Исследования становятся функцией современного менеджмента так как. Определение концепции исследования

8. Почему исследования становятся функцией современного менедж-мента?

A. Повышается образовательный уровень менеджеров. Б. Обостряется конкуренция.

B. Компьютер расширяет возможность анализа. Г. Повышается сложность решаемых проблем. Д. Развитие науки этому способствует.

9. Какое из определений исследования вы считаете наиболее полным?

A. Способ получения дополнительной информации. Б. Вид деятельности человека.

B. Способ использования знаний в практической деятельности. Г. Навыки анализа и проектирования. Д. Познание законов природы и общества.

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10. Что такое методология исследования?

A. Совокупность методов исследования. Б. Логическая схема исследования. B. Плановый подход к исследованию. Г. Соответствие целей, средств и методов исследования. Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций. Б. В целях, подходах и методах исследования. B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове-дения моделей. Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте. Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо-ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования. Б. Поиск противоречий и путей их разрешения. В. Использование системного подхода к исследованию. Г. Учет тенденций общественного развития. Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем главная особенность исследования социально-экономичес-ких систем?

A. Затруднено получение объективной информации. Б. Размыты границы объекта исследования. B. Ограничены возможности экспериментирования. Г. Решающее значение системного подхода. Д. Динамичность процесса функционирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

A. Наличие всей необходимой информации. Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования. B. Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования. Г. Совокупность эффективных подходов и исследований. Д. План организации и проведения исследования.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования - это парадигма его проведения. Б. Концепция исследования - главная характеристика его органи-зации. B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования. Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования. Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора - мышления исследова-теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя-зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Результат, который стремится получить исследователь.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле-дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что такое методы исследования?

A. Средства оптимизации исследования. Б. Определение состава проблем. B. Способы проведения исследования. Г. Исследовательские способности менеджера. Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами. Б. Определяет организацию исследования. B. Удачное формирование коллектива исследователей. Г. Способствует выбору наилучшего типа. Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования. Б. Проверка информации. B. Методы обработки информации. Г. Система работы с фактами. Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления. Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы. Г. Тенденция развития управления системы. Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации. Б. Они не имеют прямой зависимости. B. Организация определяет выбор методологии исследования. Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования. Д. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера. Б. Знание предмета исследования. B. Возможность имитационного моделирования явлений. Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

Раздел 3. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо-вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений. .Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений. B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений. Г. Творческий подход к проведению исследований. Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя. Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий. Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности. Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения - пони-мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имеют разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра-жает общий подход.

Д. Понятие - это элемент суждения.

Раздел 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак-торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследованиях. Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто-ров, свойств и пр.).

Г. Даст дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ. Б. Морфологический анализ.B. Социометрический анализ. Г. Тестирование. Д. Хронометрирование.

Раздел 5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы. Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний. B. Количественная определенность. Г. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы. Д. Позволяет быстро получить информацию и материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо-вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис-следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к иссле-дованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управ-ления?

A. Деловая игра предназначена для приобретения навыков решения проблем, а не для их исследования.

Б. Вес зависит от характера и типа деловой игры.

B. При помощи деловой игры можно исследовать поведение отдель-ных ее участников, а не систему управления в целом.

Г. Деловая игра, как правило, построена на условной информации и поэтому она не может использоваться как метод исследования системы управления.

Д. Если в деловой игре используется компьютер, можно ее исполь-зовать как метод исследования.

35. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления. Б. Только проблемы организационного поведения. B. Неструктурируемые проблемы развития управления. Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки. Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших ресурсов.

36. Каково содержание метода SWOT -анализа?

A. Это метод структурирования экспертных оценок. Б. Это метод матричного сопоставления противоположных оценок. B. Это метод расчета показателей состояния системы управления. Г. Это метод определения тенденций развития системы управления. Д. Это особая форма социологического исследования.

37. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы. Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс-кой группы. B. Организационными условиями реализации творческого потенци-ала каждого из членов исследовательской группы. Г. Подбором исследовательской группы. Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

38. Каковы особенности метода синектического исследования проблем?

A. Этот метод построен на искусстве соединения творческих потен-циалов в определенных организационных условиях совместной деятель-ности исследователей.

Б. Это метод соединения эмоций и знаний в исследовательской дея-тельности группы.

B. Это метод психологического регулирования исследовательской деятельности, достижения состояния «озарения».

Г. Главной особенностью является использование индивидуального опыта в общей интеллектуальной деятельности.

Д. Это метод получения нового знания за счет соединения различ-ных его видов из разных областей науки.

39. Что является операторами синектики?

A. Психологические факторы, стимулирующие творческий процесс сиисктической группы.

Б. Регламенты и нормативы, позволяющие регулировать организа-ционные режимы работы сипектической группы.

B. Приемы нетрадиционного анализа проблем.

Г. Модели взаимодействия творческих потенциалов исследователей.

Д. Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

40. Из каких элементов складываются методы проектирования кон-цепций?

A. Дивергенции, трансформации и конвергенции. Б. Дифференциации, декомпозиции и стратификации. B. Субординации, квалификации, компетентности. Г. Дивергенции, конференции, концентрации. Д. Квалификации, кибернетизации, информатизации.

Раздел 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

41. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской дея-тельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследователь-ской деятельности.

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

42. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен-ность, проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

43. Что характеризует технология исследования?

A. Вариант использования методов исследования. Б. Систему нормативов проведения исследования. В. Понимание исследуемой проблемы и путей се решения. Г. Комбинацию и последовательность действий исследователя. Д. Распределение времени по видам исследовательских работ.

44. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

A. Является необходимым элементом всякого исследования. Б. Характеризует результат исследовательской деятельности. B. Не обязательно является элементом исследования.

Г. Предваряет исследование, обеспечивая его эффективность. Д. Средство управления исследованием.

45. Что является главным условием формирования интегрального ин-теллекта?

A. Наличие лидера в исследовательской группе.

Б. Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.).

B.Социально-психологические характеристики участников исследо-вания (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

Г. Особый вид организации совместной исследовательской деятель-ности.

Д. Сочетание организации работы и творческих способностей иссле-дователей.

46. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

A. Повышает эффективность исследований посредством комбини-рованного использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя-емые на исследование.

B. Способствует более эффективному использованию математичес-кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

Раздел 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

47. Что характеризует качество исследования?

A. Успешное решение проблем. Б. Совокупность свойств исследования. B. Практическое содержание и значимость исследования. Г. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребно-сти развития управления. Д. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание про-блемы.

48. Какой фактор предопределяет успех исследования?

A. Использование компьютера. Б. Полнота информации о проблеме. B. Организация исследования. Г. Методология исследования. Д. Творческий потенциал менеджера.

49. Что характеризует валидность показателя?

A. Конструкция показателя. Б. Соответствие измеряемому параметру. B. Синтетичность показателя. Г. Методология показателя. Д. Цели практического использования.

50. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес-кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни-жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти-воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле-дования.

51. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения ис-следования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про-ведения исследования.

52. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи-более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле-дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу-чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо-вания.

53. Чем определяется роль показателей в исследовании систем управ-ления?

A. Математической формой представления фактов.

Б. Количественной определенностью информации об исследуемой проблеме.

B. Позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понима-ние проблемы.

Г. Показатель - это средство организации информации о проблеме.

Д. Показатели определяют методологию исследования.

54. В чем проявляется роль времени для эффективности исследова-ния?

A. Время - это ресурс эффективного исследования. Изменения мо-гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

Б. Время - одна из характеристик «зрелости проблемы», от этой ха-рактеристики зависит эффективность исследования.

B. Время - это фактор организации исследования; нет организации вне времени, его планирования и использования.

Г. Проблемы есть разные; есть «вечные проблемы», для которых фак-тор времени не имеет существенного значения.

Д. Роль времени определяется, главным образом, исследователем, его опытом, знаниями, творческими способностями, мотивацией исследо-вательской деятельности.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что поддержи-вать.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследо-вательском подходе. Применение такого подхода способствует динамичности и перспективности управления, росту его инно-вационного потенциала и повышению профессионализма в при-нятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организацию, контроль, регулирование, координацию, активизацию (мотивацию).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, должен быть обоснован-ный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их реше-ние или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг-рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на бу-дущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, та-ковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных из-менений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, ма-лых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не мо-жет быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффек-тивным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия “исследование”.

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях.

Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и проч.).

Формула современного управления - “Управлять, совершенствуя и совершенствуясь”. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Основные компоненты исследования - постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний - на сегодняшний день являются актуальными не только для теоретической науки, но для практики управления.

В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, повышения эффективности управления. Исследования - это вид деятельности с более богатым содер-жанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Иссле-дование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и на-блюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классифи-кация, и построение показателей, и многое другое. Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в управлении, непосредственно зависит от исследовательского подхода, умения определять их истоки и последствия.

Идеология специальности “Менеджмент организации” предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров умения изучать проблемы творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, научного подхода к управлению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Творчество и управление. Менеджер-исследователь. Системы управления и их исследование. Методы проведения исследования. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2007

    Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

    курсовая работа , добавлен 14.12.2008

    Основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа. Роли, выполняемые менеджерами-исследователями систем управления. Этические принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2009

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Система управления как объект исследования. Понятие о целях управляемой системы, их роль в управлении, специфика методики исследования. Целевое начало в деятельности организации в современных экономических условиях. Особенности формирования дерева целей.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

* рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

* рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

* финансовый рынок;

* рынок труда;

* окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

Обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий -- больше;

Быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

Учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

Учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

Учитывать изменение структуры издержек производства;

Принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обосновано, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть даже катастрофой.

Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть оценить, реализовать. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.

Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Как уже отмечалось ранее, в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющие процесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:

Оргструктуры и структуры управления,

Неформальное управление,

Профессионализм персонала,

Механизмы мотивации,

Экономия времени,

Использование компьютерных технологий,

Экономика и ресурсы управления,

Стратегии и инновации, и другие проблемы, а также комбинации различных проблем.

Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.