Социальный контроль в обществе.  Обществознание: Социальный контроль

Мы все живем в окружении людей, деля с ними свои радости и печали. Но не все хотят подчиняться общественным нормам и правилам. Для определенной упорядоченности общества было введено понятие "социальный контроль". Эти новые явления в социуме очень эффективны. Мы все помним социальное порицание, развитое во времена расцвета СССР. Когда человек не хотел трудиться или хулиганил, его брали на поруки, но всем обществом осуждали за такое ненадлежащее поведение. И срабатывало! Человек, может быть, и не по своей воле, но начинал меняться. В итоге общество достигало своей цели. Социальный контроль был внедрен с такой же целью - для упорядочивания межличностных и общественных отношений.

Однако неофициальный контроль, осуществляемый первичными группами, не исчез, он утратил свою эффективность. Социальный контроль может иметь положительный эффект: сдерживание. Санкции разъясняют, что является нормальным и девиантным, важность автоматического наказания и тяжесть наказания, но социальный контроль также может иметь отрицательный эффект: стигматизация, которая может привести к стигматизации стигма относится к совокупности процессов и заявлений, которые дисквалифицируют отдельных лиц или категории лиц, уменьшает социальную идентичность человека и индивидуума к девальвированной характеристике.

Социальный контроль: понятие, виды, функции

Общество можно назвать организованным и относительно безопасным только при наличии механизмов самоконтроля граждан и социального контроля государства. Чем выше развито первое понятие, тем меньшее социальное слежение потребуется со стороны органов власти. Самоконтроль – это ответственное поведение взрослого человека, у которого выработаны навыки волевого усилия над собой на уровне самосознания, контроля за своим поведением согласно общепринятым нормам в обществе.

Таким образом, социальный контроль присутствует в наших обществах, будь то формальный или неформальный, но он ослабляет. Хотя большинство людей склонны соответствовать нормам, это не всегда так, некоторые люди отказываются принимать определенные стандарты: их потом называют девиантными.

Отклонение относится к поведению, которое выходит за рамки правил, принятых обществом. Отклонение - это нарушение норм, так как последние развиваются отклонения также развивается. Поэтому важно с самого начала отметить, что отклонение относится к обществу, времени или даже конкретному контексту, поскольку нормы постоянно развиваются. Поведение, считающееся девиантным в данный момент, уже не может быть таким несколько десятилетий спустя понятие отклонения относительное, потому что оно отличается в зависимости от изученных обществ и эпох: девиантное поведение не обязательно отрицательно.

Капризно, импульсивно, стихийно присуще поступать детям. Взрослый же человек владеет внутренним самоконтролем, дабы не создавать конфликтных или других неблагоприятных ситуаций для себя и для общества. Если общество состоит из людей со слаборазвитым чувством ответственности, то оно нуждается в том, чтобы были введены формальные виды социального контроля со стороны специальных органов. Но нельзя забывать, что постоянный жесткий гнет постепенно делает самоконтроль все менее значимым, и, как следствие, общество деградирует, так как людей, способных мыслить ответственно и управлять своей волей, все меньше и меньше.

Отклонение от норм до идеальной модели - это, по сути, «положительное отклонение». Но это понятие остается относительно относительным. Говард Беккер отмечает, что девиантный характер зависит от того, как другие реагируют, а не от самого акта. То есть сам акт не является девиантным, он становится таким по отношению к взгляду других.

Существует два типа отклонения. Первичное отклонение: оно первично, поскольку оно рационализировано как функция приемлемой социальной роли. Для Питера Вудса преувеличенное подавление первичного отклонения приводит к вторичному отклонению, вызванному реакциями «первичного» девианта на то, что он считает неуместной санкцией, что может быть прелюдией к девиантной карьере, в смысле Говарда Беккера.

Какие основные виды общественного контроля бывают?


Существующие виды социального управления поведением подразделяют на два больших раздела, которые названы формальным и неформальным.

Суть формального контроля заключается в осуществлении законодательного и рационального регулирования государственными органами управления и присмотра за поведением граждан. В случае нарушения норм государство применяет санкции.

Вторичное отклонение: когда девиантные акты становятся повторяющимися и видимыми, а новое поведение интернализуется индивидом как часть себя. Старые роли дезорганизованы и строятся новые роли. Эта реконструкция ведет к интеграции девиантной роли. Объективные свидетельства изменений, похоже, усиливают социальную разборчивость. Девиант затем стигматизируется как таковой. Затем человек может использовать свою роль в качестве защиты, нападения или адаптации к проблемам, созданным социальной реакцией.

Затем он становится маргинальным в обществе. Социология отклонения имеет свое девиантное поведение, то есть нарушение социальных норм: это не ограничивается изучением правонарушений. Существует три типа подходов к девиации. Первый предполагает отклонение в результате индивидуальных или коллективных физических характеристик. Эта концепция больше не принимается сегодня социологами.

Формальному контролю предшествовал неформальный, который еще имеет место быть в обществе. Его суть заключается в самоорганизации некой социальной группы, где правила не писаны, но регулируются мнением членов группы, авторитетных личностей, старейшин.

Как осуществляется формальный контроль?



Формальный контроль имеет корни в историческом периоде становления форм общественной организации, выходящей за рамки простой, то есть государственной. Сегодня государственная форма организации общества достигла такого уровня развития, что такие виды социального контроля, как формальный, просто обязаны быть высокоорганизованными. Чем больше государство, тем сложнее организовать общественный порядок. Формальный контроль - это организация порядка на территории всего государства, то есть он имеет глобальные масштабы. Его функции осуществляют специальные люди, которые получают государственную заработную плату (судьи, полицейские, врачи-психиатры). Развивающийся социальный контроль в обществе, виды его привели к организации целых институтов, структур и уполномоченных органов. Таковыми являются милиция, прокуратура, суды, школы, средства массовой информации и тому подобные учреждения.

Второе объясняет отклонение через социальный детерминизм. По словам Эмиля Дюркгейма, преступность - это обычный социальный факт. Рост уровня преступности, который считается патологическим, является результатом отсутствия регулирования, которое является источником аномии и, следовательно, поведения, которое не соответствует норме. Для Уильяма Исаака Томаса и Флориана Знаниецкого, авторов, представляющих первую Чикагскую школу, более высокий уровень преступности среди польских иммигрантов объясняется социальной дезорганизацией из-за городской среды, плотность которой быстро растет и которая не может чтобы соответствовать старым правилам жизни сообщества.

Особенности неформального контроля

Неформальное управление поведением на уровне большого общества неэффективно. Оно локализовано и ограничено членами группы. За нарушение норм, установленных в таких социальных группах, применяют наказание, принимающее формы угроз или реальных действий: физического воздействия на личность, отверженности в общении, упреков, насмешек, различного рода порицания... Неформальные виды и формы социального контроля не пренебрегают санкциями в виде исключения из общины, так называемым остракизмом. Для человека, которому эта группа важна, такое действие очень ощутимо. Он чувствует пустоту и безысходность. Это побуждает его к разным действиям по возвращению в такую группу или, наоборот, замене интересов и переоценке ценностей.

С точки зрения функционализма Роберт Кинг Мертон объясняет отклонение в результате неадекватности социально ориентированных целей общества и законных средств их достижения. Он выделяет четыре типа отклонений: инновации, ритуализм, побег и бунт. Третий считает отклонение как продукт взаимодействия между индивидами: предпочтение отдается анализу реакции, вызванной нарушением нормы, а не действием трансгрессии. Социологи второй школы в Чикаго подчеркивают решающую роль социальных взаимодействий в построении девиации.

Для Беккера девиантный акт - это акт, который публично квалифицируется как таковой. Отклонение является следствием последовательности взаимодействия, формирующей процесс девиантной карьеры, в которой человек помечен. «Девиант - это тот, к которому этот ярлык был успешно применен, а девиантное поведение - это то, к чему сообщество присоединяет этот ярлык». Различные этапы преуспевают друг с другом, прежде чем достичь истинной девиантной идентичности.

От степени сплоченности членов социальной группы, единства в целях, во мнении зависит то, насколько будут эффективными неформальные виды и формы социального контроля, уровень его организации. Возьмём, к примеру, сельскую общину былых времен, традиции которой местами сохранены и поныне – здесь не было четко прописанных правил, но сохранение ритуалов, различных церемоний воспитывает социальное поведение, нормы и глубокое понимание необходимости их соблюдения.

Отклонение можно анализировать как продукт серии социальных взаимодействий, которые приводят к «маркировке» определенных видов поведения как девиантных и, как таковых, санкционировать их. Повторение показывает, что эти поведения избегают социального давления, угрожая Девиантное поведение, в свою очередь, демонстрирует меняющийся характер обществ: нормы подвержены изменениям, поэтому девиантное поведение может стать конформистом.

В любом сложном обществе, разделенном социально, определенные нормы и ценности отличаются от одной группы к другой. То, что считается девиантным в одном, узаконивается в другом. Это противопоставление культурных моделей может стать источником более или менее острых конфликтов.

Социализация как форма контроля


При традиционном обществе с неписаными неформальными правилами сущность и виды социального контроля существенно отличаются от современного развитого общества, где все нормы поведения индивидуумов строго прописаны и облечены в свод законов. Санкции в такой группе людей налагаются в виде штрафов, тюремных сроков, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Для уменьшения нарушений закона государство через свои институты и структуры проводит меры по социализации общества – через сферу образования, культурно-массовую работу, пропаганду с помощью средств массовой информации и так далее.

Мы сосредоточимся, в частности, на отклонении среди молодых людей, за которые мы наблюдали в последние годы рост насильственного поведения. В подростковом возрасте молодые люди стремятся объединить группу, стремятся сформировать личность. Все подростки, независимо от их социального происхождения, должны существовать в отношении своих близких, но также и в отношении общества Является ли момент их жизни, в котором они занимают позицию по отношению к социальному и политическому миру, и осуществление насилия является одним из способов, которым они могут утверждать себя.

Принуждение человека

Если методы социализации не срабатывают - приходится применять такие виды и методы социального контроля, как принуждение. Если отдельный человек не желает добровольно подчиняться, общество его принуждает это сделать насильственным образом. К принуждению относятся основные виды социального контроля, которые описаны в нормах каждого государства, исходя из его норм и законов. Принуждение может быть локальным, предупредительным, например на месте работы, с использованием основных законов государства. Также оно может осуществляться сразу же без предупреждения, с применением жестких форм влияния на человека. Таким принудительным видом социального контроля является психологическое воздействие на индивида через психиатрические клиники с применением медикаментозного лечения.

В последние десятилетия уровень преступности среди несовершеннолетних значительно увеличился: число несовершеннолетних, которые с 1950-х годов увеличилось более чем в 7 раз, в настоящее время составляет от 15 до 30 процентов общей преступности в зависимости от характера преступлений. Опять же, эти данные касаются только лиц, известных полиции.

В частности, происходит взрыв так называемого «безвозмездного», то есть неприменения насилия, насилия в отношении сексуального насилия и угроз или шантажа. Резкое физическое насилие увеличилось на 11%. Цифры трудно оценить, тем более, что они часто дают больше информации о деятельности полиции, чем о реальной эволюции преступности. Это насилие у молодых людей хорошо иллюстрирует так называемое «вторичное» отклонение, которое мы определили ранее.

Формы ответственности человека


Если человек не проявляет ответственности в работе или поведении, государство берет на себя функции по воспитанию такого гражданина разными методами. Эти методы не всегда бывают такими гуманными, как нам бы хотелось. Например, не слишком гуманной формой привития ответственности со стороны государства является надзор. Он осуществляется по-разному.

Молодежное насилие может быть вызвано рядом факторов, включая отдельные факторы, семейные факторы, социальные, политические или культурные факторы. Для отдельных факторов основной личностью и поведенческими факторами, связанными с насилием молодежи, являются: гиперактивность, импульсивность, недостаточное самоконтроль, проблемы с вниманием, история агрессивного поведения и низкий уровень образования. Ряд семейных факторов связан с подростковым насилием: недостаточным надзором со стороны родителей, жестким физическим наказанием для дисциплины детей, родительским конфликтом в раннем детстве, недостаточной привязанностью между родителями и дети, мать, у которой был ее первый ребенок, слишком молодой, родительское разлучение или развод в молодом возрасте, низкая семейная сплоченность, низкий социально-экономический статус.

Надзор может быть общий, когда контролирующий орган следит за выполнением общих норм, не вдаваясь в подробности, смотрит только на конечный результат. Также он бывает детальным, когда агент-контролер следит за каждой мелочью, регулируя исполнение на каждом этапе необходимых норм. Надзор в масштабах государства может перейти в такие формы, когда регулируется не только поведение, но и мысли, частная жизнь. То есть государство принимает формы тотального контроля, воспитывает доносительство, применяет цензуру, слежку и другие методы.

Жалобы на делинквентных товарищей могут также влиять на насилие молодежи. Действительно, наркомания приводит к расстройствам поведения, делая потребителей агрессивными и жестокими. Наконец, это насилие может быть связано с социальными, политическими, культурными факторами, такими как: Группы и местные поставки огнестрельного оружия или наркотиков являются мощным брожением насилия среди молодежи. Слабость социальных связей в сообществе также связана с увеличением частоты насилия среди молодежи. Такие факторы, как неравенство в доходах, быстро меняющиеся демографические показатели в молодом возрасте и урбанизация, связаны с развитием насилия среди молодежи.

В развитом гражданском демократическом обществе социальный контроль (виды санкций) не носит тотального характера. В гражданах воспитывают ответственное поведение, не требующее принуждения. Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, финансовой. Очень важна групповая и коллективная ответственность, скрепленные культурными ценностями, традициями и нормами. Когда человек в коллективе, у него появляется желание соответствовать значимой группе людей. Он, сам не замечая, меняется, стремясь подражать членам коллектива. Такое изменение поведения не подразумевает давления и насильственного влияния на личность.

Культуры, которые не предлагают ненасильственные решения конфликта, по-видимому, имеют более высокий уровень насилия среди молодежи. Все эти факторы могут привести молодых людей к участию в насильственном поведении, и можно видеть, что это насилие наиболее очевидно в неблагополучных районах, где все эти факторы подкрепляются. В широком смысле социальный контроль направлен на установление социальных и правовых стандартов, основанных на наборе ценностей и обеспечении их соблюдения. В этом смысле социализация людей внутри группы или общества является ее частью.

Осуществление внутреннего контроля

Внутреннее управление поведением подразумевает понятие и виды социального контроля, которые регламентируют меры, направленные на эффективное выполнение гражданами структурных подразделений поставленных перед ними задач. Таким образом, формируется ревизионно-контролирующий орган, осуществляющий проверку финансовой части, хозяйственной и должностных инструкций, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и тому подобное.

В узком смысле социальный контроль соответствует всем средствам, доступным обществу, чтобы привести своих членов в соответствие с нормами и ценностями и санкционировать отклонения в целях поддержания общественного порядка. Прежде всего, это внутренний социальный контроль, связанный с самосогласованием отдельных лиц в соответствии с установленными правилами. Существует внешний социальный контроль, который включает в себя санкции за нарушение норм. Мы тогда различаем формальный социальный контроль и неформальный социальный контроль.

С другой стороны, под внутренним контролем понимают ответственность человека. Воспитанный и ответственный человек не позволит себе совершать правонарушения или какие-либо действия, противоречащие основным нормам общества. Самоконтроль воспитывается еще в детском возрасте. Но также с помощью определенных методов человека можно побудить к ответственности и регулированию своего поведения, эмоций, слов и действий.

Формальный контроль основан на законах и нормативных актах, которые принимаются признанными правительствами или организациями, а наказания чаще всего написаны и безличны. Неформальный социальный контроль проистекает из социальных взаимодействий повседневной жизни или постоянного контакта между отдельными лицами и группами людей и принимается всеми членами группы, которые, правила, используемые в группе, соблюдаются. Таким образом, неформальный контроль осуществляется обществом без явного описания этих правил.

Они реализуются на основе социальных норм, таких как взгляд других, критика, чувство вины или стыд. В традиционных обществах социальный контроль в основном неформальный. Таким образом, благодаря своей собственной культуре и социальным привычкам члены коллективно обеспечивают социальную сплоченность и устанавливают общественный порядок. Важна роль первичных сообществ. В более жестко структурированных традиционных обществах формальный контроль занимает более заметное место, но общины остаются центральными.

Каковы основные функции социального контроля?

Внутренний социальный контроль, виды, функции, которыми он характеризуется – это управляемость полномочий для избежания злоупотреблений на рабочем месте, проверка документооборота и сохранности материальных ценностей. Что касается функций социального контроля в целом, то их можно разделить на:

  1. Регулятивную.
  2. Охранительную.
  3. Стабилизирующую.

Регулятивная – обеспечивает регулирование отношений и управление ими на всех этапах развития социума и его уровнях. Охранительная – имеет целью защитить все традиционные ценности, принятые в социуме, пресечь все попытки сломать и уничтожить эти традиции. Стабилизирующая – принимает меры по удержанию общественного порядка в нормах, принятых законодательно, прогнозирует поведение индивидов и социальных групп, предотвращая действия, направленные на дестабилизацию общественного порядка.

Общество без ценностей обречено на разрушение. Это то, что объединяет и выражает цели и устремления общества и отдельных его граждан. Ценности имеют свою классификацию и иерархию.

  • духовные;
  • материальные;
  • экономические;
  • политические;
  • социальные.

Согласно направленности:

  • интегрирующие;
  • дифференцирующие;
  • одобряемые;
  • отрицаемые.

Также их разделяют по потребностям и типу цивилизации. В целом можно сказать, что ценности классифицируют на:

  • формирующиеся под влиянием традиций и современности;
  • первостепенные базовые и второстепенные;
  • выражающие идеалы общества (терминальные);
  • выражающие инструменты достижения цели (инструментальные).

Какой бы тип ценности ни был, ее главная задача – быть мерилом уровня социализации общества и выполнения принятых в нем законов и поведенческих норм. В СССР, как ни странно, ценности строились на принципах Библии. Человека осуждали за беспорядочные половые связи, непочтительное отношение к родителям, воровство, зависть. После массовых революций свободы, так называемых сексуальных революций ценности общества перевернулись. Институт семьи потерял былую значимость, дети стали меньше проявлять уважение к родителям. Не имея основания, трудно воспитывать ответственность и контролировать правильно поведение людей. Сейчас социальный контроль больше выполняет не воспитательную функцию, а карательную.

Роль агентов социального контроля

В современном обществе существуют определенные люди - агенты, которые осуществляют социальный контроль. Эти люди прошли специальное обучение, чтобы правильно организовывать общество. Агенты социального контроля - это полицейские, врачи (психиатры), судьи, социальные работники. Они работают не на энтузиазме, а получают определенную плату за свой труд. Современное общество трудно представить без этих людей, так как они являются своеобразными гарантами ранее принятых указов, инструкций, законов и постановлений законодательной власти государства.

Социальный контроль на сегодняшний день не зиждется на принципе "так бабушка сказала", с потерей авторитета старших появились другие контролирующие методы, которые определяет государство. На данный момент общество организовывается институтами. Эти институты разнообразны:

  • милиция;
  • прокуратура;
  • места лишения свободы;
  • средства массовой информации;
  • школа;
  • социальные службы.

Эти органы уполномочены государством сохранять, регулировать и совершенствовать общественный порядок за счет применения карающих или воспитательных методов к конкретным людям. Естественно, все эти методы используются строго по инструкции вышестоящих органов. Если человек или группа людей не прислушиваются к рекомендациям или постановлениям агентов социального контроля, к ним применяются санкции: уголовное наказание, дисциплинарная или административная ответственность.

План лекции

1. Понятие и виды социального контроля.

2. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

4. Стили управления.

1. Понятие и виды социального контроля.

Социальный порядок требует соблюдения общих норм от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ролевые ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля.

Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.

Понятие социального контроля было введено французским учёным Габриелем Тардом (1843-1904 гг.), который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось во многом благодаря исследованиям американских социологов Э.Росса (1866- 1951 гг.) и Роберта Парка (1864 – 1944 гг.), которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения человеческого поведения в соответствие с социальными нормами.

Социологи различных направлений по-разному оценивают роль социального контроля.

Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля.

Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными. Социологи данного направления видят свою задачу в выявлении и идентификации механизмов, позволяющих институциональным структурам несправедливо распределять социальные блага, используя для самосохранения методы и инструменты социального контроля.

Социальный контроль осуществляется посредством социализации, группового давления, принуждения:

1. Социализация обеспечивает восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

2. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от нее требований, предписаний и т.п., соответствующих принятым в ней нормам.

Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.

В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.

При этом эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего, от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы.

3. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения и наказывающих виновных в нарушении этих норм.

Многие традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы, то есть посредством неформального группового контроля первичной группы; следовательно, формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. Если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле. Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам на основе одного лишь наблюдения, а кроме того, леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

Существует множество индивидуальных причин, по которым люди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой, негласно одобряемой или просто допускаемой обществом. Обычно это бывает в том случае, когда нормы оказываются слишком жесткими (или людям представляется, что они слишком жесткие). На основании этого можно сделать два вывода:

1) социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;

2) социальный контроль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп.

Социальный контроль может проявляться как в виде непосредственной реакции ближайшего окружения (например, одобрение или неодобрение нашими родными, начальником каких-либо наших поступков), так и виде постоянного или периодического воздействия социальных норм (в учебном процессе). Важно, что в этом случае социальный контроль не приведен в систему, действует от случаю к случаю и его осуществляют не профессиональные контролеры. Такой социальный контроль называется неформальным.

Формальный контроль предполагает применение за нарушение социальных норм санкции, которые прописаны в нормативных и регулирующих актах (штраф, дисциплинарное взыскание и т.п.).

Американский социолог Кросби выделил четыре основных типа неформального контроля:

1. Социальные вознаграждения . Они выражаются в таких формах, как улыбки, одобрительные кивки, внимание женщин, благожелательное отношение старших и начальников и т.д. Социальные вознаграждения поощряют соблюдение общепринятых норм и правил (конформность) и косвенно осуждают их нарушение (девиацию).

2. Наказание. Речь идет о неформальном социальном осуждении. Формами неформального наказания служат недовольный взгляд, интонация, мимика, выражающая обиду, неудовлетворенность, критика, агрессивная поза, давление, угрозы, словесный бойкот, остракизм, физическая расправа.

3. Убеждение. Этот тип неформального контроля заключается в таком воздействии на девианта, которое заставляет его осмыслить свои поступки, нарушающие социальные нормы, и изменить свое поведение.

4. Переоценка норм . Наиболее сложный тип социального контроля. В этом случае поведение, которое считается девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если супруги разводились, дети оставались с матерью. Сейчас судьи больше обращают внимание на желание, возможности и поведение супругов, чем на их пол. Это пример переоценки норм в масштабе обществе. Но социальные нормы могут переоцениваться и в конкретных группах. Особенно это характерно для нашей страны, где происходит трансформация всей системы жизнедеятельности общества.

Толкотт Парсонс предложил классификацию и дал анализ трех формальных типов социального контроля:

1. Изоляция . Этот тип социального контроля применяется для отделения закоренелых или наиболее опасных девиантов от общества. Такой тип социального контроля позволяет поддерживать высокий статус социальных норм, удаляя их постоянных и злостных нарушителей от общества и лишая «образцов для подражания» тех, кто склонен к девиации. Изоляция, по Парсонсу, не предусматривает попыток реабилитации.

2. Обособление. Этот тип контроля предусматривает ограничение контактов девианта с окружающими, т.е. не полную, а частичную изоляцию от общества. У девиантов в этом случае сохраняется возможность вернуться в общество, когда они будут готовы выполнять социальные нормы. Формами обособления могут быть, например, помещение в психиатрическую больницу на ограниченный срок, ссылка или высылка из страны.

3. Реабилитация . Этот тип социального контроля подготавливает девианта к возвращению в общество, к исполнению своих социальных ролей. Реабилитация необходима, например, военнослужащим, длительное время находившимся в условиях боевых действий. Социальные психологи создают специальные программы реабилитации, учитывая особенности обособления девиантов и нарушения ими социальных норм.

Основу системы формального социального контроля создает и поддерживает государство, обладающее легитимным правом монопольного применения насилия. Основные элементы: органы охраны правопорядка, судебная система, пенитенциарная (исправительная) система.

2. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

Девиация – это отклонение от общепринятых в социальной группе или обществе норм.

Девиантное поведение определяется несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям. Критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласие и споры, так как большую роль играет система ценностей, на основе которых делается оценка данного поступка.

В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося поведения.

1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам,- накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семье, компании друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы).

В социологии большое значение придается не только определению девиации как антинормативного поведения и выявлению его основных видов и форм, но и выяснению причин девиантных поступков.

Эмиль Дюркгейм объяснял отклоняющееся поведение аномией (отсутствием норм), утверждая, что при наличии множества систем ценностей и норм поведения индивид не знает, какой из многих систем придерживаться. Поэтому его поведение будет отклоняющимся относительно какой-либо системы ценностей.

Роберт Мертон утверждал, что отклоняющееся поведение является результатом разногласия между существующей в обществе системой ценностей, задающей цели деятельности индивидов, и институциональными возможностями их достижения. Например, ценностью и целью является богатство, институализированными способами его достижения – хорошее образование, устройство в процветающую фирму.

Но не все имеют возможность получить хорошее образование или устроиться в процветающую фирму из-за их изначального положения в социальной структуре. Поэтому индивиды выбирают одну из следующих стратегий поведения:

А) Конформизм – примирение с конфликтом между целями и средствами их достижения, со своим положением в социальной структуре. Так поступает большинство членов общества.

Б) Инновативность – достижение целей неинституализированными средствами, чаще всего криминальными.

В) Ритуализм – следование способам достижения целей при полной потере из виду самих целей.

Г) Ретризм – отчуждение как от целей, так и от институализированных средств их достижения. Образование собственной субкультуры с иными целями и средствами. Так поступают алкоголики, наркоманы

Д) Мятеж – отрицание целей и институализированных средств их достижения. Образование собственной субкультуры с иными целями и средствами. Например, революционные движения, молодёжные субкультуры.

2) Теория культурного переноса утверждает, что индивиды, общаясь с нарушителями норм, усваивают их образцы поведения и, таким образом, становятся девиантами.

Поэтому молодые преступники, попав в тюрьму, вместо исправления могут наоборот упрочить свою склонность к правонарушениям, а родители стараются оградить своих детей от влияния «дурных компаний».

3) Теория конфликта исходит из деления общества на классы (или группы), в каждом из которых существует своя система ценностей и свои нормы поведения. Нормы поведения и система ценностей правящего класса навязываются всему обществу и направлены на сохранение существующего положения вещей, а поведение, которое угрожает доминированию правящего класса, объявляется девиантным. Члены общества вынуждены совершать преступления, чтобы выжить.

Преступления против собственности, совершённые обычными людьми, как правило, караются тюрьмой. Люди, облечённые властью, за свои преступления, влекущие за собой многомиллионные потери для государства, обычно отделываются штрафами или снятием с должности.

4) Теория стигматизации расширяет теорию конфликта в отношении девиации. Как и сторонники теории конфликта, они утверждают, что девиация является результатом определения.

Все люди совершают девиантные поступки - переходят на красный свет улицу, выбрасывают в неположенном месте мусор и т. п. Это называется первичной девиацией.

Многим такие поступки сходят с рук, однако если его поступок замечают и определяют его как девиантный, а человека как девианта – это создаёт предпосылку для вторичной девиации. К человеку окружающие начинают относиться как к девианту. Он воспринимает этот статус как главный, начинает организовывать свою деятельность в соответствии с ним и искать общения с людьми, судьба которых похожа на его собственную.

Виды девиантного поведения, традиционно изучаемого социологами – алкоголизм, наркомания, преступность, самоубийство.

3. Структура и функции управленческой деятельности.

Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

1. горизонтальное разделение , которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидами или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» - их трудоспособности, трудовым навыкам, целям организации.

2. вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

Социальное управление – это деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

Американский социолог Питер Друкер (1909 - 2005 гг.) считает, что управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей.

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления социально-экономическими системами.

Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления .

Как правило, в больших организациях выделяют три уровня управления, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Высшее руководство (топ-менеджмент) формирует стратегические цели организации. Для их работы важна информация о достижении поставленных целей, результаты анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на них, различные плановые показатели.

На среднем уровне управления (начальники отделов) формируется оперативная стратегия реализации долгосрочных целей развития организации, так как работники этого уровня управляют конкретными направлениями деятельности организации.

На низшем уровне управления оказываются менеджеры, непосредственно обеспечивающие реализацию выработанной на высших уровнях стратегии. Это мастера цехов, смен, бригадиры и др.

Т. Парсонс также выделяет три категории руководителей в зависимости от выполняемых ими в организации функций:

1.) на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения планомерной эффективной работы;

2.) на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;

3.) на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т.е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

Теоретик управления Генри Минцберг (р. 1939 г.) утверждает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Он выделяет 10 ролей:

1. Главный руководитель – руководит фирмой, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.

2. Лидер – занимается руководством, инструктажем, мотивацией, контролем и оценкой деятельности подчиненных ему работников, формирует и реализует кадровую политику.

3. Посредник (связующее звено) - обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки.

4. Аналитик (приемник информации) - собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.

5. Информатор – передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.

6. Представитель – передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Его основная функция - PR-деятельность.

7. Предприниматель - отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.

8. Устраняющий нарушения – разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.

9. Распределитель ресурсов – отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.

10. Переговорщик – отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.

Основателем классической (административной) школы управления является Анри Файоль (1841 - 1925 гг.). Он сформулировал 14 принципов управления : разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (единый управленческий сигнал от высшего звена к низшему); порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.

Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс , заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функцийпланирование, организация, мотивация и контроль. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью.

4. Стили управления.

Стили управления (лидерства) как социологическая проблема изучается с начала XX в. В настоящее время разработано несколько методологических подходов к исследованию стилей управления.

Подход с позиции личных качеств ориентирован на выявление свойств и личностных характеристик выдающихся людей, руководителей. Согласно личностной теории лидерства (иначе - теория великих людей) большинство лидеров обладают следующими качествами: высокий уровень интеллекта и обширные знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, уверенность в себе.

С точки зрения поведенческого подхода эффективность руководства определяется не столько личными качествами, сколько манерой поведения руководителя, его отношениями с подчиненными.

Дальнейшие исследования стилей руководства продемонстрировали, что для сохранения эффективности необходимо проявление руководителем гибкости в зависимости от ситуации.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.

В качестве ситуационных факторов могут выступать:

1. потребности и личные качества подчиненных;

2. характер выполняемой работы (задания);

3. требования и воздействия внешней среды;

4. информация, которую имеют руководитель и подчиненные;

5. важность качества выполняемой работы;

6. степень структуризации работы;

7. степень мотивации подчиненных;

8. возможности руководителя использовать вознаграждения за работу и другие факторы.

Одним из первых исследовал эффективность стилей руководства Курт Левин (1890 -1947 гг.). Он изучал эффективность работы 10-летних мальчиков, распределенных по различным группам, во главе которых стояли взрослые руководители, придерживающиеся различных стилей руководства. Он сформулировал и описал следующие стили управления:

· демократический стиль предусматривает участие подчинённых в принятии решений;

· либеральный стиль подразумевает минимальное участие руководителя в управлении, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Левин обнаружил, что авторитарные руководители добиваются выполнения большего объема работы, чем демократичные. Более поздние исследования не смогли до конца подтвердить выводы о том, что авторитарное руководство имеет более высокую продуктивность, но при этом показали, что при нем имеет место более низкая удовлетворенность, чем при демократическом руководстве.

Американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор ((1906 - 1964 гг.) назвал предпосылки авторитарного руководства «теорией Х». Основные постулаты этой теории:

· люди изначально не любят работать и при любой возможности избегают работы;

· больше всего люди хотят защищенности;

· чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Из этих положений вытекает, что автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, не дает им свободы принятия решения, он руководит всей работой и, чтобы обеспечить ее выполнение, может оказывать психологическое давление на подчинённых.

Представления демократического руководителя Д. Мак-Грегор назвал «теорией У»: люди являются ответственными, творческими, самоорганизованными, мотивированными на высокопроизводительный труд

Дальнейшая дискуссия социологов, социальных психологов, специалистов по менеджменту дополнила эти теории.

Рэнсис Лайкерт (1903 - 1981 гг.) вывел 4 базовые системы стилей руководства:

· Ситуация 3: консультативно-демократическая . Руководитель оказывает значительное, но не полное доверие и выслушивает мнение подчиненных. Он использует двухстороннее общение, принимает некоторые их решения. Но самые важные вопросы рассматриваются «наверху».

· Система 4: демократическая. Эта система основана на участии всех в принятии решений. Руководитель полностью доверяет подчиненным. Взаимоотношения руководителя и подчиненного дружеское и доверительное. Общение двухстороннее, иногда не традиционно-иерархическое. Этот стиль адекватно описывает теория «У». По мнению Р.Лайкерта, наиболее действенная теория управления.

В качестве вывода необходимо отметить, что руководитель должен научиться пользоваться разными стилями и применять их в зависимости от конкретных условий.