Освобождение от таможенных пошлин. Освобождение от уплаты таможенных пошлин: основания, документы. Беспошлинный временный ввоз товара по CARNET ATA

Некоторые россияне могут получить особые права при пересечении границы РФ. Граждане могут быть полностью или частично освобождены от оплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, а также им могут быть снижены тарифные ставки.

Расскажем, какие льготы в Таможенной службе действуют в 2018 году.

Виды льгот по уплате таможенных платежей в 2018 году в России

Рассмотрим несколько категорий льгот и укажем, в каких формах они выражены.

1. Льготы при пересечении границы

Существуют льготы, как для физических, так и для юридических лиц. Они могут быть разными, и зависеть от страны назначения – пункта, куда доставляются товар или вещи.

В основном, на таможне выделяют льготы, связанные с оплатой таможенной пошлины, в виде:

  1. Полного освобождения от оплаты сбора.
  2. Уменьшенного размера пошлины.
  3. Возврата средств после корректировки и проверки правильной оплаты сбора.

Заметьте , что при оформлении грузов могут быть также введены послабления. Большинство льгот предусмотрено для россиян, отправляющихся в страны СНГ.

2. Тарифные преференции

При пересечении границы РФ преференции отдаются юридическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в государствах, с которые Россия подписала двустороннее межгосударственное соглашение.

Преференции могут выражаться в:

  1. Полной отмене уплаты пошлины.
  2. Сниженной сумме сбора.

Льготы утверждены законом федерального уровня «О таможенном тарифе» под номеров 5003-1. Он был принят 21 мая 1993, но ежегодно пересматривается и редактируется.

3. Льготы для тех, кто переезжает в Россию

Ряд послаблений предусмотрен только для соотечественников, в том числе - и беженцев. Льготы будут действовать для всех государств Таможенного союза.

Выражаются послабления в виде отмены уплаты пошлины за перевозку личных вещей .

Должны быть соблюдены такие условия, чтобы сбор был отменен полностью:

  1. Если вещи были выданы до того, как гражданин получит соответствующий статус.
  2. Переезд осуществился до установленной даты.

В случае, когда гражданин пытается переехать в Россию повторно (то есть, он вернулся за границу, побыв в России, а затем опять пересекает границу РФ), то сбор он не оплачивает за личные вещи.

Стоимость перевозимых вещей во второй раз не должна превышать 5 000 евро. Если она выше, то придется заплатить определенную пошлину.

А вот если вещи будет перевозить специально нанятый работник, то он может перевезти только вещи, стоимость которых не будет превышать 1 000 евро , а общий вес должен составлять менее 31 кг. За другой товар и вещи придется заплатить сбор.

Виды товаров, ввозимых в Россию в 2018, полностью освобождаемых от таможенных пошлин, НДС и акцизов

Рассмотрим, какие группы товаров подлежат льготам, за которые можно не платить таможенную пошлину, налоги или акцизы.

1. Льготы по оплате пошлины

Сборы за перевозку товаров, грузов могут быть начислены при экспорте или импорте.

Самые распространенные – импортные. Такие пошлины оплачивают юридические лица, которые перевозят произведенную продукцию за рубеж.

А экспортные сборы очень редки. Зачастую их вводят для того, чтобы защитить российского производителя от конкуренции.

Перечислим, какие товары не облагаются пошлиной:

  1. Личные вещи.
  2. Валюта.
  3. Продукция морского промысла, если ее добыли россияне.
  4. Гуманитарная помощь.
  5. Благотворительные грузы для Правительства, международных организаций, государств.
  6. Транзитные товары и лизинговые грузы.
  7. Товары, перевозимые физическими лицами, которые не предназначены для производственной или иной коммерчес­кой деятельности.
  8. Изделия, используемые для проведения пожарно-технических работ.
  9. Багаж в любом объеме, принадлежащий исполнителям социально-экономических программ.
  10. Периодические печатные издания и книжная продукция, связанные с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями СМИ и издательствами.
  11. Бумага, полиграфические материалы и носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, которое может быть перевезено СМИ, издательствами, информационными агентствами, телерадиокомпаниями, поли­графическими предприятиями.
  12. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в свя­зи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.

Льготы предусмотрены Законом РФ «О таможенном тарифе» под номером 5003-1, от 21 мая 1993 года в новой редакции, и статьей 131 ФЗ-№311.

2. Льготы по НДС

В 150 параграфе НК РФ есть полный перечень товаров, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Перечислим некоторые из них:

  1. Продукция, поставляемая в Россию в качестве бесплатной помощи.
  2. Медицинское оборудование, товары ортопедии и протезирования, либо материалы для их производства.
  3. Техника для обслуживания инвалидов.
  4. Линзы, оправы и очки, либо материалы для их изготовления.
  5. Сырье для создания лекарственных противоинфекционных препаратов.
  6. Товары культурного и национального народного наследия России, купленные или полученные безвозмездно или иным путем государственными и местными органами власти.
  7. Книги и другие печатные товары, предназначенные для музеев и библиотек.
  8. Кинозаписи, ввозимые в неэкономических целях (просветительских) некоммерческими учреждениями.
  9. Природные алмазы, не проходящие обработку.
  10. Уникальное оборудование, которое не производится в РФ.
  11. Товары, требующиеся для официального и личного использования зарубежными представительствами в России, их работниками и членами семей.

За эти и другие товары не придется выплачивать НДС.

3. Льготы по акцизному сбору

Такой налог необходим для ограничения товарооборота между странами, либо для уменьшения потребления алкогольной или табачной продукции.

Не выплачивать акциз можно за такую продукцию:

  1. Товары, которые ввозятся в Россию для дальнейшего использования в портовых зонах.
  2. Гуманитарные грузы.
  3. Личный багаж дипломатов.
  4. Все личные вещи, стоимость которых менее 100 евро.
  5. Товары и вещи, от которых на границе отказался декларант.
  6. Продукция, переданная в дар муниципалитету, или от которой получатели отказались в пользу РФ.

Неважно, был вывезен или ввезен товар - на него будет установлен акциз, либо отменен.

Льготы по таможенным пошлинам и налогам, в зависимости от стоимости ввозимых товаров, стране-производителю, цели ввоза, таможенному режиму

Льготы могут быть установлены на таможенные сборы, в зависимости от других критериев, о которых мы не указывали выше.

Расскажем, какими бывают преференции, и что на них влияет.

1. Стоимость ввозимой продукции

Не будут облагаться сбором вещи, предназначенные для личного пользования. Их общая цена не должна превышать 1 500 руб ., а вес не должен составлять больше 50 кг.

В случае, когда Таможенная служба пересекается авиатранспортом, то стоимость вещей не должна быть более 10 000 евро.

Автомобильный транспорт и другие средства передвижения исключаются . На них введен особый налог.

2. Страна-производитель

Льготы устанавливает Правительство РФ. Они могут выражаться в полной отмене пошлины - или в уменьшенной тарифной ставке.

Таможенные льготы распространяются в 2018 году на страны, имеющиеся зоны свободной торговли, или государства, в которых планируется создание таких территорий.

Также предусмотрена квота в виде уменьшенной ставки по таможенной пошлине. Квота действует в отношении развивающихся стран по импорту сельзохтоваров. За часть товаров, входящих в лимит, поставщик будет платить уменьшенный сбор, а за часть продукции, не входящей в лимит, придется платить стандартный сбор. Льготу устанавливает Комиссия ТС.

3. Цель ввоза товаров

Как правило, льготы предоставляют:

  1. Иностранцам.
  2. Перевозчикам, курьерам и другим специалистам, работающим в посольствах, представительствах в РФ.
  3. Членам делегаций с семьями.

Льгота будет выражаться в отмене госпошлины и распространяться на все товары, которые будут перевозить с собой граждане.

Кроме того, осмотр ввозимых вещей не будет произведен на таможне.

4. Таможенный режим

Льготные тарифы будут действовать по таким режимам:

  1. Временный ввоз или допуск. Так как не происходило полноценного ввоза товаров, то пошлина может быть отменена полностью или частично.
  2. Специальная таможенная процедура. О ней можно узнать в Решении Комиссии ТС под номером 329. В документе прописана продукция, которая не облагается сбором.
  3. Свободная таможенная зона. Предусмотрены льготы по оплате сборов и пошлин на территориях особых экономических зон.
  4. Свободный склад. При хранении товаров некоторые граждане могут быть освобождены от оплаты таможенной пошлины.

Обращайтесь к новой редакции законов и актов, чтобы ознакомиться с правилами таможенного налогообложения в России.

Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!


Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и так далее целесообразно использовать таможенный режим временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

Условия помещения товаров под таможенный режим:

Возможность идентификации помещаемых товаров таможенным органом при их последующем обратном вывозе (за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами такого же типа). Идентификация представляет собой установление тождественности временно ввезенных товаров обратно вывозимым;

Представление лицом, заявляющим таможенный режим, гарантий соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров, при наличии такого требования со стороны таможенного органа.

Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных ТК РФ в части завершения ранее заявленного таможенного режима, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, при временном ввозе являются: - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения;

Представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

О применении обеспечения уплаты таможенных платежей подробнее изложено в общих положениях.

В соответствии с общими условиями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такое обеспечение не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20.000 рубле, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

По общему правилу временный ввоз товаров допускается с полным условным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов , а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 № 599 "О перечне товаров временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов". Этот перечень основывается на международных договорах Российской Федерации в области культуры, кинематографии, спорта, и т.д. Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации составляет один год.

Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. К категориям товаров относятся следующие:

Временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;

Временно ввозимые товары в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

Временно ввозимые товары для оказание международной помощи.

Следует отметить, что в соответствии с приложением В3 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990) в отношении следующих видов многооборотной тары:

Упаковка, если она удовлетворяет требованиям подпункта "b" статьи 1 указанного приложения;

Контейнер, если он удовлетворяет требованиям подпункта "с" статьи 1 указанного приложения;

Поддон, если он удовлетворяет требованиям подпункта "d" статьи 1 указанного приложения,

предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом декларирование таможенному органу таких товаров допускается с использованием вместо таможенной декларации письменного заявления - обязательства об обратном вывозе этих товаров (в отношении поддонов требование мягче: обратно вывезти можно другие поддоны, при условии, что их количество будет равно количеству ранее временно ввезенных и такие поддоны не будут отличаться по своим характеристикам). В соответствии с положениями статьи 5 приложения В3 Конвенции о временном ввозе таможенным органам не предоставлено право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза рассматриваемых видов многооборотной тары не может быть установлен таможенным органом менее полугода.

В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате как если бы товары были выпущены для свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации

Расчет сумм при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории выглядит так:

Следует учитывать, что таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларацию. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

Рассчитанная таким образом сумма может уплачиваться как сразу при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (при этом она должна быть умножена на количество календарных месяцев, в течение которых временно ввезенные товары находятся на таможенной территории Российской Федерации), так и периодически. Периодическая уплата сумм таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность такой уплаты также определяется этим лицом с согласия таможенного органа. Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода. В настоящее время наибольшее распространение получила ежеквартальная периодичность уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с применением частичного условного освобождения, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов на них.

Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных при временном ввозе товаров станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были выпущены для свободного обращения, происходит изменение статуса товаров. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения, при условии, что к таким товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, применяемые на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены. В противном случае такие товары приобретают статус выпущенных для свободного обращения (находящихся в свободном обращении) при условии подтверждения лицом соблюдения таких ограничений экономического характера.

Сроки временного ввоза товаров .

Максимальный срок временного ввоза, установленный статьей 213 ТК РФ, составляет 2 года. Для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие либо более продолжительные сроки временного ввоза.

В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации. Для установления такого срока в соответствии с "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" в таможенный орган дополнительно должны быть представлены сведения о наименовании группировки и кода товаров по общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в случае, если товары временно ввозятся с применением частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации).

Установление срока временного ввоза товаров в размере 34 месяцев предполагает, что по истечении указанного срока, исходя из расчета уплаченных таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от такой уплаты, товары считаются выпущенными для свободного обращения. В этом случае по истечении 34-х месяцев заявление таможенного режима выпуска для внутреннего потребления не требуется, повторное декларирование товаров не производится - в таможенной декларации о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза таможенным органом проставляется соответствующая отметка.

Конкретный срок временного ввоза устанавливается таможенным органом в пределах максимальных сроков временного ввоза, установленных ТК РФ либо соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом целей и обстоятельств такого ввоза.

Установленный срок временного ввоза по мотивированному запросу лица может быть продлен по решению таможенного органа (таможни, осуществляющей таможенный контроль за временно ввезенными товарами) в пределах максимальных сроков. Таможенный орган принимает решение о продлении срока временного ввоза при отсутствии нарушений требований и условий, установленных ТК РФ в отношении таможенного режима временного ввоза.

Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза, включающих выдачу таможенным органом разрешения на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза, продление заявленного срока временного ввоза, передачу временно ввезенных товаров иному лицу, а также приостановление действия таможенного режима временного ввоза установлен "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" (зарегистрирован Минюстом РФ 08.01.2004, регистрационный № 5387).

Разрешение на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом (таможенным постом), обладающим компетенцией на совершение выпуска временно ввозимых товаров.

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и иных технологических отметок на таможенной декларации с заявленным таможенным режимом временного ввоза и заполненной в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) выпускаемых для свободного обращения.

Помимо декларации для принятия таможенным органом решения предоставляется заявление лица, образец которого приведен в вышеуказанном приказе. Данное заявление рассматривается для таможенных целей в качестве обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза дополнительно представляются следующие документы и сведения:

Документы и сведения о цели временного ввоза товаров;

Сведения об идентификационных признаках товаров;

Документы и сведения, обосновывающие применение полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов со ссылкой на конкретный международный договор Российской Федерации или нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, если такое освобождение допускается в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;

Обязательство об обратном вывозе временно ввозимых товаров, составленное в произвольной письменной форме, и иные гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе документы, подтверждающие наличие обеспечения уплаты таможенных платежей);

Планы и программы проведения мероприятий с использованием товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза (такие как: программы научных работ или учебного процесса, в которых предусмотрено использование указанных товаров, планы и программы испытаний, проверок, экспериментов с использованием указанных товаров);

Заявление о предполагаемых сроках временного ввоза товаров, составленное в произвольной письменной форме;

Документы и сведения, свидетельствующие о соблюдении требований ранее заявленного таможенного режима, (в случае помещения под таможенный режим временного ввоза товаров, ранее помещенных под иные таможенные режимы);

Иные документы и сведения, которые декларант сочтет необходимым представить для целей заявления таможенного режима временного ввоза и установления таможенным органом запрашиваемого лицом, заявляющим таможенный режим, срока временного ввоза.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения возможен только при несоблюдении условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

Следует отметить, что ТК РФ не установлены ограничения на применение таможенного режима временного ввоза исходя из характера гражданско-правовых отношений российского лица - заявителя таможенного режима с иностранцем. Так, помещение под таможенный режим временного ввоза возможно как товаров, ввозимых в рамках договоров аренды, лизинга, так и в соответствии с договором купли-продажи (поставки). Возможно также и использование агентского договора и договора комиссии. Основным требованием, предъявляемым ТК РФ в данном случае, является обладание лица, получающего разрешение на временный ввоз, статусом декларанта исходя из содержания статей 16 и 126 ТК РФ.

Таможенный режим временного ввоза предполагает применение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. К таким ограничениям относятся (статья 211 ТК РФ):

Пользование временно ввезенным товаром только лицом, получившим разрешение на временный ввоз;

Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). В целях соблюдения лицом данного требования с временно ввезенными товарами допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Следует отметить, что до вступления в силу с 1 января 2004 года новой редакции ТК РФ, с временно ввезенными товарами не допускалось совершение каких-либо операций.

В случае возникновения необходимости передачи права пользования временно ввезенными товарами иному лицу , такая передача допускается с разрешения таможенного органа. При этом лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно обладать достаточными полномочиями в отношении указанных товаров, чтобы выступать в качестве декларанта в соответствии с ТК РФ. Передача временно ввезенных товаров иному лицу допускается таможенным органом, если:

Это лицо берет на себя обязательство перед таможенными органами по соблюдению всех условий и ограничений таможенного режима временного ввоза;

Лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз товаров, уплатило таможенные пошлины, налоги за период, использования им товаров в таможенном режиме временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

Если соблюдение требований и ограничений таможенного режима временного ввоза обеспечивается гарантиями, то лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя.

В случае выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров иному лицу, указанное лицо со дня выдачи такого разрешения приобретает права и несет обязанности, установленные ТК РФ для лица, получившего разрешение на временный ввоз.

Приостановление действия таможенного режима временного ввоза производится в случаях (пункт 3 статьи 214 ТК РФ):

Наложения ареста на временно ввезенные товары или их изъятия в соответствии с законодательством РФ;

Помещения временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 217 ТК РФ;

По просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

В данном случае, как представляется, законодатель допустил определенного рода неточность. Так, помещение товаров на таможенный склад невозможно без заявления в отношении них таможенного режима таможенного склада (смотри следующий раздел), то есть, по своей сути, этот вид приостановления действия таможенного режима временного ввоза представляет собой третий случай приостановления - помещение товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска для свободного обращения.

Вышеуказанная неточность может иметь достаточно серьезные правовые последствия, поскольку за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо не платит периодические таможенные платежи, и срок приостановления не включается в общий срок временного ввоза товаров.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" Для приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо должно подать в таможенный орган не только ГТД с заявленным таможенным режимом, но заявление на приостановление. При отсутствии такого заявления факт декларирования временно ввезенных товаров в соответствии с иным таможенным режимом рассматривается как завершение действия таможенного режима.

В соответствии с ТК РФ после окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется автоматически. Указанное обстоятельство следует всегда принимать во внимание, поскольку с момента возобновления действия таможенного режима временного ввоза лицо, получившее разрешение на временный ввоз, обязано уплачивать периодические таможенные платежи.

При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.

Завершение действия таможенного режима временного ввоза осуществляется (статья 214 ТК РФ) :

Путем вывоза временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ;

Путем выпуска временно ввезенных товаров для свободного обращения;

Путем помещения временно ввезенных товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенный режим реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе РФ. В любом случае следует учитывать, что для таможенного оформления помимо таможенной декларации с заявленным таможенным режим реэкспорта требуется предоставление документов и сведений, необходимых для помещения товаров под выбранный таможенных режим, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 , сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации в виде подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенного режима, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Российской Федерации, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранным таможенным режимом, поскольку в данном случае таможенный режим реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующего таможенного режима.

При выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения, за исключением случаев выпуска по истечении 34-х месяцев временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, периодические таможенные платежи подлежат зачету в счет платежей, которые уплачиваются при выпуске для внутреннего потребления при этом за весь период применения частичного освобождения подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Следует отметить, что в силу статьи 439 ТК РФ и конституционного принципа уплаты налогов при выпуске товаров для свободного обращения, временно ввезенных до 1 января 2004 года, вышеуказанные проценты засчитываются только за период временного ввоза с 1 января 2004 года, в то время как периодические таможенные платежи подлежат зачету за весь период нахождения товаров в таможенном режиме временного ввоза.

Особенности временного ввоза с применением карнетов АТА .

В соответствии с Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990) при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться "документ о временном ввозе" - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.

Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА.

На территории РФ фактически применяется такой документ о временном ввозе после издания Постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений".

Временный ввоз товаров с применением карнетов АТА предполагает использование заполненного бланка данного карнета при временном ввозе и обратном вывозе товаров под гарантию Торгово-Промышленной Палаты РФ. При временном ввозе таких товаров таможенными органами не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, производится в сжатые сроки.

Одной из существенных проблем, связанных с применением карнетов АТА в РФ, является небольшое количество таможенных органов, которые наделены компетенцией по совершению таможенных операций с такими товарами. Действующий в настоящее время перечень таких таможенных органов установлен приказом ГТК РФ от 30.06.2004 г. № 760 "Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА".

По материалам информационно-консультационной системы

Организации и предприятия, являющиеся участниками внешне-экономической деятельности, приобретают обязательства по уплате таможенных пошлин на основании федерального закона «О таможенном регулировании». В статье разберем, в каких случаях субъект ВЭД может быть освобожден от таможенных платежей, какими документами подтверждается освобождение от уплаты таможенных пошлин при различных основаниях.

Таможенные пошлины для субъектов ВЭД

Порядок определения круга плательщиков таможенных пошлин, механизме расчета суммы платежей утвержден положениями ФЗ-311 от 27.11.2010 года «О таможенном регулировании». Согласно документу, плательщиками таможенных пошлин являются организации, предприниматели и физлица, выступающие декларантами при перемещении товара через таможенную границу. Кроме того, обязательства по уплате сборов могут быть применены в отношении других лиц или субъектов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Виды таможенных сборов можно разделить на 3 группы: сборы за таможенное оформление, сопровождение и хранение товара. Сумма таможенных пошлин устанавливается на законодательном уровне и рассчитывается в следующем порядке:

  1. Размер пошлины за таможенное оформление определяется на основании таможенной стоимости товара, в соответствие с декларацией. Максимальный размер пошлины ограничен 100.000 руб.
  2. При расчете сбора за таможенное сопровождение товара учитывается вид транспорта, используемый при таком сопровождении (авто-, железнодорожный транспорт, водные или воздушные судна), а также расстояние, пройденное в соответствие с процедурой внутреннего или международного таможенного транзита.
  3. Таможенная пошлина также взымается в случае хранения товара на таможенном складе. Размер платежа определяется на основании веса товара и длительности хранения.

Порядок расчета таможенных пошлин утвержден ст. 130 ФЗ-311.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин: основания

Субъекты ВЭД могут быть освобождены от уплаты таможенный пошлин в соответствие с положениями ст. 131 ФЗ-311.

На основании документа пошлины за таможенные операции не взымаются, если товар, ввозимый на территорию РФ:

  • классифицирован в качестве безвозмездной помощи;
  • является культурной ценностью;
  • будет использован в качестве объекта демонстрации на выставочном мероприятии;
  • ввозится от одного отправителя в адрес одного получателя на основании одной таможенной декларации, при этом стоимость такого товара составляет не более 200 евро;
  • помещен под процедуру таможенного транзита.

Кроме того, таможенными пошлинами не облагается ввоз в РФ:

Также освобождение от таможенных пошлин предусмотрено для товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны Калининградской области (ОЭЗ).

В каждом из случаев основанием для беспошлинного ввоза товара на территорию РФ является документ, подтверждающий соответствующее право.

Беспошлинный временный ввоз товара по CARNET ATA

Товар, временно ввозимый на территорию РФ, освобождается от уплаты таможенных пошлин на основании CARNET ATA – документа, заменяющего таможенную декларацию.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин по CARNET ATA возможно в случаях, если товар ввозится или вывозится на/с территории РФ и является:

  • демонстрационным экспонатом на выставках;
  • профессиональным оборудованием, в том числе оборудованием прессы, кинематографии, телевидения;
  • специально разработанным и/или оборудованным транспортным средством;
  • образцом, контейнером, поддоном, другим упаковочным материалов, используемым для совершения коммерческой сделки.

Наличие CARNET ATA само по себе является основанием для беспошлинного ввоза и вывоза товара в РФ. Для получения CARNET ATA субъекту ВЭД необходимо обратиться в территориальный орган Торгово-промышленной палаты со следующими документами:

  • заявление, оформленное на фирменном бланке заявителя, с печатью организации и подписью руководителя;
  • уставные документы организации;
  • документальная гарантия (POWER OF ATTORNEY);
  • подтверждение стоимости товара (договор купли-продажи товара, товарные чеки, квитанции, спецификации, т.п.);
  • общий список ввозимого имущества (бланк можно скачать здесь ⇒ ).

Для подтверждения права на получение CARNET ATA заявителю необходимо предоставить документы о временном ввозе/вывозе товара:

  • приглашение принимающей стороны на выставку;
  • документы о предстоящей кино- или телевизионной съемке (например, справка телерадиокомпании);
  • договор и спецификация на ввоз/вывоз образцов продукции.

Территориальный орган Торгово-промышленной палаты производит выдачу CARNET ATA в ускоренном порядке. Книжка CARNET ATA, оформленная в установленном порядке и предоставленная органу таможенного контроля, является основанием для освобождения субъекта ВЭД от таможенных пошлин.

  • 8. Порядок применения ставок таможенных пошлин, налогов.
  • 9. Основа исчисления таможенных платежей
  • 10. Таможенные сборы за таможенное оформление: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 11. Таможенные сборы за таможенное сопровождение: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 12. Таможенные сборы за хранение: сущность, общий порядок исчисления и уплаты.
  • 13. Особенности взимания таможенных сборов в различных таможенных режимах.
  • 14. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.
  • 15. Таможенные пошлины: виды, порядок исчисления и уплаты.
  • 16. Особенности взимания ввозной таможенной пошлины в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 17. Особенности взимания вывозной таможенной пошлины в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 18. Тарифные льготы: понятие, виды, случаи освобождения.
  • 19. Тарифные преференции: понятие, виды, случаи предоставления.
  • 20. Порядок предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.
  • 24. Перечень подакцизных товаров, экономическая сущность акцизов.
  • 25. Общий порядок исчисления акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации: налоговая база, налоговые ставки.
  • 26. Порядок уплаты акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 27. Особенности взимания акцизов в различных таможенных режимах.
  • 28. Порядок исчисления и уплаты ндс при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 29. Особенности взимания ндс в различных таможенных процедурах.
  • 30. Случаи освобождения от уплаты ндс при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  • 31. Применение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в различных таможенных режимах (процедурах).
  • 32. Способы применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • 1) Денежные средства
  • 2) Банковская гарантия
  • 3) Поручительство
  • 4) Залог имущества
  • 34. Особенности применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите.
  • 35. Условный выпуск товаров
  • 36. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
  • 37. Возврат таможенных пошлин, налогов в различных таможенных режимах.
  • 38. Особенности взимания таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
  • 40. Порядок взимания таможенных платежей при международном таможенном транзите.
  • 41. Таможенный режим переработки на таможенной территории: содержание, условия помещения товаров.
  • 42. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории
  • 43. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории: содержание, условия помещения товаров.
  • 44. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
  • 45. Переработка для внутреннего потребления: содержание, условия помещения товаров.
  • 46. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления.
  • 47. Таможенная процедура временного ввоза: содержание, условия помещения товаров.
  • 48. Порядок предоставления полного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных товаров.
  • 49. Порядок предоставления частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров.
  • 50. Особенности взимания таможенных платежей при завершении таможенной процедуры временного ввоза.
  • 51. Таможенная процедура таможенного склада: содержание, условие помещения товаров, особенности взимания таможенных платежей.
  • 52. Особые экономические зоны: сущность, характерные черты, виды.
  • 53. Особенности взимания таможенных платежей в отношении иностранных товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию особых экономических зон.
  • 54. Особенности взимания таможенных платежей в отношении российских товаров ввозимых (вывозимых) на таможенную территорию особых экономических зон.
  • 55. Таможенная процедура реэкспорта: содержание, условия помещения товаров, особенности взимания таможенных платежей.
  • 56. Таможенная процедура реимпорта: содержание, условия помещения товаров под таможенный режим (процедуру).
  • 57. Особенности исчисления, порядок возврата таможенных платежей при реимпорте.
  • 58. Таможенная процедура уничтожения товаров: содержание, условия помещения товаров.
  • 59. Таможенная процедура «отказ в пользу государства»: содержание, условия помещения и реализации товаров.
  • 60. Таможенная процедура временного вывоза: содержание, условия помещения, особенности взимания таможенных платежей.
  • 61. Таможенный режим беспошлинной торговли: содержание, условия помещения, случаи взимания таможенных платежей.
  • 62. Иные специальные таможенные процедуры: случаи, особенности взимания таможенных платежей.
  • 64. Порядок взимания пени при несвоевременной уплате таможенных платежей.
  • 48. Порядок предоставления полного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных товаров.

    Временный ввоз реэкспорта .

    Срок 2

    Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:

      Контейнеры и иная многооборотная тара;

      Товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству;

      Товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

      Товары, ввозимые для оказания международной помощи;

      Иные товары.

    К данным категориям товаров применяется срок временного ввоза этих товаров не превышает 1 Перечне .

    В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне , свыше 1 срока , указанного вПеречне , применяется частичное освобождение

    49. Порядок предоставления частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров.

    Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта .

    Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, но может быть по письменному заявлению декларанта.

    Решением Комиссии Таможенного союза утвержден Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. К товарам из этого перечня (товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, для оказания международной помощи) применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если срок временного ввоза этих товаров не превышает 1 (одного) года, если иное не предусмотрено в Перечне .

    В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне , свыше 1 (одного) года или свыше иного срока , указанного вПеречне , применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

    В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, применяетсячастичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

    Характеристика

    При от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

    При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

    Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

    При завершении таможенной процедуры временного ввоза (помещение под таможенную процедуру реэкспорта ) - суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов,возврату (зачету) не подлежат .