Состояние рынка транспортных услуг рф. Транспортные тарифы и правила их построения

Транспортная услуга, согласно ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные,» это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках.

Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными странами.

По видам транспортные услуги можно разделить на:

· автомобильные перевозки

· воздушные перевозки

· железнодорожные перевозки

· морские и речные перевозки

По типу перевозок на:

· Пассажирские перевозки: транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

· Грузовые перевозки: транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Рассмотрим особенности типов перевозок на основных видах транспорта.

Автомобильный транспорт - вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России.

Суровые климатические условия, вызывающие большие, чем в других развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта, лишь частичное объяснение этому. Ведь даже в обжитых, экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо, и до сих пор главным “камнем преткновения” на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

Занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Общая протяженность в России автодорог с твердым покрытием в конце 1996 г. составляла всего 745 тыс. км, причем в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам.

Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза - 20-24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.



Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности - 100 %.

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном); высокий уровень загрязнения окружающей среды; большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоемкость и энергоемкость.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Действующую сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам (согласно СНиП 2.05.02-85) делят на пять категорий или классов (Приложение 1.). По народнохозяйственному и административному значению автодороги 1-й и частично 2-й категорий называют федеральными, или магистральными общегосударственного значения, 2-й и частично 1-й категории - республиканскими, областными или краевыми, 3-й и 4-й категорий - местными и 5-й категории - сельскими.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й категорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками, автомобильными мойками, пунктами медицинского обслуживания и другими необходимыми учреждениями.

Воздушный транспорт - самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках.

В современном мире, в то время, когда путешествия людей по планете приобрели масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния. Особенно велико значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различным целям путешествий и имеющих высокий уровень комфорта. На борту воздушных судов и в аэропортах пассажирам предлагается разнообразный и совершенный сервис, делающий путешествия приятными и доступными широким слоям населения.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным.

Следует напомнить, что туризм начал развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для 570 человек по железной дороге в поезде. Проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривает введение новых дополнительных видов деятельности, связанных с обслуживанием пассажиров.

Основные показатели работы железнодорожного транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и I пассажира, приведенные тонно-километры.

К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение. Ввоз - это объем прибытия грузов с других дорог для выгрузки на данной дороге. Вывоз - это объем отправления грузов, погруженных на данной дороге назначением на другие дороги. Транзитом называются перевозки грузов, станции отправления и назначения которых расположены за пределами рассматриваемой дороги и которые следуют через станции этой дороги. Местное сообщение включает в себя объем перевозок грузов, погруженных и отправленных назначением на станции одной и той же дороги.

Кроме этих объемных показателей, на железных дорогах определяют и обобщенные показатели приема, сдачи, отправления и прибытия грузов. Прием грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита, а сдача грузов на другие дороги равна сумме вывоза и транзита. Отправление грузов по дороге равно сумме вывоза и местного сообщения, а прибытие (выгрузка) - сумме ввоза и местного сообщения.

Перевозка багажа осуществляется в багажных вагонах. Единицей наблюдения является багажная отправка; первичным документом - корешок багажной квитанции, в которой регистрируются дата приема, станция и дорога отправления и назначения, масса отправки, провозная плата.

Перевозка пассажиров проводится по пассажирским билетам, и с тем уровнем комфорта и предоставляемого, который подходит конкретному потребителю.

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах, зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.

Морской транспорт - один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы). Этот вид транспорта выполняет следующие три функции. Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны.

При всей важности морского транспорта для экономики страны доля его в объеме перевозок грузов составила в 2001 году всего 0,6 %, а в грузообороте - 7,9 %.

Наибольшая доля в объеме перевозок (две трети) и грузообороте морского транспорта (более 90%) приходится на международные сообщения.

Речной транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям. Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 2001 г. составил всего 3,3 %.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составила в 2001г. 85,4 тыс. км, при этом на 50% их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации. Протяженность внутренних водных судоходных путей Тюменской области составила в 2002 г. 9,8 тыс. км Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщенность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

Федеральное агентство по образованию

Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

на тему: Анализ транспортных услуг в РФ

Выполнила:

Студентка гр.10-ФК2

Петухова В.Ю.

Проверила: к.э.н., доц.

Новикова А.В.

Брянск 2012

Аннотация

В данной курсовой работе было проведено статистическое исследование рынка транспортных услуг РФ. Основная цель работы - закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, их применение для расчета и анализа основных показателей рынка транспортных услуг, полученных в процессе изучения статистики, а также развитие способности к обобщению результатов, которые будут получены из имеющихся статистических данных.

Курсовая работа состоит из двух частей:

· первая часть посвящена изучению теоретических основ транспортных услуг: виды и функции, показатели (грузооборот, пассажирооборот и др.) деятельности, перспективы ее развития.

· во второй части произведен расчет и анализ основных показателей транспортных услуг на основе изученных статистических приемов и методов, таких как сводка и группировка, расчет абсолютных, относительных и средних величин, расчет показателей динамики, выравнивание динамического ряда и т.д.

Введение

1 Формирование рынка транспортных услуг

2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

4 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг

Глава 2. Расчет и анализ показателей рынка транспортных услуг РФ

2.1 Группировка

2.2 Расчет средних величин

3 Относительные величины

2.4 Показатели вариации

5 Ряды динамики

2.6 Выборочное наблюдение

2.8 Корреляционно-регрессионный анализ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются .

Актуальность данного исследования заключается в количественных показателях, соответствующих раскрытию структуры рынка транспортных услуг. Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов, то его изучение является важной задачей для статистики.

Целью данной работы является проведение статистического анализа рынка транспортных услуг в Российской Федерации, учитывая особенности его формирования и функционирования. Для достижения поставленной цели работы надо решить следующие задачи: изучить теоретическую сущность и систему показателей, соответствующую данной теме; проанализировать соответствующие показатели развития;- Объектами учета в статистике рынка транспортных услуг являются перевозки пассажиров и грузов различными видами транспортов.

На основе этого предметом исследования в данной работе являются такие показатели деятельности транспорта, как пассажирооборот и грузооборот, густота путей сообщения.

Глава 1. Теоретические основы изучения рынка транспортных услуг

.1 Формирование рынка транспортных услуг

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать, что начиная с 1970-х годов происходит органическое срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы "производство - транспорт-распределение - сбыт". Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Одной из наиболее важных отраслей экономики России, где необходимо применение инновационных методов в управлении, является транспорт.

Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х и выход на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и новой стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли.

В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных или неэффективных проектов и не позволяло добиться системного эффекта в работе транспорта.

В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс.

Особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства .

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.

А функционирование экономики Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:

    новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,

    формирование рынка услуг транспорта,

    усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно-экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.

Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта относятся:

    перевозка грузов, почты;

    услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);

    услуги по хранению грузов;

    услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств;

    предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

    услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

    перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания .

За последние два десятилетия прошлого века и начало нынешнего столетия удельный вес расходов на транспорт в развитых странах существенных изменений не претерпел. В абсолютном выражении расходы на транспорт продолжали увеличиваться. Следовательно, качественных изменений в предпочтениях потребителей в отношении транспорта в настоящее время не происходит - потребности в услугах данного типа у реципиентов сложились на оптимальном уровне, соответствующем высокой степени удовлетворения.

Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом.

Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.

В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Совершенствование транспортной инфраструктуры и уменьшение расходов на перевозки под влиянием НТП позволяет интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество между географически отдаленными регионами, ведет к снижению издержек пространственной организации международных хозяйственных систем. В процессе углубления интеграции России в мировую экономику нельзя недооценивать роль отечественного транспорта.

Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей нашей страны. С одной стороны, транспорт - это ключевой инфраструктурный компонент внешней торговли товарами, а с другой - крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около четверти всего российского внешнеторгового оборота в сфере услуг. Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта. Для укрепления позиций России на мировом рынке необходимы создание современной транспортной инфраструктуры и коренная организационная перестройка всей транспортной системы нашей страны.

Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно играет роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет и уникальными возможностями участия в международной интеграции и воздействия на глобальные процессы.

Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого - активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.

В общем случае использование национального трубопроводного транспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также является существенным элементом транзитного потенциала страны. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса вносящая свой вклад в ВВП, но важный элемент международного позиционирования страны. Россия имеет свою нишу в мировом транзитном бизнесе.

.2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта относят:

· перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочные работы;

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств;

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· прочие услуги.

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народным хозяйством.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства. Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    научно-технический прогресс;

    планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;

    концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

    рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

    общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

    международное разделение труда;

    укрепление позиций России на мировом рынке.

Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период. Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта. Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Поскольку перевозочный процесс в очень редких случаях начинается и заканчивается в пределах какого-либо одного вида транспорта, постольку в транспортной системе одновременно со специализацией происходит кооперирование деятельности разных видов транспорта.

За счет специализации транспортная система обретает большую производительности, а за счет кооперирования - большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях и, следовательно большую экономичность.

Чередование принципиально разных фаз в развитии транспортной системы - специализации и кооперирования - при отсутствии достаточно определенной закономерности в продолжительности отдельных фаз по времени и глубине происходящих изменений крайне затрудняет формализацию процессов развития транспорта в целом и отдельных его частей .

Для использования в перевозках одного или сочетания нескольких видов транспорта необходимо тщательно исследовать различные факторы, выявляющие как преимущества какого-либо варианта транспортного обслуживания, так и ограничивающие область взаимозаменяемости видов транспорта, где выбор варианта основан на технико-экономических расчетах.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

· невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

· пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

· всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

· роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

· спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

.3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

    экономическое назначение предоставляемой услуги;

    характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

    характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

) неравномерность развития различных видов транспорта;

) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.

07.12.2016

В понятие транспортной услуги включены любые действия, связанные с перемещением груза в пространстве . Причем речь идет не только самой , но и обо всех других мероприятиях, которые необходимы для подготовки груза и транспорта к перевозке.

Основные виды транспортных услуг:

    перевозка;

    выгрузка, погрузка, перегрузка и другие погрузочно-разгрузочные операции;

    действия по подготовке транспорта к маршруту;

    аренда и прокат транспорта;

    экспедиционные услуги;

    ремонт транспорта;

    перегон транспорта к месту погрузки товара;

    любые дополнительные операции необходимые для перевозки грузов.

Кроме того, все перечисленное транспортные услуги могут быть качественно выполнены, если соблюдены все требования по маркетингу, бухгалтерскому сопровождению, страхованию и другим аспектам.

Основные определения транспортных услуг

Также транспортные услуги подразделяются на: перевозочные и не перевозочные . Если услуга будет оказана другим предприятиям и организациям, не имеющим отношения к транспорту, то она будет называться внешней . В том случае, когда в услугах нуждаются организация транспортной отрасли, то какие услуги являются внутренними . Исходя из характера услуги, она может быть: технологической, коммерческой, информационной .

Исходя из вида транспорта услуги можно разделить на:

Перевозки также подразделяются на дальние и местные. Дальние перевозки бывают:

    международные и внутригосударственные ;

    линейные и чартерные;

    унимодальные и мультимодальные.

При этом следует учесть, что при организации , транспортные услуги, виды и правила могут существенно отличаться от внутригосударственных . Ведь именно в этом случае важно добиться урегулирования всех международных договоров и правил разных стран. Здесь также большое значение имеет быстрая организация прохождения государственной границы, в рамках которой все товары и грузы должны пройти пограничный, таможенный, санитарный и другие специальные виды контроля.

Как известно, для эффективного распределения товара и высокого качества транспортного обслуживания необходимо, чтобы все виды транспортных услуг, связанные с самой перевозкой , были проведены быстро и эффективно . Для этого важно, чтобы на каждом этапе транспортировки был обеспечен нужный уровень сервиса и материально-технического оснащения. Все эти требования полностью соблюдаются только на предприятиях, обладающих развитой складской системой и современной погрузочно-разгрузочной техникой. Помимо этого, важен уровень обеспеченности предприятия электронными средствами информации и управления.

Но такое возможно только в рамках в , иначе затраты на транспортировку груза будут неимоверно велики. Вот почему большинство предприятий для транспортировки грузов прибегают к помощи опытных логистов и пользуются арендой складских помещений, представляемой крупными транспортными компаниями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и тенденции международного рынка транспортных услуг. Основные участники рынка. Анализ международной деятельности ОАО "Владивосток Авиа". Конкурентные преимущества и приоритетные направления деятельности. Пути повышения конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Особенности рынка как механизма взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, совокупности отношений производителей и потребителей, формируемых через отношения обмена, решения об уровнях производства, ценах и методах конкурентной борьбы.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Понятие образовательных услуг. Правовое и государственное регулирование рынка образовательных услуг. Проблемы сферы образования. Перспективы развития рынка образовательных услуг в РФ. Образование как экономическая субстанция и производственный процесс.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Формирование рынка транспортных услуг в России, его структура и перспективы развития. Классификация отраслей транспорта. Статистический анализ грузооборота и пассажирооборота с помощью группировки, показателей вариации, рядов динамики, индексного метода.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

Высокая конкуренция в сфере транспортных услуг привела к тому, что компании, не использующие различные актуальные тематические сервисы и инновации долго не задерживаются на этом рынке.

Современные транспортные услуги не ограничиваются только транспортировкой груза. Это сложная работа, где каждый отвечает за свой участок процесса. Новая современная техника, сертифицированные специалисты, продуманная и слаженная работа, вот что отличает качественную компанию-перевозчика от всех других.

Компания «1-я Транспортная» на рынке грузоперевозок уже более 10 лет. Наш опыт и профессионализм, позволяет нам с полной уверенностью гарантировать качество транспортных услуг любой сложности.

Грузоперевозки с нами - это:

  • Экспедиторское сопровождение грузов
  • Отчет о местонахождении груза
  • Корректировка маршрутов при возникновении форс-мажорных обстоятельств
  • Обеспечение безопасности груза в ходе перевозки
  • Страхование груза

Мы ценим наших клиентов и партнеров, и готовы помочь в любых вопросах связанных с перевозкой груза, оказать компетентную консультацию в этой области, и подсказать более выгодные условия грузоперевозок.

Транспортные услуги в условиях современности

Основная задача, которую выполняют транспортные компании – это изучение и удовлетворение всех пожеланий клиента во всех видах транспортных грузоперевозок.

Еще совсем недавно основная часть транспортных компаний оказывали только перевозочные услуги, не задумываясь при этом об оказании других услуг. Все это было обусловлено административно-контрольной моделью управления в нашей стране, отсутствием цивилизованного рынка грузоперевозок и какой-либо конкуренции.

На сегодняшний момент экономические условия позволили транспортным компаниям расширить понятия «услуги грузоперевозок>». Сейчас под транспортной услугой подразумевают не только собственно перевозку груза, а и любая другая операция, которая не входит в состав грузоперевозочного процесса, но и связанного с его начальной подготовкой и далее с осуществлением самого процесса.

Сегодня под словом грузоперевозка подразумевается не только собственно сама перевозка груза или пассажиров, а любая другая операция, которая не входит в состав перевозочного процесса, но связанна с его подготовкой и непосредственно осуществлением.

К транспортным услугам относятся:

  • перевозка пассажиров и грузов;
  • погрузочные и разгрузочные работы;
  • складское хранение любого груза;
  • подготовка грузового автомобиля;
  • предоставление грузовой машины на условиях проката или аренды;
  • доставка новых грузовых машин или отремонтированных;
  • транспортные экспедиционные услуги.
  • Основная транспортная услуга компаний это, конечно же, грузоперевозка. Как правило, эта услуга сопровождается и другими услугами такими как: погрузка, разгрузка, экспедирование и т.д. К дополнительным транспортным услугам можно отнести информационные, коммерческие, маркетинговые и услуги страхования.

    Классификация транспортных услуг

    В зависимости от взаимосвязи с основной деятельностью транспортных предприятий услуги могут быть перевозочными (когда в том или ином виде присутствует элемент перевозки) и не перевозочными. Также услуги различают по виду потребителя, которому оказывается услуга. Такие услуги разделяют на внешние (которые предоставляют нетранспортным предприятиям) и внутренние (предоставляют другим предприятиям транспорта). Также выделяют технологические, коммерческие, информационные и прочие услуги. Их подразделяют по характеру деятельности, связанной с оказанием той или иной услуги.

    Для такого термина как «услуга» (транспортная услуга в том числе) существует целый ряд характерных особенностей:

    • услуги не существуют отдельно от процесса их оказания (то есть услуги не накапливаются);
    • продажа самих услуг - это продажа самого процесса труда, соответственно и качество самих услуг будет определяться качеством процесса труда;
    • услуги имеют конкретную потребительную стоимость только в конкретном месте или направлении и в определенное время. Этот фактор существенно снижает возможность замены одной услуги на другую на рынке услуг;
    • транспортные услуги относят к тем услугам, которые завершают и/или предваряют процесс производства товаров;
    • каждая транспортная услуга уникальна для ее потребителя;
    • от оказанной услуги, в конечном счете, не останется ничего, кроме факта ее оказания;
    • о хорошей услуге долго не помнят, считая ее само собой разумеющейся, а вот плохая услуга запомнится надолго;
    • услуги нельзя потрогать;
    • потребители услуг частенько и сами участвуют в самом процессе их оказания;
    • потребитель услуг не будет являться их собственником;
    • оказание услуги - это такой процесс, который не может быть попробован перед его оказанием;

    Сфера таких услуг должна работать таким образом, чтобы полностью удовлетворить требование клиента с малыми по возможности затратами. Показателем качества грузоперевозок на автотранспортных предприятиях является характеристика 1-ого или нескольких потребительских свойств данной услуги, соединяющих её качество. То есть, другими словами качество перевозки оценивается по собранию характеристик, которые определяют их пригодность к удовлетворению потребности клиента (грузоотправителя или грузополучателя) в соответствующей перевозке.

    По мнению предприятий-поставщиков, показатели качества транспортных услуг должны отвечать основным требованиям:

    • качество грузоперевозок должны соответствовать потребностям потребителей (юридических и физических лиц);
    • быть устоявшимися компаниями и иметь стабильные показатели;
    • при оценке уровня качества грузоперевозок в комплексе одни показатели не должны заменять другие;
    • иметь характеристики грузоперевозки, которые пригодны удовлетворить конкретным потребностям реальных потребителей и соответствовать ее назначению;

    По мнению заказчика (потребителя), главными требованиями к услугам перевозчиков будут являться следующие:

    • экологичность услуги, бережное отношение к окружающей среде;
    • постоянная готовность перевозчика к оказанию услуги грузоперевозки;
    • готовность к перевозкам специальных типов;
    • приспособленность транспортного средства к определенным видам перевозок;
    • грузоперевозки должны быть без промежуточных перегрузок;
    • в пунктах перевалки должно быть перегрузочное оборудование;
    • присутствие транспортной тары необходимого типа;
    • предоставление достоверной и точной информации об условиях перевозки и тарифах, а также оперативной информации о местонахождении груза;
    • предоставление услуг по таможенной очистке;
    • стоимость услуг не должна быть завышена;
    • грузоперевозки «от двери до двери»;
    • профессиональное сопровождение груза;
    • правильное документальное оформление;
    • гибкие условия обслуживания, «слышать» требования клиентов;
    • разные уровни транспортного обслуживания;
    • комплекс дополнительных услуг;
    • удобные прием и сдача грузов;
    • обеспечение сохранности груза во время грузоперевозки;
    • должны соблюдаться оговоренные сроки доставки;
    • регулярность грузоперевозки
    • оптимальная продолжительность доставки;
    • разный транспорт в зависимости от объемов перевозок;
    • Для улучшения качества грузоперевозок перевозчики должны устраивать регулярные проверки качества услуг, оказываемых потребителям. Чаще всего, здесь применяют анкетный метод опроса потребителей, ведь объективный анализ позволяет объективно сравнить заявленное качество услуг реальному.

      Потребность в услугах транспорта часто зависит от развития имеющихся в конкретном регионе видов автотранспорта, их интегрированности в единую систему, разнообразного ассортимента и качества услуг потенциальным клиентам. С развитием рыночной экономики удельный вес услуг транспорта возрастает, данная ситуация характерна почти для всех стран.

      Политика в области автотранспорта в странах с рыночной экономикой пересматривается с внедрением логистики. Автотранспорт стал играть ключевую роль в перевозке грузов

      И области организации грузоперевозок отчетливо просматриваются два основных направления:

    1. Гибкость ассортимента услуг транспорта к различным требованиям клиентов. Различным группам клиентов услуги должны оказываться в соответствии с их реальными потребностями. Потребители должны сами выбрать услуги, их количество и способ реализации.
    2. Активное продвижение услуг транспорта с целью извлечения дополнительной прибыли.