Объемные и качественные показатели характеризующие грузовые перевозки. Перемещение массы груза характеризуется …. Средняя дальность перевозки определяется как …

План :

    Основные показатели грузовых перевозок.

    Структура перевозок грузов.

    Средняя дальность перевозок.

    Неравномерность грузовых перевозок.

Основные показатели грузовых перевозок

Железные дороги всегда были одним из основных видов транс­порта при перевозках грузов в нашей стране, поскольку перемеще­ние достаточно больших объемов грузов на дальние расстояния другими видами транспорта в широтном направлении (основном направлении грузопотоков в бывшем СССР) было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удер­живали первенство по общему объему грузооборота среди других видов транспорта.

Для железнодорожного транспорта перевозки грузов также ис­торически являются основной работой. В 2001г. на сети железных дорог Украины грузооборот примерно в 3,5 раз превышал пассажирооборот в количественном выражении. Такое положение вещей, безусловно, объясняется географическими условиями раз­мещения производственной и сельскохозяйственной базы в эконо­мике страны, климатическими и природными различиями ее райо­нов, историей развития отдельных регионов и многими другими объективными причинами, поэтому можно предположить, что оно вряд ли кардинально изменится в течение нескольких последую­щих десятилетий.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характе­ризуются рядом показателей. Основными из них являются: объем перевозок; грузооборот; количество отправок; густота перевозок; средняя дальность перевозок; неравномерность перевозок и дру­гие качественные показатели. Количество перевезенных тонн на каждом обособленном подразделении железных дорог рассматри­вается более подробно с выделением отдельных элементов пере­возки, например, в количестве перевезенных тонн выделяются от­правленные со станций данной дороги, принятые от соседних до­рог грузы и др.

Объем перевозок грузов - характеризует продукцию железно­дорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перево­зок на момент отправления, поскольку через некоторый промежу­ток времени отправленные грузы становятся прибывшими, что позволяет с некоторой долей условности считать, что отправление равно перевозке.

Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети же­лезных дорог в целом и на ее подразделениях - отдельных желез­ных дорогах. Это объясняется тем, что отрасль работает как единый механизм и вы­деление отдельных ее частей в самостоятельные хозяйственные еди­ницы носит несколько условный характер. Так, общий объем пе­ревозок по сети дорог (Р), т, складывается из отправления грузов всеми дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с водного транспорта:

По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов, т, определяют как сумму отправления по всем станциям до­роги и приема грузов с соседних дорог и водного транспорта:

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по ви­дам сообщений

К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:

    вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

    ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;

    транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок, т, по видам сообщений:

Прием можно рассматривать как сумму ввоза и транзита, т:

а сдачу - как сумму вывоза и транзита, т:

Отправление, в свою очередь, равно сумме вывоза и местного сообщения, т:

а прибытие - сумме ввоза и местного сообщения, т:

Из вышеприведенных формул видно, что показатели грузовых перевозок на дороге образуют единую систе­му и могут быть взаимопроверены.

Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет различное количество операций, связанных с пе­ревозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в ме­стном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.

По крупным грузовым станциям определяют размеры отправ­ления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах.

На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде так называемой "косой" таблицы, в которой наглядно видно, откуда, куда и сколько проследует гру­зов через данный узел.

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемеще­нию груза, определяемая как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в услов­но-натуральных единицах - тонно-километрах.Грузооборот нет­то - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда какгрузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Со­отношением грузооборота нетто и брутто можно охарактеризовать коэффициент полезного действия (КПД) грузового железнодорож­ного транспорта. Как КПД любой технической системы, он не пре­вышает единицы:

Обратное соотношение показывает превышение общей работы транспорта над полезной работой и всегда больше единицы:

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным. Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым "тариф­ным" расстояниям в таких перевозочных документах, как наклад­ная и дорожная ведомость:

,

где количество тоннi-го вида груза;

тарифное расстояние перевозкиi-го вида груза.

Эксплуатационный грузооборот определяют по фактическому пробегу груза на основе маршрута машиниста:

,

где густота грузовых перевозок наj-м участке;

протяженностьj-го участка.

Как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифно­го, но бывают и исключения, там, где в тарифном руководстве в расстояние целиком включены участки крупных железнодорожных узлов.

На объем перевозок и грузооборот влияют:

    объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

    размещение производительных сил на территории страны;

    степень специализации производства;

    система организации снабжения и сбыта и др.

Связь между объемом производства в экономике страны и пока­зателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимос­ти и коэффициент транспортоемкости продукции. Первый из них - отношение объема перевозокi-го груза к объему его производ­ства в целом:

,

Коэффициент перевозимости, рассчитанный по одному виду транспорта, обычно меньше единицы, поскольку не все, что было произведено, поступает в перевозку данного вида транспорта. С другой стороны, если груз специфичен и пере­возится несколько раз, коэффициент будет больше единицы. Если же определять этот коэффициент по всем видам транспорта страны, он будет больше единицы, поскольку значительная часть грузов перевозится несколькими видами транспорта.

Коэффициент транспортоемкости продукции, в свою очередь, выражает отношение грузооборота того же i-го груза к объему его производства в целом:

Данные коэффициенты рассчитывают как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на бо­лее далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.

Количество отправок - специфический показатель транспор­та.Отправкой называется партия груза, оформленная одним пере­возочным документом (дорожной ведомостью). Выделяют мелкую, повагонную, контейнерную и маршрутную отправки.

Густота грузовых перевозок - количество тонн груза, переве­зенного через один километр транспортной сети за единицу време­ни, например, год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог, поэтому часто называетсягрузонапряженностью.

На железнодорожном участке густота грузовых перевозок оп­ределяется как сумма перевозок по направлениям "туда" и "обрат­но", т-км/км:

В свою очередь, густоту перевозок по направлениям рассчиты­вают на основании межстанционной корреспонденции грузов гра­фическим или табличным способом. Графический способ наибо­лее нагляден, но может быть применим лишь на ограниченном по­лигоне сети железных дорог. Для его реализации на схему желез­ной дороги наносят грузопотоки с развязкой их в узлах с помощью специальных так называемых "шахматных" таблиц. Табличный способ используется более широко: это стандартные таблицы с тремя показателями в каждом направлении перевозок: густота на подходе к станции, прибытие грузов на станцию и отправление грузов со станции.

Среднюю густоту перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяют как частное от деления грузо­оборота на соответствующую эксплуатационную длину, т-км / км.

Кроме общей густоты перевозок всех грузов, определяют гус­тоту важнейших из них: угля каменного, кокса каменноугольного, нефтяных грузов, руды всякой, черных металлов, лесных грузов, минеральных строительных материалов, химических и минераль­ных удобрений, хлебных и прочих грузов.

Основные показатели, характеризующие работу транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки подразделяются на количественные и качественные.

Показатели, характеризующие пассажирские перевозки

Количественные

показатели

    количество отправленных пассажиров ∑А О

    количество принятых пассажиров ∑А ПР

    количество перевезенных пассажиров ∑А

    пассажирооборот ∑А l

Качественные

показатели

Количество перевезенных пассажиров рассчитывается суммой количества отправленных(∑А О ) и принятых (∑А ПР )пассажиров:

Объем перевозок пассажиров по сети:

А СЕТЬ = А О СЕТЬ + А ПР ЗАРУБ.ДОРОГ

Объем перевозок пассажиров для отдельной дороги:

А ДОР = А О ДОР + А ПР ДОР

Пассажирооборот , пасс-км, рассчитывают умножением количества переве­зенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира:

А l = ∑А ∙ l ПАСС

Количество поездок (∑А ) или пассажиро-километров (А l ), приходящиеся на одного жителя в год, называется коэффициентом транспортной подвижности .

Р = А / Ч илиР = А l / Ч,

гдеЧ – численность населения, чел.

Средняя дальность одной поездки, км, определяется отношением пассажирооборота (А l ) к количеству перевезенных пассажиров (А ) и устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году:

.

Показатели транспортной подвижности населения

Транспортная подвижность определяется в целом по отдельным видам транспорта. Рассчитывают также показатели транспортной подвижности населения различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Коэффициент транспортной подвижности – число поездок или пассажиро-км, приходящихся на 1 жителя в год.

к = А / Ч илик = А l / Ч,

гдеЧ – численность населения, чел.

Динамика транспортной подвижности отражает изменение объема пассажирских перевозок в стране и уровень материального благосостояния людей, а также МТБ транспорта.

Транспортная подвижность определяется в целом и по отдельным видам транспорта, рассчитывают также показатели транспортной подвижности для различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Указанные выше показатели широко используется при перспективном планировании пассажирских перевозок.

Факторы, определяющие подвижность населения: численность населения страны, тенденции ее изменения, уровень материального благосостояния, характер размещения по экономическим районам, областям и населенным пунктам, уровень состояния санаторно-курортной сети, уровень развития различных видов пассажирского транспорта. величина тарифов на перевозки и др.

Неравномерность пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки также как и грузовые неравномерны по времени и направлениям (в пространстве) .

Неравномерность в пространстве характеризуется неравномерностью распределения перевозок пассажиров по железным дорогам и направлениям. Это связано с размещением промышленных и сельскохозяйственных центров, мест массового отдыха и садоводческих участков.

Основными дорогами зарождения пассажиропотоков являются Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская, Западно-Сибирская дороги. Они отправляют около 70-75% общего числа пассажиров и выполняют около 60% сетевого пассажирооборота. На этих дорогах расположены и крупнейшие узлы, в пригородном сообщении выполняется около 75% пригородных перевозок сети.

Для дальнего сообщения характерна большая концентрация на линиях, связывающих столицу с региональными и областными центрами, и по направлениям, соединяющим крупные экономические районы, а также на курортных направлениях.

Пригородные перевозки неравномерны по отдельным линиям пригородных зон и по длине пригородного участка.

Неравномерность в направлении туда и обратно проявляется незначительно (масштабной перемены места жительства нет).

Ярко выраженный и устойчивый характер во всех видах сообщения имеет неравномерность во времени: по сезонам, месяцам, дням месяца и суток. Около 30% пассажирских перевозок выполняется в 3 квартале.

Неравномерность требует создания крупных резервов подвижного состава, трудовых ресурсов, пропускной способности станций, вокзалов и перегонов для освоения максимальных объемов пассажирских перевозок.

Неравномерность снижает качество пассажирских перевозок и работы подвижного состава, увеличивает эксплуатационные расходы и повышает себестоимость перевозок. Необходим систематический поиск наиболее эффективных путей смягчения неравномерности: применение льгот в периоды снижения пассажиропотока, корректировка частоты и составности пассажирских поездов, снижение тарифа на перевозку в осенне-зимний период времени и др.

Цель: изучение технико-эксплуатационных показателей пассажирских перевозок, основных показателей выполнения графика движения поездов, учет выполнения графика движения пассажирских поездов

План:

1. Основные показатели пассажирских перевозок.

2. Учет выполнения графика движения пассажирских поездов.

3. Оперативное управление пассажирскими перевозками в прямом и местном сообщениях.

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

Отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

Пассажирооборот (пассажирокилометры, сокр.пассю-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

Работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

Число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

Качественные показатели:

Участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

Маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

Населенность на вагон – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60% вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60% вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

Средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);



Среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2 – 2,5 раза по сравнению с февралем.

Экономические показатели:

Себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

Доходная ставка – это доход, приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

Прибыль от пассажирских перевозок – это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщикам и т.п.;

Рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 250 тенге, а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 250 тенге;

Производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.


1. + грузонапряженность участка;

2. грузопоток участка;

3. удельное расстояние транспортной сети;

4. удельный эксплуатационный грузооборот.

3.3. Грузооборот представляет собой ….

1. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени;

2. количество тонн груза, перевезенных через один километр транспортной сети;

3. + работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перевозимого груза на расстояние перевозки.

3.4. Измеритель грузооборота …. 2 + . тонно-километры

1. пассажиро-километры; 3. километры; 4. приведенные тонно-километры.

3.5. Число поездок или пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя в год называется ….

1. + коэффициентом транспортной подвижности;

2. коэффициентом участия в пассажирских перевозках; 3. коэффициентом маневренности.

3.6. Как связаны между собой величины объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и объем грузовых перевозок:

1. между этими показателями не существует явной связи;

2. объем производства всегда меньше объема грузовых перевозок;

3.+ если ситуация в стране характеризуется экономическим подъемом, то объем перевозок будем меньше либо равен объему производства;

4. объем перевозок всегда меньше объема производства.

3.7. На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на следующие виды сообщений:

1.+ пригородное; 2. + местное; 3.+ прямое; 4. смешанное.



3,8Перевозочная работа железных дорог определяется …. + приведенными тонно-километрами;

поездо-километрами; вагоно-километрами.

3.9. Перемещение массы груза характеризуется …. 1.+ грузооборотом в тарифных тонно-километрах;

2. локомотиво-километрами общего пробега; 3. поездо-километрами.

3.10. Основными показателями грузовых перевозок являются:

1.+ объем перевозок грузов;

2. + грузооборот;

3. пассажирооборот;

4. + грузонапряженность;

5.+ средняя дальность перевозки;

6. + количество отправок;

7. количество отправителей грузов.

3.11. Прием груза на железную дорогу определяется …

1. разницей отправления и прибытия груза на станции дороги;

2. + суммой ввоза и транзита груза на дорогу;

3. разницей между транзитом и вывозом;

4. суммой транзита и отправления груза.

3.12. Сдача груза со стыковых пунктов железной дороги определяется ….

1. суммой отправления и транзита груза;

2. разницей между вывозом и прибытием груза;

3. + суммой транзита и вывоза груза;

4. разницей между вывозом и ввозом груза.

3.13. Тонно-километры брутто − это сумма тонно-километров нетто и ….

1. + тонно-километров тары;

2. приведенных тонно-километров;

3.пассажиро-километров.

3.14 Грузооборот, определяемый по фактическому пробегу на основе маршрутов машинистов, называется ….

1. тарифный;

2. приведенный;

3.+ эксплуатационный.

3.15 Грузооборот, который определяется по кратчайшему расстоянию, называется ….

1.+ тарифный;

2. приведенный;

3. эксплуатационный.

3.16. Коэффициент неравномерности грузовых перевозок во времени определяется:

1. К P мах .

å Р min

3.17. Пропускная способность железных дорог характеризует ….

1. превышение порожнего пробега над нормативным значением;

2. максимальное количество тонн груза, которое может провезти дорога за

3.+ максимальное число пар поездов, которое может пропустить участок сети;

4. максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено по участкам сети.

3.18. Провозная способность железных дорог характеризует ….

1. превышение среднего веса поезда брутто над нормативным значением;

2. + максимальное количество пассажиров и тонн груза, которое может быть перевезено по участкам дороги за определенный промежуток времени;

3. максимальное количество пар поездов, которое может быть пропущено по участкам дороги за определенный промежуток времени;

4. минимальное количество объема перевозок, которое может быть выполнено дорогой за определенный промежуток времени.

3.19. Средняя дальность перевозки определяется как ….

1+ . Pl н / P

2. Pl н / L э

3. P /Pl н

3.20. Объем приведенной продукции железнодорожного транспорта для общей оценки его работы определяется ….

1. + Pl пр Pl н аl ;

2. Pl пр Pl н 2аl ;

3. Pl пр Pl бр аl ;

4. Pl пр Pl бр 2аl

3.21. В плане перевозок грузов на дороге содержатся следующие основные показатели:

+ – объем отправления грузов в тоннах;

+ – грузооборот в тонно-километрах;

+ – среднесуточная погрузка в вагонах и тоннах;

+ – средняя дальность перевозки грузов, км;

– средняя статическая нагрузка, т/вагон; − среднее количество локомотивов, используемых при перевозке;

средняя численность работников, занятых перевозкой грузов.

3.22. Задачами транспортного маркетинга являются:

1. + определение уровня потребительского спроса;

2. + изучение состояния и развития конкурентных видов транспорта;

3. + формирование стратегии информационно-рекламной деятельности;

4. расчет качественных и объемных показателей деятельности железных

5. разработка качественных показателей транспортных услуг.

3.23. Определение уровня потребительского спроса на транспортную продукцию предусматривает:

1.+ обследование районов тяготения железных дорог;

2. + обследование транспортного рынка по параметрам его сегментации;

3. + изучение тенденций экономического развития регионов, входящих в районы тяготения железных дорог;

4. формирование тарифов на перевозки.

3.24. Соответствие показателей объема перевозок по видам сообщений:

1.  Рприем=  Рввоз +  Ртранз,
2.  Рсдача=  Рвывоз +  Ртранз
3.  Ротпр=  Рвывоз +  Рместн.,
4.  Рприб=  Рввоз +  Рместн
 Рввоз +  Рвывоз

3.25. Работа дороги характеризуется ….

1. + суммой погруженных и принятых от соседних дорог груженых вагонов;

2. суммой погруженных и выгруженных вагонов на дороге;

3. суммой принятых от соседних дорог груженых и порожних вагонов;

4. суммой выгруженных вагонов и отправленных порожними на соседние

3.26. Система организации и управления деятельностью транспортных предприятий, компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации для субъектов рынка …........... . + транспортный маркетинг

3.27. Система показателей, обеспечивающих сбалансированность объемов производства и других ресурсов с размерами потребления определенных видов продукции по рассматриваемым территориальным единицам ….

1. + транспортно-экономический баланс (ТЭБ);

2. система сбалансированных показателей деятельности предприятия

3. статистическая отчетность железнодорожной отрасли (СОЖД);

4. система международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

3.28. Методы обследования рынка при маркетинговых исследования:

1. непосредственное наблюдение;

2. интервью;

3. анкетное обследование;

4. интерактивный компьютерный опрос;

5. панельный метод;

6. использование фокус-групп респондентов;

7. непосредственного счета клиентов.

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.
Количественные показатели:
- отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);
- пассажирооборот (пассажирокилометры, сокр. пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км - это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);
- работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;
- число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.
Качественные показатели:
- участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);
- маршрутная скорость - средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);
- населенность на вагон - это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;
- средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);
- среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.
Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок к максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2 - 2,5 раза по сравнению с февралем.
Экономические показатели:
- себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;
- доходная ставка - это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общиевыполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;
- прибыль от пассажирских перевозок - это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т.п.;
- рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;
- производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.