Малый бизнес доход в год. Критерии малого предприятия. Акционерные общества - СМП

05.02.2016

Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2015 года

По данным таможенной статистики в январе-декабре 2015 года внешнеторговый оборот России составил 530,4 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизился на 33,2%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 161,4 млрд. долларов США, что на 48,9 млрд. долларов США меньше, чем в январе-декабре 2014 года.

Экспорт России в январе-декабре 2015 года составил 345,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизился на 31,1 %. По основным товарным группам отмечается снижение стоимостных объемов экспорта товаров при одновременном росте их физических объемов.

Основу российского экспорта в январе-декабре 2015 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 66,4 % (в январе-декабре 2014 года – 73,4%).

В январе-декабре 2015 года по сравнению с январем-декабрем 2014 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 37,7%, а физический – возрос на 6,3%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта нефти сырой на 11,2%, газа природного – на 14,7%, нефтепродуктов – на 4,9%, в том числе: керосина – на 29,9%, дизельного топлива – на 6,9%, топлив жидких – на 3,9%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-декабре 2015 года составила 9,4% (в январе-декабре 2014 года –7,8%). По сравнению с январем-декабрем прошлого года стоимостный объем экспорта этой продукции снизился на 16,6%, а физический – возрос на 9,3%. Физические объемы поставок черных металлов и изделий из них возросли на 8,4%, в том числе: чугуна – на 24,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 7,9%. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта ферросплавов на 16,1%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-декабре 2015 года составила 6,5% (в январе-декабре 2014 года – 5,1%). Стоимостные объемы экспорта указанных товаров по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизились на 12,4%, а физические – возросли на 3,6%. Физические объемы экспорта продуктов неорганической химии возросли на 11,6%, удобрений – на 1,7%, пластмасс и изделий из них – на 22,0%, каучука, резины и изделий из них – на 18,4%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-декабре 2015 года составила 6,0% (в январе-декабре 2014 года – 3,7%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем прошлого года возрос на 12,9%, в том числе: средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 69,2%. Возросли физические объемы поставок легковых автомобилей в 2,5 раза, а грузовых автомобилей – на 6,3%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-декабре 2015 года составила 4,0% (в январе-декабре 2014 года – 3,2%). По сравнению с январем-декабрем 2014 года стоимостные объемы поставок этих товаров снизились на 13,6%. Физические объемы поставок молока и сливок возросли на 11,7%, ячменя – на 35,5%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-декабре 2015 года составила 2,7% (в январе-декабре 2014 года – 2,1%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился по сравнению с январем-декабрем 2014 года на 9,8%. Физические объемы экспорта пиломатериалов возросли на 20,8%, фанеры – на 16,8%, целлюлозы – на 10,7%. Объем экспорта необработанных лесоматериалов снизился на 7,5%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-декабре 2015 года доля топливно-энергетических товаров составила 39,5% (в январе-декабре 2014 года – 43,6%). Стоимостные и физические объемы экспорта снизились соответственно на 36,5% и 5,5%. Физические объемы экспорта нефти сырой снизились на 5,2%, нефтепродуктов – на 13,6%, газа природного – на 15,2%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-декабре 2015 года составила 16,4% (в январе-декабре 2014 года – 16,3%). Стоимостный объем экспорта продукции машиностроения снизился на 29,5%, в том числе: механического оборудования – на 16,9 %, электрического оборудования – на 33,2%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-декабре 2015 года составил 13,4% (в январе-декабре 2014 года – 11,2%). Стоимостный объем экспорта указанной товарной группы снизился по сравнению с январем-декабрем 2014 года на 16,0%. Физические объемы экспорта фармацевтической продукции возросли на 16,5%, красок и лаков в 2,2 раза, пластмасс и изделий из них – на 12,4%. Физический объем экспорта калийных удобрений снизился на 27,3%, косметических средств – на 9,1%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе-декабре 2015 года составила 10,7% (в январе-декабре 2014 года – 10,3%). Стоимостный и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,1% и 5,2% соответственно. Возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 34,5%. В то же время сократились физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали на 15,0%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-декабре 2015 года составила 9,4% (в январе-декабре 2014 года – 8,0%). По сравнению с январем-декабрем 2014 года сократились стоимостные объемы поставок этих товаров на 17,9%, физические – возросли на 9,1%. Поставки пшеницы увеличились – на 32,3%, мяса птицы – в 2,2 раза.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-декабре 2015 года составила 3,8% (в январе-декабре 2014 года – 4,1%). Стоимостный объем экспорта этих товаров снизился на 35,5%, физический – на 10,1%. Физические объемы экспорта пиломатериалов снизились на 16,8%, фанеры – на 17,5%, бумаги газетной – на 19,3%, целлюлозы – на 4,2%.

Импорт России в январе-декабре 2015 года составил 184,5 млрд.долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизился на 36,7%. По основным товарным группам отмечается снижение как стоимостных, так и физических объемов импорта товаров.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долюмашин и оборудования в январе-декабре 2015 года приходилось 48,0% (в январе-декабре 2014 года – 50,4%). Стоимостный объем импорта этой продукции снизился по сравнению с январем-декабрем 2014 года на 39,4%, в том числе: механического оборудования – на 33,1%, электрического оборудования – на 36,5%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 52,2%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,0%. Физические объемы ввоза легковых автомобилей сократились на 49,9%, грузовых – на 65,9%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-декабре 2015 года составил 19,1% (в январе-декабре 2014 года – 16,8%). Стоимостный объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем-декабрем 2014 года на 27,6%, а физический объем – на 15,0%. Физические объемы поставок косметических средств снизились на 15,4%, пластмасс и изделий из них – на 25,7%, каучука, резины и изделий из них – на 21,8%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-декабре 2015 года составила 13,7% (в январе-декабре 2014 года – 13,4 %). Стоимостные и физические объемы поставок продовольственных товаров сократились по сравнению с январем-декабрем 2014 года – на 35,0% и 20,5% соответственно.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2015 года составил 5,6% (в январе-декабре 2014 года – 5,7%). Стоимостный объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2014 года сократился на 36,8%, а физический – на 30,1 %. Сократились физические объемы закупок труб на 33,5%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 40,0%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-декабре 2015 года составил 6,0% (в январе-декабре 2014 года – 5,8%). Стоимостный и физический объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,2% и 27,1% соответственно.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2015 года доля машин и оборудования составила 20,2% (в январе-декабре 2014 года – 25,2%). Стоимостный объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2014 года сократился на 49,3%, в том числе: механического оборудования – на 51,2%, электрического оборудования – на 54,7%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 22,6%, инструментов и аппаратов оптических – на 45,4%. Физические объемы ввоза легковых автомобилей сократились на 58,6%, а грузовых – на 9,3%.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2015 года составил 12,5% (в январе-декабре 2014 года – 15,0%). Стоимостный объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизился на 47,1 %, а физический – на 27,7%. Сократился физический объем ввоза проката плоского из железа и нелегированной стали на 4,6%, труб – на 44,8%.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 20,6% (в январе-декабре 2014 года – 17,7%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-декабрем 2014 года возросли на 12,4%, в том числе: мяса свежего и мороженного на 34,7%, в том числе: мяса КРС – на 28,3%, свинины – в 1,9 раза, мяса птицы – на 18,2%, сливочного масла – на 13,8%, сыров и творога – на 19,4%. Снизились поставки рыбы на 14,9%, молока – на 9,5%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-декабре 2015 года составила 10,2% (в январе-декабре 2014 года – 8,6%). Стоимостный и физический

объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,1% и 8,8% соответственно.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре

импорта в январе-декабре 2015 года составил 14,9% (в январе-декабре 2014 года – 11,7%). Стоимостный объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем-декабрем 2014 года – на 19,0%, а физический объем – на 5,6%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии сократились на 1,4%, пластмасс и изделий из них – на 6,0%, каучука, резины и изделий из них – на 27,3%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви составил 5,7% (в январе-декабре 2014 года – 5,1%). Стоимостный объем импорта этих товаров снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,2%, а физический возрос на 1,3%. Поставки тканей из хлопка увеличились – на 1,5%.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-декабре 2015 года приходилось 44,8% российского товарооборота (в январе-декабре 2014 года – 48,1 %), на страны СНГ – 12,5% (12,3%), на страны ЕАЭС – 7,8% (7,1 %), на страны АТЭС – 28,1% (26,9%).

Основными торговыми партнерами России в январе-декабре 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 63,6 млрд.долларов США (71,9% к январю-декабрю 2014 года), Германия – 45,8 млрд.долл.США (65,3%), Нидерланды – 43,9 млрд.долл.США (59,9%), Италия – 30,6 млрд.долл.США (63,2%), Турция – 23,4 млрд. долл. США (73,9%), Япония – 21,3 млрд.долл.США (69,3%), США – 20,9 млрд.долл.США (71,9%), Республика Корея – 18,1 млрд.долл.США (66,2%), Польша – 13,8 млрд.долл.США (59,7%), Франция – 11,6 млрд.долл.США (63,8%).

Объемы торговли со странами СНГ в январе-декабре 2014-2015 гг. приведены ниже:

млн.долл.США

СТРАНА

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

Январь-декабрь 2014 г.

Январь-декабрь 2015 г.

Январь-декабрь 2014 г.

Январь-декабрь 2015 г.

АЗЕРБАЙДЖАН

БЕЛАРУСЬ*

КАЗАХСТАН*

КИРГИЗИЯ

ТАДЖИКИСТАН

ТУРКМЕНИЯ

УЗБЕКИСТАН

* Включены досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли Российской Федерации соответственно с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Во внешнеторговый оборот России включены рыба и морепродукты Российской Федерации не подлежащие доставке для таможенного оформления на территории РФ; транспортные средства, ввезенные физическими лицами, бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, приобретенные за пределами территории РФ; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

В экспорт России включены рыба и морепродукты Российской Федерации не подлежащие доставке для таможенного оформления на территории РФ; транспортные средства, вывезенные физическими лицами, досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

В импорт России включены бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, приобретенные за пределами территории РФ; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС.

Статистика внешней торговли России в 2012 г. (по срав. с 2011 г.)

В январе - июле 2012 г. темпы роста основных показателей российской внешней торговли существенно замедлились по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Внешнеторговый оборот, по оценке, увеличился по сравнению с январем - июлем 2011 г. на 5,4% (в 2011 году прирост составлял 34,3%), при этом экспорт вырос на 5,7% (30,8%), импорт - на 4,9% (40,7%). Сальдо внешнеторгового баланса сохранилось положительным и увеличилось на 6,9% относительно января - июля 2011 г. (17,9% в январе - июле 2011 года). 1

Рис.1

Внешняя торговля Российской Федерации в 2008 – 2015 гг. (в млрд.Долларов сша)

Ожидается, что в 2012 году будет экспортировано товаров на сумму 534,2 млрд. долларов США, в то время как в 2011 году товарный экспорт составил 522 млрд. долларов США. 2 Стоимостные объемы экспорта увеличатся на 2,3%, в основном за счет физического роста поставок на 1,7%, цены вырастут всего на 0,6 %.

Рис.2

Динамика экспорта товаров и мировых цен на нефть Urals

Импорт в 2012 году, по оценке, составит 342,7 млрд. долларов США и увеличится относительно 2011 года на 5,8 процента. Несмотря на замедление темпов роста импорта, в первом полугодии 2012 г., можно ожидать ускорения импортных поставок, благодаря которому в целом за 2012 год физический объем поставок вырастет на 6,9%, при этом цены на ввозимые товары сократятся на 1 процент. Такая динамика будет обусловлена главным образом импортными поставками машин и оборудования, доля которых в общем объеме импорта увеличится до 52,4 процента.

Товарная структура внешней торговли России

Кризис оказал существенное влияние на объем и структуру импорта, в результате чего последний (в физическом выражении) сократился в 2010 г. на 36,7% на фоне практически неизменных цен (сокращение составило 0,9% за год). Одной из основных позиций по импортируемым товарам традиционно являются машины и оборудование.

Рис.3

Изменение товарной структуры импорта Российской Федерации (по данным таможенной статистики, к % к общему объему экспорта)

Товарная структура отечественного экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других вывозимых Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела еще более ярко выраженный топливносырьевой характер. Так, доля топливно-энергетических продуктов в общем объеме экспорта выросла с 44,9 % в 1999 г. до 67,4 % в 2009 г.

Рис.4

Изменение товарной структуры экспорта Российской Федерации (по данным таможенной статистики, к % к общему объему)

Для многих топливно-сырьевых производств и отраслей первичного передела продукции экспортная квота (доля экспорта в национальном производстве) за рассматриваемый период увеличилась и значительно превышала средний показатель. Наиболее высокие уровни экспортной зависимости были зафиксированы в лесной и целлюлозно-бумажной (до 85,1%), угольной (до 55,1%), нефтяной (до 56,1%), нефтеперерабатывающей (до 48,9%) отраслях. 3

Современный отечественный высокотехнологичный экспорт представлен преимущественно оборонной, атомной, авиакосмической отраслями, продукция которых, как правило, не предполагает универсального применения, а торговля ею высокополитизирована и имеет ограниченные рынки сбыта. 4

Географическая структура внешней торговли России

В структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз, на долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть внешнеторгового оборота страны (в 2011 г. - 50,3 %).

Приоритетным направлением во внешнеэкономической политике России является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России. 5

Устойчивые позиции в российском товарообороте занимают страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На протяжении 1999-2009 гг. существенно возросла доля стран АТЭС в структуре российского импорта (до 33,3 % в 2008 г.), в то время как в структуре экспорта она снизилась (до 12,9% в 2008 г.) в докризисный период.

Внесены существенные изменения в закон об субъектах малого предпринимательства. В интернете есть официальный ресурс, на котором можно проверить, относится ли ваше предприятие к СМП. Но важно понимать и требования закона, чтобы в случае ошибки чиновников уточнить статус своего предприятия и воспользоваться соответствующими льготами, если есть такие права. В статье рассмотрим, что значит субъект малого и среднего предпринимательства, и кто к ним относится. В статье расскажем про субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

В статье:

Обратите внимание на главную новость на сегодня: , читайте про изменения в журнале « ». Вести бухгалтерию ИП онлайн вы можете в нашей программе « ». Акция: предпринимателей — бесплатно!

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?

Понятие субъектов малого предпринимательства, а также среднего предпринимательства раскрывается в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таким субъектам могут относиться как юрлица, так и предприниматели, если они отвечают ряду требований.

Для предприятия малого и среднего бизнеса критерии соответствия приведены в п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона. В статье же мы их рассмотрим чуть ниже.

Разделение хозяйствующих субъектов на категории введено для того, чтобы учитывая масштаб предпринимательской деятельности вводить некоторые льготы или предъявлять меньше требований к документообороту и отчетности тех субъектов, для которых такие поблажки допустимы.

Минфин в письме от 25.07.2017 № 03-11-11/47293 структурировал информацию о некоторых налоговых льготах для СМП. В частности была упомянута возможность снижения налоговых ставок при применении спецрежимов налогообложения.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году?

Критерии малого бизнеса предусмотрены и для индивидуальных предпринимателей и для организаций. На всех распространяется критерий численности: к СМП относятся субъекты с численностью до 100 человек, в том числе при численности до 15 человек включительно субъекты считаются уже микропредприятиями.

Есть ограничение и по доходам, которое распространяется и на ИП, и на организации.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 устанавливает значения по предельной величине доходов. Категории малого бизнаса по доходам:

В письме от 25.08.2017 № ГД-4-14/16894@ налоговики поясняют, что при внесении информации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства чиновники берут информацию о среднесписочной численности и доходах за предыдущий календарный год. При этом данные сведения вносятся 10 августа на основании вышеуказанных данных, которые попали в систему к 1 июля.

Требования к ИП для отнесения к СМП на этом ограничиваются, а вот к предприятиям предъявляются и другие требования.

Параметры микро бизнеса, малого и среднего предприятия для ЮЛ и ИП

Обратите внимание, что ИП также должны соответствовать этим критериям. Из этой таблицы вы узнаете, какие предприятия относятся к субъектам малого бизнеса (СМБ).

Определение субъекта малого предпринимательства . Это бизнес с выручкой не более 2 млрд. руб. в год и численностью персонала не более 250 человек.

Дополнительные признаки субъекта малого предпринимательства для предприятий

При соответствии общим критериям из предыдущего раздела среди предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • предприятия, у которых в уставном капитале доля других юрлиц не превышает четверть или 49%, если речь идет о долях иностранных юрлиц или юрлиц, не относящихся к СМП;
  • акционерные общества с акциями, относящимися к инновационному сектору;
  • организации - участники «Сколково»;
  • организации, ведущие деятельность по внедрению интеллектуальной собственности из в подп. в) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ;
  • организации с составом учредителей, соответствующим подп. д) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие льготы есть для тех, кто соответствует критериям отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства имеют ряд поблажек в отношении некоторых процедур учета, документооборота и налогообложения. Например, представители СМП имеют право:

  • Вести упрощенный бухучет. Это включает как некоторые исключения при применении стандартов бухгалтерского учета (например, при начислении амортизации основных средств и т. п.), так и состава бухотчетности. Она может сдаваться по упрощенной форме с укрупненными показателями и без некоторых форм.
  • Вести упрощенный учет кассовых операций, в т. ч. не устанавливать лимит остатка кассы.
  • Сокращенной продолжительности плановых проверок в течение календарного года;
  • Применять льготные ставки по некоторым налогам в некоторых регионах;
  • И иные права.

Является ли ИП субъектом малого предпринимательства?

Все индивидуальные предприниматели могут относиться к СМП при соответствии лимитам по численности персонала и доходам. Специфика деятельности для предпринимателей значения не имеет.

Где проверить статус субъекта малого предпринимательства?

В интернете есть специальный ресурс ФНС, где можно проверить, относится ли ваше предприятие или вы сами, как индивидуальный предприниматель, к субъектам малого предпринимательства. В случае если вы себя не обнаружите в этом перечне, но при этом по всем критериям СМП соответствуете, чиновники призывают сообщить об ошибке. После соответствующей проверки сведения будут отредактированы. С помощью этого сервиса вы можете определить СМП.

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 10:17