Тесты по разделу социальные отношения обществознание. Б) внешний социальный контроль. Отдельные социальные виды

Социальные отношения

Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)

Тип
задания


варианта
задания

Часть 2 (В)

№ варианта

сословия

этноса (народа)

горизонтальная

социальная общность

стратификация

реабилитация

Часть 3 (С)

Тип
задания


варианта
задания

В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности

Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали-зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему цен-ностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, жен-щины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности че-ловека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особеннос-тей людей (три основные группы: не-гроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение соци-альных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

Могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

1) Молодёжь как социологическое понятие

2) Особенности социального положения молодёжи

а) переходность положения

б) высокий уровень мобильности

в) освоение новых социальных ролей

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

3) Социально-психологические качества молодёжи

а) неустойчивость психики

б) внутренняя противоречивость

в) низкий уровень толерантности

г) стремление отличаться от остальных

д) специфическая молодёжная субкультура

4) Типы самодеятельности молодёжи

5) Неформальные молодёжные группы

Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

Понятие социального контроля

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

2) Элементы социального контроля

б) санкции

3) Формы социального контроля

а) внутренний

б) внешний

4) Методы социального контроля

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие свободы, её сущность

2) Социальные условия реализации свободы личностью

а) уровень развития общества

б) социальные нормы

в) место человека в обществе

г) формы общественной деятельности

д) социализация

3) Понятие ответственности

4) Виды ответственности

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

б) индивидуальная, групповая, коллективная

5) Социальная ответственность

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

Данное задание предполагает написание мини-сочинения - эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

Эссе (фр. essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь .

Эссе по обществознанию должно:

Раскрывать смысл высказывания (афоризма);

Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

Содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры , связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

 Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Тезис - то, что тре-буется доказать

Аргументы - факты, примеры, доводы, суждения

Выводы - в силу каких доказательств тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

 В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

социальных отношений ... успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление...

  • Социальная компетентность учащихся и её диагностика психофизиологические методики (методики используемые в практике работы с младшими школьниками)

    Пояснительная записка

    ... социальных ... ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оно включает четыре задания . Первое задание ознакомительно-тренировочное ... отношение к природе Отношение ... ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием ...

  • ЕГЭ. Социальные отношения 2

    1. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, всту­пать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

    А) стабильности; Б) мобильности; В) неравенства; Г) эволюции.

    2. Восходящую вертикальную социальную мобиль­ность иллюстрирует пример

    А) актер перешел из одного областного театра в другой

    Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды выс­шего дивизиона в другую

    В) начальник цеха получил приглашение занять долж­ность главного конструктора завода;

    Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

    3. Многие римские императоры являлись выходца­ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

    А) социальной стратификации; Б) социального статуса;

    В) горизонтальной социальной мобильности

    Г) вертикальной социальной мобильности

    4. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность ди­ректора этого учебного заведения. Данный факт является примером:

    А) горизонтальной социальной мобильности; Б) социальной стратификации
    В) социализации; Г) вертикальной социальной мобильности

    5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

    Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

    6. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:

    А) пол (мужской или женский); Б) профессия;

    В) национальность; Г) социальное происхождение.

    7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности:

    А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

    Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    А) верно только А Б) верно только Б

    В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

    8. Любая социальная группа характеризуется:

    А) малочисленностью состава; Б) родственными связями;

    В) неформальным контролем за поведением;

    Г) общностью социального статуса.

    9. Социальные нормы

    А) неизменны на протяжении всей истории человечества

    Б) одинаковы для всех обществ

    В) неукоснительно выполняются всеми членами общества

    Г) распространяются на всех членов общества.

    10. Элементом социальной структуры общества является:

    А) сословие; Б) партия; В) предприятие; Г) армия.

    11. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

    А) мораль; Б) традиция; В) вежливость; Г) табу

    12. Для всех социальных норм характерен следующий признак

    А) закрепление в нормативных актах; Б) выражение общественного мнения

    В) обеспечение принудительной силой государства

    Г) выполнение роли регулятора поведения людей.

    13. Социальной группой, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству, является:

    А) нация; Б) сословие; В) класс; Г) номенклатура.

    14. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется:

    А) презумпцией; Б) санкцией; В) девиацией; Г) фикцией

    15. Установите соответствие:

    Социальные группы критерии

    А) мужчины 1) демографический

    Б) племена 2) этнический

    В) народности

    Г) дети

    16. К социальным нормам НЕ относится

    А) обязанность заботиться о престарелых родителях

    Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

    В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

    Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

    17. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

    А) правовой статус личности; Б) политический статус личности;

    В) предписанный социальный статус личности;

    Г) достигаемый социальный статус личности.

    18. Эстетические нормы

    А) закреплены в официальных документах

    Б) обеспечены силой государственного принуждения

    В) отражают представления о прекрасном, и безобразном

    Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

    19. Найдите в приведённом списке признаки социального статуса (В):

    А) профессия; Б) пол; В) цвет глаз; Г) следования требованиям моды;

    Д) уважение к родителям; Е) семейное положение.

    20. Предписания снимать пальто и шляпу при посе­щении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

    А) этикета; Б) морали; В) права; Г) религии.

    21. Социальная стратификация – это:

    А) наличие в обществе различных сфер;

    Б) разделение общества на социальные группы;

    В) поддержка малообеспеченных групп населения;

    Г) повышение социального статуса.

    22. Преступное поведение; нарушающее формальные нормы, называется

    А) конформистским; Б) девиантным; В) неформальным; Г) делинкветным

    23. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп: ______________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    24. Новаторство является формой

    А) негативного отклоняющегося поведения

    Б) позитивного отклоняющегося поведения

    В) неправомерного поведения

    Г) неотклоняющегося поведения

    25. Запишите слово, пропущенное в ряду:

    Виды этносов: род, племя, народность, _______________

    26. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика», вычеркните лишнее.

    Ассимиляция, расизм, дискриминация, стратификация, этническая чистка.

    27. Соотнесите

    Признаки социальных норм

    А) закреплены в принимаемых государственными органами актах

    Б) обеспечены общественным мнением

    В) основаны на понимании добра и зла

    Г) обеспечены государственным принуждением

    Д) обязательно имеют формальную определённость

    Типы социальных норм

    1) мораль 2) право.

    28. Отметьте в списке причины групповой социальной мобильности

    А) социальное происхождение; Б) социальная революция;

    В) смена политического режима; Г) уровень образования;

    Д) гражданская война;

    Е) социальный статус семьи.

    29. Определите, какие положения носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

    1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

    2) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

    3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

    4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

    30. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются:

    А) обычаями; Б) моральными нормами; В) эстетическими нормами;

    Г) традициями.

    31. Заполните пропуски:

    «Понятия «______________» 1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ________ 2) главное основание единения людей в одну ______________ 3) – кровнородственные связи и общее _______________ 4). С возникновением государства появляются _______________ 5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазно-экономических отношений формируются __________________ 6) – этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих по словам английского историка Хоскинга, «единое чувство судьбы».

    А) происхождение; Б) племя; В) общность; Г) нация

    Д) народ; Е) народность; Ж) национальность; З) раса;

    И) диаспора.

    32. Политическую дифференциацию общества характеризует:

    А) различие доходов населения;

    Б) различие уровня жизни населения;

    В) деление общества на управляющих и управляемых;

    Г) выделение в обществе различных групп по роду их деятельности.

    33. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Семья как социальный институт»

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    34. В Средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

    А) социальных взглядов; Б) социального неравенства;

    В) социальной адаптации; Г) социальной мобильности.

    35. Элементом механизма самоконтроля НЕ является

    А) общественное мнение; Б) индивидуальное сознание; В) совесть;

    Г) коммуникация

    36. Верны ли следующие суждения о молодежи?

    А. Для молодежи характерен публичный отказ от сущес­твующей идеологии.

    В. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.

    А) верно только А Б) верно только Б

    В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

    37. Признак этнической социальной общности

    А) сословное деление; Б) единое гражданство; В) язык и культура;

    Г) религия и мораль

    38. Силой государства обеспечиваются нормы:

    А) моральные; Б) правовые; В) эстетические; Г) религиозные.

    Ключи к тесту ЕГЭ. Социальные отношения 2.

      В 2 В

      Г 4 Г

      А 6 Б

      А 8 Г

      Г 10 А

    11 Г 12 Г

    13 Б 14 Б

    15 1221 16 В

    17 В 18 В

    19 АБЕ

    20 А

    21 Б

    22 Г

    23 В ранних человеческих коллективах можно выделить группы по половому признаку (мужчины и женщины), возрасту (дети, подростки, взрослые), занятиям (охотники, собиратели…). Позже это выльется в разделение по профессиональному признаку (рабочие, торговцы, банкиры, земледельцы), имуществу, национальности …

      Нация

      Стратификация

      21122

      АААБ

      ДБВ АЕГ

      1) Понятие семьи.

    2) Типы семей:

    А) патриархальная семья;

    Б) партнёрская (демократическая) семья;

    В) нуклеарная (двупоколенная – родители и дети) семья;

    Г) многопоколенная семья;

    Д) многодетные семьи

        Жизненные циклы семьи (можно расписать подробно (Кравченко, 8 кл.)

    4) Роль семьи в современном обществе (функции):

    А) репродуктивная функция и как она реализуется в современных условиях;

    Б) семья как средство психологической и эмоциональной защиты человека;

    В) семья как хозяйственная ячейка общества;

    Г) влияние семьи на процесс социализации личности.

    5) Права и обязанности членов семьи.

    6) Переживает ли кризис институт семьи?

    Итоговый тест "Социальные отношения"

    1.Внутреннее устройство общества традиционно называют

    1) социальным институтом 2) социальной структурой

    3) социальной мобильностью 4) социальным неравенством

    2. верны ли суждения о структуре общества?

    А. структура общества - это совокупность связей и отношений исключительно между большими социальными группами.

    Б. общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

    3. верны ли суждения о социальной структуре общества?

    А. Социальная структура характеризует внутреннее строение общества.

    Б. социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится.

    1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

    5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей

    1) величина доходов 2) уровень образования

    3) профессия 4) положение в обществе

    6. К малым группам относится (-ятся)

    1) научно-техническая интеллигенция мегаполиса

    2) выпускники исторических факультетов университетов страны

    3) государственная делегация на международном конгрессе

    4) преподаватели высших учебных заведений страны

    7. Верны ли суждения о социальных группах?

    А. Численность группы определяет её формальный или неформальный характер.

    Б. Формальные группы имеют чётко определённую структуру

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    8. В приведённом списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и отличия малых групп от больших. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1) объединение людей 2) прямое взаимодействие

    3) численный состав 4) сходный социально значимый признак

    9. Ожидаемое поведение личности , связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

    1) социальным престижем 2) социальным статусом

    3) социальной структурой 4) социальной ролью

    10. Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль

    1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) заёмщика банка 4) члена семьи

    11. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности.

    1) реализации социальной роли 2) выполнения социальной нормы

    3) осуществления социальной политики 4) проявление социальной мобильности

    12. Верны ли суждения о социальной роли?

    А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.

    Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    13. Положение человека в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием

    1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная норма 4) социальная общность

    14. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

    1) профессию 2) уровень доходов 3) образование 4) национальность

    15. Какой статус является достигаемым (приобретаемым)?

    1) мужчина 2) сын 3) муж 4) украинец

    16. Верны ли суждения о социальном статусе?

    А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений.

    Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    17. В приведённом списке указаны черты сходства приобретённого и предписанного статуса и отличия приобретённого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1) положение человека в обществе 2) совокупность прав и обязанностей

    3) статус принадлежит от рождения 4) статус достигается в течение жизни

    18. Что означает понятие "конфликт"?

    1) расположение 2) развитие 3) столкновение 4) переворот

    19. Что характеризует компромисс как способ разрешения конфликта?

    1) привлечение третьей стороны для примирения участников

    2) обращение к наделённому полномочиями органу за помощью

    3) одностороннее использование власти или силы

    4) решение проблемы через взаимные уступки

    20. К политическим можно отнести конфликт между

    1) наследниками спорного имущества

    2) главой государства и оппозиционной партией

    3) болельщиками разных футбольных клубов

    4) представителями разных церквей по поводу святых мест

    21. Социальный конфликт между администрацией предприятия и работниками по поводу выплаты зарплаты можно отнести к конфликту

    1) межличностному 2) культурному) 3) экономическому 4) политическому

    22. Верны ли суждения о социальных конфликтах ?

    А, Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество

    Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    23. Верны ли суждения о социальных конфликтах?

    А. Социальные конфликты в принципе неизбежны.

    Б. В демократическом обществе существуют правовые средства разрешения социальных конфликтов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    24. Верны ли суждения о социальном конфликте?

    А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

    Б. Одна из причин возникновения конфликтов –различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    25. Ирина обиделась на свою подругу и не разговаривает с ней уже три дня. Это пример

    1) межличностного конфликта 2) социальной борьбы

    3) социальной роли 4) политического конфликта

    26. Что отличает семью от других малых групп?

    1) совместная деятельность 2) общие цели 3) общий быт 4) общие интересы

    27. Для семьи любого типа характерно

    1) совместное проживание нескольких поколения родственников

    2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей

    3) возложение домашних обязанностей на женщину

    4) влияние на формирование личности ребёнка

    28. Данная группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа - семья?

    1) участники группы имеют схожие политические взгляды

    2) участники группы владеют пакетом акций предприятия

    3) участники группы ведут совместное домашнее хозяйство

    4) участники группы участники группы вместе трудятся.

    29. Верны ли следующие суждения о семье?

    А. Семьёй называют малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

    Б. Семью от других малых групп отличает общность интересов её членов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    30. Верны ли следующие суждения о семье?

    А. Семья регулирует поведение своих членов.

    Б. Семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    31. Верны ли следующие суждения об этике семейных отношений?

    А. Члены семьи несут исключительно юридические обязанности по отношению друг к другу.

    Б. Взаимная привязанность и забота – этическая основа семейных отношений.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    32. Исторически сложившуюся общность людей, одной из стадий , развития которой являются народности, обозначают понятием

    1) этнос 2) сословие 3) каста 4) класс

    33. Племена и народности относят к

    1) историческим типам общества 2) демографическим группам

    3) этническим общностям 4) социальным стратам

    34. Общность культуры и быта, традиций и обычаев относят к характерным признакам

    1) партии 2) этноса 3) класса 4) сословия

    35. По итогам переписи населения было установлено , что большая часть жителей города –буряты. Это определяет их принадлежность к общности

    1) конфессиональной 2) демографической 3) территориальной 4) этнической

    36. Верны ли следующие суждения об этносе?

    А. Этносы отличаются друг от друга численностью, уровнем общественного развития.

    Б. Этносы отличаются друг от друга языком, культурой.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    37. Возникновению нации как формы этноса способствует

    1) определённый уровень образования населения

    2) развитие экономических связей между народностями

    3) укрепление позиций церкви

    4) образование правового государства

    38. Верны ли следующие суждения о нации как форме этноса?

    А. Развитие экономических связей внутри народности привело к их превращению в нации.

    Б. Нации возникли в результате "перемешивания" различных племён и народностей.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    39.. Найдите в приведённом списке признаки нации как формы этноса.

    1) федеративное устройство 2) общность территории 3) единое гражданство

    4) общность языка 5) национальное самосознание 6) общие черты психологии

    40. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят ограничение прав этнического меньшинства.

    Б. От решения межнациональных проблем, в значительной мере завися спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    41. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. Межнациональный конфликт может возникнуть, в том случае, если представителей малых народов ограничат вправе развивать национальную культуру.

    Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе относят создание национально однородных государств.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    42. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

    А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.

    Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства – условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Международная организация проводила в странах Z и Y опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: "В чём вы видите основную причину межнациональных конфликтов?"

    Полученные результаты (в % от числа отвечающих) представлены в таблице.

    Мнение

    % выбравших это мнение

    Страна Z

    Страна Y

    Насилие и принуждение

    Нежелание понимать друг друга

    Ущемление прав и свобод

    Не задумываюсь

    43. Найдите в приведённом списке выводы , которые можно сделать на основе таблицы,.

    1)Насилие и принуждение называют основной причиной больше жителей страны Z, чем страны Y.

    2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечают примерно одинаковый процент опрошенных обеих стран

    3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны Y.

    4) В обеих странах наименьший процент опрошенных демонстрирует отсутствие интересов к данной проблеме.

    5) Ущемление прав и свобод считают основной причиной больше всего опрошенных страны Z.

    44. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации.

    1) Жители обеих стран не придерживаются гуманистических принципов в области национальных отношений.

    2) Жители страны Y, в отличие от жителей страны Z, в большей степени стремятся к мирному урегулированию спорных проблем.

    3) Жители страны Z стремятся обрести национальную независимость.

    4) Межнациональные конфликты неизбежны.

    5) Правительствам обеих стран стоит уделить больше внимания защите прав человека.

    Ответы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    4

    Благодарненского района Ставропольского края

    Контрольная работа по обществознанию

    в 11классе
    по теме « Социальные отношения »

    подготовила

    учитель истории и обществознания

    Лысенко Любовь Фёдоровна

    С. Сотниковское

    2013


    1.Вариант . А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
    А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают 1)наличие в обществе различных сфер 2)разделение общества на общности и группы 3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения 4)повышение социального статуса
    А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается 1)социальная мобильность 2)социальное неравенство 3)социальная структура 4)социальный контроль
    А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе? А.Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки. Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.
    А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты? 1)территориальному 2)этническому 3)социально-классовому 4)конфессиональному
    А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией? 1)она уехала в командировку 2)она поменяла место жительства 3)города находятся далеко друг от друга 4)города расположены в разных странах
    А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? 1)социально-классовый 2)этносоциальный 3)демографический 4)территориальный
    А.8.Кастовый строй является разновидностью 1)политического режима 2)государственного устройства 3)социальной стратификации 4)экономической системы
    А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс 1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации 3)политической стабилизации 4)социальной стратификации
    А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус 1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя Часть 2. В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (4)Социологи называют положение такой личности маргинальным. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. 1 2 3 4

    В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность, армия и т.п.». А) миграция Б)мобильность В)горизонтальная Г)институт Д)статус Е)вертикальная Ж)группа З)стратификация И)маргинализация
    1 2 3 4 5 6
    Часть 3 С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность». С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

    Вариант № 2. А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт 1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства
    А2.Выражением социальной стратификации является 1)различие типов экономических систем 2)разнообразие культурных традиций 3)сословное деление общества 4)идейный плюрализм
    А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся 1)собственники крупных предприятий 2)инженерно-технические работники 3)профессура высших учебных заведений 4)сотрудники научных учреждений
    А4.Социальная сфера жизни общества включает институт 1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи
    А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения. Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности. 1)верно только А. 2)верно только Б. 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют 1)маргиналы 2)средний класс 3),синие воротнички, 4)пролетариат
    А7. Классовый тип социальной стратификации 1)присущ европейскому средневековому обществу 2)характерен для древневосточной цивилизации 3)носит универсальный характер 4)свойственен индустриальному обществу
    А8.Сословное деление общества отражает 1)вид государственного устройства 2)тип социальной стратификации 3)характер экономических связей 4)особенность политической системы
    А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются 1)показателями общественного прогресса 2)проявлениями социальной мобильности 3)критериями социальной стратификации 4)мерилом общественного богатства
    А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример 1)социальной стратификации 2)горизонтальной социальной мобильности 3)профессиональной дифференциации 4)вертикальной социальной мобильности Часть 2
    В1.Установите соответствие:
    СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус А)мужчина 2)приобретенный статус Б)высшее образование В)25 лет Г)инженер Д)женат Запишите в таблицу выбранные цифры А__________Б__________В__________Г____________Д
    В 2.Вставьте пропущенные слова в текст «Семья - это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».
    А)дети Е)институт Б)брак Ж)отношения В)социализация З)группа Г)коллектив И)любовь Д)обязанности К)уважение
    Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
    1_________2__________3_________4________5__________6
    Часть 3 С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».
    С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).

    Список использованной литературы:

      Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009. Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012. Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011. ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.