Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free. Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:

Что такое электронная книга

Интересным фактом появления электронной версии книги является то, что ею стала Декларация независимости США. Ее создал еще в 1971 году американский изобретатель Майкл Штерн Харт . Именно он стал основателем проекта «Гутенберг », который подразумевает оцифровку и сохранение мировой литературы в электронном виде, а также предоставление свободного доступа к книгам:


В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.


E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан (прочитан ) с помощью обычного текстового редактора (Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг (MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:


  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов (построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :


  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению (редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Рассмотрим процесс создания электронной книги на основе HTML с помощью программы eBook Maestro . Вес инсталляционного пакета программы небольшой и составляет всего 2,7 Мб. После установки и запуска приложения вас приветствует диалоговое окно, сообщающее о том, что вы пользуетесь бесплатной версией данного программного продукта. Что в свою очередь несколько «ущемляет » возможности программы:


Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:


На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:


Теперь заново возвращаемся в наше приложение. На вкладке «Общие » вводим название книги и контактную информацию ее автора:


На вкладке «Файлы » сообщаем программе о расположении файлов книги. То есть задаем путь, где мы сохранили отредактированные нами веб-страницы стандартного шаблона. Также здесь можно указать путь к иконке для книги, а в поле «Выходной EXE-файл книги » — место сохранения готового образца:


Во вкладке «Интерфейс » настраиваем пользовательский интерфейс: задаем размеры, цвет и схему расположения основных элементов книги:


Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:


Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:


Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :


После запуска конвертирования приложение выдало нам большой pdf документ. Каждый из пунктов содержания, расположенного слева, отвечал определенному документу Word . Вот только названия в пунктах отображались некорректно. Хотя в окне «Свойств книги » настройки параметров кодировки мы так и не нашли:


Вот как выглядела наша созданная книга.

Прокудина Елизавета МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области 11 класс

Введение

Тема:

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

· Познакомить с понятием электронного учебника

· Познакомить с основными этапами создания электронных учебников

· Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем

Гипотеза:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление: информационные технологии и вычислительные системы

Тема : «Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free»

Прокудина Елизавета

МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области

11 класс

Научные руководители:

Мухина И. А.

Алехина Т.Ф.

г. Обнинск, 2013/2014 учебный год

Введение

Обучаясь в 11 классе, понимаю, что скоро мне предстоит сделать жизненно важный выбор – высшего учебного заведения и дальнейшей своей судьбы. От того как я подготовлюсь и сдам экзамены – многое зависти. Поэтому занимаюсь подготовкой серьезно и основательно: по демонстрационным вариантам в интернете, по дидактическим материалам. В основном – это тесты, форма удобная и очень простая. После знакомства с разными видами тестов, я поняла, что для меня оптимально подходит электронное тестирование. Но для решения ЕГЭ в режиме он-лайн тестирования у меня не хватает времени и сил. К тому же он-лайн тестирование имеет для меня один существенный недостаток: я не могу сохранить свои результаты, чтобы отследить по каким темам и заданиям у меня имеются пробелы. Поэтому для меня более приемлем вариант тестирования в одной из тестовых оболочек. Я познакомилась с разными тестовыми оболочками и поняла, что они имеют свои особенности и недостатки. Столкнувшись с понятием электронный учебник, я заинтересовалась данной темой, поняв, что это может упростить решение вариантов ЕГЭ и изучение новых материалов.

Также электронный учебник-это довольно новое явление, которое необходимо внедрять в общество. Я хочу рассмотреть преимущества и недостатки данного учебника. Но даже сейчас я понимаю, что электронный учебник очень полезен для учащихся.

По каждому курсу ученик или студент может пройти тестирование и получить оценку или балл, причем программа сама указывает, какой материал усвоен плохо. Для дистанционного обучения электронный учебник - это незаменимая вещь. Человек не должен останавливаться на достигнутом, а именно продолжать модернизировать, изменять, корректировать это пособие, так как создание библиотеки электронных учебников по информационным технологиям - наша задача на ближайшее будущее.

Тема:

Создание электронного учебника на базе eBook Maestro Free.

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

  • Познакомить с понятием электронного учебника
  • Познакомить с основными этапами создания электронных учебников.
  • Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free.

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем.

Гипотеза:

Данный проект поможет мне выяснить плюсы и минусы данного учебника, с помощью чего я смогу использовать его в дальнейшем.

1.Общие сведения об электронных учебниках

1.1. Определения электронных учебников.

Существует не одно определение понятию электронный учебник. Основными являются:

1)Компьютерный учебник- это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. [Демушкин]

2)Электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. [Хуторской]

3)Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная, система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи". [Зайнутдинова]

1.2. Основными преимуществами электронных учебных материалов

Перед печатными можно назвать следующие:

1. Функция быстрого поиска . Индексация (т.е. процесс, в результате которого страницы сайтов и блогов появляются в выдаче поисковых систем) информации в печатном издании, если и присутствует, то ее возможности весьма ограничены. Электронный учебник, напротив, предоставляет возможность быстро и точно находить нужную информацию по любому требуемому запросу.

2. Возможность индивидуальной организации и структурирования информации в виде гипертекста. Такая система предоставляет возможность объединять наиболее важные информационные блоки в одну логическую цепочку. Это положительным образом влияет на восприятие учебного материала и помогает лучше усвоить материал.

3. Мультимедийные функции . Они дают возможность использовать в учебном материале не только иллюстрации, но также музыку и видеоматериалы. Это во многом способствует повышению качества обучения и гораздо лучше страницы обычного учебника удерживает внимание ученика, в полной мере концентрируя его на учебном процессе.

4. Интерактивное моделирование . У учеников появляется возможность проводить множество виртуальных экспериментов, к примеру, по курсу химии, биологии или физики. Причем виртуальные эксперименты могут быть как простыми, так и довольно сложными, такими, которые в школьной лаборатории повторить было бы просто невозможно. Можно, например, работать с трехмерными графическими моделями молекул и атомов.

5. Интерактивная система самопроверки, которая дает возможность ученику в удобной форме оценить уровень своих знаний, более основательно подготовиться к контрольным и экзаменам.

1.3.Недостатки электронного учебника

Существенных недостатков у электронного учебника нет, можно выделить лишь непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенную утомляемость при работе с монитором.

Рассматривая эти возможности в комплексе, можно сказать, что электронный учебник во многом отличается от классического бумажного. Он предоставляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации образовательного процесса.

2.Создание электронного учебника

EBook Maestro FREE 1.80 - это универсальный инструмент для создания презентаций и электронных книг с богатым перечнем возможностей. Бесплатная версия eBook Maestro предлагает полный набор опций для некоммерческих проектов.

Этапы создания электронного учебника на конкретном примере.

1 этап

Необходимо установить программу eBook Maestro Free

2 этап

Для создания электронного учебника воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Электронный учебник напоминает собой web-сайт и состоит из html страниц, поэтому изначально необходимо подготовить html файлы для вашего учебника. Воспользуйтесь редактором NVU
  1. Во вкладке «Общие» вы должны указать название книги, имя автора, адрес
  1. Во вкладке «Файлы» вы должны указать расположение вашей папки с html файлами на жестком диске и стартовый файл книги. Также можно указать иконку.

  1. Во вкладке «Интерфейс» вы настраиваете параметры книги.

  1. При необходимости воспользуйтесь справкой

  1. В конце следует откомпилировать файлы и получить исполняемый файл готового приложения

Вывод

Исследуя материал по данной теме, я пришла к выводу, что электронный учебник-очень полезная и удобная в использовании вещь, которая предоставляет массу возможностей, не осуществимых с книжными изданиями. НО применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Создание учебника данного вида, облегчило мне задачу с усвоением материала, а также решениями тестов. Применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Список литературы:

1.Методическое пособие в вопросах и ответах URL: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html [дата обращения 11.01.2013]

2.Педагогика URL: http://paidagogos.com/?p=154 [дата обращения 31.01.2013]

Целью занятий по курсу информатики является формирование у учащихся знаний, умений, и навыков, необходимых для самостоятельного применения компьютеров, в том числе грамотного применения информационных технологий.

На практических занятиях происходит формирование умений и навыков использования приобретенных знаний.

Традиционно, на практических занятиях, даются индивидуальные задания-карточки. Карточки содержать задания типа: набрать предложенный текст, соблюдая элементы форматирования; вставить в набранный текст таблицу определенного вида; средствами PowerPoint создать презентацию заданной структуры. Карточки по программированию содержат задания типа: реализовать алгоритм на изучаемом языке программирования; решить с помощью известного алгоритма практическую задачу. Для учащихся с низким уровнем начальной подготовки по информатике обучение с помощью карточек, несомненно, дает хорошие результаты.

На современном этапе происходит массовое внедрение компьютеров в школы и в бытовую сферу. Если несколько лет назад стандартами среднего (полного) общего образования допускалось “бескомпьютерное” обучение информатике, то в настоящее время “компьютерному” обучению информатике в школах уделяется большое внимание, но и информационные технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, расширяется сфера их применения, поэтому необходимо пересмотреть подход к обучению информационным технологиям.

Новым подходом является метод проектов. Метод проектов является компонентом системы личностно ориентированного обучения, основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Метод проектов позволяет развить у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Результативность данного метода подтверждается личным опытом. Проектная методика применялась на практических занятиях по информатике, и во внеурочное время. Темы проектов выбирались учащимися, как самостоятельно в зависимости от личного интереса, так и по выбору. Свобода выбора темы проекта является положительным стимулом, побуждающим к активной творческой работе.

В своей практической деятельности я очень часто использую программы Word и Конструктор сайтов для оформления проектов виде web-страниц.

Создание Web-сайтов с помощью MS Word.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового редактора
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внешних гиперссылок

Ход работы

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Выполните команду Файл-Создать . В появившемся окне выберите закладку Web- страницы, щелкните по закладке Новая Web-страница

3. Оформите внешний вид страницы в соответствии с приведенным примером (учебник И. Семакина 10 класс, стр 150-151) используя обычные средства MS Word .

(форматирование, самостоятельно подобрать текстуру заливки ит.д.)

4. вставьте внутренние гиперссылки, для этого установите перед абзацем, начинающийся словами Моего папу зовут…, отдайте команду Вставка-Закладка , в отрывшемся окне в строке Имя закладки введите имя М1 , щелкните по кнопке Добавить , в списке, расположенном выше, выделите слово Папа , отдайте команду Вставка-Гиперссылка , в появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив строки Имя объекта в документе;

Выберите имя созданной закладки М1 , щелкните по кнопке ОК два раза и гиперссылка готова.

Выделите первое слово Биография ;

В появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив кнопки Связь с файлом ;

Найдите и выберите ранее созданный вами файл Папина страница и щелкните по кнопке ОК два раза – гиперссылка готова.

Творческое задание.

По одной из перечисленных ниже тем создайте иллюстрированный реферат, материалы которого найдите на страницах Интернета , реферат оформите в текстовом редакторе, объем страниц – от 5 до 10листов.

Реферат должен содержать:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Содержательный раздел
  • Таблицу основных дат и событий
  • Приложение – список всех URL-адресов используемых документов

Темы рефератов:

  • Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина
  • Жизнь и творчество М.В. Ломоносова
  • Петр Первый и русская армия
  • Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
  • История русских народных инструментов
  • История открытия Америки
  • А.И. Солженицын, жизнь и творчество
  • Музеи Санкт-Петербурга
  • Участие российских спортсменов в олимпийских играх

Создание web-страницы в “Конструкторе сайтов”.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц с помощью программы “Конструктор сайтов”
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внутренних гиперссылок

Запустите программу Конструктор сайтов, откройте меню Файл-Новый проект, используя Мастера оформления пошагово оформите свой проект.

Откройте свой проект и создайте 3 страницы сайта “Моя семья-Биография папы-Биография мамы”.

В открывшейся заготовке на панели инструментов найдите вкладку Добавить страницу , выберите Тип страницы -Название страницы - Добавить.

Hа панели инструментов Редактор меню поможет оформить легенду и расположить ее по вашему усмотрению.

Сохраните свой проект.

В качестве примера привожу разработки практических работ по Word “Электронное пособие по Word” - Приложение1 .

Примечание. Если есть желающие приобрести бесплатно программу “Конструктор сайтов” со мной можно связаться [email protected]

Популярные учебники

Испанский с нуля A1.1

Испанский с нуля А1.1 – первая часть самоучителя для изучающих испанский язык Г. Нуждина .
89 уроков; постановка произношения; озвучка слов, фраз, диалогов, упражнений; мгновенная проверка; особенности культуры и общения; игры.
Цель : читать и говорить по-испански, понимать испанскую речь на слух, общаться на бытовые темы: Приветствия, Знакомство, Поздравления, Семья, В баре, В городе, Работа, Планы.

Особенности самоучителя «Испанский с нуля» :
Обучение современному испанскому языку – никакой устаревшей лексики, только нужные в речи конструкции, слова и фразы, озвученные испанцами.
Изучение лексики и грамматики в рамках разговорной темы для применения в речи.
Практическое обучение всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, восприятию речи на слух, письму. Постановка произношения.
Уроки, посвящённые речевой культуре и особенностям менталитета испанцев, что поможет избежать неловких ситуаций и недопонимания.

Испанский с нуля A1.2

Испанский с нуля А1.2 – вторая часть самоучителя испанского языка Г. Нуждина .
113 уроков; аудио слов, фраз, диалогов, текстов; мгновенная проверка упражнений; особенности менталитета испанцев.
Цель : уметь понимать испанскую письменную и устную речь, общаться на бытовые темы: Физические и душевные состояния, Внешность, Вкусы и мечты, Желания и возможности, В гостинице, Погода, Привычки.

Особенности второй части самоучителя испанского языка с нуля:
Упражнения для построения собственных высказываний и ведения диалога;
Развитие восприятия речи на слух;
Развитие навыков чтения и понимания текста;
Языковые игры для повторения лексики;

Испанский с нуля A2.3-A2.4

Испанский с нуля А2.2 - лексика; грамматика; прагматика для умения правильно применять слова и правила в конкретных речевых ситуациях; работа с диалогами для развития речи; тексты о культуре для развития навыков понимания письменной речи и получения нужной информации

«Говорящий букварь. Учимся читать» предназначен для игр-занятий с детьми онлайн. Представляет собой полный курс обучения чтению в интерактивной форме. Поможет детям не только запомнить буквы и их звуковые значения, а также научиться читать отдельные слова, словосочетания, предложения и небольшие тексты, но и понимать прочитанное, на чём в Букваре сделан особый акцент.

Какой учебник выбрать для самостоятельных занятий онлайн? Конечно, интерактивный! Потому что интерактивный электронный учебник в отличие от печатного вовлекает вас в учебный процесс на полную катушку:

  • обучает в действии,
  • проверяет ваши ответы,
  • вовремя и в нужном месте включает звук или видео,
  • играет с вами,
  • помогает заниматься регулярно,
  • ведёт статистику ваших результатов,
  • напоминает о занятиях
  • и даже мотивирует добиваться большего.

Интерактивные электронные учебники для самостоятельных занятий онлайн – это современная альтернатива традиционным печатным учебникам и самоучителям и обучающим компьютерным программам.. Вы можете приобрести доступ к выбранному учебнику навсегда или заниматься на курсах, основанных на занятиях по нашим интерактивным учебникам. Узнать подробнее о курсах можно здесь.

Обучение онлайн при помощи интерактивных электронных учебников

Вы шаг за шагом знакомитесь с новым материалом и выполняете различные задания, которые помогают его проанализировать и лучше запомнить, а также научиться использовать на практике. В результате занятий вы самостоятельно овладеваете необходимыми знаниями и умениями, так как являетесь активным участником процесса.

Что помогает учиться и достигать целей?

  • Пошаговые объяснения и упражнения сопровождаются аудиозаписями и визуальными опорами (видео, картинками, таблицами, инфографикой), которые помогут вам в запоминании материала и его применении на практике.
  • Моментальная проверка каждого этапа упражнения, чтобы избежать повторения ошибок.
  • Игровые уроки, требующие быстроты анализа информации и принятия решений, помогут вам повторить пройденный материал в интересной и азартной форме.

Оценить систему занятий и содержание каждого учебника вы можете при помощи открытых уроков, а также отзывов и оценок других пользователей.

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

"Как самостоятельно изучить электронику с нуля?" — один из самых популярных вопросов на радиолюбительских форумах. При этом те ответы, которые я нашел, когда сам его задавал, мне мало помогли. Поэтому я решил дать свой.

Это эссе описывает общий подход к самообучению, а так как оно стало ежедневно получать множество просмотров, то я решил его развить и сделать небольшое руководство по самостоятельному изучению электроники и рассказать как это делаю я. Подписывайся на рассылку -- будет интересно!

Творчество и результат

Чтобы что-то изучить надо это полюбить, гореть интересом и регулярно упражняться. Кажется, я только что озвучил прописную истину... Тем не менее. Для того, чтобы с лёгкостью и удовольствием изучать электронику надо её любить и относится к ней с любопытством и восхищением. Сейчас уже для всех привычно иметь возможность отправить видеосообщение на другой конец земли и мгновенно получить ответ. А это одно из достижений электоники. 100 лет труда тысяч ученых и инженеров.

Как нас обычно учат

Классический подход, который проповедуется в школах и университетах всего мира можно назвать подходом снизу-вверх. Сначала тебе рассказывают что такое электрон, атом, заряд, ток, резистор, конденсатор, индуктивность, заставляют решить сотни задач на нахождение токов в резисторных цепях, потом ещё сложней и т.д. Такой подход схож с восхождением на гору. Но лезть в гору сложней, чем спускаться. И многие сдаются так и не добравшись до вершины. Это верно в любом деле.

А что если спускаться с горы? Главная идея в том, чтобы сначала получить результат, а затем разобрать детально почему работает именно так. Т.е. это классический подход детских радиокружков. Он даёт возможность получить ощущение победы и успеха, которые в свою очередь стимулируют желание изучать электронику дальше. Понимаешь, очень сомнительная польза в изучении одной теории. Надо обязательно практиковаться, так как не все из теории 100% ложится на практику.

Есть такая старая инженерная шутка гласит: "Раз ты хорош в математике, то тебе надо пойти в электронику". Типичная чушь. Электроника -- это творчество, новизна идей, практика. И не обязательно впадать в дебри теоритический расчетов, чтобы создавать электронные устройства. Ты вполне можешь освоить необходимые знания самостоятельно. А математику подтянешь в процессе творчества.

Главное -- это понять основной принцип, и только потом тонкости. Такой подход просто переворачивает мир самостоятельного изучения. Он не нов. Так рисуют художники: сначала набросок, затем детализация. Так проектируют различные большие системы и т.д. Такой подход похож на "метод тыка", но только если не искать ответа, а тупо повторять одно и тоже действие.

Понравилось устройство? Собирай, разбирайся почему оно сделано именно так и какие идеи заложены в его конструкцию: почему именно эти детали используются, почему именно так соединены, какие принципы используются? А можно ли что-нибудь улучшить или просто заменить какую-нибудь деталь?

Конструирование -- это творчество, но ему можно научиться. Для это надо только выполнять простые действия: читать, повторять чужие устройства, обдумывать результат, наслаждаться процессом, быть смелым и уверенным в себе.

Математика в электронике

В радиолюбительском конструировании считать несобственные интегралы вряд ли придётся, но знание закона Ома, правил Кирхгофа, формул делителя тока/напряжения , владение комплексной арифметикой и тригонометрией может пригодиться. Это азы азов. Хочешь уметь больше - люби математику и физику. Это не только полезно, но и чрезвычайно занимательно. Конечно, это не обязательно. Можно делать достаточно крутые устройства вообще ничего этого не зная. Только это будут устройства, придуманные кем-то другим.

Когда я, после очень длительного перерыва, понял, что электроника снова меня зовёт и манит в ряды радиолюбителей, то сразу стало ясно, что мои знания давно уже улетучились, а доступность компонентов и технологий стала шире. Что я стал делать? Путь был только один — признать себя полным нолём и стартовать из ничего: знакомых опытных электронщиков нет, какой-либо программы самообучения тоже нет, форумы я отбросил потому, что они представляют собой свалку информации и отнимают много времени (какой-то вопрос можно там узнать вкратце, но получить цельные знания очень сложно — там все такие важные, что лопнуть можно!)

И тогда япошел самым старым и простым путём: через книги. В хороших книгах тематика обсуждается наиболее полно и нет пустой болтовни. Конечно, в книгах есть и ошибки, и косноязычие. Просто надо знать какие книги читать и в каком порядке. После прочтения хорошо написанных книг и результат будет отличным.

Мой совет прост, но полезен — читайте книги и журналы. Я, к примеру, хочу не только повторять чужие схемы, а уметь конструировать свои. Создавать -- это интересно и весело. Именно таким должно быть моё хобби: интересным и занимательным. Да и ваше тоже.

Какие книги помогут освить электронику

Много времени я провел выискивая подходящие книги. И понял, что надо сказать спасибо СССР. Такой массив полезных книг после него остался! СССР можно ругать, можно хвалить. Смотря за что. Так вот за книги и журналы для радиолюбителей и школьников надо благодарить. Тиражи бешеные, авторы отборные. До сих пор можно найти книги для новичков, которые дадут фору всем современным. Поэтому есть смысл пройтись по букинистам и поспрашивать (да и скачать все можно).

  1. Климчевский Ч. - Азбука радиолюбителя.
  2. Эймишен. Электроника? Нет ничего проще.
  3. Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)
  4. Хабловски. И. Электроника в вопросах и ответах
  5. Никулин, Повный. Энциклопедия начинающего радиолюбителя
  6. Ревич. Занимательная электроника
  7. Шишков. Первые шаги в радиоэлектронике
  8. Колдунов. Радиолюбительская азбука
  9. Бессонов В.В. Электроника для начинающих и не только
  10. В. Новопольский - Работа с осциллографом

Это мой список книг для самых "маленьких". Обязательно следует пролистывать и журналы Радио с 70х по 90е гг. После этого можно уже читать:

  1. Гендин. Советы по конструированию
  2. Кауфман, Сидман. Практическое руководство по расчетам схем в электронике
  3. Волович Г. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств
  4. Титце, Шенк. Полупроводниковая схемотехника. 12-е изд.
  5. Шустов М. А. Практическая схемотехника.
  6. Гаврилов С.А.-Полупроводниковые схемы. Секреты разработчика
  7. Барнс. Эллектронное конструирование
  8. Миловзоров. Элементы информационных систем
  9. Ревич. Практическое программирвоание МК AVR
  10. Белов. Самоучитель по Микропроцессорной технике
  11. Суэмацу. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство
  12. Ю.Сато. Обработка сигналов
  13. Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
  14. Янсен. Курс цифровой электроники

Думаю, эти книги ответят на множество вопросов. Более специальные знания можно почерпнуть из более специальных книг: по аудиоусилителям, по микроконтроллерам и т.д.

И конечно же нужно практиковаться. Без паяльника вся теория в прорубь. Это как водить машину в голове.
Кстати, более подробные обзоры некоторых книг из списка выше можешь .

Что еще следует делать?

Учиться читать схемы устройств! Учиться анализировать схему и стараться понять как работает устройство. Этот навык приходит только с тренировкой. Начинать надо с самых простых схем, постепенно наращивая сложность. Благодаря этому ты не только изучишь обозначения радиоэлементов на схемах, но и научишься их анализировать, а также запомнишь ходовые приемы и решения.

Дорого ли заниматься электроникой

К сожалению, деньги потребуются! Радиолюбительство не самое дешевое хобби и потребуется некоторый минимум фин. вложений. Но начать можно практически без вложений: книги можно доставать буккросингах или брать в библиотеках, читать в электронном виде, приборы можно купить для начала самые простые, а более продвинутые купить тогда, когда будет не хватать возможностей простых приборов.

Сейчас купить можно всё: осциллограф, генератор, источник питания и другие измерительные приборы для домашней лаборатории — всё это следует со временем приобрести (или сделать самому то, что в домашних условиях сделать можно)

Но когда ты маленький и начинающий можно обойтись пальником и деталями из сломанный техники, которую кто-нибудь выкидывает или просто валялась дома давно без дела. Главное иметь желание! А остальное приложится.

Что делать, если не получается?

Продолжать! Редко что-то получается хорошо с первого раза. А бывает так, что результатов нет и нет -- будто упёрся в невидимый барьер. Кто-то этот барьер преодолевает за полгода-год, а другие только через несколько лет.

Если сталкиваешься со сложностями, то не надо рвать волосы и думать о себе, что ты самый тупой на свете, так как Вася понимает, что такое обратный ток коллектора, а вот ты все никак не можешь понять почему он играет роль. Может быть Вася просто надувает щёки, а сам ни бум-бум =)

Качествои и скорость самообучения зависят не только от личных способностей, но и от окружения. Вот тут надо радоваться существованию форумов. На них все таки встречаются (и часто) вежливые профессионалы, готовые с радостью учить новичков. (Есть еще всякие грымзы, но считаю таких людей потерянной веткой эволюции. Мне их жаль. загибать пальцы — это понты самого низкого уровня. Лучше просто молчать)

Полезные программы

Обязательно следует ознакомиться с САПРами: рисовалками принципиальных схем и печатных плат, симуляторами, — полезные и удобные программы (Eagele, SprintLayout и т.д.). Я выделил на сайте целый раздел под них. Время от времени там будут появляться материалы по работе с программами, которые использую сам.

И самое главное — испытывайте радость творчества от радиолюбительства! На мой взгляд к любому делу следует относится как к игре. Тогда оно будет и занимательным и познавательным.

О практике

Обычно каждый радиолюбитель всегда знает какое устройство хочет сделать. Но если ты еще не определился, то я посоветую собрать источник питания, разобраться для чего нужна и как работает каждая его часть. Затем можно обратить внимание на усилители. И собрать, например, аудиоусилитель.

Можно поэксперементировать с самыми простыми электрическими цепями: делителем напряжения, диодным выпрямителем, фильтрами ВЧ/СЧ/НЧ, транзистором и однотранзисторными каскадами, простейшими цифровыми схемами, конденсаторами, индуктивностями. Всё это пригодится в дальнейшем, а знание таких основных цепей и компонентов придаст уверенность в своих силах.

Когда шаг за шагом идешь от простейшего к более сложному, тогда знания порционно накладываются друг на друга и легче освоить более сложные темы. Но иногда не ясно из каких кирпичиков и как следует сложить здание. Поэтому иногда следует действовать наоборот: поставить цель собрать какое-нибудь устройство и освоить множество вопросов при его сборке.

Да прибует с тобой Ом, Ампер и Вольт: