Чем отличается розан от купавки. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим. Городецкая роспись: как нарисовать цветы

Что такое розаны и купавки, какие символы богатства и счастья изображали по русским традициям на предметах народного быта, а также мастер-класс по созданию декоративной дощечки вы найдёте в этой статье. А ещё мы рассмотрим виды городецких узоров и правила их нанесения на деревянную поверхность.

Где родилась эта роспись

Место рождения - в Нижегородской губернии, в окрестностях тогда ещё поселка Городец, куда на ярмарку и привозили всевозможные расписные деревянные предметы быта и кухонной утвари. Мастера соседних деревень занимались росписью по определённым правилам. А вот сюжеты были очень разнообразны.

Как выглядит традиционная городецкая роспись

Эти сюжеты и выделяют городецкую роспись среди других. Изображения людей, интерьеров, предметов быта: чаепития, гуляния дам и кавалеров, народные праздники. Не обошлось без букетов фантастических цветов - розанов и купавок. Так как эта роспись произошла от иконы, то в ней много и символики. Например, птицы - символы счастья, а конь - символ богатства.

Цвета: разбеленный красный, желтый, зелёный и голубой. Наносятся краски на светлое дерево.

Разделочная доска «Городецкая птица»

В сегодняшнем мастер-классе мы изобразим птицу - символ семейного счастья. Также в наш сюжет войдут цветы - розаны и купавки, и виноградная гроздь. А для выполнения нам понадобится следующее.

Материалы и инструменты

1. Краски акриловые

2. Кисти художественные №№1-5 (белка либо пони)

3. Кисть №10 (щетина) - для покрытия лаком

4. Лак бесцветный

5. Карандаши для схем

6. Доска разделочная (или любой другой предмет для росписи)

Технология изготовления:

1. На гладкой поверхности доски можно нанести схему рисунка. Изобразим городецкую птицу (фото 1), традиционные розаны и купавки, и виноградную гроздь (фото 2).

2. Нанести подмалёвку - цветные пятна (фото 3) (кисть № 3-5 белка либо пони), затем тенёвку - более тёмные прорисовки (фото 4) (кисть № 3 белка), и оживка - белые оживляющие элементы в виде дуг, штрихов или точек (кисть №1-2 белка).

Рассмотрим этот процесс более подробно на разных элементах:

Виноградная гроздь

а) подмалёвка - голубые кружочки (фото 5), тенёвка - синие дуги и точки кистью №3, оживка - белые дуги кистью №1 (фото 6).

б) листья округлые с острием на конце, тени с одной стороны листика обвести тонкой черной кистью.

Розаны и купавки

Розан - цветок с круглой серединкой и лепестками-дугами по краю. Купавка - цветок со смещённым центром.

а) в центре цветочной композиции расположить самый крупный цветок (красная купавка), по бокам - розаны поменьше и мелкие голубые купавки.

б) подмалёвка - цветные круглые пятна (фото 3), тенёвка - прорисовать серединки цветов и лепестки (фото 4, 7).

в) разживить белым можно разными способами: дуги, капельки, точки (фото 8).

Городецкая птица


а) форма: туловище имеет изгиб синусоиды, крыло в виде капли, хвост - как крылья бабочки (фото 9);

б) традиционные цвета: туловище - чёрное, крыло в виде капли - зелёное, хвост - красного оттенка (фото 10);

в) подмалёвка - туловище, крыло и хвост (фото 3), затем более тёмной краской нанести перья хвоста и хохолка (фото 10);

г) при разживке можно применить любые городецкие виды оживок: сетка, спиралька, дуги и точки, капли (фото 11).

3. В заключении покрыть слоем бесцветного лака (кисть №10 щетина). Декоративная дощечка готова. (Фото 12).

Пусть эта необыкновенная птица охраняет ваше семейное счастье и радует глаз!

Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.
Нам понадобятся:
1 Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы и № 2 - для замалёвка.
2 Гуашь художественная (можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой.
3 Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)
4 Карандаш, ластик, линейка.
5 Шаблоны, вырезанные из картона – круги разного диаметра. У меня - 5,5 см - большой; 4 см - средний; 2 см - малый.
Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны.


Элементы Городецкой росписи сегодняшнего урока:
Розан, иначе купавка – самый крупный цветок;
Бутон – малый розан, поменьше розана;
Солнышко - розетка - поменьше купавки;
Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета.
Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе.
Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Нарисуйте цветки как на следующем примере, а затем начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (вообщем сколько влезет). Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу, посмотрите на скобки на клавиатуре). А можно иначе – с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (эдакий бугорчик - коромысло)


Заполните листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком.


В центре композиции нарисуем птицу или коня. Я покажу как рисовать птицу. Начинаем рисовать линию живота, только не в центре листа а чуть левее.
а) Сначала рисуем животик, по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик)


б) Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа, то есть большой цветок-розан смотрит как раз на него.

Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.


в) Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать ляжки – это снова 2 чёрточки – дуги.


Птица готова и вся композиция в целом готовы к росписи.
Несколько советов:
Чаще меняйте воду в банке. Я меняю при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза, пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь вертеть рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.
Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.




Второй этапназывается «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах – красная или бордовая оттенёвка. А также хвост у птицы.



Третий этап называется «разживка». Начнём с чёрного цвета. Разживляем листья – ту сторону, что я называла «дуга» обводим черным цветом (только с одной стороны), внутри каждого листика пара усиков разной длины.
С другой стороны листочка нарисовать капельки или чёрточки (от большой капли вверху к маленькой внизу), капельки располагаются параллельно и близко друг другу,
Добавим черных перьев в хвост птицы и пару штрихов на лапках.
Внутри большого розана малиновым цветом посредине изобразим скобочку, а по краям от неё по 2-3 капельки разной длины, повторяющие форму круга. На самых длинных поставить усики, завитые к центру цветка.


Теперь разживим белым цветом – нарисуем «подковки» на оттенёвке у розана и бутонов,


На сердцевинах нарисуйте штриховочку.


Обведите лепестки у розана изнутри, а также яблочки (оранжевые) изнутри и в середине поставьте усик, а на него посадите несколько капелек; и скобку в центре у розана обвести и сделать штриховку, она называется «бородка» (всё белым цветом). Поставьте капельки в середине бутонов и розана и между подковками.


Птичку разживите на свой вкус или как у меня всё теми же приёмами – «подковки», «усики», «капельки», «тычки».
Четвёртый этап– «оживка». Белым цветом спичкой поставьте тычки на листьях (прямо на усиках), а также на сердцевинах, между подковками, глаз у птицы, на крыле, на концах белых усиков (у яблочек). Можно и на хвосте у птицы (я не нарисовала).
Поставьте несколько красных капелек на крыле птицы, и окрасьте рамку в красный цвет.Осталось нарисовать с помощью капелек (чёрным) стебель между цветами, чтоб цветы не висели в воздухе и заполнить пустое пространство усиками выходящими из листьев. На них нанизать параллельные капельки или тычки (от большего к меньшему)
Всё готово!

Айсель Лаптева
Конспект НОД в старшей группе по ИЗО «Роспись доски городецкими купавками и розанами»

Тема : «Роспись доски городецкими купавками и розанами »

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомство с городецкой росписью , ее колоритом, особенностями.

Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и купавки .

Развивающие :

Упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета,ромашки, в нанесении оживки с помощью кисти.

Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

Воспитательные :

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия :

Изделия городецких мастеров (альбом,стол детский, стулья, доски ,игрушки)

Образцы узоров и последовательности рисования «ромашки» , «купавки »

Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанное в форме кухонных досок

Кисточки

Стаканчик с водой

Салфетка

Предварительная работа :

Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, использование их в интерьере групповой комнаты ; беседы с детьми о декоративно – прикладном искусстве; рассматривание альбомов по народному искусству; презентация на тему «Городецкая роспись ,орнамент» .

Словарная работа : прорисовка дуг – лепестков, оттенок, подмалевок, оттеневка, способ бокового мазка (примакивания) .

Материалы : гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны досок.

Ход занятия.

(слайд 1)

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись ?

Это городецкая роспись

Есть на Волге город древний ,

По названью – Городец .

Славиться по всей России

Своей росписью , творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит ,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

II. Основная часть.

Изложение новой темы.

На берегу Волги, раскинулся Городец –древнейший русский город - крепость . (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 3,4)

В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта : детские стулья, столы, конь – качалка, (слайд 5)

Шкатулки, чашки,разделочные доски ,блюда, хлебницы (слайд 6)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи узора используют городецкие мастера ? Фон жёлтый – цвет дерева, это я вам напомнила.

Вы уже знаете,что цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. (слайд 7)

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ,скажите пожалуйста?

Ответы детей (розан , купавка , ягодка, листья, лошадка, птицы). (слайд 8)

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 8) .

Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 9) .

(Можно попросить выйти одного из ребенка и проговорить этапы рисования розана , показать на слайде, назвать все этапы)

Этап росписи купавка (слайд 10)

Этап росписи ромашка , бубенчики, листок (слайд 11,12,13,14)

Первый этап росписи – подмалёвок . Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы) . Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками уже другого цвета рисуются полудуги, которые создают впечатление лепестков сказочного цвета.

Третий этап – оживка.

Когда вся композиция намечена, расписываются мелкие детали : точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте отправимся в нашу мастерскую,на свои рабочие места, на нашем веселом Паравозике.

Физминутка «Паровозик» (Звучит физминутка Весёлый паровозик, дети выстраиваются и по тексту песни выполняют движения)

III. Практическая работа.

Сегодня мы продолжим учиться выполнять элементы цветочной росписи . На экране вы видите образцы написания элементов росписи , их поэтапное выполнение :

Цветок - «Купавка »

Варианты выполнения мотива «купавка »

«Листок» и варианты его выполнения.

У вас на столе лежат шаблоны досочек желтого цвета.

Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка» .

Воспитатель. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски?

Ответы детей. (Если нужно, помочь ответить)

Дети, для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую.

Дети читают стихи выученные заранее.

Наши доски расписные ,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь ,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят .

“Где же хлопцы удалые?”

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петрушка

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Была доска не крашенной ,

Простою, неприглядной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досочка

Узором заиграет,

Гирляндою из розочек,

Украшена по краю

Вот барыня –красавица

Понравилась лихому молодцу,

Идут они гуляют по Городцу

Публикации по теме:

Программное содержание. Учить детей расписывать заготовку по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи,.

Конспект итоговой НОД в старшей логопедической группе с использованием интерактивной доски «В поисках сокровищ» Конспект итоговой НОД в старшей логопедической группе с использованием интерактивной доски. «В поисках сокровищ». Цель: выявить степень.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых »

Факультет:

Институт искусств и художественного образования

Реферат на тему:

Городецкая роспись по дереву.

Работу выполнила

Студентка группы Хгг-112

Илларионова Наталья.

Научный руководитель

Варцава Р.М.

Г. Владимир 2012г.

    История городецкой росписи.

    Техника городецких мастеров

    Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи

    Композиция в городецкой росписи

    Список литературы

    Иллюстрации.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположен¬ных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецая. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец - дочери, муж - жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным. Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Техника городецких мастеров

Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Требуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска - киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис. 1). Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую - с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной.

Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3). Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент". Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент.Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, выполняют без предварительного нанесения контура рисунка. Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью - флейц или беличья № 3. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться. Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания. Бутоны (рис. 7) - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки. Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали. Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от поверхности, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли. Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.

После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки. Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь- символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.

Городецкая птица


Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.




Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.



Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка

Розан

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок . Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.


Купавка

Следующий этап – определение центра цветка . У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.



Работа учащихся: Выполнить эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете.

1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски.

3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок.

4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.