На какие подгруппы подразделяются законы управления. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента. Общая информация о Красноярской таможне

Теоретические положения, обладающие определœенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всœего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов.

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учёт этих связей и способствует практике управления.

Закон – внутренняя и необходимая, всœеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, ᴛ.ᴇ. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

Приведем примеры законов управления ввиду отсутствия их систематизированного перечня.

Пример 1. Закон крайне важно го разнообразия. Сущность закона в следующем:

– разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия управляемого объекта;

– чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Пример 2. Закон единства анализа и синтеза. Сущность закона в следующем:

– каждая материальная система, будь то живой организм, завод, учебное заведение стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счёт постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры;

– вслед за разделœением функций и преобразованием структуры управления наступает их синтез, соединœение воедино в новом качестве.

Пример 3. Закон информированности – упорядоченности. Сущность закона состоит в следующем: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем скорее наступает упорядочение деятельности и тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Пример 4. Закон развития. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всœех этапов жизненного цикла.

Пример 5. Закон самосохранения. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить), используя для достижения этого весь свой ресурс (потенциал).

Законы управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Законы управления" 2017, 2018.

  • - Различают общие и специфические законы управления.

    К общим законам управления относятся: · закон специализации управления; · закон интеграции управления; · закон экономии времени; Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами... .


  • - Законы управления

    Принципы менеджмента Законы менеджмента Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Ситуации для обсуждения 1. В США говорят так: «Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться». Правильно ли это? 2.... .


  • - Статический режим работы систем и линейные законы управления

    АНАЛИЗ СУ Основные требования к СУ: 1) точность: в становившемся режиме система должна поддерживать заданное значение выхода, причем ошибка (разница между заданным и фактическим значением) не должна превышать допустимую; 2) устойчивость: это свойство системы... .


  • - Законы управления

    (1) пропорциональное управление: ; . В установившемся режиме Сигнал ошибки: Пусть Тогда Ошибка где к – общий коэффициент усиления. При данном управлении всегда имеется ненулевая статическая ошибка, причем она тем меньше, чем больше. При таком законе ПФ...

  • Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

    В объективном мире существуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики :

    1. Закон единства и борьбы противоположностей.

    2. Закон отрицания отрицания.

    3. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.

    В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

    Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

    К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

    Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

    К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные» .

    К общим законам управления относятся:

    1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

    2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

    3. Закон единства системы управления.

    4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

    5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

    6. Закон единства действий законов управления.

    Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

    Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.

    Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

    Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

    Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

    Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

    Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

    Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

    Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

    Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

    Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

    Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

    Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

    Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

    Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

    К частным законам, касающимся управляющей подсистемы , относятся:

    1. Закон изменения функций управления.

    2. Закон сокращения числа ступеней управления.

    3. Закон концентрации функций управления.

    4. Закон распространения контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

    Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

    Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

    Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

    Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

    Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

    Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

    Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

    К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. О бъективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

    Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

    И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

    К общим законам управления относятся:

    1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

    2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

    3. Закон единства системы управления.

    4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

    5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

    6. Закон единства действий законов управления.

    Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

    Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления заключается в следующем.

    Управление имеет две стороны. С одной стороны оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

    Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

    Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

    Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

    Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

    Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

    Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

    Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

    Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

    Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

    Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

    Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

    Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

    Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

    Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

    Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

    Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

    К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

    1. Закон изменения функций управления.

    2. Закон сокращения числа ступеней управления.

    3. Закон концентрации функций управления.

    4. Закон распространения и контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

    Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

    Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно к росту численности управленческого персонала.

    Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

    Всю совокупность законов организации в зависимости от их важности можно условно разделить на две основные подгруппы. К первой подгруппе относятся наиболее важные, или основополагающие, законы организации. В их число входят закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Менее важные законы организации, такие как закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, относятся ко второй подгруппе. Рассмотрим содержание и сущность вышеперечисленных законов.

    Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

    Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

    Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Иными словами общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

    Практика применения закона самосохранения неразрывно связана с обеспечением безопасности организации в целом и личной безопасности ее руководителей. В деятельности, направленной на обеспечение безопасности можно выделить два основных направления: оперативное и стратегическое. Оперативная деятельность по обеспечению безопасности предполагает осуществление охраны территории предприятия, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции, а также обеспечение личной безопасности сотрудников. Стратегия обеспечения безопасности требует разработки прогнозов состояния внешней и внутренней среды организации в перспективе с целью выявления и нейтрализации возможных угроз.

    Закон развития имеет следующее содержание: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

    Развитие организации можно представить в виде ее жизненного цикла. Жизненны цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяющих друг друга этапов:

    1. Порог нечувствительности.

    2. Внедрение.

    4. Зрелость.

    5. Насыщение.

    8. Ликвидация

    При этом первые четыре этапа представляют собой процесс прогрессивного развития, а последние три – регрессивного.

    Закон информированности-упорядоченности можно сформулировать следующим образом: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем более велика вероятность ее нормального функционирования.

    Этот закон требует создания, развития и обеспечения условий нормального функционирования эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия адекватных и обоснованных управленческих решений. решений.

    Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремиться настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

    Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.

    В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.

    Для реализации положений закона единства анализа и синтеза на практике необходимо следующее: составление и реализация программ постоянного совершенствования организации; проведение маркетинговых исследований; сокращение производственных и непроизводственных затрат и т.п.

    Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет ни что иное, как пропорциональность.

    Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для организаций, работающих в сфере тяжелого машиностроения, большое значение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудования. Для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

    Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.


    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Основы Менеджмента

    Характеристика понятий.. Термин менеджмент по сути является аналогом термина управление Но термин управление намного шире т к..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Основы менеджмента
    Введение Современный этап развития рыноч­ной экономики переходного периода в России характеризуется измене­нием требований к менеджменту. Значительная часть руководителей высшего и среднег

    Менеджмент как тип рыночного управления
    Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы нынешнего столетия. Управл

    Менеджмент как наука. Цели и задачи менеджмента
    Менеджмент как наука представляет собой отрасль теоретических знаний об управлении предприятием (организацией). Целью менеджмента как науки

    Основные особенности современного менеджмента
    Современный менеджмент как управление организацией в условиях функционирования рыночной экономики имеет ряд следующих особенностей: 1. Ориентацию организации на спрос и пот

    Управленческие революции
    Практика управления также стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода

    История управления как науки. Школы менеджмента
    Несмотря на древнюю историю возникновения и развития практики управления теория менеджмента – явление относительно молодое. Ведь до начала XX века даже прагматическое проявление пре

    Социальный подход к изучению истории менеджмента
    Учение об управленческих революциях в наибольшей степени дает возможность изучать развитие практики управления. Выделение в менеджменте различных школ позволяет достаточно подробно

    Миссия организации и факторы ее определяющие
    Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы. Миссия фирмы определяется её руководством и реализуется через её стратегию. Определение миссии вн

    Понятие и структура целей функционирования
    С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются от

    Задачи организации и способы их разработки
    Для более детальной проработки целей функционирования необходима разработка задач деятельности организации. Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной,

    Понятие организации в менеджменте. Характеристика организации как системы
    Организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели. Организация появляется тогда, когда поставленна

    Внутренняя и внешняя среда организации
    Сферу деятельности любой организации можно разделить на две основные среды: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю среду организации составляет все её элементы, а также связи и отношения между э

    Природа и состав функций менеджмента
    В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Из приведенного

    Маркетинг
    Понятие маркетинг стало широко применяться в системе управления предприятиями со второй половины 50-х годов, придя на смену ориентации руководства предприятий на производство и сбыт продукции. Перв

    Планирование в системе менеджмента
    Особое место в системе функций менеджмента занимает планирование. В наиболее общем виде планированиеможно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку

    Организационная функция менеджмента
    Как функция управления организацияпредставляет собой вид управленческой деятельности, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач,

    Мотивация как функция менеджмента
    Современная теория мотивации берет свое начало в исследованиях создателей и последователей школы психологии и человеческих отношений. Один из основоположников этой школы Элт

    Регулирование
    Большинство современных исследователей определяют регулированиекак систему отношений, обеспечивающих поддержание или изменение экономических явлений и их связей.

    Контроль
    В процессе эволюционного развития системы организационного контроля сформировалось и прочно вошло в теорию и практику современного менеджмента такое новое направление контрольной де

    Оценка эффективности администрирования
    В системе последовательных функций менеджмента наиболее важную роль играет оценка эффективности функционирования системы управления организации. Эф

    Как непрерывная функция менеджмента
    В наиболее общем виде управленческое решение представляет собой выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный

    Понятие и виды методов управления
    Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджме

    Организационно-распорядительные методы управления
    Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т.е. спроектирована, нацелена,

    Административно-распорядительные методы управления
    Административно–распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельност

    Экономические методы управления
    Действие экономических методов управления основано на материальной заинтересованности исполнителей и руководителей в результатах своего труда. Наиболее важным элементом системы экономическ

    Социально-психологические методы управления
    Социально-психологические методы управления направлены на высшие потребности человека. К числу высших потребностей относятся потребности в коммуникации (т.е. социальные потребности), потре

    Понятие и основные этапы организационного проектирования
    Спроектировать эффективную организацию значит определить такое соотношение её ключевых элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно будут выполняться требования субъект

    Определение миссии и целей организации
    Миссиючасто определяют как предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды. По сути, миссия представляет собой определенную концепцию управ

    Выбор правовой формы организации
    Основная проблема при выборе оптимальной правовой формы организациизаключается в том, что необходимо найти оптимальное для учредителей соотношение между их правами,

    Рабочие группы как строительные блоки организации
    Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены д

    Формирование уровней управления организации
    Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Толчок к разделению управления на верхний, средний и нижний уровни дала промышленная революция в Ев

    Выбор оптимальной структуры управления организации
    После разделения организации на рабочие группы и распределения указанных групп по уровням управления необходимо сформировать оптимальную структуру организации. Орга

    Организационных структур управления
    Бюрократический тип Органический тип Четко определенная иерархия (групповых или индивидуальных)

    Делегирование полномочий и распределение ответственности
    Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения. Полномочия - это ограниченн

    Формирование позитивного имиджа организации
    В условиях современной рыночной экономики большое значение для успешного функционирования и развития организаций, специализирующихся в самых разнообразных сферах деятельности, имеют

    Понятие и сущность организационного развития
    Существование и нормальное функционирование любой организации неизбежно обусловлено ее постоянным развитием и совершенствованием. В наиболее общем виде развитиепредставляе

    Совершенствования организаций
    Организационное развитие как процесс представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями единого целого.

    В системе организационного развития
    Особое место в системе развития и совершенствования организации занимает проблема управления информационными потоками. Как показывает отечественная и зарубежная практика, руководите

    Личность как субъект и объект управления
    Значение личности имеет очень большое значение как для теории, так и для практики современного менеджмента. В первую очередь такое положение вещей обусловлено тем, что личность с то

    Роль и задачи менеджера в организации
    Менеджер - это руководитель, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. К менеджеру любог

    И особенности их деятельности
    Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы. Менеджер независим от собственности на капитал. Он может

    Власть и проблемы лидерства в организации
    Властьчасто определяют как возможность одного человека влиять на поведение других. Любая власть основана на влиянии. Под влияниемпонимается любое поведение одного

    Разновидности стиля руководства
    Стиль руководства – это совокупность приемов и способов, которые использует руководитель в процессе осуществления своей деятельности. В современном менеджменте различают т

    Человеческие ресурсы и человеческие отношения
    Управление человеческими ресурсами (менеджмент человеческих ресурсов) рассматривает людей как достояние производственной организации, как ресурс, который надо эффек

    Задачи и методы оценки деловых и личных качеств работников
    Оценка профессиональной деятельности работников дается в процессе, при котором менеджеры организации проводят регулярные собеседования с сотрудниками, обсуждая и оценивая их профессиональную деятел

    Конфликты в деятельности организации
    В наиболее общем виде конфликтможно определить как столкновение людей или социальных групп с противоречивыми интересами. Конфликты выполняют не только отри

    Управление стрессами
    Наряду с конфликтами важную роль в деятельности организации играют стрессы. Прежде всего, несколько слов о том, что же такое стресс. Проводя теоретические и практические за

    Сбои и ошибки в деятельности персонала и методы управления ими
    В условиях современного менеджмента управление трудовой деятельностью можно рассматривать с трех различных точек зрения: технократической, экономической и социально-психологической.

    Понятие стратегического менеджмента
    Стратегический менеджмент представляет собой одно из основных направлений менеджмента, главная задача которого состоит в разработке генерального курса развития организации, а также

    Уровни управления стратегией
    В настоящее время в зависимости от уровня управления принято выделять три основных вида стратегии: портфельную, деловую и функциональную. Портфельная стратегия

    Стратегии конкуренции
    Стратегия конкуренции включает в себя подход к бизнесу, который фирма использует для привлечения клиентов, ведение конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на

    Ситуация 1. Двигатели конкуренции
    Краткий рассказ о долгом деле Акционерное общество Рыбинские моторы «РМ», одно из крупнейших в России производящих двигатели для военной и гражданской авиации, а также для наземного использования,

    Доклад А. С. Карумова
    АО «Самаравтормет» создано в 1991 г. путем преобразования государственного предприятия «Вторчермет» в АО открытого типа с выпуском акций на стоимость всего имущества. В АО «Самаравт

    Персонал
    Численность работников на первое полугодие 1996 г. составила 391 чел. Практически нет текучести кадров. Средний возраст


    Организация существует, если имеется, по крайней мере, два человека, преднамеренно рабо­тающих вместе для достижения общих целей. Для достижения своих целей организации используют разн

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Управление родилось в древности, когда естественным образом возникшее разделение труда сделало необходимым координацию действий работников, занятью специализированным трудом Организационной формо

    Пояснительная записка для выполнения упражнения.
    К основным переменным внутренней среды организации мы относим структуру, цели, задачи, технологию и людей. Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, кото

    Пояснительная записка для выполнения упражнения
    Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация тесно связана с внешней средой и зависит от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятель­ности с внешним

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Коммуникации - это связующий процесс, необходимый для любого управленческого дейст­вия. Коммуникация - это обмен информацией между людьми. Выделяют коммуникации между органи

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Решение - это выбор одной из альтернатив. Принятие решений - связующий процесс, необ­ходимый для выполнения любой управленческой функции. Запрограммированные решения, типичные для повт

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Стратегическое планирование представляет собой процесс выработки системы стратегических целей для организации и определение того, что следует сделать для их достижения. Стратегическое планировани

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам организации и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и дости­жение намеченных

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Мотивация - это процесс побуждения кого-либо (отдельного человека или группы людей) к дея­тельности, направленной на достижение целей организации Мотивация необходима для того, чтобы работ­ники в

    Пояснительная записка для выполнения упражнений
    Контроль - это процесс отслеживания (мониторинга) деятельности организации, для обеспе­чения гарантии того, что она ведется так, как запланировано, и для исправления любых существен­ных отклонени

    Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые "диктуют" законы объективного мира.

    Понятие "закон" рассматривается с двух позиций:

    1. как нормативные акты, принятые в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, т. к. отражают уровень интеллекта и профессионализм членов законодательного собрания, расстановку политических сил и т. п.;
    2. как необходимые, существенные, устойчивые повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.

    Законы объективного мира - это законы его развития. К ним мы можем отнести:

    1. закон единства и борьбы противоположностей;
    2. закон отрицания отрицания;
    3. закон перехода количественных изменений в качественные.

    Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:

    • во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения:
    • противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;
    • борьба противоположностей является источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;
    • в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

    Закон отрицания отрицания гласит:

    • во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличаются от самих себя в предшествующий момент времени;
    • в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

    Смысл действия этого заключается в следующем: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления; новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому.

    Сущность закона перехода количественных изменений в качественные заключается в том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения - революционно.

    К законам управления мы можем отнести следующие:

    1. закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;
    2. закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;
    3. закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;
    4. закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:
    • функциональная сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также должен превышать уровень компетентности ОУ;
    • динамика совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.

    Развитие управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально использовать действия законов и расширить сферы их действия.

    Принципы управления

    Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления, т. с. принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер.

    К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

    1. принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего - комплекса паук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;
    2. системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтальным, координационным связям;
    3. единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;
    4. принцип демократического централизма, означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма - охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма - автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.

    Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д.

    Из принципов управления вытекают правила группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. и. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.

    Из правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик.

    Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управ­ляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управле­ния и жизнедеятельности. Механизм реализации принятия реше­ния должен соответствовать этим законам (закономерностям), объ­ективно действующим в сфере экономического, политического или военного управления и определяющим его функционирование и развитие. Для принятия научно обоснованных решений необходи­мо выяснить механизм действия, формы проявления законов и, главное, правильно их использовать в конкретной ситуации. Это позволит сознательно создавать условия, в которых реализуются объективные законы, научно предвидеть развитие событий, выдви­гать обоснование и реальные цели управления, принимать опти­мальные решения .

    Общие законы управления. Рассмотрим необходимость учета наиболее важных законов.

    Закон целеполагания. Состоит в том, что цель действий управля­ющей системы должна выбираться на основе объективных законов движения (изменения) и специфических законов функционирова­ния элементов управляемой организации. В противном случае будут выбраны нереальные цели действия, а управление будет хаотичным и неоптимальным. Согласно законам развития управляемой органи­зации (фирмы, бизнеса) ее движение (изменение) происходит не ха­отично и не в произвольных направлениях, а по определенным пра­вилам. Принятое управленческое решение должно организовывать (ограничивать) разнообразие объекта управления, а не вступать в противоречие с законами его развития. Однако соответствие цели действий управляемого объекта его законам движения еще не озна­чает, что эта цель выбрана правильно. Так, в управленческом целепо-лагании встречаются такие три проблемы :

    1. Соответствие ресурсов, целей и условий их достижения. На­пример, декабристы выдвигали благородные, справедливые цели. Они должны были осчастливить народ или хотя бы вызвать его под­держку, но желание субъекта управления так и не осуществилось.

    При выборе цели необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и действующие факторы, которые являются важнейшим средством и условием ее достижения. К ним относятся: ресурсы:

    Природные,

    Материальные, финансовые,

    Человеческие (качественные и количественные характеристики); факторы:

    Управленческие (механизм управления, используемые техноло­гии должны быть готовы к реализации цели);

    Правовые (система законов и механизмы их обеспечения, миро­воззрение, традиции, образ жизни и поведение людей);

    Демократические (уровень развития системы самоорганизации жизнедеятельности людей на основе их прав и свобод, состояние общественных отношений, культуры общества).



    2.Соответствие целей требованиям внешней и внутренней сред, а также методам их достижения (цели достигаются, если они выбра­ны с учетом требований объективных законов управления и сущест­вуют соответствующие им методы управления).

    3.Соответствие цели результатам управления (любая деятель­ность и ее продукт должны иметь социальный эффект, например, ре­шение, принятое в социальной сфере, должно отвечать цели сохра­нения и развития общества, его устоев и ценностей). Для любой сис­темы управления, реализующей принятие решения, цель является "внешней" категорией, которую формируют лица, принимающие ре­шения, чаще всего интуитивно. При выборе цели действий необхо­димо учитывать следующее:

    Цель должна быть достижимой, отвечать реальной ситуации и иметь соответствующие ресурсы;

    Цель должна быть ясной и устойчивой, а не неопределенной и аморф­ной, не должна конкурировать с другими целями;

    Цели могут быть различными по характеру. Они полностью зави­сят от назначения системы и условий ее функционирования. Закон разнообразия. Требует, чтобы разнообразие воздействий,

    исходящих от управляющего органа, было не меньше, чем разнооб­разие возможных изменений управляемого объекта. В противном случае управляемый объект выйдет не только из-под регулирую­щего воздействия (будет невозможно привести его к заданному состоянию), но также из-под управления. Нарушение этого закона можно проиллюстрировать. Например, руководитель, принявший неудачное решение, оправдываясь, говорит: "Этого мы не знали.



    Это мы не предусмотрели. Этого никто не ожидал. Это случайность и т. д."

    Закон необходимого разнообразия требует соответствия управ­ляющей и управляемой подсистем, соответствия механизма управ­ления цели. Примером может быть необходимость соответствия сис­темы управления обществом культурному разнообразию, ментальности народа. Следовательно, повышение разнообразия (уровня профессиональной компетентности) управляющего органа - важ­ное условие повышения качества управления. Тот, кто имеет глубо­кие знания, навыки, развитые способности, опыт в принятии реше­ний, может принимать необходимые управленческие решения в лю­бой ситуации, поскольку обладает большим разнообразием средств воздействия, культурой управления.

    Закон традиций. Требует учета традиций национальных и сфор­мированных влиянием организационной культуры, действующих норм в обществе, наличия у людей определенных стереотипов.

    Закон движения (изменения). Предполагает наличие в процессе управления изменений состояния органов и объектов управления, процессов, происходящих в системе управления при достижении цели . Следовательно, лица, принимающие решения, долж­ны учитывать, что после их принятия и реализации обязательны из­менения в системе управления.

    Закон обратной связи. Устанавливает связь управляющего и управляемого органов, их специфические причинно-следственные связи (связи взаимодействия), в которых каждый элемент системы управления выступает и как причина, и как следствие. Результат, достигнутый управляющим воздействием на управляемый объект, вызывает, в свою очередь, обратное действие. От достигнутого ре­зультата зависит дальнейшее поведение системы управления. Управ­ляющее воздействие при наличии обратной связи постепенно или быстро меняет свои значения во времени и в зависимости от ранее достигнутого разнообразия управляемого объекта позволяет сделать управление гибким, экономичным и способным противостоять слу­чайным изменениям в системе управления. Без знания истинного состояния динамически изменяющегося объекта управления невоз­можно принимать необходимые управленческие решения.

    Специфические закономерности управления. Рассмотренные законы (закономерности) выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элемента­ми внешней среды, которые следует учитывать при принятии реше­ний. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние. Например, изменение формы и содержа­ния управления требует соответствующей материально-техничес­кой базы или эффективность принятого решения зависит не только от комплекта взаимосвязанных задач, но и от организации работы персонала управления, используемых им методов управления. Исхо­дя из этого, при принятии решения следует учитывать связи и зави­симости внутри каждой системы управления, между ее составными элементами, между формами организации и содержанием работы персонала.

    Учитывая действующие в мире бизнеса законы конкурентной борьбы, следует внимательно проанализировать специфические за­коны управления, описанные военными . На данном уровне развития теории управления можно выделить два закона.

    Закономерная зависимость организационных форм и методов управления от его организационной структуры, материально-тех­нической базы и условий. Раскрывает наиболее существенные при­чинно-следственные связи и зависимости организационных форм и методов управления от средств, форм и способов ведения конкуре­нтной борьбы и технической оснащенности органов управления. Внедрение новых технических средств сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации создает объектив­ные предпосылки для повышения эффективности принимаемых ре­шений. Однако эти возможности реализуются в том случае, когда с внедрением новых средств будут изменяться механизм управления, формы и методы деятельности персонала управления.

    Учет механизма действия данного закона предполагает:

    Создание для каждого "бизнеса" как объекта управления соответ­ствующей системы управления;

    Постепенное совершенствование организационных форм и мето­дов управления по мере освоения персоналом средств автомати­зации и автоматизированных систем управления;

    Планомерную переподготовку персонала управления и лиц, при­нимающих решения.

    Закономерность единства организационно-методологических ос­нов на всех уровнях управления. Отражает взаимосвязи и зависи­мости структурных форм и методов управления во всех подчинен­ных и взаимодействующих органах и системах управления. Требо­вания этого закона особенно актуальны при создании совместных предприятий (прежде всего с иностранными организациями), где существуют определенная организационная культура, специфика управления.

    Учет этого закона и механизма его действия дает возможность с научных позиций:

    Определить структуру системы управления совместно действую­щими организациями;

    Обеспечить взаимодействие органов управления и содействие им;

    Обоснованно распределить функции управления и учесть иерар­хические особенности на уровнях управления в процессе сов­местного принятия решений.