Правовые основы производства. Ассоциация - некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица, создаваемая для координации предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Перечисление имущественных вкладов товарищей и их

КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную дея­тельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Определены задачи производства: своевременное, всесторон­нее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обес­печение исполнения вынесенного постановления; выяснение при­чин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

Также определены обстоятельства, которые исключают произ­водство по делам об административных правонарушениях. Произ­водство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава адми­нистративного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; ис­течении к моменту рассмотрения дела об административном пра­вонарушении установленного законодательством срока наложе­ния административных взысканий (а оно может быть, как прави­ло наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правона­рушения). Названные обстоятельства относятся как к физичес­ким так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обсто­ятельства, исключающие производство в отношении только физи­ческих лиц. Это недостижение лицом на момент совершения адми­нистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяе­мость лица, совершившего противоправное действие или бездейст­вие действие лица в состоянии крайней необходимости или необ­ходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановле­ния компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в администра­тивном правонарушении содержатся признаки преступления, ма­териалы передаются органом (должностным лицом), рассматрива­ющим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Установлено также, что производство осуществляется на осно­вании законодательства, действовавшего во время совершения ад­министративного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транс­портных средств).

Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого на­ходится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматри­вать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется про­изводство, обеспечивается право выступать на родном (или дру­гом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осу­ществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлеж­ности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

Дела об административных правонарушениях рассматривают­ся открыто. При необходимости они могут рассматриваться непо­средственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного арес­та, извещается прокурор.

Дела об административных правонарушениях рассматривают­ся, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения ор­ганом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должност­ные лица) устанавливают наличие либо отсутствие администра­тивного правонарушения, виновность данного лица и иные обсто­ятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к админи­стративной ответственности, показаниями потерпевших, свидете­лей, заключениями эксперта, иными документами, вещественны­ми доказательствами, протоколами об изъятии вещей и докумен­тов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств высту­пают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объек­том административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внут­реннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объ­ективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупнос­ти. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотре­ния дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридичес­кому характеру они представляют собой разновидность админи­стративно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освиде­тельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

Все указанные меры оформляются соответствующими протоко­лами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применя­ющих эти меры (например, должностные лица милиции, кон­трольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие докумен­тов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применя­ется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизирован­ной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правона­рушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установле­ния личности нарушителя; составления протокола об администра­тивном правонарушении, если оно обязательно.

Административное задержание может длиться не более трех часов.

При нарушении пограничного режима лица могут быть задер­жаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы адми­нистративной юрисдикции, не совпадающие с общей системой ис­полнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьез­ных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательно­го права (ст. 40 1); незаконном приобретении или хранении нар­котических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незакон­ной выдаче лицензии (ст. 56 1); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работ­ника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как прави­ло, единолично;

б) административные комиссии районных, городских исполни­тельных органов системы местного самоуправления. Они в колле­гиальном порядке рассматривают все категории дел об админи­стративных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомст­венности иных органов (должностных лиц);

в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматрива­ют дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполни­тельные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспек­ции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринар­ного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетен­ция определена ст. 203–224 КоАП.

Практически от имени названных органов действуют долж­ностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (ин­спектора, контролеры-ревизоры и т.п.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

К59 административное право: учебник. – м.: юристъ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Козлов Ю.М
К59 Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.–320с. ISBN 5-7975-0197-Х (в пер.) Учебник написан в соответствии с федеральным компонентом госуда

Что регулирует административное право?
Изложенные позиции подводят к чисто юридическому анализу правового регулирования в сфере практической реализации испол­нительной власти. Как уже отмечалось, существует особ

Управленческие отношения
Административное право регулирует, таким образом, достаточ­но разнообразные, но однотипные отношения, управленческие по своей природе. В их числе: а) отношения, в рамках ко

Функции административного права
В границах своего предмета административное право выполня­ет, как и иные отрасли российского права, регулятивную функ­цию. Ее содержание составляет создание определенного

Административная правосубъектность
Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участника­ми (сторон

Административное право в правовой системе
Административное право тесно взаимодействует с другими от­раслями российского права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объ

Понятие и виды
Как уже подчеркивалось, нередко отрасли действующего рос­сийского права совпадают в своих основных проявлениях, т.е. по предмету правового регулирования. Например, это наглядно видн

Особенности метода административного права
Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управлен­ч

Понятие и особенности административно-правовых норм
Нормы права по своему юридическому содержанию представ­ляют определенные правила поведения, устанавливаемые государ­ством. Их соблюдение гарантируется различными средствами т

Виды административно-правовых норм
Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридичес­кого содержания. Предлагается следующая их классификация.

Реализация административно-правовых норм
Под реализацией понимается практическое использование норм в соответствии с целями административно-правового регули­рования управленческих общественных отношений. Различают два осно


Под ними понимаются внешние формы выражения админи­стративно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы. Наиболее значительна роль следующ

Особенности административно-правовых отношений
Любые общественные отношения преобразуются под регулиру­ющим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобрета­ют правовую форму – становятся правовыми отношениями. Сто

Виды административно-правовых отношений
Конечно, регулируемые административно-правовыми нормами общественные отношения различны по своему характеру. Да и присущийим элемент юридической властности выражается по-разному. Пр

Основы административно-правового статуса гражданина
Анализ административной правосубъектности различных участников общественных отношений, складывающихся в сфере реализации исполнительной власти, с должной обоснованностью начинается

Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непо­средственно реализуются в сфере деятельности субъектов испол­нительной власти, либо органически связаны с практической дея­т

Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти
Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обес­печивают их фактическую реализацию и надежную охрану (за­щиту)

Право жалобы
Специального внимания заслуживает вопрос о средствах защи­ты своих прав и законных интересов, нарушаемых исполнитель­ными органами (должностными лицами), которые в соответствии с де

Особенности административно-правового статуса иностранцев
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с граждана­ми РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или ме

Понятие органа исполнительной власти
Органы исполнительной власти – основной субъект реализа­ции данной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой дея­тел

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Принципы – это важнейшие политико-правовые и организа­ционно-правовые основы организации и деятельности органов ис­полнительной власти. 1. Федерализм являе

Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы. 1. По терри

Президент Российской Федерации и исполнительная власть
По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой ис­полнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции. Являясь главой государства, он наделен сущ

Система федеральных органов исполнительной власти
На федеральном уровне система органов исполнительной влас­ти в настоящее время представлена следующими звеньями: Пра­вительство РФ; федеральные министерства; государственные ко­мите

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2

Территориальные органы
Статья 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных ор­ганов исполнительной власти создавать для осуществления своих полномочий территориальные органы и назначать соответствую­щих

Понятие государственной службы и ее виды
В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило сл

Государственная должность
Понятие государственной службы теснейшим образом связано с понятием «государственная должность». Она определяется законодателем как должность в государст­венных органах

Принципы государственной службы
Они производны от закрепленного Конституцией РФ равного доступа граждан РФ к государственной службе (ч. 4 ст. 32). В ст. 5 Федерального закона о государственной службе дает

Государственный служащий; основы статуса
Уже имеющаяся информация о государственной службе подво­дит нас к характеристике лиц, замещающих соответствующие го­сударственные должности государственной службы, т.е. собствен­но

Виды государственных служащих. Должностные лица
Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о ко­торых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие: а) федеральных государственных органов; б) го

Государственно-служебные отношения
Государственная служба воплощается в отношениях между го­сударством в лице его полномочных органов и гражданином РФ, желающим реализовать свое конституционное право на работу в госу

Поступление на государственную службу
Правом поступления на государственную службу обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным язы­ком, имеющие профессиональное образование. Не допускаются какие-либ

Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается при увольнении служа­щего, в том числе и в связи с его выходом на пенсию. Общие основания увольнения служащих предусматриваются трудовым

Государственные организации
В сфере государственного управления функционирует множе­ство различных по своему назначению и административно-право­вому статусу государственных и государственных организаций. Их пр

Государственные организации
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венно

Негосударственные организации
Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных

Формы управления
В общенаучном понимании форма означает внешнее выражение содержания определенного явления или определенных действий. Так, процесс обучения – содержание деятельности может выр

Виды форм управления
С учетом разнообразия форм управления можно выделить их конкретные виды. На практике выбор форм управления зависит от многих обсто­ятельств. Например, многое зависит от хар

Понятие и юридическое значение актов управления
Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственн

Виды правовых актов управления
По своим юридическим свойствам виды правовых актов управ­ления уже были обозначены. Это нормативные и индивидуальные акты. Такое их подразделение является основным. Норм

Требования к правовым актам управления
Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъяв­ляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основ

Действие правовых актов управления
Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют. Что дает основания для признания данного акта действующим? Юридическая

Методы управления
Метод есть способ, прием практической деятельности. Посколь­ку речь идет о государственно-управленческой деятельности, зако­номерен вопрос о способах и приемах ее осуществления.

Виды методов управления
Методы, используемые в процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два универсальных метода любой государственной или общественной работы – убеждение

Сущность и виды административного принуждения
В числе административно-правовых методов назывались, в частности, и средства принудительного характера, с помощью ко­торых исполнительные органы (должностные лица) при необходи­мост

Сущность административной ответственности
Административная ответственность выражается в примене­нии полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами администра­тивного права ко

Основание административной ответственности
Главное в характеристике административной ответственнос­ти – ее юридическое основание, придающее ей совокупность спе­цифических качеств. Им является, как уже отмечалось, правона­руш

Объект и объективная сторона правонарушения
Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержа

Субъект и субъективная сторона правонарушения
Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершив­шее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностран

Цели административных взысканий
Следующим элементом общей характеристики администра­тивной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное администра­тивное п

Виды административных взысканий
Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения

Правила наложения административных взысканий
Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административ­ную от

Понятие и виды административного процесса
Исполнительная власть практически реализуется в различного рода действиях исполнительных органов (должностных лиц), юри­дическим содержанием которых является применение норм мате­ри

Административная юрисдикция
Юрисдикционное производство – практическое проявление административной юрисдикции. Административная юрисдикция проявляется (как и судебная юрисдикция) в рассмотрении и разр

Производство по подготовке правовых актов управления
Это важнейший вид процессуальной деятельности организаци­онно-процедурного характера. Осуществляется она в интересах эффективной работы органов исполнительной власти по примене­нию

Лицензионно-разрешительное производство
Отдельные виды деятельности осуществляются физическими и юридическими лицами на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение (право) на осущес

Регистрационное производство
Регистрация – акт официального признания законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государ­ственную регистрацию нормативных актов органов исполнитель­ной вл

Производство по жалобам
Жалобы всегда связаны с представлением жалобщика о том, что его права или законные интересы нарушены или ущемлены действиями или правовыми актами должностных лиц органов ис­полнител

Дисциплинарное производство
Его суть заключена в применении к лицам, совершившим пра­вонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотрен­ных нормами права дисциплинарных взысканий. В отношении государст

Участники производства
К их числу КоАП относит: лиц, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевших (если таковые есть); законных представителей; адвоката; свидетелей; экспертов; переводчик

Стадии производства
Производство по делам об административных правонарушени­ях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и разреше­ния; обжалования или опротестования постановления по делу; ис­п

Исполнительное производство
Исполнение принятого по делу об административном правона­рушении постановления – также одна из стадий юрисдикционного производства. Она выделяется своей специфической юридичес­кой з

Значение законности для процесса реализации исполнительной власти
Конституционный принцип законности (ст. 15) имеет особое значение для государственно-управленческой деятельности, в про­цессе которой реализуется исполнительная власть. Это определя

Понятие способов обеспечения законности и их виды
Действие принципа законности в сфере государственно-управ­ленческой деятельности обеспечивается системой организацион­но-правовых средств. Совокупность таких средств, различных по ю

Контроль законодательных органов
Парламентский контроль как правовой институт в РФ не преду­смотрен КонституциейРФ. Тем не менее в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенн

Контрольные полномочия Президента РФ
Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решение

Контроль органов исполнительной власти
Контроль, являясь одной из основных функций управленчес­кой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенн

Особенности административного надзора
При характеристике системы федеральных органов исполни­тельной власти было выделено их специальное звено, действующее под обобщающим наименованием «федеральные надзоры». Одна­ко это

Судебный и прокурорский надзор
В настоящее время значительно возросла роль судебных орга­нов в обеспечении законности в сфере реализации исполнительной власти, что усиливает гарантии строгой исполнительской дисци

Конституционный Суд РФ
В его задачи входит: разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ нормативных актов Правительства, таких же актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам, отнесен­

Суды общей юрисдикции
В соответствии с Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1) ее составляют традиционно существующие суды общей юрис

Арбитражные суды
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным ор­ганом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Правовые основы этого вида правосудия содержатся в Феде­раль

Общий надзор органов прокуратуры
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют: а) надзор за

Особенности и формы внеотраслевого управления
Проиллюстрируем на конкретных примерах особенности ис­полнительных органов общеотраслевой компетенции. Заметим при этом, что чаще всего в учебной литературе они безоговорочно выделя

Управление промышленным комплексом
Органы управления промышленностью Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходи


Все органы исполнительной власти в различных формах реали­зуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия в области управления промышленным комплексом. Одновремен

Управление агропромышленным комплексом
Агропромышленный комплекс (АПК) призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промыш­ленного производства. Как отрасль экономики, он включает про­изводство

Организация управления сельским хозяйством
Наиболее полное представление о механизме государственного управления агропромышленным комплексом в современных усло­виях можно получить на основе анализа административно-право­вого

Государственный контроль и надзор
В агропромышленном комплексе действует ряд специализиро­ванных контрольно-надзорных органов. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) –

Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
Транспорт, играющий важнейшую роль в обеспечении потреб­ностей страны в перевозке, отраслевой системы государственного управления, а также населения, в настоящее время включает: же­

Организация управления железнодорожным транспортом
Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транс­порте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего по

Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом
В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Мин­транс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий госу­дарс

Организация управления авиационным транспортом
Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирую­щие функции в гражданской авиации и по организации воздушно­го движения возложены на Федеральную авиационную службу Рос­сии

Организация управления дорожным хозяйством
Дорожное хозяйство тесно связано с функционированием мно­гих видов транспорта. В силу этого управление им ранее входило в компетенцию Минтранса России. В соответствии с Ука

Организация управления связью
Центральным звеном системы государственного управления в этой сфере является Государственный комитет РФ по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь

Государственный контроль и надзор
В сфере транспорта и связи действуют специальные контроль­но-надзорные службы или подразделения. Так, в составе Минтранса России образован Департамент Рос­сийской транспорт

Организация управления строительством и жилищным хозяйством
Федеральным органом исполнительной власти в этой сфере яв­ляется Государственный комитет РФ по строительной, архи­тектурной и жилищной политике (Госстрой России). Ег

Государственный контроль и надзор
Специальным органом, осуществляющим государственный контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве, является Государ­ственная жилищная инспекция. Она состоит из Главной государ­ственной

Организация управления природоиспользованием
Сейчас выделены управленческие функции в области исполь­зования природных ресурсов, т.е. их эксплуатации в целях до­стижения определенных хозяйственных результатов (добыча, перерабо

Организация управления в области охраны природных ресурсов
Специальным органом, призванным обеспечивать охрану при­родных ресурсов, является Государственный комитет РФ по ох ране окружающей среды (Госкомэкология России). Гос

Государственный контроль и надзор
Основные понятия, используемые в данном аспекте, следую­щие. Государственный экологический контроль – наблюдение за со­стоянием природной среды и ее изменениями под воздейс

Организация управления финансами
Министерство финансов РФ (Минфин России) является феде­ральным органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ,

Организация кредитного дела
Банки – кредитные учреждения, имеющие исключительное право осуществлять привлечение вкладов, открытие счетов физи­ческих и юридических лиц, размещение этих средств в различных сфера

Организация налогового дела
Налоги – основной источник формирования доходной части бюджета, в силу чего организации налогового дела уделяется существенное нормативно-правовое внимание. В этой сфере действуют:

Государственный контроль и надзор
В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый кон­троль за формированием государственных доходов и их рацио­нальным ис

Управление торговлей
Торговля – основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отно­шениям. Государственный сектор практически вытеснен различ­ными ви

Организация управления торговлей
Министерство торговли РФ (Минторг России) – федераль­ный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направлен­ную на удовле

Государственный контроль и надзор
Государственный контроль за соблюдением норм и правил тор­говли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в орга­

Управление образованием
Система образования – общего (начальные, средние школы, гимназии, лицеи), начального профессионального (училища и т.п.), среднего специального (техникумы, колледжи и т.п.) и высшего

Образовательные учреждения
Все они осуществляют образовательный процесс в его различ­ных формах (очное, вечернее, заочное, экстернат), руководствуясь утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Так,

Управление в области науки
Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­

Научные организации
Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в каче

Управление в области культуры
Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культур­

Управление в области труда и социального развития
Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) – федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого входит проведение государственной политики и осущес

Управление здравоохранением
Охрана здоровья людей – сфера государственно-управленчес­кой деятельности в этой области. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) проводит государственную

Санитарно-эпидемиологический надзор
В сфере здравоохранения действует специальная надзорная служба, представленная Департаментом государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора Минздрава России. Основ

Управление в области обороны
В этой области отношения, связанные с обеспечением прежде всего военных мер по защите государства, его территории и суве­ренитета, а также населения от возможного вооруженного напад

Военная служба
Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Россий­ской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). Граждане несут воен­ную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обяза

Военная служба в запасе
В запас зачисляются военнослужащие по окончании службы и достижения предельного возраста службы (для офицерского соста­ва). Если они будут признаны негодными к военной службе по сос

Управление в области безопасности
Обеспечение защищенности жизненно важных интересов лич­ности, ее прав и свобод, материальных и духовных ценностей об­щества, а также конституционного строя, суверенитета и террито­р

Государственная граница РФ и ее защита
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы госу­дарственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространст­ва)

Управление внутренними делами
Внутренние дела в современном понимании представляют собой систему мер, направленную на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и сво­бод г

Управление в области юстиции
Государственную политику в сфере юстиции обеспечивает Ми­нистерство юстиции РФ (Минюст России). Минюст призван юридически обеспечивать нормотворческую деятельность П

Управление иностранными делами
В этой сфере федеральным органом исполнительной власти яв­ляется Министерство иностранных дел РФ (МИД России). Оно подведомственно непосредственно Президенту РФ, определяет о

Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г
«О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Российская газета. 1999. 29 мая; СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727) Изложение

Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства: по атомной энергии; внутренних дел; государственного имущества; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и могут быть коммерческими и некоммерческими:

  • · коммерческие в качестве основной цели своей деятельности имеют получение прибыли;
  • · некоммерческие не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте.

В рыночном хозяйстве наиболее распространенными участниками предпринимательской деятельности и имущественных отношений являются хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ товарищества действуют как объединения лиц. Это означает, что члены общества должны участвовать в его деятельности, следовательно, могут быть участниками только одного товарищества. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Общества существуют только как объединения капиталов, поэтому их члены могут одновременно участвовать в нескольких различных обществах. При этом в обществах и товариществах могут участвовать как физические, так и юридические лица.

В современной российской экономике более распространена регистрация в форме хозяйственных обществ. Общества представляют собой организацию предпринимательства, связанную с ограничением или исключением ответственности их участников по долгам общества. Члены общества не обязаны участвовать в его деятельности, поэтому формируются специальные органы общества и вся структура управления отражается в уставе общества. Высшим органом является общее собрание участников общества. В настоящее время могут создаваться три вида хозяйственных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. ООО действует на основе учредительного договора и устава.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. В наименовании ОДО должно быть словосочетание «общество с дополнительной ответственностью».

Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Учредительные документы АО - устав и «договор создания». АО может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании .

Открытое акционерное общество (ОАО) - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Любое предприятие учреждается его собственниками для достижения каких-то целей и решения определенных задач - это фиксируется в учредительных документах. Выбирая виды деятельности (производства продукции, работ, оказание услуг), предприниматели исходят из своих целей и задач и руководствуются при этом следующими факторами:

  • 1) прибыльность на вложенный капитал или объем продаж (коммерческая организация может иметь целью получение и максимизацию прибыли);
  • 2) законодательные основы бизнеса - виды деятельности должны быть разрешены к производству любым предприятием;
  • 3) наличие или простота получения разрешений на эти виды деятельности;
  • 4) наличие и доступность ресурсов и средств для производства продукции, работ, услуг (сырьевые источники, исходные материалы, машины, оборудование, технологии, квалифицированная рабочая сила, земельные участки или права пользования землей, возможности из быстрого получения);
  • 5) льготы и гарантии в данной сфере деятельности и на данной территории (поддержка государства и региональных органов власти, безналоговые зоны);
  • 6) емкость потребительского рынка (наличие спроса на эти товары, его величина и долговременность);
  • 7) незначительный коммерческий риск, его минимизация;
  • 8) наличие развитой инфраструктуры бизнеса;
  • 9) менталитет или предпочтения учредителей.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями или только на основании специального разрешения - лицензии. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием . Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Продукция строительства и сама строительная деятельность связаны с обеспечением жизнедеятельности человека. Если строительство ведется из некачественных или экологически вредных материалов, то его результаты могут оказывать разрушительное действие, как на человека, так и на окружающую среду. Поэтому практически все виды строительной деятельности подлежат лицензированию, то есть на их выполнение необходимо иметь специальное разрешение.

В Российской Федерации осуществляется лицензирование строительной деятельности. Оно представляет собой один из инструментов государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Для получения лицензии на строительную деятельность организация (лицензиат) должна представить в лицензионный орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием юридических реквизитов, вида строительной деятельности, особых условий осуществлении лицензируемого вида строительной деятельности, срока действия лицензии;

копия учредительных документов;

копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;

справку из налогового органа о постановке на учет;

сведения о квалификации специалистов и рабочих;

сведения о нормативно-технической базе;

сведения о системе контроля качества работ;

сведения об организации охраны труда и окружающей природной среды, об условиях соблюдения пожарной безопасности;

справка страховой компании о страховании строительных рисков;

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов. Лицензия выдается на срок менее трех лет (по просьбе заявителя срок может быть сокращен), оформляется на типовом бланке, подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа. Основанием отказа в выдаче лицензии может быть наличие в представленных заявителем документах недостоверной, ложной или искаженной информации и отрицательное экспертное заключение.

Далее рассмотрим возможности, причины и признаки банкротства юридического лица. Банкрот (нем. Bankrott - неплатежеспособный) - несостоятельный должник, неспособный удовлетворить требования своих кредиторов. Банкротство возникает не от убытков в деятельности предприятия, а от нехватки платежных (т.е. оборотных) средств. Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация, а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд. Вопросы банкротства регулируются федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» . Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами. В законе отмечены следующие признаки банкротства:

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Различают следующие виды банкротства:

  • 1) в зависимости от того, кто обращается в суд, - добровольное и принудительное;
  • 2) в зависимости от причин, вызвавших это состояние, - обычное, фиктивное (добровольное обращение в арбитражный суд при достаточном наличии имущества для погашения долгов) и преднамеренное (по вине учредителей, менеджеров, конкурентов, партнеров и иных лиц).

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

­ наблюдение;

­ внешнее управление;

­ конкурсное производство;

­ мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

­ конкурсное производство;

­ мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные законом. Причин банкротства достаточно много. Если не рассматривать фиктивные банкротства, то причинами могут быть: конкуренция, высокие налоги, неразумное расширение дела, рост стоимости ресурсов, недобросовестные партнеры, их банкротство, неквалифицированное управление предприятием и др. Предприниматели должны придерживаться определенных правил, чтобы снизить для себя вероятность несостоятельности:

­ налаживать хозяйственные связи на приобретение и реализацию продукции внутри определенного региона;

­ создавать региональные объединения и ассоциации;

­ использовать систему фьючерских сделок по поставке материалов;

­ проверять благонадежность и платежеспособность партнеров при заключении сделок;

­ учитывать в договорах при обосновании договорной цены возможные изменения цен на материалы;

­ создавать многопрофильные предприятия путем диверсификации производства;

­ проводить маркетинговые исследования, разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке

  • 2. Структура, организация производства и экономический потенциал предприятия
  • 2.1. Производственная и организационная структура предприятия
  • 2.2. Организация производственного процесса
  • 2.3. Формы организации производства
  • 2.4. Инфраструктура и экономический потенциал предприятия
  • 3. Управление и планирование на предприятии
  • 3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления
  • 3.2. Планирование на предприятии и разработка производственной программы
  • 3.3. Бизнес-план
  • 3.4. Принципы анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия
  • 4. Маркетинг и логистика на предприятии
  • Маркетинг в деятельности предприятия
  • 4.2. Сбытовая политика предприятия
  • 4.3. Основы логистики, материально-техническое снабжение и управление запасами
  • Модуль 2. Основные фонды и производственная мощность предприятия.
  • 5. Основные фонды и производственная мощность предприятия
  • 5.1. Основные фонды предприятия: понятие, состав, структура, оценка и учет
  • 5.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
  • 5.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов
  • II. Организационно-технический уровень активной части опф
  • III. Использование основных фондов
  • 5.4. Производственная мощность и показатели ее использования
  • 6. Оборотные средства предприятия
  • 6.1. Состав и структура оборотных средств
  • 1. Полуфабрикаты собственного
  • 2. Незавершенное производство
  • 6.2. Нормирование оборотных средств
  • 6.3. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  • 7. Рынок труда и трудовые отношения на предприятии
  • 7.1. Занятость и рынок труда предприятия
  • 7.2. Персонал предприятия: категории, показатели, планирование и прогнозирование численности
  • 7.3. Кадровая политика и управление персоналом на предприятии
  • 7.4. Государственное регулирование трудовых отношений
  • 8. Организация, нормирование, производительность и оплата труда на предприятии
  • 8.1. Организация и нормирование труда на предприятии
  • 8.2. Производительность труда на предприятии
  • 8.3. Оплата труда на предприятии
  • Модуль 3. Научно-техническая, инновационная и инвестиционная политика на предприятии.
  • 9. Научно-техническАя, инновационная и инвестиционная политика на предприятии
  • 9.1. Сущность научно-технического прогресса: основные формы, направления и мероприятия
  • 9.2. Прогнозирование и планирование нтп, экономический эффект от проведения научно-технических мероприятий
  • 9.3. Инновационные процессы на предприятии
  • 9.4. Инвестиционная политика на предприятии
  • 10. Качество и конкурентоспособность продукции
  • 10.1. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения
  • 10.2. Система управления качеством на предприятии
  • 10.3. Государственные и международные стандарты и системы качества
  • 11. Издержки производства и Себестоимость продукции
  • 11.1. Понятие, виды издержек и затрат предприятия. Этапы расчета себестоимости продукции
  • 11.2. Смета затрат на производство и калькуляция продукции
  • 11.3. Методы расчета снижения себестоимости продукции
  • 12. Финансовая деятельность и ценоОбразование на предприятии
  • 12.1. Прибыль, рентабельность и показатели финансового состояния предприятия
  • 12.2. Налоги и налогообложение на предприятии
  • 12.3. Цена и ценообразование на предприятии
  • 1.3. Организационно-правовые основы деятельности предприятия

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица

    Коммерческие организации

    Некоммерческие организации

    Хозяйственные товарищества и общества

    Производствен-ный кооператив (артель)

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Потребительский кооператив (союз, товарищество)

    Хозяйственные товарищества (ХТ)

    Хозяйствен-ные общества (ХО)

    На праве хозяйственного ведения

    Полное ХТ

    ХТ на вере (коммандитное)

    На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятия)

    ХО с ограниченной ответственностью

    Акционерное общество

    ХО с дополнительной ответственностью

    Общественные и религиозные организации (объединения)

    Учреждения

    Объединения юридических лиц

    Открытое АО

    Закрытое АО

    Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002. С.8.)

    По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:

      хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);

      хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);

      государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

      производственные кооперативы (артели).

    Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 1.1 (подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).

    В мировом рыночном хозяйстве создаются и функционируют и другие объединения предпринимателей (организационно-экономические формы):

    1) ассоциации – объединения, союз лиц, организаций, учрежденных государством;

    2) корпорации – акционерные объединения в общество нескольких фирм для достижения их общей цели и защиты привилегий;

    3) тресты – объединения предприятий (форма монополии) без права юридического лица и финансовой самостоятельности, подчиненные единому управлению;

    4) синдикаты – объединения предпринимателей (одна из форм монополии) и всей коммерческой деятельности (цены, сбыт продукции) с сохранением юридической самостоятельности всех входящих в него предприятий;

    5) картели – объединения фирм, компаний для совместной деятельности с сохранением юридического лица и производственной самостоятельности;

    6) концерны – объединения промышленных и торговых предприятий, подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству;

    7) консорциумы – объединения, действующие на основе временного соглашения между банками и промышленными предприятиями для размещения займов, финансовых, коммерческих операций, инвестиций и др.;

    8) конгломераты – объединения предприятий, принадлежащих различным отраслям экономики и не связанных с прямой производственной кооперацией;

    9) холдинговые компании – объединения, обладающие контролем над другими компаниями за счет владения их акциями и денежным капиталом либо правом назначать директоров подконтрольных компаний.

    Экономической основой рыночных отношений в России является собственность, формы которой в равной степени охраняются государственным законодательством.

    Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

      возникновение идеи о создании нового предприятия;

      определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

      изучение рынка, объема спроса и т.д.;

      подбор поставщиков сырья и других факторов производства;

      подбор соучредителей;

      определение финансовых возможностей, источников и финансового обоснования;

      проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности;

      государственная регистрация, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

    В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен лишь при обнаружении нарушений действующих законов.

    Составленный акт государственной регистрации действует в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства.

    Для последующего оформления статуса юридического лица необходимо:

    1) получение кодов ОКПО (общероссийского классификатора предприятий и организаций) и ОКОНХ (общероссийского классификатора организаций по виду деятельности) в органах государственной статистики;

    2) постановка на учет в налоговой инспекции;

    3) справка Минфина РФ о внесении предприятия в госреестр;

    4) открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного капитала;

      получение разрешения в органах милиции на изготовление печати, штампов;

      заказ печати.

    По исполнении этих требований и истечении 30 дней, сдав временное свидетельство, предприниматель, получив постоянное свидетельство как хозяйствующий субъект, приобретает юридическую самостоятельность и дееспособность.

    Таким образом, образование (учреждение) может происходить путем:

    – учреждения нового предприятия (соучреждения), т.е. самостоятельного формирования уставного капитала или взноса соучредителями определенных долей, взносов в уставный фонд учреждаемого предприятия;

    – вступления в сферу предпринимательства;

    – выкупа партнерской доли;

    – вступления в сферу предпринимательства через наследование.

    Все эти формы учредительства входят в предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.

    Учредителями могут быть:

      государство и муниципальные органы местного самоуправления;

      дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели;

      юридические лица;

      хозяйственные общества (государственные и муниципальные) при создании дочерних обществ;

      иностранные граждане;

      добровольные объединения граждан (на личном трудовом участии и паевых взносах);

      фонды хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

    Количество учредителей законодательством не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества.

    Размер уставного капитала (фонда) предприятия регулируется ГК РФ и законами об отдельных организационно-правовых формах в гражданском обороте.

    Учредительные документы включают:

    – устав предприятия (при любой форме собственности);

    – договор учредителей (при наличии двух и более учредителей);

    – заявление учредителя или лица, уполномоченного для осуществления государственной регистрации.

    На собрании учредителей рассматриваются вопросы:

    – об организации и фирменном наименовании предприятия;

    – о принятии устава;

    – о выборе директора.

    С переходом российской экономики на рыночные отношения и включением страны в мировую систему внешнеэкономических связей в Россию устремились иностранные инвесторы. Новые рынки, дешевая рабочая сила, наличие благоприятных природно-сырьевых ресурсов (особенно нефтегазовых, лесных, металлургических и др.) привлекают возможностью получения сверхприбылей.

    В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, самостоятельные или совместные, создаются в виде:

    – предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных) дочерних фирм и филиалов;

      предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

    – филиалов иностранно-юридических лиц.

    Объектами вложений инвестиций могут быть:

    – вновь созданные и модернизированные основные фонды в сферах экономики;

    – ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

    Порядок ликвидации предприятия определяется ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация (прекращение деятельности предприятия) осуществляется ликвидационной комиссией при следующих обстоятельствах:

    – решении его учредителей или истечении сроков действия юридического лица;

    – слиянии предприятий в более крупные с единой централизованной системой управления;

    – присоединении по линии производственно-технологической кооперации;

    – разделении на ряд самостоятельных экономических или юридических субъектов;

    – выделении из ряда объединенных в самостоятельное или головное предприятие;

    – преобразовании в иную организационно-правовую форму с согласия трудового коллектива.

    Ликвидация по решению суда возможна в случае:

    – неплатежеспособности предприятия;

    – занятия запрещенной законодательством деятельностью;

    – банкротства и предпринимательской несостоятельности, вытекающей из судебного решения, констатирующего этот крах, с возложением полной вины за ошибки или противоправные действия на несостоятельного должника.

    Ликвидация признается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие считается ликвидированным как юридическое лицо.

    КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

    Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

    Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершенияадминистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

    Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

    Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).

    Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

    Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

    О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

    Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

    Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

    В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

    Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

    Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.

    Административное задержание может длиться не более трех часов.

    При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

    Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

    Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

    а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 401); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 561); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;

    б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);

    в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

    г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.

    Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).

    Организационно правовые основы деятельности коммерческой организации

    Одной из особенностей бухгалтерского учета является его ведение в рамках конкретной организации. Бухгалтерский учет отражает деятельность отдельной организации.

    Организация представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается ее результатом и доходом, оставшимся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Зарегистрированные на территории Российской Федерации организации могут иметь различную организационно-правовую форму.

    В зависимости от целей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

    Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют получение прибыли.

    Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения других нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи или других целей, связанных с достижением общественных благ. Некоммерческие организации также могут осуществлять коммерческую деятельность, но только для дости­жения целей, ради которых они созданы.

    В настоящее время в РФ функционируют организации различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждая из которых может являться юридическим лицом.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы; хозяйственные товарищества (полные товарищества или товарищества на вере); хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью).

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество считается неделимым и не может быть распределено между работниками организации. В форме унитарных создаются только государственные и муниципальные организации, имущество которых находится либо в собственности государства, либо в собственности муниципального образования. Унитарное предприятие наделяется имуществом на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

    Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной коммерческой деятельности, базирующейся на их личном трудовом или ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов.

    Имущество, являющееся собственностью кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль, полученная кооперативом, распределяется между его членами, как правило, по трудовому вкладу. Иной порядок распределения прибыли должен быть предусмотрен уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество при ликвидации кооператива. При выходе одного из членов из кооператива в соответствии с уставом часть имущества может представлять собой неделимый фонд и не подлежит распределению до его ликвидации.

    Полное товарищество - товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам имуществом, принадлежащим товариществу. Имущество формируется за счет вкладов участников, полученных от деятельности, доходов и других источников, установленных законодательством. Имущество принадлежит участникам на правах общей долевой собственности. Само товарищество не является юридическим лицом.

    Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - это товарищество, в котором наряду с полными товарищами (участниками), ведущими хозяйственную деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется несколько вкладчиков. Вкладчики участвуют только в распределении прибыли, а в управлении и в осуществлении деятельности участия не предпринимают.

    Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акции распределяются между членами общества и удостоверяют внесение средств в капитал.

    Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Если участники общества могут распоряжаться своими акциями без согласия остальных акционеров, то общество признается открытым. Акции такого общества распространяются по открытой подписке и свободно продаются.

    Акционерное общество, акции которого могут распределяться только среди заранее определенного круга лиц и не могут поступать в свободную продажу, считается закрытым.

    Общество с дополнительной ответственностью отличается от других юридических лиц тем, что участники его солидарно несут ответственность по его обязательствам в размере, кратном величине их паев.

    Сведения об организационно-правовой форме содержит устав организации: наименование, место нахождения, размер уставного капитала, состав, порядок формирования и компетенции органов управления и контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации и другие сведения, предусмотренные для данного вида юридических лиц.

    Порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. определяет учредительный договор

    Юридическое лицо любой организационно-правовой формы подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц, для чего в налоговую инспекцию по месту нахождения орга­низации следует представить следующие документы: заявление о регистрации; устав организации; учредительный договор (решение о создании организации); документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины..



    Юридические лица могут иметь филиалы, представительства, агентства и иные подразделения, выделенные территориально, но не являющиеся юридическими лицами. Наличие филиалов и представительств отражается в учредительных документах юридического лица.

    При создании организации в уставе оговариваются виды деятельности, которыми она может заниматься. В уставе может содержаться несколько видов деятельности, среди которых выделяются основные.

    Виды деятельности можно подразделить следующим образом: производство и реализация продукции (материальных ценностей); оптовая или розничная продажа товаров; выполнение работ; оказание услуг.

    В организациях, занимающихся производством, из исходного сырья и материалов в ходе технологического процесса изготавливается продукция, свойства которой отличаются от свойств исходных материалов. В бухгалтерском учете необходимо получить данные о себестоимости каждого вида выпущенной продукции, так как подобные данные лежат в основе формирования цен на такую продукцию. Показатель себестоимости имеет сложный состав и поэтому значительную часть бухгалтерской работы занимает учет и распределение производственных затрат.

    Организации, которые выполняют работы, могут быть созданы в виде строительных, ремонтных, геологических, проектно-изыскательских, научно-исследовательских организаций и дорожных хозяйств. В бухгалтерском учете необходимо получить сведения о себестоимости каждой выполненной работы (или комплекса работ). В таких организациях участок учета производственных затрат отличается высокой трудоемкостью.

    Организации, которые оказывают услуги, могут быть созданы в виде предприятий транспорта и связи, товарных и фондовых бирж, кредитных учреждений, инвестиционных, пенсионных и других фондов, юридических и аудиторских фирм, лизинговых компаний, организаций сферы обслуживания и т. п. В отличие от работы услуга не имеет материальной сущности. Для многих организаций, входящих в эту группу, существует свой особый порядок ведения бухгалтерского учета. Так, имеет существенные отличия организация учета в кредитных организациях, у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Что же касается остальных организаций, входящих в эту группу, то одной из основных особенностей учета является то, что как правило, себестоимость каждой конкретной оказанной услуги не исчисляется, а контроль за затратами осуществляется за календарный период в целом.

    В особую группу выделяют организации, занимающиеся торговой и посреднической деятельностью. Эти организации реализуют товары, т. е. материальные ценности, не подвергающиеся в данной организации дальнейшей переработке. Издержки этих организаций формируются в целом за календарный период. В то же время их особенностью является трудоемкий учет товарно-материальных ценностей.

    Несмотря на то, что в уставе выделяются в качестве основных один или несколько видов деятельности, в ходе хозяйственной дея­тельности организация может осуществлять и другие виды деятель­ности. Часто промышленные и строительные организации ведут и торговую деятельность (особенно бартерные операции), осуществляют инвестиционную деятельность из свободной прибыли и т. п. Для целей бухгалтерского учета все виды деятельности разграничиваются на текущую, инвестиционную и финансовую.

    Текущая деятельность - это деятельность организации, указанная в ее учредительных документах и приносящая основную прибыль. К текущей деятельности также относятся операции, которые нельзя включить в инвестиционную или финансовую деятельность, например, внешнеэкономические или посреднические. Вне зависимости от вида текущей деятельности в бухгалтерском учете следует подсчитать расходы, связанные с ее осуществлением и доходы от этой деятельности, а также определить финансовый результат от нее.

    Инвестиционная деятельность - это деятельность, связанная с капитальными вложениями (инвестициями) в земельные участки, здания и иную недвижимость, в оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. К этому же виду деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений в другие организации, а также выпуск облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

    Финансовая деятельность - это деятельность организации, связанная с операциями с краткосрочными ценными бумагами, предоставлением займов на срок до 12 месяцев, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера и т. п.