Как узнать бюджетная организация или нет. Понятие бюджетной организации. Доходы, не учитываемые при налогообложении

некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда. По условиям и порядку финансирования Б.у. признаются также правоохранительные органы, орг-ции и учрния, созд. для обеспечения функций нац. обороны, др. орг-ции, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного пр-тия. Б.у. функционируют как гос. и муницип. пр-тия; все они подлежат гос. регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридич. лиц. На финансирование Б.у., кроме бюдж. ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, выруч. от продажи ученич. поделок, изготовл. в производств. мастерских; вузы – за счет средств от продажи научных разработок. Если Б.у. в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в распоряжение Б.у. и должны учитываться на отд. балансе. Б.у. вправе распределять доходы от платной деятельности между ее участниками, а также направлять их на достижение уставных целей, предусмотр. учредительными документами. Б.у. располагает имуществом, закрепленным за ним собственником, и имуществом, приобрет. за счет бюдж. средств, выдел. по смете. Это имущество используется Б.у. в соответствии с законом, уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества. Однако по своим обязательствам Б.у. отвечает находящимися в его распоряжении ден. средствами, а не закрепл. за ним имуществом; при недостаточности ден. средств субсидиарную ответственность по обязательствам Б.у. несет собственник соответствующего имущества. Б.у. имеет право самостоятельно разрабатывать свой финанс. план, к-рый составляется в форме сметы доходов и расходов. В этой смете в отличие от прежнего порядка, когда составлялась отдельно смета спец. средств, отражаются поступления как из бюджета и гос. внебюджетных фондов, так и от осуществления платной деятельности (оказания платных услуг по уставной деятельности; использования гос. или муницип. собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; и т.д.). В ходе бюджетного планирования Б.у. на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. (муницип.) услуг и установл. норм и нормативов финанс. затрат на их осуществление и с учетом исполнения сметы текущего года составляет и представляет бюджетную заявку на предстоящий финанс. год, к-рая подается на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. По утвержденной смете Б.у. получает бюдж. средства и расходует их в объеме, устанавливаемом бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации. Более обоснов. обеспечению средствами Б.у. должно содействовать внедрение в практику бюджетного планирования гос. миним. соц. стандартов и разрабатываемых на их основе бюдж. норм. Б.у. вправе расходовать бюдж. средства в соответствии с правовыми актами и законами только на: оплату труда; перечисление единого социального налога (взноса) в гос. внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсац. выплаты работникам; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключ. гос. или муницип. контрактам, в случае же их отсутствия – по утвержд. сметам. Расходование бюдж. средств на иные цели не допускается. Что касается средств, полученных за счет внебюджетных источников, то Б.у., согласно статье 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельны в их расходовании при исполнении сметы доходов и расходов. При исполнении сметы Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюдж. средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов, финансируемых из бюджета, между предметными статьями и видами расходов. Если Б.у. в установл. порядке уменьшается размер средств, выделяемых целевым образом для финансирования заключ. договоров, то учреждение и его партнеры по договору должны согласовать новые сроки финансирования, а при необходимости – и др. условия договора. Партнеры по договору вправе требовать от Б.у. возмещения ущерба, понес. в результате неполного или несвоеврем. финансирования, но только в размере реального ущерба, причин. изменением условий договора. Само Б.у. в случае недофинансирования имеет право на компенсацию в объеме недофинансирования. Б.у., подведомственные федер. органам исполнит. власти, обязаны использовать бюдж. средства исключительно через лицевые счета, к-рые ведутся Федеральным казначейством РФ. Все Б.у. должны своевременно представлять отчеты и др. сведения об использовании бюдж. средств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бюджетные организации

бюджетный организация финансы

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти. Для каждой бюджетной организации установлено одно вышестоящее ведомство (вышестоящая бюджетная организации), выполняющее функции собственника от лица субъекта Российской Федерации.

Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых бюджетных услуг. Деятельность бюджетных организаций субъекта Российской Федерации может быть условно разделена на ведение хозяйственной деятельности, выполнение регулирующих функций и функций по администрированию. В ряде случаев бюджетные организации совмещают различные виды деятельности (оказывают различные виды бюджетных услуг).Для выделенных групп бюджетных организаций определяются характер взаимодействия с вышестоящим ведомством, механизм формирования бюджета и его исполнения, право на осуществление заимствований и полномочия по управлению активами бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций -- основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Финансы организаций - совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства.

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:

1. Денежные отношения внутри организации - связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).

2. Денежные отношения с вышестоящими структурами - наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.

3. Денежные отношения со страховой компанией - связаны с уплатой страховых взносов, с выплатой страхового совмещения при возникновении риска.

4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей - это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации в большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.

6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Основные функции финансов бюджетных организаций:

1. Распределительная

2. Контрольная

Распределение - связующее звено между деятельностью бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

Учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

Основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета (документ, который составляется для определения цены и ее обоснования при заключении договора подряда) доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться имеющимися в наличии средствами по своему усмотрению.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

Целевые средства и безвозмездные поступления;

Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

А также средства, полученные от предпринимательской деятельности;

1) Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия.

2) Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.

К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

3) Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов, предназначен субсчет 115, который может применяться органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

4) Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции, произведенной бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательская деятельность предусмотрена следующими нормативными актами и учредительными документами:

Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и государственной научно-технической политике»;

Иные правовые акты.

К предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;

Торговля покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Для учреждений образования не является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Суммы, направленные образовательными учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для бюджетных учреждений.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Литература

1) Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. Пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. Ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой.- 3-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2004.- 409 с.- (Экономическое образование).

2) Бюджетный Кодекс РФ

3) Гражданский Кодекс РФ.

4) Щадилова С.Н. Бухгалтерский учет для всех, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование финансов бюджетных организаций. Основные формы, методы планирования бюджетных организаций в Российской Федерации. Порядок исполнения смет бюджетных организаций. Информация о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Организация финансов бюджетных организаций, механизм финансирования организаций сферы управления. Анализ показателей результативности использования бюджетных средств. Направления реформирования бюджетных организаций на современном этапе развития России.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2008

    Теоретические основы финансов бюджетных организаций в сфере образования. Особенности финансирования образовательных учреждений. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения, финансирование и контроль за расходами бюджетных средств.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

    Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Классификация, порядок формирования и направления использования средств основных денежных фондов коммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2010

    Понятие, виды бюджетных организаций, особенности их источников финансирования. Анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования ГБОУ СПО "Спасский техникум отраслевых технологий". Обобщение зарубежного опыта финансирования бюджетных организаций.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ. Заемные и привлеченные средства. Классификация и планирование расходов бюджетных организаций. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2), особенности финансирования.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Понятие финансов организаций и предприятий как движения денежных средств субъектов хозяйствования, включая домашние хозяйства. Основные функции финансов организаций и предприятий. Образование и использование денежных доходов. Контрольная функция финансов.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Характеристика сметно-бюджетного финансирования. Основные подходы к финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета на их финансирование. Бюджетные ассигнования Богандинской средней общеобразовательной школы.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в России. Бухгалтерские службы бюджетных организаций. Оптимизация расходования бюджетных средств. Право осуществлять авансовые платежи. Нормы, установленные ГК РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Понятие некоммерческих организаций и их особенности. Основы функционирования некоммерческих организаций и источники их финансовых ресурсов. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия. Финансовое планирование деятельности бюджетных организаций.

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

(организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.


Инструкция Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы”

(комментарий)

Н.Н. Жоромская,
начальник отдела Минфина России

Общие положения

В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, с учетом изменений и дополнений к нему, а также инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48, с учетом изменений и дополнений от 12.01.99 N ГБ-3-02/7, бюджетные организации (учреждения), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок по налогу на прибыль и льгот при исчислении налогооблагаемой прибыли в установленном законодательством порядке.

Какие организации (учреждения) относятся к бюджетным?

К бюджетным учреждениям относится один из видов некоммерческих организаций - учреждения, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетов всех уровней на основании сметы доходов и расходов.

Основные признаки и организационно-правовые формы бюджетных учреждений предусмотрены в законодательных и нормативных актах. Так, статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лчишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых эти организации созданы, и соответствующую этим целям.

Юридический статус бюджетного учреждения определяется его учредительными документами (уставом или положением).

В учредительных документах бюджетного учреждения определяется его наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма, порядок учреждения, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества и другие положения, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Кроме того, к бюджетному учреждению относится учреждение, созданное федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов Российской Федерации, местными органами самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемое из соответствующих бюджетов.

Обязательным условием бюджетного учреждения является финансирование деятельности за счет средств бюджетов и ведение бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов по Плану счетов, утвержденному Минфином России для бюджетных учреждений, и составление сметы доходов и расходов согласно бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 06.01.98 N 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”, с учетом изменений и дополнений. Составление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности осущест-вляется в соответствии с письмом Минфина России от 15.02.93 N 12 “О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете”, с учетом изменений и дополнений. Исполнение смет доходов и расходов бюджетного учреждения производится как за счет средств бюджета, так и за счет внебюджетных источников (предпринимательской деятельности) в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов согласно проекту Указаний Минфина России по отнесению расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов, которые в настоящее время разработаны и находятся на утверждении у руководства Минфина России.

Доходы бюджетных учреждений, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов, полученных бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, полученными от их основной деятельности), если учреждения ведут бухгалтерский учет по Плану счетов, утвержденному Минфином России для бюджетных учреждений.

Плательщики налога

Плательщиками налога на прибыль (исходя из особенностей бухгалтерского учета) являются бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской деятельности, которым в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность: оказание платных услуг, выполнение работ, других операций и т.п.; научные учреждения, финансируемые из бюджета и выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам; бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью и работающие в новых условиях хозяйствования.

Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли

Налогооблагаемая база бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета и других уровней бюджета и ведущих бухгалтерский учет в традиционном порядке, определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ, услуг, других операций без налога на добавленную стоимость и акцизов (кассовый расход по денежным, платежным документам) и фактическими расходами, включенными в перечень расходов по статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Распределение фактических расходов (коммунальных услуг, услуг связи, транспорт-ных расходов по перевозке административно-управленческого персонала) между бюджетной и предпринимательской деятельностью производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме средств (включая бюджетные). Этот порядок распространяется как на бюджетные учреждения, переведенные на новые условия хозяйствования, финансируемые за счет всех уровней бюджетов, так и на учреждения, работающие в традиционном порядке, то есть не переведенные.

Принцип пропорционального распределения расходов между бюджетной и предпринимательской деятельностью распространяется только на три статьи экономической классификации расходов: 110700 “Оплата коммунальных услуг”, 110600 “Оплата услуг связи”, 110500 “Оплата транспортных услуг”. По остальным экономическим статьям расходов бухгалтерский учет ведется раздельно как по бюджетной, так и по предпринимательской деятельности.

На бюджетные учреждения, финансируемые из федерального бюджета и работающие в новых условиях хозяйствования, пропорциональный метод не распространяется (письмо Минфина России от 02.08.95 N 82), за исключением распределения между бюджетной и предпринимательской деятельностью фактических расходов по коммунальным услугам, услугам связи, транспортным расходам по перевозке административно-управленческого персонала. Такие бюджетные учреждения должны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому виду предпринимательской деятельности.

По бюджетным учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью и обслуживаемым централизованными бухгалтериями, созданными при крупных бюджетных учреждениях (больницах), а также при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления, налог на прибыль исчисляется централизованными бухгалтериями с суммы превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности исходя из общей суммы доходов и расходов по всем указанным бюджетным учреждениям и уплачивается в налоговый орган по месту регистрации органа, при котором создана централизованная бухгалтерия.

При определении удельного веса доходов (при пропорциональном исчислении), полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме поступлений не учитываются целевые, а также внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах; доходы, полученные от сдачи имущества в аренду; курсовые разницы и др.).

Доходы от сдачи в аренду имущества научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, финансируемых из федерального бюджета в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год”, отражаются в смете доходов и расходов указанных организаций и полностью используются последними в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развитие своей материально-технической базы.

Целевые средства, перечисленные в Инструкции N 48, не включаются в доходы, облагаемые налогами, расходы за счет целевых средств также не отражаются в сумме расходов для определения налогооблагаемой базы.

Средства, полученные бюджетными образовательными учреждениями в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (например, плата за весь срок обучения (год, 5 лет), отражаются в учете на субсчете 157 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Эти средства подлежат отнесению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Расходы за счет таких средств отражаются в учете на субсчете 210 “Расходы к распределению” и подлежат отнесению на расходы того периода, к которому они относятся.

Доходы, не учитываемые при налогообложении

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений не учитываются при налогообложении бюджетные ассигнования, а также средства, поступающие в качестве платы за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях, платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, являющиеся средствами для финансирования текущего содержания учреждений, их отдельных статей расходов, планируемых в единой смете расходов бюджетного учреждения.

Следует иметь в виду, что при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных средств: оборудования, иного имущества, используемых по прямому назначению при осуществлении основной деятельности.

Основные и другие материальные средства передаются безвозмездно, как правило, бюджетным учреждениям одной системы, из-за их ненадобности, морального износа, завершения тем по науке, не получая взамен никакой выгоды.

Порядок представления отчетности в налоговые органы

Следует обратить внимание на изменение сроков представления бюджетными учреждениями отчетности по налогу на прибыль и уплаты этого налога в бюджет.

Расчет по налогу на прибыль представляется бюджетными учреждениями ежеквартально нарастающим итогом с начала года не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам за год - не позднее 15 марта следующего года.

Бухгалтерская отчетность об исполнении сметы доходов и расходов бюджетными учреждениями в налоговые органы не представляется.

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.