Социальный контроль лидеров в традиционных обществах. Социальный контроль в обществе

Одним из наиболее сложных и многозначных понятий, применяемых в научной правовой, политологической и социологической литературе является широко используемое в названных науках понятие «социальный контроль» 1 .

Цель лекции: познакомить студентов с явлением социального контроля; проанализировать толкования данного понятия с точки зрения различных наук; изучить сущностные составляющие социального контроля с очки зрения социологической науки.

Таким образом, на уровне сложных организаций, по-видимому, реализуются производственные и производительные силы, формы сотрудничества, которые представляют материальную основу общества и составляют идеологические аппараты по преимуществу. Нет ничего логичнее, чем реализация и организация того, что происходит в более крупном социальном плане, в котором организации, несомненно, играют центральную роль. Гарет Морган 30 систематизирует изучение организаций как политических систем, занимающихся проблемой конфликта интересов и уделяя особое внимание измерению власти. 31.

В соответствии с поставленными целями, можно предложить следующий план для рассмотрения темы:

    Понятие социального контроля.

    Функции, участники, виды и формы социального контроля.

    Социальные нормы и социальные санкции.

1.Понятие социального контроля.

Понятие «социальный контроль» вошло в научный оборот исторически недавно. Так еще в дореволюционном словаре «Брокгауза и Ефрона» используется только термин «государственный контроль», причем трактуется он достаточно узко, как деятельность «учреждения, на обязанности которого лежало бы наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов».

Групповое поведение было тщательно изучено организационными теоретиками и социальными психологами, особенно Курт Левин. В наше время психоаналитическая традиция также была очень озабочена группой. Например, работа Биона по групповому поведению, похоже, что-то определенно включена в усилия по пониманию такого рода процессов.

В рабочие группы также включены другие очень разнообразные исследовательские сети: во Франции, в Группе институционального анализа и в Соединенных Штатах - группе организационного развития. Майкл Биер, ссылаясь на межгрупповые вмешательства, заявляет: Первичная группа, вероятно, является самой важной подсистемой внутри организации. Ее важность в конфигурации организационного поведения напоминает мнение Ликерта об организации с рядом небольших групп связанные между собой лицами, которые являются членами одной группы, и лидерами в другой.

Социальный контроль - термин, введенный в широкий научный оборот французским социологом и криминологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Г. Тард стал понимать его как один из факторов «социализации» личности. Социальный контроль стал трактоваться как целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка.

Поэтому неудивительно, что развитие группы привлекло столько внимания 33. Как упоминалось ранее, одна из функций символических менеджеров заключается в том, чтобы действовать как связь между различными группами, с тем чтобы добиваться интеграции и принятия стандартов, содержащихся в более широкой организационной культуре компании.

Видимость группы настолько сильна для индивида, среди других причин, потому что она определяет ее «социальную вселенную». Имеет смысл заявить, что набор групповых утверждений человека можно рассматривать как определяющее их положение в организации способом, аналогичным тому, как пространственное положение человека определяет его положение в физической вселенной. В обоих случаях, членство и пространственное положение сильно влияют на количество и материальный характер стимулов, которым подвергаются люди в повседневной деятельности. 34.

Развернутую теорию социального контроля в социологии создал Р.А. Лапьер, рассматривавший социальный контроль как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению. При этом Лапьер выделил три универсальных механизма социального контроля, действующих в различных обществах:

То, что происходит в социальной среде, менее заметно, потому что сама связь между организацией и окружающей средой, о которой мы так говорим, имеет такие неопределенные значения, что она доходит до компрометации содержания понятий. На этом утверждение Уильяма Старбака 36 ясно: «на нежелательном уровне организационная среда - это произвольное изобретение самой организации» и «та же самая среда, воспринимаемая организацией как непредсказуемая, сложная и исчезающая, может видна другой организацией как статическая и легко понятная». 37.

Это вселенная социального контроля в организациях, вселенной, которая обязательно включает в себя некоторые существенные аспекты любой организации, потому что сама по себе является сущностью любой сложной организации. Вселенная, которая включает производственные отношения, формы организации работы, идеологические прививки, репрессии, групповую динамику и идентификацию, выявленные несколькими авторами, среди которых Ллойд Уорнер, антрополог, осознавший важность психологического измерения в объяснении профессионального успеха в организациях, и такое влияние оказало на американскую социологию.

1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм),

2) экономические санкции («провокация», «запугивание», «штраф»),

3) административные санкции.

Различные науки выработали подходы к проблеме социального контроля, отвечающие специфике их предмета.

Так, например, психология рассматривает проблему социального контроля сообразно проблеме психической жизни индивида 2 . Характерно, что в своем труде Т. Шибутани посвящает всю первую часть своей социальной психологии проблеме социального контроля. Здесь социальный контроль рассматривается в сопряжении с такими темами как «Структура организованных групп», «Самосознание и участие в группах», «Культурная матрица играния ролей» и, наконец, «Коммуникация и социальный контроль».

По этой причине озабоченность корпоративным социальным контролем - это критика того, как авторитетные структуры сами себя бюрократически в традиционных организациях. 39. Для Роберта Кинга Мертона тема социального контроля критически рассматривается бюрократией, открывающей давнюю традицию. Бюрократия рассматривается как имеющая функции и дисфункции, и это поможет нам понять различия между «идеальным типом» и реальностью. Для него бюрократию можно изучать с точки зрения ее направления к точности, уверенности и эффективности и ее подражания для достижения этих целей.

В политологии проблема социального контроля исследуется в рамках соотношения государства и гражданского общества. При этом в ряде случаев исследователи пытаются свести ее к проблеме форм и методов включения индивида в политическую деятельность, рассматривая социальный контроль как воздействие индивидов через институты гражданского общества на институты государства в результате развития различных форм демократии, как в непосредственных, так и опосредованных формах участия.

Анализ Мертона начинается с требования бюрократии о том, чтобы управление функционировало удовлетворительно. Таким образом, это оказывает давление на работника с точки зрения «методического, разумного и дисциплинированного» поведения. Такое давление связано с необходимостью высокой степени уверенности в поведении сотрудников. 40 Поэтому подчеркивается актуальность дисциплины. Это делается только в том случае, если установленные стандарты поддерживаются чувствами, которые гарантируют преданность сотрудников бюрократическим обязанностям.

В юриспруденции проблема социального контроля присутствует не только в пограничной с социологией отрасли «социологии права», но и в теории правовой науки. Особенно ясно ощущается присутствие проблемы социального контроля в таких теориях как аналитическая юриспруденция Герберта Харта, концепциях «живого права» Е. Эрлиха и в американской социологической школе права.

В конечном счете, поэтому эффективность бюрократии зависит от привития отношениям и чувствам, соответствующим его функционированию. 41. Однако такие привитые чувства, как правило, усиливаются больше, чем необходимо, уменьшая количество персонализированных отношений, заменяя чрезмерную привязанность к требованиям бюрократических процедур, стимулируемых самой планировкой бюрократической жизни, то есть выпускной карьеры, характеризуется акциями, пенсиями, корректировками заработной платы и т.д. поэтому работник должен адаптировать свои мысли, чувства и действия к перспективам, которые он предлагает в своей карьере.

Известно, что социологическая юриспруденция наибольшее распространение получила в США, где она сосуществовала и конкурировала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовым направлением. Роско Паунд, глава этой школы, начал разрабатывать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего творческого пути сумел свести воедино свои разработки в пятитомной «Юриспруденции» (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Р. Паундом как «инструментальный прагматический подход» к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как «инструмент социального контроля». Поскольку контроль связан с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство которого также принадлежит Р. Паунду.

Это, как правило, стимулирует их конформизм, консерватизм и техничность. Такое вовлечение, стимулируемое формализмом небольших процедур, также ведет к передаче идентификации со средствами, представленными поведением, требуемым нормами. Подача в норму, которая идет от середины до конца сама по себе, создает на уровне организации смещение целей. Что касается «добродетелей» бюрократа, это приводит к жесткому поведению и трудностям в работе с общественностью, которой должна заниматься бюрократия. 43.

Такая трудность стимулируется категоризацией, т.е. тенденцией к формированию широкого круга частных случаев с несколькими категориями лечения. Бюрократ, далекий от стимулирования инновационного поведения, стимулируется безопасностью и комфортом, обеспечиваемым слепого подчинения нормативным актам. Поэтому предсказуемость и жесткость поведения идут рука об руку. В свою очередь, в то же время, когда происходит сокращение персонализированных отношений, происходит развитие эспринт корпуса, самозащита бюрократической группы перед обществом и его общественностью.

На трактовке анализируемого понятия сказывались особенности становления новой отрасли науки - социологии права. В XX в. сформировалось два подхода к социологии права. Если в континентальной Европе выделилось направление социологии, именующее себя юридической социологией, то в Соединенных Штатах, прагматически ориентированных на изучение практических проблем правопорядка, появилась социологическая юриспруденция.

Развитие этой бюрократической самозащиты, как правило, повышает жесткость чиновников, осознает их общие интересы и стремится защитить их. В линии Мертона основным следствием жесткости поведения является появление неформальной защитной организации перед лицом любой угрозы целостности группы, которая стремится выполнить свои задачи, намного больше, чем у клиентов, для обслуживания которых бюрократия существует. Это обычно подразумевает консерватизм, а также минимизацию личных контактов с клиентами, за которым следует безличное отношение к вопросам, имеющим для них личное значение, а также возникновение конфликта между бюрократом, который наделен полномочиями вся организация и клиент, который, судя по себе, часто в социальном плане, превосходит его, также может принять доминирующее отношение.

Первая из этих дисциплин связывала социологию с феноменом групповой жизни как влекущей за собой «право». Другая - связывала юриспруденцию с регулированием отношений и упорядочением поведения, что необходимо в рамках жизнедеятельности социальных групп. Первая трактовка оказалась ближе к общей социологии, вторая - ближе специальной науке о праве.

Восприятие всей модели, разработанной Мертоном, значительно облегчается анализом ниже. В 1980-х и 1990-х годах в организациях была разработана так называемая «культура качества» 45, которая пропагандирует организацию, которая объединяется по горизонтали, уменьшая иерархические уровни и сокращая бюрократию, чтобы обрабатывать лучшую информацию, воздействуя на окружающую среду. Этот «неофункционалистский» подход соответствует постиндустриальной парадигме, которая, как уже упоминалось, имеет своего рода антибюрократическую экономическую рациональность, которая защищает творчество и инновации.

Известно, что если для европейской общественной мысли характерно строгое разделение различных отраслей науки и в том числе социологии и права, то для США больше характерен интеграционный подход. В частности, это проявляется в широком распространении социологической концепции права, когда, согласно классикам американской правовой мысли О.У. Холмсу и Р. Паунду, право трактуется как «совокупность реальных общественных отношений» (отсюда название одной из американских правовых школ - реализм) или же, как социальная инженерия. При этом само право рассматривается в большей степени инструментально, а именно как важнейшая форма социального контроля.

Компания должна быстро обрабатывать информацию, саморегулируясь. Образ, используемый теоретиками этой линии, относится к организациям как к мозгу, которые должны научиться учиться. Сотрудники должны действовать в соответствии с пожеланиями и потребностями своих внутренних и внешних клиентов, развивая личные отношения с ними.

Джозеф Кэмпбелл 46, осуждает в своем исследовании, как символы могут использоваться в качестве источника власти в организациях. Автор использует определение Мертона символов, в котором говорится, что истинный символ не указывает только на объект. Он содержит в себе структуру, которая направляет наш ум в формировании нового осознания внутреннего смысла жизни и реальности. Кэмпбелл анализирует радикально-гуманистическую парадигму применительно к организациям и использует работу Мертона в этой перспективе.

В рамках этого различия сформировались и несколько различные представления о функциях права. В европейской традиции для права основными являются регулятивная и охранительная функции. В американской правовой мысли - другая точка зрения. Так, по мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе 3 . Естественно, что сама правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Селзник разработал свою модель, показывающую, как Мертон, некоторые способы, с помощью которых бюрократия заканчивает получение нежелательных результатов. Его предположение заключается в том, что бюрократии характеризуются постоянным поиском интеграции целей подгрупп в официальную доктрину организации. Это, следовательно, область конфликта, область попытки узаконить частичные и часто расходящиеся интересы. По принципу специализации иерархия делегирует полномочия, создавая различные отделы для разных предметов.

При этом, правда, сотрудники набирают опыт в узких областях, уменьшают проблемы, в которых они сосредотачивают свое внимание, и улучшают способ их лечения. Таким образом, широко распространена практика делегирования полномочий, которая не должна рассматриваться строго как делегирование контроля, а как делегирование функций. Селзник отмечает, однако, что некоторые проблемы связаны с этой практикой.

Согласно общесоциологическому пониманию, социальный контроль есть способ саморегуляции любой социальной системы, регламентирующей и консолидирующей деятельность своих членов, стабилизирующей собственное функционирование и развитие посредством формирования личностных, групповых и институциональных стандартов деятельности (норм, ценностей, идеалов), а также оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего приведения этой деятельности в соответствие со стандартами при помощи системы социальных санкций.

Во-первых, следует помнить, что не только содержание организационных решений имеет тенденцию к изменению, но и развивается производство идеологий подгрупп. Кстати, стремление Агентства к самообновлению в конечном итоге охватило его в конфликте с Департаментом внутренних дел на уровне федерального центрального высшего управления. 49.

Проще говоря, анализ Сельзника показывает, что делегирование полномочий, раздвоение интересов посредством специализации и усугубление развития идеологий групп или подгрупп, в самих членах подгрупп увеличивает интернализацию их целей, процесса где они играют ключевую роль в обычных решениях.

С точки зрения системного подхода социальный контроль определяется как механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный социальный контроль задается наличием институциональной организации общества. Социальный институт контролирует поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Контролирующий характер институционализации жестко не связан с системой санкций, поддерживающих институт: дополнительные, вторичные механизмы контроля требуются в том случае, если процессы институционализации не вполне успешны. Применение санкций обеспечивает совпадение или минимизирует расхождение между фактическим и ожидаемым поведением членов общества 4 .

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.) , посредством которых обеспечивается определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы. Такими образцами и ограничениями являются системы ценностей, правовые и моральные нормы, адм. предписания, решения, обычаи, привычки и т. п. С. к. обеспечивает определ. организацию обществ. жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям; посредством С. к. реализуется обратной связи в управлении любыми социальными процессами или системами.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях. Становление С. к. неразрывно связано с возникновением человеч. общества. По мере развития и усложнения всех обществ. отношений быстро развивается и С. к., совершенствуются его механизмы, растёт его в функционировании всех социальных систем. Возникают социальные институты, специально призванные осуществлять С. к.,- судебные и иные карательные органы. Вместе с тем в той или иной мере функции С. к. осуществляют любые социальные институты или группы, государственной или общественной организации.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964; его же, Социология личности, М., 1967; Левада Ю. Α., Социальная религии, М., 1965; его же, Сознание и управление в обществ. процессах, "ВФ", 1966, No 5; Πопова И. М., Теории социального контроля в амер. социологии, "ВФ", 1965, No 6; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., Новосибирск, 1967; Беккер Г. и Босков А. [сост.], Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961; Шибутани Т., Социальная , пер. с англ., М., 1969; Lumley F. Ε., Means of social control, N. Y.–L., ; Bernard L. L., Social control in its sociological aspects, N. Y., 1939; Hollingshead A. В., The concept of social control, "Amer. Sociological Review", 1941, v. 6, No2; Mannheim K., Man and society in an age of reconstruction, L., ; Gurviteh G., Social control, в кн.: Gurvitch G., Moore W. Ε. (ed.), Twentieth century sociology, N. Y., 1945; Segerstedt T. T., Social control as sociological concept, Uppsala, ; Nett R., Conformity deviation and the social control concept, "Ethics", 1953, v. 64, No1; Gerth H. and Mills C. W., Character and social structure, N. Y., ; La Piere R. T., A theory of social control, L., ; Rouček J. S., Social control, 2 ed., Princeton, ; Landis P. H., Social control, Phil.–N. Y.–Chi., ; Dahrendоrf R., Class and class conflict in industrial society, Stanford, 1959; Bogardus E. S., The development of social thought, 4 ed., N. Y.–L.–Toronto, ; Кatz D., Kahn R. L., The social psychology of organizations, Ν. Υ., 1967; Lemert Ε. Μ., Human deviance, social problems and social control, .

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ" в других словарях:

    Система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Политология. Словарь.

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - Контроль, который общество осуществляет над индивидами внутри его. Формами такого контроля, прежде всего, являются процессы социализации и вытекающей из него интернапизации норм и ценностей общества. Этот термин обычно не используется для… … Толковый словарь по психологии

    Социальный контроль - Одна из дисциплин социальной психологии. изучающая воздействие социальной среды на человеческое поведеиие. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов подкрешения, убеждения и пропаганды… … Большая психологическая энциклопедия

    Механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный С.К. задается… … Новейший философский словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления. Основные… … Энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - (SOCIAL CONTROL) По мнению большинства социологов, социальный контроль достигается сочетанием послушания (compliance), принуждения и приверженности социальным ценностям. Например, Т. Парсонс (Parsons, 1951) определял социальный контроль как… … Социологический словарь

    Механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений… … Большая советская энциклопедия

    Социальный контроль - (см. Контроль социальный) … Экология человека