4 правовое положение акционерного общества. Гражданско-правовой статус акционерных обществ. Правовое положение ОАО

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

  • основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
  • обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);
  • управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Ситуационный подход к управлению

Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

АО -это общество, уставный капитал которого разделен на акции; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деят-тью общества в пределах стоимости принадл-м им акций.

АО может быть создано 1 лицом или состоять из 1 лица в случае приобретения всех акций общества.

Акционеры имеют право на долю доходов(дивидендов) АО согласно количеству акций. Остальная часть-нераспределенная прибыль. АО по закону не может иметь в качестве единственного участника хоз-ное общество, состоящее из 1 лица.

Виды АО: открытое (ОАО); закрытое (ЗАО)

ЗАО - это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), и не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.

Акции ЗАО распределяются в частном порядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Число членов ЗАО не больше 50 (если выше, то перерегистрируется в ОАО).

ЗАО по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от ОАО; но обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, с которым может ознакомиться любой член общества.

ОАО - это акц. об-во, участники кот. могут свободно продавать и покупать акции об-ва без согласия других акционеров, может проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке. ОАО полностью открыто и его деятельность контролируется, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения:

1)годовой отчет; 2) бухгалтерский баланс; 3)счет прибылей и убытков;

а также ежегодно привлекать аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

Высший орган управления в АО - общее собрание акционеров которое может:

1)измененять устав общества и размер уставного капитала; 2)утверждать годовые отчетыв и балансы, распределять прибылии убытки; 3)образовывать исполнительные органы и досрочное прекращение их полномочий; 4)принимать решение о реорганизации или ликвидации общества; 5)избирать ревизионную комиссию; 6)решать иные вопросы.

Если число акционеров больше 50 чел., то создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Его компетенция определяется уставом АО.

Исполнительный орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и/или единоличным (директор, ген. директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров.

12.Правовое положение субъектов малого предпринимательства . Фонды поддержки малого предпринимательства.

Определяется ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Субъекты МП : коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не являющимся субъектами МП, не превышает 25% и в которых сред. число работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (напр., в промышленности - 100 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек), с учетом всех работников, в т.ч. работающих по договорам, по совместительству, а также работников представительств, филиалов и др.обособленных подразделений данного ЮЛ. Субъекты МП : физ. лица, занимающиеся предпр-ской деят-тью без образования ЮЛ. Малые предприятия, осущес-щие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по тому виду деятельности, доля которого является макс. в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти: Например, в соответствии с Законом г. Москвы "Об основах МП в Москве", район непосредственной деятельности субъектов МП должен быть ограничен пределами Москвы и МО. Их основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных для Москвы видов деятельности, они должны иметь бизнес-план на период не менее года, действующий договор о страховании имущества и др.

Субъекты МП регистрируются и зансятся в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта МП дает право на получение гос.поддержки. Некоторые меры поддержки : льготные условий использования гос. финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; упрощенный порядок регистрации, лицензирования, сертификации, представления гос. статистической и бухгалтерской отчетности; налоговые льготы; поддержка внешнеэкономической деятельности; право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности и др. Для субъектов МП резервируется определенная доля заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для гос. нужд.

Гос. поддержка МП осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Созданы Фонды поддержки МП путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации гос. и муницип-го имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физ. и юр. лиц, в т.ч. иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам МП. Нормативными правовыми актами, в частности Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. "О ремесленной деятельности в г. Москве", предусмотрены и иные меры поддержки субъектов МП.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года) устанавливает, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Из этого определения следует, что:

Имущество общества находится в общей собственности акционеров;

Каждый отдельный акционер не имеет прав на имущество общества, так как нельзя обособить его долю от общего имущества, в силу чего акционер обладает лишь обязательственными правами и не может выступать в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Акционерное общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, но отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии. К некоторым видам деятельности могут быть предъявлены требования как к исключительным, при которых в течение срока действия лицензии акционерное общество не вправе осуществлять иные виды деятельности.

Общество может быть создано путем учреждения нового или путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Основаниями создания общества являются:

При учреждении вновь - решение учредительного собрания;

При реорганизации - решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, - решения уполномоченных государственных органов или решение суда (разделение или выделение) или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).

Основные правила учреждения общества:

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;

Решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;

Избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;

Учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);

Все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.

Основные определения и правила реорганизации общества.

Слияние общества - это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Осуществляется по договору о слиянии между обществами и в соответствии с передаточным актом.

Присоединение общества - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Производится по договору о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, и в соответствии с передаточным актом.

Разделение общества - прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Выделение общества - создание дополнительно одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование общества - акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Преобразование осуществляется на основании учредительных документов.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Основаниями ликвидации общества являются:

Решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);

Решение суда - в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;

Признание судом несостоятельности общества.

Правовое положение акционерных обществ определяется Федеральным законом РФ об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Обладатель специального права ("золотой акции") имеет право вето при принятии на общем собрании акционеров решений по наиболее важным вопросам деятельности общества.

Федеральный закон об акционерных обществах устанавливает, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество. Из этого определения следует, что:

имущество общества находится в общей собственности акционеров;

каждый отдельный акционер не имеет прав на имущество общества, так как нельзя обособить его долю от общего имущества, в силу чего акционер обладает лишь обязательственными правами и не может поэтому выступать в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Приведенное в законе определение не содержит понятия об акционерном обществе как социально-экономической или производственно-хозяйственной системе. К организации и деятельности акционерного предприятия недостаточно подходить только с точки зрения его имущественных и обязательственных прав. Акционерное предприятие - это производственно-хозяйственная, социальная и экологическая система, развивающаяся целеустремленно, в которой имущество находится в общей собственности акционеров.

Определение акционерного общества как коммерческой организации недостаточно полно отражает его целеустремленность. В понятии гражданского права коммерческими организациями признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Однако такое нормативное определение цели не соответствует объективному предназначению производства: производство существует исключительно для удовлетворения потребностей общества (без потребностей не может быть производства). Поэтому объективно главной целью деятельности акционерного предприятия является удовлетворение определенных общественных потребностей. Получение прибыли для производственно-хозяйственных структур является промежуточной целью: она необходима для последующего реинвестирования в развитие производства в интересах удовлетворения новых или растущих потребностей. Таким образом, получение прибыли подчинено более высокой цели - удовлетворению потребностей. Как без потребностей нет производства, так и без удовлетворения потребностей нет прибыли (если не иметь в виду получение прибыли мошенническими способами).

Поскольку сущность акционерного дела заключается, в первую очередь, в привлечении средств инвесторов (акционеров) для ускорения развития производства путем реинвестирования получаемой прибыли, основную (но не главную) цель акционерного общества более полно отражает формула: рост суммарного акционерного капитала за счет накопления и реинвестирования получаемой прибыли. Эта цель подчинена главной цели - удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах определенного вида.

Акционерное общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, но отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии. К некоторым видам деятельности могут быть предъявлены требования как к исключительным, при которых в течение срока действия лицензии акционерное общество не вправе осуществлять иные виды деятельности.

Законом установлено, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особо стоит вопрос об ответственности за банкротство АО, вызванное действиями (бездействиями) акционеров и других лиц, имеющих право давать обязательные для выполнения указания либо другим образом определять его действия. На указанных акционеров и других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Поскольку закон устанавливает, что ответственность "может быть возложена", очевидно, что решение этого вопроса относится к компетенции суда, если ответственные лица не признают ее добровольно при предъявлении обществом претензии.

Однако наибольшая трудность в реализации установленной субсидиарной ответственности заключается в сложности (а нередко в невозможности) доказательства, что банкротство явилось следствием тех или иных действий или распоряжений. Результаты производственно-хозяйственной деятельности носят многофакторный характер, и выявление значимости тех или иных факторов требует серьезной аналитической работы, что, в свою очередь, возможно при хорошо поставленном учете и наличии высококвалифицированных кадров. Более того, закон устанавливает, что ответственность указанных акционеров и (или) лиц наступает только в случае, если они заведомо знали, что результатом их действий или исполнения обществом их обязательных распоряжений будет банкротство общества (ст. 3 Федерального закона об акционерных обществах), то есть если они умышленно действовали во вред обществу.

Основательность этой нормы закона вызывает сомнение, во-первых, практической недоказуемостью того, что лица, причинившие вред, "заведомо знали" о последствиях. Во-вторых, умышленные действия с подобными целями и результатами могут носить характер скрытого рефлексивного воздействия (один из методов экономической агрессии). И, наконец, указанная норма противоречит норме Гражданского кодекса РФ "О возмещении вреда". Согласно ст. 1064 вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в то время как норма Закона об акционерных обществах устанавливает лишь субсидиарную ответственность, наступающую в случае недостаточности имущества общества по его обязательствам. Так как правовые нормы, устанавливаемые в законах, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ, имеются все основания руководствоваться в данном случае нормой, установленной в Гражданском кодексе, и требовать от лиц, нанесших вред имуществу акционерного общества, возмещения потерь в полном объеме.

При рассмотрении данного вопроса может возникнуть необходимость в толковании: можно ли считать ущерб, умышленно нанесенный обществу и вызвавший его банкротство, вредом, причиненным его имуществу? Имеются все основания полагать, что да. Мало того, что была упущена выгода (уменьшен возможный объем имущества, которое общество могло бы приобрести в результате нормального делового оборота), общество может вообще потерять имущество - продать его, чтобы расплатиться с долгами.

Необходимость толкования той или иной правовой нормы возникает довольно часто при ее реализации. Норма права - это общее правило поведения, в котором явления общественной жизни представлены в типичных, а не индивидуальных проявлениях. Чем в большей степени конкретное событие отличается от типичного, тем более необходимо толкование соответствующей нормы права, особенно если норме присущ высокий уровень обобщения.

Толкование нормы права - это выявление воли законодателя, выраженной в правовой норме. Оно осуществляется:

для уяснения смысла и содержания нормы лицом, ее применяющим. В этом случае используется метод толкования по способу (филологические, логические, системные, историко-политические, специально-юридические и функциональные средства);

для официального разъяснения (конкретизации) нормы государственным компетентным органом в форме правового акта. Такое толкование имеет юридическую силу;

для неофициального разъяснения нормы юристами (консультантами, адвокатами), значение которого состоит в логической убедительности понимания нормы.

Официальное толкование может быть нормативным (распространяется на определенную категорию дел и сохраняет свою силу для всех возможных будущих случаев применения нормы) или казуальным (применительно к конкретному казусу, случаю).

Эти понятия необходимо усвоить специалистам, так как в применении хозяйственного права предприятиям следует прибегать к толкованию той или иной правовой нормы.

6. Правовое положение учреждений. Правовое положение унитарных

Предприятий.

Унитарное предприятие -коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образо­ванию, которые могут выступать учредителями таких пред­приятий.

Учредительный документ унитарного предприятия - устав.

В форме унитарных могут быть созданы только государ­ственные и муниципальные предприятия.

Уставными фондами государственного или муниципаль­ного предприятий определяются минимальные размеры его имущества, гарантирующие интересы их кредиторов. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федераль­ным законом на дату государственной регистрации этого предприятия. Размер уставного фонда муниципального пред­приятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установ­ленных федеральным законом на дату государственной ре­гистрации данного предприятия.

Управление унитарными предприятиями осуществляет руководитель, который назначается собственником предприятия либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом. Но оно не не­сет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть основано:

1. для хозяйственного ведения;

2. оперативного управления.

Некоммерческие организациисоздаются для управленческих, учебных, благотворительных и иных целей, осу­ществляют предпринимательскую деятельность не для по­лучения прибыли, а лишь для достижения уставных целей.

Некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации в установ­ленном законом порядке.

Некоммерческая организация имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую фор­му и характер деятельности.

Некоммерческая организация создается в следующих формах:

1. потребительских кооперативов (добровольных объ­единений граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных па­евых взносов);

2. товариществ собственников жилья (объединения лиц собственников помещений для совместного управле­ния и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума));

3. общественных объединений (добровольных объеди­нений граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей);

4. религиозных организаций (объединений граждан, имеющих основной целью совместное исповедание и распространение веры);

5. фондов (не имеющих членства некоммерческих орга­низаций, учрежденных гражданами и (или) юридиче­скими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворитель­ные, культурные, образовательные или иные обще­ственно полезные цели);

6. учреждений (организаций, созданных собственником для осуществления функций некоммерческого харак­тера, финансируемых полностью или частично за счет средств собственника);

7. автономных некоммерческих организаций (учрежден­ных на основе добровольных имущественных взносов некоммерческих организаций, имеющих целью предо­ставление услуг всем заинтересованным лицам);

8. ассоциаций (союзов) (союзов некоммерческих орга­низаций, при которых их члены - самостоятельные юридические лица).

В зависимости от формы некоммерческой организа­ции ее учредительными документами выступает:

1. устав, утвержденный учредителями (участниками) (для общественной организации (объединения), фон­да, некоммерческого партнерства и автономной не­коммерческой организации);

2. учредительный договор, заключенный ее членами, и устав, утвержденный ими (для ассоциации или союза);

3. решение собственника о создании учреждения и ус­тав, утвержденный собственником (для учреждения). Законодательство дает право некоммерческим организа­циям создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.

Управление некоммерческими организациями осущест­вляют высший орган (коллегиальный высший орган управ­ления для автономной некоммерческой организации или об­щее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза)) и исполнительный орган (руководи­тель некоммерческой организации).

7. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского

Права.

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.

Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно которому особенности ответственности РФ, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование слияний и поглощений акционерных обществ в РФ и за рубежом. Юридические гарантии защиты прав акционеров и кредиторов при реорганизации акционерных обществ в форме слияния. Гарантии прав акционеров при принудительном выкупе акций.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2017

    Совершенствование правового регулирования акционерных отношений. Виды акционерных обществ. Число акционеров закрытого общества. Создание и государственная регистрация акционерного общества. Содержание Устава, высший орган управления акционерного общества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Анализ российского законодательства, регламентирующего правовое положение акционерных обществ. Правовое исследование организационно-структурных видов акционерных обществ как субъектов гражданского права. Понятие и содержание уставного капитала общества.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2013

    Вопросы создания и ликвидации акционерных обществ. Формирование органов управления. Организационная структура акционерных обществ. Судебно арбитражная практика решения вопросов АО. Споры по обжалованию решений общих собраний акционеров.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2006

    История возникновения и развития института акционерных обществ. Виды акционерных обществ. Устав - учредительный документ акционерного общества. Органы управления в акционерных обществах. Правовое регулирование и способы создания акционерных обществ.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Историко-правовые аспекты создания законодательства об организации деятельности акционерных обществ. Правовое положение современных акционерных обществ в России. Корпоративное управление.

    диссертация , добавлен 25.11.2002

    Правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Создание и учредительные документы. Закрытые и открытые акционерные общества. Уставный фонд и ценные бумаги акционерных обществ. Особенности реорганизации и ликвидации акционерных обществ.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010