Трудовая мобильность и ее виды. Сущность и факторы социально-трудовой мобильности. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления

Высокая трудовая мобильность является необходимым условием повышения эффективности труда. Наличие мобильных сотрудников обеспечивает конкурентоспособность предприятия, позволяет организации быстро перестраиваться и своевременно обновлять продукцию.

Из статьи вы узнаете:

Что такое трудовая мобильность

Трудовая мобильность сотрудника - одно из важных качеств, на которое обращают внимание HR-специалисты. Это показатель гибкости сотрудника, его способности приспособиться к изменяющимся условиям работы , соответствовать скорости развития общества, науки, техники и технологии, готовность к собственным изменениям или перемещениям.

Скачайте документы по теме:

Изменяющимися условиями мобильности трудовых ресурсов могут быть самые разные факторы:

  • внедрение новой техники или ПО;
  • изменение должности;
  • необходимость в переквалификации и освоения новой специальности;
  • переезд на новое место жительства, если это нужно по работе.

Персонал организации в целом мобилен, так как находится в постоянном движении из-за приема на работу одних и увольнения других рабочих, изменения содержания труда, его условий и организации, оплаты.

Важность профессионально-производственной подвижности сотрудников, в том числе и между предприятиями, очевидна в условиях современной быстро развивающейся экономики. Поэтому высока потребность в кадрах, умеющих быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям работы, к смене трудовых функций и рабочих мест, обладающих повышенной трудовой мобильностью.

Виды трудовой мобильности

Трудовая мобильность в России бывает разных видов и может реализоваться в различных формах. Ведущим критерием классификации мобильности рабочей силы считается ее содержание. По содержанию можно выделить следующие виды мобильности:


Различные виды трудовой мобильности тесно связаны между собой и практически не присутствуют в чистом виде. Помимо содержания, все виды трудовой мобильности различаются по субъекту: перемещается либо индивид, либо группа, и в этом случае говорят об индивидуальной и групповой мобильности.

Формы трудовой мобильности рабочей силы

Формы мобильности трудовых ресурсов различны.

Трудовая мобильность может быть:

  1. внутри предприятия в организованной форме, проводимая переводом на другие рабочие места;
  2. внутри предприятия в неорганизованной, проходящая в форме внутризаводской текучести кадров ;
  3. за пределами предприятия - в форме миграции персонала, которая в свою очередь может быть организованной: организованный набор персонала, перевод, переселение семей; неорганизованной: текучесть кадров между компаниями, отраслями.

Организованная мобильность рабочей силы относится к планово-управляемой форме, неорганизованная - к стихийной.

Причинами организованной мобильности является производственная необходимость . За пределами предприятия эти перемещения проходят из-за личной заинтересованности. И внешняя, и внутренняя текучесть кадров является результатом взаимодействия социальных, экономических, социально-психологических, демографических причин и еще целого ряда факторов.

Экономические и социальные последствия повышения мобильности трудовых ресурсов, то есть текучести кадров, многообразны. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительные последствия и внешней, и внутренней текучести кадров почти одинаковы: удовлетворяются потребности людей, система рабочих мест обеспечивается трудовыми ресурсами.

Однако внешняя текучесть кадров наносит большой социальный и экономический ущерб производству из-за вынужденных перерывов в работе , снижения трудовой активности и, как следствие, производительности труда. Страдают и коллективы из-за частой сменяемости состава. Поэтому в идеале повышение трудовой мобильности должно происходить организованно.

Какие категории работников демонстрируют повышенную трудовую мобильность

Традиционно самой перемещаемой является молодежь, выпускники учебных заведений. Сотрудники среднего и старшего возраста чаще всего не приветствуют какие-либо изменения в рабочем процессе. Однако здесь также есть свои особенности.

Пример опросника образовательной и трудовой мобильности молодежи

В качестве примера опросника образовательной и трудовой мобильности молодежи можно привести следующий образец.

Одним из наиболее важных качеств, на которые обращают внимание , является трудовая мобильность . Что такое трудовая мобильность, как она может повысить шансы соискателя устроиться на работу - об этом расскажет Страна Советов.

Трудовая мобильность - это показатель гибкости сотрудника, способности приспособиться к новым условиям работы . Причем под «новыми условиями» подразумевается многое - внедрение новой техники или программного обеспечения, изменение должности, необходимость переквалифицироваться и освоить новую профессию, иногда даже - переезд или смена образа жизни в целом, если того требует работа. Считается, что трудовая мобильность помогает повысить эффективность труда.

Трудовая мобильность оценивается двумя способами. Уровень реализованной (фактической) трудовой мобильности измеряется на основе готовых данных, иллюстрирующих миграционные и кадровые перемещения - их объем и интенсивность. Потенциальная трудовая мобильность (теоретическая готовность населения к изменениям, связанным с работой выясняется путем проведения социологических опросов. Потенциальная трудовая мобильность важна для регулирования рынка труда.

Считается, что трудовая мобильность выше у молодых людей , а сотрудники не приветствуют изменения в рабочем процессе. Так ли это? И да, и нет. С одной стороны, вчерашние выпускники и молодые специалисты нацелены на карьерный рост и еще не привязаны к одной компании. В их возрасте гораздо легче решиться переехать и искать , получить второе высшее образование.

Некоторые психологи и социологи утверждают, что трудовая мобильность выпускников гуманитарных специальностей выше, они стремятся реализовать себя в разных проектах. Также среди них много , для которых трудовая мобильность особо важна ввиду отсутствия постоянной работы. А вот «технари» - большие консерваторы и предпочитают работать в одной и той же компании, целенаправленно развиваясь. Хотя, разумеется, из любого правила есть исключения.

Однако трудовая мобильность вчерашних студентов больше направлена на генерацию новых идей, реализацию смелых решения, освоение нового оборудования и программного обеспечения. При этом они зачастую боятся проявить инициативу и взять на себя ответственность за принятое решение - здесь опытные сотрудники выигрывают. А ведь трудовая мобильность включает в себя и принятие ответственности. Поэтому нельзя однозначно сказать, что опытные сотрудники трудовой мобильностью не обладают. Просто она проявляется немножко в других аспектах. Кстати, трудовая мобильность может активизироваться в районе 40 лет, когда в силу кризиса среднего возраста человек стремится сменить обстановку, привычный уклад жизни и реализовать себя в других сферах деятельности.

Трудовая мобильность зависит не только от возраста, но и от характера человека и его воспитания. Есть люди, нацеленные на достижения успеха. Они постоянно трудятся на результат, работают над собой. Это - так называемые достигающие люди. Люди поглощающие ждут, что все будет сделано за них, и им предложат готовые решения. Они хотят, чтобы работа была легкой, а зарплата - высокой, и больше достигающих людей ориентированы на льготы и расширенный социальный пакет. Трудовая мобильность присуща достигающим людям, потому что они стремятся как можно лучше освоить свою профессию и добиться наилучшего результата. Такие люди считают, что их успех - в их руках.

Трудовая мобильность очень важна, если вы хотите построить успешную карьеру - без готовности к изменениям вперед не продвинешься. Значительная часть предъявляет достаточно жесткие требования к трудовой мобильности их представителей. Однако если вам важнее стабильность, комфортные условия работы, оптимальный баланс работы и личной жизни - не пытайтесь переступить через себя . Трудовая мобильность необходима тогда, когда она помогает вам добиться каких-то целей, а цели в этой жизни у каждого разные.

Социально-трудовая мобильность –это перемещения людей из одних социально-профессиональных групп, сфер занятости, видов трудовой деятельности и рабочих мест в другие. В современной экономической литературе для обозначения данного явления используется и упрощенное понятие «трудовая мобильность».

Социально-трудовая мобильность многообразна. Обратим прежде всего внимание на некоторые типы перемещений.

1. Меж- и внутрипоколенные перемещения. К первым относятся перемещения людей в межпоколенном плане, профессионально-трудовые изменения в их жизни по сравнению с «родителями». Объектом внимания социологов и экономистов оказывалось и влияние семьи на профессиональные ориентации.

К внутрипоколенным относят профессионально-трудовые перемещения людей в течение их индивидуальной жизни и карьеры. Совокупность этих перемещений образует так называемый жизненный путь человека, который характеризуется количеством, структурой и качеством профессионально-трудовых изменений, а также их значением и последствиями для конкретного работника. Каждый человек обладает «бедной» или «богатой», «хорошей» или «плохой» профессионально-трудовой биографией, при этом оценка данной биографии следует со стороны как работодателя и управленца в случае найма на работу, так и трудового коллектива в период работы. В этом отношении существует немало справедливых и несправедливых стереотипов и предубеждений, способных иногда определить очень многое в жизни человека, его карьере.

2. Горизонтальные и вертикальные перемещения. Они различаются по простому критерию – неизменению или изменению статуса. Основная проблема здесь заключается в следующем. Наряду с явно горизонтальными (текучесть кадров, кадровые перестановки) и явно вертикальными (передвижение в иерархии управления) существуют перемещения и неопределенного характера, которые трудно идентифицировать с точки зрения горизонтальности и вертикальности. Во-первых, есть немало случаев, когда очень сложно и противоречиво соотносятся такие показатели статуса в трудовой и экономической сферах, как должность, заработная плата и условия труда. Во-вторых, часто очень весомым оказывается субъективный фактор, т.е. то, как сам человек и окружающие воспринимают какие-то изменения в работе и социально-экономическом положении, что они считают «понижением» и «повышением». С этими двумя обстоятельствами связаны некоторые практические проблемы регулирования трудовых отношений, противоречия трудового поведения и даже трудовые конфликты.

3. Внешние и внутренние перемещения. Любая группа типа трудового коллектива и организации имеет внутреннюю и внешнюю плоскость мобильности, т.е. существуют перемещения внутри данной группы, а также перемещения из и в нее. Внешние и внутренние социально-трудовые перемещения взаимосвязаны, и эта взаимосвязь имеет не только экономико-организационный, но и социально-психологический характер.


4. Единичные и групповые перемещения. Последние бывают либо социально-экономическими (совпадение множества перемещений вследствие одной для всех социально-экономической причины), либо социально-психологическими (основаны на каких-либо эффектах группового поведения – моде, договоре, подражании, панике).

5. Разовые и перманентные перемещения. Работник иногда достигает желаемых целей в труде и занятости лишь одним изменением рабочего места, а иногда он совершает несколько переходов в поиске удовлетворяющего его труда.

6. Вынужденные и добровольные перемещения. Вынужденными могут считаться не только перемещения по управленческому решению без согласия работника, но и всякие «самостоятельные» перемещения, мотивируемые как конфликтные или основанные на сложном, неуверенном или принудительном выборе. Во всех других случаях перемещения добровольны.

В зависимости от конкретного предмета изменения помимо типов различаются и виды социально-трудовых перемещений. Они могут быть связаны с изменением места жительства, места работы, организации, профессии, специальности, статуса.

К факторам социально-трудовой мобильности относят все объективные и субъективные обстоятельства, которые влияют на перемещения, вынуждают к ним или делают их невозможными, способствуют или препятствуют им. Знание и учет факторов необходимы с точки зрения как правильной интерпретации перемещений, так и их практического регулирования, стимулирования или предупреждения.

Рассмотрим основные факторы социально-трудовой мобильности.

1. Общие социально-экономические причины и мотивы. Они представляют собой наиболее очевидную категорию факторов, на которую обращают внимание в первую очередь:

· экстремальный мотив (предельно простой случай – перемещения происходят вследствие либо реального кризиса определенной сферы занятости, либо «предвидения» неперспективности рабочих мест самими работниками);

· мотив максимального или минимального достижения и сохранения (в одних случаях перемещения связаны с особенно значительными доходами, в других – ради самых малых выигрыша, прибавки в заработке, в третьих – с нематериальными причинами: людей интересует хотя бы сохранение прежнего уровня оплаты труда);

· имущественный мотив (решающее значение имеет возможность либо стать собственником, либо выгодно и безболезненно «избавиться» от конкретных средств производства с целью желаемого изменения занятости);

· косвенный мотив (формально перемещения происходят ради каких-то нематериальных целей – работа в соответствии со специальностью и квалификацией, лучшие организационные условия труда, но именно последние позволяют эффективнее работать и больше зарабатывать).

На разных уровнях и в разных потоках социально-трудовой мобильности мы можем определять и сравнивать удельные веса социально-экономической мотивации и перечисленных мотивов.

2. Социально-культурные модели и особенности профессиональных ориентаций. На перемещения в сфере труда оказывают влияние особенности поведения людей в выборе профессий. Различают две модели такого поведения.

Первая – все профессии и занятия относительно равноценны в социально-экономическом плане, индивиды же ориентируют себя на разные виды труда с учетом своих предрасположенностей, желаний и способности.

Вторая – в представлениях общества существуют явно «хорошие» и явно «плохие» в социально-экономическом плане виды труда, и все, естественно, ориентируются на «хорошие». Соображения предрасположенности имеют очень малое значение.

Обе модели поведения при выборе профессий и занятий существуют в реальности, они конкурируют между собой, хотя при определенных условиях та или иная модель может быть доминирующей.

3. Образование и его доступность. Уровень квалификации. Профиль образования и квалификации вообще или в данной экономической ситуации определяет широту выбора вида труда и, следовательно, диапазон возможностей профессионально-трудовой мобильности, диверсификации деятельности.

Высококвалифицированные работники более инертны, так как перемещение к другим видам труда связано с затратами времени и сил на обучение, потерей опыта и мастерства в прежней работе. На уровне высококвалифицированного труда перемещения малоэффективны. Низкоквалифицированные работники перемещаются более безболезненно, для них сама проблема их квалификации часто несущественна.

4. Возраст и стаж работы. Возраст обычно рассматривается как препятствие при горизонтальных перемещениях, поскольку с ним понижаются адаптивные способности, усиливаются инертность и консерватизм. Человек, имеющий большой стаж работы на данном предприятии в данной профессии и на данном рабочем месте может просто не желать «усложнять» свою профессионально-трудовую биографию на ее заключительном этапе.

В то же время возраст и стаж работы могут способствовать вертикальным перемещениям. Во-первых, они свидетельствуют обычно об определенных профессионально-трудовых заслугах и опыте, что и дает основание к административному повышению статуса человека. Во-вторых, возраст и стаж работы дают самому человеку моральное основание и мотив стремиться к повышению профессионально-трудового и экономического статуса, к социальному и экономическому росту.

5. Семейное положение и обстоятельства. С образованием семьи или увеличением число детей человек может поменять работу из соображений более высокой оплаты. По семейным причинам он может искать и новую работу, которая даст больше свободного времени, более удобный рабочий режим и т.д.

6. Отношение к конкуренции и профессионально-трудовая самооценка. Экономисты и социологи используют такое понятие, как «конкурентные группы занятости», которое отражает совокупность социальных, профессиональных, квалификационных, возрастных, образовательных категорий работников, имеющих основание претендовать на определенное рабочее место. Таким образом, каждому рабочему месту соответствует свой состав конкурентных групп. Различается и сам конкурентный статус (величина конкурентных групп). На определенные рабочие места могут претендовать многие, но стремятся к ним не все, на другие могут претендовать немногие, хотя почти все стремятся к ним.

7. Информированность. Люди принимают решение о перемещении в профессионально-трудовой сфере, соглашаются или не соглашаются на перемещение с учетом и под влиянием той информации, которой они владеют, которая им доступна. Исследования свидетельствуют о том, что в момент выбора представление человека о каком-то виде труда и его реальные характеристики часто не совпадают. Покидая определенную работу, люди часто ссылаются на «разочарование», несоответствие данной работы ожиданиям и представлениям.

Фактор информированности распространяется не только на актуальные, но и на потенциальные характеристики труда. Если одни при решении о перемещении исходят исключительно из фактов сегодняшнего дня, то другие стремятся оценивать перспективы. Это различие особенно существенно для профессионально-трудовых перемещений в нестабильной социально-экономической ситуации, когда и характер, и значимость данного труда могут сильно изменяться во времени.

Информированность – это иногда просто сознательность, например понимание функциональной и моральной необходимости перемещения в интересах дела и коллектива или же выгоды перемещения именно в данный момент, если оно все равно должно произойти.

8. Принципиальное отношение к работе и привязанность к коллективу. Есть люди, которые не покидают свою работу даже при ее ухудшающихся социально-экономических условиях. Причиной подобного поведения может быть не только инерция. Во-первых, в данном случае играет роль особая любовь и преданность своей профессии, а иногда и конкретным профессионально-трудовым задачам и функциям. Во-вторых, вероятен и фактор человеческих отношений, ценности и привычности для работника его коллектива, нежелания разрушать какие-то совместные планы, создавать себе авторитет заново в другой трудовой общности.

Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин. Трудовая мобильность - процесс перемещения рабочей силы на рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться изменением вида занятости (профессии), территории, работодателя. Трудовая мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

Существуют два основных вида Межпоколенная и Внутрипоколенная.

Существуют два основных типа социально-трудовой мобильности: Вертикальная и Горизонтальная .

Факторы, влияющие на трудовую мобильность:

1) настоятельность перемещения

2)желательность нового места работы

3)легкость мобильности

4)информативность

Типология мобильности может производиться на следующих основаниях:

1) по направлению : горизонтальная (Отраслевая, Профессиональная, Территориальная (иногда называют географической) или вертикальная мобильность (Восходящая и Нисходящая.)

Территориальная мобильность или миграция

Внутренняя

ü Между городами

ü Между городом и деревней

ü Между деревнями

ü Эмиграция

ü иммиграция

2) по источнику перемещения : структурная и обменная . Структурная мобильность есть производная социально-экономических изменений происходящих в обществе (промышленный рост или упадок, изменение структуры рабочих мест и т.д.). Обменная мобильность в основе своего возникновения имеет социальные факторы, такие как: предоставление широко спектра социальных гарантий и льгот, предоставление возможности получения образования, изменения в ценностно-мотивационной структуре общества.
3) по возрастному принципу - меж - и внутрипоколенная мобильность.
К межпоколенным перемещениям относятся профессионально-трудовые изменения в жизни индивида по сравнению с предшествующими поколениями. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенные перемещения характеризуются профессионально-трудовой мобильностью работников в течение всего жизненного пути. Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
4) по сфере проявления : мобильность может быть внешняя и внутренняя .
Перемещения работников внутри коллектива называются внутренними и, как правило, не оказывают сильных социально-психологических воздействий на работника, так как не нарушают привычную для него структуру взаимодействия с коллегами.
Внешние перемещения представляют собой мобильность между профессиональными группами. Они могут быть вызвана разными причинами, как по инициативе работника, так и без нее. Внешяя форма мобильности учитывается как новый наем.
5) по субъекту, участвующему в процессе перемещения : единичная и групповая . Единичные перемещения это изменение профессионального положения одного субъекта вследствие действия внешних или внутренних мотиваторов данного субъекта. Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно. При групповом перемещении происходит совпадение множества частных перемещений под действием одной социально-экономической или психологической причин. К последним, например, относятся групповые изменения поведения под действием таких факторов как мода, подражание, паника и т.д.


6) по степени свободы возникновения : вынужденная и добровольная . К вынужденными перемещениям относятся перемещения по инициативе администрации без согласия работника, перемещения, вызванные конфликтными отношениями работника в коллективе или перемещения, основанные на принудительном выборе. Другие формы трудовой мобильности носят добровольный характер.

7) Наверное, тоже самое, что и в п.6, но называется по-другому. Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

  • Типы организаций
  • Гуанси в Китае: организация или рынок?
  • Лекция 3. Организационная структура предприятия
  • 3.1. Организационные структуры предприятия в их эволюции
  • Линейная структура
  • Функциональная структура
  • Линейно-функциональная структура
  • Дивизиональная структура
  • Проектная структура
  • Матричная структура
  • Смешанная структура
  • Лекция 4. Организационная культура фирмы
  • 4.1. Понятие организационной культуры
  • 4.2. Структура и функции организационной культуры
  • 4.3. Управление организационной культурой
  • Лекция 5. Человеческий капитал предприятия. Кадровая политика на железнодорожном транспорте
  • 5.1. Сущность понятия «человеческий капитал»
  • 5.2. Производственная специфика, определяющая характеристики отраслевой кадровой политики
  • 5.3. Эффективная молодежная политика – объективная необходимость реализации политики модернизации экономики России
  • Найм и учет мс Оценка мс Развитие мс, управление внутрикорпоративной карьерой мс Активизация потенциала мс
  • Подсистема Подсистема Подсистема Подсистема
  • Раздел п. Управление индивидуальным
  • 6.2. Социальные роли личности в организации
  • 6.3. Структура личности
  • 6.4. Специфика личности руководителя
  • Работа с негативным лидером
  • Инженер или руководитель?
  • Лекция 7. Психофизиологические особенности работника
  • 7.1. Состояния человека в труде
  • 7.2. Гендерные особенности трудовой деятельности
  • 7.3. Возрастные особенности работников
  • 7.4. Способности человека как фактор успешности труда
  • 7.5. Влияние состояния здоровья на эффективность труда
  • Лекция 8. Мотивация и стимулирование труда
  • 8.1. Понятие мотива и мотивации к труду
  • 8.2. Понятие стимула и стимулирования труда
  • 8.1. Понятие мотива и мотивации к труду
  • Организация
  • 8.2. Понятие стимула и стимулирования труда
  • Материальные стимулы
  • Нематериальные стимулы
  • 8.3. Теории мотивации труда
  • Традиционный подход
  • Подход с позиции школы “человеческих отношений”
  • Подход с позиции человеческих ресурсов
  • Современные подходы. Современные подходы к мотивации формировались под влиянием трех основных теоретических направлений.
  • Содержательные теории мотивации
  • 8.4. Практика и приемы мотивации труда в России и за рубежом
  • 8.5. Схема стимулирования труда
  • 8.6. Корпоративная система оплаты труда работников железнодорожного транспорта
  • Компенсационные выплаты
  • Учет межличностных отношений
  • Ситуация “поощрение”
  • Лекция 9. Трудовая адаптация работника
  • 9.1. Понятие трудовой адаптации
  • 9.2 Структура трудовой адаптации
  • Трудовая адаптация
  • Пассивная адаптация
  • Активная адаптация
  • 9.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
  • 9.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
  • 9.5. Управление трудовой адаптацией работника
  • Лекция 10. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
  • 10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
  • Трудовая мобильность
  • 10.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
  • Основные факторы, влияющие на текучесть кадров
  • 10.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
  • 10.4. Управление текучестью кадров
  • Лекция 11. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
  • 11.1. Профессия. Классификация профессий
  • 11.2. Понятие профессионализма уровни, этапы, ступени профессионализма
  • 11.3. Трудовая карьера работника
  • 11.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
  • Лекция 12. Пути активизации творческого потенциала работника
  • 12.1. Сущность творческого потенциала работника
  • 12.2. Формы активизации творческого потенциала работников
  • 12.3. Пути развития творческого потенциала работников
  • Лекция 13. Формирование лидерского потенциала руководителя
  • 13.1. Значение лидерства и лидеров в организации
  • 13.2. Повышение эффективности лидеров на производстве
  • 13.3. Особенности лидера хх1 века
  • 13.4. Методы руководства и их роль в повышении эффективности управления
  • Лекция 14. Управление временем и стрессом
  • 14.2. Влияние стресса на эффективность производственной деятельности.
  • 14.1. Развитие навыков управления стрессом
  • 14.2. Влияние стресса на эффективность производственной деятельности
  • Основные проявления стресса на рабочем месте:
  • Основные виды стрессоров, возникающих в организациях
  • 14.3. Устранение стрессоров на рабочем месте. Методы снижения стрессогенности рабочей среды
  • 14.4. Развитие навыков эффективного управления временем
  • Тест «Наличие навыков управления временем»
  • Интерпретация результатов
  • Оценка времени, выбор целей, определение приоритетов и отсеивание лишнего
  • Планирование времени. Создание реалистичных, работающих планов. «Пожиратели времени» и «пожарные случаи»
  • Оценка использования своего рабочего времени
  • Лекция 15. Особенности работы с проявлениями девиантного поведения сотрудников
  • 15.1. Служебные злоупотребления и пути их предупреждения
  • 15.2. Безответственность и пути ее предупреждения
  • 15.3. Проявления пьянства, алкоголизма и наркомании
  • Лекция 10. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров

    10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления

    10.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема.

    10.3 Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров

    10.4. Управление текучестью кадров

    Цели лекции

      рассмотреть трудовую мобильность работника и охарактеризовать формы ее проявления

      рассмотреть понятие текучести кадров

      показать расчет коэффициента текучести кадров

      рассмотреть виды, типы, формы текучести кадров

      показать положительные и отрицательные стороны текучести кадров

      описать основные факторы, влияющие на текучесть кадров

      показать методы расчета экономических потерь, вызванных текучестью

      рассмотреть пути сокращения текучести кадров

      представить методику управления текучестью кадров

    10.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления

    Персонал организации не является чем-то застывшим, он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. А значит, имеет место термин "перемещение персонала".

    Перемещение персонала - процесс изменения места работника в организационной структуре управления.

    Перемещение персонала является способом повышения эффективности использования персонала; позволяет в ряде случаев покрыть потребность в персонале на определенных рабочих местах, не прибегая к внешним источникам.

    Способность к перемещению отдельных лиц из одной социальной группы в другую в социологической литературе рассматривается как социальная мобильность.

    Термин "мобильность" введен русским социологом Питиримом Сорокиным и изначально рассматривался только как социальная категория.

    Однако, на сегодняшний день появилась необходимость в реструктуризации экономики и в переводе людей с менее производительных рабочих мест на более производительные места. Причем новые вакансии не обязательно будут создаваться в тех местах, где будут высвобождаться работники.

    Поэтому появилась потребность в работниках, способных быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям организации, к смене трудовых функций, рабочих мест. А значит, появился новый термин - трудовая мобильность .

    Трудовая мобильность - способность работника соответствовать требованиям развития общества, уровню развития науки, техники и технологии и готовность к изменениям или перемещениям.

    Формы проявления трудовой мобильности различны (рис. 10.1).

    Наличие мобильных работников обеспечивает конкурентоспособность в глобальной экономике, возможность быстрой перестройки организации, обновления продукции.

    Трудовая мобильность

    Профессиональная

    Территориальная

    Межорганизационная

    Внутриорганизационная

    Отраслевая

    Рис. 10.1 Формы проявления трудовой мобильности

    Профессиональная мобильность - это способность к изменениям в содержании трудовой деятельности, вызванной разными причинами, которая предполагает готовность работника при необходимости освоить новые для себя функции работы.

    Профессиональная мобильность связана с наличием у работников дополнительных или смежных профессий, степенью освоения своей профессии, хорошей базовой теоретической подготовкой, как условием быстрого освоения новых функций, мотивацией, направленной на изменения трудовой деятельности.

    Чтобы обеспечить достижение профессиональной мобильности работника не только с позиции интересов самих работников, но и интересов организации необходимо обучать работников смежным профессиям, повышать квалификацию и осуществлять переподготовку кадров, что приводит к профессиональному росту работника.

    Широта кругозора и творческих возможностей работников позволяет в силу необходимости (взаимопомощь, увеличение нагрузки, выпуск новой продукции) менять их расстановку по видам работ на кратковременный или продолжительный период времени.

    Примером профессиональной мобильности может служить повышение разрядов, категорий, степеней, званий.

    Внутриорганизационная мобильность - это способность и готовность как к смене, так и совмещению должностей, отличающихся содержанием работ, к изменению специализации, к перемещению в пределах одной организации.

    Внутриорганизационная мобильность связана с наличием у работников дополнительных или вторых профессий, со степенью адаптированности и освоением новой должности, с высокой профессиональной мобильностью, с наличием определенных мотивов к такого рода трудовым отношениям.

    Для повышения внутриорганизационной мобильности необходимо повышать профессиональную мобильность, информированность работника с точки зрения карьерного роста, развивать его и обучать новым профессиям и технологиям.

    Таким образом, при совмещении должностей или освоением работником других профессий и даже видов деятельности появляется возможность ротации кадров в соответствии с требованиями организации, повышается мобильность работника, трудовая адаптация и мотивация труда.

    Примером внутриорганизационной мобильности может служить вертикальная, горизонтальная или ступенчатая карьера.

    Межорганизационная мобильность - это способность и готовность сменить организацию в поисках нового места работы, которая предполагает освоение работником новых "правил игры", новых требований относительно работы или должности.

    Межорганизационная мобильность связана с наличием у работников высокой профессиональной (даже без смены профессии) и внутриорганизационной (в случае смены должности или карьерного роста) мобильности, с высокой степенью адаптированности, с освоением новой организационной культуры, с сильной мотивацией к трудовой деятельности.

    Для повышения межорганизационной мобильности необходимо повышать профессиональную и внутриорганизационную мобильность, информированность работника с точки зрения его возможностей и потребностей предприятий, улучшить работу по трудовой адаптации работника, развивать самоменеджмент и самомаркетинг.

    Примером межорганизационной мобильности может служить переход из одной организации в другую с сохранением должности, вызванный различными причинами, или с повышением в должности.

    Отраслевая мобильность - это способность изменить профиль работы и готовность, в связи с этим, сменить организацию, что предполагает освоение работником не только новых требований относительно своей работы или должности, но и освоение новой специфики работы, а также способность к межорганизационным перемещениям.

    Отраслевая мобильность связана с наличием у работника высокой профессиональной, внутриорганизационной и межорганизационной мобильности, с наличием универсального образования, с широким кругозором, творческим потенциалом, целеустремленностью, разнообразным опытом работы.

    Для повышения отраслевой мобильности необходимо повышать все формы мобильности (профессиональную, внутриорганизационную, межорганизационную), информированность работника об актуальных профессиях и потребностях предприятий, совершенствовать систему образования, а также систему мотивации и стимулирования труда, развивать творческий потенциал и целеустремленность работника.

    Примером отраслевой мобильности может служить переход из нефтенной промышленности в железнодорожную отрасль.

    Территориальная мобильность - это готовность и возможность сменить место жительства в поисках нового места работы, а также способность к территориальным перемещениям. Осуществляемые при этом дополнительные затраты рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

    Территориальная мобильность связана с наличием у работника всех форм трудовой мобильности, с наличием мобильных средств связи и передвижения, с высокой степенью адаптированности и стремлением к карьерному росту.

    Сейчас географическая мобильность работника достаточно низка. Основными препятствиями являются административные барьеры, неразвитость рынка жилья и социальных программ, отсутствие информации.

    Кроме того, существенно ограничивает территориальную мобильность низкие доходы. Традиционно наиболее мобильной является молодежь, однако именно молодые специалисты больше всего страдают от недостатка средств для получения образования, повышения квалификации и переквалификации.

    Невысокая территориальная мобильность не означает отсутствия у работников желания искать новую работу.

    Что можно сделать для повышения территориальной мобильности?

    Ключевыми мерами являются пропаганда мобильности, устранение административных барьеров, развитие системы образования, создание возможностей для профессиональной переориентации работников, стимулирование переподготовки работников, совершенствование кадровой политики организаций.

    Руководители опасаются, что увеличение территориальной мобильности приведет к увеличению конкуренции между регионами или городами и массовому оттоку трудовых ресурсов. Однако, повышение территориальной мобильности заставит руководителей приложить гораздо больше усилий для привлечения и удержания квалифицированных кадров.

    Для того чтобы в полной мере использовать трудовой потенциал работника, нужно повышать трудовую мобильность работника. В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям.

    Повышение трудовой мобильности работника необходимо не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. Современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают очень часто, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. В результате даже на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться.

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    В качестве примера можно привести опыт штата Массачусетс США. В конце 60х годов Массачусетс столкнулся с проблемой необходимости серьезной структурной перестройки своей экономики, поскольку традиционная для этого штата отрасль перестала быть конкурентоспособной. Эта проблема была успешно решена за счет использования научного потенциала штата, в котором находятся два ведущих американских университета - Гарвард и Массачусетский Технологический Институт. В результате в 90е годы Массачусетс стал одним из наиболее успешных американских штатов, второй Силиконовой долиной, с очень высоким уровнем жизни и рекордно низким уровнем безработицы - чуть больше 1%. 67

    В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро. Те страны, в которых трудовая мобильность работника высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов, тогда как в более инертных странах возможны серьезные задержки и отставания в развитии в случае недостаточной трудовой мобильности работников.

    Трудовая мобильность работника должна иметь серьезную информационную поддержку. Обеспечение широкого доступа к Internet существенно изменит спрос на образовательные услуги: люди будут более полно представлять себе свои возможности и потребности. Именно недостатком информации объясняется в первую очередь то, что, несмотря на сильную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок.