Индивидуальные особенности восприятия человека человеком. Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие во многом зависит от особенностей . Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, или синтетический , тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим , - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный . Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Анна и Петр вместе готовились к контрольной работе. Петр предложил прочитать текст, который они разбирали, вслух, чтобы лучше его запомнить. «Зачем? — пришла в недоумение Анна.— Можно просто прочитать, все запомнится и так». Как вы считаете, почему у Анны и Петра разные подходы к запоминанию учебного материала? Какой из них лучше?

Индивидуальные особенности обучения

Для каждого человека характерен индивидуальный стиль обучения. Это дает возможность людям с разными особенностями нервной системы, разными способностями достичь успехов в обучении.

Весь наш жизненный опыт можно описать словами: «знаю», «умею», «могу», «хочу». На основании того, что мы знаем, умеем, можем и хотим, формируется наш индивидуальный стиль обучения.

Стиль обучения определяет особенности подхода к обучению, поскольку у каждого из нас есть свои учебные предпочтения. Одни уклоняются от активного обучения, занимают пассивную позицию («Сделаю, если от меня этого требуют»), другие, наоборот, активны и заинтересованы в результате («Мне нравится учиться! Я хочу это сделать самостоятельно»). Одни считают, что лучше сотрудничать в процессе обучения («Давай-ка учиться вместе, т. к. вместе интереснее»), а другие сосредоточены на соперничестве («Я обязательно буду учиться лучше тебя»).

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Как индивидуальные особенности обучения влияют на его результативность?

Если в учебе мы ориентируемся на практическую деятельность, то в процессе обучения для нас важным будет рассматривать и использовать конкретные ситуации, а если нас интересует аналитическая деятельность, то важным является логический анализ и теоретические обоснования.

Индивидуальные особенности восприятия

Каждый человек воспринимает предметы и явления очень индивидуально. Мы отличаемся друг от друга ведущим каналом восприятия информации.

В процессе восприятия различные анализаторы нашего организма взаимодействуют друг с другом. Например, в восприятии прикосновения принимают участие тактильный и кинестетический анализаторы, а в процессе зрительного восприятия задействован двигательный анализатор, который обеспечивает движения глаз.

Как наши индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Например, для визуалов характерен «наглядный» стиль обучения, они часто употребляют фразы «покажите мне», «напишите мне»

и лучше всего выполняют задания после того, как прочитали текст или наблюдали за тем, как задание выполняет другой человек. Визуальный стиль обучения предполагает записи, пометки на полях, использование таблиц, схем, рисунков. Именно эти приемы являются эффективными при обучении визуалов.


Аудиалы используют «слуховой» стиль обучения, поскольку они лучше воспринимают новую информацию, представленную словами и звуками.


В процессе обучения они просят «расскажите мне», «обсудим этот вопрос вместе» и лучше всего выполняют задания после того, как внимательно прослушали соответствующую информацию. Такой стиль обучения предполагает повторение материала вслух, обсуждение, использование аудиозаписей. Именно эти приемы являются эффективными при обучении аудиалов.

Кинестетический (тактильный) стиль обучения предполагает физическое прикосновение к изучаемым предметам. В процессе обучения кинестетик всегда старается самостоятельно выполнить задание, производить действия с объектами. Он часто говорит «разрешите мне попробовать». Лучшая форма обучения для него — это практическая работа и эксперимент.

Опорные точки. Существуют определенные индивидуальные особенности восприятия и обучения. Люди отличаются друг от друга ведущим каналом восприятия информации. Визуалы воспринимают большую часть информации при помощи зрительного анализатора, аудиалы — через слуховой анализатор, а кинестетики — при помощи анализаторов прикосновения, обоняния, вкуса.


Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие существуют индивидуальные особенности восприятия?

2. Какие индивидуальные особенности обучения вам известны?

3. Может ли стиль обучения изменяться со временем? Почему?

II уровень

4. Чем отличаются визуалы от аудиалов?

5. Какие приемы обучения эффективны для кинестетиков?

6. От чего зависит стиль обучения?

III уровень

7. Каковы особенности вашего подхода к обучению?

8. Что вы знаете об основных подходах к обучению, основанных на разной мотивации?

9. Как связано обучение с практической деятельностью?

IV уровень

10. Почему разные люди воспринимают одни и те же предметы и явления очень индивидуально?

11. Докажите на примерах, что в процессе восприятия разные анализаторы взаимодействуют друг с другом.

12. Как индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Практическое задание № 6

Определение индивидуального стиля обучения

Цель: научиться определять свой индивидуальный стиль обучения. Оборудование и материалы: вопросник для определения индивидуального стиля обучения.

Порядок выполнения работы

Внимательно прочитайте предложенные пункты вопросника. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером на листе бумаги поставьте пометку «+», если нет — пометку «-».

1. Я запоминаю материал лучше, когда записываю его.

2. Я всегда делаю много записей.

3. Я хорошо запоминаю рисунки, слова, цифры.

4. Я считаю видео- и телепрограммы лучшими способами обучения.

5. Когда я читаю, то всегда подчеркиваю то, что важно, для лучшего запоминания.

6. Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый для запоминания материал.

7. Мне нужны письменные разъяснения к упражнениям, которые я выполняю.

8. Посторонний шум во время занятий раздражает меня.

9. Я привык/привыкла смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.

10. Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями и схемами, размещенными на стенах.

11. Я запоминаю лучше, если проговариваю информацию вслух.

12. Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и аудиозаписи, чем читая.

13. Мне нужны устные инструкции к упражнениям.

14. Восприятие на слух помогает мне думать.

15. Я люблю учиться и размышлять под музыку.

16. Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу говорящего.

17. Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили.

18. У меня хорошая память на единожды услышанную шутку.

20. Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю.

21. Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на пояснения к нему.

22. Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

23. Я шевелю губами, когда читаю про себя.

24. Я не люблю заниматься сидя за столом и, если возможно, избегаю этого.

25. Я нервничаю, когда долго не двигаюсь.

26. Я думаю лучше, если нахожусь в движении, например хожу.

27. Подвижные объекты способствуют запоминанию.

28. Мне нравится строить, моделировать, проводить опыты.

29. Я люблю физическую активность.

30. Я с удовольствием коллекционирую монеты и марки.

Обработка результатов:

суммируйте ваши пометки «+» с 1-го по 10-й пункт вопросника, запишите на листе результат (относится к зрительному восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 11-го по 20-й пункт, запишите результат (относится к слуховому восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 21-го по 30-й пункт, запишите результат (относится к тактильному восприятию).

Обведите наибольший результат.

Если разница между этим показателем и каждым из двух других больше 2, то полученный результат является показателем вашего ведущего канала восприятия информации.

Примите во внимание:

Если у вас ведущий канал восприятия информации зрительный, то вы можете полагаться на свою зрительную память и усваивать

учебный материал при помощи визуальных средств (видео, книги, рисунки, схемы и т. п.);

Если у вас ведущий канал восприятия информации слуховой, то в процессе обучения используйте разговорную и слуховую активность, принимайте участие в дискуссиях, семинарах, слушайте лекции;

Если у вас ведущий канал восприятия информации тактильный, то старайтесь контактировать с изучаемыми предметами, используйте в процессе обучения практические модели, проводите эксперименты.

Если разница между двумя показателями не больше 2, обведите оба результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты два канала восприятия информации и вы можете их оба эффективно использовать в процессе обучения.

Если разница между тремя показателями не больше 2, обведите все три результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты три канала восприятия информации и вы можете эффективно использовать в процессе обучения все методы и рекомендации.

Сделайте выводы.

Это материал учебника

Особенности восприятия зависят не только от жизнен­ного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо­бенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип волриятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориенти­рованность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип воспри­ятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным яв­ляется сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой ин­формации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фак­тическую сторону информации: человек отражает и выда­ет то, что видит и слышит, что читает, максимально при­ближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распрос­транен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи свои­ми словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что не­посредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середи­на. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особеннос­ти, иметь представление об их механизмах, уметь их диаг­ностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда че­ловек ориентирован на точность восприятия, непредвзя­тость. Можно сказать, что у него сформировался иммуни­тет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъек­тивный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип вос­приятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

2.5. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея­тельностью мышления - сравнением, различением, ана­лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото­рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот­реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать­ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого­ворках:

И глядит, да не видит.

Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.

Наблюдение всегда осуществляют с определенной по­знавательной целью. Оно предполагает ясное представле­ние задач наблюдения и предварительную разработку пла­на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.


Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют­ся при наблюдении в единый процесс умственной дея­тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей­ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо­бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из­бранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз­нообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...

Б. Пастернак. «Тишина»Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель­ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способству­ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро­ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро­ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при­общения к психологическим знаниям.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих­ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо­бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за­даний.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих­ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле­чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо­де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе­ния (длительность переходного интервала), ошибки пере­ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе­ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за­дания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите­ля, а также во время припоминания формулы, стихотво­рения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк­ретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек­тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор­му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо­точения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (не­соответствие между индивидуальным и заданным темпа­ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения;: неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер­жания материала - его образности, доступности, эмоцио­нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де­монстрационный материал 1 .

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль­но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь­ми, множество наблюдений накапливается без специаль­ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по­чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло­ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно

1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче­ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. -С. 40-41.объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль­ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за­полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нару­шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де­тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре­бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп­томов в какой-либо одной области позволяет понять при­чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не­уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю­бят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите­лем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи­телю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найден­ные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. „Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто­роны учителя» 1 .

Восприятие никогда не бывает чисто пассивным, созерцатель­ным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии всегда сказывается отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отно­шение как бы регулирует воспринимаемое: делает яркими, вы­пуклыми одни черты и оставляет в тени другие. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, знаний, установок называется апперцепцией. Таким образом, восприятие неотделимо от сознательных действий лич­ности, оно избирательно, и под воздействием особенностей лично­сти наполняется разным содержанием. В силу этого разные люди реагируют на одни и те же стимулы неодинаково. Художник, лесник и торговец лесом по-разному воспринимают один и тот же участок леса. Каждый из них опирается при этом на неодинако­вый опыт, ожидания, намерения и потребности. Поэтому те под­робности, которые замечаются одними, другим представляются не заслуживающими внимания.

Учебная информация, как и всякая другая, также восприни­мается избирательно в соответствии с потребностями и интереса­ми учеников.

Перцептивные стра­тегии. Это индивидуально-типические формы восприятия и переработки сенсорной информации. Еще на заре изучения психологии восприятия были выделены два его типа, получившие названия «аналитического» и «синтети­ческого»; при аналитическом восприятии внимание направляется прежде всего на отдельные детали, элементы некоторой стимульной структуры. При синтетическом восприятии - на конфигура­цию стимулов как единого целого. Долгое время считалось, что в раннем детстве возможно лишь целостное восприятие и что способность к аналитическому выде­лению деталей приходит позднее. Однако экспертные данные опровергли это мнение.

Когнитивная психология описала еще несколько индивиду­альных особенностей восприятия. Так, выделяется «коартированное», т. е. суженное, восприятие, направленное преимущественно на отдельные, в основном внешние, стимулы. Люди с коартированным восприятием чувствительны к внешним возбудителям и помехам, но поле внимания у них сужено, они с трудом пере­страиваются с одних стимулов на другие,

Коартированному восприятию противостоит «гибкое», при ко­тором происходит быстрая перестройка направленности внима­ния, сосредоточение и на деталях, и на целом.

Кроме того, когнитивная психология выделяет нивелирующее восприятие, уравнивающее различия между новыми стимулами и старыми; восприятие, при котором новое уподобляется чему-то известному. Это восприятие является по преимуществу целост­ным.

Индивиды, склонные к «заострению», напротив, замечают ма­лейшие различия между стимулами и все более дифференцируют свои внутренние схемы, чтобы включить в них новую информа­цию.

Таким образом, люди различаются по своим личностным уста­новкам, потребностям и интересам, а также по типичным для них способам восприятия. Поэтому они по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, а складывающаяся у них «картина мира» оказывается субъективно окрашенной.

Модальность. В целом ве­дущими каналами поступления информации являются три системы чувствительности: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и кинестетическая. Однако у конкретного человека преобладает одна из них. Преобладающая система чувствительно­сти индивида называется ведущей модальностью. Ведущая мо­дальность определяется врожденными особенностями систем чувствительности человека, а также условиями жизни, которые могут способствовать дополнительному развитию определенных анализаторов. Например, художники, красильщики тканей, ста­левары различают до сорока оттенков одного цвета. Статистиче­ски у женщин преобладает визуальная система восприятия информации, у мужчин - кинестетическая. Аудиальная система встречается довольно редко.

В соответствии с ведущей модальностью организуется память индивида, то есть его опыт в персональной картине мира запечат­лен в виде соответствующих образов. В предпочтительной системе происходит и репрезентация опыта во вне, поэтому по характеру речи человека можно определить его ведущую модальность, т.к. человек, описывая свой опыт, обычно вбирает слова, которые наилучшим образом репрезентируют его опыт (так называемые предикаты). Предикаты проявляются в качестве глаголов, прила­гательных и наречий, применяемых в предложениях, используе­мых для описания опыта. Например, в предложении «Она ясно видела пурпурные огни» имеются следующие предикаты: видела, пурпурный, ясно. Эти предикаты свидетельствуют о том, что у человека, произнесшего эту фразу, преобладает визуальная систе­ма восприятия.

Определить сенсорное состояние (систему, в которой в данный момент человек обрабатывает информацию, а также совпадение его высказывания с внутренней оценкой) возможно не только через речь, но и по нейрофизиологическим реакциям индивида. Метод описания признаков состояния называется калибровкой. Так, например, одним из признаков модальности, в которой вос­производится опыт, являются движения глаз человека. Если че­ловек-правша, воспроизводя опыт, смотрит в верхний левый угол, он воспроизводит виденный им ранее зрительный образ; при взгляде в верхний правый угол - зрительный сконструированный образ; при взгляде влево в плоскости глаз - слуховой образ, имевшийся в опыте; при взгляде вправо в плоскости глаз - слу­ховой сконструированный образ; при взгляде вправо вниз - ки­нестетический образ. Эти данные получены эмпирическим путем и носят статистический характер. Для левшей направления взгляда будут иметь противоположное значение. У людей с различной репрезентативной системой значительно различается и жестикуляция. Таким образом, в силу врожденных особенностей и условий жизни и воспитания у человека формируется определенная веду­щая модальная система восприятия информации.

МЫШЛЕНИЕ

Жизнь и развитие человека в сложном природном и социаль­ном мире требуют не только чувственного отражения предметов, явлений, но и выделения их существенных связей, отношений. Основной формой рационального познания объективной реально­сти является человеческая мысль. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение существенных свойств, связей и отношений объективной реальности.

На чувственной ступени познания внешние воздействия непо­средственно, прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действитель­ности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредованный характер, т.е. со­вершается с помощью целой системы средств. Попробуем понять разницу на примере. Представьте себе дерево, бы представляете самые разные деревья: березу, клен, тополь, а кто-то представил баобаб. Возникшие представления являются результатом чувст­венного отражения действительности. Они воспроизводят реаль­ные предметы или изображения, которые имелись в опыте человека.

А теперь ответьте на вопрос: «Что такое дерево?». Для этого недостаточно представлений различных деревьев. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить между собой различные де­ревья, выделить общее, что у них есть, отвлечься от особых при­знаков и объединить то общее, что присуще всем деревьям. Только совершив подобные операции, мы можем определить, что такое «дерево». Определение является результатом логической ступени познания, т.е. мышления. Решение поставленной задачи осуществлялось с помощью системы мыслительных операций (анализа, сравнения, синтеза). Именно в этом и заключается опо­средованный характер мышления. Мышление опосредовано также словом, системой понятий, заключенной в речи человека.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщающий характер. Обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения того, что является в них общим. Отражение общего невозможно в виде конкретных образов, оно осуществляются только в словесной форме. Основной единицей мышления является понятие. В понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях), даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), но опреде ленные классы предметов, родственных по тому или иному при­знаку, обобщением которого и является понятие (все деревья). Признак не всегда доступен даже систематическому наблюдению, он может быть выделен при активном воздействии человека на познаваемый объект (например, годичные кольца у дерева).

Именно во взаимодействии человека с познавательными объ­ектами открываются отношения между вещами и, тем самым, их существенные свойства, которые и являются содержанием поня­тия.

Виды мышления

Мышление человека очень многообразно и полиморфно. Срав­нение конкретных способов архаичного и современного мышле­ния, мышления взрослого и ребенка и даже нарушений мышления с психической нормой показывает, что те и другие виды мышления различаются качественно, т.к. связаны с разны­ми, нетождественными представлениями окружающего мира. Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам осуществления, выделяются в психологии как самостоятельные типы.

При построении типологий виды мышления обычно различа­ются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

Типологии мышления

1. Одно из традиционных различений мышления по типам ос­новано на содержании используемых средств - неглядных или вербальных. Известно, что для полноценной мыслительной рабо­ты одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями. По-видимому, наглядные и вербальные типы мышления являются «антагонистами»: носите­лям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, пред­ставленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

2. Оригинальные типы мышления были открыты в психоло­гии как бы в противовес логическим «нормам». Так, в отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на мате­риале больных шизофренией) «аутическое мышление» (Э. Блей-ер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествле­ния себя с предметами, событиями, искажение реальности. В данном случае причудливая мысль больного связана с особенно­стями его аффективной сферы.

Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастным логическим рассуждением, подчеркивался так­же при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер). На­пример, пациентка Б. С. в работе К. Юнга о раннем слабоумии являлась Швейцарией, она также - Ивиков журавль, она - вла­делица всего мира и семиэтажной фабрики банковских ассигна­ций, она также - заместительница Сократа.

С точки зрения логики все это является полной бессмыслицей, на самом деле мысли подчиняются аффективным потребностям, т.е. желаниям, а иногда и опасениям: пациентка являлась журав­лем, потому что она хотела освободиться от чувства виновности и порочности; она - Швейцария, потому что она должна быть сво­бодна.

3. По характеру протекания познавательных процессов мыш­ление разделяют на интуитивное и аналитическое: первое совер­шается непосредственно, как «ясное видение» открытого прин­ципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

4. По характеру задач, выполняемых человеком, мышление разделяют на практическое и теоретическое. В данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи требуют разных способов мыслительной работы.

Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач: организовать работу завода, разработать план мероприятий и т.п., тогда как работа теоретиче­ского мышления направлена на нахождение общих закономерно­стей, например, принципов организации производства. Практи­ческий ум непосредственно вплетен в практику и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теорети­ческого ума обычно подвергается проверке лишь в своих конеч­ных результатах.

Качественно разные типы мышления не исключают друг дру­га, но могут сосуществовать. Тем самым, во-первых, мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморф­ное) психическое образование, имеющее сложную структуру и

отвечающее различным целям и задачам. Во-вторых, если каж­дый из выделяемой пары типов адекватен для особых, «своих» задач, условий, ситуаций, то, взятые вместе, они могут дополнять друг друга в многообразной человеческой деятельности.

В жизни человека мышление выполняет разные функции. Не­тождественные познавательные задачи требуют разных способов их решения, иногда разных «режимов» мыслительной работы. В связи с этим выделяется функциональное разделение видов мыш­ления.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Оно связанно с опознанием, пониманием и осмыслением объектов и отнесение их к определенной категории. Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е отнесение их к той или иной категории.

Виды Восприятий: 1.по модальности: зрительные, слуховые, осязательные; 2.выделяется в зависимости от специфики объекта отражения: восприятие величины и формы объекта, восприятие речи и восприятие человеком человека; 3. в зависимости от целеполагания: непроизвольное и произвольное (произвольность имеется в виду цель и волевая регуляция, чтобы удержать цель. Для нас: Итоги: Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный); Память - представлени, т е появляется обобщенность за счет выделения наиболее существенных признаков; Мышление-умозаключения, понятия, суждения (чувственных элементов в понятиях крайне мало, а в абстрактных понятиях их вообще нет, п-р: как представить понятие психика).

Закономерности Восприятия: 1. осмысленность, кот заключается в том, что чел-к понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. предметность Восприятия проявляется в отнесении образов В к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. структурность – В не явл просто суммой ощущений. Чел-к воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру; 4. константность – постоянство В формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях. Благодаря этому свойству Восприятия, человек живет в мире постоянных вещей (аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

Свойства Восприятия: 1. апперцепция – воздействие прошлого опыта на процесс восприятия (колесо или самбреро); 2. избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; 3.целостность – в процессе В всегда возникает целостный образ объекта и в создаваемом психическом образе отражаются устойчивые связи между компонентами (если мы видим какие-то части, то всегда достраиваем целостный образ). Для нас: Выделяют сложные виды Восприятия – пространства и времени и движения. Восприятие пространства состоит из Восприятия величины, формы, объема, удаленности и их движения. Восприятие удаленности и объемности объектов осуществляется за счет бинокулярного зрения (двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше - более плоским). При восприятии объектов удаленных более 6 м, важную роль играет расположение зрительных осей, а также сравнение величины удаленного объекта с величиной знакомого объекта. Восприятие величины и формы предмета происходит за счет зрительных, осязательных и двигательных ощущений. При Восприятии рельефа играет значение воздушные (плотность воздуха) и линейные (линии, уходящие в даль – рельсы) перспективы – иллюзии. Восприятие движения: осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: секундную – хорошо видим, минутную – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе). Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). Восприятие времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).


Иллюзии Восприятия: 1. светлое кажется больше темного – это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и относятся к физиологическим; 2. солнце и луна у горизонта кажутся в 2,5 – 3 раза больше, чем в зените – психологическая иллюзия; 3. целостность восприятия, три незаконченные линии и даже три точки – воспринимаются, как треугольник.