Тарифная сетка по разрядам. Лекция тарифная система оплаты труда. Что такое тарифная сетка и где она используется

На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.

Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.

Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:

Таможенное и тарифное бюро Министерства финансов Японии регулирует тарифы. Средняя применяемая тарифная ставка в Японии является одной из самых низких в мире. Неэлектрическое оборудование - 0% Электрическое оборудование - 1% Транспортное оборудование - 0% Производство, т.е. - 2% Одежда - 0% Химикаты - 2%. Согласованные системные коды используются для определения тарифной ставки.

Тарифный план Японии имеет пять столбцов. Преференциальная система тарифов Японии предоставляет более низкие или беспошлинные ставки для товаров, импортируемых из развивающихся стран. Эта система исключает время, необходимое для классификации продукта и его точной стоимости, и сводит к минимуму расходы таможенных брокеров. Импортеры могут выбрать либо нормальный тариф, либо простой тариф, который может быть выше или ниже в зависимости от продукта.

  • от занимаемой должности;
  • от сложности и значимости работы.

Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС - это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:

  • разряды оплаты труда (всего их 18);
  • тарифные коэффициенты.

Коэффициент повышается с каждым разрядом .

Японская таможня может предоставить предварительные решения о классификации тарифов и ставках пошлин. На веб-сайте японской таможни представлена ​​информация о таможенных процедурах Японии, системе таможенной оценки, процедурах импорта, процедурах временного ввоза, возмещениях и уплате пошлины, а также соответствующих таможенных формах.

Коллективные переговоры предусматривают минимальные стандарты для всех важных условий труда и дохода: заработная плата, заработная плата, обучение, рабочее время, отпуск и отпуск, рождественское пособие, периоды уведомления и многое другое. Коллективные соглашения обычно заключаются между профсоюзом и ассоциацией работодателей или единым предпринимателем. Поэтому они также призваны к заключению коллективных договоров и применяются к членам обеих коллективных переговоров, то есть к членам профсоюзов и компаниям, которые являются членами ассоциации работодателей.

Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:

Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:

Коллективные соглашения с отдельными компаниями называются коллективными договорами домов или компаний. Типичными для Германии, как и для многих других европейских стран, являются коллективные договоры для всех отраслей промышленности, а следовательно, и тарифные тарифы. Есть такие соглашения для более чем 250 отраслей. Для крупных секторов, таких как металлургическая и электротехническая промышленность, химическая промышленность или общественная служба, а также для небольших площадей, таких как садоводство, обувная промышленность, игристые винные погреба или частные вещательные компании.

  • ВУЗы;
  • народное образование;
  • руководители.

В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования - в подотрасли руководителей содержатся сетки:

Сами ТС - это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:

Как рассчитывается почасовая ставка

Всего в настоящее время насчитывается более 10 000 коллективных договоров. Ежегодно возобновляется от 000 до 000 человек. Соглашения о заработной плате и заработной плате обычно проводятся каждые 1-2 года, рамочные и мантийные тарифные соглашения, которые регулируют общие условия работы с большими интервалами.

Коллективные договоры регулируют рынок труда, на котором они действуют как коллективные соглашения по индивидуальным трудовым договорам. Таким образом, они препятствуют рыночным отношениям между работниками и работодателями. Таким образом, цена работы, по крайней мере, частично исключается из возможной конкуренции между сотрудниками.

  • должность или квалификация;
  • диапазон применяемых коэффициентов.

Для наглядности рассмотрим пример:

По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя - от 7 до 14.

Коэффициенты разрядов: для ректора - от 9, 07 до 10, 07, а учителя - от 2,76 до 6, 51.

Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:

Таким образом, коллективные соглашения выполняют защитную функцию для зависимых сотрудников. Они также обеспечивают участие в экономическом развитии и позволяют им участвовать в автономном регулировании условий труда. Однако коллективные переговоры не только приносят пользу работникам: из коллективных договоров коллективные переговоры приобретают картельную функцию и, таким образом, создают равные условия для затрат на рабочую силу. С другой стороны, существует функция мира и порядка: в течение срока действия договоров существует мирное обязательство, то есть оно не должно наказываться.

  • ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
  • ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).

Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить .

ЕТС бюджетников

Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется . Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.

В соответствии с контрактами компаниям предоставляется безопасная система планирования и расчета. В случае соглашений об ассоциации или тарифных зонах конфликт заработной платы и рабочего времени сохраняется в стороне от заводов и передается ассоциациям.

С точки зрения государства эффективная функция рельефа связана с коллективной системой переговоров. Он может отступить на роль посредника в случае сильных тарифных конфликтов. Вначале профсоюз решает прекратить действие настоящего коллективного договора. Он должен передать свои тарифные требования ассоциациям работодателей, которые он принял после широкого обсуждения членами профсоюзов в компаниях.

Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.

В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.

Переговоры ведутся комиссиями по коллективным переговорам, в которых члены профсоюзов из разных компаний участвуют вместе с членами профсоюзов. Коллективные переговоры о новых соглашениях о заработной плате и заработной плате могут привести к результатам после нескольких переговоров, но иногда они продолжаются в течение нескольких месяцев. Даже если дело доходит до «нестандартного» состояния после неудачных переговоров, старые коллективные договоры продолжают применяться.

Коллективные соглашения в крупных секторах, Например, металлургическая и электротехническая промышленность часто имеют ориентировочную и экспериментальную функцию для последующих переговоров в других секторах. Если только участники коллективного договора не могут достичь результата путем переговоров, они могут консультироваться с независимыми посредниками. Однако они не связаны своими предложениями.

Руководитель бюджетного предприятия при установлении или оклада обязан учитывать:

Профсоюзы могут потребовать коротких временных рабочих мест в ходе переговоров. После завершения мирного требования также возможны регулярные забастовки. Предпосылкой для этого является, как правило, согласие не менее 75% членов профсоюза при голосовании. После забастовки они также соглашаются на результат.

Забастовка является важнейшей предпосылкой для практического восприятия «тарифной автономии». Эта забастовка является единственным способом для работников оказывать давление на работодателей. Федеральный суд по трудовым спорам однажды заявил, что коллективные переговоры без права на забастовку подобны «коллективным попрошайничеством».

  • сложность и значимость работы;
  • квалификацию сотрудника;
  • сложность работы.

А между тем зарплата бюджетника - это не только голый оклад, но и:

  • (за стаж, звание, класс и т.п.);
  • премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
  • компенсации ( , например, или «северные»).

Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:

В Германии сравнительно мало поразительно. В международной статистике забастовки немецкие рабочие находятся в нижней трети. Только члены профсоюза-подрядчика в соответствующей тарифной зоне имеют право на ведение коллективных переговоров. Как правило, члены, не являющиеся членами профсоюза, также получают тарифные платежи в компании, основанной на тарифах, потому что ни один работодатель не хочет побуждать их к вступлению в профсоюз через более плохие условия работы и дохода. Однако у них нет юридического требования, если только коллективные договоры прямо не указаны в индивидуальном трудовом договоре.

  • в колдоговоре;
  • в положении об оплате труда и премировании;
  • в других соглашениях.

Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).

Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:

Во многих случаях компании, не являющиеся членами ассоциации работодателей, также ориентированы на отраслевые цены. Однако они не обязаны это делать. Исключение: если коллективный договор объявляется «общим», он применяется ко всем сотрудникам и работодателям в тарифной зоне. С помощью общей ответственности конкуренция между компаниями должна избегаться сотрудниками.

Защита интересов работников на вредном производстве

В Германии около 70 процентов сотрудников работают в компаниях с тарифной классификацией. Тарифные соглашения слишком жесткие и негибкие. В эпоху Интернета и глобализации нам нужны гибкие и индивидуальные правила. Существуют коллективные соглашения с совершенно разными правилами для более чем 200 отраслей и более чем 000 компаний. Они устанавливают минимальные стандарты, но также предоставляют компаниям большую свободу дизайна. Например, в случае рабочего времени, в случае ориентированного на производительность платежа или в групповой или проектной работе.

  • оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
  • труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
  • понижение оклада недопустимо;
  • фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
  • все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.

В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:

«Коллективные соглашения должны уделять больше внимания экономически слабым компаниям». Во многих коллективных соглашениях для этой цели уже существуют пункты. Но будьте осторожны: не каждый бизнес-кризис может быть устранен отклонениями от коллективного соглашения. И: слишком много исключений ставят под угрозу действие коллективного договора в целом.

В каком случае применяется часовая тарифная ставка рабочих

Коллективные переговоры - устаревший инструмент регулирования: в долгосрочной перспективе и для подавляющего большинства рабочих совместное участие и переговоры укрепляют возможности трудоустройства и препятствуют тому, чтобы рабочие играли друг против друга.

  • штатное расписание;
  • колдоговор (если есть);
  • положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.

Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.

Классификация рабочих профессий

По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна его КПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.

Система построения тарифного оклада

«Национальные коллективные переговоры неэффективны ввиду растущей международной экономической интеграции». Дело в том, что многие транснациональные корпорации пытаются установить разные тарифные стандарты, Например, в европейских странах. Например, в металлургической промышленности существует интенсивное профсоюзное тарифное сотрудничество между Северным Рейн-Вестфалией, Бельгией и Нидерландами. «Коллективные соглашения не должны содержать больше, чем рамочные условия и рекомендации, детали регламентируют операционные стороны».

В справочнике определены:

  • отрасли (строительная, литейная, кузнечная и т.д.);
  • профессии;
  • разряды.

Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .

По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:

  • какое образование должно быть у работника;
  • опыт работы;
  • что он должен знать и уметь;
  • какие работы выполнять.

На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.

Уже сегодня компании интересуются представительствами, компаниями и кадровыми советами, которые востребованы с соблюдением правил тарифной структуры. Опыт также учит, что рабочие советы ограничены только в конфликте и принуждении. Они также нуждаются в обязательных, обязательных тарифных стандартах. В других отношениях фермеров нет в 40 процентах ферм!

Коллективные переговоры по-прежнему полезны в старом промышленном секторе, справедливо, потому что сотрудники в этой области также заинтересованы в обязательных правилах и минимальных стандартах для условий их работы и дохода. «В течение долгого или краткосрочного периода работодатели будут поддерживать текущую тарифную систему, продолжая тарифные и профсоюзные проклятия». В последние годы заметно замедлилось снижение тарифных обязательств. Но все же три четверти западногерманских и почти две трети восточногерманских рабочих подлежат коллективным договорам.

Классификация управленцев

Руководящее звено (управленцы) - это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:

  • с целями предприятия;
  • с действующим законодательством.

То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.

Можно ли вводить почасовую оплату без согласия работников

В некоторых случаях компании также вернулись к тарифной линии через короткое время. Многое зависит от того, смогут ли профсоюзы продолжать завоевывать достаточное количество членов для проведения коллективных переговоров. «Постоянно придерживаясь пересмотренных тарифных структур, сами профсоюзы наиболее уязвимы к коллективным переговорам». Но профсоюзы также неоднократно выдвигали предложения по реформе коллективных договоров: для современных платежных систем, для дальнейших инструкций по обучению, для рабочих форм, ориентированных на участие, на более длительный срок суверенитета сотрудников.

Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:

  • названия руководящих должностей;
  • требования к знаниям и умениям по каждой должности;
  • требования к образованию и опыту;
  • основные функции.

Все данные можно посмотреть по ссылке .

В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:

  • к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
  • специалистам (инженерам, техникам);
  • служащим (агентам, секретарям, операторам).

Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.

ТС в коммерческой фирме

Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников - ЕКТС и ЕКС.

За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).

Единственное условие тарификации - это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.

Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.

Как можно разработать ТС:

  • определить все должности и профессии по отделам фирмы;
  • в зависимости от видов и значимости работ поделить функции на разряды;
  • установить коэффициенты к разрядам.

При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.

размер шрифта

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 31-03-99 81 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ... Актуально в 2017 году

2. Тарифная система организации заработной платы

2.1. Основные понятия

2.1.1. Тарифная система на практике является одной из самых распространенных моделей оплаты труда. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (должностные оклады), тарифно - квалификационные характеристики.

2.1.2. Тарифные ставки (должностные оклады) - выраженная в денежной форме абсолютная стоимость труда различных категорий работников (рабочие, руководители, специалисты, служащие) в единицу времени (час, день, месяц).

Размер тарифной ставки вырастает по мере увеличения разряда. Разряд представляет собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются в соответствии с должностью и квалификацией. Схема должностных окладов отражается в штатном расписании предприятия.

2.1.3. Штатное расписание используется не только для определения уровня оплаты труда, но и для закрепления структуры управления предприятием; нормирования численности работников, в том числе в профессионально - квалификационном разрезе; контроля за административно - управленческими расходами; как основание для установления доплаты за увеличение объема работ. Как нормативный документ штатное расписание может выполнять функцию социальной защиты: индивидуальные условия оплаты по контракту с работниками не должны быть ниже предусмотренных штатным расписанием и коллективным договором.

2.1.4. Должностные наименования работников должны устанавливаться в строгом соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР).

2.1.5. Тарифно - квалификационные справочники - сборники квалификационных характеристик профессий (должностей) работников, сгруппированных по производствам и видам работ.

Основные функции и характеристики работ по должностям и профессиям, требования к уровню профессиональной подготовки руководителей, специалистов, служащих и рабочих определяются по тарифно - квалификационным справочникам, которые утверждены рядом Постановлений Госкомтруда СССР и Минтруда России, включая следующие:

- от 12 мая 1992 г. N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России";

- от 6 июня 1996 г. N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих".

2.2. Организация оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС)

2.2.1. Рекомендуемая модель оплаты труда применяется на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" с последующими изменениями и дополнениями (от 06.01.93 N 14, от 27.02.95 N 189, от 18.03.99 N 309) и может быть использована на всех предприятиях ЖКХ независимо от организационно - правовых форм.

2.2.2. Единая тарифная сетка (ЕТС) разработана специалистами НИИ труда с учетом зарубежного опыта и призвана обеспечить равный подход к оценке квалификации всех категорий работников (сложности выполняемых ими работ) с учетом существующих особенностей.

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты руководителей, специалистов, служащих и рабочих (см. таблицу 1) с дифференцированной оплатой по 18 разрядам.

Таблица 1

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА <*>

<*> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.99 N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные коэффициенты 1,00 1,36 1,59 1,73 1,82 2,00 2,27 2,54 2,91
Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные коэффициенты 3,27 3,68 4,18 4,73 5,32 6,00 6,68 7,41 8,23

Каждый работник предприятия ЖКХ в пределах Единой тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу.

Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законом Российской Федерации. Максимальный размер ставки (оклада) первого разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели.

Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда.

2.2.3. Тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих по разрядам (см. таблицу 2) является сквозной по предприятиям и организациям жилищно - коммунального хозяйства. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они не работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6 - 11 разряд, для бухгалтеров - 5 - 11 разряд и т.д.

Таблица 2

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Должности <*> Диапазон разрядов
<*> Перечень должностей приведен в полном виде, учитывая многообразие видов деятельности, встречающихся на практике у предприятий ЖКХ.
1. Руководители
Директор (генеральный директор, начальник, управляющий) организации, учреждения и предприятия 15 - 18
Главный бухгалтер 13 - 16
Главный инженер 14 - 17
Главные: механик, энергетик, диспетчер и др. 13 - 16
Директор гостиницы 10 - 14
Директор котельной 10 - 15
Директор типографии 10 - 14
Заведующий архивом 3 - 4
Заведующий бюро пропусков 3 - 4
Заведующий виварием 6 - 10
Заведующий камерой хранения 3
Заведующий канцелярией 4 - 5
Заведующий комнатой отдыха 3 - 4
Заведующий копировально - множительным бюро 3 - 4
Заведующий машинописным бюро 4 - 5
Заведующий общежитием 5 - 12
Заведующий производством (шеф - повар) 6 - 12
Заведующий (центральным) складом 4 - 6
Заведующий столовой 7 - 13
Заведующий фотолабораторией 3 - 4
Заведующий хозяйством 3 - 4
Заведующий экспедицией 3 - 4
Комендант 3 - 5
Мастер участка (включая старшего) 6 - 11
Начальник автоколонны 9 - 14
Начальник отдела (кадров, спецотдела и др.) 8 - 12
Начальник гаража 8 - 14
Начальник (заведующий) мастерской 7 - 14
Начальник основного отдела 11 - 14
Начальник участка (смены) 7 - 12
Начальник хозяйственного отдела 7 - 8
Начальник цеха 11 - 14
Производитель работ (прораб), включая старшего 8 - 11
Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) 10 - 12
2. Специалисты
Администратор (включая старшего) 4 - 8
Архитектор 6 - 13
Бухгалтер 5 - 11
Бухгалтер - ревизор 7 - 11
Дизайнер (художник - конструктор) 6 - 13
Диспетчер (включая старшего) 4 - 5
Документовед 6 - 11
Инженер 6 - 11
Инженер по организации и нормированию труда 6 - 11
Инженер по охране труда и технике безопасности 6 - 11
Инспекторы: по кадрам, по контролю за исполнением поручений (включая старших) 4 - 5
Конструктор 6 - 13
Корректор (включая старшего) 7 - 8
Математик 6 - 13
Механик 6 - 11
Переводчик 6 - 11
Программист 6 - 13
Психолог 6 - 11
Редактор 6 - 11
Социолог 6 - 11
Специалист по кадрам 5 - 8
Сурдопереводчик 6 - 11
Техник 4 - 8
Технолог 6 - 13
Товаровед 6 - 11
Физиолог 6 - 11
Художник 6 - 11
Эколог (инженер по охране окружающей среды) 6 - 11
Экономист 6 - 11
Электроник 6 - 13
Юрисконсульт 6 - 11
3. Технические исполнители (служащие)
Агент 3
Архивариус 3 - 4
Дежурный бюро пропусков 2
Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.) 2 - 4
Делопроизводитель 3
Инкассатор (включая старшего) 4 - 5
Калькулятор 3
Кассир (включая старшего) 3 - 4
Кодификатор 3
Контролер пассажирского транспорта 3 - 4
Копировщик 2
Лаборант (включая старшего) 4 - 5
Машинистка (машинистка, работающая с иностранным текстом) 3 - 5
Нарядчик 2
Оператор диспетчерского движения и погрузо - разгрузочных работ 4 - 5
Оператор диспетчерской службы 4
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов 3
Паспортист 3
Секретарь 3
Секретарь - машинистка 3
Секретарь - стенографистка 4 - 5
Секретарь незрячего специалиста 4 - 8
Статистик 4 - 5
Стенографистка 4 - 5
Счетовод 3
Табельщик 2
Таксировщик 2 - 4
Учетчик 2
Чертежник 3
Экспедитор 2
Экспедитор по перевозке грузов 3 - 4

Распределение должностей по разрядам Единой тарифной сетки произведено на основании тарифно - квалификационных справочников.

Тарификация первых лиц - руководителей предусмотрена в диапазонах, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений. Заместители руководителя по Единой тарифной сетке квалифицируются на один разряд ниже разряда соответствующего руководителя.

Диапазон в тарификации специалистов и служащих предусматривает квалификационное категорирование. Для большинства должностей специалистов предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификационной категории. Например: по должности экономист можно сделать следующее распределение: экономист - 6 разряд; экономист II категории - 7 - 8 разряды; экономист I категории - 8 - 9 разряды; ведущий экономист - 10 - 11 разряды. При таком подходе представляется возможность учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов.

Соблюдение предусматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда руководителей, специалистов и служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации.

2.2.4. Тарификация рабочих, не имеющих квалификационные разряды по Единому тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), осуществляется по таблице 3.

Таблица 3

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ

N п/п Наименование профессий <*> Диапазон разрядов
<*> Перечень профессий рабочих приведен в полном виде, учитывая многообразие видов деятельности, встречающихся на практике у предприятий ЖКХ.
1. Бортоператор по проверке магистральных трубопроводов 3 - 4
2. Боцман береговой 2 - 3
3. Весовщик 1
4. Возчик 1
5. Водитель автомобиля 4 - 8
6. Водитель аэросаней 3
7. Водитель мототранспортных средств 3
8. Водитель трамвая 3 - 5
9. Водитель транспортно - уборочной машины 3
10. Водитель троллейбуса 4 - 6
11. Водитель электро- и автотележки 2
12. Водолаз 4 - 8
13. Водораздатчик порта 3
14. Вызывальщик локомотивных и поездных бригад 2
15. Гардеробщик 1
16. Горничная 1 - 2
17. Грузчик 1 - 2
18. Гуртовщик 2
19. Дворник 1
20. Дежурный у эскалатора 2
21. Дезинфектор 2 - 3
22. Демонстратор одежды 3
23. Демонстратор причесок 2
24. Доставщик проездных документов 1
25. Заготовитель продуктов и сырья 3
26. Заправщик поливомоечных машин 2
27. Зоолаборант серпентария (питомник) 3 - 5
28. Информатор судоходной обстановки 3 - 4
29. Испытатель протезно - ортопедических изделий 3 - 4
30. Истопник 1
31. Камеронщик 2
32. Кассир билетный 2 - 3
33. Кассир торгового зала 2 - 3
34. Кастелянша 1 - 2
35. Киномеханик 2 - 6
36. Киоскер 2
37. Кладовщик 1 - 3
38. Комплектовщик товаров 2
39. Консервировщик кожевенного и пушно - мехового сырья 3 - 4
40. Контролер водопроводного хозяйства 3
41. Контролер газового хозяйства 3
42. Контролер - кассир 2 - 4
43. Контролер контрольно - пропускного пункта 2 - 3
44. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5
45. Конюх 1 - 2
46. Косметик 3 - 4
47. Кочегар паровозов в депо 3
48. Кубовщик 1
49. Курьер 1
50. Кучер 1
51. Лифтер 1 - 2
52. Маникюрша 2
53. Маркировщик 1
54. Матрос береговой 1 - 2
55. Матрос - спасатель 2
56. Машинист грузового причала 3
57. Машинист подъемной машины 3 - 4
58. Машинист ритуального оборудования 2
59. Машинист телескопических трапов 3
60. Механизатор (докер - механизатор) комплексной бригады на погрузо - разгрузочных работах 3 - 6
61. Механик по техническим видам спорта 4 - 6
62. Монтер судоходной обстановки 3 - 4
63. Носильщик 1
64. Няня 1
65. Обработчик справочного и информационного материала 2 - 3
66. Оператор автоматической газовой защиты 3
67. Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования 3 - 4
68. Оператор копировальных и множительных машин 2 - 3
69. Оператор разменных автоматов 2
70. Оператор связи 2 - 4
71. Оператор сейсмопрогноза 4
72. Оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин 2 - 4
73. Осмотрщик гидротехнических сооружений 3 - 4
74. Охотник промысловый 4 - 5
75. Парикмахер 3 - 5
76. Педикюрша 2
77. Пломбировщик вагонов и контейнеров 2
78. Пожарный 4 - 5
79. Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партии 2 - 3
80. Полотер 2 - 3
81. Постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки 2 - 4
82. Помощник воспитателя 3
83. Почтальон 1 - 3
84. Переплетчик документов 2 - 4
85. Приемосдатчик груза и багажа 2 - 3
86. Приемосдатчик груза и багажа в поездах 2
87. Приемщик заказов 1 - 2
88. Приемщик золота стоматологических учреждений (подразделений) 2 - 3
89. Приемщик поездов 2 - 3
90. Приемщик пункта проката 1 - 2
91. Приемщик сельскохозяйственных продуктов и сырья 1 - 2
92. Приемщик товаров 2
93. Приемщик трамваев и троллейбусов 3
94. Проводник пассажирского вагона 2
95. Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов 2 - 3
96. Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии 2
97. Проводник (вожатый) служебных собак 3 - 4
98. Проводник - электромонтер почтовых вагонов 3
99. Продавец непродовольственных товаров 3 - 5
100. Продавец продовольственных товаров 2 - 4
101. Путевой рабочий тральной бригады 3 - 4
102. Рабочий береговой 1
103. Рабочий бюро бытовых услуг 1
104. Рабочий плодоовощного хранилища 2
105. Рабочий по благоустройству населенных пунктов 1 - 2
106. Рабочий по обслуживанию в бане 1
107. Рабочий по стирке и ремонту спецодежды 2
108. Рабочий по уходу за животными 1 - 6
109. Рабочий производственных бань 1 - 2
110. Рабочий ритуальных услуг 2
111. Радиооператор 3 - 5
112. Разведчик объектов природы 3
113. Раздатчик нефтепродуктов 2
114. Разрубщик мяса на рынке 3
115. Ремонтировщик плоскостных спортивных сооружений 3 - 4
116. Реставратор фильмокопий 5 - 6
117. Садовник 1 - 2
118. Сатураторщик 1
119. Светокопировщик 1 - 2
120. Сдатчик экспортных лесоматериалов 3
121. Сестра - хозяйка 2
122. Смотритель огней 3
123. Собаковод 3
124. Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати 1 - 2
125. Составитель описи объектов населенных пунктов 2
126. Стеклографист (ротаторщик) 2
127. Стеклопротирщик 1 - 2
128. Сторож (вахтер) 1 - 2
129. Стрелок 2 - 3
130. Судопропускник 3 - 4
131. Съемщик лент скоростемеров локомотивов 2
132. Тальман 3
133. Телеграфист 2 - 4
134. Телефонист 2 - 4
135. Уборщик мусоропроводов 1
136. Уборщик производственных и служебных помещений 1 - 2
137. Уборщик территорий 1 - 2
138. Униформист 2
139. Фильмопроверщик 3 - 5
140. Фотооператор 2 - 4
141. Чистильщик обуви 1
142. Швейцар 1
143. Экспедитор печати 2

Тарификация рабочих, имеющих квалификационные разряды, должна осуществляться в диапазоне 1 - 8 ЕТС и в соответствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно - правовой формы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС. Эту норму следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 - 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Основанием для оплаты по указанным разрядам служат перечни важных и ответственных работ, утвержденные министерствами и ведомствами РФ.

2.3. Организация оплаты труда на основе других тарифных систем

2.3.1. Одним из практических подходов к организации оплаты труда по тарифной системе является использование условий оплаты предусмотренных ранее принятыми еще в "советский период" нормативными документами. Использование для дифференциации оплаты труда соотношений ставок в тарифных сетках и схемах должностных окладов. К положительной стороне этого подхода можно отнести то, что администрация получает возможность постепенно приспособиться к новым условиям хозяйствования, накопить практический опыт организации заработной платы в рыночных условиях.

Однако с точки зрения совершенствования оплаты труда этот путь не перспективен, т.к. происходит воспроизведение недостатков ранее действовавших тарифных условий, к которым можно отнести следующие:

Наличие двух абсолютно самостоятельных тарифных систем (отдельно для рабочих, отдельно для руководителей, специалистов и служащих), недостаточно увязанных между собой с точки зрения единства в оплате труда в отличие от Единой тарифной сетки;

Разный характер построения тарифных сеток и схем должностных окладов: если в тарифных сетках для рабочих предусмотрено прогрессивное нарастание ставок оплаты от разряда к разряду, то характер изменения должностных окладов руководителей, специалистов и служащих по мере возрастания сложности выполняемых ими функций обратный - регрессивный, т.е. когда с повышением сложности должностных обязанностей возрастание окладов осуществляется в уменьшающихся размерах;

Уравнительность в оплате труда рабочих и специалистов.

2.3.2. Другим подходом к организации оплаты труда по тарифной системе, кроме использования ЕТС и применения нормативных документов "советского" периода, является разработка предприятием собственной модели оплаты труда с применением элементов других моделей.

Разработка и применение "заводской" ЕТС вполне допустима, поскольку тарификация должностей по межотраслевой ЕТС является для предприятий, не относящихся к бюджетной сфере, ориентиром, а не строго обязательной нормой. При этом тарификация рабочих, руководителей, специалистов и служащих в условиях "заводской" ЕТС предполагает соблюдение организационных форм ее проведения.

Присвоение разрядов рабочим должно осуществляться в общепринятом порядке, предусмотренном Общими положениями Единого тарифно - квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, помещенных в выпуске N 1 ЕТКС "Профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства".

Организационные формы проведения тарификации (аттестации) руководителей, специалистов и служащих окончательно еще не выработаны. Учитывая это, можно использовать применительно основные положения , утвержденные Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23.10.92 "Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании".

2.4. Особенности комплексной оценки трудового вклада руководителей, специалистов и служащих

2.4.1. Как отмечено, для всех категорий работников профессионально - квалификационный уровень определяется по единому набору признаков. Отбор признаков оценки деловых качеств производится исходя из содержания фактически выполняемых функций руководителей, специалистов и служащих различных должностных групп и требований Квалификационного справочника к их профессионально - квалификационной подготовке. В качестве признаков деловых качеств специалистов могут быть выделены: компетентность, способность четко организовать и планировать свой труд, сознание ответственности за выполняемую работу, самостоятельность и инициатива, способности осваивать новые вопросы и использовать новые методы в работе, способность поддерживать контакты с другими работниками.

2.4.2. Для комплексной оценки можно использовать разработанный специалистами НИИ труда аналитический метод оценки труда и рабочих мест на основе системы оценочных факторов и показателей, выраженных в условных единицах (баллах), т.е. "балльный метод".

2.4.3. Оценка сложности труда руководителей, специалистов и служащих производится через следующие пять оценочных факторов:

Характер работ, составляющих содержание труда;

Разнообразие (комплексность) работ;

Самостоятельность выполненных работ;

Масштаб и сложность руководства;

Дополнительная ответственность.

При установлении указанных факторов учитывалось, что:

1. Сложность работ, выполняемых руководителями, специалистами и служащими, определяется прежде всего содержанием труда, так как чем сложнее трудовые функции того или иного работника, тем сложнее его труд.

2. Чем разнообразнее задачи, которые приходится решать работнику, тем сложнее его труд.

3. Степень самостоятельности также характеризует сложность труда, так как работники выполняют свои должностные обязанности с различной степенью самостоятельности: под непосредственным руководством, в пределах регламентированного поручения или самостоятельно по утвержденной программе, заданию; выполняет работу самостоятельно на основе лишь общих указаний или руководствуется детальным рассмотрением путей и методов решения поставленной задачи.

4. Масштаб и сложность руководства учитываются в качестве фактора, определяющего сложность труда, так как значительная часть работников связана с руководством подчиненными.

5. У определенной категории работников в силу специфики их труда и условий производства существует дополнительная ответственность по отношению к той, что вытекает из должностных обязанностей. Ее необходимо рассматривать в качестве самостоятельного фактора.

Научная оценка значимости фактора, т.е. его влияние на сложность работ, позволила установить долю каждого фактора в общей сложности работ, равной 100%.

Таблица 4

<*> Удельный вес отражает не "трудность" работ, сколько их значимость для большинства предприятий.

2.4.4. Каждый фактор подразделяется по степеням, которые учитывают полноту и многообразие функций, выполняемых любым работником (см. таблицу 13).

Таблица 5

N п/п Фактор Максимальное количество баллов Удельный вес факторов в общей оценке Число степеней Степень сложности фактора (в баллах)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Характер работ, составляющих содержание труда 1680 30 10 168 336 504 672 840 1008 1176 1344 1512 1680
2 Разнообразие (комплексность) работ 840 15 8 105 210 315 420 525 630 735 840
3 Самостоятельность выполнения работ 1400 25 8 175 350 525 700 875 1050 1225 1400
4 Масштаб и сложность руководства 840 15 7 120 240 360 480 600 720 840
5 Дополнительная ответственность 840 15 7 120 240 360 480 600 720 840
5600

Количество степеней определено из объективно существующей разницы между наименее и наиболее сложной работой по каждому фактору с учетом характеристики каждой степени.

По фактору "Характер работ, составляющих содержание труда" распределение работ произведено по десяти степеням сложности в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.

Первые три степени учитывают работы, связанные с документированием информации, учетом всех элементов производства, которые ведутся в соответствии с предварительно разработанными программами.

Следующие три степени фактора содержат наиболее многочисленную группу работ, которые включают ознакомление с ходом производства, проектирование решений (разработка предложений, проектов, планов, инструкций, нормативов и др. материалов). Эти работы обеспечивают координацию, оперативное и организационное управление производством, качеством продукции, контроль за издержками производства. Для их выполнения требуется умение выбрать способ расчета, логический прием для обоснования принятого решения.

К последним четырем степеням фактора относятся работы творческого характера и непосредственно связаны с постановкой новых задач, разработкой сложных программ. К ним относятся работы, связанные с доведением принятых решений до исполнителей, координацией и контролем деятельности различных подразделений.

По фактору "Разнообразие (комплексность) работ" установлено восемь степеней сложности работ в зависимости от сферы деятельности работника, которая определяется функциональным разделением труда, его местом и ролью в управлении и обслуживании производства. К первым двум степеням фактора относятся простые, часто повторяющиеся работы в пределах узкоспециализированной сферы деятельности, к трем следующим степеням - работы, производимые в масштабе подразделения, а к трем последним - выполнение комплексных работ, связанных с многообразием решаемых задач.

По фактору "Самостоятельность выполнения работ" установлено также восемь степеней сложности, определяющих, в какой мере данная работа может быть выполнена без непосредственного руководства со стороны других лиц. А если требуется руководство работой, принимается во внимание его тип: непосредственное - первые три степени, оперативное и общее (руководитель определяет содержание, план, метод работ и контролирует лишь правильность хода их выполнения) - следующие три степени.

Выполнение самостоятельно (проверка и оценка результатов осуществляется руководителем при их сдаче) - к последним двум степеням фактора.

По фактору "Масштаб и сложность руководства" установлено семь степеней сложности работ, характеризующих ответственность за планирование, организацию и координацию работы подчиненных подразделений и исполнителей.

К первым двум степеням относятся работы по руководству подразделениями, входящими в состав отдела, к трем следующим - работы по руководству самостоятельными структурными подразделениями, к шестой степени - работы по руководству несколькими подразделениями, высшую степень фактора составляют работы по комплексному руководству предприятием.

Фактор "Дополнительная ответственность" включает материальную (за сохранность финансовых и материальных ресурсов) и моральную (за руководство выполнением или непосредственное выполнение работ в опасных условиях - на большой высоте, под водой, со взрывчатыми веществами) ответственность.

Материальная ответственность дифференцирована по четырем, а моральная - по трем степеням сложности работ.

Для выражения качественных различий труда работника для каждой степени оценочных факторов сложности работ установлена условная количественная мера в баллах, исходя из пяти факторов, их доли в общей сложности работ и числа степеней каждого фактора. Шкала балльной оценки рассчитана по формулам в соответствии с методикой НИИ труда (см. таблицу 13).

2.4.5. Характеристика работ по степеням сложности факторов применительно к различным трудовым функциям руководителей, специалистов и служащих (с примерным перечнем должностей), в обязанности которых входит выполнение работ соответствующей степени сложности, приведена в Приложении 1.

2.4.6. На основании пяти факторов, характеризующих сложность работ (таблица 13), характеристики степеней (Приложение 1), определяется сумма баллов по каждой должности.

Примеры расчета балльной оценки по отдельным должностям руководителей, специалистов и служащих (главный инженер, инженер по ремонту, экономист по планированию, кассир, секретарь - машинистка) приведены в таблице 14.

Таблица 6

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР

Номер фактора сложности Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Определение технической политики и перспектив развития предприятия, направлений реконструкции и технического перевооружения производства, его специализации. Организация технически правильной эксплуатации оборудования, обеспечение научных исследований в области техники, организации производства и управления 9 1512
2 Работы, охватывающие весь круг (комплекс) вопросов, связанных с деятельностью предприятия, требующие согласования с общим планом развития 8 840
3 Выполнение работ по одному из направления деятельности предприятия, производственного объединения с координированием и контролем нескольких производственных подразделений Работы по реконструкции и расширению производства, осуществлению ремонтного обслуживания 5 840
2 4 420
3 Выполнение работ под непосредственным руководством в пределах установленных методических положений (программ) в специализированной сфере деятельности 3 525
4 - - -
5 - - -
Итого: 1785

ЭКОНОМИСТ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Работы по оперативно - производственному планированию и регулированию хода производства, связанные с разработкой производственных программ и календарных графиков и контролем за их выполнением. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. Выявляет резервы производства. Составляет статистическую отчетность по установленным формам. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, НОТ, рацпредложений в подразделениях предприятия 6 1008
2 Разнообразные работы, связанные с решением значительной части вопросов в пределах одной специализированной сферы деятельности в масштабе подразделения 4 420
3 Выполнение работ под непосредственным руководством начальника планово - экономического отдела 3 525
4 - - -
5 - - -
Итого: 1953
Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг. Требуются знания определенных правил расчета и контроля 2 336
2 Разнообразные простые работы с применением машин и аппаратов, облегчающих подготовку, оформление, передачу и обработку документов в узкоспециализированной сфере деятельности Количество баллов
1 2 3 4
1 Прием, обработка, размножение, хранение и выдача документов, контроль за их исполнением, машинописные работы, хозяйственное обслуживание 1 168
2 Разнообразные простые работы с применением машин и аппаратов, передача и обработка документов в пределах узкоспециализированной сферы деятельности 2 210
3 Выполнение работ, относящихся к узкому кругу вопросов соответствующей функции в масштабе подразделения 2 350
4 - - -
5 Работы, связанные с приемом, хранением и выдачей документов, составляющих государственную, коммерческую и служебную тайну 1 120
Итого: 848

2.4.7. Таким образом, расчет сложности работ в баллах по каждой должности позволяет количественно оценить труд каждого из руководителей, специалистов и служащих на предприятии.

Для более рационального распределения между исполнителями работ, как существующими традиционно, так и новыми, появляющимися в результате научно - технического прогресса, необходимо проанализировать действующее (на предприятии) распределение функций, и, если оно недостаточно рационально, следует в каждом конкретном случае скорректировать сложность отдельных видов работ и распределить их с учетом вновь возникающих функций.

2.4.8. После установления количественной оценки сложности труда, учитывающей качественные различия в содержании труда по каждой должности руководителя, специалиста и служащего, решается следующая задача - определение размера должностного оклада.

Соотношение суммарной балльной оценки по каждой должности является основанием для установления соотношения в размерах заработной платы по должностям.

Так, например, оценка сложности работ по должности "инженер по ремонту" составляет 1785 баллов, а по должности "экономист по планированию" - 1953 балла, то должностные оклады соотносятся как 1,0 к 1,09. Рекомендуется по должности, имеющей минимальную балльную оценку, оклад принять условно за единицу.

В дальнейшем это будет минимальный (базисный) уровень должностного оклада на предприятии, по отношению к которому устанавливаются должностные оклады работников на основе оценки сложности труда.

Количественная оценка сложности работ по каждой должности руководителя, специалиста и служащего на основе комплекса факторов сложности позволяет с достаточной степенью точности определить размеры должностных окладов с целью более обоснованной дифференциации в оплате труда; избежать уравнительности и связать сложность работ с уровнем оплаты.