Какие страны вступают в евразийский союз. Заседания руководящих органов. Действующие страны и кандидаты

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

Общие сведения об организации

Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

Как появилась идея о формировании ЕАЭС

Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

История ЕАЭС

Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз. В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

Поступательное развитие

Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Преимущества ЕАЭС

Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

Члены ЕАЭС получат возможность:

Пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

Динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

Повышать производительность труда;

Увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

Обеспечивать занятость граждан.

Перспективы роста ВВП

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Социальный аспект интеграции

Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать укреплять дружбу наций. Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения. Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Наднациональные структуры

Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией. В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

Прежде всего, это различные комиссии:

По экономике;

По сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

По межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

По вводу денежной единицы для расчетов;

По вопросам экологии.

Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Изучим особенности ее деятельности подробнее.

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства. Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса. Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Сотрудничество на мировом уровне

По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.

Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Сегодня вопросы о ЕАЭС, что это такое, какую силу может в себе заключать, постепенно находят свои ответы. Очевидно, что такие с виду устойчивые международные организации, как НАТО и Евросоюз, сплоченного западного мира приводит к логичному стягиванию аналогичного полиса силы на Востоке. И Россия стремится стать центром таких сил, создавая ЕАЭС, союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Бездейственное СНГ

ЕАЭС - что это такое? Формально это молодое международное объединение, олицетворяющее собой восточное противостояние западным монолитам. Вместе с тем Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. В принципе первым альянсом на данной территории можно считать известное СНГ - содружество независимых государств, которое по большей части было бездейственным союзом, имеющим крайне мало содержательности.

Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество. Идея о его создании была подана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. В течение пяти лет партнеры искали оптимальные решения реализации нового партнерства. И в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнерство вступало в силу в 2001 году.

Таможенный союз

Одним из главных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создания единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз. Союз создавался с целью усиления торговой интеграции, создания торговых беспошлинных зон, где товарообмен не сопровождался бы какими бы то ни было экономическими ограничениями. В союз вошли все государства ЕАЭС, образование которого также активно обсуждалось с тех самых пор.

Внедрение действий единого таможенного кодекса, который был принят и ратифицирован всеми государствами участниками, не было безоблачным. Конфликт разгорелся между Кремлем и Минском, да так, что Владимир Путин пригрозил белорусскому лидеру, что действие союза начнется без него. В итоге в апреле 2011 года транспортный контроль на русско-белорусской границе был отменен. При сохраненном пограничном и миграционном из этих стран предполагает нулевую и отсутствие выплат по акцизам. При импорте НДС и акцизы поступают в налоговые органы Российской Федерации.

Второй шаг - к единому пространству

В конце 2011 года страны участницы создали Среди главных задач комиссии было, в том числе, еще большее укрепление экономических связей в качестве плацдарма, на котором и должно было развернуться создание ЕАЭС.

В начале 2012 года было образовано усиливавшее взаимную интеграцию стран. Начало работы было ознаменовано ратифицированными всеми членами созданного пространства документами в количестве 17 соглашений.

Это было последним организационным этапом, результатом которого стало подписанное 29 мая прошлого года в деловом центре Казахстана Астане соглашения о создании ЕАЭС. Первого января этого года союз вступил в силу при участии России, Казахстана и Белоруссии, на день позже соглашения ратифицировала Армения. И лишь спустя четыре месяца состоялось вступление Кыргызстана.

Армянская доля

Довольно долго с присоединением к российским союзам на азиатском театре тянула Армения. И хотя в новорожденное объединение страна вступила 2 января этого года, до этих пор несколько лет вытягивала для себя дополнительные преференции при любых разговорах о вступлении в тот же Таможенный союз и в более ранние организации. По итогам тактики затягивания Армения выбила 1,13 % доли от таможенных пошлин товаров, ввозимых на территорию союза. Стоит отметить при этом, что страна не имеет прямых границ ни с кем из участников Таможенного союза. Помимо этого на единые на приобретение товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственной продукции) Армения перейдет только к 2022 году. На молочку, яйца и мед отдельные тарифы будут действовать до 2020 года, а на фрукты и орехи - до 2019-го.

Аналогичные послабления предусмотрены и в других видах продовольственных товаров. До 2018 года будут применять нулевые таможенные пошлины на бензин, единый с ЕАЭС тариф будет введен только в 2020 году. Таким же образом планируется регулировать пошлины на фармацевтику, органическую и неорганическую продукцию, удобрения, бытовую химию и некоторые другие.

Льготы для нового участника в основном легли на самого крупного игрока союза - Россию и, по подсчетам некоторых экономистов, по итогам этого года может обойтись в 5,2 $млрд. Стоит добавить, что незадолго до официального вступления Армении в ЕАЭС, Евросоюз ассигновал 77,5 млн евро.

В полку прибыло

Последним на сегодняшний день участником, вступившим в союз, стал Кыргызстан, ЕАЭС окончательно примет нового игрока 29 мая, согласно подписанным документам. О вступлении 8 мая текущего года сообщил вновь избранный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В своей речи он отметил, что все сомнения, возникавшие ранее, были сняты.

Более того, тогда же казахский лидер сообщил и о намерении, которое высказали страны ЕАЭС не так давно, заключить договор о свободной зоне торговли с Вьетнамом. Интерес к данному соглашению также проявили Турция, Азербайджан, Индия и Монголия.

Стратегия экономического развития

Хотя был долгий путь к созданию ЕАЭС, что это такое с экономической точки зрения - по-прежнему не очень ясно. Декларировалось сразу несколько интеграционных положительных моментов для национальных экономик. В частности, конечная стоимость товаров должна снижаться за счет значительно уменьшившихся издержек на перевозку товаров внутри стран, а также на продажу их за рубеж. Экономическое развитие стран-участниц должно быть на одном уровне, что позволит обеспечить «здоровую» конкуренцию. Между тем, как страны достигнут одного уровня, не пояснялось. Кроме того, ожидается, что сокращение издержек в результате отмены торговых ограничений позволит увеличить производительность труда и, как следствие, повысить зарплату.

Разрастающаяся территория ЕАЭС и экономический рост приведут к увеличению спроса, полагают адепты союза, что, в свою очередь, будет стимулировать и способствовать наращиванию объемов производства всех видов товаров. И, таким образом, благосостояние народов, входящих в союз, должно только расти с каждым годом.

Компромиссные подходы

Несмотря на декларируемые задачи, свое существование союз все же начал с обязательств облегченной формы. Так, значительно меньший спектр полномочий был оставлен за Евразийскими экономическими комиссией и судом, которые должны были отслеживать и регулировать соблюдение договоренностей. При неисполнении постановлений ЕЭК, спор переходит в судебную плоскость. Однако решения, выносимые судом, носят рекомендательный характер, а конечно решение по спорным моментам принимаются на уровне совета лидеров государств. Более того до 2025 года, а то и на неопределенный срок отложены решения по вопросам создания финансового регулятора ЕАЭС, а также единого органа управления торговлей энергоресурсами.

Контрольные органы

В рамках ЕАЭС по примеру Евросоюза были созданы соответствующие управленческие органы: Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. В состав первого управленческого органа входят лидеры стран-участниц и председатели правительств данных государств. Лидеры в рамках союза встречаются ежегодно не реже одного раза, главы правительств собираются, как правило, два раза в год. Решения принимаются на демократических основах, они обязательны к выполнению для всех членов союза. В полномочия ВЕЭС также входит определение состава и компетенции других органов союза.

ЕЭК является постоянным органом союза. Его полномочия определены в уставе ЕАЭС и подразумевают обеспечение условий для успешного интегрирования стран в единые экономические реалии. Также ЕЭК были переданы компетенции существовавшей ранее комиссии ТС. Среди них определение макроэкономической, энергетической, валютной, миграционной политики; решение вопросов тарифного регулирования и естественных монополий, субсидирования и внешней торговли и многие другие. Бюджет ЕЭК формируется за счет взносов участников союза.

Реакция Запада

Организация сильного восточного альянса, разумеется, никак не улыбается странам Запада. И Европейские державы, и США выражают свои опасения и несогласие с любыми попытками интеграции на постсоветском пространстве, а уж тем более и в прежнем составе. Вопросом «ЕАЭС - что это такое, прежде всего, с политической точки зрения» на первых порах задавались едва ли не все политологи-антагонисты.

Наиболее категоричное недовольство звучало со стороны США, которые после создания Таможенного союза и в преддверии договоренностей о ЕАЭС однозначно обозначили это как попытки России занять доминирующее положение на постсоветском пространстве. Между тем, по версии американского политолога Россия может стать мощным державой и формировать восточный полис только при условии объединения с Украиной.

Перспективы единой валюты

Был создан относительно недавно, однако самыми актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами. Уже в марте этого года Владимир Путин дал поручение Центральному банку и нижней палате парламента найти решение данных вопросов совместно с центробанками всех стран участниц союза до 1 сентября текущего года.

Среди наименований новой денежной единицы обсуждаются «алтын» (термин тюркского происхождения, уходящий в бытность Золотой Орды) и «евраз», что пересекается с евро. Эксперты, комментируя идею единой валюты, отмечают, что полноценная интеграция без таковой невозможна. Ранее высказывалась также идея создания единого евразийского ЦБ по примеру для Казахстана, России и Белоруссии. В подписанных по этому вопросу документах значился 2025 год. В то же время ухудшающаяся геополитическая ситуация, вероятно, толкает, в частности, Владимира Путина на ускоренные меры, полагают аналитики.

Политические амбиции

Как только речь зашла о валютной интеграции в рамках ЕАЭС, международные эксперты еще четче стали оценивать союз с точки зрения исключительно политической плоскости. Эксперты утверждают, что ускорение этого процесса при полном недоверии ни к одной из валют стран-участниц - крайне рисковая операция, и перспективы ЕАЭС вызывают в данном разрезе большие вопросы. Понимание этого, разумеется, убедит партнеров пойти навстречу Москве, но и позволит выторговать себе немало послаблений. Все страны, утверждают аналитики, готовы на совместную работу только в случае, если могут получить что-то взамен. Покрываться эти преференции будут за счет российского бюджета. А поскольку крайняя заинтересованность в союзе очевидна с российской стороны, у нее и может быть самая слабая позиция.

1 февраля 2019 , Д.Медведев: «За 10 месяцев 2018 года внутрисоюзная торговля выросла почти на 12%, причём преимущественно за счёт увеличения товарной массы. Нам необходимо наращивать взаимную торговлю и дальше, чтобы на потребительском рынке было больше товаров, которые сделаны в Евразийском союзе, а у людей – и это главная цель, которую мы должны стараться достичь, – был хороший выбор, исходя из их предпочтений, качества и не в последнюю очередь цены».

1 февраля 2019 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Целью форума является выработка совместных мер, которые позволят ускорить развитие цифровых экономик стран ЕАЭС, повышая их конкурентоспособность. Основная тема дискуссии – перспективы интеграции технопарков Евразии, создание совместных инновационных проектов, обмен опытом по вопросам продвижения и поддержки стартап-компаний и молодых специалистов в сфере IT.

29 января 2019 , Дмитрий Медведев и Премьер-министр Армении Никол Пашинян обсудили двустороннее экономическое сотрудничество и интеграционное взаимодействие в Евразийском экономическом союзе

20 января 2019 , Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе Дмитрий Медведев и Премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев обсудили по телефону торгово-экономическое сотрудничество

28 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Президент России подписал Федеральный закон о ратификации Соглашения о международных договорах ЕАЭС с третьими странами, международными организациями или интеграционными объединениями Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №428-ФЗ. Соглашение, которое подписано в Сочи 14 мая 2018 года.

28 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №429-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму постановлением Правительства от 17 сентября 2018 года №1097. Соглашение подписано в Астане 17 мая 2018 года. Реализация Соглашения будет способствовать увеличению объёмов торговли и развитию экономических связей между его участниками, увеличению поставок российской промышленной и сельскохозяйственной продукции в Иран.

27 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна по итогам заседания Евразийского межправительственного совета

27 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Д.Медведев:«В первые три квартала внутрисоюзная торговля выросла приблизительно на 13,5–14%. 90% поставляемой продукции произведено в странах Евразийского союза. В целом объём внешней торговли увеличился на 22%, преимущественно за счёт экспорта, который опередил импортные поставки».

26 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об утверждении плана развития системы поставщиков Распоряжение от 21 ноября 2018 года №2549-р. Утверждён план по развитию системы поставщиков, обеспечивающий расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации. Цель принятых решений – обеспечивать выполнение международных обязательств по формированию российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации, стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

2 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Обсуждались актуальные направления взаимодействия государств – участников Содружества в таких сферах, как атомная энергетика, космос, инновации, экология, коммуникации, налоговое администрирование.

2 ноября 2018 , Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе О прекращении действия Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами в эти государства Распоряжение от 31 октября 2018 года №2366-р. Соглашение утратило свою актуальность в связи с тем, что вопросы таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами в государства Евразийского экономического союза, в том числе в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, регламентируются Таможенным кодексом ЕАЭС, решениями Совета Евразийской экономической комиссии и Коллегии Евразийской экономической комиссии.

2 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами СНГ для проведения налогового администрирования Распоряжение от 30 октября 2018 года №2349-р. В целях создания благоприятных условий для распространения практики обмена в электронном виде информацией в области налогообложения между государствами СНГ и совершенствования налогового администрирования в этих государствах проектом Протокола определяются требования к составу, структуре и формату представления такой информации.

2 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о взаимодействии по профилактике и ликвидации очагов болезней и вредителей леса на приграничных территориях государств СНГ Распоряжение от 29 октября 2018 года №2335-р. Цель будущего Соглашения – разработка совместных мер по развитию лесопатологического мониторинга и повышению уровня защищённости приграничных территорий государств СНГ от воздействия болезней и вредителей леса для минимизации причиняемых ими потерь лесов и экономического ущерба.

2 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о совместной деятельности государств СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях Распоряжение от 30 октября 2018 года №2341-р. Проект Соглашения раскрывает и конкретизирует положения Конвенции СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанной в ходе заседания Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 года в Душанбе.

2 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в области развития и использования систем сотовой подвижной связи Распоряжение от 31 октября 2018 года №2355-р. Проектом Протокола предусматривается расширение взаимодействия государств СНГ в области подвижной радиотелефонной связи с учётом появления новых возможностей современных цифровых стандартов телефонной связи, передачи данных, доступа к интернету.

15 октября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов в рамках ЕАЭС Распоряжение от 10 октября 2018 года №2175-р. Реализация Соглашения, в случае его подписания, обеспечит создание межгосударственного органа, уполномоченного государствами ЕАЭС на проведение расследований авиационных происшествий и серьёзных инцидентов, формирование актуализированной в соответствии с документами Международной организации гражданской авиации правовой базы, регулирующей отношения в этой сфере, и подготовку соответствующих специалистов.

29 сентября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС, и правилах обеспечения безопасности такой продукции Распоряжение от 27 сентября 2018 года №2050-р. Соглашение направлено на обеспечение юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, безопасности продукции, не включённой в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС.

17 сентября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ О внесении в Госдуму законопроекта о ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном Постановление от 17 сентября 2018 года №1097. Соглашение подписано в Астане 17 мая 2018 года. По условиям Соглашения не позднее чем через год после его вступления в силу Стороны обязуются начать переговоры по заключению полноценного соглашения о свободной торговле. Реализация Соглашения будет способствовать увеличению объёмов торговли и развитию экономических связей между его участниками, увеличению поставок российской промышленной и сельскохозяйственной продукции в Иран.

12 сентября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ О внесении в Госдуму законопроекта о ратификации Соглашения об условиях пребывания в России Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими опасными видами преступлений на территории государств СНГ Постановление от 12 сентября 2018 года №1086. Соглашение подписано в Москве 6 февраля 2018 года.

1