Порядок участия в органах управления некоммерческой организации. Высший орган управления некоммерческой организацией

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

  • О некоммерческих организациях
    • Глава V. Управление некоммерческой организацией
      • Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Вопрос:

Наша организация является Некоммерческим партнерством. В состав членов партнерства входят физические и юридические лица. Директор избирается (по Уставу) на основании Общего собрания сроком на1 год. Сейчас нам нужно продлить полномочия. На Общем собрании присутствовало большинство членов партнерства. Необходимы ли подписи всех присутствующих на собрании или же протокол Общего собрания может быть подписан председательствующим собрания и секретарем собрания. Можно ли уточнить форму такого протокола.

Ответ нашего сотрудника:

В силу п.4 ст.29 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях " Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов . Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании.

По этой причине вопрос правомочности проведения собрания без 100% явки не рассматривается. Отметим, что не вышеуказанным федеральным законом, ни Гражданским кодексом РФ вопросы регулирующие порядок проведения общего собрания членов некоммерческой организации не регулируется. По этой же причине подпись на протоколе общего собрания его председателем и секретарем не может свидетельствовать о том, что при его проведении было обеспечено присутствие большинства членов некоммерческой организации. Если сравнивать, например, с Обществами с ограниченной ответственностью , то ведение протокола общего собрания в соответствии со ст. 37 Федерального закона №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью » организуется исполнительным органом и участники определить и председателя и секретаря общего собрания участников.

По этой причине наличие подписей на протоколе общего собрания членов некоммерческой организации только председателя и секретаря мы считаем недостаточными. Такой протокол должен быть подписан всеми присутствующими на общем собрании членами некоммерческой организации и разумеется их количество при проведении собрания должно быть больше половины ее членов.

С другой стороны, если в соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вы вправе в Уставе некоммерческой организации предусмотреть порядок оформления протокола общего собрания членов некоммерческой организации, предусматривающий, что он может быть подписан только председателем и секретарем общего собрания. Кроме этого необходимо предусмотреть и то, каким образом данные лица будут назначаться. Если ж об этом в Вашем Уставе ничего не говорить, то либо надо вносить изменения в Устав, либо подписывать протокол в порядке, как нами сказано выше.

Примерную форму протокола общего собрания некоммерческой организации прилагаем.

________________________________________________________

(полное наименование, адрес некоммерческого партнерства)

ПРОТОКОЛ N ___

Общего собрания членов Некоммерческого партнерства

"_________________________"

г. ______________

"__"___________ ____ г.

Место проведения (адрес): ________________________.

Время проведения: ________________________________.

Присутствовали:

1) ___________ в лице ___________, действующ___ на основании _________;

2) __________ в лице ____________, действующ___ на основании __________.

Кворум для принятия решений по повестке дня имеется.

Повестка дня:

Собрание открыл ______________. Предложено выбрать председательствующим собрания ________________, секретарем собрания - _______________.

Председатель собрания - ___________________________;

секретарь собрания - __________________________.

РЕШЕНИЯ ПО ПОВЕСТКЕ ДНЯ:

1. По первому вопросу:

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

……………………………………………………

2. По второму вопросу:…………………………………..

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

……………………………………………………………….

3. По третьему вопросу:

………………………………………………………

За - ______________;

Против - __________;

Воздержались - ____.

Решение принято.

Постановили:

…………………………………………..

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ПАРТНЕРСТВА:

1)______________________________________

2)______________________________________

3)______________________________________

Председатель ________________________________

Секретарь ___________________________________

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.

Комментарий к ст. 29

1. Статья не применяется к религиозным организациям (п. 4 ст. 1 Закона). Такие организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (ст. 15 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях»).
Порядок управления деятельностью государственной корпорации, в т.ч. органы управления, порядок их формирования, порядок назначения и освобождения от должности должностных лиц корпорации определяется федеральным законом о создании конкретной корпорации (п. 3 ст. 71 Закона).
Наименования высших органов управления некоммерческими организациями различны. Представляется вполне логичной законодательная практика, юридически закрепившая наименования высших органов управления некоммерческими организациями, возникших и функционировавших еще до принятия соответствующих законов.
Например, комментируемый Закон устанавливает наименование высшего органа ассоциации (союза) — общее собрание, а одна из разновидностей некоммерческих организаций — общественное движение, — согласно ФЗ «Об общественных объединениях», сохранило наименование своего высшего органа — съезд (конференция), которое, как известно, употреблялось в течение нескольких лет до принятия указанного закона. Впрочем, этот же федеральный закон допускает и другое наименование высшего органа общественного движения — общее собрание.
Закон не устанавливает исчерпывающий перечень наименований всех видов некоммерческих организаций. Поэтому при отсутствии в Законе названия высшего органа, например, автономной некоммерческой организации, фонда, учредители этих организаций вправе в уставах самостоятельно определить название своего высшего органа. Разумеется, наименование высшего органа должно соответствовать требованиям, установленным законом. Так, для автономной некоммерческой организации установлено требование: высший орган может быть только коллегиальным. Следовательно, это может быть, например, общее собрание, но не президент, не директор и т.п.
Поскольку состав и компетенция органов управления общественными и религиозными организациями регламентируются законами об этих организациях, комментируемый Закон определяет компетенцию других некоммерческих организаций.
2. Гражданское законодательство (ст. 50 ГК РФ) определяет различие между коммерческими и некоммерческими организациями прежде всего по целям их деятельности: для коммерческих организаций это извлечение прибыли, для некоммерческих организаций — иные цели, не связанные с извлечением прибыли.
Аналогичная практика имеется и в ряде зарубежных стран. Один из авторитетных специалистов в области зарубежного гражданского права М.И.Кулагин отмечал, что институт юридического лица используется не только в имущественной сфере, но и для оформления различного рода коллективных интересов, защиты интересов отдельных групп населения (профсоюзные, женские, спортивные организации, общества потребителей и т.п.) (см.: М.И.Кулагин. Избранные произведения. — М., Статут, 1997, с. 222).
Некоммерческие организации создаются для достижения определенных целей — социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и т.п. Следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность возможна в рамках некоммерческой организации лишь в случае, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует этим целям.
В зависимости от того, как сформулирована цель деятельности общественного объединения, решается вопрос об отнесении его к категории политических общественных объединений. В соответствии со ст. 12, дополненной ФЗ от 19 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» (СЗ РФ, 1998, N 30, ст. 3608), политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
В законодательстве также определены признаки, в соответствии с которыми общественное объединение не может быть признано политическим: если объединение зарегистрировано в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, если уставом допускается членство в нем иностранных граждан, иностранных или международных организаций и т.п.
При всем разнообразии целей, ради которых создаются некоммерческие организации, Закон устанавливает ряд общих вопросов, которые относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
3. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации. В частности, к ним относятся изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества и т.п.
В отличие от федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» комментируемый Закон предоставляет возможность некоммерческой организации создать постоянно действующий коллегиальный орган управления, к ведению которого может быть отнесена часть вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления: утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях.
Для того, чтобы реализовать эту возможность, необходимо предусмотреть в уставе некоммерческой организации создание такого органа и наделение его соответствующими полномочиями. Поскольку название указанного органа Законом не определено, учредители вправе дать ему свое наименование. Главное условие при этом заключается в том, чтобы наименование соответствовало существу деятельности коллегиального органа, например, совет, коллегия и т.п.
К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Эти вопросы не могут быть делегированы другим органам управления некоммерческой организации.
4. Закон определяет не только компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации, но и порядок реализации его компетенции. Установлено, что решение высшего органа правомочно, если на его собрании или заседании присутствует более половины его членов. При этом решение принимается простым большинством голосов присутствующих, а по вопросам исключительной компетенции — единогласно или квалифицированным большинством в соответствии с требованиями законодательства или учредительных документов некоммерческой организации. Следовательно, вопросы, касающиеся принятия решений, связанных с реализацией исключительной компетенции высшего органа, также должны быть регламентированы уставом некоммерческой организации.
У некоторых читателей может сложиться впечатление, что этот пункт регламентирует сугубо технический вопрос — процедуру принятия решений. Между тем, речь идет о волеизъявлении юридического лица, и этим определяется значимость данной процедуры.
Хотелось бы напомнить, что первый российский профессор Д.И.Мейер (1819-1856), впервые разработавший курс русского гражданского права, отмечал, что воля — это принадлежность не только отдельного человека. «Точно также и из отдельных физических лиц, составляющих орган юридического лица, каждое имеет свою волю, которая может совпадать с волей других лиц или не совпадать. Поэтому и законодательству приходится принимать в соображение волю отдельных членов органа юридического лица и постановить, чтобы или единогласная воля членов считалась волей юридического лица, или воля большинства».
5. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть физические и (или) юридические лица. Для работников этой некоммерческой организации установлено ограничение в высшем органе управления — их количество не может превышать одну треть общего числа членов высшего органа.
Из содержания второго абзаца п. 5 комментируемой статьи следует, что какого-либо вознаграждения за выполнение обязанностей члена высшего органа управления, кроме компенсации конкретных расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления, выплачиваться не должно. Разумеется, речь идет только о членах высшего органа управления. Такое ограничение вполне логично и вытекает из смысла ст. 10 Закона, в соответствии с которой учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.