Льготы для ао со 100 долей государства. Акции государства – бумаги каких компаний принадлежат РФ. Плюсы участия государства в акционировании
Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.
Способы государственного участия
Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:
- В силу закона
- Полное участие
- Частичное участие
- Косвенное участие
- Контроль государства
К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.
Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.
Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.
Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.
Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.
Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .
Банки с господдержкой список 2020
Банк | Доля участия |
В силу закона |
|
Банк России (Центральный банк Российской Федерации) | 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» |
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) | (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития") |
Полное участие |
|
АО "Россельхозбанк" | 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество) |
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) | 100% (Росимущество) |
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» | 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК») |
Частичное участие |
|
АО "МСП Банк" | 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства |
АО РОСЭКСИМБАНК | 100% Внешэкономбанк |
АО "ГЛОБЭКСБАНК" | 99,99% у Внешэкономбанка |
ПАО АКБ "Связь-Банк" | 99,7745% - акций у Внешэкономбанка |
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) | 84,67% принадлежит НК «Роснефть» |
ОИКБ "Русь" | 48,5972 % Оренбургская область 51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область) |
ВТБ (ПАО) | 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество) |
АК БАРС | 64,222% Республика Татарстан |
Сбербанк | 52,32% принадлежит Центробанку |
АКБ "НОВИКОМБАНК" | 53,83613% «Ростех» 46,16387% Рособоронэкспорт |
КБЭР "Банк Казани" | 42,1724% Город Казань |
АО Газпромбанк | 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании 8,5341% - Внешэкономбанк |
Хакасский Муниципальный Банк | 33,362% г. Абакан |
Косвенное участие |
|
РНКО "Нарат" | 100% АК БАРС |
ПАО "Крайинвестбанк" | 99,99% - РНКБ |
Контроль государства |
|
Банк ФК Открытие | 99,99% Центральный банк |
Генбанк | 72,45% АСВ 6,89% Республика Крым 6,89% город Севастополь |
ТРАСТ | 99,99% Банк России |
Промсвязьбанк | 99,99% АСВ |
Автовазбанк | 100% Банк России |
Рост банк | 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ) |
Азиатско-Тихоокеанский Банк | 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018) |
БИНБАНК | 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018) |
ФОНДСЕРВИСБАНК | 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018) |
МИнБанк | 99,99% Банк России (публикация от 22.07.2019) |
ВОКБАНК | 99,99% Банк России (публикация от 28.08.2019) UPD: будет присоединен к МИнБанк (публикация от 30.08.2019) |
Также на санации: |
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Оценивая надежность банка, многие придают большое значение государственному участию в его активах и деятельности. И это правильно - негосударственные банки России (без гос.участия) не смогут рассчитывать на поддержку Центробанка при риске банкротства (за исключением ). Гос. банки России – наоборот, имеют право на санацию.
Если вы хотите сохранить свои активы с уверенностью в завтрашнем дне – для вас будет актуально сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, где часть акций прямо или косвенно контролируется государством. При этом, не ждите супервыгодных предложений – максимально дорогих вкладов и дешевых кредитов: это не про некоммерческие банки.
Участие государства в деятельности банков бывает разным:
- Полное
- Частичное
- Косвенное
- Контроль
Список государственных банков России в 2016 году не изменен – единственным полностью государственным банком был и остается только Банк России (Центробанк, как его принято называть).
Частичное участие государства – это содержание контрольного или блокирующего пакета акций. Оставшаяся часть может принадлежать и частным инвесторам, и зарубежным акционерам. Яркий пример: Сбербанк - частный или государственный банк? 52,32% акций принадлежит государству, следовательно – оно имеет решающий голос в принятии любых решений. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, Сбербанк - это государственный банк или коммерческий, ведь остальные 47,68% находятся в публичном обращении.
Косвенное участие – это когда государство владеет акциями не напрямую, а через какую либо организацию, предприятие или холдинг. Например, ВТБ 24 и ВТБ - государственный банк или нет? Государству принадлежит 60,9% акций ВТБ, а ВТБ в свою очередь владеет 99,92% акций ВТБ24. Получается, что государство косвенно владеет и банком ВТБ24.
Также, как форму участия можно рассматривать контроль – когда банки попадают под влияние внешнего управляющего в результате применяемых процедур ( АСВ).
Банки с государственной поддержкой: список 2016
Банк | Доля государства |
Сбербанк | 52,32% |
ВТБ | 60,9% |
ВТБ24 | 99,92% принадлежит ВТБ |
Внешэкономбанк | 100% государственный банк |
Газпромбанк | 35,54% - у Газпрома, 10,19% - у Внешэкономбанка, Министерству финансов РФ – 100% привилегированных акций типа А, Государственной корпорации АСВ – 100% привилегированных акций типа Б. |
ГБП Ипотека | 100% - Газпромбанк |
Россельхозбанк | 100% голосующих акций принадлежит государству. |
ТранскредитБанк | 99,6% у БТВ |
Банк Москвы | 94,84% принадлежит ВТБ |
Связь банк | 99,4% - государственных акций |
Ханты мансийский банк Открытие | 51% у государства |
Глобэкс | 99,99% - у Внешэкономбанка |
Татфондбанк | 51% у государства |
Российский капитал | 51% у государства |
Почтобанк | 50% + 1 акция у государства |
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) | 84,67% акций у Роснефти |
Башпромбанк | 51% у государства |
Дальневосточный банк | Входит в состав ВБРР |
Крайинвестбанк | 98,04% - правительство Краснодарского края |
Новикомбанк | 58% - у Ростеха |
Летобанк | 100% у ВТБ24 |
В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .
На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».
В чем же государство видит реализацию данной стратегии?
Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:
- сохранение в федеральной собственности;
- отчуждение из федеральной собственности.
При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.
Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).
Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:
- Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
- Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
- Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
- Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
- Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
- Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .
В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».
Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.
В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.
По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.
Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.
Статус АО | Количество АО |
---|---|
Ведущие стабильную ФХД | 1798 |
Внесено/завершается внесение в УК ВИС | 356 |
Банкротство (конкурсное производство) | 197 |
Не ведет ФХД | 77 |
Ликвидация | 64 |
Приватизировано | 55 |
Банкротство (наблюдение) | 18 |
Выпуск акций не зарегистрирован | 15 |
Банкротство (внешнее управление) | 11 |
Реорганизация | 2 |
Ликвидировано | 1 |
Передано в собственность субъекта РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Общий итог | 2595 |
Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).
Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.
Субъект осуществления прав акционера-РФ | Количество АО |
---|---|
Росимущество | 2260 |
Минобороны России | 277 |
ГК «Ростехнологии» | 30 |
ГК «Росатом» | 18 |
Доверительное управление | 5 |
Минкомсвязь России | 1 |
Минэкономразвития России | 1 |
ЦБ РФ | 1 |
Минтранс России | 1 |
Правительство РФ | 1 |
Общий итог | 2595 |
Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.
При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:
- в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
- находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
- пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.
В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.
Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).
Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.
Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.
Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:
- участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
- право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
- право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
- право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
- внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
- реорганизации АО;
- ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- изменении уставного капитала АО;
- совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
- участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .
Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.
Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 45 |
22 | |
11 | |
5 | |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки | 4 |
3 | |
ТЭК | 2 |
2 | |
2 | |
Металлургия | 2 |
2 | |
Прочие отрасли | 1 |
1 | |
Предоставление услуг | 1 |
Общий итог | 103 |
Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:
1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).
В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).
Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.
ФОИВ | Количество АО | Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, % |
---|---|---|
258 | 18% | |
248 | 18% | |
157 | 11% | |
Федеральное дорожное агентство | 141 | 10% |
106 | 7% | |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | 89 | 6% |
Министерство обороны Российской Федерации | 67 | 5% |
Федеральное агентство воздушного транспорта | 30 | 2% |
Министерство образования и науки Российской Федерации | 29 | 2% |
29 | 2% | |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | 28 | 2% |
26 | 2% | |
Министерство культуры Российской Федерации | 24 | 2% |
22 | 2% | |
Федеральное агентство по рыболовству | 19 | 1% |
18 | 1% | |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 12 | 1% |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 12 | 1% |
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | 11 | 1% |
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) | 88 | 6% |
Общий итог | 1414 | 100% |
Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.
2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.
Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.
ФОИВ | Общий итог | ||||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | - | 1 | 18 |
Федеральное космическое агентство | 9 | 2 | 1 | - | 12 |
4 | 2 | 2 | 1 | 9 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 3 | 1 | - | - | 4 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | - | - | 4 |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
1 | - | - | - | 1 | |
- | - | 1 | - | 1 | |
Министерство экономического развития Российской Федерации | - | 1 | - | - | 1 |
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | - | - | - | 1 |
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | - | - | - | 1 |
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | 1 | - | - | - | 1 |
Общий итог | 41 | 14 | 6 | 4 | 65 |
3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.
Таблица 6. Анализ стратегических АО.
ФОИВ | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 16 | 1 | 17 | ||
Федеральное космическое агентство | 8 | 2 | 1 | 11 | |
Министерство энергетики Российской Федерации | 3 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Министерство финансов Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство транспорта Российской Федерации | 2 | 2 | 4 | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 2 | 2 | |||
Федеральное агентство по государственным резервам | 1 | 1 | |||
Федеральное агентство по недропользованию | 1 | 1 | |||
Министерство регионального развития Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | 1 | 1 | |||
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 1 | 1 | |||
Общий итог | 36 | 11 | 4 | 1 | 52 |
Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).
Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.
Наименование региона РФ | Количество АО | Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, % |
---|---|---|
г. Москва | 293 | 21% |
Московская область | 92 | 7% |
Краснодарский край | 79 | 6% |
Санкт-Петербург | 73 | 5% |
Свердловская область | 53 | 4% |
Новосибирская область | 37 | 3% |
Ростовская область | 34 | 2% |
Красноярский край | 29 | 2% |
Тульская область | 25 | 2% |
Саратовская область | 25 | 2% |
Хабаровский край | 23 | 2% |
Челябинская область | 23 | 2% |
Ярославская область | 19 | 1,3% |
Воронежская область | 19 | 1,3% |
Приморский край | 19 | 1,3% |
Самарская область | 19 | 1,3% |
Тверская область | 18 | 1,3% |
Ивановская область | 18 | 1,3% |
Смоленская область | 18 | 1,3% |
Пермский край | 18 | 1,3% |
Кемеровская область | 17 | 1,2% |
Ставропольский край | 16 | 1,1% |
Нижегородская область | 16 | 1,1% |
Архангельская область | 15 | 1,1% |
Алтайский край | 15 | 1,1% |
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) | 393 | 27,8% |
Общий итог | 1406 | 100% |
Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.
Рис.2. Отраслевой анализ АО.
В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).
Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.
Отрасль | Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа | Общий итог | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дальне-восточный ФО | Приволж-ский ФО | Северо-западный ФО | Северо-Кавказс-кий ФО | Сибирс-кий ФО | Уральс-кий ФО | Централь-ный ФО | Южный ФО | Зарубежная собствен-ность | ||
Сельское хозяйство | 8 | 34 | 11 | 14 | 30 | 4 | 57 | 38 | - | 196 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 8 | 9 | 12 | 6 | 14 | 14 | 55 | 9 | - | 127 |
ТЭК | 6 | 4 | 10 | 6 | 8 | 11 | 35 | 23 | 3 | 106 |
Предоставление услуг | 5 | 14 | 11 | 5 | 12 | 7 | 33 | 13 | 100 | |
Прочие отрасли | 3 | 11 | 4 | 1 | 16 | 2 | 48 | 10 | 2 | 97 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 6 | 8 | 13 | 3 | 4 | 8 | 46 | 3 | - | 91 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 1 | 12 | 18 | 3 | 5 | 10 | 38 | 2 | 1 | 90 |
Дорожное хозяйство | 18 | 11 | 7 | 4 | 11 | 2 | 24 | 10 | - | 87 |
21 | 9 | 13 | 3 | 6 | 6 | 14 | 10 | 2 | 84 | |
ВПК | 1 | 10 | 12 | - | 9 | 5 | 37 | - | - | 74 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 5 | 7 | 6 | 1 | 6 | 3 | 41 | 2 | - | 71 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | 6 | 5 | - | 4 | 5 | 26 | 4 | - | 51 |
14 | 17 | 32 | 7 | 22 | 29 | 103 | 16 | - | 240 | |
Общий итог | 97 | 152 | 154 | 53 | 147 | 106 | 557 | 140 | 8 | 1414 |
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.
Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.
Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>
Отрасль | Количество АО |
---|---|
ВПК | 36 |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 27 |
ТЭК | 26 |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 24 |
Все виды машиностроения и металлообработка | 21 |
Дорожное хозяйство | 19 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 16 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 12 |
Прочие отрасли | 11 |
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление | 11 |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | 11 |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 8 |
Легкая, пищевая, мебельная промышленность | 7 |
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание | 6 |
Предоставление услуг | 5 |
Сельское хозяйство | 5 |
Металлургия | 5 |
Культура, искусство, архитектура, кинематография | 3 |
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность | 1 |
Промышленность строительных материалов | 1 |
Общий итог | 258 |
Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.
Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. | Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций | Общий итог | |||
---|---|---|---|---|---|
100% | от 50% до 100% | от 25% до 50% | от 2% до 25% | ||
более 500 млн. руб. | 11 | 9 | 4 | 6 | 30 |
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. | 38 | 7 | 31 | 20 | 96 |
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. | 38 | 1 | 6 | 3 | 48 |
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | 91 | 1 | 3 | 3 | 98 |
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. | 107 | 1 | 16 | 11 | 135 |
менее 100 тыс. руб. | 456 | 39 | 77 | 88 | 660 |
убыток | 224 | 18 | 38 | 20 | 300 |
Общий итог | 965 | 76 | 175 | 151 | 1367 |
Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.
По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.
Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.
Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.
Отрасль | Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли | Общий итог | Процент рентабельных от общего количества АО | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Высокорент абельные (более 25%) | Рентабель-ные (15%-25%) | Малорента-бельные (менее 5%) | Убыточные | |||
Сельское хозяйство | 22 | 6 | 123 | 41 | 192 | 79% |
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт | 5 | 4 | 90 | 24 | 123 | 80% |
ТЭК | 6 | 1 | 79 | 20 | 106 | 81% |
Предоставление услуг | 3 | 83 | 12 | 98 | 88% | |
Прочие отрасли | 4 | 4 | 66 | 23 | 97 | 76% |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области | 3 | 1 | 69 | 18 | 91 | 80% |
Все виды машиностроения и металлообработка | 3 | - | 68 | 16 | 87 | 82% |
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки | 4 | - | 47 | 30 | 81 | 63% |
Дорожное хозяйство | - | 1 | 52 | 25 | 78 | 68% |
ВПК | 4 | 2 | 52 | 13 | 71 | 82% |
Наука и научное обслуживание, НИОКР | - | - | 46 | 15 | 61 | 75% |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | - | 36 | 13 | 50 | 74% |
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) | 8 | 4 | 170 | 50 | 232 | средняя рентабельность: 79% |
Общий итог | 60 | 26 | 981 | 300 | 1367 | 78% |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.
В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.
Литература
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
- Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
- Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
- Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .
Являемся непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит муниципальному образованию. Согласно ч. 3. ст.77 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Уполномоченным органом является ФАУГИ Росимущество. На сегодняшний день у нас возник спор с собственником имущества общества, т.е. с муниципальным образованием в лице местной администрации, представители которой утверждают, что Росимущество распоряжается только федеральным имуществом и мы, как муниципалы, не обязаны направлять им решение совета директоров об определении цены (денежной оценки) имущества общества. Кто прав, должны ли направлять сведения в Росимущество или данный вопрос решается только на местном уровне.
Ответ
Муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.
Таким образом, муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Данный вывод подтверждает и судебная практика - см. Постановление ФАС ПО от 21.09.2010 № , Постановление 18 ААС от 21.10.2013 № , Постановление 7 ААС от 08.06.2009 № А67-6773/2008 .
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
«Если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций АО является государство (муниципальное образование), необходимо соблюдать ряд дополнительных требований.
В частности, когда совет директоров принимает решение об определении цены имущества, он должен уведомить об этом уполномоченный государственный орган.
Уполномоченным государственным органом выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).
Ему нужно предоставить следующие документы ( «Об акционерных обществах»; далее - Закон об АО):*
- копию решения совета директоров об определении цены имущества;
- копию отчета оценщика об оценке в случае, если привлекался оценщик;
- иные документы (или их копии), содержащие информацию об определении цены имущества, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если оценщик не привлекался.
Документы лучше направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить (при необходимости) тот факт, что общество направило именно эти документы, и они были доставлены адресату.
ФАУГИ в течение 20 дней с даты получения документов рассматривает их и проверяет ():
- решение совета директоров об определении цены имущества - на соответствие сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты;
- отчет об оценке, подготовленный оценщиком (если оценщик все же привлекался), - на соответствие стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
По результату проверки ФАУГИ может вынести мотивированное заключение, которое фактически означает неодобрение цены.
Мотивированное заключение будет направлено в общество, если оценку имущества произвел совет директоров без привлечения оценщика и ФАУГИ приняло решение о том, что эта цена не соответствует сложившимся рыночным ценам на аналогичное имущество. В таком случае совет директоров должен принять решение об отказе от совершения сделки или решение о привлечении оценщика для определения цены имущества.
Мотивированное заключение будет направлено в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО), если при оценке имущества общество все же привлекало оценщика, но ФАУГИ приняло решение о несоответствии отчета оценщика стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Мотивированное заключение направляется в соответствующее СРО для того, чтобы она провела экспертизу отчета оценщика. В общество направляется уведомление об этом, а также предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы и копия мотивированного заключения. В таком случае СРО в течение 20 дней с даты получения заключения должно провести экспертизу и по ее итогам направить заключение в ФАУГИ и общество. Если по итогам экспертизы СРО направит отрицательное заключение, цена объектов, определенная советом директоров, признается недостоверной. ФАУГИ вправе оспорить результаты экспертизы в суде.
Мотивированное заключение ФАУГИ можно оспорить в суде.
Если ФАУГИ в течение 20 дней не направит мотивированное заключение, цена имущества признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.
Таким образом, совершать сделку до истечения указанного срока (с учетом срока доставки письма в общество) рискованно, так как если после этого придет мотивированное заключение, ФАУГИ сможет оспорить сделку в суде.
Право оспорить сделку ФАУГИ будет иметь также в том случае, когда общество вообще не направит уведомление ().
Это не значит, что ФАУГИ так и сделает, но нужно иметь в виду, что это может произойти».
<…>
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Среди авторов законопроекта – руководители комитетов по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и по финансовому рынку Анатолий Аксаков. К августу 2018 г. законопроект должен быть принят, начнется реорганизация в акционерное общество, заявил гендиректор «Почты России» Николай Подгузов и подтвердили Аксаков и Николаев. По оценке Подгузова, реорганизация завершится до конца этого года или в начале 2019 г.
Все акции обновленной «Почты России» будут принадлежать государству, сказано в законопроекте. Технически – Росимуществу, знают представители ведомства и «Почты России». Пока это позиция жесткая, говорит Аксаков: изменить государственное владение можно будет только через правки федерального закона, а это не планируется. Нововведения должны обеспечить равный доступ к почтовым услугам для всех жителей страны, говорится в пояснительной записке к документу, – проблемы, препятствующие стабильному развитию «Почты России», связаны именно с ее устаревшей организационно-правовой формой.
ФГУП – неповоротливая, не отвечающая потребностям рыночной экономики форма собственности, соглашается директор корпоративной практики PwC Legal Артем Мойсеенко: она подразумевает существенное вовлечение собственника в операционное управление, особенно когда речь идет о распоряжении имуществом. Акционерное общество, продолжает он, означает управление менеджмента, учредитель принимает решения в исключительных случаях. Форма АО более понятна и бизнесу, она дает комфорт в управлении финансами и при выходе на рынки капитала, перечисляет он, даже в перспективах размещения на бирже, что невозможно в случае с ФГУПом. Институты управления акционерными обществами более гибкие и рыночные, подытоживает Аксаков, компания сможет привлекать частный капитал.
Акционирование «Почты России» вряд ли направлено на изменение корпоративного управления, сомневается партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев: в практическом смысле на деятельность предприятия не влияет, находится оно в ведении Минкомсвязи или Росимущества. Но если внести небольшие поправки в закон, рассуждает он, можно разрешить частное владение акциями. Превращение в акционерное общество можно расценить как подготовку к приватизации в среднесрочной перспективе, считает Патракеев. Пока же собственник «Почты России» останется неизменным – он так же будет распределять прибыль и так же будет назначать ответственных – только теперь в совет директоров, заключает он.
При реорганизации в «Почте России» действительно будет создан совет директоров, который будет нести ответственность за ключевые решения – в соответствии с лучшей корпоративной практикой, утверждает представитель предприятия. А появление комитетов совета директоров позволит более взвешенно рассматривать стратегию, внутренний контроль и аудит, управление рисками, качество финансовой отчетности, перечисляет руководитель группы KPMG Игорь Коротецкий. Законопроект предусматривает и институт независимых директоров, продолжает он, правда, в этой части в отличие от лучшей практики ограничивается их число – не более трети совета.
В него наверняка будут входить представители рынка – отраслей, связанных с деятельностью «Почты России», например с транспортировкой или финансовыми услугами, подтверждает Аксаков. Сильный совет директоров зачастую инициирует коренной пересмотр бизнес-процессов и бизнес-модели, оптимистичен Коротецкий: эмпирические исследования показывают, что корпоратизация положительно влияет на эффективность.
Корпоративное управление, описанное в законопроекте, несколько противоречит регулированию акционерных обществ в целом, обращает внимание Патракеев: «Почте» не обязательно проводить годовое собрание акционеров, а совет директоров назначается на пять лет, хотя его должны регулярно переизбирать на ежегодном собрании акционеров.
Важное положение законопроекта – сохранение территориального покрытия почтовыми отделениями всей страны, заявил Подгузов. Каждое городское почтовое отделение должно обслуживать не более 15 000 человек, расстояния между отделениями не должны превышать 1,5 км в городах и 6 км в сельской местности, конкретизирует законопроект.
В нем четко определены требования к сохранности и доступности сети почтовых отделений, подтверждает Николаев, равно как и то, что реформирование «Почты России» не может служить поводом для увольнения работников. Помимо этого, объясняет он, в документе очень подробно перечислены нормы, которые, по его мнению, исключают разбазаривание имущества – оно должно быть полностью передано новой компании.
У законопроекта высокие коррупционные риски, спорит Патракеев, после преобразования в акционерное общество «Почта России» будет давать статус своей собственности недвижимости, которая не была четко оформлена, в этот момент она может преувеличивать масштабы своего имущества, а потом перепродавать его от лица не государства, а своего акционерного общества.