Форма для регистрации нко. Как самостоятельно пройти государственную регистрацию НКО: подробная инструкция. Порядок регистрации ликвидации НКО

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей . Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие ;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей :

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия .

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд , в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса ).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — , ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины .

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции , которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам .

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

В отличие от коммерческих, некоммерческие организации (НКО) создаются не с целью получения прибыли. Однако ведение ими предпринимательской деятельности не запрещается законом. При этом полученный доход не может распределяться между участниками, а расходуется на достижение поставленной цели.

Такие компании могут заниматься социальными программами, благотворительностью, образовательной и культурной деятельностью, а также предоставлением консультаций другим гражданам.

Какие органы этим занимаются?

Ранее гос. регистрацией занималась Федеральная регистрационная служба. Однако ее обязанности были переданы Министерству юстиции . Это привело к установлению нового порядка регистрации компаний при создании, изменении сведений в учредительных документах, реорганизации и ликвидации.

Минюст РФ проводит открытие отечественных НКО, а также отделений иностранных и международных организаций, которые являются неправительственными.

Указанному ведомству подчиняются территориальные органы, которые выполняют оформление местных и региональных объединений.

Для подачи документов следует лично явиться в Минюст или отправить пакет документации почтой с описью вложения и объявленной ценностью. Нередко организации пользуются услугами специализированных компаний, которые берут на себя всю процедуру в полном объеме.

Что нужно сделать до создания?

Необходимо выполнение следующих важных действий:

  • Выбор наименования . НКО должно иметь наименование, которое указывает на характер деятельности. Не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов. Порядок выбора названия осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
  • Юридический адрес . Местонахождение компании определяется местом ее государственной регистрации посредством указания наименования муниципального образования. В ЕГРЮЛ указывается юридический адрес в пределах местонахождения НКО.
  • Выбор вида деятельности . Подобные организации примечательны тем, что делятся на множество разновидностей. Это позволяет учредителям выбрать подходящий вид деятельности в соответствии с их целью.
  • Принятие решения о создании . Решение должно приниматься учредителями единогласно. Это касается тех случаев, когда компания создается несколькими лицами. Кроме того, соответствующим решением должен утверждаться устав, а также управленческие органы.

После выполнения данных действий можно приступать к сбору необходимой документации.

Порядок создания НКО в виде фонда вы можете узнать из следующего видео:

Требуемые документы

Предоставление бумаг должно выполняться после принятия решения о создании. В соответствии с законодательством, необходимо подготовить следующие документы:

  • Нотариально заверенное заявление по форме РН0001. В обязательном порядке указываются ФИО, место жительства и номер телефона.
  • Учредительные документы, которыми могут быть учредительный договор или устав.
  • Два экземпляра решения о создании. Его оформляет единственный учредитель, или создается протокол учредительного собрания несколькими участниками.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  • Сведения о местонахождении действующего органа НКО. Ими могут быть свидетельство о праве собственности, договор аренды, гарантийное письмо и пр.

Некоторые виды организаций должны регистрироваться с соблюдением дополнительных требований к представлению определенной документации.

Порядок подачи и сроки

Процесс оформления занимает довольно много времени. Он состоит из следующих этапов:

  1. Собирается пакет всех необходимых документов.
  2. Он передается в местное управление Минюста лично или почтовым отправлением.
  3. Внесение НКО в ЕГР, что является частью процедуры.
  4. Регистрация в местном органе налоговой инспекции.
  5. Постановка на учет в ПФР и центре занятости.
  6. Получение необходимого для изготовления печати разрешения.
  7. Получение статуса НКО в органах налоговой инспекции.

Данная процедура действительно сложна и требует соблюдения всех требований законодательства. Чтобы избежать проблем и сэкономить время, следует первоначально предоставить грамотно оформленный пакет документов. Если с этим возникают трудности, всегда можно обратиться к специалистам. Однако это приведет к дополнительным финансовым затратам.

Процедура открытия занимает не более 33 дней для общественных объединений. Политические партии проходят регистрацию на протяжении 30 дней . Другие виды компаний не будут ожидать подтверждения более 17 рабочих дней . Однако данные условия не распространяются на религиозные организации. Представленные сроки являются максимальными.

Стоимость

Услуга оформления имеет цену от 15 000 рублей в зависимости от вида деятельности и региона. Перед подачей документов требуется оплатить госпошлину. Ее размер составляет 4 000 рублей .

Оплату государственной пошлины можно произвести в любом банке безналичным платежом. Реквизиты можно взять непосредственно в Минюсте или же посетить сайт регионального отделения. Квитанцию нужно сохранить и сделать ее копию перед подачей заявления, предъявив оба экземпляра.

Можно сэкономить на процедуре, выполняя все действия самостоятельно. Однако многие граждане не имеют достаточного времени на сбор и представление документов.

Кроме того, бумаги необходимо правильно оформить, чтобы не пришлось в дальнейшем заново подавать заявление и другие сведения. Поэтому некоторым лицам целесообразнее обращаться в компании, которые предлагают услуги по регистрации. Клиенты могут быть уверены в том, что процесс будет проведен правильно и без задержек.

Какие документы нужно получить?

Минюст России принимает решение о создании НКО, и на его основании налоговые органы производят внесение соответствующих сведений в реестр юридических лиц. После того, как данные будут внесены в ЕГРЮЛ, учредитель получит свидетельство о государственной регистрации. С данного момента организация признается юридически созданным субъектом, она ставится на учет в налоговой инспекции. Учредителю выдается ИНН – свидетельство, которое подтверждает осуществление данной процедуры.

После принятия положительного решения о регистрации заявителю также будут предоставлены коды из службы статистики. Для их получения необходимо подать соответствующее заявление, свидетельство и . Если в Росстат обращается не учредитель, а его представитель, необходимо дополнительно предъявить доверенность на данное лицо. Документ должен быть нотариально заверенным.

Юридическое лицо также должно пройти постановку на учет в государственных внебюджетных фондах.

Создание организации некоммерческого типа становится основанием для регистрации в пенсионном фонде, фондах социального и медицинского страхования. Это объясняется тем, что деятельность НКО подразумевает наем работников по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Данные передаются непосредственно ФНС или Минюстом во внебюджетные фонды, после чего юридическое лицо получает соответствующие документы о постановке на учет.

Открытие банковского счета не является обязательным требованием, однако при его невыполнении могут появиться затруднения в процессе осуществления деятельности.

Это объясняется тем, что юридическим лицам придется в безналичном порядке производить необходимые расчеты друг с другом. Они могут подразумевать собой оплату товаров, услуг, исполнительных работ и пр.

После того, как учредителем будут получены все необходимые документы, можно приступать к ведению деятельности. При этом важно знать права и обязанности, а также следить за изменениями законодательства, что позволит избежать проблем.

Почему можно получить отказ?

Минюст России вправе затребовать только те документы для оформления, которые установлены федеральным законодательством. Государственный орган проводит их тщательную проверку на отсутствие ошибок и достоверность предоставленной информации. Нередко возникают ситуации, когда граждане ошибаются при внесении некоторых сведений или предоставляют не ту документацию.

Если документы, которые предоставлены регистрирующему органу, оформлены в ненадлежащем порядке, процедура регистрации будет приостановлена. Ее можно восстановить путем устранения выявленных нарушений. Сделать это можно не позднее чем через три месяца со дня получения отказа. Если документы не будут подвержены исправлению в предусмотренный срок, в процедуре открытия НКО будет полностью отказано.

На данный момент граждане получили возможность изменения сведений, ранее она отсутствовала, и заявитель сразу получал отказ.

Кроме неверного заполнения и оформления существуют и другие причины для отказа. Он последует, если в учредительные документы были внесены изменения лицом, которое не имеет на это полномочий. Также причиной может стать несоблюдение сроков для проведения процедуры.

В случае отказа физическое лицо получит соответствующее уведомление. В нем указывается основание, что позволяет в кратчайшие сроки исправить все допущенные ошибки.

Причины доверить процесс специалистам

Как уже упоминалось ранее, процедуру могут проводить специализированные компании. Для пользования их услугами существуют следующие причины:

  • сбор всей необходимой документации производится быстро;
  • сведения проверяются на достоверность и отсутствие ошибок специалистом;
  • клиенту не придется участвовать в процедуре;
  • процесс выполняется без задержек в предварительно оговоренные сроки;
  • физическое лицо имеет большую вероятность принятия положительного решения регистрирующими органами;
  • после прохождения процедуры все разрешающие документы будут получены быстро;
  • невысокая стоимость.

Однако стоит внимательно подбирать компанию, в которую вы собираетесь обратиться. Она должна иметь соответствующие документы и хорошую репутацию. В противном случае процедура оформления может затянуться надолго, или вовсе будет получен отказ.

В статье будет раскрыта основная информация, касающаяся регистрационного процесса предприятий некоммерческого типа.

Каким образом происходит процесс, необходимые документы и куда обращаться в этих случаях – далее. Любая деятельность организаций должна быть зарегистрирована.

Некоммерческие типы предприятий не стали исключением. Самостоятельно регистрируя такой тип организации, можно столкнуться со множеством проблем.

Процесс этот нелегкий, требует внимания и ответственности. Важно знать некоторые моменты и особенности регистрации.

Основные сведения

Организации некоммерческого типа пользуются спросом у юридических лиц из-за своего правового статуса, особенностей открытия и порядка регистрации.

От коммерческих отличаются тем, что организации некоммерческого типа не считают своей целью извлечь прибыль из деятельности. Они могут преследовать и другие цели.

Открывать подобное предприятие могут как гражданские лица, так и юридические. Обладает следующими правами:

  • открывать банковский счет как в Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • иметь печать, на которой содержится название организации;
  • создавать бланки, штампы, эмблему.

Имущество формируется благодаря:

  • вкладам участников организации;
  • пожертвованиям, взносам благотворительного характера;
  • выручке от товаров;
  • доходам от деятельности, процентам.

Организации некоммерческого типа могут открываться в любой форме:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Группировка общественного типа.
  3. Организация духовного характера.
  4. Фондовый Фонд.
  5. Агентство.
  6. Некоммерческое партнерство.
  7. Независимая организация.
  8. Объединение лиц юридического типа.

Более подробная информация о каждом типе будет приведена далее.

Необходимые понятия

Некоммерческая организация – тип предприятия, целью которой не является извлечение дохода и распределение его между участниками.

Создаются такие организации для достижения целей культурного, благотворительного, образовательного характера.

Они призваны удовлетворять потребности людей, защищать их права и интересы, оказывать помощь в решении конфликтов.

Созданной такая организация считается с момента регистрации. Срок деятельности ее неограниченный, она должна иметь собственный капитал и .

Внебюджетный фонд Фонд финансовых средств, который формируется вне бюджета государства. Цель – реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, страхование различных типов, помощь медицинского характера
Пошлина от государства Сбор денежных средств, которые взимаются официальными органами государства. Размер ее устанавливается законодательством
Министерство юстиции Исполнительный орган власти, функции которого заключаются в выработке и реализации политики государства, регулировании прав
Пожертвование Поступление денежных средств от тех лиц, которые не являются основателями НКО. Это также могут быть ценные бумаги, вещи или предметы
Смета Документ, содержащий информацию о стоимости выполненных организацией программ, доходах и расходах

Разделение на виды

Неторговая организация может открываться в любой форме, если это не перечит Закону.

Законодательство Российской Федерации допускает такие типы НКО:

Религиозная организация Это не вынужденная группировка граждан, направленная на удовлетворение всех нематериальных потребностей. Такой тип создан для того, чтобы достигать цели нематериального характера
Фонд Организация, которая не имеет участников. Создается благодаря добровольным взносам имущественного типа. Преследует социальные цели, духовные, благотворительные
Потребительский кооператив Объединение граждан или юридических лиц на добровольной основе. Капитал формируется благодаря взносам, которые могут вносить все лица, достигшие 16-ти лет. Из документов у организации имеется Устав, который принимает высший орган – собрание всех учредителей
Учреждение Создается собственником в целях управленческой, культурно-социальной и прочих функций. Финансируется организация им же. Собственником может быть лицо физического или юридического типа, держава, образование муниципального характера. Учреждение может создаваться несколькими собственниками
Ассоциация или союз В организации такого типа объединяются частные или юридические лица. Представляют они собственные интересы, выполняют полезные для общества функции
Автономная организация некоммерческого типа В автономной некоммерческой организации объединяются граждане различных слоев с целью оказания услуг населению в сферах, которые играют для них роль и оказывают влияние
Партнерство В такие организации объединяются, юридические лица, предприятия. Оказывают услуги по защите прав людей, оказанию помощи различного характера

С какой целью создаются

Организации некоммерческого типа имеют множество целей. Основные из них:

  • охрана здоровья населения;
  • защита прав и интересов незащищенных слоев граждан;
  • развитие физической культуры, спортивных достижений;
  • разрешение спорных вопросов, конфликтных ситуаций;
  • оказание помощи юридического, медицинского характера;
  • благотворительность;
  • другие цели, способствующие достижению благ населения.

Действующая законодательная база

Носит оно название «О мерах реализации положений законов, регулирующих деятельность НКО».

Важно учесть тот момент, что квитанция должна содержать имя того человека, который подает документы. Еще одна причина отказа – неправильно оформленный .

Какие нужны документы

После принятия решения об открытии организации неприбыльного типа в течение трех месяцев необходимо подать документы, которые включают в себя:

Все документы подаются в 2-х экземплярах – оригинал и его ксерокопия.

Куда обращаться

Осуществить регистрацию организации некоммерческого типа может только Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган.

Сделать это нужно не позднее 3-х месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.

Внебюджетные фонды

Это необходимо для осуществления предоставления отчетности по ведению бухгалтерии. Если предприятие не осуществит постановку на учет, то на него налагается штраф.

Видео: регистрация юридических лиц

Также в процессе своей деятельности организация некоммерческого типа обязана извещать внебюджетные фонды обо всех изменениях.

После этого фонды выдают организациям извещения, которые подтверждают факт регистрации.

Взыскание госпошлины

Перед процессом регистрации необходимо уплатить государственную пошлину. Размер ее составляет 4 тысячи рублей.

Выдача свидетельства

После предоставления пакета документов Министерство Юстиции Российской Федерации в течение месяца выдает свидетельство. Оно дает гарантию того, что организация некоммерческого типа прошло регистрацию.

В данном документе упоминается название организации, место ее расположения, а также присваивается код – номер регистрации.

Если нужно внести изменения

Внесение поправок является распространенным среди учредителей некоммерческих предприятий.

Чтобы внести изменения, понадобятся такие документы:

  • ксерокопия свидетельства в реестре об изменениях;
  • выписка из него;
  • договор организации, Устав;
  • документ, подтверждающий постановку на учет в органы налоговой инспекции;
  • данные об учредителе НКО.

Подаются ксерокопии всех перечисленных документов. Также необходимо указать данные о всех поправках. Если меняется генеральный директор, то изменения в документах не отображаются.

Если планируется изменить Устав, то необходимо будет предоставить новый образец. Также изменения вносятся при смене личных данных учредителя, вида деятельности.

Особенности создания общественных организаций в Москве

Особенности следующие:

Создание Для этого необходимо не меньше трех лиц о типа. Также могут входить и юридические лица
Членство Члены такой организации не вправе претендовать на долю имущества. Также они не отвечают за обязательства организации. Количество участников не ограничено. Учредительный документ – Устав. Взносы членов общества не подлежат уплате налогов
Управление Высший орган – конференция или собрание. При исключении участника из общества нет необходимости менять учредительные документы
Территориальное деление Организация может быть общероссийской, региональной, межрегиональной и местной
Регистрационный процесс Осуществляется Министерством Юстиции. Законом предусмотрен срок регистрации в Минюсте – 45 дней. После регистрации необходимо встать на учет в налоговую службу и все внебюджетные фонды
В названии должны отображаться вид деятельности Расположение и правовая форма

При открытии общественной организации необходимо учитывать требования, которые устанавливает Законодательство.

Таким образом, процесс открытия и регистрации организации некоммерческого типа – нелегкий.

Прежде чем приступить к нему, необходимо ознакомиться с нормативной базой. Пакет необходимых документов предоставляется в органы Министерства Юстиции в течение месяца.

Основная цель таких организаций не носит материальный характер. Она направлена на достижение благосостояния населения.

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018-2019 годов, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018-2019 годах

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей. Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО. Об этом мы и поговорим далее.

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации , подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета . Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней .

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Отказ в регистрации НКО

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум - 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.