Айкидо в повседневной жизни. Электронная библиотека эзотерики "пазлы"

Гость / 21.02.2016 Олегу и особенно Читателю 1989. Вы вообще книгу читали? Причем здесь самооборона? Книга совсем не о том! Она полностью посвящена психологическому айкидо, ее не следует понимать буквально. И вот как раз для вербальных конфронтаций принципы эти очень даже подходят. Ведь в идеале любой конфликт нужно пытаться погасить на корню, стараясь перевести его в мирное русло. В этом основной посыл произведения. Просто тэг неудачный - АЙКИДО. Потому книга попала в раздел боевых искусств, в один ряд с айкидо реальным.

Олег / 20.02.2016 Не надо путать божий дар с яичницей)))
Например, рядового никогда не поставят командовать дивизией, а генерал никогда не будет в наряде на кухне. Так и айкидо, во-первых это не спорт, в отличие от других боевых искусств, где главное победить соперника. Айкидо предназначено для нравственного и духовного развития человека. Поскольку основной принцип развития современной цивилизации - насилие, война и соперничество. А айкидо предлагает новую концепцию сосуществования. К сожалению не все это понимают и поймут.
А по поводу использования техник айкидо в реальном бою (не в спортивном спарринге) - айкидо не менее действенно, чем другие БИ.

Читатель1989 / 21.01.2016 Айкидо - это наверное самое неэффективное средство для самообороны

Сергей / 19.10.2015 Просто не следует уповать исключительно на айкидо во всех сферах жизни. Использовать предложенные принципы следует лишь в том случае, где применение оных наиболее рационально. Это касается и бытовых неурядиц повседневной жизни, и явно экстремальных ситуаций. Та же драка. Будете пытаться применить айкидо против опытного драчуна, проиграете. Потому как здесь поможет лишь серия жестких ударов. А против не контролирующего свои действия пьяного или просто неумелого агрессора мягкие стили защиты сгодятся. Та же ситуация и со словесными конфликтами. В одних ситуациях необходим "нокаут" и только "нокаут", в других же требуется доведение слов конфликтной стороны до абсурда или нужного вам смысла.

Безымянный / 9.09.2015 Ахренеть! Все взрослые люди, а васторгаются какой то ахинеей! Какая нафиг айкидо в жизни? Айкидо это чисто на татами, а даже не на татами, а на сцене, патаму шта в реальном бою айкидока уступит любому борцу и кикбоксеру! Айкидо это же чисто для красоты! Ну раз все такие восторженные нахрен попробую и я почитать эту книженцию. Красота - она нафиг тоже нужна по жизни!!!

Ольга / 26.08.2014 Отличная книга, которая читается очень легко. Узнавала себя в некоторых описываемых ситуациях, улыбалась) Теперь буду учиться вести себя в конфликтах по-новому

Александр / 5.04.2011 Книга написана человеком с европейским стилем мышления. но удивительно передает философию боевого искусства Айкидо. Да и учитывает один из принципов традиционного мышления восточного человека - Закон воздаяния. Содеражание этой книги позволяет поразмышяшлять нам, людим живущим во времена дикого капитализма, над тем, что после конфликта следует оказать поддержку человеку потерявшему равновесие, чтобы оба "сосуда были полными".

Игорь / 16.02.2011 Книга замечательная, я нашел подтверждение тому о чему думал давно и не мог систематизировать. А также понял чего мне не хватало для гармонии с самим собой

Галина / 16.06.2010 Прочитала на одном дыхании, это мое!!! Сейчас учусь "быть круглой", а до этого нашла свой способ урегулирования конфликтов, не описанный в книге /хотя он и является частным/, исходя из треугольника. Он, конечно, несколько сложнее, чем круг. Но давал возможность треугольнику сохранять подобие взаимопонимания с оппонентом, делавшимся после стычки почти что другом. Самую большую сложность и интерес вместе с тем вызвала у меня глава о круговых атаках.


Терри Добсон, Виктор Миллер.

Айки-тактикА в повседневной жизни

Предисловие ко второму изданию

В 1977 году, когда эта книга была написана, в Соединенных Штатах в моде были сила и мышцы. Книги с такими названиями, как “Запугивай и победишь” или “Как стать Номером Первым” возглавляли списки бестселлеров, а девиз продавцов компании 1ВМ был: “Сложно быть скромным, когда ты знаешь, что ты лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно за пределами Японии, а идея о том, что заповеди боевого искусства могли озарить чье-либо поведение в повседневных делах, была слишком радикальной для того, чтобы издатели могли относиться к ней хоть сколько-нибудь серьезно. Добавьте к этому концепцию Айкидо об ответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютным чудом то, что в свое время эта книга была опубликована.

Когда же она выходила, у издателя был ряд своих собственных “соображений”. Например, если мы собирались поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех конфликтов является восстановление гармонии, а наилучшая из “побед” - та, в которой выигрывают все, то мы в любом случае должны были делать это системно. В те дни “системы” были большим делом, а Айкидо - нет. Нам сказали: приходите, когда у нас будет система. Это требование доставило мне массу забот.

Морихэй Уэсиба создал несравненную модель разрешения конфликтов. А кто я был такой, чтобы лишь для того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнуть в “систему” те принципы, к открытию которых он приложил столько энергии? Но затем я вспомнил, как много раз Сэнсэй подталкивал меня к мысли написать об Айкидо. “Ты должен объяснить людям своей страны то, чему ты научился, находясь рядом со мной, - часто говорил он. - Ты должен изо всех сил стараться распространять ненасилие”. И вот, руководствуясь этим как девизом, мы вместе с Виктором Миллером сели и разработали “Систему Айки-тактики”. Издателю понравилась “Айки-тактика” - слово было крепким и звучало далеко не бессмысленно, как раз то, что нужно, чтобы компенсировать идиллический лепет насчет “гармонии” и “слияния”.

Сейчас, шестнадцать лет спустя, никто не знает об “Айки-тактике”, а Айкидо знакомо всем очень хорошо. Безусловно, так и должно быть. И все же дух книги остается верным, а ее предпосылки здравыми, и я чувствую, что она должна быть переиздана. Мы просим читателя извинить нас за несовременное звучание книги - попытку быть своевременными - и проникнуть в суть слов. По откликам о первом издании я увидел, что эти слова изменили к лучшему жизнь многих людей - возможно, они смогут изменить и вашу.

Терри Добсон, Вермонт, 1992 год

Вcтупление

Было бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты навсегда изгнаны из наших жизней. Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель, никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с друзьями о том, кто что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят ничего другого, как только разделить с нами нашу умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место, где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не пришлось писать эту книгу.)

Но наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения, финансовой обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни, когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что мы такие ленивые...

Иногда мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском побережье”:

Мы жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам, универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо, чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.

Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто никогда не говорил нам о трех очень важных вещах.

Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто существует; второе: конфликт абсолютно необходим практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как эффективно и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию.

Слишком долгое время у нас было лишь одно представление о конфликте: он плох и требует выявить победителя и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям научиться тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае, если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того, что определенным образом провоцируем конфликт.

То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его переживания и новый способ реакции на него.

Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры, которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.

Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера, преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски и телодвижения Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с социальными и психологическими атаками любых форм.

Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на помощь отцу, если бы только умел драться.

В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому, состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более сильного бойца.

Айки-тактикА

Айки-тактикА
в повседневной жизни

Терри Добсон, Виктор Миллер

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУИЗДАНИЮ

В1977 году, когда эта книга была написана, в Соединенных Штатах в моде были силаи мышцы. Книги с такими названиями, как “Запугивайи победишь” или “Как стать НомеромПервым” возглавляли списки бестселлеров, а девиз продавцов компании 1ВМ был: “Сложно быть скромным, когда тызнаешь, что ты лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно запределами Японии, а идея о том, что заповеди боевого искусства могли озаритьчье-либо поведение в повседневных делах, была слишком радикальной для того,чтобы издатели могли относиться к ней хоть сколько-нибудь серьезно. Добавьте кэтому концепцию Айкидо обответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютнымчудом то, что в свое время эта книга была опубликована.

Когдаже она выходила, у издателя был ряд своих собственных “соображений”. Например,если мы собирались поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех конфликтов является восстановлениегармонии, а наилучшая из “побед” - та, в которой выигрывают все, то мы влюбом случае должны были делать это системно. В те дни “системы” были большимделом, а Айкидо - нет. Нам сказали: приходите, когда у нас будет система. Этотребование доставило мне массу забот.

Морихэй Уэсиба создал несравненную модель разрешения конфликтов. Акто я был такой, чтобы лишь для того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнутьв “систему” те принципы, к открытию которых он приложил столько энергии? Нозатем я вспомнил, как много раз Сэнсэй подталкивалменя к мысли написать об Айкидо. “Ты должен объяснить людям своей страны то,чему ты научился, находясь рядом со мной, - часто говорил он. - Ты должен изовсех сил стараться распространять ненасилие”. И вот, руководствуясь этим какдевизом, мы вместе с Виктором Миллером сели и разработали “Систему Айки-тактики”. Издателю понравилась “Айки-тактика”- слово было крепким и звучало далеко не бессмысленно, как раз то, что нужно,чтобы компенсировать идиллический лепет насчет “гармонии” и “слияния”.

Сейчас,шестнадцать лет спустя, никто не знает об “Айки-тактике”,а Айкидо знакомо всем очень хорошо. Безусловно, так и должно быть. И все же духкниги остается верным, а ее предпосылки здравыми, и я чувствую, что она должнабыть переиздана. Мы просим читателя извинить нас за несовременное звучаниекниги - попытку быть своевременными - и проникнуть в суть слов. По откликам опервом издании я увидел, что эти слова изменили к лучшему жизнь многих людей -возможно, они смогут изменить и вашу.

Терри Добсон, Вермонт, 1992 год

ВCТУПЛЕНИЕ

Былобы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничествуи разглагольствуя о чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга ибыть благодарными за то, что конфликты навсегда изгнаны из наших жизней.Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель, никакойзлости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров сдрузьями о том, кто что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существованиев идиллическую забаву на жемчужном побережье, в окружении любящих друзей,которые не хотят ничего другого, как только разделить с нами нашуумиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами изнали место, где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам быне пришлось писать эту книгу.)

Нонаши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения,финансовой обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненныеконфликты, а иногда бывают дни, когда мы сами становимся архитекторамиконфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мыругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат нанас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьямо том, что они сделали не так, полицейский утверждает, что свет был красный, ане желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-закурения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что мытакие ленивые…

Иногдамы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском побережье”:

И здесь мы, как на мглистом поле битвы
Смятённые смешением тревог сраженья и полета,
Где невежественные армии столкнулись в ночи…

Мыжаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состояниинайти его, мы начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашимпсихоаналитическим кушеткам, универмагам самообслуживания или моментальнымпанацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо, чтобы притупить боль конфликта.Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.

Вся эта напряженность в отношении конфликтов, всущности, не наша вина, потому что никто никогда не говорил нам о трех оченьважных вещах.

Первое: конфликт не плох и не хорош, он простосуществует; второе: конфликт абсолютно необходим практически для всех жизненныхпроцессов; третье: людям необходим тренинг в том, как эффективно и адекватнореагировать на конфликтную ситуацию.

Слишком долгое время у нас было лишь однопредставление о конфликте: он плох и требует выявить победителя и побежденного.Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям научитьсятому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своихдетей – в случае, если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар ребром ладони. Идаже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводутого, что определенным образом провоцируем конфликт.

То,что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новыйспособ его переживания и новый способ реакции на него.

Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения нашихповседневных сражений и более эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этомнаправлении, мы попытаемся дать новое определение выигрыша и проигрыша, уходяот традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры, котораямаксимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нетпроигравших.

Путь,который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это результат брачного союза междубоевым искусством и театром (в данном случае – одного очень специфическогобоевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра –репетиционного и тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателяАйкидо, и Виктора Миллера, преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски ителодвижения Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощьюкоторого можно справиться с социальными и психологическими атаками любых форм.

Айкидо,в его наиболее формальном проявлении, было открытием МорихэяУэсибы, японца, который в очень раннем детствепустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств.Его мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отцажестоко оскорбляла банда головорезов, и решил, что никогда больше не будетбеспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на помощь отцу, если бы толькоумел драться.

Вотносительно короткий срок Уэсиба опередил своихучителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи признанным лучшимпредставителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому,состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсибане мог успокоиться. С возрастом он начал осознавать, что его силы и удальпокидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были основанына принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее иуклоняться от ударов лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будетпродолжаться? Подобно стареющему стрелку из американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого,более быстрого и более сильного бойца.

Мистическиеозарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот момент, когда он опрокидывал на себяведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в жаркий день.“Это было так, как будто я смог ясновсе увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем нам, заморочилиголову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, чтобольшое лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чеммедленное.

Ссамого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.

Этоне так.

Силаимеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большееотношение к вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий,которое вы можете выполнить. Айкидо явилось чистым продуктом видения ипонимания Уэсибой того, что на самом деле происходитв природе. В сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидокиежедневно доказывают то, что объединенное намерение может поглотить иперенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно принять, новедь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердыйдуб, если ее выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматьсянад этим образом, чтобы понять силу объединенного намерения.

“Айкидо”в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, чтобольшинство из нас переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует отучастника быть “отцентрованным”, расслабленным инаходиться в постоянной готовности. Более того, Айкидо изначально являетсяформой самозащиты; оно не учит тому, как первым срываться с места и ломатьближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенныйчеловек редко чувствует необходимость причинять кому-либо неприятности.

Вконечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика ) – это не серия приемов дляпредотвращения несчастья. Айки-тактика можетс этого начинаться, но очень скоро вы обнаружите, что чем больше вы практикуететехники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они в вас укореняются.И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт вмежличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.

Итак,где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих леттеатральные игры были средством, используемым преподавателями, актерами ирежиссерами для исследования динамики человеческих взаимоотношений на сцене. Внаших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативныеметоды улаживания межличностныхконфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с нашимиклиентами, чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в наименеерискованной обстановке. Некоторые из этих игр и упражнений включены в этукнигу, чтобы предоставить вам ту же возможность.

Мынадеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы – силы, которая приходит изпонимания того, что:

вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным,гуманным и тщательно продуманным способом;

вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор,пока вы сами не выберете этого;

в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можетеостаться друзьями;

вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которыхдаже победитель на самом деле тот же проигравший.

Итак,как это ни парадоксально, но мы пишем книгуо гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам достичь равновесия игармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармониянеразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, такникогда и не удастся найти тот тихий берег (кстати, песок, на котором вылежите, – это результат конфликта, возникающего между скалой и водой), но вамне надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, какоднажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.

Нью-Йорки Стратфорд, 1977


0 Часть 1

Начало айки-тактики

ПРОИГРАВШИЙПЛАЧЕТ

Конфликт был бы не так уж плох,
если 6ы речь не шла о проигрыше.

Анонимноеизречение

ВЫ ПРОИГРЫВАЕТЕ!

Вы проигрываете, потому чтоваше представление о выигрыше-проигрыше будет заставлять вас продолжатьпроигрывать до тех пор, пока вы не измените это представление.

Вы проигрываете, потому что, как и большинству из нас, вам заморочилиголову насчет победы.

Вы проигрываете, потому что выживете так, как будто ваша семья, ваши друзья и сотрудники уже готовы к игре, асами вы нападающий первой линии Оуклендских Рейдеров.

Вы проигрываете, потому что ваше ощущение самих себя по ошибкепереплелось с суммой балов, набранной вами на несуществующей доске общегосчета.

Вы проигрываете, потому что,даже когда вы выигрываете, иногда это больше похоже на проигрыш.

“Проигрыш,потеря” - это одно из самых тягостных слов в английском языке. Примерьте-ка насебя некоторые из этих выражений

(Англ lose -терять, проигрывать, лишаться, не сохранить,утратить, не дослышать, не разглядеть, пропустить, опоздать и т. д., но и --“освободиться”, “избавиться от чего-либо”.)

“Явчера потерял свой бумажник”.

“Мыпотеряли счет Максвелл Хауз”,

“Онапотеряла мужа”.

“Мыпроиграли им два тачдауна”.

“Яутратил на рынке все свои сбережения”.

“Путешественникипотерялись в густом лесу”.

“Яполностью потерян и не знаю, что теперь делать”.

“Впрошлом году он потерял работу”.

Этопо-настоящему мрачный список чувств. И тем не менее в самом слове“проигрывать/терять” нет ничего особенно негативного. Само по себе словобезобидно. Все зависит от того, что мы “теряем” или “проигрываем”. Если вытеряете что-то, что вам не нужно, то слово приобретает совершенно другоезначение:

“Янаконец-то избавился от боязни собак”.

“Онитак влюблены, что потеряли всякое чувство времени”.

“Пэтги выглядит великолепно-она, должно быть, потерялакилограмм десять”.

“Давайненадолго избавимся от детей и сходим в кино одни”.

Этоне такой уж плохой список потерь, но мыимеем тенденцию употреблять это слово в негативном значении гораздочаще-настолько часто, что само слово становится на самом деле устрашающим.

Ссамого первого момента сознания до самого последнего мы боимся что-нибудьпроиграть или потерять. Будучи детьми, мы боимся потерять наших родителей. Вюности мы боимся потерять свою индивидуальность. В среднем возрасте мыбеспокоимся о том, как бы не потерять свою обеспеченность, своих любимых, своюжизнь. Чтобы почувствовать себя лучше, мы смеемся над знаменитыми неудачникамииз истории (генерал Кастер, Мария-Антуанетта,Ричард Никсон) или потчуем себя байками о неудачниках в своем офисе, в своемквартале, в Белом Доме. Мы учим своих детей, как быть “хорошими неудачниками”,не вешать носа и не унывать при поражениях, но глубоко в сердце мы боимся, что Винс Ломбарди был прав:

“Покажитемне хорошего неудачника-и я покажу вам неудачника” и

“Победить-этоне все, это только исключение”.

А-а,но, в таком случае, существует обратная сторона проигрыша, которая, по идее,должна сделать его стоящим усилий.

Возможно…

“Вывыиграли в лотерею миллион долларов!”

“Нашафирма выиграла контракт, обойдя семнадцать других претендентов”.

“Соревнованиебыло жестким, но вы выиграли первый приз”.

“Онприрожденный победитель”.

“Вселюбят победителя”.

“Онапокорила его сердце”.

“Ядумаю, мы завоевали его и перетянули на свою сторону”.

“Мыпобедили в этой войне”.

“Онавыиграла дело и получала полмиллиона долларов в качестве компенсации ущерба”.

Довольномногим людям порой достаточно просто прочесть о выигрыше, чтобы приободриться.Выигрыш должен быть всем тем, чем проигрыш не является. Победитель чувствуетсебя превосходно. Победитель обладает притягательной силой; люди просто вьютсявокруг него. Похоже, что агентства и фирмы, выигрывающие крупные контракты,пожинают еще большие контракты, потому что все на рынке знают о них как опобедителях.

Хорошо,мы можем изо всех сил пытаться скрывать это, но, тем не менее, как существуютпозитивные аспекты проигрыша/потери, так существуют и негативные аспектывыигрыша.

Упобедителя есть непреодолимое стремление продолжать выигрывать, стремление,которое приводит к гораздо большему количеству сердечных приступов наквадратный дюйм аорты, чем какой-либо из проигрышей. Таким образом, мы слагаемстихи, посвященные обладателю золотой медали, умершему молодым и так и непережившему увядания своих сил. Мы собираем материалы о том, как, по ирониисудьбы, восхищенная публика подталкивала победителей к их собственному закату:матадор, которого подбадривают, чтобы он работал слишком близко к рогам быка;актер, который берется за нелепые роли только ради того, чтобы оставаться наглазах критичной публики.

Ковсему прочему, мы еще и нация, ориентированная на победу, нация, основанная наконцепции, что любой может выиграть, и крещенная в святой вере в то, что спроигравшим что-то не в порядке.

Правдаже заключается в том, что ничего нет ненормального в выигрыше.

Конечно,при условии, что вы выигрываете соревнование.

Ещераз: В выигрыше нет ничего ненормального, при условии, что то, что вывыигрываете, - это соревнование.

Проблема,на которую будет направлена Айки-тактика самапо себе, заключается в том, что на протяжении многих лет мы позволяликоординатной системе проигрыша/выигрыша смещаться в те области нашей жизни,которые не являются соревнованиями. Теннис, футбол, хоккей, волейбол-все этосоревнования; в них существуют правила и счет. Секс, известность, любовь,признание, зрелость и воспитание детей (это всего лишь некоторые областичеловеческой деятельности для примера) не имеют единообразных правил и никогдане предполагали ведения счета-до тех пор, пока мы сами не начали это делать.

Быливремена, не так давно, когда обычный посетитель книжного магазина мог найтидесяток книг, посвященных основам футбола, и лишь одну книгу для подростков отом, что же такое секс. В наши дни мы идем в магазин и находим десяток книг отом, как улучшить свои способности к спариванию, - так, как будто секс-этонечто сродни подаче, пассу и отбиранию мяча! Конечно же, ничего нетнеправильного в том, чтобы стать лучшим сексуальным партнером. Это чудеснаяидея. Однако случилось так, что акцент на умениях и навыках явственно убедилпотенциальных любовников в том, что секс-это соревновательный контактный видспорта, состязание. И мы как сейчас слышим: “О"кей,зрители, наш претендент, этот отважный маленький любовник из Нью-Йорка, отстаетна шесть оргазмов…”

Наменее сладострастном уровне представьте себе мать и ребенка, достигшихМексиканской Ничьей в игре под названием Ванна. Счет очень прост: если ребенокнамокает, он проигрывает, если остается сухим, то выигрывает. Если материудается заставить ребенка принять ванну без применения физического насилия, тоона-хорошая мамочка и выигрывает игру с одноименным названием, если же онавынуждена звать Отца или шлепать ребенка, она опускается в самый низ турнирнойтаблицы. Так же как и занятие любовью, родительствостало упражнением на сноровку, которое нередко требует победителя (родитель) ипроигравшего (непокорный ребенок, для которого купание равносильно проигрышубейсбольного матча со счетом 20:0).

Акак насчет сражения за место на стоянке? Другая машина вас подрезает, и выпроигрываете игру под названием Парковка. Или как насчет женщины, которая вмагазине прижала вашу лодыжку своей тележкой для покупок? Она играет в игруСупермаркет, а вы боитесь, что если вы позволите ей так просто уйти, то вашиболельщики на кассе освистают вас. И тогда выперейдете в низшую лигу, а боитесь вы именно того, что там вам и место.

Ичто? Наши жизни абсолютно переполненынеправильными восприятиями жизненных событий как некоей формы игры - игры, вкоторой мы отчаянно боимся проиграть.

Еслимы не отплатим разозлившемуся любовнику той же монетой, мы проиграем: “Он небудет меня уважать. В следующий раз он будет вытирать мною пол!”

Если мы не отчитаем возражающую намсекретаршу, мы проиграем: “Она потеряет ко мне уважение!”

Еслимы не заставим замолчать придирчивого родителя, то он выиграет: “Я слишкоммного трудился для того, чтобы добиться его уважения, чтобы потерять егосейчас!”

Вызнаете, почему бывают дни, когда вам кажется, что выигрывают все, кроме вас? Потому что вы попали в зависимостьот воображаемой, капризной системы, в которой все, что бы вы ни делали, - этосоревнование, где нет никаких ничьих-только дополнительное время на доигрываниеи долгая дорога в душевую.

Природа,как мы увидим это в следующей главе, полна конфликтов. Но посмотрите вокруг. Вынигде не найдете турнирное табло. Кто, например, побеждает в делении клеток? Ктопроигрывает, когда вода и ветер сталкиваются и создают внушающую благоговейныйужас волну? Проигрываем мы или выигрываем, когда сила притяжения давит на нас иудерживает нас на месте?

Посмотритеправде в лицо: вам заморочили голову. Хотеть выиграть – это нормально, но васдовели до того, что вы уверены в том, что должны выиграть или проиграть любойконфликт, возникающий в жизни.

Аэто вовсе не так.

Первый шаг в Айки-тактике заключается в том, чтобы прекратитьвидеть во всем соревнование, которое по определению должно иметь победителя ипобежденного.

ИГРЫ С НУЛЕВОЙ СУММОЙ

Конечноже, существует масса жизненных конфликтов, в которых сама динамика требует победителя и побежденного. Жизньпо прежнему полна того, что теоретики игр называют “играми с нулевой суммой”, –соревнований. В покере, например, общее количество выигранных и проигранныхденег должно сводиться к нулю. Вы выиграли пять, я проиграл пять, результат –ноль. Точно так же, если Тэд и Сэм влюблены в Марию,существует самый ничтожный шанс того, что Мария признает мужьями их обоих – неважно, одновременно или последовательно. Невозможно “играть” в любовь или впокер так, чтобы все вышли из “игры” счастливыми.

Вкаком-то смысле, война тоже попадает в категорию игр с нулевой суммой. Оченьредко в войне возможна ничья. Например, со стороны Соединенных Штатов иСоюзников было бы морально предосудительным “пойти на мировую” с Третьим Рейхоми попросить Гитлера аннексировать только половину Голландии и уничтожить толькополовину ее населения. Это не те конфликты, о которых мы говорим в данномслучае.

Такчто в природе выигрывания или проигрывания нет ничегодурного. Важно лишь постоянно помнить, что не все конфликты являютсясоревнованиями. Далеко не каждый конфликтявляется игрой с нулевой суммой, которая требует победителя и побежденного. Каждый конфликт требуетвнимательной оценки того, что происходит на самом деле.

КАК ВЫ ПРИ ЭТОМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ?

Давайтепосмотрим на то давление, которое мы оказываем на самих себя для того, чтобыизбежать участи проигравшего, и те награды, которые мы получаем, когдавыигрываем какое-нибудь из жизненных не-соревнований.Представьте себя на месте “А” в следующей сценке. Вы всего несколько месяцевкак получили место в компании, работаете на “В”, человека жесткого и уверенногов том, что никто не в состоянии выполнить работу должным образом и чтобольшинство людей просто не компетентно. Этим утром вы неважно себя чувствуете,еще не выпили свой утренний кофе, а ваш босс уже подходит к вашему рабочемустолу. По мере того как сцена будет разворачиваться, постарайтесь составитьсписок своих ощущений.

В:Доброе утро, А., я подумал, что неплохо было бы остановиться и поболтать свами.

А:Доброе утро, господин В. Что-то не так?

В:Нет, как раз напротив.

А:Что случилось?

В:Вы знаете с самого начала я не был в особом восторге по поводу вашего приема наработу.

А:Да, до меня доходили некоторые слухи на этот счет.

В:И затем, когда вы взялись за счет ХУZ, долженпризнаться, я несколько сомневался в вашей компетентности.

А:Я не знал этого.

В:Но я лишь взглянул на наши прибыли за четвертый квартал по ХУZ, и я хочу сказать вам, что я был не прав и во мне достаточномужества, чтобы признать это.

А:Спасибо, сэр. Я старался.

В:Благодаря вам за последний квартал мы поднялись на тридцать два пункта. Выпобедитель, А., и я подумываю о том, чтобы прибавить вам жалование. Я такжехотел поговорить с вами о возможности использования вас в качествеответственного по некоторым счетам, которые только открываются.

В:Да, сэр!

ПозжеС., Д. и Е. подходят к вам, чтобы поздравить. Вы идете домой и празднуете. И увас на то есть все основания. Вы старались, и ваше старание принесло вамдействительно значительную победу.

Составьтесписок тех чувств, которые вы переживали во время сцены с А.; или, если нанастоящий момент это слишком абстрактно для вас, составьте список того, что выощущали в последний раз, когда что-либо выиграли, когда кто-то говорил вам, чтовы поработали по проекту. Старайтесь избегать слов типа ”хорошо” и “восторг” – вместоэтого посмотрите, можете ли вы вспомнить, что чувствовало ваше тело, какиемысли проносились у вас в сознании, как вы себя при этом вели. Нас интересуютощущения, которые сопровождают ваши победы.

Двачеловека чувствуют далеко не одно и то же в ситуации победы. Один можетпочувствовать тепло, распространяющееся в груди; другой ощущает, что его кистистановятся как будто “водянистыми”; третий плачет, как ребенок. Один победительчувствует себя обязанным сразу же бежать и покупать что-нибудь, в то время какдругой чувствует необходимость напиться вдребезги. В итоге, вполне очевидно,что победители чувствуют себя хорошо.

Проигравшиеже – нет.

Таккак же себя чувствуют проигравшие?

Теперьпосмотрите, сможете ли вы идентифицировать себя с А. в следующей сцене, и опятьже, обращайте особое внимание на то, что и как вы чувствуете. Тот же самыйофис, тот же босс, та же ситуация.

В:А., что вы, черт вас побери, делаете?

В:Я задал вам простой вопрос.

А:Я не понимаю.

В:Это уж точно! Вы не понимаете ровным счетом ничего! С тех пор как мы взяли васна работу – и будьте уверены, я такиспрошу в отделе кадров, почему мы это сделали, – вы проваливаете все, за что бывы ни брались! Что случилось с контрактом Райэна?

А:М-м, а-а, секретарша так и не смогла его до сих пор найти, сэр.

В:А в провале с Тауэр вы обвиняете тоже ее. А может, и в потерях полос-анджелесской сделке тоже?

А:Я стараюсь…

В:Замечательно. Убирайтесь. Вы уволены!

Ипо лесному телеграфу расходится молва о том, что А. неудачник.

Составьтесписок чувств, которые вы переживали, выступая в роли А. во время этой сцены.Снова, если вам так будет удобнее, мысленно вернитесь к последнему случаю всвоей жизни, когда вы сделали что-то плохо и думали о себе как о неудачнике.Точно так же, как и с первым списком, избегайте общих прилагательных, таких,как “ужасно”, “грустно”, “подавленно”. Спросите сами себя, что ощущало вашетело, какие мысли проходили через ваше сознание, какое поведение выпродемонстрировали. Какого рода ощущения сопровождают ваши поражения?

Несуществует какого-либо одного описания того, как чувствует себя проигравший.Некоторые люди физически ощущают, как их рост уменьшается. Их плечи опускаютсявниз к земле, и, вполне буквально, они становятся меньше ростом. У одних начинаютсяголовные боли; других же охватывает сонливость, и они пытаются убежать отреальности, попросту закрыв глаза. Некоторые плачут, некоторые злятся. Всечувствуют себя ужасно. (Если вам сложно вызвать в памяти эти ощущения, простопопытайтесь вспомнить, как вы себя чувствовали, когда купили что-тозначительное и дорогое, а затем обнаружили, что могли бы купить ту же самуювещь в другом магазине на сорок процентов дешевле!)

Теперьположите оба списка перед собой – список победителя и список побежденного. Онипредставляют вкратце, что же для васявляется ставкой в любом соревновании, в которое вы вовлекаетесь. Одна сторона– это награда, другая – наказание. Это почему вашей борьбы. Они заходят так далеко, что в состоянии объяснить все вершиныи пропасти вашей жизни, все ее депрессии и эйфории. Они, попросту говоря, иесть причина того, почему вы купили эту книгу.

Никто,находясь в своем уме, не захочет испытать чувства из вашего спискапобежденного. Нам бы всем хотелось испытывать – постоянно – те чувства, что ввашем списке победителя. Ну что ж, мы здесь для того, чтобы сказать вам, чтоэто возможно. Используя систему Айки-тактики , высможете выйти из конфликта с положительными эмоциями, как человек с высокимпотенциалом, способный давать и принимать любовь. Мы не обещаем вам, что выбудете чувствовать себя именно так после теннисного матча с Джимми Кон-нерсом, но вы можете испытывать эти позитивные чувства после действительно важных не-соревнований с друзьями, с любимыми, с коллегами, простос людьми на улице.

Держитеэти два списка постоянно на виду: прикрепите их над рабочим столом, нахолодильнике, в месте, где вы проводите время, в месте, где вы оказываетесь вконфликте. Обращайтесь к списку проигравшего при любой возможности. Осознайте,что если вы будете продолжать реагировать на конфликты по-старому, то именнотак вы себя и будете чувствовать в случае “проигрыша”. Также помните, что когдаваш оппонент будет поставлен на колени, он будет чувствовать себя примерно также. Это то, что вы заставляетепочувствовать другого человека. Так что, как мы видим, в обоих случаях выпроигрываете.

Айки-тактика может гарантировать, что вы оба, агрессор и цельагрессии, в результате разойдетесь, испытывая чувства из вашего спискапобедителя. Простое осознание этих двух возможностей в состоянии помочь вамвоздержаться от того, чтобы устраивать соревнования там, где им не место, и отпопыток побеждать других людей.

Этаточка зрения должна помочь вам выйти за пределы концепции победы и поражения.

Что в течение нашей жизни доставляет нам наибольшую боль? Это конфликты - полчища конфликтов, - которые внезапно возникают перед нами, словно мишени в тире. Как не попасться в постоянно расставляемые жизнью ловушки конфликтов? Как в экстремальных ситуациях конфликта сохранить равновесие, дружбу, работу, любовь, саму жизнь?
Нелегко переносить прямые атаки. Ваш начальник делает вам выговор. Ваши жена или муж орут на вас. Ваш ребенок вам дерзит. Эти атаки направлены на вас по кратчайшей линии - от нападающего прямо к вам. Но как насчет подлых нападений исподтишка? А как насчет замаскированных, нечестных нападений? Слухов? Сплетен? Как вы поступите с тем, кто наносит вам удар в спину? А что делать с собственной негативной самооценкой?


Вы знаете, что такое Айкидо? Это, наверное, единственное боевое искусство, важнейшим принципом которого является не только сохранение собственного благополучия, но и благополучия "противника", установление Айки - слияния, гармонии с ним. Идеальный принцип и для жизни вообще. Айки-тактика использует Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с социальными и психологическими атаками любых форм. Используя эту систему, вы сможете выйти из конфликта с положительными эмоциями, как сильное человеческое существо - радостное, способное давать и принимать любовь.


Смотри также:

Автор и название книги Просмотров Дата
1 Терри Добсон, Виктор Миллер - Айки-тактикА в повседневной жизни 14081 16.12.2007
2 Чарльз Тарт - Практика внимательности в повседневной жизни 16268 20.11.2007
3 Адам Б. Леонард, Кен Уилбер, Терри Паттен, Марко Морелли - Практика интегральной жизни 3786 07.02.2016
4 Венди Палмер – Интуитивное тело. Мудрость и практика айкидо 7912 26.11.2011
5 Аверьянов Валерий - Астральное Каратэ: Принципы и практика 12635 21.05.2013
6 Величко Феликс – Астрология повседневной жизни 1916 15.11.2017
7 Дерек Лин - Дао повседневной жизни: Даосские притчи для современного человека 722 11.01.2019
8 Миллер Елена, Миллер Михаил - Исправляем карму при помощи амулетов и талисманов 11307 15.06.2008
9 Лайт Миллер, Брайен Миллер – Ароматерапия с позиций Аюрведы 2473 03.10.2016
10 Констанс Родригес - Дары души. Ощутите мистическое в повседневной жизни 8153 28.08.2012

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!