Создание предприятия на рынке транспортных услуг. Состояние рынка транспортных услуг рф. Структура, особенности рынка транспортных услуг

Рынок транспортных услуг — самостоятельная сфера мирового рынка услуг, выделившегося в третичный сектор экономики в конце XX — начале XXI в. К основным сегментам этого рынка в соответствии с принятой классификацией относятся: грузоперевозки, пассажироперевозки, управленческие, логистические и экспедиционные услуги.
Рынок транспортных услуг быстро развивается в результате роста объема мирового производства и товарооборота. Мощным импульсом для этого стало расширение ЕС, включение экономического и торгового потенциала азиатских стран, прежде всего Китая, создание транспортных коридоров между Европой и Азией.
Участниками этого рынка являются:
. заказчики транспортных услуг. Это владельцы, отправители и получатели грузов;
. экспедиторы грузов, принимающие непосредственное участие в создании логистической цепочки по доставке грузов;
. грузоперевозчики — железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы — главные участники рынка транспортных услуг.
Транспортные услуги предоставляются водным транспортом (морским и речным); наземным транспортом (железнодорожным и автомобильным); воздушным (авиационным); трубопроводным (рис. 1).
Морской транспорт
Морской транспорт играет ведущую роль в структуре мирового грузооборота, обеспечивая 62% перевозок.
Основными преимуществами морских перевозок перед другими видами транспортных услуг являются:
. более низкие цены;
. надежность (аварии в судоходстве редки);
. большая грузоподъемность (вмещает больше контейнеров, чем грузовой автомобиль или самолет);
. возможность перевозки любых грузов — твердых, сыпучих, хрупких и др.
Выбор перевозки грузов морем — важное звено в мультимо-дальных перевозках, эффективно сочетающих возможности морского, железнодорожного, авомобильного и воздушного транспорта.


Рис. 1. Структура мирового грузо- и пассажирооборота И с т о ч н и к: The Review of Mortime Transport 2010. UNCTAD. P. 31.

Типичный случай мультимодальных перевозок с преодолением океана, моря — это доставка грузов в морской порт грузовым транспортом, оттуда на корабле до другого порта, далее самолетом или еще каким-то видом транспорта до места назначения.
В 1970 г. объем перевезенных морем грузов составил 2,6 млрд т, а в 2009 г. достиг уже 7,8 млрд т (на 4,5% ниже показателей 2008 г.1).
Наибольшая доля мировой морской торговли приходится на развивающиеся страны (61,2% погруженных и 55% отгруженных товаров), что отражает ресурсный характер их торговли, главным образом сырьевой группой товаров. Так, в мировом грузовом товарообороте в 2003 г. на нефть и нефтепродукты приходилась треть грузооборота.
Доля развитых стран в морских грузоперевозках составляет 44,3% импортируемых грузов (в основном за счет сырой нефти) и 32,4% экспортируемых грузов (готовые изделия2).
Мировые морские перевозки по регионам располагаются в следующем порядке: на первом месте — Азия (41% общего объема экспорта), затем Америка, Европа, Океания и Африка.
По характеру перевозимых грузов морские грузовые перевозки подразделяются на наливные грузы, массовые (навалочные) сухие грузы, общие или генеральные грузы (готовые изделия и полуфабрикаты), рефрижераторные грузы.
В группе сухих грузов на навалочные приходится около 27% (2,113 млн т на 2009 г.); из них наиболее массовыми являются уголь и железная руда (по 8% общего объема), зерно — 4%, существенно ниже объемы перевозок по бокситам, фосфатам и глинозему.
Рефрижераторные грузы, представленные преимущественно бананами, мясом, рыбой и цитрусовыми, по тоннажу составляют лишь 1%; нефть и нефтепродукты занимают 33,8%, прочие сухие грузы-39,3%".
Общий тоннаж мирового флота составил в 2010 г. 1 276 137 тыс. т дедвейта. Из них 450 млн т двт приходилось на танкеры, почти столько же на навалочные суда —балкеры (457млнтдвт), 13,3%2 — на контейнеровозы (их доля постоянно возрастает). Отмечается увеличение доли в тоннаже танкеров для перевозки сжиженного газа. Пополнение флота происходит за счет технически совершенных и безопасных для плавания судов с учетом экологической составляющей.
К крупнейшим странам — перевозчикам морских грузов относятся Греция, Япония, Китай.
Примечательно, что 68,4% тоннажа грузов ходят под иностранными флагами, что объясняется «удобствами» для судовладельцев нанять иностранных моряков с более дешевой оплатой, сэкономить на налогах и т.д.
Совершенствование работы морского транспорта осуществляется за счет непрерывного повышения наукоемкости транспортной отрасли, логистической системы управления, а также совершенствования транспортных средств, их специализации по видам перевозимых грузов.
В управление транспортными операциями внедряются новейшие информационные технологии, обеспечивающие возможность отслеживания движения груза, убыстряющие оформление транспортных документов, оптимизирующих транспортно-складские операции.
Таблица. Крупнейшие судовладельческие страны.

Настоящий переворот в транспортировке грузов произвели появление и развитие контейнерных перевозок генеральных грузов. Была создана сложная система взаимодействия судов-контейнеровозов, контейнерных терминалов в портах и доставки контейнеров к потребителю. Перевозка грузов в контейнерах существенно упростила и удешевила погрузочно-разгрузочные работы, особенно по дорогостоящим группам, обеспечила их высокую сохранность. В 2010 г. контейнерные перевозки составили 465,7 млн TEU; более 60% генеральных грузов перевозится контейнерами, а в грузоперевозках между экономически развитыми странами — более 80%.
Появились глобальные транспортные системы, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, включающие в себя несколько видов транспорта. К ним относятся, в частности, смешанные морские и сухопутные перевозки.
Создаются прогрессивные схемы перевозки груза, такие как доставка груза «от двери к двери», в точно назначенное время (just in time). Все это приводит к повышению эффективности перевозок — снижению себестоимости, повышению качества транспортных услуг, сохранности груза и безопасности перевозок.
В технологии международных транспортных перевозок изменилась роль портов. Они стали организационными и логистическими центрами международной торговли. Ведущая роль портов в организации транспортных перевозок заключается в диспетчеризации, стыковке движения грузов, что позволяет минимизировать совокупные перевозочные, складские и другие расходы, повысить качество всей транспортной работы. Эту роль успешно выполняют крупнейшие порты мира, сосредоточенные в Азиатском регионе. Это Сингапур (12,2 млн TEU), Шанхай (11,6 млн TEU),Гонконг (9,9 млн TEU), Шеньчжень (8,03 млн TEU), Пусан (5,6 млн TEU)1.
Большую роль играют транспортные коридоры, в которых создаются оптимальные правовые и технологические условия для перевозчиков. Создаются сухопутные грузовые центры, стыкующие различные виды транспорта2.
С развитием контейнеризации связано появление интегрированных транспортных компаний — немецкой Kombiverkehr, швейцарской Нирае, итальянской Cemat, австрийской Oekombi, французской Novatrans и др., предоставляющих клиентам услуги смешанных мультимодальных перевозок, а также комплекс сопутствующих транспортных услуг.
Ведущими российскими компаниями на рынке морских грузоперевозок являются «Национальная контейнерная компания», ФГУП «Росморпорт», ОАО «Современный коммерческий флот» (Совкомфлот), а также Новороссийское, Приморское, Дальневосточное, Мурманское, Северное морские пароходства.
Общее число судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на 2010 г. составило 1403 судна общим дедвейтом в 17,0 млн т, а объем перевозок — 496 млн т (2009 г.). Российские порты перерабатывают 82% грузов российской внешней торговли. Вместе с тем обострилась проблема ухода российских морских судов под «удобный флаг» (налоги, наем «дешевых» экипажей из других стран и др.). Под флагом России не осталось высокопроизводительных специализированных судов (контейнеровозы, рефрижераторы, паромы, крупнотоннажные танкеры) для перевозки экспортируемой нефти, зерна, угля, руды, минеральных удобрений. Для преодоления этих и других узких мест в морских грузовых перевозках возрастает финансирование отрасли. В 2009 г. оно выросло на 60% по сравнению с 2008 г.

Коммерческая деятельность транспортного предприятия

дипломная работа

1.2 Особенности конкуренции на рынке транспортных услуг

Целью проведения исследований позиции организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции организации и ее продуктов по сравнению с другими организациями данной отрасли.

Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки решения второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.

М. Портер выделил пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной организации в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

Появление новых конкурентов;

Угроза замены данного продукта новыми продуктами;

Сила позиции поставщиков;

Сила позиции покупателей;

Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

Существует понятие «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди потребителей. Зачастую это очень сложная задача.

3. фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).

4. затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5. доступом к системе товародвижения. Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

6. доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.

7. отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.

8. возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей).

Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

1. разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;

2. наличием возможности смены поставщиков;

3. величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы;

4. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции покупателей, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно.

Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:

Возможностью переключиться на использование других продуктов;

Затратами, связанными с этим переключением;

Объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они обусловливают уровень прибыльности организаций данной отрасли.

Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность выявить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Для каждого рынка должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.

Можно выделить следующие типы конкурентов:

1. подобные по всем аспектам производственно-сбытовой деятельности (производят те же самые продукты, используют ту же технологию, ведут коммерческую деятельность на тех же целевых рынках);

2. подобные по общим направлениям производственно-сбытовой деятельности (производят те же самые продукты, но продают их на других рыночных сегментах);

3. удовлетворяющие те же потребности, но различными средствами -- например, авиакомпании и железнодорожные компании, осуществляющие перевозки между двумя городами;

4. полностью различные, конкурирующие за привлечение средств потребителей -- например, туристические агентства и продавцы легковых автомобилей (на что потратить деньги -- на отдых или приобретение автомобиля?).

Учитывая эту информацию, руководство организации должно решить, с кем действительно конкурирует данная организация.

Первый шаг в установлении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, рыночный претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает необходимость сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов -- другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы значимым образом на рынке не пересекаются.

Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители.

Выявив главных конкурентов, далее обычно задаются вопросами: «Что они ищут на конкретном рынке?», «Что определяет их поведение»? Иными словами, речь идет о целях рыночной деятельности конкурентов (получение высокой прибыли, увеличение показателя рыночной доли, обеспечение технологического лидерства или лидерства в сфере послепродажного сервиса и т.п.).

Дальнейшая конкретизация группы приоритетных конкурентов продолжается по критерию сходства используемых ими рыночных стратегий - скажем, по качеству и цене. Обычно конкуренты, принадлежащие к одной стратегической группе, придерживаются одинаковых или схожих стратегий. Очевидно, что сильнее конкурируют между собой компании, выпускающие сходные по качеству продукты, реализуемые по близким ценам. Сказанное не означает, что различные стратегические группы не конкурируют друг с другом.

Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов можно рекомендовать проводить в следующих направлениях:

1 исследование конкурентоспособности продуктов;

2 исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности;

3 изучение конкурентоспособности организации в целом.

Рисунок 1.2 - Характеристики для выявления стратегических групп конкурентов Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2006. - С. 76.

Очевидно, что эти три направления не являются изолированными - каждое последующее в качестве составной части включает предыдущее исследование. Так, изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности организации в целом.

Рынок транспортных услуг находится в стадии формирования. Характер и динамика переходных процессов и неопределенность их протекания напрямую зависят от структуры рынка. На транспортном рынке взаимодействуют два субъекта: транспортная система и ее клиенты. Транспортная система представлена всеми видами транспорта, представляющими транспортные услуги в виде предложения в соответствии с имеющимся потенциалом. Клиенты - предприятия, учреждения, организации, фирмы и т.д. формируют спрос на транспортные услуги в соответствии со своими требованиями и платежеспособностью. Соотношение между спросом и предложением формирует уровень тарифов и сборов на транспортные услуги. Неуравновешенность спроса и предложения на транспортном рынке вызвана конкуренцией между различными видами транспорта. В такой ситуации спрос будет переходить с одного вида транспорта на другой в соответствии с уровнем тарифов и сборов и качеством транспортного обслуживания. На спрос и предложение на транспортном рынке влияют ценовые и неценовые факторы. Повышение качества транспортного обслуживания требует привлечения инвестиций и дополнительных расходов, что неминуемо приводит к росту тарифов. Избыточное предложение транспортных услуг вызывает снижение уровня тарифов, повышение конкуренции за выживание и приспособление к более низким тарифам.

Конкуренция на транспортном рынке в новых условиях хозяйствования приобретает качественно новые черты. Развивается частное предпринимательство на автомобильном рынке, повышаются требования к качеству перевозочного процесса и др. Конкуренция на внутреннем транспортном рынке существует как в городском, так и пригородном и в междугороднем сообщениях. Она проявляется в борьбе за клиентуру, высокую прибыль, новые технологии, высокое качество перевозок, быстроту и надежность перемещения грузов.

Товарный обмен между участниками рыночных отношений устанавливается и постоянно поддерживается с помощью транспорта. Потребность в качественном транспортном обслуживании тем выше, чем больше конкуренция на рынке товаров. Под качеством транспортного обслуживания по пассажирским перевозкам традиционно подразумевают полноту, скорость, своевременность, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг. Качественное транспортное обслуживание основывается на определении потребностей и запросов различных групп клиентов; предоставлении транспортных услуг, которые необходимы клиентам, способных удовлетворить их потребности; установлении тарифов и сборов, приемлемых для клиентов и обеспечивающих прибыль транспортному предприятию; определении наиболее выгодных и удобных направлений доставки пассажиров; установлении способов и форм активного влияния на рынок транспортных услуг, увеличение спроса. В случае следования данным положениям транспортное предприятие будет знать нужды и потребности клиентов, а следовательно, удовлетворять их более эффективно по сравнению с конкурентами. В результате прибыль будет обеспечена не за счет навязывания клиентам имеющихся услуг, а за счет удовлетворения их потребностей. Этим самым и достигается сбалансированность интересов клиента и транспортной организации.

Взаимодействие и конкурентные преимущества различных видов транспорта в единой транспортной системе определяются объективными экономическими особенностями их эффективного применения. Специфика каждого вида транспорта, его технические и технологические особенности предопределяют области их функционирования на рынке транспортных услуг, где каждый вид транспорта имеет сферу безальтернативного и конкурентного развития.

Железнодорожный транспорт общего пользования не имеет экономической альтернативы при освоении значительных по объему стабильных потоков массовых и контейнеризованных грузов на средние и дальние расстояния. В сегменте пассажирских перевозок железнодорожный транспорт конкурирует на коротких и средних - с автомобильным.

Комплексное развитие транспортной инфраструктуры является важнейшим условием формирования единой транспортной системы страны

Развитие транспортной инфраструктуры осуществляется в увязке с перспективными планами и сценариями развития производительных сил.

В условиях конкуренции на транспортном рынке коммерческий успех зависит от наличия современных технологий доставки грузов и пассажиров, выгодных для клиентов. В конечном счете, клиент заинтересован в выполнении транспортных услуг, удовлетворяющих его потребности. Развитие транспортных услуг должно ориентироваться на запросы клиентов и их потребности, а не на собственные текущие возможности транспортных организаций. Важный резерв повышения конкурентоспособности - увеличение объема перевозок международного транзита, что является весьма выгодным как для транспортной отрасли, так и для государства в целом.

В современных условиях хозяйствования уровень конкурентоспособности транспорта можно повысить за счет расширения спектра предоставляемых услуг, повышения надежности и качества обслуживания и др.

Резюмируя можно отметить, что конкурентоспособность понятие неоднозначное, многофакторное и в качестве задачи второй главы дипломной работы рассмотрим каким образом можно конкретное транспортное предприятие применяет все ресурсы конкурентоспособности в своей деятельности.

Анализ деятельности ООО ТЭК "Магеллан"

Договор оказания транспортных услуг можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей...

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать...

Анализ транспортных услуг в РФ

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса...

Анализ транспортных услуг в РФ

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги...

Государственное регулирование цен

Дальний Восток на международном рынке транспортных услуг на примере ОАО "Владивосток Авиа"

В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры

На рынке Российской федерации присутствует относительно большое число мелких фирм. Эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен...

Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

Конкуренцией (англ. Competition) называется, говоря простым языком, борьба между теми, кто делает одинаковые товары или предоставляет одинаковые услуги...

Транспортные связи являются существенной и непременной составляющей международных финансовых отношений. Транспортные средства обеспечивают движение продукции и услуг на мировых рынках от поставщиков к покупателям...

Особенности формирования спроса и поведения потребителя на рынке туристических услуг

Спрос и поведение потребителя на рынке туристических услуг Волгоградской отрасли - это сложная для изучения и анализа категория. Это обусловлено малой степенью учета и регистрации информации в Волгоградской области...

Пути снижения экспедиционных издержек в транспортных затратах (на примере ИП "Федоров")

Выстраивание в логической последовательности договорно-правовых отношений между участниками транспортного процесса в ходе организации и осуществления доставки груза называется договорной логистикой...

Расчет показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия

Прибыль предприятия Ппр, тыс.р, вычисляется по формуле Ппр = B - Сп, где В -- выручка предприятия Сп -- полная себестоимость Ппр = 44440000 - 44425046= 14954 руб. Прибыль предприятия составляет 14954руб. 2...

Рыночные отношения все в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические законы рынка, он должен с учетом собственной специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь. Таким образом, транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение товаров и услуг). С другой - сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т.е. образует транспортный рынок.

Таким образом, продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта , имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для клиентов.

Обеспечение всего этого требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определенную стоимость (потребительную и меновую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления. Однако цена транспортной продукции на рынке, как и всякий товар, должна определяться спросом и предложением с учетом общественно необходимых затрат труда и потребительских свойств перевозок. Пока цены транспортной продукции (транспортные тарифы) регулируются государством, и поэтому транспорт имеет определенные ограничения в конкуренции рыночных структур.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

Важным принципом современного рынка является ориентация на конечный результат. В этом свете главное не экономия затрат, а оказание услуги наивысшего качества, соответствующего требованиям и (или) желаниям потребителя. Такое качество, как правило, требует увеличения затрат. Однако в связи с ростом спроса на такие услуги, увеличением количества продаж (тем более и с несколько большей ценой), прибыль производителя может даже возрасти, потребитель получит более долговечный качественный товар (экономя, таким образом, на частоте покупок) или наиболее полную и желанную услугу.

Интегрированный маркетинг предусматривает необходимость производить не то, что вы хотите произвести, а то, в чем нуждаются потребители. При этом надо изучать конечные потребительские цели, запросы. Часто железнодорожники думают, что клиентам нужны вагоны, а на самом деле им (потребителям) нужна доставленная продукция, которую они могут перевезти либо другим видом транспорта, либо вообще заменить другим видом сырья, топлива или оборудования. Сегодня в развитых странах интегрированный маркетинг побуждает не столько конкуренцию, сколько кооперацию (так называемый, стратегический альянс). Вместо конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом более выгодно для обоих перевозчиков и клиентов их интеграция, сотрудничество в целях наилучшего транспортного обслуживания грузовладельцев «от двери до двери» и «точно в срок». Именно в таком направлении и должен развиваться интегрированный маркетинг на транспорте.

Транспорт, выполняя как бы роль некоего посредника (вместе с оптовыми и розничными продавцами, дилерами, дистрибьюторами), оказывает влияние на эффективность каналов распределения и сбыта продукции. При этом от того, какой канал продвижения своей продукции выберет фирма, в значительной степени зависит и выбор транспорта, объем его работы.

Рынок, как механизм, объединяющий покупателей (предъявителей спроса - клиентов) и продавцов (поставщиков) транспортных услуг имеет свою специфику и принимает разнообразные формы. Функционирование конкурентных рынков, которые предполагают большое число независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает непосредственное влияние на работу транспорта.

Вопросов и задач, решаемых на предприятии, много:

дополнительные услуги по страхованию наиболее дорогостоящих перевозок, особенно в течение первого года после ввода новых технологий;

упрощение порядка предъявления клиентурой заявок на основе договоров;

информационная деятельность;

оказание услуг по прибытии грузов, а также услуг во всех случаях, когда у клиента возникли затруднения с погрузкой и выгрузкой по традиционной или новой технологии и т.д.

В целом по стране отсутствия спроса на перевозки, как правило, не бывает, так как этот спрос - это естественная потребность людей и общества. Транспорт - это «кровеносные сосуды» производственно-экономических систем, и без него они функционировать не могут. Однако на отдельных видах транспорта и в отдельных регионах такое состояние вполне возможно. Скажем, желание грузовладельцев использовать автотранспорт для гарантированной доставки на дальние расстояния комплектующих изделий и другой продукции вместо железных дорог. Другой пример - снижение поездок пассажиров в дальнем сообщении (падающий спрос) в связи с резким удорожанием стоимости билетов. Нерегулярный спрос на перевозки часто вызывается неритмичной работой некоторых предприятий, сезонностью производства и потребления некоторых видов продукции и т.п. В ряде случаев допускается чрезмерный или нерациональный спрос на перевозки, например за счет возникновения встречных, излишне повторных, чрезмерно дальних и других нерациональных перевозок.

Для организации нормальной работы транспорта очень важно знать предстоящие размеры спроса на перевозки грузов, т.е., соразмерив спрос с имеющимися ресурсами, разработать планы перевозок на различные сроки действия: на перспективу, текущий и краткосрочный периоды. В них с различной степенью детализации должны быть установлены предстоящие объемы перевозок и размеры транспортной работы, а также основные грузопотоки и густота перевозок по направлениям транспортной сети. Очень важно установить структуру предстоящих перевозок по родам грузов, особенно массовых.

Основная особенность международных перевозок - их конкурентный характер. Чтобы повысить конкурентоспособность в области грузовых перевозок, необходимо усовершенствовать тарифную систему, а именно держать тарифы стабильными, снижая затраты на перевозку. Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и не потерять клиентов, фирма должна совершенствовать свою тарифную систему.

Несмотря на то, что автомобильный транспорт является наиболее распространенным и массовым видом транспорта, в России на долю автомобильных перевозок приходится существенно меньшая часть в общем объеме грузоперевозок. Железные дороги является основной артерией движения грузопотоков на дальние и средние расстояния. Доставка грузов железнодорожным транспортом является сегодня одним из самых удобных способов перевозки без риска потери сохранности груза.

Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. К транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.

Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.

Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие, прежде всего, определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д.

На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки.

Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и неценовой способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить.

Федеральное агентство по образованию

Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

на тему: Анализ транспортных услуг в РФ

Выполнила:

Студентка гр.10-ФК2

Петухова В.Ю.

Проверила: к.э.н., доц.

Новикова А.В.

Брянск 2012

Аннотация

В данной курсовой работе было проведено статистическое исследование рынка транспортных услуг РФ. Основная цель работы - закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, их применение для расчета и анализа основных показателей рынка транспортных услуг, полученных в процессе изучения статистики, а также развитие способности к обобщению результатов, которые будут получены из имеющихся статистических данных.

Курсовая работа состоит из двух частей:

· первая часть посвящена изучению теоретических основ транспортных услуг: виды и функции, показатели (грузооборот, пассажирооборот и др.) деятельности, перспективы ее развития.

· во второй части произведен расчет и анализ основных показателей транспортных услуг на основе изученных статистических приемов и методов, таких как сводка и группировка, расчет абсолютных, относительных и средних величин, расчет показателей динамики, выравнивание динамического ряда и т.д.

Введение

1 Формирование рынка транспортных услуг

2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

4 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг

Глава 2. Расчет и анализ показателей рынка транспортных услуг РФ

2.1 Группировка

2.2 Расчет средних величин

3 Относительные величины

2.4 Показатели вариации

5 Ряды динамики

2.6 Выборочное наблюдение

2.8 Корреляционно-регрессионный анализ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются .

Актуальность данного исследования заключается в количественных показателях, соответствующих раскрытию структуры рынка транспортных услуг. Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов, то его изучение является важной задачей для статистики.

Целью данной работы является проведение статистического анализа рынка транспортных услуг в Российской Федерации, учитывая особенности его формирования и функционирования. Для достижения поставленной цели работы надо решить следующие задачи: изучить теоретическую сущность и систему показателей, соответствующую данной теме; проанализировать соответствующие показатели развития;- Объектами учета в статистике рынка транспортных услуг являются перевозки пассажиров и грузов различными видами транспортов.

На основе этого предметом исследования в данной работе являются такие показатели деятельности транспорта, как пассажирооборот и грузооборот, густота путей сообщения.

Глава 1. Теоретические основы изучения рынка транспортных услуг

.1 Формирование рынка транспортных услуг

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать, что начиная с 1970-х годов происходит органическое срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы "производство - транспорт-распределение - сбыт". Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Одной из наиболее важных отраслей экономики России, где необходимо применение инновационных методов в управлении, является транспорт.

Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х и выход на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и новой стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли.

В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных или неэффективных проектов и не позволяло добиться системного эффекта в работе транспорта.

В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс.

Особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства .

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.

А функционирование экономики Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:

    новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,

    формирование рынка услуг транспорта,

    усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно-экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.

Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта относятся:

    перевозка грузов, почты;

    услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);

    услуги по хранению грузов;

    услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств;

    предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

    услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

    перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания .

За последние два десятилетия прошлого века и начало нынешнего столетия удельный вес расходов на транспорт в развитых странах существенных изменений не претерпел. В абсолютном выражении расходы на транспорт продолжали увеличиваться. Следовательно, качественных изменений в предпочтениях потребителей в отношении транспорта в настоящее время не происходит - потребности в услугах данного типа у реципиентов сложились на оптимальном уровне, соответствующем высокой степени удовлетворения.

Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом.

Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.

В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Совершенствование транспортной инфраструктуры и уменьшение расходов на перевозки под влиянием НТП позволяет интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество между географически отдаленными регионами, ведет к снижению издержек пространственной организации международных хозяйственных систем. В процессе углубления интеграции России в мировую экономику нельзя недооценивать роль отечественного транспорта.

Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей нашей страны. С одной стороны, транспорт - это ключевой инфраструктурный компонент внешней торговли товарами, а с другой - крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около четверти всего российского внешнеторгового оборота в сфере услуг. Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта. Для укрепления позиций России на мировом рынке необходимы создание современной транспортной инфраструктуры и коренная организационная перестройка всей транспортной системы нашей страны.

Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно играет роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет и уникальными возможностями участия в международной интеграции и воздействия на глобальные процессы.

Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого - активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.

В общем случае использование национального трубопроводного транспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также является существенным элементом транзитного потенциала страны. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса вносящая свой вклад в ВВП, но важный элемент международного позиционирования страны. Россия имеет свою нишу в мировом транзитном бизнесе.

.2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта относят:

· перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочные работы;

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств;

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· прочие услуги.

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народным хозяйством.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства. Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    научно-технический прогресс;

    планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;

    концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

    рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

    общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

    международное разделение труда;

    укрепление позиций России на мировом рынке.

Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период. Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта. Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Поскольку перевозочный процесс в очень редких случаях начинается и заканчивается в пределах какого-либо одного вида транспорта, постольку в транспортной системе одновременно со специализацией происходит кооперирование деятельности разных видов транспорта.

За счет специализации транспортная система обретает большую производительности, а за счет кооперирования - большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях и, следовательно большую экономичность.

Чередование принципиально разных фаз в развитии транспортной системы - специализации и кооперирования - при отсутствии достаточно определенной закономерности в продолжительности отдельных фаз по времени и глубине происходящих изменений крайне затрудняет формализацию процессов развития транспорта в целом и отдельных его частей .

Для использования в перевозках одного или сочетания нескольких видов транспорта необходимо тщательно исследовать различные факторы, выявляющие как преимущества какого-либо варианта транспортного обслуживания, так и ограничивающие область взаимозаменяемости видов транспорта, где выбор варианта основан на технико-экономических расчетах.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

· невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

· пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

· всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

· роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

· спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

.3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

    экономическое назначение предоставляемой услуги;

    характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

    характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

) неравномерность развития различных видов транспорта;

) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.

Понятие транспортной организации. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

      Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

      Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины.

      Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

      Характеристика ОАО «РЖД» (крупнейшей транспортной компании мира)

1.1Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

Для предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также для оказания различных сопутствующих услуг, оказываемых до, в процессе или после осуществления перевозки, создаются соответствующие организации и предприятия, которые называются транспортными.

Понятие организация в РФ дается в Налоговом кодексе РФ:

«организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

Понятие предприятие пришло из делового оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию (работы, услуги)

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы (объемом реализованной продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д.) и главное – извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Социальное единство определяется тем, что предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими целями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива.

Предприятие – не только хозяйствующий субъект, но и юридическое лицо.

Понятие юридического лица определено в Гражданском кодексе РФ:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, из определения можно вычленить следующие признаки юридического лица:

    Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    Отвечает имуществом по своим обязательствам;

    Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

    Может нести обязанности;

    Может быть истцом и ответчиком в суде;

    Имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании Устава, Устава и учредительного договора или учредительного договора.

В Уставе отражаются организационная и правовая форма предприятия, наименование, почтовый адрес, предмет и цель деятельности, уставный капитал, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень и местонахождение структурных единиц, входящих в состав предприятия, условия её реорганизации и ликвидации.

В настоящее время часто используют термин фирма. Термин «фирма» широко используется в Западной Европе, США и Японии. Есть множество определений фирмы. Наиболее краткое и четкое определение было дано экономистами К.Р. Макконелли и С.Л. Брю: «Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Возможно использование термина – компания

Компа́ния (фр. compagnie - 1) общество, группа; 2) фирма, рота, экипаж корабля, театральная труппа):

    Компания - группа людей, проводящих вместе время. См.Общество .

    Компания -коммерческая организация , основной целью которой является осуществление экономической деятельности (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой или иной). Компании имеют статусюридического лица . Компании могут включать в себяпредприятия (заводы, фабрики, шахты, торговые центры и т.п.).

В настоящее время в России существует множество транспортных компаний, готовых оказать различные транспортные и сопутствующие им услуги.

Транспортная компания – это организация, которая обеспечивает транспортный (перевозочный) процесс как самостоятельно, так и своими подразделениями или согласованно с другими организациями.

В дальнейшем будем использовать термин организация.

Целью функционирования любой организации (фирмы, компании, предприятия), в том числе и транспортной является удовлетворение потребностей общества (для транспортной – в перевозках грузов, пассажиров и багажа) и получение прибыли.

В зависимости от классификационного признака все транспортные организации можно разделить на следующие группы:

Таблица 1.

Классификация транспортных организаций

Классификационные признак

Виды фирм (их продукция)

Вид деятельности

Перевозка пассажиров, грузов и багажа

Оказание различных видов сопутствующих услуг

Форма собственности

Государственная

Муниципальная

Прочие формы собственности

Уровень регулирования деятельности

Объекты федерального значения

Объекты регионального значения

Объекты местного значения

Организационно-правовые формы

Хозяйственные товарищества и общества

Производственные кооперативы

Унитарные предприятия

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России установлены три формы собственности государственная (федеральная и субъектов РВ), муниципальная и частная собственность. На рынке транспортных услуг присутствуют все формы собственности. Что касается государственной собственности, то она в большей степени представлена в сегменте железнодорожных перевозок, т.к. созданное в период реформирования железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» является компанией со 100% уставным капиталом, находящимся в собственности государства. По другим видам транспорта основная доля принадлежит частным компаниям.

По организационно-правовым формам наибольшую часть представляют компании созданы в форме открытых обществ с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществ как открытых (ОАО), так и закрытых (ЗАО). В сегменте автомобильного транспорта, а также в сфере оказания дополнительных и сопутствующих услуг широко представлены индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Причем для развития предпринимательской деятельности на рынке транспортных услуг малым и средним бизнесом Министерством транспорта РФ разработана специальная ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» на 2010 - 2012 годы, утверждено распоряжением от 21 июня 2010 г. № ИЛ-48-р. Целью программы является создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в сфере водного транспорта, автомобильного и городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта; снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в области транспорта; повышение доли российских международных перевозчиков – экспортеров транспортных услуг на рынке международных автомобильных перевозок России.

Основным видом деятельности транспортных организаций является оказанием транспортных услуг.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги составляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – « услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Одним из видов услуг являются транспортные услуги – услуги по осуществлению перевозки грузов и пассажиров.

Транспортная услуга представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемую по предварительному согласию производителя услуги и клиента.

В зависимости от видов транспортных услуг можно привести классификацию транспортных организаций

В первую очередь транспортные организации, которые оказывают все видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования, которые выполняются и потребляются в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Все транспортные организации по виду объекта перевозки (грузы или пассажиры) можно разделить на грузовые и пассажирские. Кроме этого существуют транспортные организации, которые осуществляют перевозку как грузов, так и пассажиров.

Грузовые транспортные организации осуществляют: подготовку груза к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку груза, оформление перевозочных документов, осуществление перевозки, выгрузка груза и т.п.

Пассажирские транспортные организации осуществляют: подачу пассажирского подвижного состава, обеспечение удобной посадки людей, перемещение пассажиров с необходимым комфортом, организация выхода пассажиров из подвижного состава по окончании поездки и др.

Каждому виду транспорта свойственна определенная специфика организации и обслуживания (предоставления услуг по перевозке) поэтому, по виду грузовые перевозки могут осуществляться организациями следующих видов транспорта: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; морского транспорта; водного внутреннего транспорта; воздушного транспорта.

Аналогично подразделяются организации, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта.

Кроме этого все транспортные организации могут выполнять различные сопутствующие услуги:

Они подразделяются на:

    объективно необходимые для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие необходимое количество перемещения необходимого количества груза и определенного количества пассажиров;

    субъективно приемлемые сопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие приемлемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

    общественно необходимые сопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственных организаций (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

К Объективно необходимым сопутствующим услугам относят:

    оформление документов, сдача и получение груза – это виды работ, без которых не может состояться процесс перевозки от отправителя до получателя, т.к. в условиях функционирования рынка транспортных услуг, который регулируется, прежде всего, гражданскими правоотношениями, без сдачи груза публичному перевозчику и оформления соответствующих договорных документов перевозка груза железнодорожным транспортом общего пользования не может состояться;

    завоз-вывоз грузов – необходимость вытекает из предыдущего пункта, без доставки груза на указанном транспортном средстве от склада отправителя до станции физически невозможно осуществить перевозку железнодорожным транспортом общего пользования;

    погрузочно-разгрузочные работы .

К субъективно-приемлемым сопутствующим транспортным услугам относят:

    складские услуги – сортировка грузов, комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц, формирование и расформирование пакетов, погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них, маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка грузов, ремонт транспортной тары и упаковки;

    информационные услуги – уведомление получателей об отправке грузов; уведомление о продвижении и подходе груза; слежение за грузом от отправления до назначения, уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление о пересечение грузом государственной границы, информация о прибытии груза в порт, уведомление о погрузке груза на борт судна и др.;

    подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава – очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка, обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования, обеспечение грузоотправителей хлебными щитами, оборудование вагонов печами и другими необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами, предоставление запорных пломбировочных устройств и др.;

    платежно-финансовые услуги – оформление и оплата провозных платежей, сборов, и штрафов, проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, оплата за проведение погрузочных и разгрузочных, складских и иных видов работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах;

    прочие услуги – разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, контроль комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт контейнеров отправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров, сдача вагонов, контейнеров, складских помещений, земельных участков, погрузочно-разгрузочных площадок в аренду, хранение грузов на складах экспедиторов и др.

К Общественно приемлемым транспортным услугам относят:

    страхование грузов – в условиях повышенного риска при перевозках транспортом общего пользования необходимым становится не только страхование пассажиров, но и добровольное страхование имущества (грузов);

    таможенное оформление грузов и транспортных средств – компания ОАО «РЖД» выиграла конкурс на организацию и проведение таможенных работ на железнодорожных пограничных станциях и входных припортовых станциях. С августа 2007 года ООО «Таможенный брокерский центр» является единым железнодорожным таможенным брокером на территории РФ.

Общественно-необходимые транспортные услуги

Таможенное оформление грузов

Страхование грузов

    подготовка и заключение договора страхования;

    оплата страховых взносов;

    оформление документов при наступлении страхового случая

    получение страхового возмещения

    Проведение декларирования грузов в таможенных органах

    Консультирование грузовладельцев по декларированию груза

    Оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов на груз

    Выполнение платежей по таможенным сборам и другим таможенным формальностям

Возможна и другая классификация транспортных услуг, которая представлена в таблице№ 1.1