осуществления решения на практике и вероятность появления новых проблем после воплощения решений.

Осуществление решения предполагает объявление альтернативы, выдачу необходимых распоряжений, распределение заданий, обеспечение ресурсами, наблюдение за процессом осуществления решения, принятие дополнительных решений.

После осуществления решения менеджер должен оценить его эффективность, ответив на вопросы:

Была ли достигнута цель;алось ли добиться требуемого уровня расходов;

Не возникли ли нежелательные последствия;

Каково мнение работников, руководителей, других категорий, причастных к деятельности предприятия лиц об эффективности решения.

11. Целевой подход в управлении. Понятие и классификация целей.

Основополагающим принципом менеджмента является правильный выбор цели, поскольку целенаправленность – главная особенность любой человеческой деятельности. Переход к рыночным отношениям убедительно показывает, что управление процессом труда и производства все больше становится процессом управления людьми.

Цель представляет собой конкретизацию миссии органи­зации в форме, доступной для управления процессом их реализации

Требования, предъявляемые к целям организации:

Функциональность, для того чтобы руководители различных уровней могли легко трансформиро­вать общие цели, которые ставятся на более вы­соком уровне, в задачи для нижестоящих уровней

Установление обязательной временной связи между долговременными и краткосрочными целями

Их периодический пересмотр на основе анализа по специальным критериям, для того чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;

Обеспечение необходимой концентрации ресурсов и усилий;

Необходимость разрабатывать систему целей, а не только одну цель;

Охват всех сфер и уровней деятельности.

Любая цель будет эффективна в том случае, если она будет обладать следующими характеристиками:

Конкретностью и измеримостью;

Определенностью во времени;

Адресностью, направленностью;

Соласованностью и непротиворечивостью с другими целями и ресурсными возможностями организации;

Контролируемостью.

Вся система целей организации должна представлять собой взаимосвязанную систему. Такая взаимосвязь достигается путем их увязывания при помощи постро­ения «дерева целей». Сущность понятия «дерева целей» со стоит в том, что на первом этапе целеполагания в организа­ции определяется главная цель ее деятельности. Затем одна цель распадается на систему целей для всех сфер и уровней управления и производства. Количество уровней декомпозиции (деления общей цели на подцели) зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, степени иерархичности построения ее менедж­мента. В самом верху этой модели находится общая цель (мис­сия) организации, а фундаментом служат задачи, которые представляют собой формулировку работ, которые могут быть выполнены требуемым образом и в заранее установлен­ные сроки.

Направления совершенствования целеполагания в организации:

Азработка и спецификация параметров экономи­ческого анализа в организации; анализ экономиче­ской деятельности организации;

Контроль и управление изменением экономических параметров развития организации;

Наличие прогнозных экономических расчетов освое­ния новых рынков;

Определение экономической стратегии организации по отношению к конкурентам, партнерам и потребителям;

Оценка основных фондов, оборотных средств, про­изводительности труда;

Экономические расчеты потребности населения в предлагаемых организацией товарах, услугах;

Определение стратегического подхода к экономиче­скому расчету базовой цены на товар (услугу);

Установление эффективной системы оплаты труда персонала организации.

Важную роль в процессе целеполагания играет мотива­ ция. Модель формирования системы целей организации стро­ится на базе системы мотиваций, которые используются на разных уровнях управления фирмой. Эффективное мотиви­рование может проводиться на основе системы средств, а не с помощью какого-то одного, даже очень важного стимула. Поэтому при разработке целей организации большое значе­ние имеют правильное построение и способ применения си­стемы мотивирования.

Классификация целей организации.

Цели организации задают параметры организации. Цели организации часто определяют как направления, по которым должна вестись ее деятельность. Основ­ные цели организации вырабатываются распорядителями ос­новных ресурсов (профессиональными управляющими) на основе системы ценностей. Высшее руководство организа­ции является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей организации, при этом достигается интеграция ценностей служащих компании и владельцев акций.

Можно выделить систему целей организации:

Выживание в условиях конкурентной борьбы;

Предупреждение банкротства и крупных финан­совых неудач;

Лидерство в борьбе с конкурентами;

Максимизация «цены» или создание имиджа;

Рост экономического потенциала;

Рост объемов производства и реализации;

Максимизация прибыли;

Минимизация расходов;

Рентабельность.

Цели организации классифицируются:

2.периоду установления: стратегические, тактические, оперативные;

3приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

4измеримости: количественные и качественные;

5характеру интересов: внешние и внутренние;

6повторяемости: постоянно повторяющиеся и разовые;

7временному периоду: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

8функциональной направленности: финансовые, инно­вационные, маркетинговые, производственные, администра­тивные;

9стадиям жизненного цикла: на стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла;

11иерархии: цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника;

12масштабам: общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные.

Разнообразие целей организации объясняется тем, что по содержанию элементы организации разнонаправлены по множеству параметров. Это обстоятельство обусловливает необходимость множества целей, различных по уровню управления, задачам управления и т.д. Классифи­кация целей позволяет глубже осознать многогранность дея­тельности хозяйственных организаций. Используемые для классификации критерии могут быть также применены мно­гими хозяйственными организациями. Однако конкретные выражения целей в рамках данной классификации будут ос­таваться различными. Классификация целей организации по­зволяет повысить эффективность управления путем выбора для каждой цели системы необходимой информации и мето­дов постановки.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами . В литературе понятие системного анализа иногда отождествляется с понятием системного подхода , но такая обобщенная трактовка системного анализа вряд ли оправдана. Системный анализ возник в 1960-х гг. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем . Системный анализ применяется гл.о. к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Использование методов системного анализа для решения исследовательских и управленческих проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая связана с наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и в результате выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа системного анализа – современные компьютеры и информационные системы. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т.д. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

Литература:

1. Гвишиани Д.M. Организация и управление. М., 1972;

2. Клиланд Д. , Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974;

3. Наппельбаум Э.Л. Системный анализ как программа научных исследований – структура и ключевые понятия. – В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979. М., 1980;

4. Ларичев О.И. Методологические проблемы практического применения системного анализа. – Там же; Блауберг И.В. , Мирский Э.М. , Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ. – В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. М., 1982;

5. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997;

6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

7. См. также лит. к ст. Система , Системный подход .

В.Н.Садовский

Щего права» (а нормы права тем более!) мы ставим права и свободы человека, гражданина или меры и формы свободы индивида, то нам, хотим мы того или не хотим, при анализе структуры нормы права (да и права!) никак не обойтись без этого человека, гражда­нина, индивида. В гипотезе, диспозиции и санкции его «не видно, он где-то там просто спрятан...», а тем более права и свободы.

Это, однако, плохо увязывается с идеями демократического, гу­манного общества и правового государства, не говоря о свободе че­ловека, личности. Более того, если придерживаться концепции ры­ночного правопонимания, то в качестве субъектов в структуре норм права могут выступать разные участники общественных отношений (и не только субъекты, о которых упоминает Г.О. Петров). Нужно иметь в виду и то, что правовая норма часто адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и т.д.).

В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным субъектам и действующего до его исполнения (решения о строи­тельстве здания, передаче точно определенного имущества, выплате премии, об увольнении), норма права не исчерпывается исполне­нием. Она обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай, но и на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заклю­чение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмот­ренные ею обстоятельства и ситуации.

Применительно к процессуальным нормам, как показала Р.В. Ша-гиева, очень важен субъект. Он характеризуется многими специфиче­скими чертами и моментами. В частности, процессуальное состояние может быть связано и с естественными свойствами неодушевлен­ных предметов. Опираясь на естественные свойства вещей, законо­датель строит нормирование связанного с этими вещами поведения субъектов. К таким состояниям относятся хранение вещественных источников доказательств и различных предметов, ценностей, де­нег. Аналогичное состояние возникает и в связи с избранием меры пресечения в виде залога: залог в денежном выражении или в виде ценностей вносится в депозит суда обвиняемым, подозреваемым или другим лицом и хранится судом, пока не отпадет надобность в этой мере пресечения. Оно встречается и при применении такой меры обеспечения иска, как наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику.

Такой возможный элемент процессуально-правовой нормы, как указание на субъект, часто фигурирует в законодательстве потому, что процессуальные нормы почти всегда рассчитаны не на любых, а лишь на определенных лиц (субъектов), которые могут оказаться


в сфере юридического процесса. Это суд, избранный в порядке, ус­тановленном законом, прокурор, следователь, арбитраж, комиссия по трудовым спорам, администрация организации и т.д. Однако это касается и участников процесса (например, лица, владеющего язы­ками, знание которых необходимо по делу, и назначенного органом дознания, следователем, прокурором в качестве переводчика). При­чем большинство процессуальных норм адресованы не к каждому, а лишь к вполне определенному участнику регулируемых ими об­щественных отношений (суду, истцу, ответчику, защитнику и т.д.), потому указание в них на субъектный состав часто бывает необхо­димым. Содержанием субъектного состава процессуальных норм выступает обычно описание качества субъекта, приобретенного им в силу рождения или производного от каких-либо действий (граж­данство, брак, нетрудоспособность, стаж, родство, специальность).

В силу специфики деятельности те или иные лица не могут (а под­час и не хотят) реализовать свои процессуальные права и обязанно­сти без вмешательства специально на то уполномоченных предста­вителей власти, без проявления их властных полномочий. Так, лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вовлекается в уголовный процесс лишь после того, как лицо, производящее дознание, следователь и судья вынесет постановление о признании его потерпевшим. Все это ска­зывается на структуре процессуальных норм, предполагая необхо­димость четкого указания на их субъектный состав.

Указание на адресатов уголовно-правовой нормы иногда фор­мулируются не только в положительной, но и в негативной форме. Процессуальный закон содержит большое число статей, посвящен­ных условиям, исключающим возможность и необходимость уча­стия субъектов в процессуальных действиях. Так, переводчик не только должен владеть требуемым языком, но и не иметь прямой или косвенный заинтересованности в исходе дела (по закону). Большую роль в определении субъектного состава играют институ­ты отвода, замены ненадлежащей стороны (в гражданском процессе) и т.д. Не очень часто в процессуальном законодательстве встречает­ся указание на непосредственную цель процессуальных действий. Известно, что следственный эксперимент проводится «в целях про­верки и уточнения данных, имеющих значение для дела».

Субъекты в современных условиях необходимо включать в струк­туру любой нормы права или во всяком случае их необходимо всегда иметь в виду, рассматривать, вводить в действие и т.д., а не отрицать или делать вид, что их просто нет. Причем в каждой норме, ситуации и т.д. субъект будет свой, со своим набором черт, прав, обязанностей, линией поведения и пр. Субъект - важнейший элемент нормы пра-

III. Проблемы теории права


Ва. Но как же быть с другими звеньями нормы права? С той же ги­потезой, диспозицией и санкцией? Без них мы тоже никогда не по­лучили бы полной нормы (при одном звене, двух или трех, не важ­но). Гипотеза, диспозиция и санкция составляют сердцевину любой нормы права, базу логического строения любой правовой нормы.

Гипотеза, как и прежде, выступает как часть нормы, указываю­щая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет «включение» действия той или иной правовой нормы. Ими могут быть события (например, сильное наводнение), конкретный ре­зультат действия (сдача рукописи в издательство), возрастной факт (60 лет - у мужчин появляется возможность ставить вопрос о на­значении пенсии), время, место и т.п. Гипотезы будут либо про­стыми (одно условие, одно обстоятельство), либо сложными (не­сколько обстоятельств, необходимых для действия нормы).

Диспозиция выступает как «корневая» часть нормы права, со­держащая само правило поведения, которому должны следовать субъекты регулируемого этой нормой отношения. В диспозиции чаще всего указываются права и обязанности субъектов, содержать­ся предписания (указание), как должны действовать те, кто будет подпадать под него, т.е. дается эталон желательного поведения.

Санкция определяет вид и меру последствий, наступающих в ре­зультате соблюдения или несоблюдения диспозиции. С санкцией нормы права связываются прежде всего вид и мера принуждения, применяемого к субъектам - нарушителям этой нормы. Однако есть определенное число санкций, предусматривающих положительный результат (получение премии, благодарности, награды) за совершение каких-либо особых, значительных действий в соответствии с предпи­санием правовой нормы. При этом санкция будет выступать также как предусматривающая прежде всего вид и меру принудительных мер, отрицательных, не желательных для субъекта последствий.

В санкциях предусматриваются следующие возможности:

Лишение субъекта определенных материальных ценностей;

Лишение субъекта (физического или юридического) принад­
лежащих ему благ или непредоставление тех благ, которыми
пользуются другие субъекты права (тюремное заключение, за­
прещение выпуска нестандартной продукции, перевод в осо­
бый режим кредитования и т.п.);

Умаление чести и достоинства субъекта (объявление выгово­
ра, увольнение со службы);

Признание недействительным актов субъекта (физического
или юридического), направленных на достижение определен­
ных юридических результатов (признание сделки недействи­
тельной, отмена принятого в нарушение компетенции право­
вого акта и т.п.).


Иногда ученые ошибочно отождествляют санкцию с юридиче­ской ответственностью. Однако санкция - элемент правовой нор­мы, реализуемый лишь при правонарушении. Он существует всегда, а ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы. Санкция как бы предваряет ответственность, предусматри­вая заранее, указывая правоприменительным органам вид и объем ответственности, которые можно применить к субъекту (гражданину) за совершенное им правонарушение. Субъекту-правонарушителю, в свою очередь, санкция указывает методы, к которым могут при­бегнуть соответствующие органы государства, порядок, предел мер взыскания, принудительные и карательные методы воздействия. Общепризнано, что санкции являются юридической основой всех видов ответственности.

Логическая структура нормы имеет большое значение для со­вершенствования практики применения правовых норм. Систем­ность права, неразрывная связь и согласованность норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), требуют при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением.

Достоинством четырех элементной схемы как раз и является то, что эта схема побуждает ученых-юристов, практических работников не только к всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, определению условий применения правовой нор­мы, ее содержания, последствий ее нарушения, но и к анализу про­блем субъекта, человека, гражданина и др. в демократическом обще­стве, его прав и свобод, защите этих прав и свобод, их выдвижению. Такой ориентации не дает ни дву- и не трехэлементная схема, отго­раживающая некой стеной право, права и свободы от человека, гражданина, индивида.

Права и свободы человека и гражданина в России признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Получается, что эту высшую ценность субъекта (человека, гражданина) нельзя игнориро­вать в структуре нормы права как в исходном элементе права, а ее надо ставить на первое место в сравнении со всеми прочими эле­ментами этой нормы. При этом права и свободы человека и граж­данина и их меры важно учитывать и в комплексном исследовании внутренней и внешней формы права.

Однако внутренняя и внешняя форма норм часто не совпадают. Очень редко встречаются такие статьи законов, которые содержат в себе все составные части нормы права (субъекта, гипотезу, диспо­зицию, санкцию). Чаще всего встречаются статьи, в которых со­держатся диспозиция и санкция, а гипотеза должна либо подразу­меваться, либо содержаться в другой статье. Точно так же может

III. Проблемы теории права


10. Системный анализ норм права

Оказаться, что диспозиция содержится в одной статье, санкция - во второй, а субъект - в третьей. Так, в соответствии с УПК «при предъявлении обвинения следователь обязан разъяснить обвиняе­мому его права, предусмотренные законом, о чем делается отметка на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, которая удостоверяется подписью обвиняемого» (ст. 149).

В этой статье есть субъект - «обвиняемый», «его права», гипо­теза - «при предъявлении обвинения (обстоятельства)», есть дис­позиция - правило: «обязан разъяснить права и сделать отметку в постановлении». Однако отсутствует санкция, которая содержится в ст. 213-214 УПК: когда прокурор, утверждая обвинительное за­ключение, обнаружит, что не выполнены требования этой статьи, он не утвердит заключение, а, возвратив следователю, заставит по­следнего устранить это нарушение. Возврат дела на доследование и есть санкция.

В процессе правотворчества выработалась практика изложения норм права в статьях нормативных актов, состоящая в его многова­риантности, когда одна статья нормативного акта соответствует од­ной норме права (статья и норма совпадают), т.е. в одной статье имеются субъект, гипотеза, диспозиция, санкция. Это изложение правовой нормы встречается редко. Одна статья нормативного акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию; одна статья нормативного акта содержит несколько норм права; одна статья нормативного акта содержит две части нормы права, например гипотезу и санкцию (или гипотезу и диспозицию).

Наиболее распространен вариант изложения норм права, когда одна норма располагается в нескольких статьях нормативного акта и даже в нескольких нормативных актах, например субъект - в од­ном, гипотеза - во втором, а диспозиция - в третьем нормативном акте. Это связано с требованиями (правилами) законодательной техники, предполагающими краткость и компактность издания нормативного акта. В противном случае кодексы превратились бы из удобных для использования компактных изданий в пухлые, не­подъемные тома, которыми было бы очень сложно пользоваться.

Системный, комплексный анализ норм права требует выработки научно обоснованной классификации норм права, которые играют большую роль для правоприменительной практики государственных органов и иных субъектов. Теоретики государства и права часто на­чинают с дифференциации норм по отраслевому критерию (исходя из отраслей права). Потом они анализируют нормы материального и процессуального права, затем разграничивают нормы по форме предписания (на обязывающие, управомочивающие и запретитель­ные) и наконец характеризуют основные (программные нормы, нормы-правила поведения и общие нормы).


Классификацию норм, если придерживаться концепции циви-литарного права, необходимо начинать с программных, исходных норм права. Именно с них и начинается все «правовое начало» вся­кого демократического государства, весь (а не с отраслей) процесс общего познания, осмысления и в дальнейшем - построения всей нормативно-правовой системы демократического государства. Это программные, основные (исходные) нормы, нормы правила-поведения и общие нормы.

Программные, исходные нормы - это нормы-принципы, нор­мы-дефиниции, служащие отправным исходным началом для пра­вотворческих органов демократического государства. Ими необхо­димо руководствоваться всем субъектам, принимая все иные нормы. Это своего рода указатель, ориентир и одновременно требо­вание для законодателя. Такие нормы содержатся в основном в кон­ституциях. В конституционном праве содержится много программ­ных идей, которые важны для установления порядка во многих сферах общественных отношений, но не путем возникновения кон­кретных правовых отношений, а путем провозглашения самых об­щих правил и принципов, которые направлены на создание кон­кретных норм.

Примером может служить норма, содержащаяся в ст. 2 Консти­туции РФ: «Права и свободы человека в Российской Федерации яв­ляются высшей ценностью», или в ч. 1 ст. 68: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является рус­ский язык». Такой же нормой будет установленное ч. 1 ст. 129 по­ложение о том, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».

Нормы - правила поведения - это основная масса правовых норм. Именно такие правила составляют большинство во всех от­раслях права. Среди них наиболее распространены регулятивные и охранительные нормы.

Общие нормы - это нормы, распространяющие свое действие не на оду отрасль или институт права, а на несколько отраслей и институтов. Наиболее очевиден такой вид норм в общих частях той или иной отрасли права (уголовного, административного, уго­ловно-исполнительного и др.). Общие нормы охватывают комплекс регулируемых ими отношений в качестве общего правила для их участников. К программным, исходным нормам могут примыкать нормы по способам воздействия на поведение субъектов.

Эта классификация правовых норм несет на себе следы первона­чального образования права. В период становления прав его источ-


Похожая информация.


Лекция 1: Системный анализ как методология решения проблем

Необходимо уметь мыслить абстрактно, чтобы по-новому воспринимать окружающий нас мир.

Р.Фейнман

Одним из направлений перестройки в высшем образовании является преодоление недостатков узкой специализации, усиление междисциплинарных связей, развитие диалектического видения мира, системного мышления. В учебный план уже многих вузов введены общие и специальные курсы, реализующие эту тенденцию: для инженерных специальностей — «методы проектирования», «системотехника»; для военных и экономических специальностей — «иcследование операций»; в административном и политическом управлении — «политология», «футурология»; в прикладных научных исследованиях — «имитационное моделирование», «методология эксперимента» и т.д. К числу таких дисциплин принадлежит и курс системного анализа — типично меж- и наддисциплинарный курс, обобщающий методологию исследования сложных технических, природных и социальных систем.

1.1 Системный анализ в структуре современных системных исследований

В настоящее время в развитии наук наблюдаются 2 противоположные тенденции:

  1. Дифференциации, когда при увеличении знаний и появлении новых проблем из более общих наук выделяются частные науки.
  2. 2. Интеграция, когда более общие науки возникают в результате обобщения и развития тех или иных разделов смежных наук и их методов.

В основе процессов дифференциации и интеграции лежат 2 фундаментальных принципа материалистической диалектики:

  1. принцип качественного своеобразия различных форм движения материи, опр. необходимость изучать отдельные аспекты материального мира;
  2. принцип материального единства мира, опр. необходимость получать целостное представление о каких-либо объектах материального мира.

В результате проявления интегративной тенденции появилась новая область научной деятельности: системные исследования, которые направлены на решение комплексных крупномасштабных проблем большой сложности.

В рамках системных исследований развиваются такие интеграционные науки, как: кибернетика, исследование операций, системотехника, системный анализ, искуственный интеллект и другие. Т.е. речь идет о создании ЭВМ 5 поколения (чтобы убрать всех посредников между ЭВМ и машиной. Пользователь неквалифицированный.), используется интеллектуальный интерфейс.

Системный анализ разрабатывает системную методологию решения сложных прикладных проблем, опираясь на принципы системного подхода и общей теории систем, развития и методологически обобщая концептуальный (идейный) и математический аппарат кибернетики, исследования операций и системотехники.

Системный анализ представляет собой новое научное направление интеграционного типа, которое разрабатывает системную методологию принятия решений и занимает определенное место в структуре современных системных исследований.

Рис.1.1 — Системный анализ

  1. системные исследования
  2. системный подход
  3. конкретные системные концепции
  4. общая теория систем (метатеория по отношению к конкретным системам)
  5. диалектический материализм (философские проблемы системных исследований)
  6. научные системные теории и модели (учение о биосфере земли; теория вероятностей; кибернетика и др.)
  7. технические системные теории и разработки — исследование операций; системотехника, системный анализ и др.
  8. частные теории системы.

1.2 Классификация проблем по степени их структуризации

Согласно классификации, предложенной Саймоном и Ньюэллом, все множество проблем в зависимости от глубины их познания подразделяется на 3 класса:

  1. хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов;
  2. неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур;
  3. слабоструктуризованные (смешанные проблемы), которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доменирования.

Эти проблемы решаются на основе комплексного использования формальных методов и неформальных процедур. За основу классификации взята степень структуризации проблем, причем структура всей проблемы определяется 5-ю логическими элементами:

  1. цель или ряд целей;
  2. альтернативы достижения целей;
  3. ресурсы, расходуемые на реализацию альтернатив;
  4. модель или ряд моделей;
  5. 5.критерий выбора предпочтительной альтернативы.

Степень структуризации проблемы определяется тем, на сколько хорошо выделены и осознаны указанные элементы проблем.

Характерно, что одна и та же проблема может занимать различное место в таблице классификации. В процессе все более глубокого изучения, осмысления и анализа проблема может превратиться из неструктуризованной в слабоструктуризованную, а затем из слабоструктуризованной в структуризованную. При этом выбор метода решения проблемы определяется ее местом в таблице классификаций.

Рис.1.2 — Таблица классификаций

  1. выявление проблемы;
  2. постановка проблемы;
  3. решение проблемы;
  4. неструктуризованная проблема (может решаться с помощью эвристических методов);
  5. методы экспертных оценок;
  6. слабо структуризованная проблема;
  7. методы системного анализа;
  8. хорошо структуризованная проблема;
  9. методы исследования операций;
  10. принятие решения;
  11. реализация решения;
  12. оценка решения.

1.3 Принципы решения хорошо структуризованных проблем

Для решения проблем этого класса широко используются математические методы И.О. В операционном исследовании можно выделить основные этапы:

  1. Определение конкурирующих стратегий достижения цели.
  2. Построение математической модели операции.
  3. Оценка эффективностей конкурирующих стратегий.
  4. Выбор оптимальной стратегии достижения целей.

Математическая модель операции представляет собой функционал:

E = f(x∈x → , {α}, {β}) ⇒ extz

  • Е — критерий эффективности операций;
  • x — стратегия оперирующей стороны;
  • α — множество условий проведения операций;
  • β — множество условий внешней среды.

Модель позволяет оценить эффективность конкурирующих стратегий и выбрать из их числа оптимальную стратегию.

  1. постоянство проблемы
  2. ограничения
  3. критерий эффективности операций
  4. математическая модель операции
  5. параметры модели, но часть параметров, как правило, не известна, поэтому (6)
  6. прогнозирование информации (т.е. нужно предугадать ряд параметров)
  7. конкурирующие стратегии
  8. анализ и стратегии
  9. оптимальная стратегия
  10. утвержденная стратегия (более простая, но которая удовлетворяет еще ряду критериев)
  11. реализация решения
  12. корректировка модели

Критерий эффективности операции должен удовлетворять ряду требований:

  1. Представительность, т.е. критерий должен отражать основную, а не второстепенную цель операции.
  2. Критичность — т.е. критерий должен изменяться при изменении параметров операций.
  3. Единственность, так как только в этом случае возможно найти строгое математическое решение задачи оптимизации.
  4. Учет стохастичности, которая связана обычно со случайным характером некоторых параметров операций.
  5. Учет неопределенностей, которая связана с отсутствием какой-либо информации о некоторых параметров операций.
  6. Учет противодействия, которое вызывает часто сознательный противник, управляющий полными параметрами операций.
  7. Простая, т.к. простой критерий позволяет упростить математические выкладки при поиске opt. решения.

Приведем схему, которая иллюстрирует основные требования к критерию эффективности исследования операций.

Рис. 1.4 — Схема, которая иллюстрирует требования к критерию эффективности исследования операций

  1. постановка проблемы (вытекают 2 и 4 (ограничения));
  2. критерий эффективности;
  3. задачи верхнего уровня
  4. ограничения (мы организуем вложенность моделей);
  5. связь с моделями верхнего уровня;
  6. представительность;
  7. критичность;
  8. единственность;
  9. учет стохастичности;
  10. учет неопределенности;
  11. учет противодействия (теория игр);
  12. простота;
  13. обязательные ограничения;
  14. дополнительные ограничения;
  15. искусственные ограничения;
  16. выбор главного критерия;
  17. перевод ограничений;
  18. построение обобщенного критерия;
  19. оценка математического отид-я;
  20. построение доверительных интервалов:
  21. анализ возможных вариантов (есть система; мы точно не знаем, какова интенсивность вх. потока; мы можем только с определенной вероятностью предположить ту или иную интенсивность; затем взвешиваем выходящие варианты).

Единственность — чтобы можно было решить задачу строго математическими методами.

Пункты 16, 17 и 18 — это способы, которые позволяют избавиться от многокритериальности.

Учет стохастичности — большая часть параметров имеет стохастическое значение. В ряде случаев стох. мы задаем в виде ф-и распределения, следовательно, сам критерий необходимо усреднить, т.е. применять математические ожидания, следовательно, п.19, 20, 21.

1.4 Принципы решения неструктуризованных проблем

Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы экспертных оценок.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда математическая формализация проблем либо невозможна в силу их новизны и сложности, либо требует больших затрат времени и средств. Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту, указанию и интуиции специалистов, выполняющих функции экспертов. Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая анализируется и обобщается. Можно утверждать, следовательно: если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разразненных мнений может быть эффективно синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности. Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направленных на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математико-статистических методов.

Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы:

  1. определение цепей экспертизы;
  2. формирование группы специалистов-аналитиков;
  3. формирование группы экспертов;
  4. разработка сценария и процедур экспертизы;
  5. сбор и анализ экспертной информации;
  6. обработка экспертной информации;
  7. анализ результатов экспертизы и принятия решений.

При формировании группы экспертов необходимо учитывать их индивидуальные х-ки, которые влияют на результаты экспертизы:

  • компетентность (уровень профессиональной подготовки)
  • креативность (творческие способности человека)
  • конструктивность мышления (не «летать» в облаках)
  • конформизм (подверженность влиянию авторитета)
  • отношение к экспертизе
  • коллективизм и самокритичность

Методы экспертных оценок применяются достаточно успешно в следующих ситуациях:

  • выбор целей и тематики научных исследований
  • выбор вариантов сложных технических и социально-экономических проектов и программ
  • построение и анализ моделей сложных объектов
  • построение критериев в задачах векторной оптимизации
  • классификация однородных объектов по степени выраженности какого-либо свойства
  • оценка качества продукции и новой техники
  • принятие решений в задачах управления производством
  • перспективное и текущее планирование производства, НИР и ОКР
  • научно-техническое и экономическое прогнозирование и т.д. и т.п.

1.5 Принципы решения слабоструктуризованных проблем

Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы системного анализа. Проблемы, решаемые с помощью системного анализа, имеют ряд характерных особенностей:

  1. принимаемое решение относится к будущему (завод, которого пока нет)
  2. имеется широкий диапазон альтернатив
  3. решения зависят от текущей неполноты технологических достижений
  4. принимаемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска
  5. не полностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы
  6. проблема внутренняя сложна в следствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Основные концепции системного анализа состоят в следующем:

  • процесс решения проблемы должен начинаться с выявления и обоснования конечной цели, которой хотят достичь в той или иной области и уже на этом основании определяются промежуточные цели и задачи
  • к любой проблеме необходимо подходить, как к сложной системе, выявляя при этом все возможные подроблемы и взаимосвязи, а также последствия тех или иных решений
  • в процессе решения проблемы осуществляется формирование множества альтернатив достижения цели; оценка этих альтернатив с помощью соответствующих критериев и выбор предпочтительной альтернативы
  • организационная структура механизма решения проблемы должна подчиняться цели или ряду целей, а не наоборот.

Системный анализ представляет собой многошаговый итеративный процесс, причем исходным моментов этого процесса является формулировка проблемы в некоторой первоначальной форме. При формулировке проблемы необходимо учитывать 2 противоречивых требования:

  1. проблема должна формулироваться достаточно широко, чтобы ничего существенного не упустить;
  2. проблема должна формироваться т.о., чтобы она была обозримой и могла быть структуризована. В ходе системного анализа степень структуризации проблемы повышается, т.е. проблема формулируется все более четко и исчерпывающе.

Рис. 1.5 — Один шаг системного анализа

  1. постановка проблемы
  2. обоснование цели
  3. формирование альтернатив
  4. исследование ресурса
  5. построение модели
  6. оценка альтернатив
  7. принятие решения (выбор одного решения)
  8. анализ чувствительности
  9. проверка исходных данных
  10. уточнение конечной цели
  11. поиск новых альтернатив
  12. анализ ресурсов и критериев

1.6 Основные этапы и методы СА

СА предусматривает: разработку системного метода решения проблемы, т.е. логически и процедурно организованную последовательность операций, направленных на выбор предпочтительной альтернативы решения. СА реализуется практически в несколько этапов, однако в отношении их числа и содержании пока еще нет единства, т.к. Э большое разнообразие прикладных проблем.

Приведем таблицу, которая иллюстрирует основные закономерности СА з-х различных научных школ.

Основные этапы системного анализа
По Ф. Хансману
ФРГ, 1978 год
По Д. Джеферсу
США, 1981 год
По В. В. Дружинину
СССР, 1988 год
  1. Общая ориентация в проблеме (эскизная постановка проблемы)
  2. Выбор соответствующих критериев
  3. Формирование альтернативных решений
  4. Выделение существенных факторов внешней среды
  5. Построение модели и ее проверка
  6. Оценка и прогноз параметров модели
  7. Получение информации на основе модели
  8. Подготовка к выбору решения
  9. Реализация и контроль
  1. Выбор проблемы
  2. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности
  3. Установление иерархии, целей и задач
  4. Выбор путей решения задачи
  5. Моделирование
  6. Оценка возможных стратегий
  7. Внедрение результатов
  1. Выделение проблемы
  2. Описание
  3. Установление критериев
  4. Идеализация (предельное упрощение, попытка построения модели)
  5. Декомпозиция (разбивка по частям, нахождения решений по частям)
  6. Композиция («склеивание» частей вместе)
  7. Принятие наилучшего решения

В научный инструментарий СА входят следующие методы:

  • метод сценариев (пытаются дать описание системы)
  • метод дерева целей (есть конечная цель, она разбивается на подцели, подцели на проблемы и т.д., т.е. декомпозиция до задач, которые мы можем решить)
  • метод морфологического анализа (для изобретений)
  • методы экспертных оценок
  • вероятностно-статистические методы (теория МО, игр и т.д.)
  • кибернетические методы (объект в виде черного ящика)
  • методы ИО (скалярная opt)
  • методы векторной оптимизации
  • методы имитационного моделирования (например, GPSS)
  • сетевые методы
  • матричные методы
  • методы экономического анализа и др.

В процессе СА на разных его уровнях применяются различные методы, в которых эвристика сочетается с формализмом. СА выполняет роль методологического каркаса, объединяющего все необходимые методы, исследовательские приемы, мероприятия и ресурсы для решения проблем.

1.7 Система предпочтений ЛПР и системный подход к процессу принятия решений.

Процесс принятия решения состоит в выборе рационального решения из некоторого множества альтернативных решений с учетом системы предпочтений ЛПР. Как и всякий процесс, в котором участвует человек, имеет 2 стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона — это то, что реально вне сознания человека, а субъективная — это то, что находит отражение в сознании человека, т.е. объективное в сознании человека. Объективное отражается в сознании человека не всегда достаточно адекватно, однако от сюда не следует, что не может быть правильных решений. Практически верным считается такое решение, которое в главных чертах правильно отражает обстановку и соответствует поставленной задаче.

Система предпочтений ЛПР определяется многими факторами:

  • понимание проблемы и перспектив развития;
  • текущая информация о состоянии некоторой операции и внешние условия ее протекания;
  • директивы от вышестоящих инстанций и различного рода ограничений;
  • юридические, экономические, социальные, психологические факторы, традиции и др.

Рис. 1.6 — Система предпочтений ЛПР

  1. директивы от вышестоящих инстанций о целях и задачах операций (тех. процессы, прогнозирование)
  2. ограничения по ресурсам, степени самостоятельности и др.
  3. переработка информации
  4. операция
  5. внешние условия (внешняя среда), а) детерминирование; б) стохастические (ЭВМ отказывает через случайный интервал t); в) организованное противодействие
  6. информация о внешних условиях
  7. рациональное решение
  8. синтез управления (зависит от системы)

Находясь в этих тисках, ЛПР должен нормировать множество потенциально возможных решений из них. Из них отобрать 4-5 лучших и из них — 1 решение.

Системный подход к процессу принятия решений состоит в реализации 3-х взаимосвязанных процедур:

  1. Выделяется множество потенциально возможных решений.
  2. Из их числа отбирается множество конкурирующих решений.
  3. Выбирается рациональное решение с учетом системы предпочтений ЛПР.

Рис. 1.7 — Системный подход к процессу принятия решений

  1. возможные решения
  2. конкурирующие решения
  3. рациональное решение
  4. цель и задачи операции
  5. информация о состоянии операции
  6. информация о внешних условиях
    1. стохастические
    2. организованное противодействие
  7. ограничение по ресурсам
  8. ограничение по степени самостоятельности
  9. дополнительные ограничения и условия
    1. юридические факторы
    2. экономические факторы
    3. социологические факторы
    4. психологические факторы
    5. традиции и другое
  10. критерий эффективности

Современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» и на выработку вариантов их устранения. В наиболее развитой форме системный анализ включает и непосредственное, практическое улучшающее вмешательство в проблемную ситуацию.

Системность не должна казаться неким нововведением, последним достижением науки. Системность есть всеобщее свойство материи, форма ее существования, а значит, и неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление. Всякая деятельность может быть менее или более системной. Появление проблемы — признак недостаточной системности; решение проблемы — результат повышения системности. Теоретическая мысль на разных уровнях абстракции отражала системность мира вообще и системность человеческого познания и практики. На философском уровне — это диалектический материализм, на общенаучном — системология и общая теория систем, теория организации; на естественно-научном — кибернетика. С развитием вычислительной техники возникли информатика и искусственный интеллект.

В начале 80-х годов стало очевидным, что все эти теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, «системное движение». Системность становится не только теоретической категорией, но и осознанным аспектом практической деятельности. Поскольку большие и сложные системы по необходимости стали предметом изучения, управления и проектирования, потребовалось обобщение методов исследования систем и методов воздействия на них. Должна была возникнуть некая прикладная наука, являющаяся «мостом» между абстрактными теориями системности и живой системной практикой. Она и возникла — сначала, как мы отмечали, в различных областях и под разными названиями, а в последние годы сформировалась в науку, которая получила название «системный анализ».

Особенности современного системного анализа вытекают из самой природы сложных систем. Имея в качестве цели ликвидацию проблемы или, как минимум, выяснение ее причин, системный анализ привлекает для этого широкий спектр средств, использует возможности различных наук и практических сфер деятельности. Являясь по существу прикладной диалектикой, системный анализ придает большое значение методологическим аспектам любого системного исследования. С другой стороны, прикладная направленность системного анализа приводит к использованию всех современных средств научных исследований — математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.

В ходе исследования реальной системы обычно приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами; быть профессионалом в каждой из них невозможно одному человеку. Выход видится в том, чтобы тот, кто берется осуществлять системный анализ, имел образование и опыт, необходимые для опознания и классификации конкретных проблем, для определения того, к каким специалистам следует обратиться для продолжения анализа. Это предъявляет особые требования к специалистам-системщикам: они должны обладать широкой эрудицией, раскованностью мышления, умением привлекать людей к работе, организовывать коллективную деятельность.

Прослушав настоящий курс лекций, или прочитав несколько книг по данной теме нельзя стать специалистом по системному анализу. Как выразился У.Шекспир: «Если бы делать было бы столь легко, как знать, что надо делать — часовни были бы соборами, хижины — дворцами». Профессионализм приобретается в практике.

Рассмотрим любопытный прогноз наиболее быстро расширяющихся сфер занятости в США: Динамика в % 1990-2000гг.

  • средний медицинский персонал — 70%
  • специалисты по радиационным технологиям — 66%
  • агенты бюро путешествий — 54%
  • аналитики компьютерных систем — 53%
  • программисты — 48%
  • инженеры-электронщики — 40%

Развитие системных представлений

Что означает само слово «система» или «большая система», что означает «действовать системно»? Ответы на эти вопросы мы будем получать постепенно, повышая уровень системности наших знаний, в чем и состоит цель данного курса лекций. Пока же нам достаточно тех ассоциаций, которые возникают при употреблении в обычной речи слова «система» в сочетании со словами «общественно-политическая», «Солнечная», «нервная», «отопительная» или «уравнений», «показателей», «взглядов и убеждений». Впоследствии мы будем подробно и всесторонне рассматривать признаки системности, а сейчас отметим только самые очевидные и обязательные из них:

  • структурированность системы;
  • взаимосвязанность составляющих ее частей;
  • подчиненность организации всей системы определенной цели.

Системность практической деятельности

По отношению, например, к человеческой деятельности указанные признаки очевидны, поскольку каждый из нас легко обнаружит их в своей собственной практической деятельности. Всякое наше осознанное действие преследует вполне определенную цель; во всяком действии легко увидеть его составные части, более мелкие действия. При этом составные части выполняются не в произвольном порядке, а в определенной их последовательности. Это и есть определенная, подчиненная цели взаимосвязанность составных частей, которая и является признаком системности.

Системность и алгоритмичность

Другое название для такого построения деятельности — алгоритмичность. Понятие алгоритма возникло вначале в математике и означало задание точно определенной последовательности однозначно понимаемых операций над числами или другими математическими объектами. В последние годы начинает осознаваться алгоритмичность любой деятельности. Уже говорят не только об алгоритмах принятия управленческих решений, об алгоритмах обучения, алгоритмах игры в шахматы, но и об алгоритмах изобретательства, алгоритмах композиции музыки. Подчеркнем, что при этом делается отход от математического понимания алгоритма: сохраняя логическую последовательность действий, допускается, что в алгоритме могут присутствовать неформализованные действия. Таким образом, явная алгоритмизация любой практической деятельности является важным свойством ее развития.

Системность познавательной деятельности

Одна из особенностей познания — наличие аналитического и синтетического образов мышления. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез. Это относится не только к индивидуальному мышлению, но и к общечеловеческому знанию. Скажем так, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих частей являются важнейшим признаком системности познания.

Системность как всеобщее свойство материи

Здесь нам важно выделить ту мысль, что системность — это не только свойство человеческой практики, включающей и внешнюю активную деятельность, и мышление, но свойство всей материи. Системность нашего мышления вытекает из системности мира. Современные научные данные и современные системные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии и на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

Подведем итог

В заключении, в качестве информации к размышлению, приведем схему изображающую связь вопросов, рассмотренных выше.

Рис 1.8 — Связь вопросов рассмотренных выше